Jump to content

Шотландское образование в девятнадцатом веке

Воссоздание классной комнаты девятнадцатого века в Школьном музее Скотланд-Стрит в Глазго.

Шотландское образование в девятнадцатом веке касается всех форм образования, включая школы, университеты и неформальное обучение, в Шотландии девятнадцатого века. К концу семнадцатого века существовала в основном законченная система приходских школ, но она была подорвана промышленной революцией и быстрой урбанизацией. Церковь Шотландии , Свободная церковь Шотландии и Католическая церковь приступили к реализации программ строительства школ, чтобы заполнить пробелы в обеспечении, создавая фрагментированную систему. Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы , миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы усовершенствования. Шотландцы сыграли важную роль в развитии педагогического образования, среди которых были Уильям Уотсон, Томас Гатри , Эндрю Белл , Джон Вуд и Дэвид Стоу . Шотландские школьные учителя заслужили репутацию строгих и часто использующих таузу . Осознанные проблемы и фрагментация шотландской школьной системы привели к процессу секуляризации, поскольку государство взяло на себя все больший контроль. Закон об образовании (Шотландия) 1872 года передал школы Кирка и Фри Кирка региональным школьным советам и сделал некоторые положения для среднего образования. В 1890 году плата за обучение была отменена, в результате чего была создана финансируемая государством национальная система обязательного бесплатного базового образования с общими экзаменами.

В начале девятнадцатого века в пяти университетских колледжах Шотландии не было вступительных экзаменов, студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали их всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. В учебной программе доминировали божественность и закон. Была предпринята согласованная попытка модернизировать учебную программу, результатом которой стало реформирование актов парламента в 1858 и 1889 годах . Учебная программа и система выпуска были реформированы, введены вступительные экзамены, а средний возраст поступления вырос до 17 или 18 лет. Произошло оживление шотландской университетской системы, которая к концу века расширилась до 6 254 студентов. Среди основных фигур, созданных университетской системой, были Уильям Джон Маккуорн Рэнкин , Томас Томсон , Уильям Томсон, 1-й барон Кельвин , Дэвид Брюстер , Флиминг Дженкин , Джозеф Листер , Уильям Мейсуэн , Роберт Джеймсон , Эдвард Кэрд , Джеймс Джордж Фрейзер и Патрик Геддес .

Школы [ править ]

Предыстория: школьная система [ править ]

Фотография статуи Томаса Гатри
Статуя Томаса Гатри в Эдинбурге

После Реформации была предпринята серия попыток создать сеть приходских школ по всей Шотландии. К концу семнадцатого века в Лоулендах это было в основном завершено , но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало начальное образование. [1] Эти школы контролировались местной церковью Шотландии и давали базовое образование, в основном мальчикам. [2] К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [3] Статистический отчет Шотландии, по приходам проведенный Джоном Синклером в 1790-х годах, показал, что все жители, кроме самых старых, должны были уметь читать и что многие (хотя и меньше девочек) могли писать и считать. Однако это также указало на то, что значительная часть правового обеспечения школьного образования часто приходила в упадок. [2] В городах существовало множество приходских школ, городских школ и гимназий , большинство из которых обеспечивали подготовку к поступлению в один из шотландских университетов. К ним добавлялись интернаты, известные как «больницы», большинство из которых финансировались благотворительными организациями, такими как Школа Джорджа Хериота и Школы торговых компаний в Эдинбурге. [4] Промышленная революция и быстрая урбанизация подорвали эффективность шотландской церковной школьной системы, создав серьезные пробелы в обеспечении, а религиозные разногласия начали подрывать единство системы. [5] Публикация книги Джорджа Льюиса «Шотландия: полуобразованная нация» в 1834 году положила начало серьезным дебатам о пригодности системы приходских школ, особенно в быстро расширяющихся городских районах. [6]

Церковные школы [ править ]

