Крещение Иисуса
Дата | Начало I века нашей эры (скорее всего, около 28/29 года нашей эры) |
---|---|
Расположение | Современный Аль-Махтас , Иордания. |
Участники | Иисус , Иоанн Креститель |
Крещение Иисуса , ритуальное очищение Иисуса водой Иоанном Крестителем , было важнейшим событием, описанным в трёх синоптических Евангелиях Нового Завета ( от Матфея , Марка и Луки ). [а] . Считается, что это произошло в Аль-Махтасе (также называемом Вифанией за Иорданом), который сегодня находится в Иордании .
Современные исследователи Библии рассматривают крещение Иисуса как историческое событие, которому можно приписать высокую степень уверенности. [1] [2] [3] [4] [5] Наряду с распятием Иисуса ученые-библеисты рассматривают его как один из двух исторически достоверных фактов о нем и часто используют его в качестве отправной точки для изучения исторического Иисуса . [6]
Крещение — одно из событий повествования о жизни Иисуса в канонических Евангелиях ; другие включают Преображение , Распятие , Воскресение и Вознесение . [7] [8] Большинство христианских конфессий рассматривают крещение Иисуса как важное событие и основу христианского обряда крещения (см. также Деяния 19:1–7). [9] В восточном христианстве крещение Иисуса отмечается 6 января ( дата которого по юлианскому календарю соответствует 19 января по григорианскому календарю ), в праздник Богоявления . [10] В Римско-католической церкви , англиканской общине , лютеранских церквях и некоторых других западных конфессиях его вспоминают в один из дней следующей недели, в праздник Крещения Господня . В римском католицизме крещение Иисуса является одной из Светлых Тайн, иногда добавляемых к Розарию . Это тринитарный праздник в Восточных Православных Церквях.
В синоптических Евангелиях [ править ]
Марк, Матфей и Лука описывают крещение в параллельных отрывках. Во всех трех Евангелиях Дух Божий — Дух Святой у Луки, «Дух» у Марка и «Дух Божий» у Матфея — изображается сходящим на Иисуса сразу после его крещения в сопровождении голоса с Небес. но в рассказах Луки и Марка записано, что голос обращался к Иисусу со словами: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», тогда как у Матфея голос гласит: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Матфея 3:13–17; [11] Марка 1:9–11; [12] Луки 3:21–23). [13] [14] [15] [16]
После крещения синоптические евангелия описывают искушение Иисуса , когда Иисус удалился в Иудейскую пустыню, чтобы поститься сорок дней и ночей.
Мэтью [ править ]
Рассказ Матфея уникален в нескольких отношениях: он утверждает, что Иисус покинул Галилею с целью креститься у Иоанна (πρὸς τὸν Ἰωάννην τοῦ βαπτισθῆναι ὑπ' αὐτοῦ). Он включает разговор между Иоанном и Иисусом: В стихе 14 Иоанн сказал: «Мне нужно у тебя креститься, и ты приходишь ко мне?» Тем не менее Иисус убеждает Иоанна крестить его, «чтобы исполнить всякую правду» (ст. 15). [16] [17] Матфей записывает, что голос с небес говорит: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», но не указывает, к кому он обращен.
Марк [ править ]
Рассказ Марка примерно аналогичен рассказу Матфея, за исключением Матфея 3: 14–15 , в котором описывается первоначальное нежелание Иоанна и его возможное согласие крестить Иисуса, что не описано Марком. Марк использует необычное слово для обозначения открытия небес, σχιζομένους , шизоменозный , что означает «раздирающий» или «разрывающий» (Марка 1:10). Он образует словесную нить ( Leitwortstil ) с разрывом ( ἐσχίσθη , eschisthē ) завесы Храма в Марка 15:38, что позволяет провести сравнение между этими двумя эпизодами. [18]
Люк [ править ]
Первая глава Евангелия от Луки начинается с рождения Иоанна Крестителя, возвестил его отцу Захарии о котором ангел Гавриил . Через шесть месяцев Гавриил является Деве Марии с известием о рождении Иисуса ( Благовещении ). Гавриил также возвещает Марии о скором рождении Иоанна Крестителя у ее родственницы Елисаветы, жены Захарии. Мэри немедленно отправляется навестить Элизабет и остается с ней до рождения Джона. Лука решительно противопоставляет реакцию Захарии и Марии на эти два рождения; и жизни Иоанна и Иисуса переплетаются.
