Jump to content

Пантеон, Рим

Координаты : 41 ° 53'55 "N 12 ° 28'36" E  /  41,8986 ° N 12,4768 ° E  / 41,8986; 12,4768

Пантеон
Фасад Пантеона с обелиском Пантеона .
Пантеон находится в Риме
Пантеон
Пантеон
Показано в Риме Августа.
Карта
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра
Расположение Регион IX Цирк Фламиния
Координаты 41 ° 53'55 "N 12 ° 28'36" E  /  41,8986 ° N 12,4768 ° E  / 41,8986; 12,4768
Тип Римский храм
История
Строитель Траян , Адриан
Основан 113–125 гг. н.э. (нынешнее здание)

Пантеон ( Великобритания : / ˈ p æ n θ i ə n / , США : /- ɒ n / ; [1] Латинское : Pantheum , [номер 1] от греческого Πάνθειον Пантеон , «[храм] всех богов») — бывший римский храм , а с 609 года нашей эры — католическая церковь ( Базилика Санта-Мария-ад-Мартирес или Базилика Святой Марии и Мучеников ) в Риме , Италия. Он был построен на месте более раннего храма по заказу Марка Випсания Агриппы во время правления Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.), затем после того, как он сгорел, нынешнее здание было заказано императором Адрианом и, вероятно, посвящено ок. 126 г. н.э. Дата постройки неизвестна, поскольку Адриан решил не писать надпись на новом храме, а сохранить надпись на старом храме Агриппы. [2]

Здание круглое в плане, за исключением портика с большими гранитными коринфскими колоннами (восемь в первом ряду и две группы по четыре сзади) под фронтоном . Прямоугольный вестибюль соединяет крыльцо с ротондой , находящейся под кессонным бетонным куполом , с центральным отверстием ( окулусом ) к небу. Спустя почти две тысячи лет после постройки купол Пантеона по-прежнему остается крупнейшим в мире неармированным бетонным куполом. [3] Высота окулуса и диаметр внутреннего круга одинаковы - 43 метра (142 фута). [4]

Это одно из наиболее хорошо сохранившихся древнеримских зданий , во многом потому, что оно постоянно использовалось на протяжении всей своей истории. С VII века это церковь , посвященная Святой Марии и мученикам ( лат . Sancta Maria ad Martyres ), известная как «Санта-Мария-Ротонда». [5] Площадь перед Пантеоном называется Пьяцца делла Ротонда . Пантеон является государственной собственностью, которой управляет Министерство культурного наследия, деятельности и туризма Италии через Polo Museale del Lazio . В 2013 году его посетило более шести миллионов человек.

Пантеона Большая круглая куполообразная целла с традиционным храмовым портиком была уникальной в римской архитектуре. Тем не менее, он стал стандартным образцом, когда были возрождены классические стили, и неоднократно копировался более поздними архитекторами. [6]

Этимология [ править ]

Интерьер Пантеона

Название «Пантеон» происходит от древнегреческого «Пантеон» (Πάνθειον), означающего «относящийся ко всем богам или общий для них»: (pan- / «παν-» означает «все» + theion / «θεῖον» = что означает «священный богу»). [7] Самое простое объяснение названия состоит в том, что Пантеон был храмом, посвященным всем богам. Однако концепция храма, посвященного всем богам, была подвергнута сомнению. Циглер пытался собрать доказательства существования пантеонов, но его список состоит из простых посвящений «всем богам» или «Двенадцати богам», которые не обязательно являются истинными пантеонами в смысле храма, в котором размещается культ, который буквально поклоняется всем богам. . [8] Единственный определенный пантеон, записанный раньше, чем пантеон Агриппы, находился в Антиохии в Сирии, хотя он упоминается только в источнике шестого века. [9] Кассий Дион , римский сенатор , писавший по-гречески, предположил, что название Пантеона происходит либо от статуй множества богов, расположенных вокруг этого здания, либо от сходства купола с небесами. [10] [11] По мнению Адама Циолковски, эта неопределенность убедительно свидетельствует о том, что «Пантеон» (или Пантеум) был всего лишь прозвищем, а не формальным названием здания. [12]

Годфри и Хемсолл отмечают, что древние авторы никогда не называют Пантеон Адриана словом aedes , как они делают это с другими храмами, а в надписи Северана, вырезанной на архитраве, используется просто «Пантеум», а не «Аедес Пантей» (храм всех богов ). [13] Ливий писал, что было постановлено, что храмовые здания (или, возможно, храмовые целлы) должны посвящаться только отдельным божествам, чтобы было ясно, кто обидится, если, например, в здание ударит молния, и потому что это было Уместно приносить жертву только определенному божеству (27.25.7–10). [14] Годфри и Хемсолл утверждают, что слово «Пантеон» «не обязательно должно обозначать определенную группу богов или даже всех богов, поскольку оно вполне могло иметь и другие значения… Конечно, слово пантеус или пантеос могло быть применимо к отдельные божества... Принимая во внимание также, что греческое слово θεῖος (theios) не обязательно должно означать «бог», но может означать « сверхчеловеческий » или даже «превосходный». [13]

После Французской революции , когда церковь Сент-Женевьева в Париже была освящена и превращена в светский памятник, названный Парижским Пантеоном , общий термин «пантеон» иногда применялся к другим зданиям, в которых чтят или хоронят выдающихся умерших. [1]

История [ править ]

План Пантеона от Георга Дехио / Густава фон Безольда: Церковная архитектура Запада . Штутгарт: Издательство книжного магазина Cotta'schen 1887–1901.

