Jump to content

Фронтон

Виды фронтона; «изогнутые» и «сломанные» примеры справа внизу.

Фронтоны — форма фронтона в классической архитектуре , обычно треугольной формы. Фронтоны размещаются над горизонтальной конструкцией карниза ( сложной перемычки ) или антаблемента , если он поддерживается колоннами . [1] В древней архитектуре широкий и низкий треугольный фронтон (боковые углы от 12,5° до 16°) обычно образовывал верхний элемент портика греческого храма , этот стиль продолжился и в римских храмах . Но большие фронтоны были редкостью в других типах зданий до архитектуры эпохи Возрождения . [2] В симметричных конструкциях он обеспечивает центральную точку и часто используется для придания величия входам.

Неоклассический фронтон церкви Мадлен в Париже со скульптурой (1826–1834) работы Филиппа Жозефа Анри Лемэра . [3]

Карниз продолжается как вокруг верха фронтона, так и под ним; восходящие стороны часто называют «гребнеобразным карнизом». [4] Тимпан , которая может быть отдельно стоящей — это треугольная область внутри фронтона, которая часто украшается фронтальной скульптурой или рельефной . [5] На тимпане может быть надпись или, в наше время, циферблат.

Основными вариантами формы являются «сегментарный», «изогнутый» или «арочный» фронтон, где прямой треугольник карниза заменяется кривой, образующей сегмент круга, ломаный фронтон, где карниз имеет зазор вершина, [6] и открытый фронтон с просветом в карнизе вдоль основания. Как треугольные, так и сегментные фронтоны могут иметь «ломаную» и «открытую» форму. [7]

Фронтоны встречаются в древнегреческой архитектуре еще в 580 году до нашей эры, в архаичном Храме Артемиды на Корфу , который, вероятно, был одним из первых. [8] Фронтоны возвращаются в архитектуру эпохи Возрождения , а затем широко используются в более поздних стилях, таких как барокко , неоклассицизм и архитектура изящных искусств , которые отдают предпочтение сегментному варианту. [9]

Варианты форм

[ редактировать ]
Открытые фронтоны на окнах Палаццо Фарнезе в Риме, работа Антонио да Сангалло Младшего , начало 1534 года.

Вариантом является «сегментарный» или «арочный» фронтон, где обычные угловые скаты карниза заменены скатами в виде сегмента круга, в виде вдавленной арки. [10] Как традиционные, так и сегментные фронтоны имеют «ломаную» и «открытую» форму. В сломанном фронтоне наклонный карниз оставлен открытым на вершине. [11] Открытый фронтон — открытый по основанию, с просветом в карнизе на часть или все пространство под фронтоном. [12]

Все эти формы использовались в эллинистической архитектуре, особенно в Александрии и на Ближнем Востоке . Так называемая «Сокровищница» или Аль-Хазне гробница I века , высеченная в скале в Петре , Иордания, представляет собой известный крайний пример: не только фронтон, но и весь антаблемент сильно «сломаны» и уходят в глубину. лицо скалы. [13] Ломаные фронтоны, где зазор таким образом чрезвычайно велик, часто называют «полуфронтонами».

Они были приняты в маньеристской архитектуре и применены к мебели, разработанной Томасом Чиппендейлом . Другой вариант — фронтон «лебединая шея» , ломаный фронтон с двумя S-образными профилями, напоминающими лебединую шею, обычно волюты ; в основном это встречается в мебели, а не в зданиях. Он был популярен в американских дверях с 1760-х годов. Очень часто посередине, между волютами, имеется вазообразный орнамент. Нетреугольные варианты фронтонов часто встречаются над дверями, окнами, нишами и крыльцами.

Самая ранняя сохранившаяся фронтонная скульптура , Храм Артемиды, Корфу , около 580–570 гг. до н.э., в реконструированной обстановке.

Классический

[ редактировать ]

Фронтон встречается в классических греческих храмах, этрусской, римской, ренессансной, барочной, рококо, неоклассической архитектуре и архитектуре изящных искусств. Греческие храмы, обычно прямоугольные в плане, обычно имели фронтон на каждом конце, но римские храмы и последующие возрождения часто имели только один фронтон, в обоих случаях по всей ширине главного фасада или фасада. Задняя часть типичного римского храма представляла собой глухую стену, обычно без колонн, но часто с полноценным фронтоном наверху. Это фактически отделило фронтон от колонн под ним в первоначальном ансамбле фасада храма, и после этого больше не считалось необходимым, чтобы фронтон находился над колоннами.

