Jump to content

Евангелическое возрождение в Шотландии

Джордж Уайтфилд проповедует в Камбусланге в 1742 году.

Евангелическое возрождение в Шотландии представляло собой серию религиозных движений в Шотландии восемнадцатого века с периодическими возрождениями в двадцатом веке. Это началось в конце 1730-х годов, когда общины пережили интенсивное «пробуждение» энтузиазма, возобновление приверженности и быстрое расширение. Впервые это было замечено в Истер-Россе в Хайленде в 1739 году и наиболее известно в Камбусланг-Уорке недалеко от Глазго в 1742 году. Большинство новообращенных были относительно молоды и принадлежали к низшим слоям общества. В отличие от пробуждения в других местах, раннее пробуждение в Шотландии не привело к крупному религиозному движению, а в основном принесло пользу церквям-отделителям, которые откололись от Церкви Шотландии. В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков пробуждение вступило во вторую волну, известную в США как Второе Великое Пробуждение . В Шотландии это отразилось в таких событиях, как Килситское возрождение в 1839 году. Раннее возрождение в основном распространилось в Центральном поясе , но оно стало активным в Хайлендс и острова , пик которого приходится на середину девятнадцатого века. Шотландия приобрела множество организаций, связанных с пробуждением в Англии, в том числе воскресные школы , миссионерские школы , школьные школы , библейские общества и классы совершенствования.

В девятнадцатом веке Церковь Шотландии была разделена между евангелистами и Умеренной партией . События достигли кульминации во время Великого разрушения , когда многие евангелисты, особенно на Севере и в Хайленде, ушли, чтобы сформировать Свободную церковь Шотландии . В стране начало появляться относительно большое количество нонконформистских церквей и общин, которые были евангелистскими по мировоззрению, включая квакеров , баптистов , конгрегационалистских и методистских церквей. К ним присоединились Армия Спасения , Открытые и Эксклюзивные братья . развилась волна евангелизма В начале XIX века в Шотландской епископальной церкви , в результате чего группа в Эдинбурге сформировала отдельную английскую епископальную конгрегацию.

Основным направлением евангелического протестантизма были организованные миссии. В восемнадцатом веке в центре внимания были Хайленд и острова. Миссии также были созданы для рыбаков и растущих сообществ городской бедноты. Визит американских евангелистов Муди и Сэнки в 1874–1875 годах оживил евангелическую миссию. Дэвид Ливингстон стал самым известным зарубежным миссионером движения. После его смерти шотландская миссионерская деятельность подпитывалась соперничеством между различными конфессиями в Шотландии.

В двадцатом веке продолжали происходить спонтанные вспышки возрождения. Самым успешным было турне Билли Грэма по Шотландии в 1955 году , которое обратило вспять снижение посещаемости церкви в Шотландии. В конце двадцатого века движение разделилось. Евангелизм проник в Шотландию, оставив после себя наследие строгого субботника , и помог укрепить местную идентичность в Хайленде.

Пробуждение распространялось посредством регулярных проповедей и интенсивных местных пробуждений, где целые общины очень беспокоились о своих душах. [ 1 ] Часто это происходило во время причастия, которое было центральным событием церкви и проводилось нечасто, самое большее раз в год. Там, где служители отказывались или пренебрегали приходским причастием, в основном собрания проводились на открытом воздухе, часто объединяя несколько приходов. Эти большие собрания были разочарованы Генеральной Ассамблеей Шотландской церкви , но продолжались. отметил их как таковые Они могли быть смешаны со светской деятельностью, и Роберт Бернс в стихотворении « Святая ярмарка» . [ 2 ] Евангелисты превратили их в священные мероприятия с проповедями популярных проповедников и обменом духовным опытом. Сезон причастия длился с четверга по понедельник. В Хайленде причастники преодолевали большие расстояния и останавливались у друзей и родственников. В пятницу, известную как день вопросов, катехизаторы-миряне, называемые «мужчинами», давали свои интерпретации библейских стихов, выбранных священником. [ 3 ] Время от времени они становились харизматическими лидерами местных пробуждений. [ 4 ] Кульминацией было празднование субботнего причастия, часто на открытом воздухе, в естественном амфитеатре. [ 3 ]

Джон Эрскин , ведущая фигура движения конца восемнадцатого века.

