Jump to content

Ковенантеры

(Перенаправлено с Ковенантера )

Флаг Ковенантера

Ковенантеры [а] были членами шотландского религиозного и политического движения 17-го века, которые утверждали, что имеют « Завет », или соглашение с Богом . Они поддерживали Шотландскую церковь , или Кирк, пресвитерианскую по структуре и главенство церковных лидеров в религиозных делах. Он возник в спорах с Яковом VI и его сыном Карлом I по поводу церковной организации и доктрины , но перерос в политический конфликт по поводу границ королевской власти.

В 1638 году тысячи шотландцев подписали Национальный пакт , пообещав сопротивляться изменениям, навязанным Карлом церкви. Последующие Епископские войны 1639 и 1640 годов положили начало Войнам Трех Королевств и привели к тому, что ковенантеры взяли под свой контроль шотландское правительство . В ответ на ирландское восстание 1641 года войска Ковенантера были отправлены в Ирландию , и Торжественная лига и Завет 1643 года привели их к Первой гражданской войне в Англии на стороне парламента против роялистов .

По мере развития войны многие ковенантеры стали рассматривать английских религиозных независимых, таких как Оливер Кромвель, как большую угрозу, чем роялисты, особенно их оппозицию государственной религии . В результате фракция Ковенантеров, известная как Энгейджеры, объединилась с шотландцами и английскими роялистами во время Второй гражданской войны в Англии 1648 года . Шотландская армия вторглась в Англию, но потерпела поражение, а Чарльз был казнен в январе 1649 года. Партия Кирка теперь получила политическую власть и в 1650 году согласилась предоставить своему сыну Карлу II шотландскую военную поддержку, чтобы вернуть себе английский трон, а затем короновала его. Король Шотландии в 1651 году. Поражение в англо-шотландской войне (1650–1652) привело к включению Шотландии в состав Содружества Англии . Кирк потерял свое положение государственной церкви , и постановления его собраний больше не контролировались законом.

После Реставрации Стюарта 1660 года парламент Шотландии принял законы, отменяющие реформы, проведенные с 1639 года. Епископы были восстановлены в кирке, а министры и другие должностные лица были обязаны принести присягу отречения, отвергая Пакт 1638 года. В результате многие ковенантеры выступили против нового режима, что привело к серии заговоров и вооруженных восстаний. После Славной революции 1688 года в Шотландии Шотландская церковь была восстановлена ​​как полностью пресвитерианская структура, и большинство ковенантеров были повторно приняты. Диссидентские меньшинства сохранились в Шотландии, Ирландии и Северной Америке , которые продолжают существовать сегодня как Реформированный пресвитерианский глобальный альянс .

Предыстория [ править ]

Джон Нокс , основавший реформированную Шотландскую церковь , или «Кирк»

16-го века Шотландская Реформация привела к созданию реформированной церкви Шотландии , или «кирка», пресвитерианской по структуре и кальвинистской по доктрине. В декабре 1557 года кирка стала государственной церковью Шотландии, а в 1560 году парламент Шотландии принял Шотландское исповедание , отвергающее многие католические учения и обычаи. [1]

Исповедание было принято Яковом VI и подтверждено сначала в 1590 году, а затем в 1596 году. Однако Яков утверждал, что как король он также был главой церкви, управляя через епископов, назначенных им самим. [2] [б] Кирк оставался кальвинистским по доктрине, и когда Джеймс стал королем Англии в 1603 году, он рассматривал объединенную церковь как первый шаг на пути к созданию централизованного юнионистского государства. [5] Хотя обе церкви номинально были епископальными по структуре и протестантскими по доктрине, даже шотландские епископы отвергали многие практики англиканской церкви как немногим лучшие, чем католические. [6]

Оппозиция католицизму оставалась широко распространенной в Шотландии, хотя к 1630 году она в основном ограничивалась аристократией и отдаленными гэльскоязычными районами Хайленда и островов . [7] Многие шотландцы участвовали в Тридцатилетней войне , одном из самых разрушительных религиозных конфликтов в европейской истории , в то время как они были тесно связаны экономически и культурно с протестантской Голландской республикой , которая тогда боролась за независимость от католической Испании . Наконец, большинство священников-кирков получили образование во французских кальвинистских университетах, большинство из которых были подавлены во время гугенотских восстаний 1620-х годов. [8]

1637 г. — беспорядки из-за Книги общей молитвы ; некоторые современные историки утверждают, что это было не спонтанно, а заранее спланировано.