Самый известный пример греческой схемы — Парфенон с двумя тимпанами , заполненными большими группами скульптурных фигур. [5] Крайним, но очень влиятельным примером римского стиля является Пантеон в Риме , где портик с фронтоном выходит на круглый храм. [14]

II века Рыночные ворота Милета , Пергамский музей, Берлин

В Древнем Риме , эпохе Возрождения и более поздних архитектурных возрождениях небольшие фронтоны являются неструктурным элементом над окнами , дверями и эдикулами . [15] защищающие окна и проемы от дождя, а также являющиеся декоративными. С V века фронтоны также могли появляться на гробницах, а позже и на неархитектурных объектах, таких как саркофаги . [16]

В эллинистический период фронтоны стали использоваться для более широкого спектра зданий, и с ними обращались гораздо свободнее, особенно за пределами самой Греции. Сломанные и открытые фронтоны используются в стиле, который часто называют «барокко». Большие Рыночные ворота Милета II века , ныне реконструированные в Пергамском музее в Берлине , имеют фронтон, который отступает в центр, поэтому кажутся одновременно сломанными и открытыми, эта особенность также наблюдается в Аль-Хазне (так называемом «Сокровищнице»). «) гробница в Петре в современной Иордании . Сломанные фронтоны на каждой из четырех сторон Арки Септимия Севера в Лептис Магна в Ливии представляют собой очень маленькие элементы, поднимающиеся под чрезвычайно крутым углом, но не выходящие за пределы антаблемента колонн внизу. У каждого фронтона две грани, обе резные, одна лежит параллельно стене памятника, а другая под прямым углом к ​​ней.

Арка Августа в Римини , Италия (27 г. до н. э.), ранний имперский памятник, предполагает, что на этом этапе провинциальные римские архитекторы недостаточно практиковались в классической лексике; основание фронтона заканчивается близко к капителям колонн, но не над ними. Здесь весь фасад храма представляет собой украшение, нанесенное на очень прочную стену, но неуважение к условностям греческой трабированной архитектуры по-прежнему приводит в замешательство. [17]

Обычные римские фронтоны имеют немного более крутой наклон, чем классические греческие, возможно, потому, что они заканчивали черепичные крыши, подвергавшиеся более сильным дождям.

Средневековый

[ редактировать ]

В Каролингской и романской архитектуре фронтоны имели тенденцию к равностороннему треугольнику , а окружающий карниз не имел особого значения; часто они представляют собой просто фронтоны с каким-нибудь орнаментом. В готической архитектуре использовались фронтоны с гораздо более острым углом вверху, особенно над дверными проемами и окнами, но хотя восходящие стороны карниза сложны, горизонтальный нижний элемент обычно не очень отчетлив. Часто внизу имеется заостренная арка , а нижнего элемента вообще нет. «Фронтон» для них обычно не используется; их часто называют «навесом». Начиная с эпохи Возрождения, некоторые фронтоны больше не соответствовали крутым скатным крышам и стали отдельно стоящими, иногда с наклоном в направлении, противоположном крыше позади.

Ренессанс, Барокко и Рококо

[ редактировать ]
Сант-Агостино, Рим , работа нескольких архитекторов, 1483 год, с тремя фронтонами, в том числе согнутым посередине.

Когда низкие треугольные фронтоны в классическом стиле вернулись в итальянскую архитектуру эпохи Возрождения , они первоначально в основном использовались для покрытия относительно плоского фасада с задействованными элементами, а не с отдельно стоящими портиками, поддерживаемыми колоннами. Леон Баттиста Альберти использовал их таким образом в своих церквях: Темпио Малатестиано (1450-е годы, незаконченный), Санта-Мария-Новелла (до 1470 года), Сан-Себастьяно в Мантуе (незаконченный к 1470-м годам), Сант-Андреа, Мантуя (начато в 1472 году), и собор Пиенцы ок. 1460 г. ), где рисунок, вероятно, принадлежал ему. Здесь карниз выходит, а затем отступает назад, образуя вершину пилястр без капителей - очень неклассическая нота, которая впоследствии стала широко использоваться.

В большинстве из них Альберти следовал классическому прецеденту, занимая фронтон всю ширину фасада или, по крайней мере, ту его часть, которая выступает наружу. Санта-Мария-Новелла и Сант-Агостино в Риме (1483 г., Джакомо ди Пьетрасанта , возможно, спроектированный Альберти) были ранними примерами того, что должно было стать очень распространенной схемой, где фронтон в верхней части фасада был гораздо менее широким, образуя третья зона над средней зоной, которая переходит по ширине от нижней. Гигантская изогнутая волюта или свиток, использовавшаяся по бокам средней зоны в Сант-Агостино, стала очень распространенной особенностью в течение следующих двух столетий. Как и в готической архитектуре, это часто отражало форму крыш позади, где неф был выше боковых приделов. [19]

Сант-Агостино также имеет низкий приплюснутый фронтон в верхней части полноширинной секции. [20] Эту тему развил Андреа Палладио в следующем столетии. Главный фасад его Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (начало 1566 г.) имеет «два взаимопроникающих храмовых фасада», более широкий из которых перекрывается более узким и высоким, соответственно, повторяя линии крыш нефов и нефа. [21] Некоторые из вилл Палладио также представили фронтон в архитектуре загородного дома, который впоследствии стал чрезвычайно распространенным в английской палладианской архитектуре . В городах Палладио оставлял фасад храма для церквей, но в эпоху барокко, особенно за пределами Италии, от этого различия отказались.

