Jump to content

Крещение Иисуса

Крещение Иисуса
Дата Начало I века нашей эры (скорее всего, около 28/29 года нашей эры)
Расположение Современный Аль-Махтас , Иордания.
Участники Иисус , Иоанн Креститель

Крещение Иисуса , ритуальное очищение Иисуса водой Иоанном Крестителем , было важнейшим событием, описанным в трёх синоптических Евангелиях Нового Завета ( от Матфея , Марка и Луки ). [а] . Считается, что это произошло в Аль-Махтасе (также называемом Вифанией за Иорданом), который сегодня находится в Иордании .

Современные исследователи Библии рассматривают крещение Иисуса как историческое событие, которому можно приписать высокую степень уверенности. [1] [2] [3] [4] [5] Наряду с распятием Иисуса ученые-библеисты рассматривают его как один из двух исторически достоверных фактов о нем и часто используют его в качестве отправной точки для изучения исторического Иисуса . [6]

Крещение — одно из событий повествования о жизни Иисуса в канонических Евангелиях ; другие включают Преображение , Распятие , Воскресение и Вознесение . [7] [8] Большинство христианских конфессий рассматривают крещение Иисуса как важное событие и основу христианского обряда крещения (см. также Деяния 19:1–7). [9] В восточном христианстве крещение Иисуса отмечается 6 января ( дата которого по юлианскому календарю соответствует 19 января по григорианскому календарю ), в праздник Богоявления . [10] В Римско-католической церкви , англиканской общине , лютеранских церквях и некоторых других западных конфессиях его вспоминают в один из дней следующей недели, в праздник Крещения Господня . В римском католицизме крещение Иисуса является одной из Светлых Тайн, иногда добавляемых к Розарию . Это тринитарный праздник в Восточных Православных Церквях.

В синоптических Евангелиях [ править ]

Марк, Матфей и Лука описывают крещение в параллельных отрывках. Во всех трех Евангелиях Дух Божий — Дух Святой у Луки, «Дух» у Марка и «Дух Божий» у Матфея — изображается сходящим на Иисуса сразу после его крещения в сопровождении голоса с Небес. но в рассказах Луки и Марка записано, что голос обращался к Иисусу со словами: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», тогда как у Матфея голос гласит: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Матфея 3:13–17; [11] Марка 1:9–11; [12] Луки 3:21–23). [13] [14] [15] [16]

После крещения синоптические евангелия описывают искушение Иисуса , когда Иисус удалился в Иудейскую пустыню, чтобы поститься сорок дней и ночей.

Мэтью [ править ]

Рассказ Матфея уникален в нескольких отношениях: он утверждает, что Иисус покинул Галилею с целью креститься у Иоанна (πρὸς τὸν Ἰωάννην τοῦ βαπτισθῆναι ὑπ' αὐτοῦ). Он включает разговор между Иоанном и Иисусом: В стихе 14 Иоанн сказал: «Мне нужно у тебя креститься, и ты приходишь ко мне?» Тем не менее Иисус убеждает Иоанна крестить его, «чтобы исполнить всякую правду» (ст. 15). [16] [17] Матфей записывает, что голос с небес говорит: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», но не указывает, к кому он обращен.

Изображение Крещения Иисуса в Аксуме , Эфиопия.

Марк [ править ]

Рассказ Марка примерно аналогичен рассказу Матфея, за исключением Матфея 3: 14–15 , в котором описывается первоначальное нежелание Иоанна и его возможное согласие крестить Иисуса, что не описано Марком. Марк использует необычное слово для обозначения открытия небес, σχιζομένους , шизоменозный , что означает «раздирающий» или «разрывающий» (Марка 1:10). Он образует словесную нить ( Leitwortstil ) с разрывом ( ἐσχίσθη , eschisthē ) завесы Храма в Марка 15:38, что позволяет провести сравнение между этими двумя эпизодами. [18]

Люк [ править ]

Первая глава Евангелия от Луки начинается с рождения Иоанна Крестителя, возвестил его отцу Захарии о котором ангел Гавриил . Через шесть месяцев Гавриил является Деве Марии с известием о рождении Иисуса ( Благовещении ). Гавриил также возвещает Марии о скором рождении Иоанна Крестителя у ее родственницы Елисаветы, жены Захарии. Мэри немедленно отправляется навестить Элизабет и остается с ней до рождения Джона. Лука решительно противопоставляет реакцию Захарии и Марии на эти два рождения; и жизни Иоанна и Иисуса переплетаются.