Древний [ править ]

После битвы при Акциуме (31 г. до н.э.) Марк Випсаний Агриппа начал впечатляющую строительную программу. Пантеон был частью комплекса, созданного им на собственной территории на Марсовом поле в 29–19 гг. до н.э. и включавшего три здания, выстроенных с юга на север: Термы Агриппы , Базилику Нептуна и Пантеон. [15] Кажется вероятным, что Пантеон и Базилика Нептуна были «sacra privata» Агриппы , а не «aedes publicae» (общественные храмы). [16] Первое помогло бы объяснить, как здание могло так легко потерять свое первоначальное название и назначение (Зиолковски утверждает, что изначально это был Храм Марса в Кампо). [17] за столь относительно короткий период времени. [18]

Долгое время считалось, что нынешнее здание было построено Агриппой с последующими изменениями, отчасти из-за латинской надписи на фасаде храма. [19] который гласит:

Купол Пантеона. Кессонный . купол имеет центральный глазок как основной источник естественного света
M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT

или полностью: « M[arcus] Agrippa L[ucii] f[ilius] co[n]s[ul] tertium fecit », что означает « Марк Агриппа , сын Луция , построил [это здание], будучи консулом в третий раз». ." [20] Однако археологические раскопки показали, что Пантеон Агриппы был полностью разрушен, за исключением фасада. Лиза Хетланд утверждает, что нынешнее строительство началось в 114 году, при Траяне , через четыре года после того, как оно было уничтожено пожаром во второй раз (Орос. 7.12). Она повторно исследовала статью Герберта Блоха 1959 года, которая отвечает за общепринятую дату Адриана, и утверждает, что ему не следовало исключать все кирпичи эпохи Траяна из своего исследования штампов кирпичей. Ее аргументы особенно интересны в свете аргумента Хейлмейера о том, что, согласно стилистическим свидетельствам, Аполлодор Дамаскин , архитектор Траяна, был очевидным архитектором. [21]

Вид на Пантеон в Риме, включая бетонный купол.

Форма Пантеона Агриппы обсуждается. В результате раскопок конца XIX века археолог Родольфо Ланчиани пришел к выводу, что Пантеон Агриппы был ориентирован на юг, в отличие от нынешней планировки, обращенной на север, и что он имел укороченный Т-образный план с входом на юг. основание буквы «Т». Это описание было широко распространено до конца 20 века. Хотя более поздние археологические раскопки позволили предположить, что здание Агриппы могло иметь круглую форму с треугольным крыльцом и, возможно, было обращено на север, как и более поздние перестройки, Циолковский жалуется, что их выводы были полностью основаны на предположениях; по его словам, они не нашли никакого нового материала, подлежащего датированию, однако отнесли все, что нашли, к фазе Агриппы, не принимая во внимание тот факт, что Домициан , известный своим энтузиазмом в строительстве и восстановивший Пантеон после 80 г. н.э., вполне могли быть ответственны за все, что они нашли. Циолковски утверждает, что первоначальная оценка Ланчиани по-прежнему подтверждается всеми находками на сегодняшний день, включая их собственные; он выражает скептицизм, потому что здание, которое они описывают, «единственное здание, состоящее из огромного пронаоса и круглой целлы того же диаметра, соединенных относительно узким и очень коротким проходом (намного тоньше, чем нынешний промежуточный блок), не имеет известных параллелей». в классической архитектуре и противоречил бы всему, что мы знаем о принципах римского дизайна в целом и об архитектуре Августа в частности». [22]

Единственные отрывки, относящиеся к убранству Агриппского пантеона, написанные очевидцем, имеются в « Старшего Плиния Естественной истории» . От него мы знаем, что «и капители колонн, поставленных М. Агриппой в Пантеоне, сделаны из сиракузской бронзы», [23] что «Пантеон Агриппы был украшен Диогеном Афинским, а кариатиды, образующие колонны этого храма, рассматриваются им как превосходные шедевры; то же самое можно сказать и о статуях, поставленных на крыша," [24] и что одна из жемчужин Клеопатры была разрезана пополам, чтобы каждая половина «могла служить подвесками для ушей Венеры в Пантеоне в Риме». [25]

Пантеон Августа был уничтожен вместе с другими зданиями во время пожара в 80 году нашей эры. Домициан восстановил Пантеон, который снова сгорел в 110 году нашей эры. [26]

Степень, в которой декоративная схема принадлежит архитекторам Адриана, неясна. Законченный Адрианом, но не заявленный как одно из его произведений, он использовал текст оригинальной надписи на новом фасаде (обычная практика в проектах восстановления Адриана по всему Риму; единственным зданием, на котором Адриан поставил свое имя, был Храм, посвященный Обожествленный Траян ). [27] Как на самом деле использовалось здание, неизвестно. В Historia Augusta говорится, что Адриан посвятил Пантеон (среди других зданий) во имя первоначального строителя (Хадр. 19.10), но нынешняя надпись не могла быть копией оригинала; он не дает никакой информации о том, кому был посвящен фонд Агриппы, и, по мнению Циолковского, было крайне маловероятно, чтобы в 25 г. до н.э. Агриппа представился бы «консулом tertium». На монетах те же слова «M. Agrippa Lf cos. tertium» использовались для обозначения его после его смерти; consul tertium, служащий «своего рода посмертным когноменом ex virtute, напоминанием о том факте, что из всех людей его поколения, за исключением самого Августа, он был единственным, кто занимал консульство трижды». [28] Какова бы ни была причина изменения надписи, новая надпись отражает тот факт, что произошло изменение назначения здания. [29]

Кассий Дион , греко-римский сенатор, консул и автор всеобъемлющей «Истории Рима» , написавшей примерно через 75 лет после реконструкции Пантеона, ошибочно приписал куполообразное здание Агриппе, а не Адриану. Дио, кажется, единственный писатель-современник, упоминающий Пантеон. Даже к 200 году существовала неопределённость относительно происхождения здания и его назначения:

Агриппа завершил строительство здания под названием Пантеон. Он имеет это название, возможно, потому, что среди изображений, украшавших его, он получил статуи многих богов, в том числе Марса и Венеры; но мое мнение о названии таково, что из-за своей сводчатой ​​крыши оно напоминает небеса.

