Фронтон

Фронтоны — форма фронтона в классической архитектуре , обычно треугольной формы. Фронтоны размещаются над горизонтальной конструкцией карниза ( сложной перемычки ) или антаблемента , если он поддерживается колоннами . [1] В древней архитектуре широкий и низкий треугольный фронтон (боковые углы от 12,5° до 16°) обычно образовывал верхний элемент портика греческого храма , этот стиль продолжился и в римских храмах . Но большие фронтоны были редкостью в других типах зданий до архитектуры эпохи Возрождения . [2] В симметричных конструкциях он обеспечивает центральную точку и часто используется для придания величия входам.

Карниз продолжается как вокруг верха фронтона, так и под ним; восходящие стороны часто называют «гребнеобразным карнизом». [4] Тимпан , которая может быть отдельно стоящей — это треугольная область внутри фронтона, которая часто украшается фронтальной скульптурой или рельефной . [5] На тимпане может быть надпись или, в наше время, циферблат.
Основными вариантами формы являются «сегментарный», «изогнутый» или «арочный» фронтон, где прямой треугольник карниза заменяется кривой, образующей сегмент круга, ломаный фронтон, где карниз имеет зазор вершина, [6] и открытый фронтон с просветом в карнизе вдоль основания. Как треугольные, так и сегментные фронтоны могут иметь «ломаную» и «открытую» форму. [7]
Фронтоны встречаются в древнегреческой архитектуре еще в 580 году до нашей эры, в архаичном Храме Артемиды на Корфу , который, вероятно, был одним из первых. [8] Фронтоны возвращаются в архитектуру эпохи Возрождения , а затем широко используются в более поздних стилях, таких как барокко , неоклассицизм и архитектура изящных искусств , которые отдают предпочтение сегментному варианту. [9]
Варианты форм
[ редактировать ]Вариантом является «сегментарный» или «арочный» фронтон, где обычные угловые скаты карниза заменены скатами в виде сегмента круга, в виде вдавленной арки. [10] Как традиционные, так и сегментные фронтоны имеют «ломаную» и «открытую» форму. В сломанном фронтоне наклонный карниз оставлен открытым на вершине. [11] Открытый фронтон — открытый по основанию, с просветом в карнизе на часть или все пространство под фронтоном. [12]
Все эти формы использовались в эллинистической архитектуре, особенно в Александрии и на Ближнем Востоке . Так называемая «Сокровищница» или Аль-Хазне гробница I века , высеченная в скале в Петре , Иордания, представляет собой известный крайний пример: не только фронтон, но и весь антаблемент сильно «сломаны» и уходят в глубину. лицо скалы. [13] Ломаные фронтоны, где зазор таким образом чрезвычайно велик, часто называют «полуфронтонами».
Они были приняты в маньеристской архитектуре и применены к мебели, разработанной Томасом Чиппендейлом . Другой вариант — фронтон «лебединая шея» , ломаный фронтон с двумя S-образными профилями, напоминающими лебединую шею, обычно волюты ; в основном это встречается в мебели, а не в зданиях. Он был популярен в американских дверях с 1760-х годов. Очень часто посередине, между волютами, имеется вазообразный орнамент. Нетреугольные варианты фронтонов часто встречаются над дверями, окнами, нишами и крыльцами.
- Открытый фронтон на фреске из Боскореале , 43-30 гг. до н.э.
- Сломанный фронтон памятника Джону Спиду , Лондон, ок. 1630 г.
- Богато украшенный сегментный фронтон эпохи Возрождения , отель Desplats или de Palaminy, Тулуза , Франция
- Дверь с фронтоном в виде лебединой шеи, Мэриленд , ок. 1788 г.
История
[ редактировать ]
Классический
[ редактировать ]Фронтон встречается в классических греческих храмах, этрусской, римской, ренессансной, барочной, рококо, неоклассической архитектуре и архитектуре изящных искусств. Греческие храмы, обычно прямоугольные в плане, обычно имели фронтон на каждом конце, но римские храмы и последующие возрождения часто имели только один фронтон, в обоих случаях по всей ширине главного фасада или фасада. Задняя часть типичного римского храма представляла собой глухую стену, обычно без колонн, но часто с полноценным фронтоном наверху. Это фактически отделило фронтон от колонн под ним в первоначальном ансамбле фасада храма, и после этого больше не считалось необходимым, чтобы фронтон находился над колоннами.
