Евангелическое возрождение в Шотландии

Евангелическое возрождение в Шотландии представляло собой серию религиозных движений в Шотландии восемнадцатого века с периодическими возрождениями в двадцатом веке. Это началось в конце 1730-х годов, когда общины пережили интенсивное «пробуждение» энтузиазма, возобновление приверженности и быстрое расширение. Впервые это было замечено в Истер-Россе в Хайленде в 1739 году и наиболее известно в Камбусланг-Уорке недалеко от Глазго в 1742 году. Большинство новообращенных были относительно молоды и принадлежали к низшим слоям общества. В отличие от пробуждения в других местах, раннее пробуждение в Шотландии не привело к крупному религиозному движению, а в основном принесло пользу церквям-отделителям, которые откололись от Церкви Шотландии. В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков пробуждение вступило во вторую волну, известную в США как Второе Великое Пробуждение . В Шотландии это отразилось в таких событиях, как Килситское возрождение в 1839 году. Раннее возрождение в основном распространилось в Центральном поясе , но оно стало активным в Хайлендс и острова , пик которого приходится на середину девятнадцатого века. Шотландия приобрела множество организаций, связанных с пробуждением в Англии, в том числе воскресные школы , миссионерские школы , школьные школы , библейские общества и классы совершенствования.
В девятнадцатом веке Церковь Шотландии была разделена между евангелистами и Умеренной партией . События достигли кульминации во время Великого разрушения , когда многие евангелисты, особенно на Севере и в Хайленде, ушли, чтобы сформировать Свободную церковь Шотландии . В стране начало появляться относительно большое количество нонконформистских церквей и общин, которые были евангелистскими по мировоззрению, включая квакеров , баптистов , конгрегационалистских и методистских церквей. К ним присоединились Армия Спасения , Открытые и Эксклюзивные братья . развилась волна евангелизма В начале XIX века в Шотландской епископальной церкви , в результате чего группа в Эдинбурге сформировала отдельную английскую епископальную конгрегацию.
Основным направлением евангелического протестантизма были организованные миссии. В восемнадцатом веке в центре внимания были Хайленд и острова. Миссии также были созданы для рыбаков и растущих сообществ городской бедноты. Визит американских евангелистов Муди и Сэнки в 1874–1875 годах оживил евангелическую миссию. Дэвид Ливингстон стал самым известным зарубежным миссионером движения. После его смерти шотландская миссионерская деятельность подпитывалась соперничеством между различными конфессиями в Шотландии.
В двадцатом веке продолжали происходить спонтанные вспышки возрождения. Самым успешным было турне Билли Грэма по Шотландии в 1955 году , которое обратило вспять снижение посещаемости церкви в Шотландии. В конце двадцатого века движение разделилось. Евангелизм проник в Шотландию, оставив после себя наследие строгого субботника , и помог укрепить местную идентичность в Хайленде.
Природа
[ редактировать ]Пробуждение распространялось посредством регулярных проповедей и интенсивных местных пробуждений, где целые общины очень беспокоились о своих душах. [ 1 ] Часто это происходило во время причастия, которое было центральным событием церкви и проводилось нечасто, самое большее раз в год. Там, где служители отказывались или пренебрегали приходским причастием, в основном собрания проводились на открытом воздухе, часто объединяя несколько приходов. Эти большие собрания были разочарованы Генеральной Ассамблеей Шотландской церкви , но продолжались. отметил их как таковые Они могли быть смешаны со светской деятельностью, и Роберт Бернс в стихотворении « Святая ярмарка» . [ 2 ] Евангелисты превратили их в священные мероприятия с проповедями популярных проповедников и обменом духовным опытом. Сезон причастия длился с четверга по понедельник. В Хайленде причастники преодолевали большие расстояния и останавливались у друзей и родственников. В пятницу, известную как день вопросов, катехизаторы-миряне, называемые «мужчинами», давали свои интерпретации библейских стихов, выбранных священником. [ 3 ] Время от времени они становились харизматическими лидерами местных пробуждений. [ 4 ] Кульминацией было празднование субботнего причастия, часто на открытом воздухе, в естественном амфитеатре. [ 3 ]