- Кассий Дион История Рима 53.27.2

В 202 году здание было отремонтировано совместными императорами Септимием Севером и его сыном Каракаллой (полностью Марк Аврелий Антонин ), о чем имеется еще одна, меньшая надпись на архитраве фасада, под вышеупомянутым более крупным текстом. [30] [31] Эта теперь едва читаемая надпись гласит:

ИМП.
IMP · CAES · M · AVRELIVS · ANTONINVS · PIVS · FELIX · AVG · TRIB · POTEST · V · COS · PROCOS · PANTHEVM · VETVSTATE · CORRVPTVM · ​​CVM · OMNI · CVLTV · RESTITVERVNT

По-английски это означает:

Эмп[ерор] Цес[ар] Л[уций] Септимий Север Пий Пертинакс , победитель в Аравии , победитель Адиабены , величайший победитель в Парфии , Понтиф[екс] Макс[имус] , 10 раз трибун, 11 раз провозглашался императором, трижды временный консул, Отец Отечества , проконсул и
Эм[ерор] Цес[ар] М[аркус] Аврелий Антонин Пий Феликс Август[уст] , пятикратный трибун, консул, проконсул, бережно восстановил разрушенный временем Пантеон. [32]

Средневековый [ править ]

Вид на Пантеон 1836 года работы Якоба Альта , показывающий две колокольни, построенные с начала 17 до конца 19 веков.

В 609 году византийский император Фока передал здание папе Бонифацию IV , который превратил его в христианскую церковь и освятил в честь Святой Марии и мучеников 13 мая 609 года: «Другой папа, Бонифаций, просил того же [император Фока, в Константинополе] приказать, чтобы в старом храме, называемом Пантеоном, после удаления языческой скверны, была устроена церковь святой девы Марии и всем мученикам, чтобы впредь поминовение святых совершалось там, где не будет раньше поклонялись богам, но демонам». [33] Сообщается, что двадцать восемь возов со святыми мощами мучеников были вывезены из катакомб и помещены в порфировую чашу под главным алтарем. [34] При его освящении Бонифаций поместил в новом святилище икону Божией Матери « Панагия Одигитрия» (Всесвятая Направительница). [35]

Освящение здания как церкви спасло его от заброшенности, разрушения и худшего разграбления, которое постигло большинство зданий Древнего Рима в раннем средневековье . Однако Павел Диакон записывает о разграблении здания императором Константом II , посетившим Рим в июле 663 года:

Оставшись в Риме двенадцать дней, он разрушил все, что в древности было сделано из металла для украшения города, до такой степени, что содрал даже крышу с церкви [блаженной Марии], которая когда-то была назывался Пантеоном и был основан в честь всех богов и теперь, с согласия прежних правителей, был местом всех мучеников; и он забрал оттуда бронзовые черепицы и отправил их со всеми другими украшениями в Константинополь.

Много прекрасного внешнего мрамора было удалено на протяжении веков — например, капители некоторых пилястр находятся в Британском музее . [36] Две колонны затерялись в средневековых зданиях, примыкавших к Пантеону с востока, и затерялись. В начале 17 века Урбан VIII Барберини сорвал бронзовый потолок портика и заменил средневековую колокольню знаменитыми башнями-близнецами (часто ошибочно приписываемыми Бернини). [37] ) под названием «ослиные уши», [38] которые не были удалены до конца 19 века. [39] Единственной потерей стали внешние скульптуры, украшавшие фронтон над надписью Агриппы. интерьер Мраморный в основном сохранился, хотя и подвергся обширной реставрации.

Ренессанс [ править ]

Интерьер Пантеона XVIII века, роспись Джованни Паоло Панини. [40]

Со времен Возрождения Пантеон был местом нескольких важных захоронений. Среди похороненных — художники Рафаэль и Аннибале Карраччи , композитор Арканджело Корелли , архитектор Бальдассаре Перуцци . В 15 веке Пантеон был украшен картинами: самой известной является « Благовещение» Мелоццо да Форли . Филиппо Брунеллески , среди других архитекторов, считал Пантеон источником вдохновения для своих работ.

Папа Урбан VIII (1623–1644) приказал расплавить бронзовый потолок портика Пантеона. Большая часть бронзы была использована для изготовления бомбард для укрепления Кастель Сант-Анджело , а остальная часть использовалась Апостольской камерой для других работ. Говорят также, что Бернини использовал бронзу при создании своего знаменитого балдахина над главным алтарем собора Святого Петра , но, по словам по крайней мере одного эксперта, в отчетах Папы говорится, что около 90% бронзы было использовано для изготовления пушка и что бронза для балдахина прибыла из Венеции . [41] По этому поводу анонимный современный римский сатирик пошутил в паскинаде (публично опубликованном стихотворении), что quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini («То, чего не делали варвары, сделали Барберини [фамилия Урбана VIII]»).

В 1747 году широкий фриз под куполом с ложными окнами был «восстановлен», но мало напоминал оригинал. В первые десятилетия XX века в одном из панно был воссоздан фрагмент оригинала, насколько это было возможно реконструировать по рисункам и картинам эпохи Возрождения.

Современный [ править ]

В Пантеоне похоронены два короля Италии: Витторио Эммануэле II и Умберто I , а также королева Умберто Маргарита . Он должен был стать местом последнего упокоения монархов Италии , Савойского дома но монархия была упразднена в 1946 году , и власти отказались похоронить бывших королей, умерших в изгнании ( Виктор Эммануил III и Умберто II). ). Национальный институт почетного караула королевских гробниц Пантеона был первоначально зафрахтован Савойским домом и впоследствии действовал с разрешения Итальянской Республики и выходил в качестве почетного караула перед королевскими гробницами. [42]

Пантеон используется как католическая церковь, поэтому посетителей просят соблюдать соответствующий уровень почтения. Мессы здесь служатся по воскресеньям и в праздничные дни . Там же время от времени проводятся свадьбы.

