Jump to content

Шотландская религия в девятнадцатом веке

Статуя Томаса Чалмерса в Эдинбурге

Шотландская религия девятнадцатого века включает все формы религиозных организаций и верований в Шотландии девятнадцатого века. В этот период произошла реакция на рост населения и урбанизацию в результате промышленной революции , которая подорвала традиционные приходские структуры и религиозную лояльность. Устоявшаяся церковь Шотландии отреагировала программой строительства церкви 1820-х годов. Начавшийся в 1834 году «Десятилетний конфликт» закончился расколом от установленной церкви Шотландии во главе с доктором Томасом Чалмерсом, известным как « Великий раскол 1843 года». Примерно треть духовенства, в основном с Севера и Хайленда, сформировали отдельные Свободная церковь Шотландии . Евангелическая Свободная церковь и другие сепаратистские церкви быстро росли в Хайленде, на островах и в городских центрах. Возникли дальнейшие расколы и разногласия, особенно между теми, кто пытался поддерживать принципы кальвинизма, и теми, кто придерживался более личного и гибкого взгляда на спасение. Однако имели место и слияния, которые привели к созданию Объединенная свободная церковь в 1900 году, в которую вошли большинство сепаратистских церквей.

Католическая эмансипация в 1829 году и приток большого числа ирландских иммигрантов привели к расширению католицизма с восстановлением церковной иерархии в 1878 году. Епископализм также возродился в девятнадцатом веке, когда Епископальная церковь в Шотландии была организована как автономная организация в Шотландии. общение с англиканской церковью в 1804 году. Другие добровольные конфессии включали баптистов , конгрегационалистов и методистов , которые проникли в страну в семнадцатом и восемнадцатом веках, расширились в девятнадцатом веке и сыграли важную роль в религиозной и образовательной жизни, в то время как устоявшиеся Церковь потеряла монополию на образование и помощь бедным. Попытка справиться с социальными проблемами растущего рабочего класса привела к быстрому расширению обществ трезвости и других религиозных организаций, таких как Орден Оранжистов и масонство . Были также миссии внутри страны в Хайленде и на островах, а также в расширяющихся городских центрах и за рубежом, особенно в Африке, по примеру Дэвид Ливингстон , ставший национальной иконой.

Церковь Шотландии

[ редактировать ]
Генри Джон Добсон «Шотландское таинство»

Быстрый рост населения в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, особенно в крупных городских центрах, вытеснил систему приходов, от которой зависела установленная церковь, оставив большое количество «невоцерковленных» рабочих, которые были отчуждены от организованной религии. Кирк начал заниматься обеспечением церквей в новых городах и относительно малообеспеченном Хайленде, учредив в 1828 году комитет по расширению церкви. Под председательством Томаса Чалмерса к началу 1840-х годов он добавил 222 церкви, в основном за счет общественной подписки. [ 1 ] Церковь все больше разделялась между евангелистами и умеренной партией . [ 2 ] В то время как евангелисты подчеркивали авторитет Библии, традиций и исторических документов церкви, умеренные, которые доминировали в Генеральной ассамблее церкви с середины восемнадцатого века, были склонны подчеркивать интеллектуализм в богословии, установленную иерархию церкви. и предпринял попытку повысить социальный статус духовенства. Главным вопросом было покровительство землевладельцев и наследников над назначениями в министерстве. Чалмерс начинал как умеренный, но постепенно становился евангелистом, становясь ведущей фигурой в движении. [ 3 ]

Великое разрушение

[ редактировать ]
Ассамблея разрушения, картина Дэвида Октавиуса Хилла

После долгих лет борьбы в 1834 году евангелисты получили контроль над Генеральной Ассамблеей и приняли Закон вето, который позволял общинам отклонять нежелательные «навязчивые» представления живущим со стороны посетителей, а также Закон о часовнях, который налагал служителей часовен непринужденности на на равных правах с рядовыми приходскими служителями. Следующий «десятилетний конфликт» юридических и политических споров закончился поражением сторонников невмешательства в гражданских судах, дойдя до Сессионного суда , а затем, наконец, до Палаты лордов в 1839 году, которая объявила эти действия неконституционными. В 1842 году евангелисты представили Генеральной Ассамблее Иск, Декларацию и Протест по поводу посягательств Сессионного суда , известный как Иск о Праве, который ставил под сомнение действительность гражданской юрисдикции над церковью. Когда Требование о Правах было отклонено Генеральной Ассамблеей, результатом стал раскол в церкви со стороны некоторых сторонников невторжения во главе с Томасом Чалмерсом, известный как Великий Разрыв 1843 года. [ 4 ]