Большинство новообращенных были относительно молоды и принадлежали к низшим слоям общества, таким как мелкие арендаторы, ремесленники, слуги и неквалифицированные люди, с относительно высокой долей незамужних женщин. Это было воспринято как реакция на олигархический характер существующего кирка, в котором доминировали местные лорды и наследники. В отличие от пробуждений в других местах, пробуждение в Шотландии в восемнадцатом веке не привело к крупному религиозному движению, а в основном принесло пользу церквям-отделителям, которые откололись от Шотландской церкви в восемнадцатом веке. [ 5 ] Ассоциированная пресвитерия и пресвитерия помощи откололись от Шотландской церкви из-за вопросов покровительства в середине восемнадцатого века. Затем Ассоциированная пресвитерия раскололась из-за присяги Берджесса, наложенной после якобитского восстания 1745 года , при этом одна фракция сформировала отдельный Генеральный ассоциированный синод. [ 6 ] Между 1799 и 1806 годами разгорелся спор о Старом и Новом Свете , когда «Старые Лихты» внимательно следовали принципам Ковенантеров , в то время как «Новые Лихты» были более евангелистскими и сосредоточены на личном спасении. [ 7 ] разделили как ассоциированную, так и генеральную ассоциированную пресвитерию. Это проложило путь к своего рода воссоединению, поскольку обе фракции Нового Лихта объединились в 1820 году, чтобы сформировать Объединенную сецессионную церковь , которая утверждала, что на момент ее создания имела 361 конгрегацию и 261 000 последователей. [ 7 ] Благодаря возрождению, сепаратистские церкви добились успехов в наборе членов, и к 1830 году их членами были 30 процентов шотландского населения. [ 6 ] Особых успехов они добились в крупных городских центрах. В Глазго в 1835–1836 годах членами были 40 процентов населения, а в Эдинбурге — 42 процента. [ 8 ]
Ведущей фигурой евангелического движения внутри Шотландской церкви в восемнадцатом веке был Джон Эрскин (1721–1803), который был служителем церкви Олд Грейфрайерс в Эдинбурге с 1768 года. Он был ортодоксальным в доктрине, но симпатизировал Просвещению и поддерживал реформы в религиозной практике. Популярный проповедник, он переписывался с религиозными лидерами других стран, в том числе с теологом Новой Англии Джонатаном Эдвардсом (1703–1758 гг.), чьи идеи оказали большое влияние на движение в Шотландии. [ 1 ]
Движение было поддержано публикацией Библий и трактатов, например, напечатанных Питером Драммондом в Стерлинге с 1848 года. [ 1 ] В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века в Шотландии появилось множество организаций, связанных с пробуждением в Англии, в том числе воскресные школы , миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы совершенствования. [ 9 ]
Первая волна
[ редактировать ]
Евангелическое возрождение — движение, возникшее в протестантизме примерно в одно и то же время в Северной Америке (где оно известно как Первое Великое Пробуждение ), Англии, Уэльсе и Шотландии. В нем особое внимание уделялось Библии, доктрине искупления , обращению и необходимости практиковать и распространять Евангелие. [ 1 ] Оно начало проявляться в Шотландии в конце 1730-х годов, когда протестантские общины, обычно в определенных местах, переживали интенсивное «пробуждение» энтузиазма, возобновление приверженности и, иногда, быстрое расширение. Впервые это было замечено в Истер-Россе в Хайленде в 1739 году и наиболее известно в Камбусланг Варке (работе) недалеко от Глазго в 1742 году. [ 10 ] где интенсивная религиозная деятельность завершилась тем, что там собралась около 30 000 толпа, чтобы послушать английского проповедника Джорджа Уайтфилда . [ 11 ] Шотландию также 22 раза посетил Джон Уэсли , английский евангелист и основатель методизма , между 1751 и 1790 годами. [ 12 ]
Вторая волна
[ редактировать ]В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков пробуждение вступило во вторую волну, известную в США как Второе Великое Пробуждение . Раннее возрождение в основном распространилось в Центральном поясе , но второе возрождение становилось все более важным в Хайленде и на островах. Это отразилось в таких событиях, как Возрождение Килсита в 1839 году. [ 13 ] серия возрождений 1849–1850 годов, которые были особенно распространены среди рыбацких сообществ, и в следующее десятилетие движение распространилось среди шахтеров Ланаркшира. [ 1 ] Здесь отсутствие четкой приходской структуры приводило к повторяющейся схеме духовного подъема, упадка и обновления. [ 10 ] Поскольку возрождение произошло одновременно с превращением Хайленда в земледельческое общество, евангелизм часто связывался с народным протестом против покровительства и разрешений Хайленда . [ 4 ] Пробуждение в Хайленде, вероятно, достигло своего пика к середине девятнадцатого века, вызванное Десятилетним конфликтом и Великим потрясением. [ 3 ]