Лука уникально изображает Иоанна проявляющим общественную доброту к сборщикам налогов и поощряющим раздачу милостыни бедным (как в Луки 3:11). [19] Лука пишет, что Иисус молился, когда Небеса открылись и на него сошел Святой Дух. Лука поясняет, что дух сошел в «телесной форме» голубя, а не просто «сошел, как» голубь. В Деяниях 10:37–38: [20] Служение Иисуса описывается как следующее «крещение, которое проповедовал Иоанн». [21]
В Евангелии от Иоанна [ править ]
В Иоанна 1:29–33: [24] Вместо прямого повествования Иоанн Креститель свидетельствует о духе, снисходящем как голубь. [14] [25]
Евангелие от Иоанна (Иоанна 1:28) [26] указывает «Вифавару за Иорданом», то есть Вифанию в Перее, как место, где Иоанн крестил, когда Иисус начал выбирать учеников, и в Иоанна 3:23. [27] есть упоминание о дальнейших крещениях в Эноне , «потому что там было много воды». [28] [29]
Иоанна 1:35–37 [30] повествует о встрече Иисуса с двумя его будущими учениками, которые тогда были учениками Иоанна Крестителя. [31] [32] Эпизод в Иоанна 1:35–37. [33] формирует начало отношений между Иисусом и его будущими учениками. Когда Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божьим , «два ученика услышали его слова и последовали за Иисусом». [21] [34] [35] Одного из учеников зовут Эндрю , но имя другого остается безымянным, и Раймонд Э. Браун поднимает вопрос о том, является ли он автором Евангелия от Иоанна. [25] [36] В Евангелии от Иоанна ученики после этого следуют за Иисусом и приводят к нему других учеников, а также Деяния 18: 24–19: 6. [37] изображает учеников Иоанна как в конечном итоге слившихся с последователями Иисуса. [25] [31]
В Евангелии от Назарян [ править ]
Согласно неканоническому Евангелию от Назарян , идея креститься Иоанном исходила от матери и братьев Иисуса, а сам Иисус, изначально противившийся, неохотно принял ее. [38] Бенджамин Уррутиа предполагает, что эта версия подтверждается критерием смущения , поскольку последователи Иисуса не выдумали бы эпизод, в котором Иисус передумал и пришел принять чужой план. Кроме того, эта история исходила от сообщества, в которое входила семья Иисуса, которая гарантировала подлинность повествования. [39]
Местоположение [ править ]
Евангелие от Иоанна (Иоанна 1:28) [40] утверждает, что Иоанн крестил в « Вифании за Иорданом ». [28] [29] обычно считается городом Вифания, называемая также Вифаварой в Перее , на восточном берегу реки Иордан, недалеко от Иерихона . [29] В III веке Ориген , переехавший в этот район из Александрии , предложил в качестве места Бетабару. [41] В IV веке Евсевий Кесарийский заявил, что это место находилось на западном берегу Иордана, и вслед за ним на ранней византийской карте Мадабы Вифавара показана как ( Βέθαβαρά ). [41]
Библейское крещение связано с источниками и Вади (аль-Харраром), расположенными недалеко от восточного участка реки Иордан . [42] а не сам Иордан. [43] Места паломничества, важные как для христиан, так и для евреев, в ходе истории менялись. Место Аль-Махтас ( крещение или погружение в воду по-арабски) на восточном берегу реки в Иордании считалось самым ранним местом поклонения. Это место было обнаружено в результате раскопок, спонсируемых ЮНЕСКО . [44] Аль-Магтаса посетил Папа Иоанн Павел II в марте 2000 года, и он сказал: «Я мысленно вижу, как Иисус приходит к водам реки Иордан недалеко отсюда, чтобы принять крещение у Иоанна Крестителя». [45] Мусульманское завоевание положило конец византийским постройкам на восточном берегу реки Иордан, более позднее почитание происходило сразу за рекой на Западном берегу в Каср-эль-Яхуде . [46] Долина вокруг Мертвого моря, в которую с севера впадает река Иордан, также является самым низким местом на планете Земля. [47]
