Христианство в 16 веке
В христианстве XVI века протестантизм вышел на первый план и ознаменовал значительные изменения в христианском мире.
Эпоха открытий [ править ]
В эпоху Великих географических открытий Католическая церковь основала ряд миссий в Америке и других колониях с целью распространения христианства в Новом Свете и обращения коренных народов . В то же время миссионеры, такие как Франциск Ксаверий , а также другие иезуиты , августинцы , францисканцы и доминиканцы, двигались в Азию и на Дальний Восток . По договору Падроадо со Святым Престолом , по которому Ватикан делегировал королям управление местными церквями, португальцы отправляли миссии в Африку , Бразилию и Азию. В то время как некоторые из этих миссий были связаны с империализмом и угнетением, другие (в частности, Маттео Риччи миссии иезуитов в Китае ) были относительно мирными и были сосредоточены на интеграции, а не на культурном империализме .
Расширение Католической Португальской империи и Испанской империи при значительной роли католической церкви привело к христианизации коренного населения Америки, такого как ацтеки и инки . Более поздние волны колониальной экспансии, такие как борьба за Африку или борьба за Индию между Нидерландами , Англией , Францией , Германией и Россией, привели к христианизации других коренных народов по всему миру, затмив христианизацию римского периода и сделав ее поистине глобальной. религия.
Протестантская Реформация [ править ]
Эпоха Возрождения дала ученым возможность читать Священные Писания на языках оригинала, и это отчасти стимулировало протестантскую Реформацию . Мартин Лютер , доктор Библии в Виттенбергском университете , [1] начал учить, что спасение Божией — это дар благодати , достижимый только через веру в Иисуса , который в смирении заплатил за грех. [2] Наряду с доктриной оправдания Реформация продвигала более высокий взгляд на Библию . Как сказал Мартин Лютер: «Истинное правило таково: Слово Божье должно утвердить догматы веры, и никто другой, даже ангел, не может этого сделать». [3] Эти две идеи, в свою очередь, продвигали концепцию священства всех верующих . Другими важными реформаторами были Жан Кальвин , Хулдрих Цвингли , Филипп Меланхтон , Мартин Буцер и анабаптисты .
Эти реформаторы отличаются от предыдущих тем, что они считали корень коррупции доктринальным (а не просто вопросом моральной слабости или отсутствия церковной дисциплины), и поэтому они стремились изменить современные доктрины, чтобы они соответствовали тому, что они считали «истинное Евангелие». Слово «протестант» происходит от латинского слова «protestatio», означающего «декларация» , которое относится к письму протеста лютеранских князей против решения Шпейерского сейма 1529 года, подтвердившего указ Вормского сейма против Реформации. [4] С тех пор этот термин использовался в самых разных смыслах, но чаще всего как общий термин относится к западному христианству , не подчиняющемуся папской власти. [4] Термин «протестант» изначально не использовался лидерами эпохи Реформации; вместо этого они называли себя «евангелистами», подчеркивая «возвращение к истинному Евангелию (греч. евангелион )». [5]
Начало протестантской Реформации обычно отождествляют с Мартином Лютером и размещением 95 тезисов на замковой церкви в Виттенберге , Германия, в 1517 году. Ранний протест был против таких развращений, как симония , епископские вакансии и продажа индульгенций . Тремя наиболее важными традициями, возникшими непосредственно в результате протестантской Реформации, были лютеранская , реформатская ( кальвинистская , пресвитерианская и т. д.) и англиканская традиции, хотя последняя группа идентифицируется одновременно как «реформатская» и «католическая», а некоторые подгруппы отвергают классификация как «протестантская».
Протестантскую Реформацию можно разделить на два отдельных, но в основном одновременных движения: Арбитражную Реформацию и Радикальную Реформацию . Арбитражная Реформация включала союз некоторых учителей-теологов (лат. magistri ), таких как Лютер, Цвингли, Кальвин и Кранмер, со светскими судьями, которые сотрудничали в реформировании христианского мира. Радикальные реформаторы, помимо формирования общин вне государственной санкции, часто прибегали к более радикальным доктринальным изменениям, таким как отказ от догматов Никейского и Халкидонского соборов . Часто раскол между авторитетными и радикальными реформаторами был таким же или даже более жестоким, чем общая враждебность между католиками и протестантами.
Протестантская Реформация почти полностью распространилась в пределах Северной Европы, но не закрепилась в некоторых северных регионах, таких как Ирландия и некоторые части Германии. Католический ответ на протестантскую Реформацию известен как Контрреформация , которая привела к подтверждению традиционных доктрин и появлению новых религиозных орденов, направленных как на моральную реформу, так и на новую миссионерскую деятельность. Контрреформация обратила примерно 33% Северной Европы в католицизм и инициировала миссии в Южной и Центральной Америке , Африке, Азии и даже в Китае и Японии . Протестантская экспансия за пределы Европы происходила в меньших масштабах за счет колонизации Северной Америки и районов Африки .
Мартин Лютер и лютеране [ править ]
Серьезные протесты против Рима начались в 1517 году, когда Мартин Лютер, монах -августинец , призвал возобновить дебаты о продаже индульгенций . Несогласие Лютера ознаменовало внезапную вспышку новой и непреодолимой силы недовольства, которая была загнана в подполье, но не решена. Быстрое распространение недовольства произошло в значительной степени из-за печатного станка и, как следствие, быстрого перемещения как идей, так и документов, включая 95 тезисов . Информация также широко распространялась в рукописной форме, а также посредством дешевых гравюр и гравюр на дереве среди беднейших слоев общества.
Параллельно с событиями в Германии движение началось в Швейцарии под руководством Ульриха Цвингли . Эти два движения быстро пришли к согласию по большинству вопросов, но некоторые нерешенные разногласия держали их врозь. Некоторые последователи Цвингли считали, что Реформация была слишком консервативной, и независимо двигались к более радикальным позициям, некоторые из которых сохранились среди современных анабаптистов. Другие протестантские движения выросли на основе мистицизма или гуманизма , иногда отрываясь от Рима или протестантов или формируясь вне церквей.