Около 454 человек, примерно треть, из 1195 священнослужителей официальной церкви, в основном с Севера и Хайленда, сформировали отдельную Свободную церковь Шотландии . Свободная церковь более восприимчиво относилась к гэльскому языку и культуре, быстро росла в Хайленде и на островах, привлекая гораздо больше внимания, чем устоявшаяся церковь. [ 5 ] и где основа была заложена Евангелическим Возрождением , которое началось в восемнадцатом веке и перешло во вторую волну, известную как Второе Великое Пробуждение , с такими событиями, как Килситское Возрождение в 1839 году. [ 6 ]

До Великого разрушения Шотландская церковь рассматривалась как религиозное выражение национальной идентичности и хранительница шотландской морали. Она имела значительный контроль над моральной дисциплиной, школами и системой закона о бедных, но после 1843 года это была церковь меньшинства с ограниченным моральным авторитетом и контролем над бедными и образованием. [ 7 ] Устоявшейся церкви потребовалось время, чтобы восстановиться, но она приступила к реализации программы строительства церквей, чтобы конкурировать со Свободной церковью, увеличив количество приходов с 924 в 1843 году до 1437 к 1909 году. [ 1 ]

Диаграмма, показывающая происхождение шотландских церквей со множеством расколов и сложных воссоединений за 500-летний период.
Временная диаграмма, показывающая происхождение шотландских церквей с различными расколами и сложными воссоединениями между 1560 годом и нашими днями.

В 1860 году получил широкую огласку обвинение против преподобного Джона Макмиллана из Кардросса, которое он опроверг и неоднократно обжаловал, и которое стало известно как «Дело Кардросса» .

Свободная церковь

[ редактировать ]
Новый колледж в Эдинбурге был открыт в 1844 году и переехал на нынешнее место после завершения строительства в 1850 году.

Во время распада установленная церковь сохранила всю собственность, здания и пожертвования, а служители Свободной церкви проводили службы на открытом воздухе, в сараях, на лодках и в одном заброшенном трактире, иногда временно используя существующие молитвенные дома для несогласных. [ 6 ] Однако, благодаря навыкам Чалмера в финансовой организации, они создали добровольный фонд в размере более 400 000 фунтов стерлингов для строительства 700 новых церквей к его смерти в 1847 году, а вскоре последовали и 400 особняков . Такая же или большая сумма была потрачена на строительство 500 приходских школ и Нового колледжа в Эдинбурге для подготовки духовенства. После принятия Закона об образовании 1872 года большинство этих школ были добровольно переданы недавно созданным общественным школьным советам. [ 8 ] [ 9 ]

Идеи Чалмерса сформировали отколовшуюся группу. Он подчеркнул социальное видение, которое возродило и сохранило общинные традиции Шотландии в период напряжения в социальной структуре страны. Идеализированные Чалмерсом небольшие эгалитарные, основанные на кирках, автономные сообщества, признававшие индивидуальность своих членов и необходимость сотрудничества. [ 8 ] Это видение также затронуло основные пресвитерианские церкви, и к 1870-м годам оно было ассимилировано официальной церковью Шотландии. Идеалы Чалмерса продемонстрировали, что церковь озабочена проблемами городского общества, и представляли собой настоящую попытку преодолеть социальную раздробленность, имевшую место в промышленных городах. [ 10 ]

В конце девятнадцатого века основные дебаты велись между фундаменталистами-кальвинистами и богословскими либералами, отвергавшими буквальное толкование Библии. [ 2 ] Это привело к дальнейшему расколу Свободной церкви, который иногда называют Вторым расколом, поскольку в 1893 году жесткие кальвинисты откололись и образовали Свободную пресвитерианскую церковь . [ 11 ]

Сецессионные церкви

[ редактировать ]
Веллингтонская церковь , Глазго, построенная для Объединенной пресвитерианской церкви в 1883-84 годах архитектором Томасом Ленноксом Уотсоном.