Самый известный пример греческой схемы — Парфенон с двумя тимпанами , заполненными большими группами скульптурных фигур. [5] Крайним, но очень влиятельным примером римского стиля является Пантеон в Риме , где портик с фронтоном выходит на круглый храм. [14]

В Древнем Риме , эпохе Возрождения и более поздних архитектурных возрождениях небольшие фронтоны являются неструктурным элементом над окнами , дверями и эдикулами . [15] защищающие окна и проемы от дождя, а также являющиеся декоративными. С V века фронтоны также могли появляться на гробницах, а позже и на неархитектурных объектах, таких как саркофаги . [16]
В эллинистический период фронтоны стали использоваться для более широкого спектра зданий, и с ними обращались гораздо свободнее, особенно за пределами самой Греции. Сломанные и открытые фронтоны используются в стиле, который часто называют «барокко». Большие Рыночные ворота Милета II века , ныне реконструированные в Пергамском музее в Берлине , имеют фронтон, который отступает в центр, поэтому кажутся одновременно сломанными и открытыми, эта особенность также наблюдается в Аль-Хазне (так называемом «Сокровищнице»). «) гробница в Петре в современной Иордании . Сломанные фронтоны на каждой из четырех сторон Арки Септимия Севера в Лептис Магна в Ливии представляют собой очень маленькие элементы, поднимающиеся под чрезвычайно крутым углом, но не выходящие за пределы антаблемента колонн внизу. У каждого фронтона две грани, обе резные, одна лежит параллельно стене памятника, а другая под прямым углом к ней.
Арка Августа в Римини , Италия (27 г. до н. э.), ранний имперский памятник, предполагает, что на этом этапе провинциальные римские архитекторы недостаточно практиковались в классической лексике; основание фронтона заканчивается близко к капителям колонн, но не над ними. Здесь весь фасад храма представляет собой украшение, нанесенное на очень прочную стену, но неуважение к условностям греческой трабированной архитектуры по-прежнему приводит в замешательство. [17]
Обычные римские фронтоны имеют немного более крутой наклон, чем классические греческие, возможно, потому, что они заканчивали черепичные крыши, подвергавшиеся более сильным дождям.
- Древнегреческий западный фронтон храма Артемиды на Корфу, ок. 580 г. до н.э., вероятно, известняк, Археологический музей Корфу , Керкира , Греция.
- Древнегреческий западный фасад храма Афины, Пестум , неизвестный архитектор, ок. 500 г. до н.э.
- Чертеж реконструкции фасада храма Зевса Геллания на Эгине, включая его фронтон, показывающий полихромию всех древних скульптур и зданий, неизвестный архитектор, иллюстрация Шарля Гарнье в 1852 году, дата неизвестна.
- частей скульптуры древнегреческого фронтона Парфенона ; Одна из немногих сохранившихся другие - мраморы Элгина в Британском музее в Лондоне.
- Иллюстрации со скульптурами двух фронтонов Парфенона работы Джеймса Стюарта и Николаса Реветта в 1794 году.
- Римский фронтон на погребальной урне, дата неизвестна, мрамор, Термы Диоклетиана , Рим
- Позднеримско-ранневизантийский фронтон на Миссориуме Феодосия I , 388 г., серебро, Реал Академия истории , Мадрид, Испания [18]
Средневековый
[ редактировать ]В Каролингской и романской архитектуре фронтоны имели тенденцию к равностороннему треугольнику , а окружающий карниз не имел особого значения; часто они представляют собой просто фронтоны с каким-нибудь орнаментом. В готической архитектуре использовались фронтоны с гораздо более острым углом вверху, особенно над дверными проемами и окнами, но хотя восходящие стороны карниза сложны, горизонтальный нижний элемент обычно не очень отчетлив. Часто внизу имеется заостренная арка , а нижнего элемента вообще нет. «Фронтон» для них обычно не используется; их часто называют «навесом». Начиная с эпохи Возрождения, некоторые фронтоны больше не соответствовали крутым скатным крышам и стали отдельно стоящими, иногда с наклоном в направлении, противоположном крыше позади.
- Романский фронтон аббатства Сен-Жуэн-де-Марн , Сен-Жуэн-де-Марн, Де-Севр, Франция, строительство началось в 1095 году.
- Вход в Кастель-дель-Монте, Апулия , Италия, 1240-е годы.
- Готический фронтон собора Орвието , Орвието, Италия, 1290-1591 гг.
