Ковенантеры
Ковенантеры [а] были членами шотландского религиозного и политического движения 17-го века, которые утверждали, что имеют « Завет », или соглашение с Богом . Они поддерживали Шотландскую церковь , или Кирк, пресвитерианскую по структуре и главенство церковных лидеров в религиозных делах. Он возник в спорах с Яковом VI и его сыном Карлом I по поводу церковной организации и доктрины , но перерос в политический конфликт по поводу границ королевской власти.
В 1638 году тысячи шотландцев подписали Национальный пакт , пообещав сопротивляться изменениям, навязанным Карлом церкви. Последующие Епископские войны 1639 и 1640 годов положили начало Войнам Трех Королевств и привели к тому, что ковенантеры взяли под свой контроль шотландское правительство . В ответ на ирландское восстание 1641 года войска Ковенантера были отправлены в Ирландию , и Торжественная лига и Завет 1643 года привели их к Первой гражданской войне в Англии на стороне парламента против роялистов .
По мере развития войны многие ковенантеры стали рассматривать английских религиозных независимых, таких как Оливер Кромвель, как большую угрозу, чем роялисты, особенно их оппозицию государственной религии . В результате фракция Ковенантеров, известная как Энгейджеры, объединилась с шотландцами и английскими роялистами во время Второй гражданской войны в Англии 1648 года . Шотландская армия вторглась в Англию, но потерпела поражение, а Чарльз был казнен в январе 1649 года. Партия Кирка теперь получила политическую власть и в 1650 году согласилась предоставить своему сыну Карлу II шотландскую военную поддержку, чтобы вернуть себе английский трон, а затем короновала его. Король Шотландии в 1651 году. Поражение в англо-шотландской войне (1650–1652) привело к включению Шотландии в состав Содружества Англии . Кирк потерял свое положение государственной церкви , и постановления его собраний больше не контролировались законом.
После Реставрации Стюарта 1660 года парламент Шотландии принял законы, отменяющие реформы, проведенные с 1639 года. Епископы были восстановлены в кирке, а министры и другие должностные лица были обязаны принести присягу отречения, отвергая Пакт 1638 года. В результате многие ковенантеры выступили против нового режима, что привело к серии заговоров и вооруженных восстаний. После Славной революции 1688 года в Шотландии Шотландская церковь была восстановлена как полностью пресвитерианская структура, и большинство ковенантеров были повторно приняты. Диссидентские меньшинства сохранились в Шотландии, Ирландии и Северной Америке , которые продолжают существовать сегодня как Реформированный пресвитерианский глобальный альянс .
Предыстория [ править ]
16-го века Шотландская Реформация привела к созданию реформированной церкви Шотландии , или «кирка», пресвитерианской по структуре и кальвинистской по доктрине. В декабре 1557 года кирка стала государственной церковью Шотландии, а в 1560 году парламент Шотландии принял Шотландское исповедание , отвергающее многие католические учения и обычаи. [1]
Исповедание было принято Яковом VI и подтверждено сначала в 1590 году, а затем в 1596 году. Однако Яков утверждал, что как король он также был главой церкви, управляя через епископов, назначенных им самим. [2] [б] Кирк оставался кальвинистским по доктрине, и когда Джеймс стал королем Англии в 1603 году, он рассматривал объединенную церковь как первый шаг на пути к созданию централизованного юнионистского государства. [5] Хотя обе церкви номинально были епископальными по структуре и протестантскими по доктрине, даже шотландские епископы отвергали многие практики англиканской церкви как немногим лучшие, чем католические. [6]
Оппозиция католицизму оставалась широко распространенной в Шотландии, хотя к 1630 году она в основном ограничивалась аристократией и отдаленными гэльскоязычными районами Хайленда и островов . [7] Многие шотландцы участвовали в Тридцатилетней войне , одном из самых разрушительных религиозных конфликтов в европейской истории , в то время как они были тесно связаны экономически и культурно с протестантской Голландской республикой , которая тогда боролась за независимость от католической Испании . Наконец, большинство священников-кирков получили образование во французских кальвинистских университетах, большинство из которых были подавлены во время гугенотских восстаний 1620-х годов. [8]