Большинство новообращенных были относительно молоды и принадлежали к низшим слоям общества, таким как мелкие арендаторы, ремесленники, слуги и неквалифицированные люди, с относительно высокой долей незамужних женщин. Это было воспринято как реакция на олигархический характер существующего кирка, в котором доминировали местные лорды и наследники. В отличие от пробуждений в других местах, пробуждение в Шотландии в восемнадцатом веке не привело к крупному религиозному движению, а в основном принесло пользу церквям-отделителям, которые откололись от Шотландской церкви в восемнадцатом веке. [ 5 ] Ассоциированная пресвитерия и пресвитерия помощи откололись от Шотландской церкви из-за вопросов покровительства в середине восемнадцатого века. Затем Ассоциированная пресвитерия раскололась из-за присяги Берджесса, наложенной после якобитского восстания 1745 года , при этом одна фракция сформировала отдельный Генеральный ассоциированный синод. [ 6 ] Между 1799 и 1806 годами разгорелся спор о Старом и Новом Свете , когда «Старые Лихты» внимательно следовали принципам Ковенантеров , в то время как «Новые Лихты» были более евангелистскими и сосредоточены на личном спасении. [ 7 ] разделили как ассоциированную, так и генеральную ассоциированную пресвитерию. Это проложило путь к своего рода воссоединению, поскольку обе фракции Нового Лихта объединились в 1820 году, чтобы сформировать Объединенную сецессионную церковь , которая утверждала, что на момент ее создания имела 361 конгрегацию и 261 000 последователей. [ 7 ] Благодаря возрождению, сепаратистские церкви добились успехов в наборе членов, и к 1830 году их членами были 30 процентов шотландского населения. [ 6 ] Особых успехов они добились в крупных городских центрах. В Глазго в 1835–1836 годах членами были 40 процентов населения, а в Эдинбурге — 42 процента. [ 8 ]

Ведущей фигурой евангелического движения внутри Шотландской церкви в восемнадцатом веке был Джон Эрскин (1721–1803), который был служителем церкви Олд Грейфрайерс в Эдинбурге с 1768 года. Он был ортодоксальным в доктрине, но симпатизировал Просвещению и поддерживал реформы в религиозной практике. Популярный проповедник, он переписывался с религиозными лидерами других стран, в том числе с теологом Новой Англии Джонатаном Эдвардсом (1703–1758 гг.), чьи идеи оказали большое влияние на движение в Шотландии. [ 1 ]

Движение было поддержано публикацией Библий и трактатов, например, напечатанных Питером Драммондом в Стерлинге с 1848 года. [ 1 ] В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века в Шотландии появилось множество организаций, связанных с пробуждением в Англии, в том числе воскресные школы , миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы совершенствования. [ 9 ]

Первая волна

[ редактировать ]
Джон Уэсли, посетивший Шотландию более 20 раз.

Евангелическое возрождение — движение, возникшее в протестантизме примерно в одно и то же время в Северной Америке (где оно известно как Первое Великое Пробуждение ), Англии, Уэльсе и Шотландии. В нем особое внимание уделялось Библии, доктрине искупления , обращению и необходимости практиковать и распространять Евангелие. [ 1 ] Оно начало проявляться в Шотландии в конце 1730-х годов, когда протестантские общины, обычно в определенных местах, переживали интенсивное «пробуждение» энтузиазма, возобновление приверженности и, иногда, быстрое расширение. Впервые это было замечено в Истер-Россе в Хайленде в 1739 году и наиболее известно в Камбусланг Варке (работе) недалеко от Глазго в 1742 году. [ 10 ] где интенсивная религиозная деятельность завершилась тем, что там собралась около 30 000 толпа, чтобы послушать английского проповедника Джорджа Уайтфилда . [ 11 ] Шотландию также 22 раза посетил Джон Уэсли , английский евангелист и основатель методизма , между 1751 и 1790 годами. [ 12 ]

Вторая волна

[ редактировать ]

В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков пробуждение вступило во вторую волну, известную в США как Второе Великое Пробуждение . Раннее возрождение в основном распространилось в Центральном поясе , но второе возрождение становилось все более важным в Хайленде и на островах. Это отразилось в таких событиях, как Возрождение Килсита в 1839 году. [ 13 ] серия возрождений 1849–1850 годов, которые были особенно распространены среди рыбацких сообществ, и в следующее десятилетие движение распространилось среди шахтеров Ланаркшира. [ 1 ] Здесь отсутствие четкой приходской структуры приводило к повторяющейся схеме духовного подъема, упадка и обновления. [ 10 ] Поскольку возрождение произошло одновременно с превращением Хайленда в земледельческое общество, евангелизм часто связывался с народным протестом против покровительства и разрешений Хайленда . [ 4 ] Пробуждение в Хайленде, вероятно, достигло своего пика к середине девятнадцатого века, вызванное Десятилетним конфликтом и Великим потрясением. [ 3 ]