После этого первого этапа Реформации, после отлучения Лютера от церкви и осуждения Реформации Папой, работы и сочинения Жана Кальвина оказали влияние на установление свободного консенсуса среди различных групп в Швейцарии, Шотландии , Венгрии, Германии и других странах.
Когда Лютер начал развивать свою собственную теологию, он все чаще вступал в конфликт с учеными- томистами , в первую очередь с кардиналом Каэтаном . [6] Вскоре Лютер начал развивать свою теологию оправдания , или процесса, посредством которого человек «становится правым» (праведным) в глазах Бога. В католическом богословии человек становится праведным благодаря постепенному влиянию благодати, принимаемой через веру и сопровождаемой добрыми делами. Учение Лютера об оправдании отличалось от католического богословия тем, что оправдание скорее означало «провозглашение человека праведным», когда Бог вменяет заслуги Христа тому, кто остается без присущих ему заслуг. [7] В этом процессе добрые дела являются скорее второстепенным побочным продуктом, который никак не способствует состоянию праведности человека. Конфликт между Лютером и ведущими богословами привел к постепенному отказу от авторитета церковной иерархии. В 1520 году он был осужден за ересь папской буллой Exsurge Domine , которую он сжег в Виттенберге вместе с книгами канонического права . [8]
Отказ Лютера отказаться от своих сочинений в конфронтации с императором Священной Римской империи Карлом V на сейме в Вормсе в 1521 году привел к его отлучению от церкви Папой Львом X и объявлению вне закона . Его перевод Библии на язык народа сделал Священное Писание более доступным, оказав огромное влияние на церковь и немецкую культуру. Это способствовало развитию стандартной версии немецкого языка , добавило несколько принципов в искусство перевода. [9] и повлиял на перевод Библии короля Иакова . [10] Его гимны вдохновили развитие коллективного пения в христианстве. [11] Его брак с Катариной фон Бора стал образцом для практики церковных браков в протестантизме. [12]
Обычно считается, что идеи Лютера легли в основу протестантского движения . Однако отношения между лютеранством и протестантской традицией неоднозначны: некоторые лютеране считают лютеранство находящимся вне протестантской традиции, а некоторые видят в нем часть этой традиции. [13]
Расширение нарушения [ править ]
Сочинения Лютера широко распространялись, достигнув Франции, Англии и Италии уже в 1519 году, и студенты стекались в Виттенберг, чтобы послушать его выступления. Он опубликовал краткий комментарий к Посланию к Галатам и своей работе над псалмами . В то же время он принял депутации из Италии и утраквистов Богемии ; Ульрих фон Хуттен и Франц фон Зикинген предложили Лютеру взять его под свою защиту. [14]
Этот ранний период карьеры Лютера был одним из самых творческих и продуктивных. [15] Три из его самых известных работ были опубликованы в 1520 году: «К христианской знати немецкой нации» , «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина» .
Наконец 30 мая 1519 года, когда папа потребовал объяснений, Лютер написал папе краткое изложение и объяснение своих тезисов. Хотя Папа, возможно, и признал некоторые пункты, ему не понравился вызов его авторитету, поэтому он вызвал Лютера в Рим, чтобы ответить на них. В этот момент Фридрих Мудрый вмешался саксонский курфюрст . Он не хотел, чтобы одного из его подданных отправили в Рим на суд католического духовенства, поэтому он убедил Карла V, императора Священной Римской империи, договориться о компромиссе.
Однако была достигнута договоренность, согласно которой этот вызов был отменен, и Лютер отправился в Аугсбург в октябре 1518 года, чтобы встретиться с папским легатом кардиналом Томасом Каэтаном . Спор был долгим, но ничего не разрешилось.
Политическое маневрирование [ править ]
То, что началось как чисто богословская и академическая дискуссия, теперь превратилось в нечто вроде социального и политического конфликта, в котором Лютер, его немецкие союзники и сторонники из Северной Европы столкнулись с Карлом V , Францией, итальянским папой, их территориями и другими союзниками. После смерти Лютера конфликт перерос в религиозную войну, подогреваемую политическим климатом Священной Римской империи и сильными личностями с обеих сторон.
В 1526 году на Первом Шпейерском сейме было решено, что до тех пор, пока Генеральный совет не сможет собраться и решить богословские вопросы, поднятые Мартином Лютером, Вормсский эдикт не будет применяться, и каждый принц сможет решить, будут ли лютеранские учения и богослужения быть допущен на его территории. В 1529 году на Втором Шпейерском сейме решение предыдущего Шпейерского сейма было отменено — несмотря на сильные протесты лютеранских князей, вольных городов и некоторых цвинглианских территорий. Эти государства быстро стали известны как протестанты. Сначала этот термин «протестант» использовался в политических целях для обозначения государств, сопротивлявшихся Вормсскому эдикту. Однако со временем этот термин стал использоваться для обозначения религиозных движений, выступавших против католической традиции в 16 веке.
Лютеранство стало известно как отдельное движение после Аугсбургского сейма 1530 года , который был созван Карлом V, чтобы попытаться остановить растущее протестантское движение. На сейме Филипп Меланхтон представил письменное изложение лютеранских верований, названное Аугсбургским исповеданием . Несколько немецких князей (а позже короли и принцы других стран) подписали документ об определении «лютеранских» территорий. Эти князья объединились для создания Шмалькальдской лиги в 1531 году, что привело к Шмалькальдской войне в 1547 году, в которой лютеранские князья Шмалькальдской лиги противостояли католическим силам Карла V.
После завершения Шмалькальдской войны Карл V попытался навязать католическую религиозную доктрину на территориях, которые он победил. Однако лютеранское движение было далеко от поражения. В 1577 году следующее поколение лютеранских богословов объединило труды предыдущего поколения, чтобы определить доктрину сохранившейся лютеранской церкви. Этот документ известен как « Формула согласия» . В 1580 году оно было опубликовано вместе с «Аугсбургским исповеданием», «Апологией Аугсбургского исповедания» , « Большим и малым катехизисами Мартина Лютера», «Статьями Смалькальда» и « Трактатом о власти и первенстве Папы» . Вместе они были распространены в томе, озаглавленном «Книга согласия» .
