Jump to content

Трехсторонняя классификация полномочий

Макс Вебер выделил три идеальных типа легитимного политического лидерства, господства и власти. Он писал об этих трех типах господства как в своем эссе «Три типа легитимного правления», опубликованном в его шедевре « Экономика и общество » (см. Weber 1922/1978:215-216), так и в своей классической речи « Политика как Призвание » (см. Вебер 1919/2015: 137–138).

  1. харизматический авторитет ( характер , героизм , лидерство , религиозность ),
  2. традиционная власть ( патриархи, патримониализм, феодализм ) и
  3. рационально-правовая власть ( современное право и государство, бюрократия ).

Эти три типа являются идеальными типами и редко проявляются в чистом виде.

Согласно Веберу, власть – это власть, которую те, кто ей подчиняется, признают легитимной. Говорят, что эти три формы власти существуют в «иерархическом порядке развития». Государства переходят от харизматической власти к традиционной власти и, наконец, достигают состояния рационально-правовой власти , характерного для современной либеральной демократии .

Харизматический авторитет

[ редактировать ]

Харизматический авторитет вырастает из личного обаяния или силы отдельной личности. [1] Вебер в лекции описал его как «власть необыкновенного и личного дара благодати (харизмы)»; он отличал ее от других форм власти, заявив: «Люди подчиняются ему [харизматическому правителю] не в силу традиций или закона, а потому, что они верят в него». [2] Таким образом, фактическая власть или способности лидера не имеют значения, пока последователи верят , что такая власть существует. Таким образом, по мнению Вебера, харизматическим лидерам особенно трудно сохранять свою власть, поскольку последователи должны продолжать легитимизировать власть лидера. Чиновники состоят из тех, кто проявил личную преданность правителю, и из тех, кто обладает собственной харизмой. [3]

Харизматическая власть отличается от законно-рациональной и традиционной власти, поскольку она развивается не из устоявшейся традиции, а скорее из веры последователей в лидера.

По мнению Вебера, как только лидер теряет свою харизму или умирает, системы, основанные на харизматической власти, имеют тенденцию трансформироваться в традиционные или юридически-рациональные системы.

Традиционная власть

[ редактировать ]

В системах, основанных на традиционной власти, легитимность исходит из традиции или обычая, даже номинальный личный правитель(и) подчиняется им; Вебер описал его как «авторитет вечного вчера» и определил его как источник авторитета монархий . [2] При этом типе доминирования традиционные права могущественного человека или группы признаются подчиненными или, по крайней мере, не оспариваются. Доминирующим человеком мог быть лидер клана, старший, глава семьи, патриархальная фигура или доминирующая элита. Чиновники состоят либо из личных вассалов (при родовом режиме), либо из личных верных союзников, таких как вассалы или лорды-данники (при феодальном режиме ). Их прерогативы обычно аналогичны прерогативам вышестоящего правителя, только уменьшены в размерах, и они тоже часто выбираются на основе наследования. [3] Исторически это был наиболее распространенный тип правления.

По мнению Вебера, неравенство создается и сохраняется традиционной властью. Если эта власть не будет оспорена, доминирующий лидер или группа останется у власти. По Веберу, традиционная власть блокировала развитие рационально-правовой власти.

[ редактировать ]

Юридическая власть, также известная как рационально-правовая власть, основана на системе правил , которая применяется административно и судебно в соответствии с известными принципами. Лица, которые применяют эти правила, назначаются или избираются в соответствии с юридическими процедурами. На начальников также распространяются правила, которые ограничивают их полномочия, отделяют их частную жизнь от служебных обязанностей и требуют письменной документации. [4] Именно власть требует подчинения должности, а не должностному лицу; как только лидер покидает свой пост, его рационально-правовой авторитет теряется. Вебер определил «рационально созданные правила». [2] как центральную черту этой формы власти. Современные демократии содержат множество примеров правовых и рациональных режимов. Существуют различные пути развития юридической власти. Многие общества разработали систему законов и правил, и существует множество различных принципов законности. С развитием правовой и рациональной системы политическая система, вероятно, будет рационализирована аналогичным образом. Конституции , письменные документы, установленные должности и регулярные выборы часто ассоциируются с современными правовыми и рациональными политическими системами. В прошлом они имели тенденцию развиваться в противовес более ранним традиционным системам, таким как монархии, где набор правил не был хорошо развит. По мере рационального развития этих систем власть принимает юридически-рациональную форму. Те, кто управляет, имеют на это законное законное право, а подчиненные признают законность правителей.