Эти связи в сочетании с общим мнением о том, что протестантская Европа находится под угрозой, означали повышенную чувствительность к религиозной практике. В 1636 году Карл I заменил существующую « Книгу дисциплины », используемую кирком, новой Книгой канонов и отлучил от церкви любого, кто отрицал королевское превосходство в церковных вопросах. [9] Когда в 1637 году последовала пересмотренная « Книга общих молитв », она вызвала гнев и массовые беспорядки, наиболее известная из которых вспыхнула, когда Дженни Геддес бросила табуретку в священника в соборе Святого Джайлса . [10] Совсем недавно такие историки, как Марк Кишлански, утверждали, что ее протест был частью серии запланированных и скоординированных актов противодействия Книге общей молитвы , происхождение которой было как политическим, так и религиозным. [11]
Войны трех королевств [ править ]
Под руководством Арчибальда Джонстона и Александра Хендерсона в феврале 1638 года представители всех слоев шотландского общества подписали Национальный пакт , обещая сопротивление литургическим «нововведениям». Важным фактором в политическом соперничестве с Чарльзом была вера Ковенантера в сохранение устоявшейся и установленной Богом формы религии, которую он стремился изменить. [12] Споры о том, что это значит, продолжались до тех пор, пока окончательно не разрешились в 1690 году. Например, в Пакте не упоминались епископы; Мердок Маккензи , епископ Оркнейских островов с 1677 по 1688 год, считал себя ковенантером и утверждал, что их изгнание мешает этой форме. Тем не менее, когда Генеральная ассамблея Шотландской церкви собралась в Глазго в декабре 1638 года, она отменила епископство и подтвердила свое право собираться ежегодно. [13]
Поддержка была широко распространена, за исключением Абердиншира и Банфа , центров роялистского и епископального сопротивления в течение следующих 60 лет. [14] Маркиз Аргайл и шесть других членов Тайного совета Шотландии поддержали Пакт; [15] Чарльз пытался навязать свою власть в епископских войнах 1639 и 1640 годов , и его поражение оставило ковенантеров под контролем Шотландии. [16] Когда в 1642 году началась Первая гражданская война в Англии , шотландцы сначала оставались нейтральными, но отправили войска в Ольстер, чтобы поддержать своих единоверцев в ирландском восстании ; горечь этого конфликта радикализировала взгляды в Шотландии и Ирландии. [17]
Поскольку кальвинисты верили, что «хорошо организованная» монархия была частью Божьего плана, ковенантеры обязались «защищать личность и власть короля своим имуществом, телами и жизнями». Идея правления без короля была немыслима. [18] Эту точку зрения в целом разделяли английские парламентарии , которые хотели контролировать Чарльза, а не смещать его, но и они, и их оппоненты -роялисты еще больше разделились по поводу религиозной доктрины . В Шотландии почти единогласное согласие по доктрине означало разногласия, сосредоточенные на том, кто обладает высшей властью в делах духовенства. Роялисты имели тенденцию быть «традиционалистами» в религии и политике, но существовали различные факторы, включая националистическую преданность Кирку. Индивидуальные мотивы были очень сложными, и многие сражались на обеих сторонах, в том числе Монтроуз , генерал Ковенантера в 1639 и 1640 годах, который почти восстановил правление роялистов в Шотландии в 1645 году. [19]
Фракция Ковенантера во главе с Аргайлом рассматривала религиозный союз с Англией как лучший способ сохранить пресвитерианский Кирк, и в октябре 1643 года Торжественная лига и Ковенант согласовали пресвитерианский союз в обмен на военную поддержку Шотландии. [20] Роялисты и умеренные как в Шотландии, так и в Англии выступили против этого по националистическим соображениям, в то время как религиозные независимые люди, такие как Оливер Кромвель, утверждали, что он будет бороться, а не соглашаться на это. [21]
Ковенантеры и их английские пресвитерианские союзники постепенно стали рассматривать индепендентов, доминировавших в армии Новой модели, как большую угрозу, чем роялисты, и когда Карл сдался в 1646 году, они начали переговоры о восстановлении его на английском троне. В декабре 1647 года Чарльз согласился навязать пресвитерианство в Англии на три года и подавить независимых, но его отказ самому принять Ковенантер расколол ковенантеров на фундаменталистов партии Энгейджеров и Кирка или виггаморов . Поражение во Второй гражданской войне в Англии привело к казни Карла в январе 1649 года и к тому, что партия Кирка взяла под свой контроль Генеральную Ассамблею. [22]
В феврале 1649 г. шотландцы провозгласили Карла II королём Шотландии и Великобритании; по условиям Бредского договора партия Кирка согласилась восстановить Карла на английском престоле, и взамен он принял Пакт. Поражения при Данбаре и Вустере привели к включению Шотландии в Содружество Англии, Шотландии и Ирландии в 1652 году. [23]