Итоги лютеранской реформации [ править ]
Большое количество европейцев было отлучено от церкви в соответствии с Вормским эдиктом 1521 года и последующими попытками повторить его, в том числе большинство говорящих по-немецки (единственными немецкоязычными территориями, где население оставалось в основном в католической церкви, были те, которые находились под властью или влиянием католической Австрии. и Баварии или избирательных архиепископов Майнца, Кёльна и Трира).
Кальвинизм [ править ]
Кальвинизм — это система христианского богословия и подход к христианской жизни и мысли в рамках протестантской традиции, сформулированный Жаном Кальвином , а затем преемниками, соратниками, последователями и поклонниками Кальвина и его толкованием Священного Писания , а также взгляд на христианскую жизнь и богословие. и христианской жизни Кальвина Система богословия составляет основу реформатской традиции , термин, примерно эквивалентный кальвинизму .
Реформатская традиция была первоначально развита такими стойкими приверженцами, как Мартин Бусер , Генрих Буллингер и Питер Мартир Вермигли , а также оказала влияние на английских реформаторов, таких как Томас Кранмер и Джон Джуэл . Однако из-за большого влияния и роли Кальвина в конфессиональных и церковных дебатах на протяжении 17 века это реформатское движение обычно стало известно как кальвинизм. Сегодня этот термин также относится к доктринам и практикам реформатских церквей , одним из первых лидеров которых был Кальвин, и эта система, пожалуй, наиболее известна своими доктринами предопределения и избрания .
Основы Реформации занимались августинианством . И Лютер, и Кальвин мыслили в духе теологического учения Августина Гиппонского . Августинианство реформаторов боролось против пелагианства , ереси, которую они воспринимали в католической церкви своего времени. В ходе этого религиозного переворота немецкая Крестьянская война 1524–1525 годов охватила Баварское , Тюрингское и Швабское княжества, оставив множество католиков убитыми от рук протестантских банд, в том числе « Черной роты » Флориана Гейера , рыцаря из Гибельштадт , который присоединился к крестьянам в всеобщем возмущении против католической иерархии.
Ульрих editЦвингли
Ульрих Цвингли был швейцарским ученым и приходским священником, который также оказал влияние на начало протестантской Реформации. Цвингли утверждал, что его богословие ничем не обязано Лютеру и что он разработал его в 1516 году, до знаменитого протеста Лютера, хотя его учение об оправдании было удивительно похоже на учение Лютера. [16] В 1518 году Цвингли получил должность в богатой коллегиальной церкви Гроссмюнстера в Цюрихе , где он оставался до самой смерти. Вскоре он стал известен в городе. Цвингли начал проповедовать свою версию реформы, используя определенные положения как вышеупомянутую доктрину оправдания, но и другие (с которыми Лютер категорически не согласен), такие как позиция, согласно которой почитание икон на самом деле было идолопоклонством и, следовательно, нарушением первой заповеди , а также отрицание реального присутствия в Евхаристии . [17] Вскоре городской совет принял доктрины Цвингли, и Цюрих стал центром более радикальных реформаторских движений. Последователи Цвингли продвинули его послание и реформы гораздо дальше, чем он даже предполагал, например, отказавшись от крещения младенцев. [18] Этот раскол между Лютером и Цвингли сформировал суть протестантского разделения между лютеранским и реформатским богословием. Тем временем политическая напряженность возросла; Цвингли и руководство Цюриха ввели экономическую блокаду внутренних католических государств Швейцарии, что привело к битве, в которой Цвингли в полном вооружении был убит вместе со своими войсками.
Джон Кальвин [ править ]
Жан Кальвин был французским священнослужителем и доктором права. Он принадлежал ко второму поколению Реформации, опубликовав свой теологический том « Институты христианской религии » в 1536 году (позже исправленный) и утвердившись в качестве лидера реформатской церкви в Женеве , которая стала «неофициальной столицей» реформатской церкви. Христианство во второй половине XVI века. Он пользовался огромной властью в городе и над городским советом, так что его (довольно позорно) называли «протестантским папой». Кальвин учредил старейшину вместе с консисторией , где пасторы и старейшины устанавливали вопросы религиозной дисциплины для населения Женевы. [19] Богословие Кальвина наиболее известно благодаря его доктрине (двойного) предопределения , согласно которой Бог от вечности провиденциально предопределил, кто будет спасен ( избранные ), а также кто будет проклят ( нечестивцы ). Предопределение не было доминирующей идеей в трудах Кальвина, но, похоже, она станет таковой для многих его реформатских преемников. [20]
После отлучения Лютера от церкви и осуждения Реформации Папой, работы и сочинения Кальвина оказали влияние на установление свободного консенсуса среди различных групп в Швейцарии, Шотландии , Венгрии, Германии и других странах.
Женева стала неофициальной столицей протестантского движения, возглавляемого французом Жаном Кальвином , до его смерти, когда союзник Кальвина Цвингли взял на себя духовное руководство группой.
Арминианство [ править ]
Арминианство — школа сотериологической мысли в протестантском христианском богословии, основанная голландским теологом Якобом Арминием . Его признание распространяется на большую часть основного протестантизма. Благодаря влиянию Джона Уэсли арминианство, пожалуй, наиболее заметно в методистском движении .
Арминианство придерживается следующих принципов:
- Люди по своей природе неспособны приложить какие-либо усилия для спасения.
- Спасение возможно только по благодати
- Дела человеческих усилий не могут вызвать спасение или способствовать ему.
- Божье избрание зависит от веры в Иисуса
- Иисуса Искупление потенциально касалось всех людей
- Бог позволяет Его благодати тем, кто не желает верить, противостоять
- Спасение может быть потеряно, поскольку дальнейшее спасение зависит от продолжающейся веры.