Первое использование фронтонов над окнами в эпоху Возрождения было в Палаццо Бартолини Салимбени во Флоренции, завершенном в 1523 году Баччо д'Аньоло . Вазари говорит, что нововведение сначала вызвало насмешки, но позже вызвало восхищение и широкое распространение. [22] Баччо обвинили в превращении палаццо в церковь. По три окна на каждом из трех этажей (и дверь) чередуются с правильными и сегментными фронтонами; фронтона в верхней части фасада нет, а только большой карниз, как обычно. [23]

Базилика Святого Петра в Риме, работа нескольких архитекторов, 1506–1626 гг.

В соборе Святого Петра над главным входом имеется условный фронтон, но сложный фасад простирается за его пределы в обе стороны и вверх и, хотя и велик в абсолютном выражении, производит относительно небольшое впечатление. Во многих более поздних зданиях фасад храма с фронтоном использовался как изюминка гораздо более широкого здания. Фасад собора Святого Петра также имеет множество небольших окон с фронтоном и примыкающих ниш, в которых используются сегментные, ломаные и открытые фронтоны.

Вариации с использованием нескольких фронтонов стали очень популярны в архитектуре барокко , а центральная вертикальная линия церковных фасадов часто поднималась через несколько фронтонов разных размеров и форм: в Риме пять в церкви Джезу ( Джакомо делла Порта, 1584 г.) и шесть в Санти Винченцо. e Анастасио а Треви ( Мартино Лонги Младший , 1646), три верхних складываются друг в друга, используя одну и ту же базовую линию. [24] Этот фасад был описан как «настоящая симфония повторяющихся фронтонов, объединяющая наложенный друг на друга массив сломанных фронтонов, открытых фронтонов и арочных фронтонов». [25] Джезу — домашняя церковь ордена иезуитов , который отдавал предпочтение этому стилю, который впервые был замечен во многих городах Европы в новой главной церкви иезуитов.

От 1750 года до ар-деко

[ редактировать ]
Сломанный сегментный фронтон в стиле изящного искусства, Центральный вокзал , Нью-Йорк, архитекторы Рид, Стем , Уоррен и Уэтмор , скульптор Жюль Кутан , 1903 год. [26]

Фронтоны стали чрезвычайно распространены на главных фасадах английских загородных домов и многих по всей Северной Европе; их можно разместить над крыльцом с колоннами или просто украсить практически плоский фасад. В Англии, если в тимпане и была какая-либо скульптура, то она часто ограничивалась гербом .

Неоклассическая архитектура вернулась к «более чистым» классическим моделям, в основном с использованием обычных треугольных фронтонов, часто над портиком с колоннами. крупные схемы фронтонной скульптуры Там, где позволял бюджет, использовались . В стилях 19-го века вернулись более свободные методы лечения, а большие сегментные фронтоны были особенно популярны в эклектичных стилях, таких как архитектура изящных искусств , часто подавляемых скульптурой внутри, сверху и по бокам.

Большие фронтоны с колоннами, часто называемые «фасадом храма», стали широко использоваться для важных общественных зданий, таких как фондовые биржи , резервные банки , суды, законодательные органы и музеи, где было желательно создать впечатление солидности, надежности и респектабельности.

Постмодернистские реинтерпретации

[ редактировать ]
Мэдисон-авеню, 550 , Нью-Йорк, Филип Джонсон , 1981–1984 гг. [34]

Постмодернизм , движение, ставившее под сомнение модернизм ( статус-кво после Второй мировой войны), способствовало включению элементов исторических стилей в новые проекты. Ранний текст, ставящий под сомнение модернизм, был написан архитектором Робертом Вентури « Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), в котором он рекомендовал возродить «присутствие прошлого» в архитектурном дизайне. Он пытался включить в свои здания качества, которые он описывал как «включенность, непоследовательность, компромисс, приспособление, адаптацию, сверхсмежность, эквивалентность, множественность фокусов, сопоставление или хорошее и плохое пространство». [35]

