Jump to content

Харизма

Харизма ( / k ə ˈ r ɪ z m ə / ) — это личное качество присутствия или обаяния, которое другие люди находят психологически привлекательным. [1] В области социологии и политологии , психологии и менеджмента термин «харизматический» описывает тип лидерства . [2] [3] В христианском богословии термин харизма появляется как Духовный дар ( харизма ), который представляет собой наделение необычайной силой, данной Святым Духом . [4] [5]

Этимология

[ редактировать ]

Английское слово «харизма» происходит от древнегреческого слова χάρισμα ( харизма ), которое означает «дар благодати», «дар благодати». [2] Термин в единственном числе и термин во множественном числе χαρίσματα ( charismata ) происходят от слова χάρις ( charis ), означающего грацию и очарование . [6] [7] В религиозной практике древние греки приписывали харизму личности своему пантеону богов и богинь, например, приписывая отдельным Харитам очарование, красоту, природу, творчество и плодородие ( Χάριτες ). В теологии и социологии значения слова «харизма» расширились от древнегреческого определения до значений божественно дарованной харизмы и харизмы личности , например, в «Истории харизмы» (2010) Джон Поттс сказал, что:

Современная харизма, однако, сохраняет непреодолимый характер, приписываемый ей [Максом] Вебером : она сохраняет загадочное, неуловимое качество. Комментаторы СМИ регулярно называют харизму Х-фактором . . . . Загадочный характер харизмы также предполагает связь — по крайней мере в некоторой степени — с самыми ранними проявлениями харизмы как духовного дара. [8] : 3 

Более того, в греческом диалекте койне, на котором говорили в Древнем Риме, термины харизма и харизмата использовались без религиозного подтекста. [9]

Дарованная Богом харизма

[ редактировать ]

Еврейская Библия и христианская Библия описывают развитие дарованной Богом харизмы . В еврейском тексте идея харизматического лидерства обычно обозначается использованием существительного hen (благосклонность) или глагола hanan (выказывать благосклонность). Греческий термин, обозначающий харизму (благодать или благосклонность), и его корень харис (благодать) заменили еврейские термины в греческом переводе еврейской Библии III века до н.э. ( Септуагинта ). Повсюду «парадигматическим образом харизматического героя является фигура, получившая благосклонность Бога». [10] :  1545 Другими словами, дарованная Богом харизма. [11] относились к весьма почитаемым деятелям.

Таким образом, евреи Восточного Средиземноморья в I веке нашей эры имели представления о харисе и харизме , которые охватывали диапазон значений, встречающихся в греческой культуре, и духовные значения еврейской Библии. [8] : 15  Из этого языкового наследия слитых культур в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел ввел смысл, согласно которому Святой Дух даровал харизму и charismata , «дар благодати Божией», отдельным людям или группам. По мнению Павла, «здесь есть четкое различие между харизмой и харисой ; харизма — это прямой результат божественной харисы или благодати». [8] : 36–37  [10] :  1549

В Нового Завета Посланиях упоминает харизму или ее множественное число charismata Павел семь раз в Первом Послании к Коринфянам , написанном на койне (или обычном) греческом языке около 54 г. н.э. Он развивает свои концепции шестью ссылками в Послании к Римлянам (ок. 56 г.). Он делает три отдельных упоминания во 2 Коринфянам 56, 1 Тимофею и 2 Тимофею 62–67. Семнадцатое и единственное упоминание о харизме находится в 1 Петра . [8] : 23, 37, 43, 45  [2] [9] [12]

Евангелия дарованную , написанные в конце первого века, приписывают Богом харизму почитаемым личностям . Примерами могут служить рассказы о Иисуса крещении и его преображении , в которых ученики видят его сияющим светом, появляющимся вместе с Моисеем и Илией. Другой пример - Гавриила приветствие Марии как «полной благодати». [10] В этих и других случаях ранние христиане обозначали определенных людей как обладающих «духовными дарами», и эти дары включали «способность проникать в душу ближнего до глубины его сердца и духа и распознавать, находится ли он под властью добра или зла». дух и дар, помогающий ему освободиться от демона». [13]

Верующие характеризовали своих почитаемых религиозных деятелей как обладающих «высшим совершенством… особой Харизмой ». [13] Затем, с основанием христианской церкви , «старые харизматические дары и бесплатные приношения были преобразованы в иерархическую священническую систему». [14] Акцент на институте, а не на личностях, вдохновленных Богом, все больше доминировал в религиозной мысли и жизни, и этот фокус оставался неизменным на протяжении веков. [15]

