Шотландская религия в девятнадцатом веке

Шотландская религия девятнадцатого века включает все формы религиозных организаций и верований в Шотландии девятнадцатого века. В этот период произошла реакция на рост населения и урбанизацию в результате промышленной революции , которая подорвала традиционные приходские структуры и религиозную лояльность. Устоявшаяся церковь Шотландии отреагировала программой строительства церкви 1820-х годов. Начавшийся в 1834 году «Десятилетний конфликт» закончился расколом от установленной церкви Шотландии во главе с доктором Томасом Чалмерсом, известным как « Великий раскол 1843 года». Примерно треть духовенства, в основном с Севера и Хайленда, сформировали отдельные Свободная церковь Шотландии . Евангелическая Свободная церковь и другие сепаратистские церкви быстро росли в Хайленде, на островах и в городских центрах. Возникли дальнейшие расколы и разногласия, особенно между теми, кто пытался поддерживать принципы кальвинизма, и теми, кто придерживался более личного и гибкого взгляда на спасение. Однако имели место и слияния, которые привели к созданию Объединенная свободная церковь в 1900 году, в которую вошли большинство сепаратистских церквей.
Католическая эмансипация в 1829 году и приток большого числа ирландских иммигрантов привели к расширению католицизма с восстановлением церковной иерархии в 1878 году. Епископализм также возродился в девятнадцатом веке, когда Епископальная церковь в Шотландии была организована как автономная организация в Шотландии. общение с англиканской церковью в 1804 году. Другие добровольные конфессии включали баптистов , конгрегационалистов и методистов , которые проникли в страну в семнадцатом и восемнадцатом веках, расширились в девятнадцатом веке и сыграли важную роль в религиозной и образовательной жизни, в то время как устоявшиеся Церковь потеряла монополию на образование и помощь бедным. Попытка справиться с социальными проблемами растущего рабочего класса привела к быстрому расширению обществ трезвости и других религиозных организаций, таких как Орден Оранжистов и масонство . Были также миссии внутри страны в Хайленде и на островах, а также в расширяющихся городских центрах и за рубежом, особенно в Африке, по примеру Дэвид Ливингстон , ставший национальной иконой.
Церковь Шотландии
[ редактировать ]
Быстрый рост населения в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, особенно в крупных городских центрах, вытеснил систему приходов, от которой зависела установленная церковь, оставив большое количество «невоцерковленных» рабочих, которые были отчуждены от организованной религии. Кирк начал заниматься обеспечением церквей в новых городах и относительно малообеспеченном Хайленде, учредив в 1828 году комитет по расширению церкви. Под председательством Томаса Чалмерса к началу 1840-х годов он добавил 222 церкви, в основном за счет общественной подписки. [ 1 ] Церковь все больше разделялась между евангелистами и умеренной партией . [ 2 ] В то время как евангелисты подчеркивали авторитет Библии, традиций и исторических документов церкви, умеренные, которые доминировали в Генеральной ассамблее церкви с середины восемнадцатого века, были склонны подчеркивать интеллектуализм в богословии, установленную иерархию церкви. и предпринял попытку повысить социальный статус духовенства. Главным вопросом было покровительство землевладельцев и наследников над назначениями в министерстве. Чалмерс начинал как умеренный, но постепенно становился евангелистом, становясь ведущей фигурой в движении. [ 3 ]
Великое разрушение
[ редактировать ]