Хронология [ править ]
Крещение Иисуса обычно считается началом его служения , вскоре после начала служения Иоанна Крестителя. [48] [49] [50] Луки 3:1–2 [51] заявляет, что: [52] [53]
На пятнадцатом году правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи [...] было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
Существует два подхода к определению времени начала правления Тиберия Цезаря . [54] Традиционный подход состоит в том, чтобы предположить, что правление Тиберия началось, когда он стал соправителем в 11 году нашей эры, а начало служения Иоанна Крестителя было отнесено примерно к 26 году нашей эры. Однако некоторые ученые предполагают, что это произошло после смерти его предшественник Август Цезарь в 14 году нашей эры, подразумевая, что служение Иоанна Крестителя началось в 29 году нашей эры. [54]
Общепринятые даты начала служения Иоанна Крестителя, основанные на этой ссылке в Евангелии от Луки, относятся примерно к 28–29 годам нашей эры, а вскоре после этого последовало служение Иисуса с его крещением. [52] [53] [55] [56] [57]
Историчность [ править ]
Почти все ученые полагают, что Иоанн Креститель совершил крещение Иисуса, и рассматривают это как историческое событие, которому можно приписать высокую степень уверенности. [1] [2] [3] [4] Джеймс Данн заявляет, что историчность крещения и распятия Иисуса «вызывает почти всеобщее согласие». [6] Данн утверждает, что эти два факта «занимаются настолько высоко в шкале исторических фактов, что «почти невозможно сомневаться или отрицать», что они часто являются отправной точкой для изучения исторического Иисуса. [6] Джон Доминик Кроссан утверждает, что исторически достоверно, что Иисус был крещен Иоанном в Иордане. [5]
В «Иудейских древностях » (18.5.2) историк I века Иосиф Флавий также писал об Иоанне Крестителе и его возможной смерти в Перее. [58] [59]
Существование Иоанна Крестителя в те же сроки, что и Иисус, и его возможная казнь Иродом Антипой засвидетельствованы историком I века Флавием Иосифом, и подавляющее большинство современных ученых рассматривают рассказы Иосифа Флавия о деятельности Иоанна Крестителя. как подлинный. [60] [61] Иосиф Флавий устанавливает ключевую связь между записанными им историческими событиями и конкретными эпизодами, фигурирующими в Евангелиях. [60] Ссылка в « Иудейских древностях» Иосифа Флавия на популярность Иоанна среди толпы ( Древности 18.5.2 ) и на то, как он проповедовал свое крещение, считается достоверным историческим фактом. [62] [63] В отличие от Евангелий, Иосиф Флавий не связывает Иоанна и Иисуса и не утверждает, что крещение Иоанна предназначалось для отпущения грехов. [62] [63] [64] Однако почти все современные ученые считают отрывок Иосифа Флавия об Иоанне подлинным во всей своей полноте и рассматривают различия между Иосифом Флавием и Евангелиями как указание на подлинность отрывков Иосифа Флавия, поскольку христианский интерполятор привел бы их в соответствие с христианскими традициями. [65] [66]
Одним из аргументов в пользу историчности крещения Иисуса Иоанном является то, что это история, которую ранняя христианская церковь никогда бы не захотела придумывать, и которую обычно называют критерием замешательства в историческом анализе. [4] [5] [67] Исходя из этого критерия, учитывая, что Иоанн крестил для прощения грехов , а Иисуса считали безгрешным, выдумка этой истории не принесла бы никакой пользы и стала бы позором, учитывая, что она ставила Иоанна выше Иисуса. [4] [67] [68] Евангелие от Матфея пытается решить эту проблему, заставляя Иоанна чувствовать себя недостойным крестить Иисуса, и Иисус дает ему разрешение сделать это в Евангелии от Матфея 3: 14–15. [69] [70]