В 17 веке церковные лидеры, особенно в латинской традиции , подчеркивали «индивидуальные дары [и] особые таланты, переданные Богом или Святым Духом ». В XIX веке акцент сместился на индивидуальные и духовные аспекты харизмы; Протестантские и некоторые католические богословы сузили это понятие до превосходных, необычных и виртуозных даров. Одновременно этот термин стал отчужден от гораздо более широкого значения, которое ранние христиане . придавали ему [9] Тем не менее, суженный термин проецировался обратно на более ранний период: «Систематически отраженное и весьма дифференцированное понимание харизмы часто неосознанно вливалось в Священное Писание и сочинения отцов церкви, так что эти тексты уже не читались глазами авторов» . [16]

Эти диалектические значения повлияли на изменения в пятидесятничестве в конце 19 века и харизматических движениях в некоторых основных церквях в середине 20 века. В «Религия XXI века» разделе обсуждается вопрос о том, что означает харизма в этих и других религиозных группах.

Харизма личности

[ редактировать ]

Основой современного светского использования является немецкий социолог Макс Вебер . Он обнаружил этот термин в работе Рудольфа Зома , немецкого церковного историка, чья книга Kirchenrecht 1892 г. [17] был сразу же признан в Германии эпохальным произведением. [2] Это также стимулировало дебаты между Зомом и ведущими богословами и религиоведами, которые длились более двадцати лет и породили богатую полемическую литературу. [18] Эти дебаты и литература сделали харизму популярным термином, когда Вебер использовал его в «Протестантской этике и духе капитализма» и в своей «Социологии религии» . Возможно, потому, что он предполагал, что читатели уже поняли эту идею, в ранних работах Вебера не было определения или объяснения этой концепции. В сборнике своих работ «Экономика и общество » он определил этот термин как яркий пример действия, которое он назвал «ценностно-рациональным», в отличие от действия, которое он назвал «инструментально-рациональным», и в противоположность ему. [19] Поскольку он применял значения харизмы, подобные Зому, который подтверждал чисто харизматическую природу раннего христианства, [10] :  1544 Вебера Харизма совпадала бы с дарованным Богом чувством харизмы, определенным выше в работе Зома.

Вебер ввел понятие харизмы личности , когда применил харизму для обозначения формы власти. Чтобы объяснить харизматическую власть , он разработал свое классическое определение:

Харизма — это определенное качество индивидуальной личности, благодаря которому он выделяется среди обычных людей и рассматривается как наделенный сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительно исключительными способностями или качествами. Они как таковые недоступны обычному человеку, но считаются имеющими божественное происхождение или образцовыми, и на основании них к соответствующему человеку относятся как к лидеру. [20] : 328, 358 и далее

Здесь Вебер расширяет концепцию харизмы за пределы сверхъестественного до сверхчеловеческих и даже исключительных способностей и качеств. Социолог Поль Жосс изучил знаменитое определение Вебера и обнаружил, что:

посредством простых, но глубоко последовательных фраз, таких как «учитываются» и «относятся», харизма становится реляционной, приписываемой и, наконец, собственно социологической концепцией.... Для Вебера локус власти находится в руководимом, который активно (возможно, неосознанно) наделяют своих лидеров социальным авторитетом. [2]

Другими словами, Вебер указывает, что именно последователи приписывают личности полномочия, подчеркивая, что «признание со стороны тех, кто подчиняется власти», имеет решающее значение для действительности харизмы. [20] : 359 