Осознавая растущую нехватку продовольствия, Генеральная ассамблея Шотландской церкви в 1824 году сформировала комитет по образованию. К 1865 году комитет учредил 214 «ассамблейских школ». Также существовало 120 «сессионных школ», в основном основанных приходскими сессиями в городах. и нацелены на детей бедных слоев населения. [7] Разрушение 1843 года , в результате которого была создана отколовшаяся Свободная церковь Шотландии , фрагментировала школьную систему Кирка. 408 учителей школ присоединились к отколовшейся Свободной церкви. К маю 1847 года утверждалось, что было построено 500 школ, а также два педагогических колледжа и колледж подготовки служителей. [8] 513 школьных учителей получали зарплату непосредственно из центрального образовательного фонда, и более 44 000 детей обучались в школах Свободной церкви. [9] Приток большого числа ирландских иммигрантов в девятнадцатом веке привел к созданию католических школ, особенно на городском западе страны, начиная с Глазго в 1817 году. [10] Система церковных школ теперь была разделена между тремя основными организациями: существующим Кирком, Свободной церковью и Католической церковью. [7]

Дополнительное образование [ править ]

Школьный учитель применяет наказание с помощью тавса

Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы . Первоначально начатые в 1780-х годах городскими советами, они были приняты всеми религиозными конфессиями в девятнадцатом веке. Пик движения пришелся на 1890-е годы. К 1890 году у баптистов было больше воскресных школ, чем церквей, и в них обучалось более 10 000 детей. [11] В 1895 году в этих школах Шотландской церкви работало 50 000 учителей. [12] и 60 процентов детей в возрасте 5–15 лет в Глазго были зачислены в их книги. [13] С 1830-х и 1840-х годов существовали также миссионерские школы , школы для оборванцев , библейские общества и классы усовершенствования, открытые для представителей всех форм протестантизма и особенно ориентированные на растущий городской рабочий класс. [11] Движение оборванных школ пыталось обеспечить бесплатное образование обездоленным детям. Идеи были подхвачены в Абердине, где шериф Уильям Уотсон основал Дом промышленности и беженцев, и их поддержал шотландский министр Томас Гатри , написавший «Призыв к оборванным школам» (1847 г.), после чего они быстро распространились по Великобритании. [14]

Теория и практика [ править ]

Шотландцы сыграли важную роль в развитии педагогического образования. Эндрю Белл (1753–1832) был пионером системы мониторинга , с помощью которой более способные ученики передавали информацию, которую они узнали, другим детям, и которая превратилась в систему обучения «учитель-учитель». Дальнейшее развитие получил Джон Вуд, заместитель шерифа Пиблса, который был склонен к жесткой конкуренции в классе и строгой дисциплине. Напротив, Дэвид Стоу (1793–1864), который основал первую детскую школу в Шотландии в Глазго в 1828 году, сосредоточил внимание на связи между учителем и ребенком и пропагандировал «метод Глазго», в котором основное внимание уделялось обученным взрослым учителям. [4] Он основал первый педагогический колледж в Соединенном Королевстве — Педагогическую семинарию Глазго. Когда после Великого потрясения он был объявлен собственностью Шотландской церкви, в 1845 году он основал Нормальную семинарию Свободной церкви . [15] В конечном итоге идеи Вуда сыграли большую роль в шотландской образовательной системе, поскольку они соответствовали необходимости быстрого расширения и низких затрат, возникших в результате реформ 1872 года. [4] Шотландские школьные учителя заслужили репутацию строгих и часто использовавших тавс ремень из конской шкуры, разделенный на одном конце, который наносил жалящие удары на руки учеников. [16]

Комиссии [ править ]

Комиссар Джордж Дуглас Кэмпбелл, герцог Аргайл (около 1860 г.), автор Джордж Фредерик Уоттс.

Осознанные проблемы и фрагментация шотландской школьной системы привели к процессу секуляризации, поскольку государство взяло на себя все больший контроль. С 1830 г. государство стало финансировать постройки за счет стипендий, затем с 1846 г. оно финансировало школы путем прямого спонсорства. [17] Закон об образовании 1861 года удалил положение, согласно которому шотландские учителя должны были быть членами Шотландской церкви или подписываться на Вестминстерское исповедание . В 1866 году правительство учредило Комиссию Аргайла под руководством вельможи-вигов Джорджа Кэмпбелла, 8-го герцога Аргайлла , для изучения школьной системы. Было установлено, что из 500 000 детей, нуждающихся в образовании, 200 000 получали его в эффективных условиях, 200 000 - в школах сомнительного качества, без какой-либо проверки, а 90 000 не получали образования вообще. Хотя это выгодно отличается от ситуации в Англии, где на 14 процентов больше детей получают образование, а уровень неграмотности относительно низкий - от 10 до 20 процентов, аналогичный показателям в наиболее образованных странах, таких как Германия, Нидерланды, Швейцария. и Скандинавии, отчет использовался в качестве поддержки широкомасштабных реформ. Результатом стал Закон об образовании (Шотландия) 1872 года , основанный на нем, принятом в Англии и Уэльсе как Закон о начальном образовании. в 1870 году, но предоставив более комплексное решение. [18]