Арминианство наиболее точно используется для определения тех, кто подтверждает первоначальные убеждения Якоба Арминия, но этот термин также можно понимать как зонтик для более широкой группы идей, включая идеи Симона Епископия , Гуго Гроция , Джона Уэсли и других. Существует две основные точки зрения на то, как система применяется в деталях: классическое арминианство, которое считает Арминия своим номинальным главой, и уэслианское арминианство, которое (как следует из названия) видит Джона Уэсли своим номинальным главой. Уэслианское арминианство иногда является синонимом методизма.
В широком смысле церковной истории арминианство тесно связано с кальвинизмом, и эти две системы имеют общую историю и многие доктрины. Тем не менее, их часто рассматривают как главных соперников внутри евангелизма из-за их разногласий по поводу доктрин предопределения и спасения .
Англиканство и английская Реформация [ править ]
Англиканская доктрина возникла в результате переплетения двух основных направлений христианской доктрины во время английской Реформации в 16 и 17 веках. Первое направление — это католическая доктрина, преподававшаяся официальной церковью в Англии в начале 16 века. Второе направление — это ряд протестантских реформатских учений, привезенных в тот же период в Англию из соседних стран, особенно кальвинизма и лютеранства.
была Англиканская церковь национальной ветвью католической церкви. Формальные доктрины документировались в каноническом праве на протяжении веков, и Англиканская церковь до сих пор следует непрерывной традиции канонического права. Английская Реформация не отказалась от всех предыдущих доктрин. Церковь не только сохранила основные католические верования, общие для реформатской доктрины в целом, такие как Троица , непорочное зачатие Иисуса, природа Иисуса как полностью человека и полностью Бога, Воскресение Иисуса , первородный грех и отлучение от церкви (как подтверждено Тридцатью девятью статьями ), но также сохранило некоторые католические учения, которые были отвергнуты истинными протестантами, такие как три чина служения и апостольская преемственность епископов.
В отличие от других реформаторских движений, английская Реформация началась под королевским влиянием. Генрих VIII считал себя полностью католическим королем, и в 1521 году он защищал папство от Лютера в заказанной им книге под названием « Защита семи таинств» , за что папа Лев X наградил его титулом Fidei Defensor (Защитник веры). Однако король вступил в конфликт с папством, когда пожелал аннулировать свой брак с Екатериной Арагонской , для чего ему требовалась папская санкция. Екатерина, среди многих других знатных родственников, была теткой императора Карла V , самого значительного светского сторонника папства. Последовавший спор в конечном итоге привел к разрыву с Римом. В 1534 году Акт о верховенстве сделал Генриха верховным главой англиканской церкви. Между 1535 и 1540 годами при Томасе Кромвеле была введена в действие политика, известная как роспуск монастырей .
Были некоторые известные противники Хенрицианской Реформации , такие как Томас Мор и епископ Джон Фишер , которые были казнены за свое сопротивление. Также росла партия реформаторов, проникнутых цвинглианскими и кальвинистскими доктринами. Когда Генрих умер, ему наследовал его протестантский сын Эдуард VI , который через своих уполномоченных советников (королю было всего девять лет на момент его преемственности и еще не исполнилось шестнадцати на момент его смерти) герцог Сомерсетский и герцог Нортумберлендский приказал уничтожение изображений в церквях и закрытие часовен . При Эдуарде VI реформа англиканской церкви была однозначно закреплена в доктринальном плане. Тем не менее, на массовом уровне религия в Англии все еще находилась в состоянии изменения. После краткой католической реставрации во время правления Марии сложился свободный консенсус 1553–1558 гг. Во время правления Елизаветы I , хотя этот вопрос является предметом серьезных споров среди историков. Однако это так называемое « елизаветинское религиозное поселение». истоки англиканства «которому традиционно приписывают .
Политическое отделение англиканской церкви от Рима, начавшееся в 1529 году и завершившееся в 1536 году, привело Англию в ряд с этим широким реформатским движением. Однако религиозные изменения в английской национальной церкви протекали более консервативно, чем где-либо еще в Европе. Реформаторы в англиканской церкви на протяжении веков чередовали симпатии к католическим традициям и протестантизму, постепенно выковывая устойчивый компромисс между приверженностью древней традиции и протестантизмом, который сейчас иногда называют via media . [21]
Монашество [ править ]
Во время Реформации учение Мартина Лютера привело к закрытию монастырей, но некоторые протестанты вели монашескую жизнь. Аббатство Локкум и аббатство Амелунгсборн имеют самые давние традиции лютеранских монастырей.
С 19 века наблюдается обновление монашеской жизни среди протестантов.
Монашеская жизнь в Англии внезапно оборвалась с роспуском монастырей во время правления короля Генриха VIII . Имущество и земли монастырей были конфискованы и либо оставлены королем, либо переданы лояльной протестантской знати . Монахи , монахи и монахини были вынуждены либо бежать на континент, либо отказаться от своего призвания. церквей не было монашеских общин Около 300 лет ни в одной из англиканских .
[ править ]
Вся Скандинавия в конечном итоге приняла лютеранство в течение 16 века, когда в эту веру обратились монархи Дании (которые также правили Норвегией и Исландией ) и Швеции (которые также правили Финляндией ).
В Швеции Реформацию возглавил Густав Васа , избранный королем в 1523 году. Разногласия с Папой из-за вмешательства в шведские церковные дела привели к прекращению каких-либо официальных связей между Швецией и папством с 1523 года. [22] Четыре года спустя, на сейме Вестероса, королю удалось заставить сейм признать его власть над национальной церковью. Королю было передано во владение все церковное имущество, церковные назначения требовали королевского одобрения, духовенство подчинялось гражданскому закону, а «чистое Слово Божье» должно было проповедоваться в церквях и преподаваться в школах, что фактически давало официальную санкцию. к лютеранским идеям. [22]
Во время правления Фридриха I (1523–1533) Дания официально оставалась католической. Но хотя Фридрих первоначально обещал преследовать лютеран, вскоре он принял политику защиты лютеранских проповедников и реформаторов, самым известным из которых был Ганс Таузен . [22] Во время его правления лютеранство значительно распространилось среди населения Дании. Сын Фридриха, Кристиан, был открытым лютеранином, что помешало ему избранию на престол после смерти отца. Однако после победы в последовавшей за этим гражданской войне в 1537 году он стал христианином III и начал реформацию официальной государственной церкви .
