Jump to content

Религия Китая

«Религия Китая: конфуцианство и даосизм» — книга Макса Вебера , немецкого экономиста и социолога . Впервые он был опубликован на немецком языке под названием Konfuzianismus und Taoismus в 1915 году, а адаптированная версия появилась в 1920 году. Английский перевод был опубликован в 1951 году, и с тех пор было выпущено несколько изданий.

Это была его вторая крупная работа по социологии религии после «Протестантской этики и духа капитализма» . Вебер сосредоточил внимание на тех аспектах китайского общества , которые отличались от таковых в Европе и пуританстве , и поставил вопрос, почему капитализм в Китае не развился . С хронологической точки зрения он сосредоточился на раннем периоде китайской истории ( Сотня школ мысли , период Воюющих царств основные китайские школы мысли ( конфуцианство , даосизм ), во время которого были изобретены ). В этот период он сосредоточил свое внимание на вопросах китайского городского развития, китайской патримониализма и чиновничества , а также китайской религии как областей, в которых китайское развитие наиболее заметно отличалось от европейского пути. [1]

Выбор тем и анализ Вебера вызвали дальнейшее внимание и критику. Социолог китайской религии С.К. Ян , например, писал, что интерпретация Вебера «во многом является результатом рассмотрения религиозной ситуации в китайской культуре с точки зрения христианского мира, где религия имеет формальную организационную систему и занимает видное структурное положение». в организационной схеме западного общества». [2]

Историческая справка

[ редактировать ]

Вебер основывал большую часть своего анализа на раннем периоде китайской истории. н. э. китайское государство превратилось из рыхлой федерации феодальных К 200 г. до государств периода Воюющих царств в единую империю с родовым правлением. Конфуцианство стало доминировать над другими школами, которые развились в результате плодотворных социальных потрясений доимперского Китая, такими как даосизм ( даосизм ), моизм и легализм , все из которых критиковали конфуцианство (ок. 400 – ок. 200 до н. э.). Один из Конфуция учеников , Мэн-цзы , (ок. 372 – ок. 289 до н. э.) разработал более идеалистическую версию конфуцианства, тогда как Сюнь-цзы (Сюнь Цзы, ок. 313 – ок. 238 до н. э.) утверждал, что все склонности формируются приобретенными язык и другие социальные формы. [3]

Конфуцианство достигло положения официальной ортодоксальности во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [4]

Когда Хань распалась, конфуцианство пало вместе с ним и бездействовало почти 400 лет (220–618 гг. н. э.), в то время как китайский буддизм и даосизм предлагали новые видения. Китай снова был объединен династиями Суй (581–618) и династией Тан (618–906). [3] Во времена династии Сун (960–1279 гг.) [4] - интерпретация классической конфуцианской доктрины с учетом проблем буддизма и даосизма. Во времена династии Мин (1368–1644) Ван Янмин утверждал, что разум проецирует ли (принцип) на вещи, а не просто замечает внешнее ли . В начале 20 века китайские интеллектуалы обвиняли конфуцианство в научной и политической отсталости Китая. [5] [6] [7] [8] после катастрофических конфликтов с западными военными технологиями на заре современной эпохи.

Подобно Европе, китайские города были основаны как форты правителей или резиденции и были центрами торговли и ремесел . [1] Однако они так и не получили политической автономии и фактически иногда имели меньше прав, чем деревни. [1] Точно так же его граждане не имели особых политических прав или привилегий; Житель , китайских городов никогда не составлял отдельного статусного класса как жители европейских городов. [9]

Отсутствие развития города частично объясняется сильными родственными связями, которые проистекают из религиозных верований (в духов предков ) и поддержания прочных связей с деревнями, в которых жили предки. [9] Гильдии также конкурировали друг с другом за благосклонность Императора , никогда не объединяясь для борьбы за новые права. [9]

Патримониализм, чиновничество и литераторы

[ редактировать ]

В отличие от вечно разделенной Европы, в Китае произошло раннее объединение и установление имперского правительства с централизованным чиновничеством . [10] [11] Относительно мирные столетия в первые века китайской истории означали, что военные никогда не получали значительного авторитета во время формирования структуры власти. [10] Это означало, что центр борьбы за политическую власть переключился с распределения земли на распределение должностей, которые с их пошлинами и налогами были наиболее важным источником дохода для владельца. [11] Государство зависело от услуг свободно сменяемых и ненаследственных чиновников, а не от службы военных ( рыцарей ), как в Европе. [11] Тем не менее, чиновники обладали значительными полномочиями, и их корыстные интересы заключались в сохранении статус-кво , противодействии любым реформам и изменениям, особенно на правительственном уровне. [11]

Для представителей чиновничества первостепенное значение имел их ранг или статус. «Высший» человек ( литератор ) должен держаться подальше от погони за богатством (но не от самого богатства). [12] Таким образом, стать государственным служащим было предпочтительнее, чем стать бизнесменом, и это давало гораздо более высокий класс статуса. [12] Литераторов не заботило богатство, хотя они могли заботиться и заботились о своем статусе. Как писал Вебер:

..."высший" человек жаждал... положения, а не прибыли. [12]

Религиозная организация и конфуцианская ортодоксия

[ редактировать ]

В китайской цивилизации не было ни религиозных пророчеств , ни могущественного социального класса жрецов . [11] Император был первосвященником государственной религии и верховным правителем. [11] Вебер подчеркивал, что конфуцианство терпело одновременное существование многих популярных культов и не предпринимало никаких усилий для организации их как части религиозной доктрины , тем не менее ограничивая политические амбиции их священников. [13] Вместо этого он научил приспосабливаться к миру. [13]