Евангелия — не единственные упоминания о крещениях, совершенных Иоанном. В Деяниях Апостолов служение Петр говорит о том, что Иисуса последовало за «крещением, которое проповедовал Иоанн». [71] [72] Еще один аргумент в пользу историчности крещения заключается в том, что на него ссылаются многочисленные источники, что обычно называют критерием множественного засвидетельствования . [70] Технически многократное засвидетельствование не гарантирует подлинность, а лишь определяет древность. [73] Однако для большинства ученых это вместе с критерием смущения придает достоверность тому, что крещение Иисуса Иоанном является историческим событием. [70] [74] [75] [76]
Комментарий [ править ]
Юстус Кнехт отвечает на вопрос, почему Иисус позволил Иоанну крестить себя:
1. Ему не требовалось покаяния , поскольку Он был без греха; но Он взял на Себя наши грехи, чтобы искупить их; поэтому Он смирил Себя, поставил Себя на один уровень с грешниками и послушно подчинил Себя крещению, как прежде покорился обрезанию и представлению в храме. 2. Тем самым Он дал нам урок смирения и послушания и научил нас, что и мы должны исполнять всю справедливость, т. е. безотлагательно подчиняться всем постановлениям Божьим. 3. Своим крещением Он освятил воду и дал ей силу очищать и освящать душу человека. Другими словами, Он установил Таинство Крещения, посредством которого под внешним знаком воды мы получаем отпущение наших грехов. [77]
Он также отмечает, что « открытие небес означало, что Небеса, которые были закрыты для человека со времени грехопадения, теперь снова были открыты Иисусом».
Роджер Бакстер размышляет о крещении Христа в своих «Размышлениях» :
Первым действием общественной жизни Христа было предстать перед Своим предшественником для крещения, чтобы научить нас тому, что те, кто занят в деле Божием, должны иметь с собой чистое и неиспорченное сердце. Поэтому Он прощается со Своей Божественной Матерью, которая, хотя и скорбела об отсутствии такого Сына, но радовалась тому, что искупление Израиля было близко. Он совершает долгий путь к Крестителю. Господь идет к рабу, чтобы тот крестил его, как обычного грешника, среди мытарей, воинов и низшего сословия простонародья. Восхититесь смирением Сына Божия и убедитесь, что смирение есть лучшая подготовка к великим делам. [78]
Художественные изображения [ править ]
В то время как в Евангелии от Луки ясно говорится о сошествии Духа Божьего в форме голубя, формулировка Матфея настолько расплывчата, что ее можно интерпретировать только как предположение о том, что сошествие произошло в виде голубя. Хотя в то время, когда были написаны эти отрывки, голубям приписывалась разнообразная символика, образ голубя стал хорошо известным символом Святого Духа в христианском искусстве . [79] [80] Изображения сцены крещения обычно показывают небо и Святой Дух , сходящий в виде голубя к Иисусу. [81]
Художники обычно пытались показать все тело Христа, стоящее в воде, что могло вызвать у них трудности. Достаточно связное мозаичное изображение VI века в Арианском баптистерии в Равенне с водой, окруженной двумя берегами, когда оно использовалось во многих поколениях копий в Западной Европе художниками, не умеющими изображать визуальный спад, привело к созданию изображений, подобных тому, что в Псалтырь Элеоноры Аквитанской, где, кажется, стоит стоящая насыпь воды.