Эти связи в сочетании с общим мнением о том, что протестантская Европа находится под угрозой, означали повышенную чувствительность к религиозной практике. В 1636 году Карл I заменил существующую « Книгу дисциплины », используемую кирком, новой Книгой канонов и отлучил от церкви любого, кто отрицал королевское превосходство в церковных вопросах. [9] Когда в 1637 году последовала пересмотренная « Книга общих молитв », она вызвала гнев и массовые беспорядки, наиболее известная из которых вспыхнула, когда Дженни Геддес бросила табуретку в священника в соборе Святого Джайлса . [10] Совсем недавно такие историки, как Марк Кишлански, утверждали, что ее протест был частью серии запланированных и скоординированных актов противодействия Книге общей молитвы , происхождение которой было как политическим, так и религиозным. [11]

Войны трех королевств [ править ]

Политический лидер Ковенантера, маркиз Аргайл

Под руководством Арчибальда Джонстона и Александра Хендерсона в феврале 1638 года представители всех слоев шотландского общества подписали Национальный пакт , обещая сопротивление литургическим «нововведениям». Важным фактором в политическом соперничестве с Чарльзом была вера Ковенантера в сохранение устоявшейся и установленной Богом формы религии, которую он стремился изменить. [12] Споры о том, что это значит, продолжались до тех пор, пока окончательно не разрешились в 1690 году. Например, в Пакте не упоминались епископы; Мердок Маккензи , епископ Оркнейских островов с 1677 по 1688 год, считал себя ковенантером и утверждал, что их изгнание мешает этой форме. Тем не менее, когда Генеральная ассамблея Шотландской церкви собралась в Глазго в декабре 1638 года, она отменила епископство и подтвердила свое право собираться ежегодно. [13]

Поддержка была широко распространена, за исключением Абердиншира и Банфа , центров роялистского и епископального сопротивления в течение следующих 60 лет. [14] Маркиз Аргайл и шесть других членов Тайного совета Шотландии поддержали Пакт; [15] Чарльз пытался навязать свою власть в епископских войнах 1639 и 1640 годов , и его поражение оставило ковенантеров под контролем Шотландии. [16] Когда в 1642 году началась Первая гражданская война в Англии , шотландцы сначала оставались нейтральными, но отправили войска в Ольстер, чтобы поддержать своих единоверцев в ирландском восстании ; горечь этого конфликта радикализировала взгляды в Шотландии и Ирландии. [17]

Поскольку кальвинисты верили, что «хорошо организованная» монархия была частью Божьего плана, ковенантеры обязались «защищать личность и власть короля своим имуществом, телами и жизнями». Идея правления без короля была немыслима. [18] Эту точку зрения в целом разделяли английские парламентарии , которые хотели контролировать Чарльза, а не смещать его, но и они, и их оппоненты -роялисты еще больше разделились по поводу религиозной доктрины . В Шотландии почти единогласное согласие по доктрине означало разногласия, сосредоточенные на том, кто обладает высшей властью в делах духовенства. Роялисты имели тенденцию быть «традиционалистами» в религии и политике, но существовали различные факторы, включая националистическую преданность Кирку. Индивидуальные мотивы были очень сложными, и многие сражались на обеих сторонах, в том числе Монтроуз , генерал Ковенантера в 1639 и 1640 годах, который почти восстановил правление роялистов в Шотландии в 1645 году. [19]

Александр Лесли , лорд-генерал армии Ковенантера во время Войн Трех Королевств

Фракция Ковенантера во главе с Аргайлом рассматривала религиозный союз с Англией как лучший способ сохранить пресвитерианский Кирк, и в октябре 1643 года Торжественная лига и Ковенант согласовали пресвитерианский союз в обмен на военную поддержку Шотландии. [20] Роялисты и умеренные как в Шотландии, так и в Англии выступили против этого по националистическим соображениям, в то время как религиозные независимые люди, такие как Оливер Кромвель, утверждали, что он будет бороться, а не соглашаться на это. [21]

Ковенантеры и их английские пресвитерианские союзники постепенно стали рассматривать индепендентов, доминировавших в армии Новой модели, как большую угрозу, чем роялисты, и когда Карл сдался в 1646 году, они начали переговоры о восстановлении его на английском троне. В декабре 1647 года Чарльз согласился навязать пресвитерианство в Англии на три года и подавить независимых, но его отказ самому принять Ковенантер расколол ковенантеров на фундаменталистов партии Энгейджеров и Кирка или виггаморов . Поражение во Второй гражданской войне в Англии привело к казни Карла в январе 1649 года и к тому, что партия Кирка взяла под свой контроль Генеральную Ассамблею. [22]