После долгих лет борьбы в 1834 году евангелисты получили контроль над Генеральной Ассамблеей и приняли Закон вето, который позволял общинам отклонять нежелательные «навязчивые» представления живущим со стороны посетителей, а также Закон о часовнях, который налагал служителей часовен непринужденности на на равных правах с рядовыми приходскими служителями. Следующий «десятилетний конфликт» юридических и политических споров закончился поражением сторонников невмешательства в гражданских судах, дойдя до Сессионного суда , а затем, наконец, до Палаты лордов в 1839 году, которая объявила эти действия неконституционными. В 1842 году евангелисты представили Генеральной Ассамблее Иск, Декларацию и Протест по поводу посягательств Сессионного суда , известный как Иск о Праве, который ставил под сомнение действительность гражданской юрисдикции над церковью. Когда Требование о Правах было отклонено Генеральной Ассамблеей, результатом стал раскол в церкви со стороны некоторых сторонников невторжения во главе с Томасом Чалмерсом, известный как Великий Разрыв 1843 года. [ 4 ]
Около 454 человек, примерно треть, из 1195 священнослужителей официальной церкви, в основном с Севера и Хайленда, сформировали отдельную Свободную церковь Шотландии . Свободная церковь более восприимчиво относилась к гэльскому языку и культуре, быстро росла в Хайленде и на островах, привлекая гораздо больше внимания, чем устоявшаяся церковь. [ 5 ] и где основа была заложена Евангелическим Возрождением , которое началось в восемнадцатом веке и перешло во вторую волну, известную как Второе Великое Пробуждение , с такими событиями, как Килситское Возрождение в 1839 году. [ 6 ]
До Великого разрушения Шотландская церковь рассматривалась как религиозное выражение национальной идентичности и хранительница шотландской морали. Она имела значительный контроль над моральной дисциплиной, школами и системой закона о бедных, но после 1843 года это была церковь меньшинства с ограниченным моральным авторитетом и контролем над бедными и образованием. [ 7 ] Устоявшейся церкви потребовалось время, чтобы восстановиться, но она приступила к реализации программы строительства церквей, чтобы конкурировать со Свободной церковью, увеличив количество приходов с 924 в 1843 году до 1437 к 1909 году. [ 1 ]

В 1860 году получил широкую огласку обвинение против преподобного Джона Макмиллана из Кардросса, которое он опроверг и неоднократно обжаловал, и которое стало известно как «Дело Кардросса» .
Свободная церковь
[ редактировать ]
Во время распада установленная церковь сохранила всю собственность, здания и пожертвования, а служители Свободной церкви проводили службы на открытом воздухе, в сараях, на лодках и в одном заброшенном трактире, иногда временно используя существующие молитвенные дома для несогласных. [ 6 ] Однако, благодаря навыкам Чалмера в финансовой организации, они создали добровольный фонд в размере более 400 000 фунтов стерлингов для строительства 700 новых церквей к его смерти в 1847 году, а вскоре последовали и 400 особняков . Такая же или большая сумма была потрачена на строительство 500 приходских школ и Нового колледжа в Эдинбурге для подготовки духовенства. После принятия Закона об образовании 1872 года большинство этих школ были добровольно переданы недавно созданным общественным школьным советам. [ 8 ] [ 9 ]
Идеи Чалмерса сформировали отколовшуюся группу. Он подчеркнул социальное видение, которое возродило и сохранило общинные традиции Шотландии в период напряжения в социальной структуре страны. Идеализированные Чалмерсом небольшие эгалитарные, основанные на кирках, автономные сообщества, признававшие индивидуальность своих членов и необходимость сотрудничества. [ 8 ] Это видение также затронуло основные пресвитерианские церкви, и к 1870-м годам оно было ассимилировано официальной церковью Шотландии. Идеалы Чалмерса продемонстрировали, что церковь озабочена проблемами городского общества, и представляли собой настоящую попытку преодолеть социальную раздробленность, имевшую место в промышленных городах. [ 10 ]
В конце девятнадцатого века основные дебаты велись между фундаменталистами-кальвинистами и богословскими либералами, отвергавшими буквальное толкование Библии. [ 2 ] Это привело к дальнейшему расколу Свободной церкви, который иногда называют Вторым расколом, поскольку в 1893 году жесткие кальвинисты откололись и образовали Свободную пресвитерианскую церковь . [ 11 ]
Сецессионные церкви
[ редактировать ]