Лука уникально изображает Иоанна проявляющим общественную доброту к сборщикам налогов и поощряющим раздачу милостыни бедным (как в Луки 3:11). [19] Лука пишет, что Иисус молился, когда Небеса открылись и на него сошел Святой Дух. Лука поясняет, что дух сошел в «телесной форме» голубя, а не просто «сошел, как» голубь. В Деяниях 10:37–38: [20] Служение Иисуса описывается как следующее «крещение, которое проповедовал Иоанн». [21]

В Евангелии от Иоанна [ править ]

Иисус (слева) идентифицируется Иоанном Крестителем в Иоанна 1:29, [22] [23] Оттавио Ваннини , 17 век.

В Иоанна 1:29–33: [24] Вместо прямого повествования Иоанн Креститель свидетельствует о духе, снисходящем как голубь. [14] [25]

Евангелие от Иоанна (Иоанна 1:28) [26] указывает «Вифавару за Иорданом», то есть Вифанию в Перее, как место, где Иоанн крестил, когда Иисус начал выбирать учеников, и в Иоанна 3:23. [27] есть упоминание о дальнейших крещениях в Эноне , «потому что там было много воды». [28] [29]

Иоанна 1:35–37 [30] повествует о встрече Иисуса с двумя его будущими учениками, которые тогда были учениками Иоанна Крестителя. [31] [32] Эпизод в Иоанна 1:35–37. [33] формирует начало отношений между Иисусом и его будущими учениками. Когда Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божьим , «два ученика услышали его слова и последовали за Иисусом». [21] [34] [35] Одного из учеников зовут Эндрю , но имя другого остается безымянным, и Раймонд Э. Браун поднимает вопрос о том, является ли он автором Евангелия от Иоанна. [25] [36] В Евангелии от Иоанна ученики после этого следуют за Иисусом и приводят к нему других учеников, а также Деяния 18: 24–19: 6. [37] изображает учеников Иоанна как в конечном итоге слившихся с последователями Иисуса. [25] [31]

В Евангелии от Назарян [ править ]

Согласно неканоническому Евангелию от Назарян , идея креститься Иоанном исходила от матери и братьев Иисуса, а сам Иисус, изначально противившийся, неохотно принял ее. [38] Бенджамин Уррутиа предполагает, что эта версия подтверждается критерием смущения , поскольку последователи Иисуса не выдумали бы эпизод, в котором Иисус передумал и пришел принять чужой план. Кроме того, эта история исходила от сообщества, в которое входила семья Иисуса, которая гарантировала подлинность повествования. [39]

Местоположение [ править ]

Часть древней карты Мадабы, показывающая Бетабару к востоку от реки Иордан.
Руины Аль -Махтаса на иорданском берегу реки Иордан были местом крещения Иисуса и служения Иоанна Крестителя .