Шотландия [ править ]
Шотландская Реформация завершилась в церковном плане восстановлением церкви по реформатским принципам, а в политическом плане – в триумфе английского влияния над влиянием Франции. Джон Нокс считается лидером шотландской Реформации.
Парламент Реформации 1560 года, отвергший власть папы, запретил служение мессы и утвердил протестантское исповедание веры . Это стало возможным благодаря революции против французской гегемонии при режиме регентши Марии де Гиз , которая управляла Шотландией от имени своей отсутствующей дочери Марии, королевы Шотландии (тогда еще и королевы Франции).
Шотландская Реформация оказала решающее влияние на Шотландскую церковь. [23] и через него все другие пресвитерианские церкви по всему миру.
Духовное возрождение также вспыхнуло среди католиков вскоре после действий Мартина Лютера и привело к возникновению движения шотландских ковенантеров , предшественника шотландского пресвитерианства . Это движение распространилось и сильно повлияло на формирование пуританства среди англиканской церкви в Англии. Шотландские ковенантеры подвергались преследованиям со стороны католической церкви. Это преследование со стороны католиков вынудило часть протестантского руководства Ковенантера покинуть Шотландию во Францию и Швейцарию.
Франция [ править ]
Протестантизм распространился также из немецких земель во Францию, где протестанты были известны как гугеноты .
(годы правления 1515–1547) лично не был заинтересован в религиозной реформе, Хотя Франциск I первоначально он придерживался терпимости в соответствии со своим интересом к гуманистическому движению. Ситуация изменилась в 1534 году с появлением «Дела о плакатах» . В этом акте протестанты осудили католическую мессу на плакатах, которые появились по всей Франции, доходя даже до королевских покоев. В то время, когда вопрос религиозной веры вышел на арену политики, Франциск стал рассматривать это движение как угрозу стабильности королевства.
После «дела плакатов» виновные были задержаны, не менее дюжины еретиков были казнены, а преследования протестантов усилились. [24] Одним из тех, кто бежал из Франции в то время, был Жан Кальвин, который эмигрировал в Базель в 1535 году, а затем поселился в Женеве в 1536 году. За пределами досягаемости французских королей в Женеве Кальвин продолжал интересоваться религиозными делами своей родной страны. земли, включая подготовку служителей для общин во Франции.
По мере увеличения числа протестантов во Франции росло и число еретиков в тюрьмах, ожидающих суда. был учрежден специальный суд только для суда над еретиками В качестве экспериментального подхода к уменьшению количества дел в Нормандии в 1545 году в парламенте Руана . [25] [26] Когда Генрих II взошел на престол в 1547 году, преследования протестантов усилились, и в Парижском парламенте были также учреждены специальные суды для суда над еретиками. Эти суды стали известны как « La Chambre Ardente » («огненная палата») из-за их репутации выносить смертные приговоры на горящей виселице. [27]
Несмотря на жестокие преследования со стороны Генриха II , Реформатская церковь Франции , в основном кальвинистская по направлению, добилась устойчивого прогресса в больших слоях страны, среди городской буржуазии и части аристократии , апеллируя к людям, отчужденным упрямством и самодовольством Католическое заведение.
Французский протестантизм, хотя его привлекательность возросла в условиях преследований, приобрел отчетливо политический характер, который стал еще более очевидным после благородных обращений в 1550-е годы. Это привело к созданию предпосылок для серии разрушительных и периодических конфликтов, известных как Религиозные войны . Гражданским войнам способствовала внезапная смерть Генриха II в 1559 году, положившая начало длительному периоду слабости французской короны.
Зверства и возмущение стали определяющей характеристикой того времени, наиболее ярким примером которых стала резня в Варфоломеевский день в августе 1572 года, когда католическая церковь уничтожила от 30 000 до 100 000 гугенотов по всей Франции. [28] Войны завершились только тогда, когда Генрих IV , бывший гугенот, издал Нантский эдикт , обещая официальную терпимость к протестантскому меньшинству, но на крайне ограниченных условиях. Католицизм оставался официальной государственной религией, и в течение следующего столетия благосостояние французских протестантов постепенно уменьшалось, кульминацией чего стал Указ Людовика XIV в Фонтенбло , который отменил Нантский эдикт и сделал католицизм единственной законной религией Франции. Фонтенбло Фридрих Вильгельм Бранденбургский В ответ на Эдикт провозгласил Потсдамский эдикт , предоставляющий свободный проход французским беженцам-гугенотам и безналоговый статус для них в течение 10 лет.
Нидерланды [ править ]
Реформация в Нидерландах, в отличие от многих других стран, была инициирована не правителями семнадцати провинций , а многочисленными народными движениями, которые, в свою очередь, были поддержаны прибытием протестантских беженцев из других частей континента. В то время как анабаптистское движение пользовалось популярностью в регионе в первые десятилетия Реформации, кальвинизм в форме Голландской реформатской церкви стал доминирующей протестантской религией в стране, начиная с 1560-х годов.
Жесткие преследования протестантов со стороны испанского правительства Филиппа II способствовали стремлению к независимости в провинциях, что привело к Восьмидесятилетней войне и, в конечном итоге, к отделению преимущественно протестантской Голландской Республики , где доминируют католики от Южных Нидерландов , нынешних -день Бельгии.
Венгрия [ править ]
Большая часть населения Венгерского королевства приняла протестантизм в 16 веке. Распространению протестантизма в стране способствовало ее многочисленное этническое немецкое меньшинство, которое могло понимать и переводить сочинения Мартина Лютера . В то время как лютеранство закрепилось среди немецкоязычного населения, кальвинизм получил широкое распространение среди этнических венгров. [29]
На более независимом северо-западе правители и священники, находящиеся под защитой Габсбургской монархии , вышедшей на поле боя с турками, защищали старую католическую веру. Они тащили протестантов в тюрьмы и на столбы, куда только могли.
