Харизма
Харизма ( / k ə ˈ r ɪ z m ə / ) — это личное качество присутствия или обаяния, которое другие люди находят психологически привлекательным. [1] В области социологии и политологии , психологии и менеджмента термин «харизматический» описывает тип лидерства . [2] [3] В христианском богословии термин харизма появляется как Духовный дар ( харизма ), который представляет собой наделение необычайной силой, данной Святым Духом . [4] [5]
Этимология
[ редактировать ]Английское слово «харизма» происходит от древнегреческого слова χάρισμα ( харизма ), которое означает «дар благодати», «дар благодати». [2] Термин в единственном числе и термин во множественном числе χαρίσματα ( charismata ) происходят от слова χάρις ( charis ), означающего грацию и очарование . [6] [7] В религиозной практике древние греки приписывали харизму личности своему пантеону богов и богинь, например, приписывая отдельным Харитам очарование, красоту, природу, творчество и плодородие ( Χάριτες ). В теологии и социологии значения слова «харизма» расширились от древнегреческого определения до значений божественно дарованной харизмы и харизмы личности , например, в «Истории харизмы» (2010) Джон Поттс сказал, что:
Современная харизма, однако, сохраняет непреодолимый характер, приписываемый ей [Максом] Вебером : она сохраняет загадочное, неуловимое качество. Комментаторы СМИ регулярно называют харизму Х-фактором . . . . Загадочный характер харизмы также предполагает связь — по крайней мере в некоторой степени — с самыми ранними проявлениями харизмы как духовного дара. [8] : 3
Более того, в греческом диалекте койне, на котором говорили в Древнем Риме, термины харизма и харизмата использовались без религиозного подтекста. [9]
История
[ редактировать ]Дарованная Богом харизма
[ редактировать ]Еврейская Библия и христианская Библия описывают развитие дарованной Богом харизмы . В еврейском тексте идея харизматического лидерства обычно обозначается использованием существительного hen (благосклонность) или глагола hanan (выказывать благосклонность). Греческий термин, обозначающий харизму (благодать или благосклонность), и его корень харис (благодать) заменили еврейские термины в греческом переводе еврейской Библии III века до н.э. ( Септуагинта ). Повсюду «парадигматическим образом харизматического героя является фигура, получившая благосклонность Бога». [10] : 1545 Другими словами, дарованная Богом харизма. [11] относились к весьма почитаемым деятелям.
Таким образом, евреи Восточного Средиземноморья в I веке нашей эры имели представления о харисе и харизме , которые охватывали диапазон значений, встречающихся в греческой культуре, и духовные значения еврейской Библии. [8] : 15 Из этого языкового наследия слитых культур в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел ввел смысл, согласно которому Святой Дух даровал харизму и charismata , «дар благодати Божией», отдельным людям или группам. По мнению Павла, «здесь есть четкое различие между харизмой и харисой ; харизма — это прямой результат божественной харисы или благодати». [8] : 36–37 [10] : 1549
В Нового Завета Посланиях упоминает харизму или ее множественное число charismata Павел семь раз в Первом Послании к Коринфянам , написанном на койне (или обычном) греческом языке около 54 г. н.э. Он развивает свои концепции шестью ссылками в Послании к Римлянам (ок. 56 г.). Он делает три отдельных упоминания во 2 Коринфянам 56, 1 Тимофею и 2 Тимофею 62–67. Семнадцатое и единственное упоминание о харизме находится в 1 Петра . [8] : 23, 37, 43, 45 [2] [9] [12]
Евангелия дарованную , написанные в конце первого века, приписывают Богом харизму почитаемым личностям . Примерами могут служить рассказы о Иисуса крещении и его преображении , в которых ученики видят его сияющим светом, появляющимся вместе с Моисеем и Илией. Другой пример - Гавриила приветствие Марии как «полной благодати». [10] В этих и других случаях ранние христиане обозначали определенных людей как обладающих «духовными дарами», и эти дары включали «способность проникать в душу ближнего до глубины его сердца и духа и распознавать, находится ли он под властью добра или зла». дух и дар, помогающий ему освободиться от демона». [13]
Верующие характеризовали своих почитаемых религиозных деятелей как обладающих «высшим совершенством… особой Харизмой ». [13] Затем, с основанием христианской церкви , «старые харизматические дары и бесплатные приношения были преобразованы в иерархическую священническую систему». [14] Акцент на институте, а не на личностях, вдохновленных Богом, все больше доминировал в религиозной мысли и жизни, и этот фокус оставался неизменным на протяжении веков. [15]
В 17 веке церковные лидеры, особенно в латинской традиции , подчеркивали «индивидуальные дары [и] особые таланты, переданные Богом или Святым Духом ». В XIX веке акцент сместился на индивидуальные и духовные аспекты харизмы; Протестантские и некоторые католические богословы сузили это понятие до превосходных, необычных и виртуозных даров. Одновременно этот термин стал отчужден от гораздо более широкого значения, которое ранние христиане . придавали ему [9] Тем не менее, суженный термин проецировался обратно на более ранний период: «Систематически отраженное и весьма дифференцированное понимание харизмы часто неосознанно вливалось в Священное Писание и сочинения отцов церкви, так что эти тексты уже не читались глазами авторов» . [16]
Эти диалектические значения повлияли на изменения в пятидесятничестве в конце 19 века и харизматических движениях в некоторых основных церквях в середине 20 века. В «Религия XXI века» разделе обсуждается вопрос о том, что означает харизма в этих и других религиозных группах.