Акт 1872 года [ править ]

В соответствии с Законом об образовании (Шотландия) 1872 года около 1000 региональных школьных советов. было создано [19] и, в отличие от Англии, где они просто пытались заполнить пробелы в обеспечении, немедленно захватили школы старых и новых церквей и смогли начать обеспечивать посещаемость, а не после десятилетия, необходимого в Англии. [18] Некоторые грубые и промышленные школы просили передать их в управление, в то время как другие продолжали работать как воскресные школы. [14] На мероприятии должны были присутствовать все дети в возрасте от 5 до 13 лет. Бедность не принималась в качестве оправдания, и определенная помощь оказывалась в соответствии с законом о бедных . За этим следил Комитет по посещаемости школ, в то время как советы занимались строительством, чтобы заполнить пробелы в обеспечении. Результатом стала крупная программа, в результате которой было создано большое количество грандиозных специально построенных школ. [18] Общее управление находилось в руках Департамента шотландского (позже шотландского) образования в Лондоне. [17] Спрос на места был высоким, и в течение поколения после акта многие классы были переполнены: в одной комнате обучалось до 70 детей. Акцент на установленном количестве сдач на экзаменах также привел к тому, что многие заучивали наизусть, а система проверок приводила к тому, что даже самых слабых детей тренировали определенными фактами. [18]

Чтобы компенсировать трудности с обучением детей в малонаселенных Хайлендах, в 1885 году Хайленд Минут установила субсидию для таких школ. [20]

Среднее образование [ править ]

Государственная школа на Мирнс-стрит, построенная для школьного совета Гринок -Бурга, до сих пор носит свое имя, вырезанное на каменном фронтоне над входом.

В отличие от английского закона, шотландский закон содержал некоторые положения о среднем образовании. [4] Департамент образования Шотландии намеревался расширить среднее образование, но не собирался создавать универсальную систему. Предпочтительным методом было введение дополнительного профессионального обучения в начальных школах, позже известных как продвинутые подразделения, вплоть до 14 лет, когда ученики уходили в поисках работы. Это было спорным, потому что, казалось, противоречило заветному принципу, согласно которому школьное образование было потенциальным путем в университет для ярких «парней». [19] Более крупные городские школьные советы открыли около 200 «высших» (средних) школ как более дешевую альтернативу городским школам. [1] [19] Некоторые из них были бывшими гимназиями, такими как средние школы Глазго и Эдинбурга , Новая средняя школа Абердина и Академия Перта . Некоторые больницы стали дневными школами и в основном остались независимыми, а некоторые, в том числе колледж Феттс в Эдинбурге, стали государственными школами по английской модели. Другие государственные школы появились примерно в середине века, такие как Мерчистон , школа Лоретто и Тринити-колледж в Гленалмонде . [4] Результатом этих изменений стали опасения, что детям из бедных семей станет гораздо труднее получить доступ к среднему образованию. [19] Однако во второй половине века примерно четверть студентов университетов можно охарактеризовать как выходцев из рабочего класса, в основном из квалифицированных и независимых секторов экономики. [19] Департамент образования Шотландии ввел выпускной экзамен в 1888 году, чтобы установить национальные стандарты среднего образования. В 1890 году плата за обучение была отменена, в результате чего была создана финансируемая государством национальная система обязательного бесплатного базового образования с общими экзаменами. [1]

Университеты [ править ]

древние Предыстория университеты :

Новые здания Университета Глазго в Гилморхилле, около 1895 года.