В восемнадцатом веке разделения внутри Шотландской церкви привели к созданию Ассоциированной пресвитерии и Пресвитерии помощи . Затем Ассоциированная пресвитерия раскололась из-за присяги Берджесса, наложенной после якобитского восстания 1745 года , при этом одна фракция сформировала отдельный Генеральный ассоциированный синод. [ 12 ] Между 1799 и 1806 годами разгорелся спор о Старом и Новом Свете , когда «Старые Лихты» внимательно следовали принципам Ковенантеров , в то время как «Новые Лихты» были больше сосредоточены на личном спасении. [ 13 ] разделили как ассоциированную, так и генеральную ассоциированную пресвитерию. Это проложило путь к своеобразному воссоединению, поскольку обе фракции Нового Лихта объединились в 1820 году, чтобы сформировать Объединенную сецессионную церковь , которая утверждала, что на момент ее создания имела 361 конгрегацию и 261 000 последователей. [ 13 ] Отделившиеся церкви добились успехов в наборе членов, и к 1830 году их членами были 30 процентов населения Шотландии. [ 12 ] Особых успехов они добились в крупных городских центрах. В Глазго в 1835–1836 годах членами были 40 процентов населения, а в Эдинбурге — 42 процента. [ 14 ]

Воссоединения

[ редактировать ]

В 1847 году к Объединенной сецессионной церкви присоединилась Пресвитерия помощи, чтобы сформировать Объединенную пресвитерианскую церковь . Согласно религиозной переписи 1851 года, здесь насчитывалось 518 общин и каждый пятый прихожанин Шотландии. [ 13 ] Реформатская пресвитерианская церковь была основана в 1743 году из оставшихся камеронских общин, которые отказались признать восстановление епископальной церкви в 1660 году и не вошли повторно в Церковь Шотландии, когда она была основана на пресвитерианской основе в 1690 году. Все, кроме одной остаток присоединился к Свободной церкви в 1876 году. [ 15 ] Свободная церковь Шотландии и Объединенная пресвитерианская церковь объединились в 1900 году и образовали Объединенную свободную церковь . Небольшая часть Свободной церкви, в основном проживавшая в Хайленде, отвергла союз и продолжала действовать независимо под названием Свободной церкви . [ 16 ]

католицизм

[ редактировать ]
Колледж Блерса , основанный как католическая семинария в 1829 году.

После Реформации католицизм сохранился как миссия, в основном ограниченная горной местностью и островами, но в конце восемнадцатого века ее численность сократилась из-за обширной эмиграции из региона. [ 17 ] В 1827 году миссия была преобразована в Западный, Восточный и Северный округа. Колледж Блерс был основан как семинария в 1829 году. [ 17 ] Католическая эмансипация в 1829 году и приток большого числа ирландских иммигрантов, особенно после голодных лет конца 1840-х годов, главным образом в растущие низменные центры, такие как Глазго, привели к трансформации в судьбе католицизма. Первоначально Церковь не могла идти в ногу с ростом. К 1840 году в Глазго проживало 40 000 католиков, но их обслуживали только две церкви и четыре священника. Программа строительства церквей и расширения священства начала догонять рост, и к 1859 году в городе было построено семь новых церквей. [ 18 ] ​​римско-католическая церковная иерархия, и католицизм стал значительной конфессией в Шотландии. была восстановлена В 1878 году, несмотря на сопротивление, в стране [ 2 ]

епископализм

[ редактировать ]
Церковь Святой Марии в Эдинбурге , освященная в 1879 году.

Епископальная церковь возникла из конгрегаций, служителей и епископов, которые не приняли пресвитерианское соглашение после Славной революции 1690 года, а также из квалифицированных часовен английских и шотландских общин, выросших вокруг англиканского богослужения в восемнадцатом веке. Потерпев упадок состояния в результате связей с якобитизмом в восемнадцатом веке, она возродилась в девятнадцатом веке, когда вопрос о престолонаследии отошел на второй план, и в 1804 году была основана как Епископальная церковь в Шотландии, как автономная организация в Шотландии. общение с англиканской церковью . [ 2 ] В начале девятнадцатого века в церкви развилось направление евангелизма , но в 1843 году, в том же году, когда произошел Великий кризис, группа в Эдинбурге под руководством ее ведущего деятеля Дэвида Драммонда отделилась, чтобы сформировать отдельную английскую епископальную конгрегацию и Евангелическую партию. внутри церкви так и не выздоровела. Церковь предприняла программу быстрого церковного строительства в конце девятнадцатого века, кульминацией которой стало освящение Эдинбургского собора Святой Марии , который в конечном итоге стал собором. [ 16 ]