По крайней мере, один сопровождающий архангел, держащий одежду Христа, а часто и другой с полотенцем, стал обычным явлением на средневековых изображениях.
- Высокий крест , Келлс, Ирландия , резьба по камню X века.
- Миниатюра из Псалтири Элеоноры Аквитанской ( ок. 1185 г. )
- Андреа Мантенья , ок. 1505
- Хуан Наваррете , 1567 г.
- Китайский фарфор, династия Цин , начало 18 века.
- Восточно-православная икона
- Грегорио Фернандес , ок. 1630 г.
- Рельеф в Керлихе, около 17 века.
- Аэрт де Гелдер , ок. 1710 г.
- Григорий Гагарин , гр. 1840–1850 гг.
- Джованни Баттиста Тьеполо , Крещение Христа, 18 век, Италия
См. также [ править ]
События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
Порталы: христианство Библия |
- Нет
- Аль Магтас
- Бетабара
- Хронология Иисуса
- Иисус в христианстве
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- мандеизм
- Служение Иисуса
- Места Нового Завета, связанные с Иисусом
- Каср эль-Яхуд
- Преображение Иисуса
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Евангелие от Матфея Дэниела Дж. Харрингтона, 1991 г. ISBN 0-8146-5803-2 стр. 63
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Христианство: библейский, исторический и теологический справочник Гленна Джонаса, Кэтрин Мюллер Лопес, 2010, стр. 95–96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований Брюса Чилтона, Крейга А. Эванса, 1998 г. ISBN 90-04-11142-5 стр. 187–98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи, Марк Аллан Пауэлл, 1998 г. ISBN 0-664-25703-8 стр. 47
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кто такой Иисус? Джон Доминик Кроссан, Ричард Дж. Уоттс, 1999 г. ISBN 0-664-25842-5 стр. 31–32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вспоминая Иисуса , Джеймс Д. Данн, 2003 г. ISBN 0-8028-3931-2 стр. 339
- ↑ Очерки интерпретации Нового Завета Чарльза Фрэнсиса Дигби Моула, 1982 г. ISBN 0-521-23783-1 стр. 63
- ^ Мелодия веры: богословие в православном ключе Вигена Гурояна, 2010 г. ISBN 0-8028-6496-1 стр. 28
- ^ Деяния 19: 1–7.
- ^ Крещение и Рождество
- ^ Матфея 3: 13–17.
- ^ Марка 1: 9–11.
- ^ Луки 3: 21–23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус истории, Христос веры Томаса Занцига, 2000 г. ISBN 0-88489-530-0 стр. 118
- ^ Комментарий Эрдмана к Библии Джеймса Д. Данна, Джона Уильяма Роджерсона, 2003 г. ISBN 0-8028-3711-5 стр. 1010
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синоптики: Мэтью, Марк, Люк , Ян Майерник, Джозеф Понесса, Лори Уотсон Манхардт, 2005 г. ISBN 1-931018-31-6 стр. 27–31.
- ^ Слово δικαιοσύνη («праведность»), отсутствующее у Марка и употребленное только один раз у Луки, характерно для Матфея. См. 5:6, 10, 20; 6:1, 33; 21:32.
- ^ Дэвид Роудс, Джоанна Дьюи и Дональд Мичи, 2012, Марк как история: введение в повествование Евангелия , 3-е изд. Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, 48.