Ренессанс, Барокко и Рококо
[ редактировать ]
Когда низкие треугольные фронтоны в классическом стиле вернулись в итальянскую архитектуру эпохи Возрождения , они первоначально в основном использовались для покрытия относительно плоского фасада с задействованными элементами, а не с отдельно стоящими портиками, поддерживаемыми колоннами. Леон Баттиста Альберти использовал их таким образом в своих церквях: Темпио Малатестиано (1450-е годы, незаконченный), Санта-Мария-Новелла (до 1470 года), Сан-Себастьяно в Мантуе (незаконченный к 1470-м годам), Сант-Андреа, Мантуя (начато в 1472 году), и собор Пиенцы ок. 1460 г. ), где рисунок, вероятно, принадлежал ему. Здесь карниз выходит, а затем отступает назад, образуя вершину пилястр без капителей - очень неклассическая нота, которая впоследствии стала широко использоваться.
В большинстве из них Альберти следовал классическому прецеденту, занимая фронтон всю ширину фасада или, по крайней мере, ту его часть, которая выступает наружу. Санта-Мария-Новелла и Сант-Агостино в Риме (1483 г., Джакомо ди Пьетрасанта , возможно, спроектированный Альберти) были ранними примерами того, что должно было стать очень распространенной схемой, где фронтон в верхней части фасада был гораздо менее широким, образуя третья зона над средней зоной, которая переходит по ширине от нижней. Гигантская изогнутая волюта или свиток, использовавшаяся по бокам средней зоны в Сант-Агостино, стала очень распространенной особенностью в течение следующих двух столетий. Как и в готической архитектуре, это часто отражало форму крыш позади, где неф был выше боковых приделов. [19]
Сант-Агостино также имеет низкий приплюснутый фронтон в верхней части полноширинной секции. [20] Эту тему развил Андреа Палладио в следующем столетии. Главный фасад его Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (начало 1566 г.) имеет «два взаимопроникающих храмовых фасада», более широкий из которых перекрывается более узким и высоким, соответственно, повторяя линии крыш нефов и нефа. [21] Некоторые из вилл Палладио также представили фронтон в архитектуре загородного дома, который впоследствии стал чрезвычайно распространенным в английской палладианской архитектуре . В городах Палладио оставлял фасад храма для церквей, но в эпоху барокко, особенно за пределами Италии, от этого различия отказались.
Первое использование фронтонов над окнами в эпоху Возрождения было в Палаццо Бартолини Салимбени во Флоренции, завершенном в 1523 году Баччо д'Аньоло . Вазари говорит, что нововведение сначала вызвало насмешки, но позже вызвало восхищение и широкое распространение. [22] Баччо обвинили в превращении палаццо в церковь. По три окна на каждом из трех этажей (и дверь) чередуются с правильными и сегментными фронтонами; фронтона в верхней части фасада нет, а только большой карниз, как обычно. [23]

В соборе Святого Петра над главным входом имеется условный фронтон, но сложный фасад простирается за его пределы в обе стороны и вверх и, хотя и велик в абсолютном выражении, производит относительно небольшое впечатление. Во многих более поздних зданиях фасад храма с фронтоном использовался как изюминка гораздо более широкого здания. Фасад собора Святого Петра также имеет множество небольших окон с фронтоном и примыкающих ниш, в которых используются сегментные, ломаные и открытые фронтоны.
Вариации с использованием нескольких фронтонов стали очень популярны в архитектуре барокко , а центральная вертикальная линия церковных фасадов часто поднималась через несколько фронтонов разных размеров и форм: в Риме пять в церкви Джезу ( Джакомо делла Порта, 1584 г.) и шесть в Санти Винченцо. e Анастасио а Треви ( Мартино Лонги Младший , 1646), три верхних складываются друг в друга, используя одну и ту же базовую линию. [24] Этот фасад был описан как «настоящая симфония повторяющихся фронтонов, объединяющая наложенный друг на друга массив сломанных фронтонов, открытых фронтонов и арочных фронтонов». [25] Джезу — домашняя церковь ордена иезуитов , который отдавал предпочтение этому стилю, который впервые был замечен во многих городах Европы в новой главной церкви иезуитов.
- Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция , картина Андреа Палладио , начало 1566 года.
- Церковь Джезу , Рим, работа Джакомо делла Порта , 1584 г.
- Святые Винсент и Анастасий в Треви , Италия, Мартино Лонги Младший , 1646 г.
- Фасад Санта-Мария-дель-Пополо , Рим, 1470-е годы, с полуфронтонами на среднем уровне работы Бернини , заменяющими волюты.
- Палаццо Бартолини Салимбени , 1523 год, первые фронтонные окна эпохи Возрождения.
- Барочный фронтон Дворца герцогов Бургундских , Дижон, Франция, работа Даниэля Життара по мотивам Жюля Ардуэна-Мансара , 1682-1689 гг.