Структура [ править ]

Портик [ править ]

Портик
Главные двери римского Пантеона , гравюра Франческо Пиранези , 1780 г.

Первоначально к зданию вел лестничный пролет. Позднее строительство подняло уровень земли, ведущей к портику , устранив эти ступени. [5]

Фронтон украшала рельефная скульптура, вероятно, из позолоченной бронзы. Отверстия, обозначающие расположение зажимов, удерживавших скульптуру, позволяют предположить, что ее дизайн, скорее всего, представлял собой орла в венке; ленты простирались от венка до углов фронтона. [43]

На промежуточном блоке между портиком и ротондой остатки второго фронтона позволяют предположить, что существующий портик намного короче, чем предполагалось изначально. Портик, выровненный по второму фронтону, вмещал бы колонны с валами высотой 50 римских футов (14,8 метра) и капителями высотой 10 римских футов (3 метра), тогда как существующий портик имеет валы высотой 40 римских футов (11,9 метра) и капители восемь римских футов. (2,4 метра) высотой. [44] [45]

Марк Уилсон Джонс попытался объяснить корректировки конструкции, предположив, что после того, как был построен более высокий фронтон, необходимые 50-футовые колонны не были доставлены (возможно, из-за логистических трудностей). [44] Затем строителям пришлось внести некоторые неудобные изменения, чтобы подогнать более короткие колонны и фронтоны. Рабун Тейлор отметил, что даже если бы более высокие колонны были доставлены, их использование могло бы помешать базовым строительным ограничениям. [45] Если предположить, что каждая колонна сначала будет уложена на пол рядом с ее фронтоном, а затем повернута в вертикальное положение (с использованием чего-то вроде А-образной рамы ), то на одной стороне фронтона потребуется пространство, равное длине колонны, и, по крайней мере, длина колонны на противоположной стороне для поворотного оборудования и веревок. При использовании 50-футовых колонн «не было возможности установить последовательность возведения [колонн], не создавая безнадежного рычания. Валы были просто слишком длинными, чтобы их можно было расположить на полу в работоспособной конфигурации, независимо от последовательности». [45] В частности, самый внутренний ряд колонн будет заблокирован основной частью храма, а на более поздних этапах строительства некоторые уже возведенные колонны неизбежно будут препятствовать возведению дальнейших колонн.

Также утверждалось, что масштаб портика был связан с городским дизайном пространства перед храмом. [46]

Колонны из серого гранита , которые использовались в пронаосе Пантеона, были добыты в Египте на горе Клавдиан в восточных горах. Каждый имел высоту 11,9 метра (39 футов), диаметр 1,5 метра (4 фута 11 дюймов) и вес 60 тонн (59 длинных тонн; 66 коротких тонн). [47] Их протащили более 100 км (62 мили) от карьера к реке на деревянных санях. Их сплавляли на баржах по Нилу, когда уровень воды был высоким во время весенних паводков, а затем перебрасывали на суда для пересечения Средиземного моря в римский порт Остии . Там их пересадили обратно на баржи и потянули вверх по реке Тибр в Рим. [48] После разгрузки возле Мавзолея Августа до Пантеона оставалось еще около 700 метров. [49] Таким образом, их приходилось либо тащить, либо перемещать на катках на строительную площадку.

В стенах позади портика Пантеона расположены две огромные ниши, возможно, предназначенные для статуй Августа Цезаря и Агриппы .

Большие бронзовые двери целлы шириной 4,45 метра ( 14,6 футов) и высотой 7,53 метра (24,7 фута) являются старейшими в Риме. [50] Считалось, что они являются заменой оригинала 15-го века, главным образом потому, что современные архитекторы считали их слишком маленькими для дверных коробок. [51] Более поздний анализ техники слияния подтвердил, что это оригинальные римские двери. [50] редкий пример сохранившейся римской монументальной бронзы, несмотря на чистку и применение христианских мотивов на протяжении веков.

Ротонда [ править ]

Разрез Пантеона, показывающий, как под его куполом помещается сфера диаметром 43,3 метра.

купола массой 4535 тонн (4463 длинных тонны; 4999 коротких тонн) Вес римского бетонного сконцентрирован на кольце вуссуаров диаметром 9,1 метра (30 футов), образующих окулус, в то время как нисходящее давление купола переносится восемью цилиндрическими сводами в стене барабана толщиной 6,4 метра (21 фут) на восемь опор. Толщина купола варьируется от 6,4 метра (21 фут) у основания купола до 1,2 метра (3,9 фута) вокруг окулуса. [52] Материалы, используемые в бетоне купола, также различаются. В самом толстом месте заполнитель представляет собой травертин , затем терракотовую плитку, затем на самом верху туф и пемзу , оба пористые легкие камни. На самом верху, где купол будет самым слабым и уязвимым для обрушения, окулус облегчает нагрузку. [53]

Балка в куполе Пантеона

Никаких результатов испытаний на растяжение бетона, использованного в Пантеоне, нет; однако Коуэн обсуждал испытания древнего бетона из римских руин в Ливии, которые дали прочность на сжатие 20 МПа (2900 фунтов на квадратный дюйм). Эмпирические зависимости дают для этого образца предел прочности на разрыв 1,47 МПа (213 фунтов на квадратный дюйм). [52] Конечно-элементный анализ структуры Марка и Хатчисона [54] обнаружил максимальное растягивающее напряжение всего 0,128 МПа (18,5 фунтов на квадратный дюйм) в точке, где купол соединяется с приподнятой внешней стеной. [3]