В феврале 1649 г. шотландцы провозгласили Карла II королём Шотландии и Великобритании; по условиям Бредского договора партия Кирка согласилась восстановить Карла на английском престоле, и взамен он принял Пакт. Поражения при Данбаре и Вустере привели к включению Шотландии в Содружество Англии, Шотландии и Ирландии в 1652 году. [23]

Под Содружеством [ править ]

1661 казнь лидера протестующих Джеймса Гатри.

После поражения в 1651 году ковенантеры разделились на две фракции. Более двух третей министерства поддержали резолюцию от декабря 1650 года о повторном приеме роялистов и поручителей и были известны как «резолюционеры». «Протестующими» были в основном бывшие фундаменталисты партии Кирка или виггаморы, которые винили в своем поражении компромисс со «злокачественными деятелями». Различия между ними были как религиозными, так и политическими, включая церковное управление, религиозную терпимость и роль закона в благочестивом обществе. [24]

После событий 1648–1651 годов Кромвель решил, что единственный путь вперед — это устранить власть шотландской земельной элиты и Кирка. Условия регистрации, опубликованные 12 февраля 1652 года, возложили на новый Совет Шотландии ответственность за регулирование церковных дел и разрешили свободу вероисповедания для всех протестантских сект. Поскольку пресвитерианство больше не было государственной религией, сессии кирков и синоды функционировали, как и раньше, но его указы не подкреплялись гражданскими штрафами. [25]

Ковенантеры были враждебны таким сектам, как конгрегационалисты и квакеры, потому что они выступали за отделение церкви от государства. За исключением небольшого числа протестующих, известных как сепаратисты, подавляющее большинство отказалось принять эти изменения, и 21 апреля 1652 года Шотландия была включена в состав Содружества без дальнейших консультаций. [26]

Соперничество за контроль над отдельными пресвитериями сделало раскол еще более ожесточенным, и в июле 1653 года каждая фракция провела свою собственную Генеральную ассамблею в Эдинбурге. Роберт Лилберн , английский военачальник в Шотландии, использовал церковные службы Резолюционеров в качестве предлога, молясь за успех восстания Гленкэрна и распустив обе сессии. Ассамблея официально не собиралась вновь до 1690 года, вместо этого большинство Резолюционеров собиралось на неформальных «консультациях», а протестующие проводили полевые собрания или собрания за пределами зданий кирков, контролируемых Резолюцией. [27]

Когда в 1654 году был основан протекторат , лорд Брогхилл , глава Государственного совета Шотландии, кратко изложил свою дилемму; «Резолюционеры любят Чарльза Стюарта и ненавидят нас, в то время как протестующие не любят ни его, ни нас». [28] Ни одна из сторон не желала сотрудничать с Протекторатом, за исключением Глазго , где протестующие во главе с Патриком Гиллеспи использовали власти в своем соперничестве с местными резолюциями. [29]

Поскольку резолюционеры контролировали 750 из 900 приходов, Брогхилл понимал, что их нельзя игнорировать; его политика заключалась в изоляции «крайних» элементов обеих фракций в надежде создать новое умеренное большинство. [30] Поэтому он поощрял внутренние разногласия внутри Кирка, включая назначение Гиллеспи ректором Университета Глазго , вопреки желанию большинства протестующих, возглавляемого Джеймсом Гатри и Уорристоном . Власти Протектората фактически стали арбитрами между фракциями, каждая из которых назначила представителей для отстаивания своих интересов в Лондоне; последствия повлияли на Кирка на десятилетия вперед. [31]

Реставрационный поселок [ править ]

Джеймс Шарп , архиепископ Сент-Эндрюсский , убит радикалами Ковенантера в 1679 году.