В начале девятнадцатого века в пяти университетских колледжах Шотландии обучалось около 3000 студентов. [21] У них не было вступительных экзаменов, студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. [22] Хотя шотландские университеты приобрели в восемнадцатом веке огромную репутацию, особенно в таких областях, как медицина, и выпустили таких ведущих ученых, как Джозеф Блэк (1728–1799), в учебной программе доминировали вопросы божественности и закона, и была предпринята согласованная попытка модернизировать учебную программу, в частности, путем введения степеней в области физических наук и необходимости реформирования системы для удовлетворения потребностей формирующегося среднего класса и профессий. [22] Результатом стали две комиссии по расследованию в 1826 и 1876 годах и акты реформирования парламента в 1858 и 1889 годах . [22]

Реформы [ править ]

Учебная программа и система выпуска были реформированы. Были введены вступительные экзамены, эквивалентные аттестату об окончании школы, а средний возраст поступления увеличился до 17 или 18 лет. Стандартные схемы окончания учебной программы по искусству предусматривали трехлетнюю обычную и четырехлетнюю степень с отличием. [22] Профессора, особенно кафедры богословия и классической литературы, сопротивлялись введению новых предметов, особенно физических наук. Корона учредила кафедры Regius , посвященные наукам, включая медицину, химию, естествознание и ботанику. Кафедра инженерии в Глазго была первой в мире. К 1870-м годам физические науки прочно утвердились в шотландских университетах, тогда как в Англии битва не завершится до конца века. [23] Новые отдельные научные факультеты смогли отойти от обязательного изучения латыни, греческого языка и философии в старой учебной программе магистратуры. [22] Под руководством комиссий были реструктурированы все университеты. Им были предоставлены суды , в которые входили внешние члены и которые контролировали финансы учреждения. В соответствии с законом 1889 года были учреждены новые предметы искусства с кафедрами современной истории, французского, немецкого языка и политической экономии. [23]

В начале века состояние Университета Сент-Эндрюс переживало упадок. Он был реструктурирован комиссарами, назначенными законом 1858 года, и начал возрождение. [23] Он стал пионером в приеме женщин в шотландские университеты, создав Программу леди-лицензиата искусств (LLA), которая оказалась очень популярной. С 1892 года шотландские университеты могли принимать и выпускать женщин, и число женщин в шотландских университетах неуклонно росло до начала двадцатого века. [24] Университет Глазго стал лидером британского высшего образования, обеспечивая образовательные потребности молодежи из городских и коммерческих классов. [25] В 1870 году он переехал из центра города в новый комплекс величественных неоготических зданий, оплаченных по общественной подписке, в Гилморхилле. [26] Два колледжа в Абердине считались слишком маленькими, чтобы быть жизнеспособными, и в 1860 году они были реструктурированы в Абердинский университет . [23] был открыт новый колледж университета В 1883 году в Данди . [21] В отличие от других средневековых и церковных учреждений, Эдинбургский университет был «тунисским колледжем», основанным городом после Реформации, и в результате был относительно бедным. В 1858 году он был выведен из-под опеки города и основан на той же основе, что и другие древние университеты. [23]

Достижения [ править ]

Лорд Кельвин автора Хуберт фон Херкомер

Результатом этих реформ стало оживление шотландской университетской системы, которая к концу века расширилась до 6254 студентов. [21] и произвел ведущих деятелей как в искусстве, так и в науке. Кафедра инженерного дела в Глазго приобрела большую известность под руководством своего второго президента Уильяма Джона Маккорна Рэнкина (1820–1872), который занимал эту должность с 1859 по 1872 год и стал ведущей фигурой в области тепловых двигателей и президентом-основателем Института инженеров и судостроителей в Шотландия . [23] Томас Томсон (1773–1852) был первым профессором химии в Глазго и в 1831 году основал лаборатории на Шаттл-стрит, возможно, первые в мире лаборатории такого типа. Вскоре после этого его ученики основали практическую химию в Абердине. Уильям Томсон, 1-й барон Кельвин, был назначен заведующим кафедрой естественной философии в Глазго в возрасте всего 22 лет. Его работа включала математический анализ электричества и формулировку первого и второго законов термодинамики . К 1870 году Кельвин и Рэнкин сделали Глазго ведущим центром науки, инженерного образования и исследований в Великобритании. [23]