Под Содружеством [ править ]
После поражения в 1651 году ковенантеры разделились на две фракции. Более двух третей министерства поддержали резолюцию от декабря 1650 года о повторном приеме роялистов и поручителей и были известны как «резолюционеры». «Протестующими» были в основном бывшие фундаменталисты партии Кирка или виггаморы, которые винили в своем поражении компромисс со «злокачественными деятелями». Различия между ними были как религиозными, так и политическими, включая церковное управление, религиозную терпимость и роль закона в благочестивом обществе. [24]
После событий 1648–1651 годов Кромвель решил, что единственный путь вперед — это устранить власть шотландской земельной элиты и Кирка. Условия регистрации, опубликованные 12 февраля 1652 года, возложили на новый Совет Шотландии ответственность за регулирование церковных дел и разрешили свободу вероисповедания для всех протестантских сект. Поскольку пресвитерианство больше не было государственной религией, сессии кирков и синоды функционировали, как и раньше, но его указы не подкреплялись гражданскими штрафами. [25]
Ковенантеры были враждебны таким сектам, как конгрегационалисты и квакеры, потому что они выступали за отделение церкви от государства. За исключением небольшого числа протестующих, известных как сепаратисты, подавляющее большинство отказалось принять эти изменения, и 21 апреля 1652 года Шотландия была включена в состав Содружества без дальнейших консультаций. [26]
Соперничество за контроль над отдельными пресвитериями сделало раскол еще более ожесточенным, и в июле 1653 года каждая фракция провела свою собственную Генеральную ассамблею в Эдинбурге. Роберт Лилберн , английский военачальник в Шотландии, использовал церковные службы Резолюционеров в качестве предлога, молясь за успех восстания Гленкэрна и распустив обе сессии. Ассамблея официально не собиралась вновь до 1690 года, вместо этого большинство Резолюционеров собиралось на неформальных «консультациях», а протестующие проводили полевые собрания или собрания за пределами зданий кирков, контролируемых Резолюцией. [27]
Когда в 1654 году был основан протекторат , лорд Брогхилл , глава Государственного совета Шотландии, кратко изложил свою дилемму; «Резолюционеры любят Чарльза Стюарта и ненавидят нас, в то время как протестующие не любят ни его, ни нас». [28] Ни одна из сторон не желала сотрудничать с Протекторатом, за исключением Глазго , где протестующие во главе с Патриком Гиллеспи использовали власти в своем соперничестве с местными резолюциями. [29]
Поскольку резолюционеры контролировали 750 из 900 приходов, Брогхилл понимал, что их нельзя игнорировать; его политика заключалась в изоляции «крайних» элементов обеих фракций в надежде создать новое умеренное большинство. [30] Поэтому он поощрял внутренние разногласия внутри Кирка, включая назначение Гиллеспи ректором Университета Глазго , вопреки желанию большинства протестующих, возглавляемого Джеймсом Гатри и Уорристоном . Власти Протектората фактически стали арбитрами между фракциями, каждая из которых назначила представителей для отстаивания своих интересов в Лондоне; последствия повлияли на Кирка на десятилетия вперед. [31]
Реставрационный поселок [ править ]
После восстановления монархии в 1660 году Шотландия восстановила контроль над Кирком, но Закон о расторжении 1661 года восстановил правовое положение 1633 года и отменил реформы Ковенантера 1638–1639 годов. Тайный совет Шотландии восстановил епископов 6 сентября 1661 года. Джеймс Шарп , лидер резолюций, стал архиепископом Сент-Эндрюса ; Роберт Лейтон был рукоположен в епископа Данблейна , и вскоре была назначена целая коллегия епископов. [32]
В 1662 году Кирк был восстановлен как национальная церковь, независимые секты были запрещены, а все должностные лица были обязаны отказаться от Пакта 1638 года; около трети, или всего около 270 человек, отказались это сделать и в результате потеряли свои позиции. [32] Большинство из них произошло на юго-западе Шотландии, в регионе, где особенно сильны симпатии к Ковенанту; практика проведения монастырей вне формальной структуры продолжалась, часто привлекая тысячи верующих. [33]
Правительство чередовало преследования и терпимость; в 1663 году оно объявило несогласных министров «крамольными людьми» и наложило большие штрафы на тех, кто не посещал приходские церкви «королевских священников» . В 1666 году группа людей из Галлоуэя захватила местного военачальника, двинулась на Эдинбург и потерпела поражение в битве при Руллион-Грин . Было взято около 50 пленных, еще несколько арестовано; 33 человека были казнены, остальные отправлены на Барбадос. [34]