Евангелие от Иоанна (Иоанна 1:28) [40] утверждает, что Иоанн крестил в « Вифании за Иорданом ». [28] [29] обычно считается городом Вифания, называемая также Вифаварой в Перее , на восточном берегу реки Иордан, недалеко от Иерихона . [29] В III веке Ориген , переехавший в этот район из Александрии , предложил в качестве места Бетабару. [41] В IV веке Евсевий Кесарийский заявил, что это место находилось на западном берегу Иордана, и вслед за ним на ранней византийской карте Мадабы Вифавара показана как ( Βέθαβαρά ). [41]

Библейское крещение связано с источниками и Вади (аль-Харраром), расположенными недалеко от восточного участка реки Иордан . [42] а не сам Иордан. [43] Места паломничества, важные как для христиан, так и для евреев, в ходе истории менялись. Место Аль-Махтас ( крещение или погружение в воду по-арабски) на восточном берегу реки в Иордании считалось самым ранним местом поклонения. Это место было обнаружено в результате раскопок, спонсируемых ЮНЕСКО . [44] Аль-Магтаса посетил Папа Иоанн Павел II в марте 2000 года, и он сказал: «Я мысленно вижу, как Иисус приходит к водам реки Иордан недалеко отсюда, чтобы принять крещение у Иоанна Крестителя». [45] Мусульманское завоевание положило конец византийским постройкам на восточном берегу реки Иордан, более позднее почитание происходило сразу за рекой на Западном берегу в Каср-эль-Яхуде . [46] Долина вокруг Мертвого моря, в которую с севера впадает река Иордан, также является самым низким местом на планете Земля. [47]

Хронология [ править ]

Крещение Иисуса обычно считается началом его служения , вскоре после начала служения Иоанна Крестителя. [48] [49] [50] Луки 3:1–2 [51] заявляет, что: [52] [53]

На пятнадцатом году правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи   [...] было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

Существует два подхода к определению времени начала правления Тиберия Цезаря . [54] Традиционный подход состоит в том, чтобы предположить, что правление Тиберия началось, когда он стал соправителем в 11 году нашей эры, а начало служения Иоанна Крестителя было отнесено примерно к 26 году нашей эры. Однако некоторые ученые предполагают, что это произошло после смерти его предшественник Август Цезарь в 14 году нашей эры, подразумевая, что служение Иоанна Крестителя началось в 29 году нашей эры. [54]

Общепринятые даты начала служения Иоанна Крестителя, основанные на этой ссылке в Евангелии от Луки, относятся примерно к 28–29 годам нашей эры, а вскоре после этого последовало служение Иисуса с его крещением. [52] [53] [55] [56] [57]

Историчность [ править ]

Витраж крещения Иисуса работы Тиффани.

Почти все ученые полагают, что Иоанн Креститель совершил крещение Иисуса, и рассматривают это как историческое событие, которому можно приписать высокую степень уверенности. [1] [2] [3] [4] Джеймс Данн заявляет, что историчность крещения и распятия Иисуса «вызывает почти всеобщее согласие». [6] Данн утверждает, что эти два факта «занимаются настолько высоко в шкале исторических фактов, что «почти невозможно сомневаться или отрицать», что они часто являются отправной точкой для изучения исторического Иисуса. [6] Джон Доминик Кроссан утверждает, что исторически достоверно, что Иисус был крещен Иоанном в Иордане. [5]

В «Иудейских древностях » (18.5.2) историк I века Иосиф Флавий также писал об Иоанне Крестителе и его возможной смерти в Перее. [58] [59]

Существование Иоанна Крестителя в те же сроки, что и Иисус, и его возможная казнь Иродом Антипой засвидетельствованы историком I века Флавием Иосифом, и подавляющее большинство современных ученых рассматривают рассказы Иосифа Флавия о деятельности Иоанна Крестителя. как подлинный. [60] [61] Иосиф Флавий устанавливает ключевую связь между записанными им историческими событиями и конкретными эпизодами, фигурирующими в Евангелиях. [60] Ссылка в « Иудейских древностях» Иосифа Флавия на популярность Иоанна среди толпы ( Древности 18.5.2 ) и на то, как он проповедовал свое крещение, считается достоверным историческим фактом. [62] [63] В отличие от Евангелий, Иосиф Флавий не связывает Иоанна и Иисуса и не утверждает, что крещение Иоанна предназначалось для отпущения грехов. [62] [63] [64] Однако почти все современные ученые считают отрывок Иосифа Флавия об Иоанне подлинным во всей своей полноте и рассматривают различия между Иосифом Флавием и Евангелиями как указание на подлинность отрывков Иосифа Флавия, поскольку христианский интерполятор привел бы их в соответствие с христианскими традициями. [65] [66]

