Jump to content

Идеальный тип

Идеальный тип ( нем . Idealtypus ), также известный как чистый тип , — типологический термин, наиболее тесно связанный с социологом Максом Вебером (1864–1920). [1] По мнению Вебера, поведение социальных наук зависит от построения абстрактных гипотетических концепций. Таким образом, «идеальный тип» является субъективным элементом социальной теории и исследований и одним из субъективных элементов, отличающих социологию от естествознания .

Значение [ править ]

Идеальный тип формируется из характеристик и элементов данных явлений , но он не претендует на соответствие всем характеристикам какого -либо конкретного случая. Речь идет не о совершенных вещах, моральных идеалах или средних статистических показателях , а скорее о том, чтобы подчеркнуть определенные элементы, общие для большинства случаев данного явления. Используя слово «идеальный», Макс Вебер имеет в виду мир идей ( нем . Gedankenbilder , «мысленные образы»), а не совершенство; эти «идеальные типы» представляют собой идеи-конструкты, помогающие привести в порядок кажущийся хаос социальной реальности.

Вебер писал: «Идеальный тип образуется путем одностороннего акцентирования одной или нескольких точек зрения и синтеза множества размытых, дискретных, более или менее присутствующих, а иногда и отсутствующих конкретных индивидуальных явлений, которые располагаются по эти односторонне подчеркнутые точки зрения в единую аналитическую конструкцию...» [2] Следовательно, идеальные типы являются формой совершенного представления. Это полезный инструмент сравнительной социологии при анализе социальных или экономических явлений, имеющий преимущества перед очень общей, абстрактной идеей и конкретным историческим примером. Его можно использовать для анализа как общего, надисторического явления, такого как капитализм Вебера , так и исторически уникальных явлений, таких как анализ протестантской этики .

Чтобы попытаться понять то или иное явление, необходимо не только описать действия его участников, но и «интерпретировать» их, отнеся поведение к какому-то предшествующему «идеальному типу». Вебер описал четыре «идеальных типа» поведения: звекрациональный (целе-рациональность), вертрациональный (ценностно-рациональность), аффективный (эмоционально-рациональность) и традиционный (привычка, бессознательная привычка).

Вебер утверждает, что «идеальный тип» никогда не стремится претендовать на свою значимость с точки зрения воспроизведения или соответствия социальной реальности. Ее обоснованность может быть установлена ​​только с точки зрения адекватности, которую слишком удобно игнорируют сторонники позитивизма. Однако это не означает, что объективность, какой бы ограниченной она ни была, может быть достигнута путем «взвешивания различных оценок друг против друга и достижения «государственного деятельного» компромисса между ними», что часто предлагается в качестве решения теми, кто пропагандирует методологический перспективизм. Подобная практика, которую Вебер называет «синкретизмом», не только невозможна, но и неэтична, поскольку она избегает «практического долга отстаивать свои собственные идеалы» [Вебер 1904/1949, с. 58 [3] ].

Научный прием [ править ]

Обычно утверждают, что идеализация играет ключевую роль в методологии других социальных наук, особенно экономики . [4]

Например, homo Economicus является результатом последовательного процесса абстракции -идеализации. Одна из фундаментальных аксиом неоклассической экономики , закон убывающей предельной полезности , вытекала из выделения закона Вебера-Фехнера в психофизике, который подчеркивает, что рост субъективно воспринимаемой интенсивности повторяющихся стимулов с одинаковой физической интенсивностью всегда уменьшается. Тот же закон возникает в законе убывающей предельной отдачи. Homo Economicus, как предполагали неоклассики, — это идеализированное абстрактное существо, которое можно охарактеризовать намерением обмениваться и чья единственная задача — принимать экономические решения. Для человека экономического не существует ни времени, ни социальной и природной среды, он не имеет возраста, у него нет прихотей, и его решения не подвержены влиянию случайных эффектов (социальной) среды. Итак, его поведение лишь отражает объективные и последовательно действующие экономические законы, установленные формальной рациональностью. Ведь гуманитарные (и социальные) науки, подобно естественным наукам, т.е. абстрагируясь от всего субъективного, ограничивались формулировкой только объективных истин.

Однако рутина концептуализации неоклассической экономической теории отличается от подлинного подхода Макса Вебера тем, что неоклассики сосредоточились именно на поиске и выводе экономических законов (в соответствии с усилиями естественных наук), в то время как идеальные типы веберовской социологии лишь поддерживали интерпретативное понимание прошлых событий без ссылок на причинные законы. Даже если метод и стратегия создания идеально-типических концепций являются общими, в конечном итоге это две противоположные научные программы. Вебер предлагает превосходное описание и руководство пользователя по технике абстрагирования и идеализации, которое также напрямую применимо к стратегии концептуализации основной экономической науки, которая в своих усилиях по поиску законов находится на совершенно ином пути. [5]

Критика [ править ]

Среди критиков идеального типа есть сторонники теории нормального типа . Некоторые социологи утверждают, что идеальный тип имеет тенденцию сосредотачиваться на крайних явлениях и упускать из виду связи между ними, и что трудно показать, как типы и их элементы вписываются в теорию целостной социальной системы .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Вебер, Макс (1949). Макс Вебер о методологии социальных наук . Перевод Шилса, Эдварда А.; Финч, Генри А. (Первое изд.). Гленко, Иллинойс: Свободная пресса. п. 42–44, 90–107,110,114,125.
  2. ^ Шилс, Эдвард А. и Финч, Генри А. (перевод и ред.), Методология социальных наук (1903–17) , Нью-Йорк: Free Press, 1997, стр. 90.
  3. ^ Макс Вебер, Стэнфордская энциклопедия философии
  4. ^ Мяки, Ускали (2009). «Реалистический реализм о нереалистичных моделях». Оксфордский справочник по философии экономики . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 68–98. ISBN  9780195189254 .
  5. ^ Гальбач, Питер (2015). «Методологические принципы и эпистемологическое введение». Теория новой классической макроэкономики. Позитивная критика . Вклад в экономику. Гейдельберг/Нью-Йорк/Дордрехт/Лондон: Springer. стр. 1–52. дои : 10.1007/978-3-319-17578-2 . ISBN  978-3-319-17578-2 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbe5774a17cedb79d2f07e235c78ada8__1707836100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/a8/dbe5774a17cedb79d2f07e235c78ada8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ideal type - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)