Хотя рационально-правовая власть может быть оспорена теми, кто находится в подчинении, это вряд ли приведет к быстрому изменению природы системы. Такая борьба за власть, по мнению Вебера, в основном является политической борьбой и может быть основана на национализме или этнической принадлежности.

Классификация власти в контексте истории

[ редактировать ]

Вебер также отмечает, что легальное доминирование является наиболее развитым, и что общества эволюционируют от преимущественно традиционных и харизматических властей к преимущественно рациональным и законным, поскольку нестабильность харизматической власти неизбежно вынуждает ее «рутинизироваться» в более структурированную форму власти. Точно так же он отмечает, что при чистом традиционном правлении достаточное сопротивление хозяину может привести к «традиционной революции». Таким образом, он намекает на неизбежное движение к рационально-правовой структуре власти, использующей бюрократическую структуру. Это связано с его более широкой концепцией рационализации , предполагая неизбежность движения в этом направлении. Таким образом, эту теорию иногда можно рассматривать как часть теории социального эволюционизма .

В традиционной власти легитимность власти исходит из традиции , в харизматической власти - из личности и лидерских качеств личности ( харизмы ), а в юридической (или рационально-правовой) власти - из полномочий, бюрократически и юридически закрепленных за определенными должностями. . Классический пример этих трех типов можно найти в религии: священники (традиционные), Иисус (харизматические) и католическая церковь (законно-рациональная). Вебер также рассматривал эти три типа в рамках своих трех основных способов конфликта: традиционная власть внутри статусных групп, харизматическая власть внутри класса и законно-рациональная власть внутри партийных организаций.

По его мнению, любые исторические отношения между правителями и управляемыми содержали элементы, которые можно проанализировать на основе вышеуказанного различия.

Сравнительная таблица

[ редактировать ]
Харизматичный Традиционный Законно-рациональное
Тип линейки Харизматичный лидер Доминирующая личность Функциональные начальники или бюрократические чиновники
Позиция определяется Иметь динамичную личность Устоявшаяся традиция или распорядок дня Законно установленный орган
Правило с использованием Необыкновенные качества и исключительные способности Приобретенные или наследственные (наследственные) качества Действие рационально установленных норм, постановлений и других правил и положений.
Узаконенный Победы и успех сообщества Устоявшаяся традиция или распорядок дня Общая вера в формальную правильность этих правил и тех, кто их вводит, считается легитимной властью.
Верность Межличностная и личная преданность и преданность На основе традиционных пристрастий К авторитету/правилам
Сплоченность Эмоционально неустойчив и изменчив. Чувство общей цели Соблюдение правил (см. теорию девиантности Мертона )
Лидерство Правители и последователи (ученики) Устоявшиеся формы социального поведения Правила, а не правители

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харизматическое лидерство (Вебер)
  2. ^ Перейти обратно: а б с Политика как призвание
  3. ^ Перейти обратно: а б Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.295.
  4. ^ Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , University of California Press, 1977, стр.294

Библиография

[ редактировать ]
  • Вебер, Макс (1978/1922). Экономика и общество под редакцией Гюнтера Рота и Клауса Виттиха. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Вебер, Макс (2015/1919). «Политика как призвание» в книге Вебера «Рационализм и современное общество» . Отредактировано и переведено Тони Уотерсом и Дагмар Уотерс, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2015, стр. 129–198.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87a7de9c33bf32fc4e7f8a5be4e33557__1721842020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/57/87a7de9c33bf32fc4e7f8a5be4e33557.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tripartite classification of authority - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)