В Эдинбурге среди крупных фигур был Дэвид Брюстер (1781–1868), который внес вклад в науку об оптике и в развитие фотографии. Флиминг Дженкин (1833–1885 гг.) был первым профессором инженерного дела в университете и, среди широкого круга интересов, участвовал в разработке океанских телеграфов и механического черчения. [23] В медицине Джозеф Листер (1827–1912) и его ученик Уильям Мейсвен (1848–1924) стали пионерами антисептической хирургии. [27] Эдинбургский университет также был основным поставщиком хирургов для королевского флота, а Роберт Джеймсон (1774–1854), профессор естественной истории в Эдинбурге, гарантировал, что большое количество из них были хирургами-натуралистами, которые играли жизненно важную роль в гумбольдтовском учении. и имперское предприятие по исследованию природы во всем мире. [28] [29] Среди основных фигур, появившихся в шотландских университетах в области науки о человеке, были философ Эдвард Кэрд (1835–1908), антрополог Джеймс Джордж Фрейзер (1854–1941) и социолог и градостроитель Патрик Геддес (1854–1932). [30]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 219–28.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д. Уизерингтон, «Школы и обучение: 2. 1697–1872», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 563–5.
  3. ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , с. 1022.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , стр. 114–15.
  5. ^ TM Devine, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN   0-14-100234-4 , стр. 91–100.
  6. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 357.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , с. 111.
  8. ^ Г. Парсонс, «Церковь и государство в викторианской Шотландии: распад и воссоединение», в Г. Парсонсе и Дж. Р. Муре, ред., Религия в викторианской Британии: противоречия (Манчестер: Manchester University Press, 1988), ISBN   0719025133 , с. 116.
  9. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , с. 397.
  10. ^ Дж. К. Конрой, «Католическое образование в Шотландии», в М. А. Хейсе и Л. Гироне, ред., « Современное католическое образование» (Gracewing, 2002), ISBN   0852445288 , с. 23.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 403.
  12. ^ К. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997), ISBN   0748608869 , с. 130
  13. ^ Д. У. Беббингтон, «Миссии дома», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , с. 423.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Г. Мортон, Мы и другие: Шотландия 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2012), ISBN   0748620494 , с. 181.
  15. ^ TM Devine, Глазго: 1830–1912 (Манчестер: Manchester University Press, 1996), ISBN   0719036925 , стр. 398–9.
  16. ^ М. Питерс, «Шотландское образование: международная перспектива» в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти » (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2003), ISBN   074861625X , с. 1024.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Записи об образовании» , Национальный архив Шотландии , 2006 г., заархивировано из оригинала 31 августа 2011 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , стр. 112–13.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Л. Паттерсон, «Школы и школьное образование: 3. Массовое образование с 1872 г. по настоящее время», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 566–9.
  20. ^ «The Scottish Law Reporter: Содержит отчеты… о делах, рассмотренных в Сессионном суде, Суде юстициария, Суде Тейнда и Палате лордов» . The Scottish Law Reporter: Содержит отчеты... о делах, рассмотренных в Сессионном суде, Суде юстициария, Суде Тейнда и Палате лордов . XXIX : 205–206. 1892.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Р. Д. Андерсон, «Университеты: 2. 1720–1960», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 612–14.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , с. 224.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , стр. 147–50.
  24. ^ М. Ф. Рейнер-Кэнхэм и Г. Рейнер-Кэнхэм, «Химия была их жизнью: британские женщины-химики-новаторы», 1880–1949 (Лондон: Imperial College Press, 2008), ISBN   1-86094-986-X , с. 264.
  25. ^ П. Л. Робертсон, «Развитие городского университета: Глазго, 1860–1914», History of Education Quarterly , зима 1990 г., том. 30 (1), стр. 47–78.
  26. ^ TM Devine, Глазго: 1830–1912 (Манчестер: Manchester University Press, 1996), ISBN   0719036925 , с. 249.
  27. ^ О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , с. 151.
  28. ^ Дж. Л. Хейлброн, Оксфордский справочник по истории современной науки (Оксфорд: Oxford University Press, 2003), ISBN   0195112296 , с. 386.
  29. ^ Дж. Браун, «Наука империи: британская биогеография до Дарвина», Revue d'histoire des Sciences , vol. 45 (1992), с. 457.
  30. ^ О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , стр. 152–4.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25d7835d2ea0e068bc2c9e6ab255a0a9__1664727900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/a9/25d7835d2ea0e068bc2c9e6ab255a0a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish education in the nineteenth century - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)