Третья волна
[ редактировать ]В 1858 году в Нью-Йорке началась волна городского возрождения, которую иногда называют «Возрождением мирян» из-за выдающегося положения проповедников-мирян. [ 14 ] Оно достигло Шотландии в следующем году после торговой депрессии, и энтузиазм продолжался в усиленной форме до 1862 года. В основных промышленных районах страны молитвенные собрания проводились в офисах и на фабриках, а также на улицах Эдинбурга и Глазго. Некоторые с тревогой восприняли возрождение, поскольку оно привело к прогулам на работе, а длительные молитвенные собрания нарушили рабочий день. [ 15 ] Нововведением возрождения стало появление профессиональных проповедников возрождения, в том числе Чарльза Грандисона Финни (1792–1875), который посетил Эдинбург в 1859 году. [ 16 ] Вместе с Эдвардом Пейсоном Хаммондом он представил отличительное служение пробуждения, состоящее из короткой проповеди, радостных гимнов и призывов к членам общины выйти вперед. [ 17 ]
Влияние на Церковь Шотландии
[ редактировать ]
В девятнадцатом веке Церковь Шотландии все больше разделялась между евангелистами и Умеренной партией . [ 18 ] В то время как евангелисты подчеркивали авторитет Библии, традиций и исторических документов церкви, умеренные, которые доминировали в Генеральной ассамблее церкви с середины восемнадцатого века, были склонны подчеркивать интеллектуализм в богословии, установленную иерархию церкви. и предпринял попытку повысить социальный статус духовенства. Главным вопросом было покровительство землевладельцев и наследников над назначенными в министерство. Томас Чалмерс начинал как умеренный, но постепенно становился евангелистом, становясь ведущей фигурой в движении. [ 19 ]
После долгих лет борьбы в 1834 году евангелисты получили контроль над Генеральной Ассамблеей и приняли Закон вето, который позволял конгрегациям отклонять нежелательные «навязчивые» представления живущим со стороны посетителей, а также Закон о часовнях, который налагал служителей часовен непринужденности на на равных правах с рядовыми приходскими служителями. Следующий «десятилетний конфликт» юридических и политических споров закончился поражением сторонников невмешательства в гражданских судах, дойдя до Сессионного суда , а затем, наконец, до Палаты лордов в 1839 году, которая объявила эти действия неконституционными. В 1842 году евангелисты представили Генеральной Ассамблее Иск, Декларацию и Протест по поводу посягательств Сессионного суда , известный как Иск о Праве, который ставил под сомнение действительность гражданской юрисдикции над церковью. Когда Требование о Правах было отклонено Генеральной Ассамблеей, результатом стал раскол в церкви со стороны некоторых сторонников невторжения во главе с Томасом Чалмерсом, известный как Великий Разрыв 1843 года. [ 20 ] Около 454 человек, примерно треть, из 1195 священнослужителей официальной церкви, в основном с Севера и Хайленда, сформировали отдельную Свободную церковь Шотландии . Свободная церковь более восприимчиво относилась к гэльскому языку и культуре, быстро росла в Хайленде и на островах, привлекая гораздо больше внимания, чем устоявшаяся церковь. [ 21 ]
Добровольные церкви
[ редактировать ]
В девятнадцатом веке в стране стало появляться относительно большое количество нонконформистских церквей и общин, имевших евангелическое мировоззрение. Многие из них были частью организаций, возникших в Англии и Уэльсе. В Шотландии они были известны как добровольные церкви, поскольку стояли вне установленной системы, а участие и любые выплаты были добровольными. Квакеры . обосновались в Шотландии в семнадцатом веке [ 22 ] а баптистская , конгрегационалистская и методистская церкви появились в восемнадцатом веке, но значительный рост начался только в девятнадцатом веке. [ 18 ] отчасти потому, что более радикальные и евангелические традиции уже существовали в Шотландской церкви и свободных церквях. [ 23 ] Конгрегационалисты организовались в союз в 1812 году, баптисты, которые были разделены на кальвинистов и некальвинистских тенденций, сделали то же самое в 1869 году. Методистская церковь, вероятно, была ограничена своим антикальвинистским богословием, но добилась успехов в столетии. , особенно на Шетландских островах. [ 24 ] С 1879 года к ним присоединилась евангелическая партия возрождения Армии Спасения , которая попыталась добиться серьезных вторжений в растущие городские центры. [ 23 ] и «Открытые эксклюзивные братья» пришли в Шотландию в конце девятнадцатого века, а к 1884 году «Открытые братья» провели в Шотландии 116 собраний. [ 25 ]