В восемнадцатом веке разделения внутри Шотландской церкви привели к созданию Ассоциированной пресвитерии и Пресвитерии помощи . Затем Ассоциированная пресвитерия раскололась из-за присяги Берджесса, наложенной после якобитского восстания 1745 года , при этом одна фракция сформировала отдельный Генеральный ассоциированный синод. [ 12 ] Между 1799 и 1806 годами разгорелся спор о Старом и Новом Свете , когда «Старые Лихты» внимательно следовали принципам Ковенантеров , в то время как «Новые Лихты» были больше сосредоточены на личном спасении. [ 13 ] разделили как ассоциированную, так и генеральную ассоциированную пресвитерию. Это проложило путь к своеобразному воссоединению, поскольку обе фракции Нового Лихта объединились в 1820 году, чтобы сформировать Объединенную сецессионную церковь , которая утверждала, что на момент ее создания имела 361 конгрегацию и 261 000 последователей. [ 13 ] Отделившиеся церкви добились успехов в наборе членов, и к 1830 году их членами были 30 процентов населения Шотландии. [ 12 ] Особых успехов они добились в крупных городских центрах. В Глазго в 1835–1836 годах членами были 40 процентов населения, а в Эдинбурге — 42 процента. [ 14 ]
Воссоединения
[ редактировать ]В 1847 году к Объединенной сецессионной церкви присоединилась Пресвитерия помощи, чтобы сформировать Объединенную пресвитерианскую церковь . Согласно религиозной переписи 1851 года, здесь насчитывалось 518 общин и каждый пятый прихожанин Шотландии. [ 13 ] Реформатская пресвитерианская церковь была основана в 1743 году из оставшихся камеронских общин, которые отказались признать восстановление епископальной церкви в 1660 году и не вошли повторно в Церковь Шотландии, когда она была основана на пресвитерианской основе в 1690 году. Все, кроме одной остаток присоединился к Свободной церкви в 1876 году. [ 15 ] Свободная церковь Шотландии и Объединенная пресвитерианская церковь объединились в 1900 году и образовали Объединенную свободную церковь . Небольшая часть Свободной церкви, в основном проживавшая в Хайленде, отвергла союз и продолжала действовать независимо под названием Свободной церкви . [ 16 ]
католицизм
[ редактировать ]
После Реформации католицизм сохранился как миссия, в основном ограниченная горной местностью и островами, но в конце восемнадцатого века ее численность сократилась из-за обширной эмиграции из региона. [ 17 ] В 1827 году миссия была преобразована в Западный, Восточный и Северный округа. Колледж Блерс был основан как семинария в 1829 году. [ 17 ] Католическая эмансипация в 1829 году и приток большого числа ирландских иммигрантов, особенно после голодных лет конца 1840-х годов, главным образом в растущие низменные центры, такие как Глазго, привели к трансформации в судьбе католицизма. Первоначально Церковь не могла идти в ногу с ростом. К 1840 году в Глазго проживало 40 000 католиков, но их обслуживали только две церкви и четыре священника. Программа строительства церквей и расширения священства начала догонять рост, и к 1859 году в городе было построено семь новых церквей. [ 18 ] римско-католическая церковная иерархия, и католицизм стал значительной конфессией в Шотландии. была восстановлена В 1878 году, несмотря на сопротивление, в стране [ 2 ]
епископализм
[ редактировать ]
Епископальная церковь возникла из конгрегаций, служителей и епископов, которые не приняли пресвитерианское соглашение после Славной революции 1690 года, а также из квалифицированных часовен английских и шотландских общин, выросших вокруг англиканского богослужения в восемнадцатом веке. Потерпев упадок состояния в результате связей с якобитизмом в восемнадцатом веке, она возродилась в девятнадцатом веке, когда вопрос о престолонаследии отошел на второй план, и в 1804 году была основана как Епископальная церковь в Шотландии, как автономная организация в Шотландии. общение с англиканской церковью . [ 2 ] В начале девятнадцатого века в церкви развилось направление евангелизма , но в 1843 году, в том же году, когда произошел Великий кризис, группа в Эдинбурге под руководством ее ведущего деятеля Дэвида Драммонда отделилась, чтобы сформировать отдельную английскую епископальную конгрегацию и Евангелическую партию. внутри церкви так и не выздоровела. Церковь предприняла программу быстрого церковного строительства в конце девятнадцатого века, кульминацией которой стало освящение Эдинбургского собора Святой Марии , который в конечном итоге стал собором. [ 16 ]