Восстание привело к замене герцога Ротеса на посту королевского комиссара Джоном Мейтлендом, 1-м герцогом Лодердейлом, который проводил более примирительную политику. Письма о индульгенции были выпущены в 1669, 1672 и 1679 годах, разрешая выселенным министрам вернуться в свои приходы, если они согласились избегать политики. Некоторые вернулись, но более 150 отказались от предложения, в то время как многие члены епископальной церкви были отчуждены компромиссом. [35]
Результатом стало возвращение к преследованию; проповедь в монастыре каралась смертью, а посещение влекло за собой суровые санкции. В 1674 году на наследников и хозяев была возложена ответственность за «хорошее поведение» своих арендаторов и слуг; с 1677 года это означало размещение облигаций для тех, кто жил на своей земле. В 1678 году 3000 ополченцев Лоуленда и 6000 горцев, известные как «Войско Хайленда», были расквартированы в графствах Ковенантинга, особенно на юго-западе, в качестве меры наказания. [36]
Время убийств и Восстание 1679 года
Убийство архиепископа Шарпа радикалами Ковенантера в мае 1679 года привело к восстанию, которое закончилось битвой при Ботвелл-Бридж в июне. Хотя жертв на поле боя было относительно немного, более 1200 заключенных были приговорены к транспортировке, главным прокурором был лорд-адвокат Роузхо . [37] Также поступали заявления о недокументированных и неизбирательных убийствах после боя. [38]
Поражение раскололо движение на умеренных и экстремистов, причем последних возглавили Дональд Каргилл и Ричард Кэмерон, издавшие Санкуарскую декларацию в июне 1680 года. брат Джеймс . Приверженцы были известны как камерунцианцы , и хотя их было относительно небольшое меньшинство, смерть Кэмерона, его брата и Каргилла вызвала у них значительное сочувствие. [39]
Законы о наследовании и испытаниях Шотландии 1681 года сделали повиновение монарху юридическим обязательством «независимо от религии», но взамен подтвердили главенство Кирка «в его нынешнем виде». Это исключило ковенантеров, которые хотели восстановить структуру, существовавшую в 1640 году. [40] Ряд правительственных деятелей, в том числе Джеймс Дэлримпл , главный юрист , и Арчибальд Кэмпбелл, 9-й граф Аргайл , возражали против несоответствий в законе и отказывались приносить присягу. [с] Аргайл был признан виновным в государственной измене и приговорен к смертной казни, хотя он и Дэлримпл бежали в Голландскую республику . [42]
Камеронцы теперь были организованы более формально как Объединенные общества; оценки их численности варьируются от 6 000 до 7 000, в основном сосредоточены в Аргайлшире. [43] Под руководством Джеймса Ренвика в 1684 году копии апологетической декларации были вывешены в разных местах, фактически объявляя войну государственным чиновникам. Это привело к периоду, известному в протестантской историографии как « Время убийств »; Тайный совет Шотландии санкционировал внесудебную казнь всех ковенантеров, пойманных с оружием в руках, - политика, проводимая войсками под командованием Джона Грэма, 1-го виконта Данди . [44] В то же время лорд Роузхо перенял французскую практику суда и казни в тот же день боевиков, отказавшихся принести клятву верности королю. [45]
Несмотря на свой католицизм, Яков VII стал королем в апреле 1685 года при широкой поддержке, в основном из-за опасений гражданской войны, если его обойдут стороной, а также противодействия возобновлению прошлых разделений внутри Кирка. [46] Эти факторы способствовали быстрому разгрому восстания Аргайлла в июне 1685 года; Стремясь повысить свою привлекательность, в его манифесте не было никакого упоминания о Пакте 1638 года. В результате Ренвик и его последователи отказались его поддержать. [47]
Славная революция и поселение 1690 года [ править ]
Главным фактором поражения Восстания Аргайла было стремление к стабильности внутри Кирка. Выпустив в 1687 году письма о снисходительности диссидентам-пресвитерианам, Джеймс теперь угрожал возобновить эти дебаты и подорвать свою собственную епископальную базу. В то же время он исключил людей общества и создал еще одного мученика Ковенантера, казнив Ренвика в феврале 1688 года. [48]