Третья волна

[ редактировать ]

В 1858 году в Нью-Йорке началась волна городского возрождения, которую иногда называют «Возрождением мирян» из-за выдающегося положения проповедников-мирян. [ 14 ] Оно достигло Шотландии в следующем году после торговой депрессии, и энтузиазм продолжался в усиленной форме до 1862 года. В основных промышленных районах страны молитвенные собрания проводились в офисах и на фабриках, а также на улицах Эдинбурга и Глазго. Некоторые с тревогой восприняли возрождение, поскольку оно привело к прогулам на работе, а длительные молитвенные собрания нарушили рабочий день. [ 15 ] Нововведением возрождения стало появление профессиональных проповедников возрождения, в том числе Чарльза Грандисона Финни (1792–1875), который посетил Эдинбург в 1859 году. [ 16 ] Вместе с Эдвардом Пейсоном Хаммондом он представил отличительное служение пробуждения, состоящее из короткой проповеди, радостных гимнов и призывов к членам общины выйти вперед. [ 17 ]

Влияние на Церковь Шотландии

[ редактировать ]
Ассамблея разрушения, картина Дэвида Октавиуса Хилла

В девятнадцатом веке Церковь Шотландии все больше разделялась между евангелистами и Умеренной партией . [ 18 ] В то время как евангелисты подчеркивали авторитет Библии, традиций и исторических документов церкви, умеренные, которые доминировали в Генеральной ассамблее церкви с середины восемнадцатого века, были склонны подчеркивать интеллектуализм в богословии, установленную иерархию церкви. и предпринял попытку повысить социальный статус духовенства. Главным вопросом было покровительство землевладельцев и наследников над назначенными в министерство. Томас Чалмерс начинал как умеренный, но постепенно становился евангелистом, становясь ведущей фигурой в движении. [ 19 ]

После долгих лет борьбы в 1834 году евангелисты получили контроль над Генеральной Ассамблеей и приняли Закон вето, который позволял конгрегациям отклонять нежелательные «навязчивые» представления живущим со стороны посетителей, а также Закон о часовнях, который налагал служителей часовен непринужденности на на равных правах с рядовыми приходскими служителями. Следующий «десятилетний конфликт» юридических и политических споров закончился поражением сторонников невмешательства в гражданских судах, дойдя до Сессионного суда , а затем, наконец, до Палаты лордов в 1839 году, которая объявила эти действия неконституционными. В 1842 году евангелисты представили Генеральной Ассамблее Иск, Декларацию и Протест по поводу посягательств Сессионного суда , известный как Иск о Праве, который ставил под сомнение действительность гражданской юрисдикции над церковью. Когда Требование о Правах было отклонено Генеральной Ассамблеей, результатом стал раскол в церкви со стороны некоторых сторонников невторжения во главе с Томасом Чалмерсом, известный как Великий Разрыв 1843 года. [ 20 ] Около 454 человек, примерно треть, из 1195 священнослужителей официальной церкви, в основном с Севера и Хайленда, сформировали отдельную Свободную церковь Шотландии . Свободная церковь более восприимчиво относилась к гэльскому языку и культуре, быстро росла в Хайленде и на островах, привлекая гораздо больше внимания, чем устоявшаяся церковь. [ 21 ]

Добровольные церкви

[ редактировать ]
Методистская церковь Скаллоуэй , Шетландские острова, одна из областей, где методизм пустил обширные корни.