- ^ Луки 3:11
- ^ Деяния 10:37–38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус из Назарета , Дуэйн С. Кроутер, 1999 г. ISBN 0-88290-656-9 стр. 77
- ^ Иоанна 1:29
- ↑ Агнец Божий Сергея Булгакова, 2008 г. ISBN 0-8028-2779-9 стр. 263
- ^ Иоанна 1:29–33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Евангелие и послания Иоанна: краткий комментарий Раймонда Эдварда Брауна, 1988 г. ISBN 978-0-8146-1283-5 стр. 25–27
- ^ Иоанна 1:28
- ^ Иоанна 3:23
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Большая картина Библии - Новый Завет Лорны Дэниелс Николс, 2009 г. ISBN 1-57921-928-4 стр. 12
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джон Джерарда Стивена Слояна, 1987 г. ISBN 0-8042-3125-7 стр. 11
- ^ Иоанна 1:35–37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Народный комментарий к Новому Завету Юджина М. Боринга и Фреда Б. Крэддока, 2010, Вестминстер Джон Нокс Пресс ISBN 0-664-23592-1 стр. 292–93.
- ↑ История Нового Завета Ричарда Л. Нисвонгера, 1992 г. ISBN 0-310-31201-9 стр. 143–46.
- ^ Иоанна 1:35–37.
- ↑ Жизнь и служение Иисуса: Евангелия Дугласа Редфорда, 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 стр. 92
- ^ Краткое изложение христианской истории Роберта А. Бейкера, Джона М. Ландерса, 2005 г. ISBN 0-8054-3288-4 стр. 6–7.
- ^ Ученик, которого любил Иисус , Дж. Филлипс, 2004 г. ISBN 0-9702687-1-8 стр. 121–23.
- ^ Деяния 18:24–19:6.
- ^ Джером, цитируя «Евангелие от евреев» в «Диалоге против Пелагия III:2».
- ^ Гай Давенпорт и Бенджамин Уррутиа, Логия Иешуа / Высказывания Иисуса (1996), ISBN 1-887178-70-8 стр. 51.
- ^ Иоанна 1:28
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус и археология Джеймса Х. Чарльзворта 2006, Eedrsmans ISBN 0-8028-4880-X стр. 437–39.
- ^ Синоптики Яна Майерника, Джозефа Понессы и Лори Манхардт, 2005 г. ISBN 1-931018-31-6 с. 29
- ^ «Где Иоанн крестил» . ВРЕМЯ ОНЛАЙН . Розмари Ноак. 22 декабря 1999 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Штатные авторы (28 июля 2011 г.). «Израиль вновь откроет (израильское) место крещения Иисуса» . AsiaNews.it . Проверено 31 июля 2011 г.
- ↑ Веб-сайт Ватикана: Обращение Иоанна Павла II в Аль-Магтасе. Архивировано 16 июля 2012 года в Wayback Machine.
- ^ «Нет доказательств, но ООН утверждает, что Иисус крестил на берегу реки Иордан, а не Израиль» . Таймс Израиля. 13 июля 2015 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ «Самые низкие места на Земле — Национальный парк Долина Смерти (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Иисус и Евангелия: Введение и обзор Крейга Л. Бломберга, 2009 г. ISBN 0-8054-4482-3 стр. 224–29.
- ^ Христианство: Введение Алистера Э. МакГрата, 2006 г. ISBN 978-1-4051-0901-7стр . 16–22
- ↑ Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет Андреас Дж. Кёстенбергер, Л. Скотт Келлум, 2009 г. ISBN 978-0-8054-4365-3 по. 140–41
- ^ Луки 3: 1–2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Библейский словарь Эрдмана , 2000 г., Издательство Амстердамского университета ISBN 90-5356-503-5 стр. 249.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочный комментарий к библейским знаниям: Матфей-Люка, Том 1, Крейг А. Эванс, 2003 г. ISBN 0-7814-3868-3 стр. 67–69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луки 1–5: Комментарий к Новому Завету Джона Макартура, 2009 г. ISBN 0-8024-0871-0 стр. 201
- ↑ Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет Андреас Дж. Кёстенбергер , Л. Скотт Келлум, 2009 г. ISBN 978-0-8054-4365-3 стр. 114
- ^ Христианство и Римская империя: Справочные тексты Ральфа Мартина Новака, 2001 г. ISBN 1-56338-347-0 стр. 302–03.