В июне 1688 года два события превратили инакомыслие в кризис: рождение Джеймса Фрэнсиса Эдварда 10 июня привело к появлению католического наследника, за исключением протестантской дочери Джеймса Марии и ее мужа Вильгельма Оранского . Судебное преследование семи епископов , казалось, вышло за рамки терпимости к католицизму и превратилось в нападение на епископальный истеблишмент; их оправдание 30 июня подорвало политический авторитет Джеймса. [49] Представители английского политического класса пригласили Вильгельма занять английский престол; когда он высадился в Бриксеме 5 ноября, армия Джеймса покинула его, и 23 декабря он уехал во Францию. [50]
В Шотландском съезде , избранном в марте для определения шотландского престола, доминировали сторонники Ковенантера. 4 апреля он принял « Заявление о праве» и «Статьи жалоб», согласно которым Джеймс лишился короны своими действиями; 11 мая Уильям и Мэри стали соправителями Шотландии. Хотя Уильям хотел сохранить епископов, роль, которую сыграли Ковенантеры во время восстания якобитов 1689 года , включая защиту Кэмеронианами Данкелда в августе, означала, что их взгляды преобладали в последующем политическом урегулировании. Генеральная Ассамблея собралась в ноябре 1690 года впервые с 1654 года; еще до его созыва более 200 епископальных служителей были лишены своей жизни. [51]
Ассамблея еще раз упразднила епископство и создала две комиссии для юга и севера Тая, которые в течение следующих 25 лет сместили почти две трети всех министров. [52] Чтобы компенсировать это, около сотни священнослужителей вернулись в Кирк в соответствии с Актами об индульгенции 1693 и 1695 годов, в то время как другие были защищены местным дворянством и сохраняли свои должности до смерти по естественным причинам. [53]
После соглашения 1690 года небольшое меньшинство Объединённых обществ последовало за лидером Кэмерона Робертом Гамильтоном и отказалось вернуться в Кирк. [54] Они продолжали существовать как неформальная группа до 1706 года, когда Джон М'Миллан министром был назначен ; в 1743 году он и Томас Нэрн основали реформатскую пресвитерианскую церковь Шотландии . [55] Хотя церковь существует до сих пор, подавляющее большинство ее членов присоединились к Свободной церкви Шотландии в 1876 году. [53]
Наследие [ править ]
Мемориалы [ править ]
Могилы и мемориалы Ковенантера из «Время убийства» сыграли важную роль в увековечении политического послания, первоначально со стороны небольшого меньшинства Объединённых обществ, которое осталось за пределами Кирка. В 1701 году их собрание взялось восстановить или отметить могилы умерших; многие из них можно было найти в отдаленных местах, поскольку правительство того времени сознательно стремилось избегать создания мест паломничества. [56]
«Старая смертность» , роман сэра Вальтера Скотта 1816 года , рассказывает о персонаже, который проводит время, путешествуя по Шотландии, обновляя надписи на могилах Ковенантера. В 1966 году была создана Шотландская мемориальная ассоциация Ковенантера, которая поддерживает эти памятники по всей Шотландии. Один из самых известных — воздвигнутый в Грейфрайарс-Киркьярд в 1707 году в честь 18 000 мучеников, убитых с 1661 по 1680 год. [57]
В 1721 и 1722 годах Роберт Водроу опубликовал «Историю страданий Шотландской церкви от Реставрации до революции» , подробно описывая преследования движения Ковенантера с 1660 по 1690 год. Шотландия чувствовала, что страдает от государственного вмешательства, как во время беспорядков 1843 года . [58]
в Ковенантеры Америке Северной
На протяжении 17 века ковенантерские общины создавались в Ирландии , прежде всего в Ольстере ; по разным причинам многие впоследствии мигрировали в Северную Америку . В 1717 году Уильям Теннент переехал с семьей в Филадельфию , где позже основал Лог-колледж — первую пресвитерианскую семинарию в Северной Америке. [59]
В Северной Америке многие бывшие ковенантеры присоединились к Реформатской пресвитерианской церкви Северной Америки , основанной в 1743 году. [60]
См. также [ править ]
- Пресвитерианство
- Кальвинизм
- Камеронцы
- Реформированный пресвитерианский глобальный альянс
- Торжественная лига и завет
- Свободная пресвитерианская церковь Шотландии
Примечания [ править ]
- ^ Шотландский гэльский язык : Завет
- ↑ Джеймс резюмировал это как «Нет епископов, нет короля»; альтернативную точку зрения лучше всего выразил Эндрю Мелвилл : «Тайр - это два короля и два королевства в Шотландии ... Христос Иисус, король, и это королевство, Кирк, чьим подданным является король Джеймс Сакст»; [3] Кирк подчинялся только Богу, а его члены, включая Иакова, управлялись пресвитериями , состоявшими из служителей и старейшин . [4]
- ^ Плохо написанный, он, казалось, требовал от должностных лиц подтвердить, что Иисус и правящий монарх были главой церкви. [41]
Ссылки [ править ]
- ^ Wormald 2018 , стр. 120–121.