Добровольные церкви
[ редактировать ]В девятнадцатом веке фрагментация официальной церкви и Евангелическое возрождение означали, что в стране начало появляться относительно большое количество нонконформистских организаций, многие из которых были из Англии и США, известных в Шотландии как добровольные церкви, поскольку они стояли за пределами устоявшихся структур. система, участие и любые выплаты были добровольными. Квакеры . обосновались в Шотландии в семнадцатом веке [ 19 ] а баптистская , конгрегационалистская и методистская церкви появились в восемнадцатом веке, но значительный рост начался только в девятнадцатом веке. [ 2 ] отчасти потому, что более радикальные и евангелические традиции уже существовали в Шотландской церкви и свободных церквях. [ 20 ] Конгрегационалисты организовались в союз в 1812 году, баптисты, которые были разделены на кальвинистов и некальвинистских тенденций, сделали то же самое в 1869 году. Методистская церковь, вероятно, была ограничена своим антикальвинистским богословием, но добилась успехов в столетии. , особенно на Шетландских островах. [ 21 ] С 1879 года к ним присоединилась евангелическая партия возрождения Армии Спасения , которая попыталась добиться серьезных вторжений в растущие городские центры. [ 20 ] и «Открытые эксклюзивные братья» пришли в Шотландию в конце девятнадцатого века, а к 1884 году «Открытые братья» провели в Шотландии 116 собраний. [ 22 ]
иудаизм
[ редактировать ]
Первыми известными евреями в Шотландии были преподаватели иврита в университетах семнадцатого века. За ними следовали купцы и торговцы, главным образом из Германии. Первая еврейская община была основана в Эдинбурге в 1816 году, а в Глазго — в 1823 году. Первая синагога Шотландии была открыта в Эдинбурге в 1825 году. [ 23 ] К концу девятнадцатого века наблюдался приток еврейских беженцев, в основном из Восточной Европы, спасавшихся от бедности и преследований. Многие из них были квалифицированы в портняжном деле, мебельной и меховой торговле и собирались в рабочих кварталах городских центров Лоуленда, как Горбалы в Глазго. Самая большая община в Глазго, возможно, насчитывала 1000 человек в 1879 году и, возможно, достигла 5000 к концу века. [ 22 ] Синагога была построена в Гарнетхилле в 1879 году. [ 24 ] В 1903 году в Шотландии проживало более 8000 евреев. [ 24 ]
Литургическое и музыкальное возрождение
[ редактировать ]
В конце девятнадцатого века произошло литургическое возрождение, которое затронуло большинство основных конфессий. На это сильно повлияло английское Оксфордское движение , которое поощряло возвращение к средневековым формам архитектуры и богослужения, включая повторное введение сопровождаемой музыки в Шотландскую церковь. [ 25 ] В ходе возрождения больше внимания уделялось литургическому году, а проповеди стали короче. [ 26 ] Церковь Шотландии была одной из первых европейских протестантских церквей, которые применили литургические инновации, отраженные в расстановке мест, отказавшись от скамеек в пользу открытых скамеек. С середины века в некоторых церквях, таких как Грейфрайерс в Эдинбурге , начали устанавливать органы и витражи, что отражало попытку вернуться к формам богослужения, в значительной степени исключенным с конца семнадцатого века. [ 27 ] Общество церковного служения было основано в 1865 году для содействия литургическому изучению и реформированию. Год спустя органы были официально приняты в церкви Шотландской церкви. [ 28 ] Их начали массово добавлять к церквям, и к концу века примерно треть служителей Шотландской церкви были членами общества, а более 80 процентов кирков имели как органы, так и хоры. Однако они оставались противоречивыми, вызывая значительную оппозицию среди консервативных элементов внутри церкви. [ 29 ] а в некоторых церквях никогда не устанавливались органы. [ 25 ] В Дунсе церковь была перестроена (открыта в 1888 году) по плану, использовавшемуся в средние века, с отдельным алтарем, столом для причастия в дальнем конце и кафедрой под аркой алтаря. Влияние экклезиологического движения можно увидеть в церквях, построенных в Крати (открыт в 1893 г.), которые имели апсидальный алтарь, возвышающийся над уровнем нефа, каменную кафедру и медный кафедру, а также в церкви Св. Катберта в Эдинбурге (перестроенной в 1894 г.), с мраморным столом причастия в алтаре, украшенном мрамором и мозаикой. [ 27 ]