Протестанты, вероятно, составляли большинство населения Венгрии в конце 16 века, но усилия Контрреформации в 17 веке вернули большую часть королевства в католицизм. [30] Осталось значительное протестантское меньшинство, большая часть которого придерживалась кальвинистской веры.
Контрреформация [ править ]
Контрреформация, или католическая Реформация, была ответом католической церкви на протестантскую Реформацию. Сутью Контрреформации было новое убеждение в традиционных практиках и поддержке католической доктрины как источника церковных и моральных реформ, а также ответа на прекращение распространения протестантизма. Таким образом, он пережил основание новых религиозных орденов, таких как иезуиты , учреждение семинарий для надлежащего обучения священников, возобновление всемирной миссионерской деятельности и развитие новых, но ортодоксальных форм духовности, таких как у испанских мистиков и Французская школа духовности . Весь процесс возглавил Тридентский собор , который разъяснил и подтвердил доктрину, выпустил догматические определения и подготовил Римский катехизис .
В результате контрреформации развилась Вторая схоластика , которая противопоставлялась лютеранской схоластике . Таким образом, общим результатом Реформации стало выявление различий в верованиях, которые ранее нелегко сосуществовали.
Хотя Ирландия, Испания и Франция играли значительную роль в Контрреформации, ее сердцем была Италия и различные папы того времени, которые учредили Index Librorum Prohibitorum (список запрещенных книг) или просто «Индекс» и Римская инквизиция — система судебных трибуналов, преследующих ересь и связанные с ней преступления. Папство Пия V (1566–1572) было известно своим вниманием к прекращению ереси и мирских злоупотреблений внутри церкви, а также к повышению народного благочестия в решительных усилиях по сдерживанию привлекательности протестантизма. Пий начал свой понтификат с раздачи крупной милостыни бедным, благотворительности и больниц, а понтифик был известен тем, что утешал бедных и больных и поддерживал миссионеров. Деятельность этих понтификов совпала с повторным открытием древнехристианских катакомб в Риме. Как утверждает Диармайд МакКаллох : «Как только эти древние мученики были явлены еще раз, католики снова начали подвергаться мученической смерти, как на миссионерских полях за рубежом, так и в борьбе за возвращение протестантской Северной Европы: катакомбы оказались для многих источником вдохновения действию и героизму». [31]
Тридентский совет [ править ]
( Тридентский собор 1545–1563), инициированный Папой Павлом III , рассматривал вопросы некоторых церковных развращений, таких как симония , кумовство и другие злоупотребления, а также восстановление традиционных практик и догматическую формулировку традиционных доктрин Церкви, такие как епископская структура, клерикальное безбрачие, семь Таинств , пресуществление (вера в то, что во время мессы освященные хлеб и вино действительно становятся телом и кровью Христа), почитание мощей, икон и святых (особенно Блаженного Девы Марии ), необходимость как веры, так и добрых дел для спасения, существования чистилища и выдачи (но не продажи) индульгенций и т. д. Иными словами, все протестантские вероучительные возражения и изменения были бескомпромиссно отвергнуты. Совет также стимулировал интерес к образованию приходских священников для повышения пастырской заботы. Миланский архиепископ Карло Борромео подал пример, посетив самые отдаленные приходы и привив им высокие стандарты. А За собором последовали длительные дебаты о том, какое учение отцов церкви больше соответствует Тренту или евангелистам.
Светское влияние
Монастыри также предоставляли убежище тем, кто устал от земной жизни, таким как Карл V, император Священной Римской империи , который удалился в Юсте в свои последние годы, и его сын Филипп II Испанский , который функционально был настолько близок к монашеству, насколько позволяли его царственные обязанности.
Распространение христианства [ править ]
Эта проблема привела к кризису совести в Испании 16 века. [32] [33] Излияние самокритики и философских размышлений среди католических богословов, в первую очередь Франсиско де Витория , привело к дебатам о природе прав человека. [33] и рождение современного международного права. [34] [35]
В 1521 году под руководством и проповедями португальского исследователя Фернана Магеллана , ставшей первой христианской страной в Юго-Восточной Азии первые католики были крещены в Филиппинах . [36] В следующем году францисканские миссионеры прибыли на территорию нынешней Мексики и попытались обратить индейцев в свою веру и обеспечить их благополучие, открыв школы и больницы. Они научили индейцев лучшим методам ведения сельского хозяйства и более простым способам ткачества и изготовления керамики. Поскольку некоторые люди задавались вопросом, были ли индейцы действительно людьми и заслуживали ли крещения, Папа Павел III в папской булле Veritas Ipsa или Sublimis Deus (1537 г.) подтвердил, что индейцы были достойными людьми. [37] [38] После этого усилия по конверсии набрали обороты. [39]
В течение следующих 150 лет миссии распространились на юго-запад Северной Америки . [40] По закону коренные жители считались детьми, а священники взяли на себя патерналистскую роль, часто сопровождавшуюся телесными наказаниями. [41] В Индии португальские миссионеры и испанский иезуит Франциск Ксавьер проповедовали евангелизацию среди нехристиан и христианской общины, которая утверждала, что была основана апостолом Фомой . [42]
Церковь Возрождения [ править ]
В Европе эпоха Возрождения ознаменовала период возобновления интереса к древнему и классическому учению. Это также привело к пересмотру общепринятых убеждений. Соборы и церкви долгое время служили книжками с картинками и художественными галереями для миллионов необразованных людей. Витражи, фрески , статуи, картины и панно рассказывают истории святых и библейских персонажей. Церковь спонсировала великих художников эпохи Возрождения, таких как Микеланджело и Леонардо да Винчи , которые создали некоторые из самых известных произведений искусства в мире. [43] Принятие гуманизма оказало влияние и на Церковь, которая тоже его приняла. В 1509 году известный учёный того времени Эразм написал «Похвалу глупости» , работу, в которой отразилось широко распространенное беспокойство по поводу коррупции в церкви. [44]
Папство было поставлено под сомнение советникизмом, выраженным на соборах Констанции и Базеля . Реальные реформы во время этих Вселенских соборов и Пятого Латеранского собора предпринимались несколько раз, но были сорваны. Их считали необходимыми, но они не увенчались успехом из-за внутренних распрей внутри Церкви. [45] продолжающиеся конфликты с Османской империей и сарацинами [45] а также симония и кумовство, практиковавшиеся в церкви эпохи Возрождения 15 и начала 16 веков. [46] В результате богатые, влиятельные и мирские люди, такие как Родриго Борджиа ( Папа Александр VI ), смогли победить на выборах папы. [46] [47]
Тридентский собор вызвал возрождение религиозной жизни и богослужений в католической церкви. Во время Реформации Церковь защищала свои Марианские убеждения от протестантских взглядов. В то же время католический мир был вовлечен в продолжающиеся османские войны в Европе против Турции, которые велись и были выиграны под покровительством Девы Марии . Победа в битве при Лепанто (1571 г.) была приписана ей «и ознаменовала начало сильного возрождения богослужения Марии, уделяя особое внимание Марии, Царице Неба и Земли, и ее могущественной роли посредницы многих милостей». [48] Коллоквиум Марианум , элитная группа, и Сообщество Богоматери основывали свою деятельность на добродетельной жизни, свободной от кардинальных грехов .