Было обнаружено, что напряжения в куполе существенно уменьшаются за счет использования последовательно менее плотных камней-наполнителей, таких как небольшие горшки или кусочки пемзы, в более высоких слоях купола. Марк и Хатчисон подсчитали, что если бы повсюду использовался бетон нормальной плотности, напряжения в арке были бы примерно на 80% больше. Скрытые камеры, спроектированные внутри ротонды, образуют сложную структурную систему. [55] Это уменьшило вес крыши, как и окулус, устранивший вершину. [56]

Верхняя часть стены ротонды представляет собой ряд кирпичных разгрузочных арок , видимых снаружи и встроенных в массу кирпичной кладки. Пантеон полон подобных устройств – например, над нишами внутри есть рельефные арки, – но все эти арки были скрыты мраморной облицовкой внутри и, возможно, каменной облицовкой или лепниной снаружи.

Высота окулуса и диаметр внутреннего круга одинаковы, 43,3 метра (142 фута), поэтому все внутреннее пространство умещается точно в кубе (или внутри него может поместиться сфера длиной 43,3 метра). [57] Эти размеры имеют больше смысла, если выражаться в древнеримских единицах измерения : длина купола составляет 150 римских футов; окулус имеет диаметр 30 римских футов; дверной проем имеет высоту 40 римских футов. [58] Пантеон до сих пор является рекордсменом по величине самого большого в мире неармированного бетонного купола. Он также значительно больше, чем более ранние купола . [59] Это единственный каменный купол, не требующий усиления. Все остальные сохранившиеся древние купола были либо спроектированы с использованием тяг , цепей и обвязок, либо были оснащены такими устройствами для предотвращения обрушения. [60]

Хотя его часто изображают как отдельно стоящее здание, сзади к нему примыкало здание. Хотя это здание поддерживало ротонду, внутреннего перехода от одного к другому не было. [61]

Интерьер [ править ]

Внешние видео
значок видео Пантеон, Рим , (8:31) Smarthistory

При входе посетителей встречает огромное круглое помещение, перекрытое куполом. Окулус наверху купола никогда не был закрыт, что позволяло дождю проникать через потолок на пол. По этой причине внутренний пол оборудован водостоками и имеет уклон около 30 сантиметров (12 дюймов), чтобы обеспечить сток воды. [62] [63]

Внутренняя часть купола, возможно, была призвана символизировать арочный свод небес. [57] Окулус на вершине купола и входная дверь — единственные естественные источники света в интерьере. В течение дня свет от окулуса движется по этому пространству, создавая эффект обратных солнечных часов : отмечая время светом, а не тенью. [64] Oculus также предлагает охлаждение и вентиляцию; во время штормов дренажная система под полом предотвращает попадание дождя через окулус.

Купол представляет собой утопленные панели ( коробки ), состоящие из пяти колец по 28 штук. Такого равномерно расположенного расположения было трудно достичь, и, как предполагается, оно имело символическое значение, числовое, геометрическое или лунное. [65] [66] В древности в сундуках могли находиться бронзовые розетки, символизирующие звездный небосвод. [67]

Круги и квадраты образуют объединяющую тему дизайна интерьера. Шахматный рисунок пола контрастирует с концентрическими кругами квадратных сундуков в куполе. Каждая зона интерьера, от пола до потолка, подразделена по разной схеме. В результате декоративные зоны интерьера не совпадают. Общий эффект заключается в немедленной ориентации зрителя по главной оси здания, хотя цилиндрическое пространство, увенчанное полусферическим куполом, по своей сути неоднозначно. Этот диссонанс не всегда был оценен по достоинству, и в 18 веке мансардный уровень был переделан в соответствии со вкусом неоклассицизма. [68]

дополнения Католические

Алтарь
Церковь Святой Марии Мучеников
Церковь Санта-Мария-деи-Мартири
Святая Мария мученикам
Могила Рафаэля
Религия
Принадлежность Римско-католический
Церковный или организационный статус Малая базилика , приходская церковь
Лидерство монсеньор Даниэле Микелетти
Год освящен 13 мая 609 г.
Расположение
Расположение Рим , Италия
Географические координаты 41 ° 53'55 "N 12 ° 28'36" E  /  41,8986 ° N 12,4768 ° E  / 41,8986; 12,4768
Архитектура
Стиль Роман
Завершенный 126
Технические характеристики
Направление фасада Север
Длина 84 метра (276 футов)
Ширина 58 метров (190 футов)
Высота (макс.) 58 метров (190 футов)
Веб-сайт
Официальный сайт

Нынешние высокие алтари и апсиды были заказаны Папой Климентом XI (1700–1721) и спроектированы Алессандро Спекки . В апсиде над главным алтарем хранится византийская икона Богородицы с Младенцем VII века, подаренная Фокой Папе Бонифацию IV по случаю открытия Пантеона для христианского богослужения 13 мая 609 года. Хор был добавлен в 1840 г., спроектирован Луиджи Полетти .

В первой нише справа от входа находятся Поясная Мадонна и Святой Николай Барийский (1686 г.), написанные неизвестным художником. В первой часовне справа, Часовне Благовещения, есть фреска Благовещения, приписываемая Мелоццо да Форли . Слева — полотно Клемента Майоли « Святые Лаврентий и святая Агнесса» (1645–1650). На правой стене находится «Недоверчивость святого Фомы» (1633 г.) картина Пьетро Паоло Бонци .

Во второй нише находится фреска тосканской школы XV века, изображающая Коронацию Богородицы . Во второй часовне находится могила короля Виктора Эммануила II (умер в 1878 г.). Первоначально он был посвящен Святому Духу . Был проведен конкурс, чтобы решить, какой архитектор спроектирует его. Джузеппе Саккони участвовал, но проиграл – позже он спроектировал гробницу Умберто I в часовне напротив.