В Епископальной церкви влияние Оксфордского движения и связи с Англиканской церковью привели к введению более традиционных служб, и к 1900 году хоры и музыкальные службы стали нормой. [ 30 ] Свободная церковь была более консервативна в отношении музыки, и органы не были разрешены до 1883 года. [ 31 ] Гимны были впервые представлены в Объединенной пресвитерианской церкви в 1850-х годах. Они стали обычным явлением в Церкви Шотландии и Свободной церкви в 1870-х годах. Церковь Шотландии приняла сборник гимнов из 200 песен в 1870 году, а Свободная церковь последовала этому примеру в 1882 году. [ 31 ] Визит американских евангелистов Айры Д. Сэнки (1840–1908) и Дуайта Л. Муди (1837–1899) в Эдинбург и Глазго в 1874–1875 годах способствовал популяризации сопровождаемой церковной музыки в Шотландии. Сборник гимнов Муди-Сэнки оставался бестселлером в двадцатом веке. [ 32 ] Сэнки сделал фисгармонию настолько популярной, что миссионерские собрания рабочего класса просили ввести аккомпанемент. [ 33 ]
Популярная религия
[ редактировать ]
Религиозная перепись 1851 г.
[ редактировать ]Британское правительство провело религиозную перепись в Шотландии в 1851 году, разослав министрам формы для отчета о посещаемости всех их служб в воскресенье, 30 марта 1851 года. Окончательный отчет включал многочисленные оценки для заполнения пустой информации. Он показал, что Шотландскую церковь посещают 19,9 процента населения; Свободной церкви - 19,2 процента; Объединенные пресвитерианцы - 11,7 процента; а остальных – 10,1 процента – или всего чуть более 60 процентов. [ 34 ]
Сбои
[ редактировать ]Индустриализация, урбанизация и дестабилизация 1843 года подорвали традиции приходских школ. [ 9 ] Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы . Первоначально начатые в 1780-х годах городскими советами, они были приняты всеми религиозными конфессиями в девятнадцатом веке. К 1830-м и 1840-м годам они расширились и теперь включают миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы усовершенствования, открытые для представителей всех форм протестантизма и особенно ориентированные на растущий городской рабочий класс. К 1890 году у баптистов было больше воскресных школ, чем церквей, и в них обучалось более 10 000 детей. К 1914 году это число удвоится. [ 35 ] Проблема быстро растущей рабочей силы в промышленности означала, что старый закон о бедных , основанный на приходской помощи, находящейся в ведении церкви, в крупных городских центрах перестал действовать. Томас Чемберс, который выступал за самопомощь как решение, насильно лоббировал исключение трудоспособных людей из помощи и чтобы выплаты оставались добровольными, но в периоды экономического спада подлинные страдания были широко распространены. После Срыва 1845 года контроль над предоставлением помощи был снят с церкви и передан приходским советам, но уровень помощи оставался неадекватным масштабу проблемы. [ 36 ]
Начало движения за воздержание можно проследить в 1828–29 годах в Мэрихилле и Гриноке , когда оно было импортировано из Америки. К 1850 году это стало центральной темой миссионерской кампании среди рабочего класса. Новая волна обществ трезвости включала Объединенный орден женщин-рехабиток и Независимый орден добрых тамплиеров , прибывших из США в 1869 году. [ 35 ] и в течение семи лет у него было 1100 филиалов в Шотландии. [ 37 ] Армия Спасения также делала упор на трезвости. [ 20 ] Католическая церковь имела свое собственное движение за воздержание, основав в 1839 году Католическое общество полного воздержания. Они объединились с протестантскими обществами, проводя совместные шествия. [ 18 ] Другие религиозные организации, которые расширились в этот период, включали Орден апельсинов , который к 1890-м годам в Глазго насчитывал 15 000 членов. Масонство также добилось успехов в конце девятнадцатого века, особенно среди квалифицированных ремесленников. [ 35 ]