- Барочный картуш и фронтоны на алтаре святого Алоизия Гонзаги , Сант-Игнацио , Рим, работа Пьера Ле Гро Младшего , 1697-1699 гг.
- Изогнутый в стиле рококо фронтон Эрбдростенхофа , Мюнстер, Германия, автор Иоганн Конрад Шлаун , 1753-1757 гг.
От 1750 года до ар-деко
[ редактировать ]
Фронтоны стали чрезвычайно распространены на главных фасадах английских загородных домов и многих по всей Северной Европе; их можно разместить над крыльцом с колоннами или просто украсить практически плоский фасад. В Англии, если в тимпане и была какая-либо скульптура, то она часто ограничивалась гербом .
Неоклассическая архитектура вернулась к «более чистым» классическим моделям, в основном с использованием обычных треугольных фронтонов, часто над портиком с колоннами. крупные схемы фронтонной скульптуры Там, где позволял бюджет, использовались . В стилях 19-го века вернулись более свободные методы лечения, а большие сегментные фронтоны были особенно популярны в эклектичных стилях, таких как архитектура изящных искусств , часто подавляемых скульптурой внутри, сверху и по бокам.
Большие фронтоны с колоннами, часто называемые «фасадом храма», стали широко использоваться для важных общественных зданий, таких как фондовые биржи , резервные банки , суды, законодательные органы и музеи, где было желательно создать впечатление солидности, надежности и респектабельности.
- в стиле Людовика XVI Фронтон с путто Театра де ла Рейн, части Малого Трианона , Франция, работа Ришара Мика , ок. 1780 г.
- Неоклассический фронтон церкви Сен-Венсан-де-Поль в Париже работы Жака Игнаса Хитторфа , 1830-1846 гг. [28]
- Фронтон изящных искусств со скульптурами на фасаде Дворца Гарнье в Париже, работа Шарля Гарнье , 1861-1874 гг. [30]
- Неоклассический фронтон Старой национальной галереи , Берлин, Германия, работы Фридриха Августа Штюлера и Генриха Штрака , 1865-1869 гг. [31]
- Неоклассический фронтон с акротерией двери Музея естественной истории - Гиме , Лион, Франция, автор Жюль Шатрон , 1879 г. [32]
- Фронтон эпохи Возрождения в отеле de la Caisse d'épargne de Dijon (Rue des Bons-Enfants no. 8), Дижон , Франция, автор Артюр Шодуэ , 1889-1890 гг.
- в стиле румынского возрождения Фронтон двери Национального колледжа Центральной школы , Бухарест, Румыния, автор Ион Минку , 1890 г.
- Открытый фронтон над аркой; Масонский храм, Абердин , 1910 год.
- Фронтон в стиле ар-деко дома Михая Зисмана ( Calea Călăraşilor № 44), Бухарест, архитектор Сору, 1920 г.
- Арт-деко возле фронтона Капитолия штата Луизиана , 1930-1932 гг.
- Фронтон в стиле ар-деко Карфура Кюри (набережная Конти № 1-3), Париж, работы Жозефа Марраста и Шарля Летросна , 1932 год. [33]
Постмодернистские реинтерпретации
[ редактировать ]
Постмодернизм , движение, ставившее под сомнение модернизм ( статус-кво после Второй мировой войны), способствовало включению элементов исторических стилей в новые проекты. Ранний текст, ставящий под сомнение модернизм, был написан архитектором Робертом Вентури « Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), в котором он рекомендовал возродить «присутствие прошлого» в архитектурном дизайне. Он пытался включить в свои здания качества, которые он описывал как «включенность, непоследовательность, компромисс, приспособление, адаптацию, сверхсмежность, эквивалентность, множественность фокусов, сопоставление или хорошее и плохое пространство». [35]
Вентури поощрял «цитирование», что означает повторное использование элементов прошлого в новых проектах. Отчасти манифест, отчасти архитектурный альбом, накопленный за предыдущее десятилетие, книга представляла видение нового поколения архитекторов и дизайнеров, выросших в условиях модернизма, но ощущавших все больше ограничений из-за его воспринимаемой жесткости. Многие архитекторы и дизайнеры постмодерна ставили упрощенные интерпретации фронтона, найденного в классическом декоре, на вершину своих творений. Как и другие элементы и орнаменты, взятые из стилей домодернистского прошлого, они в большинстве случаев были сильно упрощены. Особенно когда дело касается офисной архитектуры, постмодернизм был лишь поверхностным слоем; основная структура обычно была очень похожа, если не идентична, структуре модернистских зданий. [36]
В 1984 году Филип Джонсон спроектировал то, что сейчас называется Мэдисон-авеню, 550 в Нью-Йорке (ранее известное как Sony Tower, Sony Plaza и AT&T Building), знаменитое произведение постмодернистской архитектуры , в котором сломанный фронтон наверху здания типичный небоскреб остроумно напоминает Томаса Чиппендейла в стиле высокого мальчика в огромном масштабе . Дом Марко Поло в Лондоне (1989 г., ныне снесен) был похожим.