Одним из аргументов в пользу историчности крещения Иисуса Иоанном является то, что это история, которую ранняя христианская церковь никогда бы не захотела придумывать, и которую обычно называют критерием замешательства в историческом анализе. [4] [5] [67] Исходя из этого критерия, учитывая, что Иоанн крестил для прощения грехов , а Иисуса считали безгрешным, выдумка этой истории не принесла бы никакой пользы и стала бы позором, учитывая, что она ставила Иоанна выше Иисуса. [4] [67] [68] Евангелие от Матфея пытается решить эту проблему, заставляя Иоанна чувствовать себя недостойным крестить Иисуса, и Иисус дает ему разрешение сделать это в Евангелии от Матфея 3: 14–15. [69] [70]

Евангелия — не единственные упоминания о крещениях, совершенных Иоанном. В Деяниях Апостолов служение Петр говорит о том, что Иисуса последовало за «крещением, которое проповедовал Иоанн». [71] [72] Еще один аргумент в пользу историчности крещения заключается в том, что на него ссылаются многочисленные источники, что обычно называют критерием множественного засвидетельствования . [70] Технически многократное засвидетельствование не гарантирует подлинность, а лишь определяет древность. [73] Однако для большинства ученых это вместе с критерием смущения придает достоверность тому, что крещение Иисуса Иоанном является историческим событием. [70] [74] [75] [76]

Комментарий [ править ]

Юстус Кнехт отвечает на вопрос, почему Иисус позволил Иоанну крестить себя:

Крещение Иисуса, изображенное в соборе Святой Троицы .
Порт-о-Пренс, Гаити

1. Ему не требовалось покаяния , поскольку Он был без греха; но Он взял на Себя наши грехи, чтобы искупить их; поэтому Он смирил Себя, поставил Себя на один уровень с грешниками и послушно подчинил Себя крещению, как прежде покорился обрезанию и представлению в храме. 2. Тем самым Он дал нам урок смирения и послушания и научил нас, что и мы должны исполнять всю справедливость, т. е. безотлагательно подчиняться всем постановлениям Божьим. 3. Своим крещением Он освятил воду и дал ей силу очищать и освящать душу человека. Другими словами, Он установил Таинство Крещения, посредством которого под внешним знаком воды мы получаем отпущение наших грехов. [77]

Он также отмечает, что « открытие небес означало, что Небеса, которые были закрыты для человека со времени грехопадения, теперь снова были открыты Иисусом».

Роджер Бакстер размышляет о крещении Христа в своих «Размышлениях» :

Первым действием общественной жизни Христа было предстать перед Своим предшественником для крещения, чтобы научить нас тому, что те, кто занят в деле Божием, должны иметь с собой чистое и неиспорченное сердце. Поэтому Он прощается со Своей Божественной Матерью, которая, хотя и скорбела об отсутствии такого Сына, но радовалась тому, что искупление Израиля было близко. Он совершает долгий путь к Крестителю. Господь идет к рабу, чтобы тот крестил его, как обычного грешника, среди мытарей, воинов и низшего сословия простонародья. Восхититесь смирением Сына Божия и убедитесь, что смирение есть лучшая подготовка к великим делам. [78]

Художественные изображения [ править ]

В то время как в Евангелии от Луки ясно говорится о сошествии Духа Божьего в форме голубя, формулировка Матфея настолько расплывчата, что ее можно интерпретировать только как предположение о том, что сошествие произошло в виде голубя. Хотя в то время, когда были написаны эти отрывки, голубям приписывалась разнообразная символика, образ голубя стал хорошо известным символом Святого Духа в христианском искусстве . [79] [80] Изображения сцены крещения обычно показывают небо и Святой Дух , сходящий в виде голубя к Иисусу. [81]

Художники обычно пытались показать все тело Христа, стоящее в воде, что могло вызвать у них трудности. Достаточно связное мозаичное изображение VI века в Арианском баптистерии в Равенне с водой, окруженной двумя берегами, когда оно использовалось во многих поколениях копий в Западной Европе художниками, не умеющими изображать визуальный спад, привело к созданию изображений, подобных тому, что в Псалтырь Элеоноры Аквитанской, где, кажется, стоит стоящая насыпь воды.