После восстановления монархии в 1660 году Шотландия восстановила контроль над Кирком, но Закон о расторжении 1661 года восстановил правовое положение 1633 года и отменил реформы Ковенантера 1638–1639 годов. Тайный совет Шотландии восстановил епископов 6 сентября 1661 года. Джеймс Шарп , лидер резолюций, стал архиепископом Сент-Эндрюса ; Роберт Лейтон был рукоположен в епископа Данблейна , и вскоре была назначена целая коллегия епископов. [32]

В 1662 году Кирк был восстановлен как национальная церковь, независимые секты были запрещены, а все должностные лица были обязаны отказаться от Пакта 1638 года; около трети, или всего около 270 человек, отказались это сделать и в результате потеряли свои позиции. [32] Большинство из них произошло на юго-западе Шотландии, в регионе, где особенно сильны симпатии к Ковенанту; практика проведения монастырей вне формальной структуры продолжалась, часто привлекая тысячи верующих. [33]

Правительство чередовало преследования и терпимость; в 1663 году оно объявило несогласных министров «крамольными людьми» и наложило большие штрафы на тех, кто не посещал приходские церкви «королевских священников» . В 1666 году группа людей из Галлоуэя захватила местного военачальника, двинулась на Эдинбург и потерпела поражение в битве при Руллион-Грин . Было взято около 50 пленных, еще несколько арестовано; 33 человека были казнены, остальные отправлены на Барбадос. [34]

Восстание привело к замене герцога Ротеса на посту королевского комиссара Джоном Мейтлендом, 1-м герцогом Лодердейлом, который проводил более примирительную политику. Письма о индульгенции были выпущены в 1669, 1672 и 1679 годах, разрешая выселенным министрам вернуться в свои приходы, если они согласились избегать политики. Некоторые вернулись, но более 150 отказались от предложения, в то время как многие члены епископальной церкви были отчуждены компромиссом. [35]

Результатом стало возвращение к преследованию; проповедь в монастыре каралась смертью, а посещение влекло за собой суровые санкции. В 1674 году на наследников и хозяев была возложена ответственность за «хорошее поведение» своих арендаторов и слуг; с 1677 года это означало размещение облигаций для тех, кто жил на своей земле. В 1678 году 3000 ополченцев Лоуленда и 6000 горцев, известные как «Войско Хайленда», были расквартированы в графствах Ковенантинга, особенно на юго-западе, в качестве меры наказания. [36]

Время убийств и Восстание 1679 года

«Ковенантеры в Глене » Александра Карса; незаконное выездное собрание или монастырь

Убийство архиепископа Шарпа радикалами Ковенантера в мае 1679 года привело к восстанию, которое закончилось битвой при Ботвелл-Бридж в июне. Хотя жертв на поле боя было относительно немного, более 1200 заключенных были приговорены к транспортировке, главным прокурором был лорд-адвокат Роузхо . [37] Также поступали заявления о недокументированных и неизбирательных убийствах после боя. [38]

Поражение раскололо движение на умеренных и экстремистов, причем последних возглавили Дональд Каргилл и Ричард Кэмерон, издавшие Санкуарскую декларацию в июне 1680 года. брат Джеймс . Приверженцы были известны как камерунцианцы , и хотя их было относительно небольшое меньшинство, смерть Кэмерона, его брата и Каргилла вызвала у них значительное сочувствие. [39]

Законы о наследовании и испытаниях Шотландии 1681 года сделали повиновение монарху юридическим обязательством «независимо от религии», но взамен подтвердили главенство Кирка «в его нынешнем виде». Это исключило ковенантеров, которые хотели восстановить структуру, существовавшую в 1640 году. [40] Ряд правительственных деятелей, в том числе Джеймс Дэлримпл , главный юрист , и Арчибальд Кэмпбелл, 9-й граф Аргайл , возражали против несоответствий в законе и отказывались приносить присягу. [с] Аргайл был признан виновным в государственной измене и приговорен к смертной казни, хотя он и Дэлримпл бежали в Голландскую республику . [42]

Камеронцы теперь были организованы более формально как Объединенные общества; оценки их численности варьируются от 6 000 до 7 000, в основном сосредоточены в Аргайлшире. [43] Под руководством Джеймса Ренвика в 1684 году копии апологетической декларации были вывешены в разных местах, фактически объявляя войну государственным чиновникам. Это привело к периоду, известному в протестантской историографии как « Время убийств »; Тайный совет Шотландии санкционировал внесудебную казнь всех ковенантеров, пойманных с оружием в руках, - политика, проводимая войсками под командованием Джона Грэма, 1-го виконта Данди . [44] В то же время лорд Роузхо перенял французскую практику суда и казни в тот же день боевиков, отказавшихся принести клятву верности королю. [45]