Харизма личности
[ редактировать ]Основой современного светского использования является немецкий социолог Макс Вебер . Он обнаружил этот термин в работе Рудольфа Зома , немецкого церковного историка, чья книга Kirchenrecht 1892 г. [17] был сразу же признан в Германии эпохальным произведением. [2] Это также стимулировало дебаты между Зомом и ведущими богословами и религиоведами, которые длились более двадцати лет и породили богатую полемическую литературу. [18] Эти дебаты и литература сделали харизму популярным термином, когда Вебер использовал его в «Протестантской этике и духе капитализма» и в своей «Социологии религии» . Возможно, потому, что он предполагал, что читатели уже поняли эту идею, в ранних работах Вебера не было определения или объяснения этой концепции. В сборнике своих работ «Экономика и общество » он определил этот термин как яркий пример действия, которое он назвал «ценностно-рациональным», в отличие от действия, которое он назвал «инструментально-рациональным», и в противоположность ему. [19] Поскольку он применял значения харизмы, подобные Зому, который подтверждал чисто харизматическую природу раннего христианства, [10] : 1544 Вебера Харизма совпадала бы с дарованным Богом чувством харизмы, определенным выше в работе Зома.
Вебер ввел понятие харизмы личности , когда применил харизму для обозначения формы власти. Чтобы объяснить харизматическую власть , он разработал свое классическое определение:
Харизма — это определенное качество индивидуальной личности, благодаря которому он выделяется среди обычных людей и рассматривается как наделенный сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительно исключительными способностями или качествами. Они как таковые недоступны обычному человеку, но считаются имеющими божественное происхождение или образцовыми, и на основании них к соответствующему человеку относятся как к лидеру. [20] : 328, 358 и далее
Здесь Вебер расширяет концепцию харизмы за пределы сверхъестественного до сверхчеловеческих и даже исключительных способностей и качеств. Социолог Поль Жосс изучил знаменитое определение Вебера и обнаружил, что:
посредством простых, но глубоко последовательных фраз, таких как «учитываются» и «относятся», харизма становится реляционной, приписываемой и, наконец, собственно социологической концепцией.... Для Вебера локус власти находится в руководимом, который активно (возможно, неосознанно) наделяют своих лидеров социальным авторитетом. [2]
Другими словами, Вебер указывает, что именно последователи приписывают личности полномочия, подчеркивая, что «признание со стороны тех, кто подчиняется власти», имеет решающее значение для действительности харизмы. [20] : 359
Вебер умер в 1920 году, оставив «беспорядочные, фрагментарные рукописи без даже плана или таблицы предполагаемого содержания». Одна незаконченная рукопись содержала приведенное выше определение харизмы . [21] Перевод его произведения на английский язык занял более четверти века. [22] Что касается харизмы, то формулировки Вебера обычно считаются возрождением этой концепции из ее глубокой богословской неясности. [23] Однако, даже несмотря на замечательные переводы и предисловия всех его работ, многие ученые находят формулировки Вебера двусмысленными. За последние полвека они обсуждали значение многих веберовских концепций, включая значение харизмы, роль последователей и степень сверхъестественного компонента. [21] [24]
См. также
[ редактировать ]- Чарис (имя) – мужское имя (Χάρης).
- Инструментальное и ценностно-рациональное действие – Философские термины
- Ризз (сленг) - интернет-сленговое слово, обозначающее «харизму».
- Поверхностное обаяние – лесть, говорящая людям то, что они хотят услышать.
- Лидерские качества – модели личных качеств, которые способствуют постоянной эффективности лидера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Жосс, Пол (2014). «Становление богом: Макс Вебер и социальная конструкция харизмы». Журнал классической социологии . 14 (3): 266–283. дои : 10.1177/1468795X14536652 . S2CID 143606190 .
- ^ Антонакис, Джон; Фенли, Марика; Лихти, Сью (2011). «Можно ли научить харизме? Тесты двух вмешательств» (PDF) . Академия управленческого обучения и образования . 10 (3): 374–396. дои : 10.5465/amle.2010.0012 .
- ^ «Духовные дары». Библейский словарь WRF Браунинга. Oxford University Press Inc. Оксфордский справочник в Интернете . Издательство Оксфордского университета. По состоянию на 22 июня 2011 г.
- ^ «харизма» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз.
- ^ «харизма, харизма, харизматы, харизмы». Оксфордский словарь английского языка . Том. III (Второе изд.). 1989. с. 41 .