Епископальная церковь
[ редактировать ]Шотландская епископальная церковь представляла собой комбинацию церквей, не присяжных заседателей , которые не принимали Ганноверскую палату до смерти последнего члена палаты Стюартов в 1788 году, и квалифицированных часовен тех, кто принимал ганноверцев или был членами церкви. из Англии, проживающий в Шотландии. [ 26 ] В начале девятнадцатого века в Церкви развилась волна евангелизма, главным образом среди английских и ирландских иммигрантов в городах Лоуленда. Его меньше интересовали сакраментальные традиции церкви, и он делал упор на передачу простого евангельского послания, что приводило к столкновениям с высокими церковными тенденциями внутри Церкви. [ 27 ] В 1843 году, в том же году, когда произошел Великий кризис, группа в Эдинбурге под руководством Дэвида Драммонда отделилась и образовала отдельную английскую епископальную конгрегацию. Были опасения, что раскол будет распространяться. [ 27 ] но этот уход ослабил евангелическую партию внутри церкви, и она так и не восстановила свои позиции. [ 28 ]
Домашние миссии
[ редактировать ]
Организованные миссии были основным направлением шотландского евангелического протестантизма. [ 29 ] В восемнадцатом веке в центре внимания были Хайлендс и острова благодаря Королевской награде, предоставленной правительством и Обществом распространения христианских знаний Шотландии (SSPCK), у которого к 1795 году в Хайленде было 229 школ. [ 10 ] Гэльские школьные общества были основаны в Эдинбурге в 1811 году и поддерживали передвижные школы в северном Хайленде и на западных островах. В 1797 году Джеймс Холдейн основал внеконфессиональное Общество распространения Евангелия дома, миряне-проповедники которого основали независимые церкви по всему Хайленду. Когда Холдейн и его брат Роберт приняли принцип крещения взрослых в 1808 году, большинство из них стали баптистскими часовнями. Конгрегационалистский союз Шотландии был основан в 1812 году для продвижения домашних миссий. В 1827 году баптисты объединили свои усилия в Домашнее баптистское миссионерское общество. В 1824 году правительство выделило средства на строительство 32 церквей и 41 особняка в Хайленде. После разрушения 1843 года большая часть расширения пришлась на новые церкви, основанные Свободной церковью. [ 30 ]
Миссии среди рыбаков и моряков начались с Общества друзей моряков. В городах большая часть работы носила межконфессиональный характер. Первая городская миссия была основана Дэвидом Нэсмитом в Глазго в 1826 году и охватывала все протестантские церкви. Эксперимент Чалмерса в Сент-Джонсе, Глазго , опубликованный в книге «Христианская и гражданская экономика больших городов» (1821–1826 гг.), представил модель городской миссии, основанную на посещении мирян. Он был широко принят Свободной церковью после разрушения и будет принят Церковью Шотландии под руководством А. Х. Чартерис в 1870-х годах. Визит американских евангелистов Айры Д. Сэнки и Дуайта Лаймана Муди в 1874–1875 годах оживил евангелическую миссию, что привело к основанию Объединенной евангелистской ассоциации Глазго. Палаточный зал был открыт на улице Глазго-Грин в городе в 1876 году. Здесь оказывалась помощь бедным, предлагая 1000 завтраков в день. [ 1 ] и евангелические встречи. [ 30 ] Миссия веры была основана в 1886 году Джоном Джорджем Гованом как внеконфессиональная миссия, ориентированная на сельское общество. [ 31 ] Чартерис сыграла важную роль в основании Женской гильдии в 1887 году, которая подчеркнула роль женщин в миссиях. Они также выступали в роли библейских женщин, читали Священные Писания и преподавали в воскресных школах. Библейский учебный институт для подготовки мирских евангелистов был основан в 1892 году. [ 30 ]