Несмотря на свой католицизм, Яков VII стал королем в апреле 1685 года при широкой поддержке, в основном из-за опасений гражданской войны, если его обойдут стороной, а также противодействия возобновлению прошлых разделений внутри Кирка. [46] Эти факторы способствовали быстрому разгрому восстания Аргайлла в июне 1685 года; Стремясь повысить свою привлекательность, в его манифесте не было никакого упоминания о Пакте 1638 года. В результате Ренвик и его последователи отказались его поддержать. [47]

Славная революция и поселение 1690 года [ править ]

Главным фактором поражения Восстания Аргайла было стремление к стабильности внутри Кирка. Выпустив в 1687 году письма о снисходительности диссидентам-пресвитерианам, Джеймс теперь угрожал возобновить эти дебаты и подорвать свою собственную епископальную базу. В то же время он исключил людей общества и создал еще одного мученика Ковенантера, казнив Ренвика в феврале 1688 года. [48]

Эмблема Шотландской церкви «Неопалимая Купина» с девизом «Однако она не сгорела».

В июне 1688 года два события превратили инакомыслие в кризис: рождение Джеймса Фрэнсиса Эдварда 10 июня привело к появлению католического наследника, за исключением протестантской дочери Джеймса Марии и ее мужа Вильгельма Оранского . Судебное преследование семи епископов , казалось, вышло за рамки терпимости к католицизму и превратилось в нападение на епископальный истеблишмент; их оправдание 30 июня подорвало политический авторитет Джеймса. [49] Представители английского политического класса пригласили Вильгельма занять английский престол; когда он высадился в Бриксеме 5 ноября, армия Джеймса покинула его, и 23 декабря он уехал во Францию. [50]

В Шотландском съезде , избранном в марте для определения шотландского престола, доминировали сторонники Ковенантера. 4 апреля он принял « Заявление о праве» и «Статьи жалоб», согласно которым Джеймс лишился короны своими действиями; 11 мая Уильям и Мэри стали соправителями Шотландии. Хотя Уильям хотел сохранить епископов, роль, которую сыграли Ковенантеры во время восстания якобитов 1689 года , включая защиту Кэмеронианами Данкелда в августе, означала, что их взгляды преобладали в последующем политическом урегулировании. Генеральная Ассамблея собралась в ноябре 1690 года впервые с 1654 года; еще до его созыва более 200 епископальных служителей были лишены своей жизни. [51]

Ассамблея еще раз упразднила епископство и создала две комиссии для юга и севера Тая, которые в течение следующих 25 лет сместили почти две трети всех министров. [52] Чтобы компенсировать это, около сотни священнослужителей вернулись в Кирк в соответствии с Актами об индульгенции 1693 и 1695 годов, в то время как другие были защищены местным дворянством и сохраняли свои должности до смерти по естественным причинам. [53]

После соглашения 1690 года небольшое меньшинство Объединённых обществ последовало за лидером Кэмерона Робертом Гамильтоном и отказалось вернуться в Кирк. [54] Они продолжали существовать как неформальная группа до 1706 года, когда Джон М'Миллан министром был назначен ; в 1743 году он и Томас Нэрн основали реформатскую пресвитерианскую церковь Шотландии . [55] Хотя церковь существует до сих пор, подавляющее большинство ее членов присоединились к Свободной церкви Шотландии в 1876 году. [53]

Наследие [ править ]

Мемориалы [ править ]

Памятник мученикам Грейфрайарс Киркярд

Могилы и мемориалы Ковенантера из «Время убийства» сыграли важную роль в увековечении политического послания, первоначально со стороны небольшого меньшинства Объединённых обществ, которое осталось за пределами Кирка. В 1701 году их собрание взялось восстановить или отметить могилы умерших; многие из них можно было найти в отдаленных местах, поскольку правительство того времени сознательно стремилось избегать создания мест паломничества. [56]

«Старая смертность» , роман сэра Вальтера Скотта 1816 года , рассказывает о персонаже, который проводит время, путешествуя по Шотландии, обновляя надписи на могилах Ковенантера. В 1966 году была создана Шотландская мемориальная ассоциация Ковенантера, которая поддерживает эти памятники по всей Шотландии. Один из самых известных — воздвигнутый в Грейфрайарс-Киркьярд в 1707 году в честь 18 000 мучеников, убитых с 1661 по 1680 год. [57]

В 1721 и 1722 годах Роберт Водроу опубликовал «Историю страданий Шотландской церкви от Реставрации до революции» , подробно описывая преследования движения Ковенантера с 1660 по 1690 год. Шотландия чувствовала, что страдает от государственного вмешательства, как во время беспорядков 1843 года . [58]