Домашние миссии
[ редактировать ]Основным акцентом евангелического протестантизма были организованные миссии. В восемнадцатом веке в центре внимания были Хайлендс и острова благодаря Королевской награде, предоставленной правительством и Обществом распространения христианских знаний Шотландии (SSPCK), у которого к 1795 году в Хайленде было 229 школ. [ 38 ] Гэльские школьные общества были основаны в Эдинбурге в 1811 году и поддерживали передвижные школы в северном Хайленде и на западных островах. В 1797 году Джеймс Холдейн основал внеконфессиональное Общество распространения Евангелия дома, миряне-проповедники которого основали независимые церкви по всему Хайленду. Когда Холдейн и его брат Роберт приняли принцип крещения взрослых в 1808 году, большинство из них стали баптистскими часовнями. Конгрегационалистский союз Шотландии был основан в 1812 году для продвижения домашних миссий. В 1827 году баптисты объединили свои усилия в Домашнее баптистское миссионерское общество. В 1824 году правительство выделило средства на строительство 32 церквей и 41 особняка в Хайленде. После разрушения 1843 года большая часть расширения пришлась на новые церкви, основанные Свободной церковью. [ 39 ]

Миссии среди рыбаков и моряков начались с Общества друзей моряков. В городах большая часть работы носила межконфессиональный характер. Первая городская миссия была основана Дэвидом Нэсмитом в Глазго в 1826 году и охватывала все протестантские церкви. Эксперимент Чалмерса в Сент-Джонсе, Глазго , опубликованный в книге «Христианская и гражданская экономика больших городов» (1821–1826 гг.), представил модель городской миссии, основанную на посещении мирян. Он был широко принят Свободной церковью после разрушения и будет принят Церковью Шотландии под руководством А. Х. Чартерис в 1870-х годах. Визит американских евангелистов Сэнки и Муди в 1874–1875 годах оживил евангелическую миссию, что привело к основанию Объединенной евангелистской ассоциации Глазго. В 1876 году в городе был открыт Палаточный зал, в котором проводились собрания по оказанию помощи бедным и евангелические собрания, а в 1892 году был основан Библейский учебный институт для подготовки мирских евангелистов. Чартерис сыграл важную роль в основании Женской гильдии в 1887 году, что подчеркнуло роль женщин в миссиях. Они также выступали в роли библейских женщин, читали Священные Писания и преподавали в воскресных школах. [ 39 ]
Зарубежные миссии
[ редактировать ]Шотландские церкви сравнительно поздно приняли вызов иностранных миссий. Самый известный шотландский миссионер Дэвид Ливингстон получал финансирование не из своей родной страны, а от Лондонского миссионерского общества . После своего «исчезновения» и смерти в 1870-х годах он стал иконой евангелической деятельности, самосовершенствования, исследований и формы колониализма. [ 40 ] Наследие Ливингстона можно увидеть в названиях многих миссионерских станций, основанных по его примеру, таких как Блантайр (место рождения Ливингстона) для Шотландской церкви и Ливингстония для Свободной церкви, обе сейчас находятся в Малави . Помимо культа Ливингстона, шотландские миссионерские усилия также подпитывались соперничеством между различными конфессиями в Шотландии и, возможно, помогали отвлечься от проблем дома. Миссии популяризировались дома посредством публикаций и иллюстраций, часто специально предназначенных для детей, а также с помощью нового средства шоу волшебных фонарей , которое показывалось публике в церковных залах по всей стране. [ 41 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б К. Брукс, «Введение», в изд. К. Брукса, Викторианская церковь: архитектура и общество (Манчестер: Manchester University Press, 1995), ISBN 0-7190-4020-5 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с д и Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия, тома 1–5 (Лондон: ABC-CLIO, 2006), ISBN 1-85109-440-7 , стр. 416-7.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 303-4.