В девятнадцатом веке в стране стало появляться относительно большое количество нонконформистских церквей и общин, имевших евангелическое мировоззрение. Многие из них были частью организаций, возникших в Англии и Уэльсе. В Шотландии они были известны как добровольные церкви, поскольку стояли вне установленной системы, а участие и любые выплаты были добровольными. Квакеры . обосновались в Шотландии в семнадцатом веке [ 22 ] а баптистская , конгрегационалистская и методистская церкви появились в восемнадцатом веке, но значительный рост начался только в девятнадцатом веке. [ 18 ] отчасти потому, что более радикальные и евангелические традиции уже существовали в Шотландской церкви и свободных церквях. [ 23 ] Конгрегационалисты организовались в союз в 1812 году, баптисты, которые были разделены на кальвинистов и некальвинистских тенденций, сделали то же самое в 1869 году. Методистская церковь, вероятно, была ограничена своим антикальвинистским богословием, но добилась успехов в столетии. , особенно на Шетландских островах. [ 24 ] С 1879 года к ним присоединилась евангелическая партия возрождения Армии Спасения , которая попыталась добиться серьезных вторжений в растущие городские центры. [ 23 ] и «Открытые эксклюзивные братья» пришли в Шотландию в конце девятнадцатого века, а к 1884 году «Открытые братья» провели в Шотландии 116 собраний. [ 25 ]

Епископальная церковь

[ редактировать ]

Шотландская епископальная церковь представляла собой комбинацию церквей, не присяжных заседателей , которые не принимали Ганноверскую палату до смерти последнего члена палаты Стюартов в 1788 году, и квалифицированных часовен тех, кто принимал ганноверцев или был членами церкви. из Англии, проживающий в Шотландии. [ 26 ] В начале девятнадцатого века в Церкви развилась волна евангелизма, главным образом среди английских и ирландских иммигрантов в городах Лоуленда. Его меньше интересовали сакраментальные традиции церкви, и он делал упор на передачу простого евангельского послания, что приводило к столкновениям с высокими церковными тенденциями внутри Церкви. [ 27 ] В 1843 году, в том же году, когда произошел Великий кризис, группа в Эдинбурге под руководством Дэвида Драммонда отделилась и образовала отдельную английскую епископальную конгрегацию. Были опасения, что раскол будет распространяться. [ 27 ] но этот уход ослабил евангелическую партию внутри церкви, и она так и не восстановила свои позиции. [ 28 ]

Домашние миссии

[ редактировать ]
Айра Д. Сэнки , который вместе с Дуайтом Лайманом Муди помог оживить движение в Шотландии в конце девятнадцатого века.

Организованные миссии были основным направлением шотландского евангелического протестантизма. [ 29 ] В восемнадцатом веке в центре внимания были Хайлендс и острова благодаря Королевской награде, предоставленной правительством и Обществом распространения христианских знаний Шотландии (SSPCK), у которого к 1795 году в Хайленде было 229 школ. [ 10 ] Гэльские школьные общества были основаны в Эдинбурге в 1811 году и поддерживали передвижные школы в северном Хайленде и на западных островах. В 1797 году Джеймс Холдейн основал внеконфессиональное Общество распространения Евангелия дома, миряне-проповедники которого основали независимые церкви по всему Хайленду. Когда Холдейн и его брат Роберт приняли принцип крещения взрослых в 1808 году, большинство из них стали баптистскими часовнями. Конгрегационалистский союз Шотландии был основан в 1812 году для продвижения домашних миссий. В 1827 году баптисты объединили свои усилия в Домашнее баптистское миссионерское общество. В 1824 году правительство выделило средства на строительство 32 церквей и 41 особняка в Хайленде. После разрушения 1843 года большая часть расширения пришлась на новые церкви, основанные Свободной церковью. [ 30 ]

Миссии среди рыбаков и моряков начались с Общества друзей моряков. В городах большая часть работы носила межконфессиональный характер. Первая городская миссия была основана Дэвидом Нэсмитом в Глазго в 1826 году и охватывала все протестантские церкви. Эксперимент Чалмерса в Сент-Джонсе, Глазго , опубликованный в книге «Христианская и гражданская экономика больших городов» (1821–1826 гг.), представил модель городской миссии, основанную на посещении мирян. Он был широко принят Свободной церковью после разрушения и будет принят Церковью Шотландии под руководством А. Х. Чартерис в 1870-х годах. Визит американских евангелистов Айры Д. Сэнки и Дуайта Лаймана Муди в 1874–1875 годах оживил евангелическую миссию, что привело к основанию Объединенной евангелистской ассоциации Глазго. Палаточный зал был открыт на улице Глазго-Грин в городе в 1876 году. Здесь оказывалась помощь бедным, предлагая 1000 завтраков в день. [ 1 ] и евангелические встречи. [ 30 ] Миссия веры была основана в 1886 году Джоном Джорджем Гованом как внеконфессиональная миссия, ориентированная на сельское общество. [ 31 ] Чартерис сыграла важную роль в основании Женской гильдии в 1887 году, которая подчеркнула роль женщин в миссиях. Они также выступали в роли библейских женщин, читали Священные Писания и преподавали в воскресных школах. Библейский учебный институт для подготовки мирских евангелистов был основан в 1892 году. [ 30 ]

Зарубежные миссии

[ редактировать ]
Дэвид Ливингстон проповедует из повозки на одной из иллюстраций, которые использовались дома, чтобы рассказать о миссионерской работе аудитории в Великобритании.