Добровольные церкви

[ редактировать ]

В девятнадцатом веке фрагментация официальной церкви и Евангелическое возрождение означали, что в стране начало появляться относительно большое количество нонконформистских организаций, многие из которых были из Англии и США, известных в Шотландии как добровольные церкви, поскольку они стояли за пределами устоявшихся структур. система, участие и любые выплаты были добровольными. Квакеры . обосновались в Шотландии в семнадцатом веке [ 19 ] а баптистская , конгрегационалистская и методистская церкви появились в восемнадцатом веке, но значительный рост начался только в девятнадцатом веке. [ 2 ] отчасти потому, что более радикальные и евангелические традиции уже существовали в Шотландской церкви и свободных церквях. [ 20 ] Конгрегационалисты организовались в союз в 1812 году, баптисты, которые были разделены на кальвинистов и некальвинистских тенденций, сделали то же самое в 1869 году. Методистская церковь, вероятно, была ограничена своим антикальвинистским богословием, но добилась успехов в столетии. , особенно на Шетландских островах. [ 21 ] С 1879 года к ним присоединилась евангелическая партия возрождения Армии Спасения , которая попыталась добиться серьезных вторжений в растущие городские центры. [ 20 ] и «Открытые эксклюзивные братья» пришли в Шотландию в конце девятнадцатого века, а к 1884 году «Открытые братья» провели в Шотландии 116 собраний. [ 22 ]

Синагога Гарнетхилл, построенная в 1879 году в Глазго.

Первыми известными евреями в Шотландии были преподаватели иврита в университетах семнадцатого века. За ними следовали купцы и торговцы, главным образом из Германии. Первая еврейская община была основана в Эдинбурге в 1816 году, а в Глазго — в 1823 году. Первая синагога Шотландии была открыта в Эдинбурге в 1825 году. [ 23 ] К концу девятнадцатого века наблюдался приток еврейских беженцев, в основном из Восточной Европы, спасавшихся от бедности и преследований. Многие из них были квалифицированы в портняжном деле, мебельной и меховой торговле и собирались в рабочих кварталах городских центров Лоуленда, как Горбалы в Глазго. Самая большая община в Глазго, возможно, насчитывала 1000 человек в 1879 году и, возможно, достигла 5000 к концу века. [ 22 ] Синагога была построена в Гарнетхилле в 1879 году. [ 24 ] В 1903 году в Шотландии проживало более 8000 евреев. [ 24 ]

Литургическое и музыкальное возрождение

[ редактировать ]
Интерьер приходской церкви Святого Катберта в Эдинбурге, реконструированной в соответствии с экклезиологическими принципами в 1894 году.

В конце девятнадцатого века произошло литургическое возрождение, которое затронуло большинство основных конфессий. На это сильно повлияло английское Оксфордское движение , которое поощряло возвращение к средневековым формам архитектуры и богослужения, включая повторное введение сопровождаемой музыки в Шотландскую церковь. [ 25 ] В ходе возрождения больше внимания уделялось литургическому году, а проповеди стали короче. [ 26 ] Церковь Шотландии была одной из первых европейских протестантских церквей, которые применили литургические инновации, отраженные в расстановке мест, отказавшись от скамеек в пользу открытых скамеек. С середины века в некоторых церквях, таких как Грейфрайерс в Эдинбурге , начали устанавливать органы и витражи, что отражало попытку вернуться к формам богослужения, в значительной степени исключенным с конца семнадцатого века. [ 27 ] Общество церковного служения было основано в 1865 году для содействия литургическому изучению и реформированию. Год спустя органы были официально приняты в церкви Шотландской церкви. [ 28 ] Их начали массово добавлять к церквям, и к концу века примерно треть служителей Шотландской церкви были членами общества, а более 80 процентов кирков имели как органы, так и хоры. Однако они оставались противоречивыми, вызывая значительную оппозицию среди консервативных элементов внутри церкви. [ 29 ] а в некоторых церквях никогда не устанавливались органы. [ 25 ] В Дунсе церковь была перестроена (открыта в 1888 году) по плану, использовавшемуся в средние века, с отдельным алтарем, столом для причастия в дальнем конце и кафедрой под аркой алтаря. Влияние экклезиологического движения можно увидеть в церквях, построенных в Крати (открыт в 1893 г.), которые имели апсидальный алтарь, возвышающийся над уровнем нефа, каменную кафедру и медный кафедру, а также в церкви Св. Катберта в Эдинбурге (перестроенной в 1894 г.), с мраморным столом причастия в алтаре, украшенном мрамором и мозаикой. [ 27 ]