Вебер умер в 1920 году, оставив «беспорядочные, фрагментарные рукописи без даже плана или таблицы предполагаемого содержания». Одна незаконченная рукопись содержала приведенное выше определение харизмы . [21] Перевод его произведения на английский язык занял более четверти века. [22] Что касается харизмы, то формулировки Вебера обычно считаются возрождением этой концепции из ее глубокой богословской неясности. [23] Однако, даже несмотря на замечательные переводы и предисловия всех его работ, многие ученые находят формулировки Вебера двусмысленными. За последние полвека они обсуждали значение многих веберовских концепций, включая значение харизмы, роль последователей и степень сверхъестественного компонента. [21] [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^
    • Стивенсон, Ангус; Линдберг, Кристин А., ред. (2010). «харизма». Новый Оксфордский американский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 292 .
    • «харизма» . Словарь Мерриам-Вебстера . Проверено 7 декабря 2022 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Жосс, Пол (2014). «Становление богом: Макс Вебер и социальная конструкция харизмы». Журнал классической социологии . 14 (3): 266–283. дои : 10.1177/1468795X14536652 . S2CID   143606190 .
  3. ^ Антонакис, Джон; Фенли, Марика; Лихти, Сью (2011). «Можно ли научить харизме? Тесты двух вмешательств» (PDF) . Академия управленческого обучения и образования . 10 (3): 374–396. дои : 10.5465/amle.2010.0012 .
  4. ^ «Духовные дары». Библейский словарь WRF Браунинга. Oxford University Press Inc. Оксфордский справочник в Интернете . Издательство Оксфордского университета. По состоянию на 22 июня 2011 г.
  5. ^ «харизма» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз.
  6. ^ «харизма, харизма, харизматы, харизмы». Оксфордский словарь английского языка . Том. III (Второе изд.). 1989. с. 41 .
  7. ^ Бикс, Роберт С.П. (2010). Этимологический словарь греческого языка . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Том. 10/1. Брилл. п. 1607 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Поттс, Джон (2010). История харизмы . Пэлгрейв Макмиллан.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эбертц, Майкл Н. (2007). «Харизма». В Бец, Ханс Дитер; Браунинг, Дон С.; Яновский, Бернд; Юнгель, Эберхард (ред.). Религия прошлого и настоящего . Том. II. Брилл. стр. 493–496 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шепер, Джордж Л. (2005). «Харизма». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 3 (Второе изд.). Справочник Макмиллана.
  11. ^ Грабо, Аллен; Списак, Брайан Р.; Ван Вугт, Марк (2017). «Харизма как сигнал: эволюционный взгляд на харизматическое лидерство» . Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 28 (4): 473–485. дои : 10.1016/j.leaqua.2017.05.001 . hdl : 1871.1/cfaf823d-55a3-4d48-95e4-68a021621ed2 .
  12. ^ Дичарри, ВФ (1967). «Харизма». Новая католическая энциклопедия . Том. III. Томсон/Гейл. п. 460 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенц, Эрнст Вильгельм (1986). «Роль христианства». Новая Британская энциклопедия . Том. 16. с. 306.
  14. ^ Трёльч, Эрнст (1931) [1911]. Социальные учения христианских церквей . Том. 1. Перевод Вайона, Олив. Аллен и Анвин. стр. 99, 109.
  15. ^ Морс, Уильям; Морс, Мэри (1985). Словарь современного употребления Харпера . Харпер и Роу. п. 110.
  16. ^ Баумерт, Норберт (1991). « 'Харизма' – попытка регулирования языка». Философско-теологический (на немецком языке). 66 : 22. Цитируется по Ebertz, 2007, цит. , с. 495
  17. ^ Зом, Рудольф (1892). Каноническое право . Лейпциг: Данчер и Хамблот.
  18. ^ Смит, Дэвид Норман. (1998). «Вера, разум и харизма: Рудольф Зом, Макс Вебер и теология благодати». Социологический опрос . 68 (1): 32–60. дои : 10.1111/j.1475-682X.1998.tb00453.x .
  19. ^ Вебер, Макс (1968). Экономика и общество . Бедминстер Пресс. стр. 24–25.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вебер, Макс (1947) [1924]. Теория социальной и экономической организации . Перевод Хендерсона, AM; Парсонс, Талкотт. Свободная пресса.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макрей, Дональд Г. (1974). Макс Вебер . Викинг. п. 101.
  22. ^ Калхун, Крейг, изд. (2002). «Вебер, Макс». Словарь социальных наук . Издательство Оксфордского университета. стр. 510–512 .
  23. ^ Тернер, Стивен (2003). «Переосмысленная харизма». Журнал классической социологии . 3 (5): 5–26. дои : 10.1177/1468795X03003001692 . S2CID   220121939 .
  24. ^
    • Хант, Соня М. (1984). «Роль лидерства в построении реальности». В Келлермане, Барбара (ред.). Междисциплинарные перспективы лидерства . Прентис-Холл. стр. 157–178.
    • Гирц, Клиффорд (1977). «Центры, короли и харизма: размышления о символике власти». В Кларке, Бен-Дэвид Дж. (ред.). Культура и ее создатели . Издательство Чикагского университета. стр. 150–171.
    • Рустоу, Данкварт А. (1970). «Исследование лидерства». В Растоу, Данкварт А. (ред.). Философы и короли: исследования лидерства . Бразильер. стр. 10–16.
    • Стутье, Ян Виллем (2012). Харизматическое лидерство и социальные движения: революционная сила обычных мужчин и женщин . Книги Бергана. ISBN  978-0-85745-329-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d5178aab3abb5bd12a1549e1f0fe173__1721027640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/73/9d5178aab3abb5bd12a1549e1f0fe173.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charisma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)