- ^ Ли 1974 , стр. 50–51.
- ^ Мелвилл 1842 , с. 370.
- ^ «Наша структура» . ChurchofScotland.org.uk . Церковь Шотландии. 22 февраля 2010 года . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Стивен 2010 , стр. 55–58.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 75–76.
- ^ Фиссел 1994 , стр. 269, 278.
- ^ Уилсон 2009 , стр. 787–778.
- ^ Стивенсон 1973 , стр. 45–46.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 203.
- ↑ Kishlansky 2005 , pp. 43-50.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 204.
- ^ Харрис 2014 , с. 372.
- ^ Завод 2010 .
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 205–206.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 209–210.
- ^ Ройл 2004 , с. 142.
- ^ Macleod 2009 , стр. 5–19 passim.
- ^ Харрис 2014 , стр. 53–54.
- ^ Робертсон 2014 , с. 125.
- ^ Рис 2016 , стр. 118–119.
- ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , стр. 223–224.
- ^ Ройл 2004 , с. 612.
- ^ Холфельдер 1998 , с. 9.
- ^ Моррилл 1990 , с. 162.
- ^ Бейкер 2009 , стр. 290–291.
- ^ Холфельдер 1998 , стр. 190–192.
- ^ Доу 1979 , с. 192.
- ^ Холфельдер 1998 , с. 196.
- ^ Доу 1979 , с. 204.
- ^ Холфельдер 1998 , с. 213.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , стр. 231–234.
- ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , с. 253.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 235–236.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 236.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 237–238.
- ^ Кеннеди 2014 , стр. 220–221.
- ^ МакКри 1875 , стр. 331 .
- ^ Кристи 2008 , с. 113.
- ^ Харрис 2007 , стр. 153–157.
- ^ Харрис 2007 , с. 73.
- ^ Уэбб 1999 , стр. 50–51.
- ^ Кристи 2008 , с. 146.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 240–245.
- ^ Жардин 2017 .
- ^ Уомерсли 2015 , с. 189.
- ^ Де Крей 2007 , с. 227.
- ^ Кристи 2008 , с. 160.
- ^ Харрис 2007 , стр. 235–236.
- ^ Харрис 2007 , стр. 3–5.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 241–245.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 246.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , с. 253.
- ^ Кристи 2008 , с. 250.
- ^ Макмиллан 1950 , стр. 141–153.
- ^ Уоллес 2017 .
- ^ СКМА .
- ^ Водроу.
- ^ ЭПХ .
- ^ РПКНА .
Источники [ править ]
- Бейкер, Дерек (2009). Раскол, ересь и религиозный протест . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521101783 .
- Кристи, Дэвид (2008). Библия и меч; вклад Кэмерона в свободу религии (PHD). Университет Стелленбоша . Проверено 4 августа 2020 г.
- Карри, Джанетт (2009). История, агиография и фальшивая история: изображения шотландских ковенантеров в научно-популярных и художественных текстах с 1638 по 1835 год (PHD). Университет Стерлинга.
- Де Крей, Гэри С. (2007). Реставрация и революция в Великобритании . Пэлгрейв. ISBN 978-0333651049 .
- Доу, Флорида (1979). Кромвельская Шотландия 1651–1660 гг . Джон Дональд. ISBN 978-0859765107 .
- «Левенский колледж» . Исследуйте PAHistory.com . Проверено 4 августа 2020 г.
- Эрскин, Кэролайн (2009). «Участники Пентлендского восстания». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/98249 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Фиссель, Марк (1994). Войны епископов: кампании Карла I против Шотландии, 1638–1640 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521466865 .
- Фургол, Э.М. (1983). Религиозные аспекты армий Шотландского Завета, 1639–1651 гг. (PHD). Оксфордский университет. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Харрис, Тим (2014). Восстание: первые британские короли Стюарты, 1567–1642 гг . ОУП. ISBN 978-0199209002 .
- Харрис, Тим (2007). Революция; Великий кризис британской монархии 1685–1720 гг . Пингвин. ISBN 978-0141016528 .
- Холфельдер, Кайл (1998). Фракционность в Кирке во время вторжения Кромвеля и оккупации Шотландии, 1650–1660 гг.: Споры между протестующими и резолюционерами (PHD). Эдинбургский университет.