В Епископальной церкви влияние Оксфордского движения и связи с Англиканской церковью привели к введению более традиционных служб, и к 1900 году хоры и музыкальные службы стали нормой. [ 30 ] Свободная церковь была более консервативна в отношении музыки, и органы не были разрешены до 1883 года. [ 31 ] Гимны были впервые представлены в Объединенной пресвитерианской церкви в 1850-х годах. Они стали обычным явлением в Церкви Шотландии и Свободной церкви в 1870-х годах. Церковь Шотландии приняла сборник гимнов из 200 песен в 1870 году, а Свободная церковь последовала этому примеру в 1882 году. [ 31 ] Визит американских евангелистов Айры Д. Сэнки (1840–1908) и Дуайта Л. Муди (1837–1899) в Эдинбург и Глазго в 1874–1875 годах способствовал популяризации сопровождаемой церковной музыки в Шотландии. Сборник гимнов Муди-Сэнки оставался бестселлером в двадцатом веке. [ 32 ] Сэнки сделал фисгармонию настолько популярной, что миссионерские собрания рабочего класса просили ввести аккомпанемент. [ 33 ]

[ редактировать ]
«Прогресс пьяницы» , американская литография 1846 года, показывает стадии алкоголизма, которые были распространены в пропаганде трезвости.

Религиозная перепись 1851 г.

[ редактировать ]

Британское правительство провело религиозную перепись в Шотландии в 1851 году, разослав министрам формы для отчета о посещаемости всех их служб в воскресенье, 30 марта 1851 года. Окончательный отчет включал многочисленные оценки для заполнения пустой информации. Он показал, что Шотландскую церковь посещают 19,9 процента населения; Свободной церкви - 19,2 процента; Объединенные пресвитерианцы - 11,7 процента; а остальных – 10,1 процента – или всего чуть более 60 процентов. [ 34 ]

Индустриализация, урбанизация и дестабилизация 1843 года подорвали традиции приходских школ. [ 9 ] Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы . Первоначально начатые в 1780-х годах городскими советами, они были приняты всеми религиозными конфессиями в девятнадцатом веке. К 1830-м и 1840-м годам они расширились и теперь включают миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы усовершенствования, открытые для представителей всех форм протестантизма и особенно ориентированные на растущий городской рабочий класс. К 1890 году у баптистов было больше воскресных школ, чем церквей, и в них обучалось более 10 000 детей. К 1914 году это число удвоится. [ 35 ] Проблема быстро растущей рабочей силы в промышленности означала, что старый закон о бедных , основанный на приходской помощи, находящейся в ведении церкви, в крупных городских центрах перестал действовать. Томас Чемберс, который выступал за самопомощь как решение, насильно лоббировал исключение трудоспособных людей из помощи и чтобы выплаты оставались добровольными, но в периоды экономического спада подлинные страдания были широко распространены. После Срыва 1845 года контроль над предоставлением помощи был снят с церкви и передан приходским советам, но уровень помощи оставался неадекватным масштабу проблемы. [ 36 ]

Начало движения за воздержание можно проследить в 1828–29 годах в Мэрихилле и Гриноке , когда оно было импортировано из Америки. К 1850 году это стало центральной темой миссионерской кампании среди рабочего класса. Новая волна обществ трезвости включала Объединенный орден женщин-рехабиток и Независимый орден добрых тамплиеров , прибывших из США в 1869 году. [ 35 ] и в течение семи лет у него было 1100 филиалов в Шотландии. [ 37 ] Армия Спасения также делала упор на трезвости. [ 20 ] Католическая церковь имела свое собственное движение за воздержание, основав в 1839 году Католическое общество полного воздержания. Они объединились с протестантскими обществами, проводя совместные шествия. [ 18 ] Другие религиозные организации, которые расширились в этот период, включали Орден апельсинов , который к 1890-м годам в Глазго насчитывал 15 000 членов. Масонство также добилось успехов в конце девятнадцатого века, особенно среди квалифицированных ремесленников. [ 35 ]