- ^ А. Роджер, Суды, церковь и Конституция: аспекты разрушения 1843 года (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2008), ISBN 0748637540 , стр. 27–8.
- ^ Г. Робб, «Популярная религия и христианизация Шотландского нагорья в восемнадцатом и девятнадцатом веках», Журнал истории религии , 1990, 16 (1), стр. 18-34.
- ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN 1446475638 , с. 401.
- ^ С. Дж. Браун, «Разрушение» в книге М. Линча, изд., « Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 170-2.
- ^ Jump up to: а б Дж. Браун Стюарт, Томас Чалмерс и благочестивое Содружество в Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 1982), ISBN 0-19-213114-1 .
- ^ Jump up to: а б Т.М. Дивайн, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN 0-14-100234-4 , стр. 91-100.
- ^ С. Мечи, Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 (Оксфорд: Oxford University Press, 1960).
- ^ А. Роджер, Суды, церковь и Конституция: аспекты разрушения 1843 года (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2008), ISBN 0748637540 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN 1446475638 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN 1446475638 , с. 400.
- ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN 1446475638 , стр. 279–81.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 298-9.
- ^ Jump up to: а б Д.М. Мюррей, «Пресвитерианские церкви и деноминации после 1690 года» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 83-5.
- ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , стр. 366-7.
- ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 404.
- ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 074860233X , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Г. М. Дитчфилд, Евангелическое возрождение (Лондон: Routledge, 1998), ISBN 185728481X , с. 91.
- ^ Д. У. Беббингтон, «Протестантские секты и упразднение» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 494-5.
- ^ Jump up to: а б К. Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997). ISBN 0748608869 , с. 38.
- ^ Н. Абрамс, Каледонские евреи: исследование семи небольших общин в Шотландии (МакФарланд, 2009), ISBN 0786454326 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б В. Моффат, История Шотландии: современность (Оксфорд: Oxford University Press, 1989), ISBN 0199170630 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Б. Д. Спинкс, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , с. 149.
- ^ Д.М. Мюррей, «Проповеди», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 581-2.
- ^ Jump up to: а б Н. Йейтс, Литургическое пространство: христианское богослужение и церковные здания в Западной Европе 1500–2000 гг. Литургия, богослужение и общество (Олдершот: Эшгейт, 2008 г.), ISBN 0-7546-5797-3 , стр. 128–9.
- ^ Р.В. Манро, «Церкви: 2 1843-1929» в М. Линче, изд., Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 91-2.
- ^ С. Дж. Браун, «Шотландия и Оксфордское движение», в книге С. Дж. Брауна, Питера Б. Ноклза и Питера Бенедикта Ноклза, ред., «Оксфордское движение: Европа и широкий мир 1830-1930» (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN 1107016444 , с. 73.
- ^ Д. У. Беббингтон, «Епископальная община» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 234-5.
- ^ Jump up to: а б С. Дж. Браун, «Верования и религии» Т. Гриффитса и Г. Мортона, История повседневной жизни в Шотландии, с 1800 по 1900 годы (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0748621709 , с. 122.
- ^ П. Мэлони, Шотландия и Мюзик-холл, 1850-1914 (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2003), ISBN 0719061474 , с. 197.
- ^ TM Devine, Шотландская нация: современная история (Лондон: Penguin, 2012), ISBN 0718196732 .
- ^ Оуэн Чедвик, Викторианская церковь, Часть первая: 1829-1859 (1966), стр. 369, сноска 1.
- ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 403.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , стр. 392-3.
- ^ А. Грей и В. Моффат, История Шотландии: современность (Оксфорд: Oxford University Press, 1989), ISBN 0199170630 , с. 18.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 364.
- ^ Jump up to: а б Д. У. Беббингтон, «Миссии дома» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 422-3.
- ^ AC Росс, Дэвид Ливингстон: Миссия и империя (Лондон: Continuum, 2006), ISBN 1852855657 , стр. 242-5.
- ^ Р. Дж. Финли, «Миссии за границей» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 245-6.