- Джардин, Марк (17 декабря 2017 г.). «Казнь Ричарда Рамбольда в Эдинбурге, 1685 год» . История Ковенантеров . Проверено 5 августа 2020 г.
- Кеннеди, Аллан (2014). Управляющий гэлдом: Шотландское нагорье и государство Реставрации, 1660–1688 гг . Брилл.
- Кишланский, Марк (2005). «Карл I: Случай ошибочной идентификации». Прошлое и настоящее (189): 41–80. дои : 10.1093/pastj/gti027 . JSTOR 3600749 .
- Ли, Морис (1974). «Яков VI и возрождение епископства в Шотландии: 1596–1600». История Церкви . 43 (1): 50–64. дои : 10.2307/3164080 . JSTOR 3164080 . S2CID 154647179 .
- Маки, доктор медицинских наук; Ленман, Брюс; Паркер, Джеффри (1986). История Шотландии . Гиппокреновые книги. ISBN 978-0880290401 .
- Маклауд, Дональд (2009). «Влияние кальвинизма на политику». Богословие в Шотландии . XVI (2).
- Главное, Дэвид. «Происхождение шотландской епископальной церкви» . Замок Сент-Нинианс Дуглас . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 17 июля 2020 г.
- МакКри, Томас (1875). История шотландской церкви: от Реформации до разрушения . Блэки и сын.
- Макдональд, Алан (1998). Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, политика и литургия . Рутледж. ISBN 185928373X .
- Макмиллан, Уильям (1950). «Ковенантеры после революции 1688 года» . Шотландское общество церковной истории . Проверено 25 августа 2018 г.
- Мелвилл, Джеймс (1842). Питкэрн, Роберт (ред.). Автобиография и дневник г-на Джеймса Мелвилла с продолжением дневника (изд. 2015 г.). Аркозе Пресс. ISBN 1343621844 .
- Митчисон, Розалинда; Фрай, Питер; Фрай, Фиона (2002). История Шотландии . Рутледж. ISBN 978-1138174146 .
- Моррилл, Джон (1990). Оливер Кромвель и английская революция . Лонгман. ISBN 0582016754 .
- Муллан, Дэвид (2000). Шотландское пуританство, 1590–1638 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-826997-8 .
- Плант, Дэвид (2010). «Первая епископская война» . Проверено 27 января 2021 г.
- РПКНА. «Убеждения»; . Реформатская пресвитерианская церковь Северной Америки . Архивировано из оригинала 1 сентября 2012 года . Проверено 4 августа 2020 г.
- Рис, Джон (2016). Левелерская революция . Версо. ISBN 978-1784783907 .
- Робертсон, Барри (2014). Роялисты в войне в Шотландии и Ирландии, 1638–1650 гг . Эшгейт. ISBN 978-1409457473 .
- Ройл, Тревор (2004). Гражданская война: Войны трех королевств 1638–1660 (изд. 2006 г.). Счеты. ISBN 978-0-349-11564-1 .
- СКМА. «Эдинбургский мемориал Грейфрайерс» . Ковенантер.орг . Проверено 4 августа 2020 г.
- Стивен, Джеффри (2010). «Шотландский национализм и Стюарт-юнионизм». Журнал британских исследований . 49 (1, шотландский специальный выпуск). дои : 10.1086/644534 . S2CID 144730991 .
- Стивенсон, Дэвид (1973). Шотландская революция 1637–1644 годов: триумф ковенантеров . Дэвид и Чарльз. ISBN 0715363026 .
- Уоллес, Валери (4 апреля 2017 г.). «Радикальные объекты: надгробия Ковенантера как политический протест» . Историческая мастерская . Проверено 4 августа 2020 г.
- Уэбб, Стивен (1999). Переворот лорда Черчилля: Англо-Американская империя и славная революция . Издательство Сиракузского университета.
- Веджвуд, CV (2001) [1958]. Королевская война, 1641–1647 гг . Пингвинская классика. ISBN 978-0141390727 .
- Уилсон, Питер Х. (2009). Трагедия Европы: история Тридцатилетней войны . Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9592-3 .
- Вормальд, Дженни (2018). Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748619399 .
- Уомерсли, Дэвид (2015). Джеймс II (Пингвинские монархи): Последний католический король . Аллен Лейн. ISBN 978-0141977065 .
Библиография [ править ]
- Бакройд, Дж. Церковь и государство в Шотландии, 1660–1681 гг . 1980 год
- Коуэн, Э. Дж. Торжественная лига и завет , в Шотландии и Англии, 1286–1815 гг., Изд. Р. А. Мейсон, 1987.