Домашние миссии

[ редактировать ]

Основным акцентом евангелического протестантизма были организованные миссии. В восемнадцатом веке в центре внимания были Хайлендс и острова благодаря Королевской награде, предоставленной правительством и Обществом распространения христианских знаний Шотландии (SSPCK), у которого к 1795 году в Хайленде было 229 школ. [ 38 ] Гэльские школьные общества были основаны в Эдинбурге в 1811 году и поддерживали передвижные школы в северном Хайленде и на западных островах. В 1797 году Джеймс Холдейн основал внеконфессиональное Общество распространения Евангелия дома, миряне-проповедники которого основали независимые церкви по всему Хайленду. Когда Холдейн и его брат Роберт приняли принцип крещения взрослых в 1808 году, большинство из них стали баптистскими часовнями. Конгрегационалистский союз Шотландии был основан в 1812 году для продвижения домашних миссий. В 1827 году баптисты объединили свои усилия в Домашнее баптистское миссионерское общество. В 1824 году правительство выделило средства на строительство 32 церквей и 41 особняка в Хайленде. После разрушения 1843 года большая часть расширения пришлась на новые церкви, основанные Свободной церковью. [ 39 ]

Дэвид Ливингстон проповедует из повозки на одной из иллюстраций, которые использовались дома, чтобы рассказать о миссионерской работе аудитории в Великобритании.

Миссии среди рыбаков и моряков начались с Общества друзей моряков. В городах большая часть работы носила межконфессиональный характер. Первая городская миссия была основана Дэвидом Нэсмитом в Глазго в 1826 году и охватывала все протестантские церкви. Эксперимент Чалмерса в Сент-Джонсе, Глазго , опубликованный в книге «Христианская и гражданская экономика больших городов» (1821–1826 гг.), представил модель городской миссии, основанную на посещении мирян. Он был широко принят Свободной церковью после разрушения и будет принят Церковью Шотландии под руководством А. Х. Чартерис в 1870-х годах. Визит американских евангелистов Сэнки и Муди в 1874–1875 годах оживил евангелическую миссию, что привело к основанию Объединенной евангелистской ассоциации Глазго. В 1876 году в городе был открыт Палаточный зал, в котором проводились собрания по оказанию помощи бедным и евангелические собрания, а в 1892 году был основан Библейский учебный институт для подготовки мирских евангелистов. Чартерис сыграл важную роль в основании Женской гильдии в 1887 году, что подчеркнуло роль женщин в миссиях. Они также выступали в роли библейских женщин, читали Священные Писания и преподавали в воскресных школах. [ 39 ]

Зарубежные миссии

[ редактировать ]