Это резко контрастирует со средневековой Европой, где Церковь часто могла навязывать свою волю воле светских правителей и где одна и та же единственная религия была религией правителей, знати и простого народа. [11]

[ редактировать ]

Согласно конфуцианству, поклонение великим божествам было делом государства, поклонение предкам требуется от всех, а множество народных культов терпимы. [13] Конфуцианство терпело магию и мистицизм , пока они были полезными инструментами управления массами; оно объявляло их ересью и подавляло их, когда они угрожали установленному порядку (отсюда и оппозиция буддизму ). [14] Другим примечательным качеством было избегание как иррационального экстаза и возбуждения, так и мистического созерцания и метафизических размышлений. [15]

Заметим, что в этом контексте конфуцианство можно назвать государственным культом , а даосизм — народной религией . [11] [15]

Социальная структура и капиталистическая экономика

[ редактировать ]

Вебер утверждал, что, хотя некоторые факторы были хороши для развития капиталистической экономики (длительные периоды мира, улучшение контроля над реками, рост населения, свобода приобретать землю и передвигаться за пределами местного сообщества, свобода выбора профессии), они были перевешены другими (в основном религиозными) в Китае: [16]

  • техническим изобретениям противостояли на почве религии (беспокойство духов предков , ведущее к невезению), вместо того, чтобы изменять мир, предпочиталось подстраиваться под него [17]
  • продажа земли часто была запрещена или очень затруднена [18]
  • расширенные группы родства (основанные на религии, подчеркивающей важность семейных связей и происхождения) защищали своих членов от экономических невзгод, тем самым отрицательно влияя на мотивацию к выплате долгов и трудовую дисциплину. [18]
  • это родство препятствовало развитию городского статусного класса, препятствовало правовому развитию, такому как создание правовых институтов, кодификация законов и статусный класс юриста. [17]

Конфуцианство и пуританство

[ редактировать ]

По мнению Вебера, конфуцианство и пуританство — взаимоисключающие типы рационального мышления , каждый из которых пытается предписать образ жизни, основанный на религиозных догмах. [19] Примечательно, что они оба ценили самообладание и сдержанность и не выступали против накопления богатства. [19]

Однако оба эти качества были лишь средством достижения конечной цели, и здесь их разделяло ключевое различие. [19] Целью конфуцианства было «культурное статусное положение», а целью пуританства было создание людей, которые являются «инструментами Бога». [19] Интенсивность веры и энтузиазм к действию были редкостью в конфуцианстве, но обычным явлением в протестантизме. [19] Активно работать ради богатства было неприлично настоящему конфуцианцу. [20] Таким образом, Вебер утверждает, что именно эта разница в социальных установках и менталитете, сформированная соответствующими доминирующими религиями, способствовала развитию капитализма на Западе и отсутствию его в Китае. [19]

Влияние и оценки

[ редактировать ]

Социолог Андреас Бусс писал в 1985 году, что многие западные ученые считали, что так называемый «тезис Вебера» принадлежал «ушедшей эпохе», но он продолжал вдохновлять дискуссии и ссылки. Он предупредил, что знатокам английского языка будет трудно читать Вебера. Одна из проблем заключается в том, что Вебер не намеревался читать эссе о Китае и Индии отдельно или как исчерпывающее исследование. Его целью было сделать набросок избранных элементов индийской или китайской культуры, чтобы контрастировать с его эссе «Протестантская этика и подъем капитализма» и проверить его. Эссе о конфуцианстве и даосизме было опубликовано на английском языке под «вводящим в заблуждение» названием « Религия Китая» , название, которое «вообще не отражает намерения Вебера». Кроме того, продолжил Басс, переводы «плохого качества», даже «позорные», и усугубляют непонимание, которое Вебер чрезмерно обобщает. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.99.
  2. ^ Ян (1961) , с. 20.
  3. ^ Jump up to: а б Вейминг, Ту (28 марта 2024 г.). «Конфуцианство» . Журнал Стэнфордского университета . Проверено 4 апреля 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Конфуцианство» . Сайт National Geographic, раздел «Образование» . Проверено 4 апреля 2024 г.
  5. ^ Ли, Чэньян (2013). « Конфуцианские взгляды на науку и технологии» , статья, опубликованная в журнале «Этика, наука, технология и инженерия: международный ресурс» . ФилАрхив . Проверено 4 апреля 2024 г.
  6. ^ «Конфуцианская перспектива» . Энциклопедия.com . Проверено 4 апреля 2024 г.
  7. ^ Хэ, Чэнчжоу (31 января 2024 г.). «Новое конфуцианство, наука и будущее окружающей среды» . Издательство Кембриджского университета . Проверено 4 апреля 2024 г.
  8. ^ Донг, Баоминь (31 января 2024 г.). «Исследования по экономической истории» . Наука Директ . Проверено 4 апреля 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.100.
  10. ^ Jump up to: а б Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.101.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.103.
  12. ^ Jump up to: а б с Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.124-125.
  13. ^ Jump up to: а б с Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.103-104.
  14. ^ Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.133
  15. ^ Jump up to: а б Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.125–126.
  16. ^ Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.116.
  17. ^ Jump up to: а б Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.115.
  18. ^ Jump up to: а б Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.114.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.141.
  20. Джордж Ритцер (29 сентября 2009 г.). Современная социологическая теория и ее классические корни: основы. МакГроу-Хилл. стр. 37–38. ISBN   978-0-07-340438-7 .
  21. ^ Басс (1985) , стр. 1–3 .

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b8e677b49a0e7114aa3d327812b15a3__1715638500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/a3/8b8e677b49a0e7114aa3d327812b15a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Religion of China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)