Восточное православие [ править ]
Сербская Православная Церковь [ править ]
Вскоре после завоевания Белграда турками в 1521 году и победы в битве при Мохаче в 1526 году сербский митрополит Павел Смедеревский [49] предпринял ряд попыток восстановить Сербский Патриархат и на короткое время сумел захватить престол Печа , провозгласив себя новым архиепископом Печа и Сербским Патриархом . [50] К 1541 году его движение было подавлено совместными силами Охридского архиепископства и Вселенского Константинопольского Патриархата . [51] Несмотря на это, лидеры Сербской Церкви продолжали надеяться на новый шанс обновить свой старый Патриархат. [52]
Сербский Патриархат Печа был окончательно восстановлен в 1557 году. [53] [54] благодаря посредничеству некоторых весьма влиятельных сановников турецкого двора.
Синайская церковь [ править ]
В 1575 году Константинопольский Вселенский Патриархат предоставил горе Синай автономный статус.
Брестская уния [ править ]
Униатское . движение в Восточно-Центральной Европе началось с Брестской унии 1598–1599 годов , согласно которой «Киево-Галицкая и всея Руси» вступила в отношения с католической церковью Восточно-католические церкви считают, что они примирили раскол между Востоком и Западом, сохранив свои молитвы и ритуалы аналогичными молитвам и ритуалам восточного православия, а также приняв главенство епископа Рима.
Некоторые восточные православные обвиняют, что присоединение к этому единству происходит за счет игнорирования критических доктринальных различий и прошлых злодеяний. С точки зрения многих восточных православных, восточный католицизм — это уловка католицизма с целью подорвать и в конечном итоге уничтожить их церковь, подорвав ее легитимность и поглотив ее католической церковью. Есть опасения, что эта уловка уменьшит власть первоначальных восточных патриархов церкви и потребует принятия отвергнутых доктрин и схоластики над верой. [55] [56]
Русская Православная Церковь [ править ]
В 1547 году Иван IV принял титул «Царь и Великий князь всея Руси » (Царь и Великий князь всея Руси) и был коронован 16 января. [57] тем самым превратив Великое княжество Московское в Российское царство , как оно было названо в коронационном документе. [58] Растущая мощь Российского государства способствовала и росту авторитета автокефальной Русской Церкви . Понимая необходимость укрепления церковной власти в России , Борис Годунов сумел убедить Вселенского Патриарха Константинопольского Иеремию II установить в России патриархат . В 1589 году митрополит Московский Иов стал первым Патриархом Московским и всея Руси , сделав Русскую Церковь одним из православных патриархатов .
Хронология [ править ]
См. также [ править ]
- История христианства
- История протестантизма
- История Римско-католической церкви § Возрождение и реформы
- История Восточной Православной Церкви § Османский период
- История христианского богословия § Возрождение и Реформация
- История восточного православия
- Хронология английской Реформации
- Хронология христианства § Реформации
- Хронология христианских миссий с § 1500 по 1600 гг.
- Хронология Римско-католической церкви № 1454–1600.
- Католико-протестантские отношения
- Хронологический список святых и блаженных XVI века.
Примечания [ править ]
- ^ Брехт, Мартин. Мартин Лютер . тр. Джеймс Л. Шааф, Филадельфия: Fortress Press, 1985–1993, 1:12–27.
- ^ Ридт, Маркус. «Богословие Лютера», в «Кембриджском спутнике Лютера» . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2003, стр. 88–94.
- ^ Мартин Лютер, Статьи Смалькальда II, 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Определение протестантизма на веб-сайте Епископальной церкви. Архивировано 15 августа 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ МакКаллох, с. хх
- ^ МакКаллох, стр. 124–125.
- ^ МакКаллох, с. 119
- ^ МакКаллох, с. 128
- ^ Фальбуш, Эрвин и Бромили, Джеффри Уильям. Энциклопедия христианства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Лейден, Нидерланды: Wm. Б. Эрдманс; Брилл, 1999–2003, 1:244.
- ^ Новый Завет Тиндейла, пер. с греческого Уильяма Тиндейла в 1534 году в современном написании и с предисловием Дэвида Дэниела . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета , 1989, ix–x.
- ^ Бейнтон, с. 269
- ^ Бейнтон, с. 223.
- ^ "Протестант?" Лютеранская церковь - Синод штата Миссури (часто задаваемые вопросы на веб-сайте). Архивировано 1 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Шафф, Филип. «Энциклопедия Шаффа-Герцога, том: 0089 = 71 - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Шпитц, Льюис В. Движения Возрождения и Реформации , Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia, 1987, стр. 338.
- ^ МакКаллох, стр. 137–138.
- ^ МакКаллох, Дирхам, стр. 146–148.
- ^ МакКаллох, стр. 148–149.