Зарубежные миссии
[ редактировать ]
Шотландские церкви сравнительно поздно приняли вызов иностранных миссий. Самый известный шотландский миссионер Дэвид Ливингстон получал финансирование не из своей родной страны, а от Лондонского миссионерского общества . После своего «исчезновения» и смерти в 1870-х годах он стал иконой евангелической деятельности, самосовершенствования, исследований и формы колониализма. [ 32 ] Наследие Ливингстона можно увидеть в названиях многих миссионерских станций, основанных по его примеру, таких как Блантайр (место рождения Ливингстона) для Шотландской церкви и Ливингстония для Свободной церкви, обе сейчас находятся в Малави . Помимо культа Ливингстона, шотландские миссионерские усилия также подпитывались соперничеством между различными конфессиями в Шотландии и, возможно, помогали отвлечься от проблем дома. Миссии популяризировались дома посредством публикаций и иллюстраций, часто специально предназначенных для детей, а также с помощью нового средства шоу волшебных фонарей , которое показывалось публике в церковных залах по всей стране. [ 33 ]
Отклонить
[ редактировать ]В последние десятилетия девятнадцатого века интенсивность евангелической деятельности начала снижаться как в Шотландии, так и в крупных городах Великобритании. Для большого количества организаций стала ощущаться нехватка волонтеров и средств. Выдвигаемые причины этой трансформации включают изменения в привычках досуга, подъем социализма и рабочего движения, утрату уверенности среднего класса в истинности Евангелия и навязывание его рабочему классу в качестве решения социальных проблем. [ 34 ] Миграция среднего класса из внутренних районов города в недавно построенные пригороды также лишила его контактов с рабочим классом и утратила желание участвовать в евангелическом проекте, особенно с новой мелкой буржуазией, состоящей из служащих и торговцев. [ 35 ] В результате в городской религии стали доминировать сами рабочие классы с появлением новых пролетарских организаций, таких как Объединенные евангелизационные ассоциации Глазго и Данди, Объединенная христианская миссия рабочих, Протестантское миссионерское общество Глазго, Армия спасения и различные организации трезвости. общества. Навязывание евангелической религии, описанное выше, также начало отвергаться самими рабочими классами, которые начали отказываться от посещения организованных мероприятий и посещений. [ 36 ]
Двадцатый век
[ редактировать ]
Несмотря на снижение посещаемости церкви, евангелизм продолжался и в двадцатом веке. Были спонтанные вспышки возрождения, такие как та, которую возглавил Джок Труп среди рыбаков северо-востока в 1921 году. [ 37 ] Гербридское возрождение 1949–53 годов было инициировано проповедью евангелиста Миссии веры Дункана Кэмпбелла (1898–1972). Небольшие пробуждения произошли в Тайри в 1955 году и в Норт-Уисте в 1958 году. [ 3 ] Движение «Скажи Шотландии» (1953–66), связанное с Томом Алланом и Д. П. Томсоном , привело к Билли Грэма Всешотландскому крестовому походу 1955 года, кульминацией которого стала встреча в Кельвин-холле в Глазго . Успех был достаточно велик, чтобы временно остановить снижение посещаемости церкви, которое вернулось почти к довоенному уровню. [ 37 ] Как движение шотландский евангелизм начал разделяться на тех, кто приветствовал современные знания и науку, и тех, кто придерживался более строго буквального взгляда на Библию. Примером разрыва являются разногласия среди студентов между более либеральным Студенческим христианским движением и более консервативным с богословской точки зрения Межуниверситетским сообществом . Постепенно более либеральные последователи отказались от ярлыка евангелистов . Однако в 1994 году 23 процента взрослых прихожан церкви были связаны с церковью, которая утверждала, что она евангелистская. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Евангелизм проник в шотландское общество к концу девятнадцатого века, и его можно увидеть в таких областях, как литературная школа Кейлярд , которая вынесла свое внимание за пределы среднего класса и охватил религиозную жизнь трудящихся. [ 1 ] Пробуждение оставило наследие строгого субботника и помогло укрепить местную идентичность в Хайленде. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Д. У. Беббингтон, «Религиозная жизнь: 6 евангелистов» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 515-16.