Вентури поощрял «цитирование», что означает повторное использование элементов прошлого в новых проектах. Отчасти манифест, отчасти архитектурный альбом, накопленный за предыдущее десятилетие, книга представляла видение нового поколения архитекторов и дизайнеров, выросших в условиях модернизма, но ощущавших все больше ограничений из-за его воспринимаемой жесткости. Многие архитекторы и дизайнеры постмодерна ставили упрощенные интерпретации фронтона, найденного в классическом декоре, на вершину своих творений. Как и другие элементы и орнаменты, взятые из стилей домодернистского прошлого, они в большинстве случаев были сильно упрощены. Особенно когда дело касается офисной архитектуры, постмодернизм был лишь поверхностным слоем; основная структура обычно была очень похожа, если не идентична, структуре модернистских зданий. [36]

В 1984 году Филип Джонсон спроектировал то, что сейчас называется Мэдисон-авеню, 550 в Нью-Йорке (ранее известное как Sony Tower, Sony Plaza и AT&T Building), знаменитое произведение постмодернистской архитектуры , в котором сломанный фронтон наверху здания типичный небоскреб остроумно напоминает Томаса Чиппендейла в стиле высокого мальчика в огромном масштабе . Дом Марко Поло в Лондоне (1989 г., ныне снесен) был похожим.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Саммерсон, 130
  2. ^ Саммерсон, 28 лет.
  3. ^ Любке, Вильгельм (1 января 1878 г.). История скульптуры с древнейших времен до современности: Тр. Ф.Э. Баннетт, Том 2 . Смит. п. 468 . Проверено 11 сентября 2021 г.
  4. ^ Или «косой карниз» Лоуренса, xxx и xxxi.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стерджис, Рассел (1896). Европейская архитектура: историческое исследование . Публичная библиотека Нью-Йорка: Макмиллан. стр. 3, 558.
  6. ^ Саммерсон, 130
  7. ^ Саммерсон, 130
  8. ^ Лоуренс, 113–114.
  9. ^ Чисхолм (1911) .
  10. ^ Саммерсон, 130
  11. ^ Саммерсон, 130
  12. ^ Сломанные и открытые фронтоны часто путают источники, незнакомые с правильной терминологией, хотя некоторые фронтоны можно обоснованно охарактеризовать как оба. См. John Fleming , Hugh Honor и Nikolaus Pevsner , The Penguin Dictionary of Architecture , 240, 3rd edn, 1980, Penguin, ISBN 0140510133. Они рекомендуют использовать «открытый верх» или «сломанный верх» и «открытый слой» или « сломанная кровать», но нельзя сказать, что они прижились.
  13. ^ Фурман
  14. ^ Саммерсон, 25, 39
  15. ^ Кимбалл, Фиске; Эджелл, Джордж Гарольд (1918). История архитектуры . Харпер и братья. С. 108, 118, 144, 423.
  16. ^ Лоуренс, 190, фото 95B.
  17. ^ Фавро, Диана, запись в Энциклопедии истории классической археологии , стр. 65, 2015, изд. Нэнси Томсон де Граммонд, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9781134268542, книги Google
  18. ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 45. ИСБН  978-0-7148-4810-5 .
  19. ^ Ярвуд, 312–314; Саммерсон, 78–79.
  20. ^ Чарльз Герберт Мур , Характер архитектуры эпохи Возрождения , 74, 1905 г.
  21. ^ Саммерсон, иллюстрация 41
  22. ^ Ригль, Алоис (30 ноября 2010 г.). Истоки искусства барокко в Риме . Лос-Анджелес, Калифорния: Публикации Getty. п. 143. ИСБН  978-1-606-06041-4 . Проверено 13 февраля 2022 г.
  23. ^ Чарльз Герберт Мур , Характер архитектуры эпохи Возрождения , 109–110, 1905 г.
  24. ^ Саммерсон, 78-79.
  25. ^ Фурман
  26. ^ Хопкинс 2014 , с. 135.
  27. ^ «Английские сады» . ru.chateauversailles.fr . 11 февраля 2020 г. Проверено 8 сентября 2023 г.
  28. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 444. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  29. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 445. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  30. ^ Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. п. 989. ИСБН  978-0-500-02236-8 .
  31. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 483. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  32. ^ «Эмиль Гиме, основатель музея» . guimet.fr . 14 января 2015 г.
  33. ^ Критики, Михаэла (2009). Арт-деко или выдержанный модернизм (на румынском и английском языках). СИММЕТРИЯ. стр. 192. ISBN  978-973-1872-03-2 .
  34. ^ Хопкинс 2014 , с. 203.
  35. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 660. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  36. ^ Хопкинс 2014 , с. 200, 203.
  37. ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 98. ИСБН  978-0-500-51914-1 .
  38. ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 98. ИСБН  978-0-500-51914-1 .
  39. ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 121. ИСБН  978-0-500-51914-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f6ebfee50a8d77b4bf1e9123b4bdc44__1721547780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/44/9f6ebfee50a8d77b4bf1e9123b4bdc44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pediment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)