Манфредо Манфреди выиграл конкурс и приступил к работе в 1885 году. Гробница состоит из большой бронзовой мемориальной доски, увенчанной римским орлом и гербом Савойского дома . Золотая лампада над могилой горит в честь Виктора Эммануила III , умершего в ссылке в 1947 году.

В третьей нише находится скульптура Иль Лоренцоне Святой Анны и Пресвятой Богородицы . В третьей часовне находится картина умбрийской школы XV века « Мадонна Милосердия между Святым Франциском и Иоанном Крестителем» . Она также известна как Мадонна с перилами, потому что первоначально она висела в нише на левой стороне портика, где была защищена перилами. Он был перенесен в часовню Благовещения , а затем на свое нынешнее место где-то после 1837 года. Бронзовая эпиграмма посвящена Папой Климентом XI восстановлению святилища . На правой стене находится полотно « Пантеон папе Бонифацию IV Император Фока, преподносящий неизвестным (1750 г.). На полу установлены три мемориальные доски, одна из которых посвящена Жисмонде, написанной на народном языке. В последней нише с правой стороны находится статуя Святого Анастасия ( Sant'Anastasio ) (1725 г.) работы Бернардино Каметти . [69]

В первой нише слева от входа находится « Успение» (1638 г.) работы Андреа Камассии . Первая часовня слева, Часовня Святого Иосифа в Святой Земле, является часовней Братства Виртуозов Пантеона , братства художников и музыкантов, созданного каноником 16-го века Дезидерио да Сеньи, чтобы гарантировать, что В часовне велось богослужение.

Первыми членами были, среди прочих, Антонио да Сангалло младший , Якопо Менегино, Джованни Мангоне , Цуккари , Доменико Беккафуми и Фламинио Вакка . Братство продолжало привлекать членов из элиты римских художников и архитекторов, а среди более поздних членов мы находим Бернини , Кортону , Альгарди и многих других. Учреждение существует до сих пор и теперь называется Academia Ponteficia di Belle Arti (Папская академия изящных искусств), расположенная во дворце Канчеллерии . Алтарь в часовне покрыт ложным мрамором. На алтаре находится статуя Святого Иосифа и Святого Младенца работы Винченцо де Росси .

По бокам расположены картины (1661 г.) Франческо Коццы , одного из виртуозов: «Поклонение пастухов» слева и «Поклонение волхвов» справа. Лепной рельеф слева « Сон святого Иосифа » работы Паоло Бенальи, а правый « Отдых во время бегства из Египта » — Карло Мональди. На своде находятся несколько полотен 17 века, слева направо: Кумейская Сивилла работы Людовико Джиминьяни ; «Моисей» Франческо Розы ; «Вечный Отец» Джованни Перуццини ; Дэвид Луиджи Гарци ; и «Эритрейская Сивилла» Джованни Андреа Карлоне.

Во второй нише находится статуя Святой Агнессы работы Винченцо Феличи. Бюст слева представляет собой портрет Бальдассаре Перуцци , созданный на основе гипсового портрета Джованни Дюпре . В следующей часовне находится могила короля Умберто I и его жены Маргариты Савойской. Первоначально часовня была посвящена святому Архангелу Михаилу, а затем апостолу Фоме. Настоящий дизайн принадлежит Джузеппе Саккони и завершен после его смерти его учеником Гвидо Чирилли. Гробница представляет собой алебастровую плиту, оправленную в позолоченную бронзу. На фризе есть аллегорические изображения Щедрости Эудженио Макканьяни и Щедрости Арнальдо Зокки . Королевские гробницы обслуживает Национальный институт почетного караула королевских гробниц , основанный в 1878 году. Они также организуют пикетирование гробниц. Алтарь с царским гербом работы Цирилли.

В третьей нише покоятся останки – его Ossa et cineres, «Кости и пепел», как гласит надпись на саркофаге, – великого художника Рафаэля . Его невеста Мария Биббиена похоронена справа от его саркофага; она умерла прежде, чем они смогли пожениться. Саркофаг был подарен Папой Григорием XVI , а надпись на нем гласит: ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI , что означает «Здесь покоится Рафаэль, которым боялась быть побежденной великая мать всего сущего (Природа)». пока он жил, и пока он умирал, самой умереть». Эпиграф написал Пьетро Бембо .

Нынешняя композиция создана в 1811 году по проекту Антонио Муньоса. Бюст Рафаэля (1833 г.) работы Джузеппе Фабриса. Две мемориальные доски посвящены Марии Биббиене и Аннибале Карраччи . За гробницей находится статуя, известная как Мадонна дель Сассо (Мадонна в скале), названная так потому, что она опирается одной ногой на валун. Он был заказан Рафаэлем и изготовлен Лоренцетто в 1524 году.

В часовне Распятия в нишах видна римская кирпичная стена. Деревянное распятие на алтаре датируется 15 веком. На левой стене – « Сошествие Святого Духа» (1790 г.) Пьетро Лабрузи. Справа - барельеф «Кардинал Консальви представляет Папе Пию VII пять провинций, возвращенных Святому Престолу» (1824 г.), выполненный датским скульптором Бертелем Торвальдсеном . Бюст представляет собой портрет кардинала Агостино Риваролы . В последней нише на этой стороне находится статуя Святого Эвазиуса ( Sant'Evasio ) (1727 г.) работы Франческо Модерати. [69]

Галерея [ править ]

Кардиналское диаконство [ править ]

23 июля 1725 года Пантеон был основан как кардинал-дьяконство Санта-Мария-ад-Мартирес, то есть титулярная церковь кардинала -дьякона . 26 мая 1929 года это диаконство было упразднено с целью создания кардинального диаконства Сан-Аполлинаре алле-Терме Нерониан-Алессандрин . [ нужна ссылка ]

Влияние [ править ]

1824 года Павильон Генриетты Вегнер в в Осло знаменитом парке Фрогнер представляет собой раскрашенную миниатюрную копию купола Пантеона.
Лоу Мемориальная библиотека Колумбийского университета , спроектированная Чарльзом Фолленом Маккимом.