По крайней мере, один сопровождающий архангел, держащий одежду Христа, а часто и другой с полотенцем, стал обычным явлением на средневековых изображениях.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Евангелие от Иоанна не описывает напрямую Иисуса . крещение

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Евангелие от Матфея Дэниела Дж. Харрингтона, 1991 г. ISBN   0-8146-5803-2 стр. 63
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Христианство: библейский, исторический и теологический справочник Гленна Джонаса, Кэтрин Мюллер Лопес, 2010, стр. 95–96.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований Брюса Чилтона, Крейга А. Эванса, 1998 г. ISBN   90-04-11142-5 стр. 187–98.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи, Марк Аллан Пауэлл, 1998 г. ISBN   0-664-25703-8 стр. 47
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кто такой Иисус? Джон Доминик Кроссан, Ричард Дж. Уоттс, 1999 г. ISBN   0-664-25842-5 стр. 31–32.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вспоминая Иисуса , Джеймс Д. Данн, 2003 г. ISBN   0-8028-3931-2 стр. 339
  7. Очерки интерпретации Нового Завета Чарльза Фрэнсиса Дигби Моула, 1982 г. ISBN   0-521-23783-1 стр. 63
  8. ^ Мелодия веры: богословие в православном ключе Вигена Гурояна, 2010 г. ISBN   0-8028-6496-1 стр. 28
  9. ^ Деяния 19: 1–7.
  10. ^ Крещение и Рождество
  11. ^ Матфея 3: 13–17.
  12. ^ Марка 1: 9–11.
  13. ^ Луки 3: 21–23.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус истории, Христос веры Томаса Занцига, 2000 г. ISBN   0-88489-530-0 стр. 118
  15. ^ Комментарий Эрдмана к Библии Джеймса Д. Данна, Джона Уильяма Роджерсона, 2003 г. ISBN   0-8028-3711-5 стр. 1010
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синоптики: Мэтью, Марк, Люк , Ян Майерник, Джозеф Понесса, Лори Уотсон Манхардт, 2005 г. ISBN   1-931018-31-6 стр. 27–31.
  17. ^ Слово δικαιοσύνη («праведность»), отсутствующее у Марка и употребленное только один раз у Луки, характерно для Матфея. См. 5:6, 10, 20; 6:1, 33; 21:32.
  18. ^ Дэвид Роудс, Джоанна Дьюи и Дональд Мичи, 2012, Марк как история: введение в повествование Евангелия , 3-е изд. Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, 48.
  19. ^ Луки 3:11
  20. ^ Деяния 10:37–38.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус из Назарета , Дуэйн С. Кроутер, 1999 г. ISBN   0-88290-656-9 стр. 77
  22. ^ Иоанна 1:29
  23. Агнец Божий Сергея Булгакова, 2008 г. ISBN   0-8028-2779-9 стр. 263
  24. ^ Иоанна 1:29–33.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Евангелие и послания Иоанна: краткий комментарий Раймонда Эдварда Брауна, 1988 г. ISBN   978-0-8146-1283-5 стр. 25–27
  26. ^ Иоанна 1:28
  27. ^ Иоанна 3:23
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Большая картина Библии - Новый Завет Лорны Дэниелс Николс, 2009 г. ISBN   1-57921-928-4 стр. 12
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джон Джерарда Стивена Слояна, 1987 г. ISBN   0-8042-3125-7 стр. 11
  30. ^ Иоанна 1:35–37.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Народный комментарий к Новому Завету Юджина М. Боринга и Фреда Б. Крэддока, 2010, Вестминстер Джон Нокс Пресс ISBN   0-664-23592-1 стр. 292–93.