Шотландские церкви сравнительно поздно приняли вызов иностранных миссий. Самый известный шотландский миссионер Дэвид Ливингстон получал финансирование не из своей родной страны, а от Лондонского миссионерского общества . После своего «исчезновения» и смерти в 1870-х годах он стал иконой евангелической деятельности, самосовершенствования, исследований и формы колониализма. [ 40 ] Наследие Ливингстона можно увидеть в названиях многих миссионерских станций, основанных по его примеру, таких как Блантайр (место рождения Ливингстона) для Шотландской церкви и Ливингстония для Свободной церкви, обе сейчас находятся в Малави . Помимо культа Ливингстона, шотландские миссионерские усилия также подпитывались соперничеством между различными конфессиями в Шотландии и, возможно, помогали отвлечься от проблем дома. Миссии популяризировались дома посредством публикаций и иллюстраций, часто специально предназначенных для детей, а также с помощью нового средства шоу волшебных фонарей , которое показывалось публике в церковных залах по всей стране. [ 41 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б К. Брукс, «Введение», в изд. К. Брукса, Викторианская церковь: архитектура и общество (Манчестер: Manchester University Press, 1995), ISBN   0-7190-4020-5 , стр. 17–18.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия, тома 1–5 (Лондон: ABC-CLIO, 2006), ISBN   1-85109-440-7 , стр. 416-7.
  3. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 303-4.
  4. ^ А. Роджер, Суды, церковь и Конституция: аспекты разрушения 1843 года (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2008), ISBN   0748637540 , стр. 27–8.
  5. ^ Г. Робб, «Популярная религия и христианизация Шотландского нагорья в восемнадцатом и девятнадцатом веках», Журнал истории религии , 1990, 16 (1), стр. 18-34.
  6. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , с. 401.
  7. ^ С. Дж. Браун, «Разрушение» в книге М. Линча, изд., « Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 170-2.
  8. ^ Jump up to: а б Дж. Браун Стюарт, Томас Чалмерс и благочестивое Содружество в Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 1982), ISBN   0-19-213114-1 .
  9. ^ Jump up to: а б Т.М. Дивайн, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN   0-14-100234-4 , стр. 91-100.
  10. ^ С. Мечи, Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 (Оксфорд: Oxford University Press, 1960).
  11. ^ А. Роджер, Суды, церковь и Конституция: аспекты разрушения 1843 года (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2008), ISBN   0748637540 , с. 98.
  12. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , с. 293.
  13. ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , с. 400.
  14. ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , стр. 279–81.
  15. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 298-9.
  16. ^ Jump up to: а б Д.М. Мюррей, «Пресвитерианские церкви и деноминации после 1690 года» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 83-5.
  17. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , стр. 366-7.
  18. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 404.
  19. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 66.
  20. ^ Jump up to: а б с Г. М. Дитчфилд, Евангелическое возрождение (Лондон: Routledge, 1998), ISBN   185728481X , с. 91.
  21. ^ Д. У. Беббингтон, «Протестантские секты и упразднение» в книге М. Линча, изд., The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 494-5.
  22. ^ Jump up to: а б К. Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997). ISBN   0748608869 , с. 38.
  23. ^ Н. Абрамс, Каледонские евреи: исследование семи небольших общин в Шотландии (МакФарланд, 2009), ISBN   0786454326 , с. 8.
  24. ^ Jump up to: а б В. Моффат, История Шотландии: современность (Оксфорд: Oxford University Press, 1989), ISBN   0199170630 , с. 38.
  25. ^ Jump up to: а б Б. Д. Спинкс, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN   0810869810 , с. 149.
  26. ^ Д.М. Мюррей, «Проповеди», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 581-2.
  27. ^ Jump up to: а б Н. Йейтс, Литургическое пространство: христианское богослужение и церковные здания в Западной Европе 1500–2000 гг. Литургия, богослужение и общество (Олдершот: Эшгейт, 2008 г.), ISBN   0-7546-5797-3 , стр. 128–9.
  28. ^ Р.В. Манро, «Церкви: 2 1843-1929» в М. Линче, изд., Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 91-2.
  29. ^ С. Дж. Браун, «Шотландия и Оксфордское движение», в книге С. Дж. Брауна, Питера Б. Ноклза и Питера Бенедикта Ноклза, ред., «Оксфордское движение: Европа и широкий мир 1830-1930» (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN   1107016444 , с. 73.
  30. ^ Д. У. Беббингтон, «Епископальная община» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 234-5.
  31. ^ Jump up to: а б С. Дж. Браун, «Верования и религии» Т. Гриффитса и Г. Мортона, История повседневной жизни в Шотландии, с 1800 по 1900 годы (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN   0748621709 , с. 122.
  32. ^ П. Мэлони, Шотландия и Мюзик-холл, 1850-1914 (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2003), ISBN   0719061474 , с. 197.
  33. ^ TM Devine, Шотландская нация: современная история (Лондон: Penguin, 2012), ISBN   0718196732 .
  34. ^ Оуэн Чедвик, Викторианская церковь, Часть первая: 1829-1859 (1966), стр. 369, сноска 1.
  35. ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 403.
  36. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , стр. 392-3.
  37. ^ А. Грей и В. Моффат, История Шотландии: современность (Оксфорд: Oxford University Press, 1989), ISBN   0199170630 , с. 18.
  38. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 364.
  39. ^ Jump up to: а б Д. У. Беббингтон, «Миссии дома» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 422-3.
  40. ^ AC Росс, Дэвид Ливингстон: Миссия и империя (Лондон: Continuum, 2006), ISBN   1852855657 , стр. 242-5.
  41. ^ Р. Дж. Финли, «Миссии за границей» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 245-6.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efc964fcc3e5f866ba783f073d7918bb__1698184500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/bb/efc964fcc3e5f866ba783f073d7918bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish religion in the nineteenth century - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)