Шотландские церкви сравнительно поздно приняли вызов иностранных миссий. Самый известный шотландский миссионер Дэвид Ливингстон получал финансирование не из своей родной страны, а от Лондонского миссионерского общества . После своего «исчезновения» и смерти в 1870-х годах он стал иконой евангелической деятельности, самосовершенствования, исследований и формы колониализма. [ 32 ] Наследие Ливингстона можно увидеть в названиях многих миссионерских станций, основанных по его примеру, таких как Блантайр (место рождения Ливингстона) для Шотландской церкви и Ливингстония для Свободной церкви, обе сейчас находятся в Малави . Помимо культа Ливингстона, шотландские миссионерские усилия также подпитывались соперничеством между различными конфессиями в Шотландии и, возможно, помогали отвлечься от проблем дома. Миссии популяризировались дома посредством публикаций и иллюстраций, часто специально предназначенных для детей, а также с помощью нового средства шоу волшебных фонарей , которое показывалось публике в церковных залах по всей стране. [ 33 ]

Отклонить

[ редактировать ]

В последние десятилетия девятнадцатого века интенсивность евангелической деятельности начала снижаться как в Шотландии, так и в крупных городах Великобритании. Для большого количества организаций стала ощущаться нехватка волонтеров и средств. Выдвигаемые причины этой трансформации включают изменения в привычках досуга, подъем социализма и рабочего движения, утрату уверенности среднего класса в истинности Евангелия и навязывание его рабочему классу в качестве решения социальных проблем. [ 34 ] Миграция среднего класса из внутренних районов города в недавно построенные пригороды также лишила его контактов с рабочим классом и утратила желание участвовать в евангелическом проекте, особенно с новой мелкой буржуазией, состоящей из служащих и торговцев. [ 35 ] В результате в городской религии стали доминировать сами рабочие классы с появлением новых пролетарских организаций, таких как Объединенные евангелизационные ассоциации Глазго и Данди, Объединенная христианская миссия рабочих, Протестантское миссионерское общество Глазго, Армия спасения и различные организации трезвости. общества. Навязывание евангелической религии, описанное выше, также начало отвергаться самими рабочими классами, которые начали отказываться от посещения организованных мероприятий и посещений. [ 36 ]

Двадцатый век

[ редактировать ]
Кельвин-холл произошел кульминационный момент движения «Скажи Шотландии» - митинги Билли Грэма . в Глазго, где в 1955 году

Несмотря на снижение посещаемости церкви, евангелизм продолжался и в двадцатом веке. Были спонтанные вспышки возрождения, такие как та, которую возглавил Джок Труп среди рыбаков северо-востока в 1921 году. [ 37 ] Гербридское возрождение 1949–53 годов было инициировано проповедью евангелиста Миссии веры Дункана Кэмпбелла (1898–1972). Небольшие пробуждения произошли в Тайри в 1955 году и в Норт-Уисте в 1958 году. [ 3 ] Движение «Скажи Шотландии» (1953–66), связанное с Томом Алланом и Д. П. Томсоном , привело к Билли Грэма Всешотландскому крестовому походу 1955 года, кульминацией которого стала встреча в Кельвин-холле в Глазго . Успех был достаточно велик, чтобы временно остановить снижение посещаемости церкви, которое вернулось почти к довоенному уровню. [ 37 ] Как движение шотландский евангелизм начал разделяться на тех, кто приветствовал современные знания и науку, и тех, кто придерживался более строго буквального взгляда на Библию. Примером разрыва являются разногласия среди студентов между более либеральным Студенческим христианским движением и более консервативным с богословской точки зрения Межуниверситетским сообществом . Постепенно более либеральные последователи отказались от ярлыка евангелистов . Однако в 1994 году 23 процента взрослых прихожан церкви были связаны с церковью, которая утверждала, что она евангелистская. [ 1 ]