- Коуэн, И.Б. «Ковенантеры: пересмотренная статья» в The Scottish Historical Review, vol. 28, стр. 43–54, 1949.
- Коуэн, IB Шотландские ковенантеры, 1660–1688 , 1976 г.
- Дональдсон, Г. Шотландия от Якова V до Якова VII , 1965 г.
- Фиссел, MC Войны епископов. Кампании Карла I против Шотландии, 1638–1640 , 1994 г.
- Хьюисон, Джеймс Кинг (1913a). Ковенантеры . Том. 1 (Пересмотренное и исправленное изд.). Глазго: Джон Смит и сын.
- Хьюисон, Джеймс Кинг (1913b). Ковенантеры . Том. 2. Глазго:Джон Смит и сын.
- Хатчисон, Мэтью (1893). Реформатская пресвитерианская церковь в Шотландии; его происхождение и история 1680–1876 гг . Пейсли: Дж. и Р. Парлейн.
- Джонстон, Джон С. (1887). Сокровищница Шотландского завета . Эдинбург: Эндрю Эллиот.
- Кирнан, В.Г. Знамя со странным устройством: поздние ковенантеры, в «Истории снизу», изд. К. Франц, 1988.
- Ли, Джон (1860а). Лекции по истории Церкви Шотландии: от Реформации до Революционного урегулирования . Том. 1. Эдинбург: Уильям Бликвуд.
- Ли, Джон (1860b). Лекции по истории Церкви Шотландии: от Реформации до Революционного урегулирования . Том. 2. Эдинбург: Уильям Бликвуд.
- С любовью, Дэйн. Scottish Kirkyards , 1989 (издательство Robert Hale Publishers, Лондон).
- Мэтисон, Уильям Лоу (1902a). Политика и религия; исследование истории Шотландии от Реформации до революции . Том. 1. Глазго: Дж. Маклехоз.
- Мэтисон, Уильям Лоу (1902b). Политика и религия; исследование истории Шотландии от Реформации до революции . Том. 2. Глазго: Дж. Маклехоз.
- МакКри, Томас (1875). История шотландской церкви: от Реформации до разрушения . Лондон: Блэки и сын.
- Скот, Уильям; Форбс, Джон (1846). Извиняющееся повествование о состоянии и правительстве Кирка Шотландии со времен Реформации и некоторых записей, касающихся поместья Кирка . Эдинбург: Отпечатано для Общества Водроу.
- Патерсон, Р. К. Земля, пораженная, Шотландия и Ковенантерские войны, 1638–1690 , 1998 г.
- Первс, Джок. Яркое солнышко . 1968 год
- Первс, Джок. Сладкая вера . Стерлинг, 1954 год.
- Скотт, сэр Уолтер. Повесть о старой смертности , 1816.
- Стивенсон, Д. Шотландская революция, 1637–1644, 1973.
- Терри, Чарльз Сэнфорд (1905). Пентленд Райзинг и Руллион Грин . Глазго: Дж. Маклехоз.
- Водроу, Роберт (1835а). Бернс, Роберт (ред.). История страданий церкви Шотландии... Том. 1. Глазго: Блэки, Фуллартон и компания.
- Водроу, Роберт (1830). Бернс, Роберт (ред.). История страданий церкви Шотландии... Том. 2. Глазго: Блэки Фуллертон и компания.
- Водроу, Роберт (1829). Бернс, Роберт (ред.). История страданий церкви Шотландии... Том. 3. Глазго: Блэки Фуллертон и компания.
- Водроу, Роберт (1835b). Бернс, Роберт (ред.). История страданий церкви Шотландии... Том. 4. Глазго: Блэки Фуллертон и компания.
Внешние ссылки [ править ]
- Кто такие ковенантеры? Шотландская ассоциация мемориалов Ковенантера
- Реформатская пресвитерианская церковь в Северной Америке
- Реформатская пресвитерианская церковь (Заветная)
- История Эдинбурга: Ковенантеры
- Реформатская пресвитерия в Северной Америке
- Гражданские войны в Великобритании: Шотландский национальный пакт
- Британские гражданские войны: Ковенантеры
- История протестантизма - Том третий - Книга двадцать четвертая - Протестантизм в Шотландии
- Фенвик Кирк и Ковенантеры
- Заветы и заветники , 1895, из проекта «Гутенберг».
- Подписание национального завета-1638/
- Ковенантеры . Поэтический очерк Летиции Элизабет Лэндон в «Литературной газете», 1823 год.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 339–340.