в Ковенантеры Америке Северной

На протяжении 17 века ковенантерские общины создавались в Ирландии , прежде всего в Ольстере ; по разным причинам многие впоследствии мигрировали в Северную Америку . В 1717 году Уильям Теннент переехал с семьей в Филадельфию , где позже основал Лог-колледж — первую пресвитерианскую семинарию в Северной Америке. [59]

В Северной Америке многие бывшие ковенантеры присоединились к Реформатской пресвитерианской церкви Северной Америки , основанной в 1743 году. [60]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Шотландский гэльский язык : Завет
  2. Джеймс резюмировал это как «Нет епископов, нет короля»; альтернативную точку зрения лучше всего выразил Эндрю Мелвилл : «Тайр - это два короля и два королевства в Шотландии ... Христос Иисус, король, и это королевство, Кирк, чьим подданным является король Джеймс Сакст»; [3] Кирк подчинялся только Богу, а его члены, включая Иакова, управлялись пресвитериями , состоявшими из служителей и старейшин . [4]
  3. ^ Плохо написанный, он, казалось, требовал от должностных лиц подтвердить, что Иисус и правящий монарх были главой церкви. [41]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Wormald 2018 , стр. 120–121.
  2. ^ Ли 1974 , стр. 50–51.
  3. ^ Мелвилл 1842 , с. 370.
  4. ^ «Наша структура» . ChurchofScotland.org.uk . Церковь Шотландии. 22 февраля 2010 года . Проверено 25 августа 2020 г.
  5. ^ Стивен 2010 , стр. 55–58.
  6. ^ Макдональд 1998 , стр. 75–76.
  7. ^ Фиссел 1994 , стр. 269, 278.
  8. ^ Уилсон 2009 , стр. 787–778.
  9. ^ Стивенсон 1973 , стр. 45–46.
  10. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 203.
  11. Kishlansky 2005 , pp. 43-50.
  12. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 204.
  13. ^ Харрис 2014 , с. 372.
  14. ^ Завод 2010 .
  15. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 205–206.
  16. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 209–210.
  17. ^ Ройл 2004 , с. 142.
  18. ^ Macleod 2009 , стр. 5–19 passim.
  19. ^ Харрис 2014 , стр. 53–54.
  20. ^ Робертсон 2014 , с. 125.
  21. ^ Рис 2016 , стр. 118–119.
  22. ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , стр. 223–224.
  23. ^ Ройл 2004 , с. 612.
  24. ^ Холфельдер 1998 , с. 9.
  25. ^ Моррилл 1990 , с. 162.
  26. ^ Бейкер 2009 , стр. 290–291.
  27. ^ Холфельдер 1998 , стр. 190–192.
  28. ^ Доу 1979 , с. 192.
  29. ^ Холфельдер 1998 , с. 196.
  30. ^ Доу 1979 , с. 204.
  31. ^ Холфельдер 1998 , с. 213.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , стр. 231–234.
  33. ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , с. 253.
  34. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 235–236.
  35. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 236.
  36. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 237–238.
  37. ^ Кеннеди 2014 , стр. 220–221.
  38. ^ МакКри 1875 , стр. 331 .
  39. ^ Кристи 2008 , с. 113.
  40. ^ Харрис 2007 , стр. 153–157.
  41. ^ Харрис 2007 , с. 73.
  42. ^ Уэбб 1999 , стр. 50–51.
  43. ^ Кристи 2008 , с. 146.
  44. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 240–245.
  45. ^ Жардин 2017 .
  46. ^ Уомерсли 2015 , с. 189.
  47. ^ Де Крей 2007 , с. 227.
  48. ^ Кристи 2008 , с. 160.
  49. ^ Харрис 2007 , стр. 235–236.
  50. ^ Харрис 2007 , стр. 3–5.
  51. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 241–245.
  52. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 246.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , с. 253.
  54. ^ Кристи 2008 , с. 250.
  55. ^ Макмиллан 1950 , стр. 141–153.
  56. ^ Уоллес 2017 .
  57. ^ СКМА .
  58. ^ Водроу.
  59. ^ ЭПХ .
  60. ^ РПКНА .

Источники [ править ]

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a3aea0a3a2845ba3dd6ce400d428743__1718531760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/43/0a3aea0a3a2845ba3dd6ce400d428743.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Covenanters - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)