Пантеон , как наиболее хорошо сохранившийся образец древнеримского монументального здания , оказал огромное влияние на западную архитектуру, по крайней мере, с эпохи Возрождения ; [70] начиная с , построенного Брунеллески 42-метрового (138 футов) купола Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции в 1436 году. [71]

Среди наиболее известных версий — церковь Санта-Мария-Ассунта (1664 г.) в Аричче работы Джана Лоренцо Бернини , которая последовала за его работой по восстановлению римского оригинала. [72] Дом Бель-Айл (1774 г.) в Англии и Томаса Джефферсона библиотека в Университете Вирджинии , Ротонда (1817–1826 гг.). [72] Другие включают Ротонду Мосты на Мальте (1833 г.). [73] Архитектор Карл Людвиг Энгель также черпал влияние структуры Пантеона церкви Нокиа (1837 г.). [74] Другие известные копии, такие как Ротонда (Нью-Йорк) (1818 г.), не сохранились. [75]

Портико-купольную форму Пантеона можно обнаружить во многих зданиях XIX и XX веков; Его структуру повторяют многочисленные правительственные и общественные здания, мэрии , университетские здания и публичные библиотеки . [76] 1824 года Павильон Генриетты Вегнер в в Осло знаменитом парке Фрогнер представляет собой раскрашенную миниатюрную копию купола Пантеона. [77] Купол Парфенона послужил источником вдохновения для Фольксхалле , актового зала, запланированного, но так и не построенного нацистским немецким архитектором Альбертом Шпеером для запланированного Адольфом Гитлером переустройства Берлина как « Германии ». [78]

См. также [ править ]

Общий:

Примечания [ править ]

  1. ^ Хотя написание «Пантеон» является стандартным в английском языке, только «Пантеум» в классической латыни встречается ; см., например, Плиний, Естественная история 36.38 : «Агрипп Пантеум декоравит Диоген Афинский». См. также Оксфордский латинский словарь , св. «Пантеум»; Оксфордский словарь английского языка , название «Пантеон» : «постклассический латинский пантеон — храм, посвященный всем богам (6 век; сравните классический латинский пантеон )».