- ^ Хонер, Гарольд В. (1978). Хронологические аспекты жизни Христа . Зондерван. стр. 29–37. ISBN 0-310-26211-9 .
- ^ Библейский словарь Эрдмана, 2000 г. ISBN 90-5356-503-5 стр. 583.
- ↑ Вот человек: реальная жизнь исторического Иисуса Кирка Кимбалла, 2002 г. ISBN 978-1-58112-633-4 стр. 654
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крейг Эванс, 2006 г. «Иосиф об Иоанне Крестителе» в «Историческом Иисусе в контексте» под редакцией Эми-Джилл Левин и др. Принстонский университет Пресс ISBN 978-0-691-00992-6 стр. 55–58
- ^ Новое полное собрание сочинений Иосифа Флавия Иосифа Флавия , Уильяма Уистона, Пола Л. Майера ISBN 0-8254-2924-2 стр. 662–63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иоанн Креститель: Пророк чистоты нового века, Кэтрин М. Мерфи, 2003 г. ISBN 0-8146-5933-0 стр. 53
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус и возникновение раннего христианства: история времен Нового Завета Пола Барнетта, 2009 г. ISBN 0-8308-2699-8 стр. 122
- ^ Клаудия Сетцер, «Еврейские ответы верующим в Иисуса», в Эми-Джилл Левин, Марк З. Бреттлер (редакторы), Еврейский аннотированный Новый Завет, стр. 576 (Новая пересмотренная стандартная версия, Oxford University Press, 2011). ISBN 978-0-19-529770-6
- ^ Эванс, Крейг А. (2006). «Иосиф об Иоанне Крестителе». В Левайне, Эми-Джилл. Исторический Иисус в контексте. Принстонский университет Пресс. ISBN 978-0-691-00992-6 . стр. 55–58
- ^ Эдди, Пол; Бойд, Грегори (2007). Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса . ISBN 0-8010-3114-1 . п. 130
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении , Морис Кейси, 2010 г. ISBN 0-567-64517-7 стр. 35
- ^ Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство Герда Тайсена, Аннетт Мерц, 1998 г. ISBN 0-8006-3122-6 стр. 207
- ^ Матфея 3: 14–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Иоанн Креститель: Пророк чистоты нового века, Кэтрин М. Мерфи, 2003 г. ISBN 0-8146-5933-0 стр. 29–30.
- ^ Деяния 10:37–38.
- ^ Кто такой Иисус?: Введение в христологию Томаса П. Рауша, 2003 г. ISBN 978-0-8146-5078-3 стр. 77
- ^ Иисус и его современники: сравнительные исследования Крейга А. Эванса, 2001 г. ISBN 0-391-04118-5 стр. 15
- ^ Введение в Новый Завет и истоки христианства Делберта Ройса Беркетта, 2002 г. ISBN 0-521-00720-8 стр. 247–48.
- ^ Кто такой Иисус? Томас П. Рауш, 2003 г. ISBN 978-0-8146-5078-3 стр. 36
- ^ Отношения между Иоанном Крестителем и Иисусом из Назарета: критическое исследование Дэниела С. Дапаа, 2005 г. ISBN 0-7618-3109-6 стр. 91
- ^ Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- ^ Бакстер, Роджер (1823). . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
- ^ Кларк, Говард В. Евангелие от Матфея и его читатели: историческое введение в первое Евангелие. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2003.
- ^ Олбрайт, В.Ф. и К.С. Манн. "Мэтью". Библейская серия Anchor . Нью-Йорк: Даблдей и компания, 1971.
- ^ Средневековое искусство: актуальный словарь Лесли Росс, 1996 г. ISBN 978-0-313-29329-0 стр. 30
Внешние ссылки [ править ]
- Крещение Иисуса - Католическая энциклопедия