Наследие

[ редактировать ]

Евангелизм проник в шотландское общество к концу девятнадцатого века, и его можно увидеть в таких областях, как литературная школа Кейлярд , которая вынесла свое внимание за пределы среднего класса и охватил религиозную жизнь трудящихся. [ 1 ] Пробуждение оставило наследие строгого субботника и помогло укрепить местную идентичность в Хайленде. [ 4 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Д. У. Беббингтон, «Религиозная жизнь: 6 евангелистов» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 515-16.
  2. ^ Д. Мюррей, «Религиозная жизнь: 1650-1750» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 513-4.
  3. ^ Jump up to: а б с д Д. Мик, «Религиозная жизнь: 8 горных районов со времен Реформации» в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 517-22.
  4. ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 365.
  5. ^ GM Дитчфилд, Евангелическое возрождение (Лондон: Routledge, 1998), ISBN   185728481X , стр. 53 и 91.
  6. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , с. 293.
  7. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , с. 400.
  8. ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , стр. 279–81.
  9. ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Pimlico, 1992), ISBN   0712698930 , с. 403.
  10. ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 364.
  11. ^ Д. Беббингтон, Викторианские религиозные возрождения: культура и благочестие в местном и глобальном контекстах (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0199575487 , с. 5.
  12. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 304.
  13. ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Pimlico, 1992), ISBN   0712698930 , с. 401.
  14. ^ М. Е. Дитер, Возрождение святости девятнадцатого века (Scarecrow Press, 2-е изд., 1996), ISBN   0810831554 , с. 75.
  15. ^ К.Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997), ISBN   0748608869 , с. 105.
  16. ^ С. Дж. Браун, «Верования и религии», в Т. Гриффитсе, Г. Мортоне, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, 1800–1900» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0748621695 , с. 135.
  17. ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , с. 117.
  18. ^ Jump up to: а б Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия, тома 1–5 (Лондон: ABC-CLIO, 2006), ISBN   1-85109-440-7 , стр. 416-7.
  19. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 303-4.
  20. ^ А. Роджер, Суды, церковь и Конституция: аспекты разрушения 1843 года (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2008), ISBN   0748637540 , стр. 27–8.
  21. ^ Г. Робб, «Популярная религия и христианизация Шотландского нагорья в восемнадцатом и девятнадцатом веках», Журнал истории религии , 1990, 16 (1), стр. 18-34.
  22. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 66.
  23. ^ Jump up to: а б Г. М. Дитчфилд, Евангелическое возрождение (Лондон: Routledge, 1998), ISBN   185728481X , с. 91.
  24. ^ Д. У. Беббингтон, «Протестантские секты и упразднение» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 494-5.
  25. ^ К.Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997) ISBN   0748608869 , с. 38.
  26. ^ Д. У. Беббингтон, «Епископальная община» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 234-5.
  27. ^ Jump up to: а б С. Дж. Браун «Шотландия и Оксфордское движение», в книге С. Дж. Брауна и П. Б. Ноклза, ред., « Оксфордское движение: Европа и широкий мир 1830–1930» (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN   1139510673 , с. 60.
  28. ^ Д. М. Мюррей, «Пресвитерианские церкви и деноминации после 1690 года» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 83-5.
  29. ^ Фрэнк Барджетт, «Миссии и миссионеры - Дом» в Религия — Шотландская жизнь и общество — Сборник шотландской этнологии . Эдинбург: Джон Дональд. 2006. стр. 479–517. ISBN  0-85976-650-0 .
  30. ^ Jump up to: а б с Д. У. Беббингтон, «Миссии дома» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 422-3.
  31. ^ К. Фидлер, История миссий веры (OCMS, 1994), ISBN   1870345185 , с. 219.
  32. ^ AC Росс, Дэвид Ливингстон: Миссия и империя (Лондон: Continuum, 2006), ISBN   1852855657 , стр. 242-5.
  33. ^ Р. Дж. Финли, «Миссии за границей» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 245-6.
  34. ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , стр. 124-5.
  35. ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , стр. 127-9.
  36. ^ Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года , стр. 130-1.
  37. ^ Jump up to: а б Р. Дж. Финли, «Секуляризация» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 516-17.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d20eab11eabf0ef9face15744643426__1702639680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/26/2d20eab11eabf0ef9face15744643426.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evangelical revival in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)