- Дом Марко Поло , Лондон, Ян Поллард , 1987–1989 гг.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Саммерсон, 130
- ^ Саммерсон, 28 лет.
- ^ Любке, Вильгельм (1 января 1878 г.). История скульптуры с древнейших времен до современности: Тр. Ф.Э. Баннетт, Том 2 . Смит. п. 468 . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Или «косой карниз» Лоуренса, xxx и xxxi.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стерджис, Рассел (1896). Европейская архитектура: историческое исследование . Публичная библиотека Нью-Йорка: Макмиллан. стр. 3, 558.
- ^ Саммерсон, 130
- ^ Саммерсон, 130
- ^ Лоуренс, 113–114.
- ^ Чисхолм (1911) .
- ^ Саммерсон, 130
- ^ Саммерсон, 130
- ^ Сломанные и открытые фронтоны часто путают источники, незнакомые с правильной терминологией, хотя некоторые фронтоны можно обоснованно охарактеризовать как оба. См. John Fleming , Hugh Honor и Nikolaus Pevsner , The Penguin Dictionary of Architecture , 240, 3rd edn, 1980, Penguin, ISBN 0140510133. Они рекомендуют использовать «открытый верх» или «сломанный верх» и «открытый слой» или « сломанная кровать», но нельзя сказать, что они прижились.
- ^ Фурман
- ^ Саммерсон, 25, 39
- ^ Кимбалл, Фиске; Эджелл, Джордж Гарольд (1918). История архитектуры . Харпер и братья. С. 108, 118, 144, 423.
- ^ Лоуренс, 190, фото 95B.
- ^ Фавро, Диана, запись в Энциклопедии истории классической археологии , стр. 65, 2015, изд. Нэнси Томсон де Граммонд, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9781134268542, книги Google
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 45. ИСБН 978-0-7148-4810-5 .
- ^ Ярвуд, 312–314; Саммерсон, 78–79.
- ^ Чарльз Герберт Мур , Характер архитектуры эпохи Возрождения , 74, 1905 г.
- ^ Саммерсон, иллюстрация 41
- ^ Ригль, Алоис (30 ноября 2010 г.). Истоки искусства барокко в Риме . Лос-Анджелес, Калифорния: Публикации Getty. п. 143. ИСБН 978-1-606-06041-4 . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Чарльз Герберт Мур , Характер архитектуры эпохи Возрождения , 109–110, 1905 г.
- ^ Саммерсон, 78-79.
- ^ Фурман
- ^ Хопкинс 2014 , с. 135.
- ^ «Английские сады» . ru.chateauversailles.fr . 11 февраля 2020 г. Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 444. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 445. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. п. 989. ИСБН 978-0-500-02236-8 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 483. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ «Эмиль Гиме, основатель музея» . guimet.fr . 14 января 2015 г.
- ^ Критики, Михаэла (2009). Арт-деко или выдержанный модернизм (на румынском и английском языках). СИММЕТРИЯ. стр. 192. ISBN 978-973-1872-03-2 .
- ^ Хопкинс 2014 , с. 203.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 660. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Хопкинс 2014 , с. 200, 203.
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 98. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 98. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 121. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 37.
- Фурман, Адам Натаниэль, «Семь сломанных фронтонов» , 14 июля 2014 г., блог RIBA Journal . журнала
- Хопкинс, Оуэн (2014). Архитектурные стили: наглядное руководство . Лоуренс Кинг. ISBN 978-178067-163-5 .
- Лоуренс, AW , Греческая архитектура , 1957, Пингвин, История искусства Пеликана
- Льюис, Филиппа; и др. (1986), Словарь орнаментов , Нью-Йорк: Пантеон .
- Саммерсон, Джон , Классический язык архитектуры , издание 1980 года, Темзы и Гудзона» , «Мир искусства серия ISBN 0500201773
- Ярвуд, Дорин , Архитектура Европы , 1987 (первое издание 1974 г.), Spring Books, ISBN 0600554309