- ^ Бикс, Роберт С.П. (2010). Этимологический словарь греческого языка . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Том. 10/1. Брилл. п. 1607 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Поттс, Джон (2010). История харизмы . Пэлгрейв Макмиллан.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эбертц, Майкл Н. (2007). «Харизма». В Бец, Ханс Дитер; Браунинг, Дон С.; Яновский, Бернд; Юнгель, Эберхард (ред.). Религия прошлого и настоящего . Том. II. Брилл. стр. 493–496 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шепер, Джордж Л. (2005). «Харизма». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 3 (Второе изд.). Справочник Макмиллана.
- ^ Грабо, Аллен; Списак, Брайан Р.; Ван Вугт, Марк (2017). «Харизма как сигнал: эволюционный взгляд на харизматическое лидерство» . Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 28 (4): 473–485. дои : 10.1016/j.leaqua.2017.05.001 . hdl : 1871.1/cfaf823d-55a3-4d48-95e4-68a021621ed2 .
- ^ Дичарри, ВФ (1967). «Харизма». Новая католическая энциклопедия . Том. III. Томсон/Гейл. п. 460 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенц, Эрнст Вильгельм (1986). «Роль христианства». Новая Британская энциклопедия . Том. 16. с. 306.
- ^ Трёльч, Эрнст (1931) [1911]. Социальные учения христианских церквей . Том. 1. Перевод Вайона, Олив. Аллен и Анвин. стр. 99, 109.
- ^ Морс, Уильям; Морс, Мэри (1985). Словарь современного употребления Харпера . Харпер и Роу. п. 110.
- ^ Баумерт, Норберт (1991). « 'Харизма' – попытка регулирования языка». Философско-теологический (на немецком языке). 66 : 22. Цитируется по Ebertz, 2007, цит. , с. 495
- ^ Зом, Рудольф (1892). Каноническое право . Лейпциг: Данчер и Хамблот.
- ^ Смит, Дэвид Норман. (1998). «Вера, разум и харизма: Рудольф Зом, Макс Вебер и теология благодати». Социологический опрос . 68 (1): 32–60. дои : 10.1111/j.1475-682X.1998.tb00453.x .
- ^ Вебер, Макс (1968). Экономика и общество . Бедминстер Пресс. стр. 24–25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вебер, Макс (1947) [1924]. Теория социальной и экономической организации . Перевод Хендерсона, AM; Парсонс, Талкотт. Свободная пресса.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макрей, Дональд Г. (1974). Макс Вебер . Викинг. п. 101.
- ^ Калхун, Крейг, изд. (2002). «Вебер, Макс». Словарь социальных наук . Издательство Оксфордского университета. стр. 510–512 .
- ^ Тернер, Стивен (2003). «Переосмысленная харизма». Журнал классической социологии . 3 (5): 5–26. дои : 10.1177/1468795X03003001692 . S2CID 220121939 .
- ^
- Хант, Соня М. (1984). «Роль лидерства в построении реальности». В Келлермане, Барбара (ред.). Междисциплинарные перспективы лидерства . Прентис-Холл. стр. 157–178.
- Гирц, Клиффорд (1977). «Центры, короли и харизма: размышления о символике власти». В Кларке, Бен-Дэвид Дж. (ред.). Культура и ее создатели . Издательство Чикагского университета. стр. 150–171.
- Рустоу, Данкварт А. (1970). «Исследование лидерства». В Растоу, Данкварт А. (ред.). Философы и короли: исследования лидерства . Бразильер. стр. 10–16.
- Стутье, Ян Виллем (2012). Харизматическое лидерство и социальные движения: революционная сила обычных мужчин и женщин . Книги Бергана. ISBN 978-0-85745-329-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Антонакис, Джон (9 февраля 2015 г.). «Давайте посмотрим правде в глаза: харизма имеет значение» . TEDx в Лозанне . Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 г.
- Флора, Карлин (01 мая 2005 г.). «Х-факторы успеха» . Психология сегодня .
- «Макс Вебер и харизма» . Архивировано из оригинала 27 июля 2005 г.
- Роббин, Томас (1998). «Харизма» . В Сватосе, Уильям Х. (ред.). Энциклопедия религии и общества . Роуман Альтамира. ISBN 0-7619-8956-0 .
- Тот, Майкл А. (апрель 1972 г.). «К теории рутинизации харизмы» . Журнал социальных наук Роки Маунтин . 9 (2): 93–98.
- Грир, Марк (январь 2005 г.). «Наука о мастерстве» . Монитор по психологии . 36 (1). Американская психологическая ассоциация.
- «Харизматические культы» . Мышление разрешено . BBC Четыре . 26 января 2005 г.
- Рапопорт, Дэвид К. (июнь 1979 г.). «Моисей, харизма и завет». Западный политический ежеквартальный журнал . 32 (2): 123–143. дои : 10.2307/448172 . JSTOR 448172 .
- «Характер Харизмы» . 15 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2006 г.
- Зернике, Кейт (17 февраля 2008 г.). «Харизматический мандат» . Нью-Йорк Таймс .
- Оппенгеймер, Марк (20 июля 2008 г.). «Школа обаяния: ученые раскрывают секреты харизмы и предполагают, что неуловимым качествам можно научить» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 г.
- Битар, Амер (2020). Визуальное лидерство бедуинов на Ближнем Востоке: сила эстетики и практические последствия . Спрингер Природа . ISBN 9783030573973 .