- ^ МакКаллох, с. 238
- ^ МакКаллох, с. 243
- ↑ Возникла государственная церковь, которая считала себя одновременно «реформаторской» и «католической», но не «римской» (и колебалась по поводу названия «протестантская»), а также другие «неофициальные» более радикальные движения, такие как пуритане . Разграбление Рима и английская Реформация. Архивировано 15 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ И СКАНДИНАВИИ» . vlib.iue.it. Глава 12 . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Статья 1 Декларативных статей Конституции Шотландской церкви 1921 года гласит: «Церковь Шотландии придерживается Шотландской Реформации».
- ^ Холт, Мак П. (1995). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 21–22.
- ^ Натанаэль Вайс (1889). La Chambre Ardente (на французском языке). Франция. Парламент (Париж) и Общество истории французского протестантизма (Франция). Париж: Фишбахер. п. XXXIV . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ Бэрд, Генри М. (1891). «Chambre Ardente» и французский протестантизм при Генрихе II . Нью-Йорк. п. 404 . Проверено 9 февраля 2019 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Натанаэль Вайс (1889). La Chambre Ardente (на французском языке). Франция. Парламент (Париж) и Общество истории французского протестантизма (Франция). Париж: Фишбахер. п. LXXII . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ Париж и резня в День Святого Варфоломея: 24 августа 1572 г.
- ^ Ревес, Имре, История Венгерской реформатской церкви , Найт, изд. Джорджа А.Ф., Венгерская реформатская федерация Америки (Вашингтон, округ Колумбия: 1956).
- ^ «Забытые реформации в Восточной Европе – Ресурсы» . www.eldrbarry.net . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ МакКаллох, стр.404
- ^ Йохансен, Брюс, Коренные народы Северной Америки , Rutgers University Press, Нью-Брансуик, 2006, стр. 109–110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), с. 287
- ^ Вудс, Как церковь построила западную цивилизацию (2005), с. 137
- ^ Чедвик, Оуэн, Реформация , Пингвин, 1990, с. 327
- ^ Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), с. 21
- ^ Йохансен, Брюс, Коренные народы Северной Америки , Издательство Рутгерского университета, Нью-Брансуик, 2006, стр. 110
- ^ Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), с. 290
- ^ Самора и др. , История мексиканско-американского народа (1993), с. 20
- ^ Джексон, От дикарей к подданным: Миссии в истории юго-запада Америки (2000), с. 14
- ^ Джексон, От дикарей к подданным: Миссии в истории юго-запада Америки (2000), с. 13
- ^ Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), стр. 3, 17.
- ^ Даффи, Святые и грешники (1997), с. 133
- ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), с. 86
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франзен, стр. 65–78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), стр. 201–205.
- ^ Даффи, Святые и грешники (1997), с. 149
- ^ Отто Штегмюллер, Барокко, в Мариенкунде, 1967, с. 566
- ^ Фотич 2008 , стр. 519.
- ^ Пузович 2000 , стр. 27.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 134–135.
- ^ Киа 2011 , с. 114-115.
- ^ Рансимэн 1985 , с. 204.
- ^ Киа 2011 , с. 115.
- ^ Публикации «Православные Кипсели» - Салоники, Греция - http://www.impantokratoros.gr/170832DE.en.aspx. Архивировано 6 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Зверства униатов или унии» . Архивировано из оригинала 21 июля 2009 г. Проверено 2 июня 2009 г.
- ^ Роберт Оти, Дмитрий Оболенский. Компаньон по русистике: Том 1: Введение в историю России. Издательство Кембриджского университета, 1976. с. 99
- ^ "Чин венчания на царство Ивана IV Васильевича. Российский государственный архив древних актов. Ф. 135. Древлехранилище. Отд. IV. Рубр. I. № 1. Л. 1-46" . Archived from the original on 2019-01-23 . Retrieved 2018-12-07 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Барретт, с. 26
- ^ Такер, 2004, с. 55
- ^ Мелади, Томас Патрик. Лица Африки , Макмиллан, 1964, с. 126
- ^ Гейли, с. 44–45
- ^ Кейн, с. 68
- ^ Андерсон, 511
- ^ Латуретт, том. 3, с. 113
- ^ Герберманн, с. 385
- ^ Латуретт, том. III, с. 253
- ^ Кейн, 57 лет.
- ^ Нил, 127 лет.
- ^ Такер, с. 63
- ^ Гловер, 42 года.
- ^ Кейн, с. 76
- ^ Нидхэм, Джозеф. Наука и цивилизация в Китае , Издательство Кембриджского университета, 1994, стр. 542
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени (Нью-Йорк, Пэлгрейв, 2000), с. 93.
- ^ Гейли, с. 99
- ^ Кейн, стр. 62, 130.
- ^ Кейн, с. 71
- ^ Нил, с. 134
- ^ Латуретт, 1953, с. 939
- ^ Танис, Джеймс. «Реформатский пиетизм и протестантские миссии», Harvard Theological Review , vol. 67 (1974), с. 65.
- ^ Олсон, с. 114
- ^ Латуретт, том. III, с. 328
Ссылки [ править ]
- Бейнтон, Роланд. Здесь я стою: жизнь Мартина Лютера (Нью-Йорк: Penguin Books, 1995)
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Фотич, Александр (2008). «Сербская Православная Церковь» . Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 519–520. ISBN 9781438110257 .
- Киа, Мехрдад (2011). Повседневная жизнь в Османской империи . Санта-Барбара, Калифорния: Greenwood Press. ISBN 9780313064029 .
- МакКаллох, Диармайд, Реформация: История (Нью-Йорк: Penguin Books, 2004)
- Пузович, Предраг (2000). Краткая история Сербской Православной Церкви . Крагуевац: Каленич.
- Рансиман, Стивен (1985) [1968]. Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521313100 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Эслер, Филип Ф. Раннехристианский мир . Рутледж (2004). ISBN 0-415-33312-1 .
- Уайт, Л. Майкл. От Иисуса к христианству . ХарперКоллинз (2004). ISBN 0-06-052655-6 .
- Фридман, Дэвид Ноэль (Эд). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс (2000). ISBN 0-8028-2400-5 .
- Пеликан, Ярослав Ян. Христианская традиция: возникновение католической традиции (100–600) . Издательство Чикагского университета (1975). ISBN 0-226-65371-4 .