- ^ Д. Мюррей, «Религиозная жизнь: 1650-1750» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 513-4.
- ^ Jump up to: а б с д Д. Мик, «Религиозная жизнь: 8 горных районов со времен Реформации» в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 517-22.
- ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 365.
- ^ GM Дитчфилд, Евангелическое возрождение (Лондон: Routledge, 1998), ISBN 185728481X , стр. 53 и 91.
- ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN 1446475638 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN 1446475638 , с. 400.
- ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN 1446475638 , стр. 279–81.
- ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Pimlico, 1992), ISBN 0712698930 , с. 403.
- ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 364.
- ^ Д. Беббингтон, Викторианские религиозные возрождения: культура и благочестие в местном и глобальном контекстах (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199575487 , с. 5.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , с. 304.
- ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Pimlico, 1992), ISBN 0712698930 , с. 401.
- ^ М. Е. Дитер, Возрождение святости девятнадцатого века (Scarecrow Press, 2-е изд., 1996), ISBN 0810831554 , с. 75.
- ^ К.Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997), ISBN 0748608869 , с. 105.
- ^ С. Дж. Браун, «Верования и религии», в Т. Гриффитсе, Г. Мортоне, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, 1800–1900» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN 0748621695 , с. 135.
- ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия, тома 1–5 (Лондон: ABC-CLIO, 2006), ISBN 1-85109-440-7 , стр. 416-7.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 303-4.
- ^ А. Роджер, Суды, церковь и Конституция: аспекты разрушения 1843 года (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2008), ISBN 0748637540 , стр. 27–8.
- ^ Г. Робб, «Популярная религия и христианизация Шотландского нагорья в восемнадцатом и девятнадцатом веках», Журнал истории религии , 1990, 16 (1), стр. 18-34.
- ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 074860233X , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Г. М. Дитчфилд, Евангелическое возрождение (Лондон: Routledge, 1998), ISBN 185728481X , с. 91.
- ^ Д. У. Беббингтон, «Протестантские секты и упразднение» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 494-5.
- ^ К.Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997) ISBN 0748608869 , с. 38.
- ^ Д. У. Беббингтон, «Епископальная община» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 234-5.
- ^ Jump up to: а б С. Дж. Браун «Шотландия и Оксфордское движение», в книге С. Дж. Брауна и П. Б. Ноклза, ред., « Оксфордское движение: Европа и широкий мир 1830–1930» (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN 1139510673 , с. 60.
- ^ Д. М. Мюррей, «Пресвитерианские церкви и деноминации после 1690 года» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 83-5.
- ^ Фрэнк Барджетт, «Миссии и миссионеры - Дом» в Религия — Шотландская жизнь и общество — Сборник шотландской этнологии . Эдинбург: Джон Дональд. 2006. стр. 479–517. ISBN 0-85976-650-0 .
- ^ Jump up to: а б с Д. У. Беббингтон, «Миссии дома» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 422-3.
- ^ К. Фидлер, История миссий веры (OCMS, 1994), ISBN 1870345185 , с. 219.
- ^ AC Росс, Дэвид Ливингстон: Миссия и империя (Лондон: Continuum, 2006), ISBN 1852855657 , стр. 242-5.
- ^ Р. Дж. Финли, «Миссии за границей» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 245-6.
- ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , стр. 124-5.
- ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , стр. 127-9.
- ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , стр. 130-1.
- ^ Jump up to: а б Р. Дж. Финли, «Секуляризация» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 516-17.