  32. История Нового Завета Ричарда Л. Нисвонгера, 1992 г. ISBN   0-310-31201-9 стр. 143–46.
  33. ^ Иоанна 1:35–37.
  34. Жизнь и служение Иисуса: Евангелия Дугласа Редфорда, 2007 г. ISBN   0-7847-1900-4 стр. 92
  35. ^ Краткое изложение христианской истории Роберта А. Бейкера, Джона М. Ландерса, 2005 г. ISBN   0-8054-3288-4 стр. 6–7.
  36. ^ Ученик, которого любил Иисус , Дж. Филлипс, 2004 г. ISBN   0-9702687-1-8 стр. 121–23.
  37. ^ Деяния 18:24–19:6.
  38. ^ Джером, цитируя «Евангелие от евреев» в «Диалоге против Пелагия III:2».
  39. ^ Гай Давенпорт и Бенджамин Уррутиа, Логия Иешуа / Высказывания Иисуса (1996), ISBN   1-887178-70-8 стр. 51.
  40. ^ Иоанна 1:28
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус и археология Джеймса Х. Чарльзворта 2006, Eedrsmans ISBN   0-8028-4880-X стр. 437–39.
  42. ^ Синоптики Яна Майерника, Джозефа Понессы и Лори Манхардт, 2005 г. ISBN   1-931018-31-6 с. 29
  43. ^ «Где Иоанн крестил» . ВРЕМЯ ОНЛАЙН . Розмари Ноак. 22 декабря 1999 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
  44. ^ Штатные авторы (28 июля 2011 г.). «Израиль вновь откроет (израильское) место крещения Иисуса» . AsiaNews.it . Проверено 31 июля 2011 г.
  45. Веб-сайт Ватикана: Обращение Иоанна Павла II в Аль-Магтасе. Архивировано 16 июля 2012 года в Wayback Machine.
  46. ^ «Нет доказательств, но ООН утверждает, что Иисус крестил на берегу реки Иордан, а не Израиль» . Таймс Израиля. 13 июля 2015 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
  47. ^ «Самые низкие места на Земле — Национальный парк Долина Смерти (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 14 сентября 2020 г.
  48. ^ Иисус и Евангелия: Введение и обзор Крейга Л. Бломберга, 2009 г. ISBN   0-8054-4482-3 стр. 224–29.
  49. ^ Христианство: Введение Алистера Э. МакГрата, 2006 г. ISBN   978-1-4051-0901-7стр . 16–22
  50. Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет Андреас Дж. Кёстенбергер, Л. Скотт Келлум, 2009 г. ISBN   978-0-8054-4365-3 по. 140–41
  51. ^ Луки 3: 1–2
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Библейский словарь Эрдмана , 2000 г., Издательство Амстердамского университета ISBN   90-5356-503-5 стр. 249.
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочный комментарий к библейским знаниям: Матфей-Люка, Том 1, Крейг А. Эванс, 2003 г. ISBN   0-7814-3868-3 стр. 67–69.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луки 1–5: Комментарий к Новому Завету Джона Макартура, 2009 г. ISBN   0-8024-0871-0 стр. 201
  55. Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет Андреас Дж. Кёстенбергер , Л. Скотт Келлум, 2009 г. ISBN   978-0-8054-4365-3 стр. 114
  56. ^ Христианство и Римская империя: Справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN   1-56338-347-0 стр. 302–03.
  57. ^ Хонер, Гарольд В. (1978). Хронологические аспекты жизни Христа . Зондерван. стр. 29–37. ISBN  0-310-26211-9 .
  58. ^ Библейский словарь Эрдмана, 2000 г. ISBN   90-5356-503-5 стр. 583.
  59. Вот человек: реальная жизнь исторического Иисуса Кирка Кимбалла, 2002 г. ISBN   978-1-58112-633-4 стр. 654
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крейг Эванс, 2006 г. «Иосиф об Иоанне Крестителе» в «Историческом Иисусе в контексте» под редакцией Эми-Джилл Левин и др. Принстонский университет Пресс ISBN   978-0-691-00992-6 стр. 55–58
  61. ^ Новое полное собрание сочинений Иосифа Флавия Иосифа Флавия , Уильяма Уистона, Пола Л. Майера ISBN   0-8254-2924-2 стр. 662–63.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иоанн Креститель: Пророк чистоты нового века, Кэтрин М. Мерфи, 2003 г. ISBN   0-8146-5933-0 стр. 53
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус и возникновение раннего христианства: история времен Нового Завета Пола Барнетта, 2009 г. ISBN   0-8308-2699-8 стр. 122
  64. ^ Клаудия Сетцер, «Еврейские ответы верующим в Иисуса», в Эми-Джилл Левин, Марк З. Бреттлер (редакторы), Еврейский аннотированный Новый Завет, стр. 576 (Новая пересмотренная стандартная версия, Oxford University Press, 2011). ISBN   978-0-19-529770-6
  65. ^ Эванс, Крейг А. (2006). «Иосиф об Иоанне Крестителе». В Левайне, Эми-Джилл. Исторический Иисус в контексте. Принстонский университет Пресс. ISBN   978-0-691-00992-6 . стр. 55–58
  66. ^ Эдди, Пол; Бойд, Грегори (2007). Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса . ISBN   0-8010-3114-1 . п. 130
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении , Морис Кейси, 2010 г. ISBN   0-567-64517-7 стр. 35
  68. ^ Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство Герда Тайсена, Аннетт Мерц, 1998 г. ISBN   0-8006-3122-6 стр. 207
  69. ^ Матфея 3: 14–15.
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Иоанн Креститель: Пророк чистоты нового века, Кэтрин М. Мерфи, 2003 г. ISBN   0-8146-5933-0 стр. 29–30.
  71. ^ Деяния 10:37–38.
  72. ^ Кто такой Иисус?: Введение в христологию Томаса П. Рауша, 2003 г. ISBN   978-0-8146-5078-3 стр. 77
  73. ^ Иисус и его современники: сравнительные исследования Крейга А. Эванса, 2001 г. ISBN   0-391-04118-5 стр. 15
  74. ^ Введение в Новый Завет и истоки христианства Делберта Ройса Беркетта, 2002 г. ISBN   0-521-00720-8 стр. 247–48.
  75. ^ Кто такой Иисус? Томас П. Рауш, 2003 г. ISBN   978-0-8146-5078-3 стр. 36
  76. ^ Отношения между Иоанном Крестителем и Иисусом из Назарета: критическое исследование Дэниела С. Дапаа, 2005 г. ISBN   0-7618-3109-6 стр. 91
  77. ^ Кнехт, Фридрих Юстус (1910). «XII. Иисус крещен Иоанном и искушен Дьяволом» . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
  78. ^ Бакстер, Роджер (1823). «Крещение Христово» . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
  79. ^ Кларк, Говард В. Евангелие от Матфея и его читатели: историческое введение в первое Евангелие. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2003.
  80. ^ Олбрайт, В.Ф. и К.С. Манн. "Мэтью". Библейская серия Anchor . Нью-Йорк: Даблдей и компания, 1971.
  81. ^ Средневековое искусство: актуальный словарь Лесли Росс, 1996 г. ISBN   978-0-313-29329-0 стр. 30

Внешние ссылки [ править ]

Крещение Иисуса
Предшественник
Служение Иоанна Крестителя ,
далее предшествует
Находка в храме
Новый Завет
События
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ddef6d2fbacc21325c8c07f55347573__1718933700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/73/8ddef6d2fbacc21325c8c07f55347573.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baptism of Jesus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)