Сноски [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Пантеон". Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. Декабрь 2008 года.
  2. ^ Макдональд 1976 , стр. 12–13.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мур, Дэвид (1999). «Пантеон» . romanconcrete.com . Проверено 26 сентября 2011 г.
  4. ^ Раш 1985 , с. 119
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макдональд 1976 , с. 18
  6. ^ Саммерсон (1980), 38–39, 38 цитируется.
  7. ^ Оксфордский словарь английского языка
  8. ^ Циглер, Конрат (1949). «Пантеон». Настоящая энциклопедия классической древности Поли: новое издание . Том XVIII. Штутгарт. стр. 697–747. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Томас, Эдмунд (2004). «От Пантеона Богов к Пантеону Рима». В Ричарде Ригли; Мэтью Краск (ред.). Пантеоны; Трансформации монументальной идеи . Олдершот: Эшгейт. п. 17. ISBN  978-0754608080 .
  10. ^ Циолковский, Адам (1994). «Был ли пантеон Агриппы храмом Марса в Кампо?». Документы Британской школы в Риме . 62 : 265. дои : 10.1017/S0068246200010084 . S2CID   191523665 .
  11. ^ Кассий Дион , Римские истории 53.27, ссылка на Макдональда 1976 , стр. 76
  12. ^ Циолковский, Адам (1994). «Был ли пантеон Агриппы храмом Марса в Кампо?». Документы Британской школы в Риме . 62 : 271. дои : 10.1017/S0068246200010084 . S2CID   191523665 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Годфри, Пол; Хемсолл, Дэвид (1986). «Пантеон: храм или ротонда?». У Мартина Хенига; Энтони Кинг (ред.). Языческие боги и святыни Римской империи (Монография № 8 изд.). Комитет Оксфордского университета по археологии. п. 199.
  14. ^ Годфри, Пол; Хемсолл, Дэвид (1986). «Пантеон: храм или ротонда?». У Мартина Хенига; Энтони Кинг (ред.). Языческие боги и святыни Римской империи (Монография № 8 изд.). Комитет Оксфордского университета по археологии. п. 198.
  15. ^ Дион, Кассий. «Римская история» . п. 53.23.3.
  16. ^ Циолковски, Адам (1999). Топографический лексикон города Рима 4 . Рим: Квазар. стр. 55–56.
  17. ^ Циолковский, Адам (1994). «Был ли пантеон Агриппы храмом Марса в Кампо?». Документы Британской школы в Риме . 62 : 261–277. дои : 10.1017/S0068246200010084 . S2CID   191523665 .
  18. ^ Циолковский, Адам (1994). «Был ли пантеон Агриппы храмом Марса в Кампо?». Документы Британской школы в Риме . 62 : 275. дои : 10.1017/S0068246200010084 . S2CID   191523665 .
  19. ^ Томас 1997 , с. 165
  20. ^ «Пантеон» . Romereborn.virginia.edu. Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  21. ^ Хетланд, Лиза (9–12 ноября 2006 г.). Грасхофф, Г; Хайнцельманн, М; Вефлер, М. (ред.). «О датировке Пантеона». Пантеон в Риме: материалы конференции . Берн.
  22. ^ Циолковский, Адам (9–12 ноября 2006 г.). Грасхофф, Г; Хайнцельманн, М; Вефлер, М. (ред.). «Как выглядел Пантеон Агриппы? Новые ответы на старый вопрос». Пантеон в Риме: материалы конференции . Берн: 31–34.
  23. ^ Плиний, Старший. «Естественная история» . п. 34.7.
  24. ^ Плиний, Старший. «Естественная история» . п. 36.4.
  25. ^ Плиний, Старший. «Естественная история» . п. 9.58.
  26. ^ Кляйнер 2007 , с. 182
  27. ^ Рэймидж и Рэймидж 2009 , с. 236
  28. ^ Циолковский, Адам (9–12 ноября 2006 г.). Грасхофф, Г; Хайнцельманн, М; Вефлер, М. (ред.). «Как выглядел Пантеон Агриппы? Новые ответы на старый вопрос». Пантеон в Риме: материалы конференции . Берн: 39.
  29. ^ Циолковски, Адам (2007). Лев; Паломби; Уокер (ред.). Res Bene Gestae: Исследование городской истории Древнего Рима в честь Евы Маргреты Стейнби . Рим: Квазар.
  30. ^ Луиджи Пиале; Мариано Васи (1851 г.). Новый путеводитель по Риму и окрестностям согласно Васи и Нибби: содержащий описание памятников, галерей, церквей [и т. д.], тщательно переработанное и расширенное, с отчетом о последних антикварных исследованиях . Л. Пиале. п. 272.
  31. ^ Джузеппе Мелькиорри (1834 г.). Паоло Бадали (ред.). «Новый методический справочник по Риму и его пригородам – третья часть» . Архив итальянских путешественников в Риме и Лацио - Национальный институт римских исследований (на итальянском языке). Университет Тушиа . Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года . Проверено 3 марта 2014 г.
  32. ^ Эммануэль Родоканачи (1920). Древние памятники Рима существуют до сих пор: мосты, стены, дороги, акведуки, стены Рима, дворцы, храмы, арки (на французском языке). Либ. Топор. п. 192.
  33. ^ Иоанн Диакон, Monumenta Germaniae Historia (1848) 7.8.20, цитируется по MacDonald 1976 , p. 139
  34. ^ Папы Бонифаций III – VII (архивная копия) oce.catholic.com , по состоянию на 11 апреля 2021 г.
  35. ^ Эндрю Дж. Эконому. Византийский Рим и греческие папы. Лексингтонские книги, Торонто, 2007 г.
  36. ^ «Основные моменты Британского музея» . Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года.
  37. ^ Мормандо, Франко (2011). Бернини: его жизнь и его Рим . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-53851-8 . Проверено 3 января 2012 г.
  38. ^ ДюТемпл, Лесли А. (2003). Пантеон . Миннеаполис: Lerner Publns. п. 64 . ISBN  978-0822503767 . Проверено 8 мая 2011 г. Башни пантеона Бернини.
  39. ^ Мардер 1991 , с. 275
  40. ^ «Еще один вид интерьера работы Панини (1735 г.), Музей Лихтенштейна, Вена» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года.
  41. ^ «Пантеон, Руины и раскопки Древнего Рима» . Родольфо Ланчиани. Архивировано из оригинала 1 июля 2007 года.
  42. ^ «Законодательный орган № 14 об инспекционном аудите № 4-08615» . Сенат Республики (на итальянском языке). Сенат Италии . Проверено 29 декабря 2017 г.
  43. ^ Макдональд 1976 , стр. 63, 141–142; Кларидж 1998 , с. 203
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилсон-Джонс 2003 , Загадка Пантеона: Внешний вид, стр. 199–206.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тейлор, Рабун (2003). Римские строители, исследование архитектурного процесса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 129–131. ISBN  0521803349 .
  46. ^ Макдональд, Уильям Л. (1965). Архитектура Римской империи, том. 1: Вводное исследование . Издательство Йельского университета. стр. 111–113. ISBN  978-0300028195 .
  47. ^ Паркер, Фреда. «Пантеон – Рим – 126 год нашей эры» . Монолитный. Архивировано из оригинала 26 мая 2009 года . Проверено 8 июля 2009 г.
  48. ^ Уилсон-Джонс 2003 , Загадка Пантеона: Внешний вид, стр. 206–212.
  49. ^ Уилсон-Джонс 2003 , Загадка Пантеона: Внешний вид, стр. 206–207.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Синти и др. 2007 , с. 29
  51. ^ Кларидж 1998 , с. 204
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коуэн 1977 , с. 56
  53. ^ Уилсон-Джонс 2003 , с. 187, Принципы римской архитектуры.
  54. ^ Марк и Хатчинсон, 1986 г.
  55. ^ Макдональд 1976 , с. 33 «В ней [ротонде] тут и там, на разных уровнях, есть отверстия, которые ведут в некоторые из множества различных камер, которые пронизывают структуру ротонды, соты, которые являются неотъемлемой частью сложного инженерного решения... "
  56. ^ Мур, Дэвид (февраль 1993 г.). «Загадка древнеримского бетона» . S Департамент внутренних дел, Бюро мелиорации, регион Верхнего Колорадо . www.romanconcrete.com . Проверено 20 мая 2013 г.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рот 1992 , с. 30
  58. ^ Кларидж 1998 , стр. 204–205.
  59. ^ Ланкастер 2005 , стр. 44–46.
  60. ^ Оттони, Федерика; Блази, Карло (4 марта 2015 г.). «Обруч как древнее средство консервации больших каменных куполов» . Международный журнал архитектурного наследия.
  61. ^ Макдональд 1976 , с. 34, Уилсон-Джонс 2003 , с. 191
  62. ^ «Римский Пантеон» . www.rome.info . Проверено 7 ноября 2018 г.
  63. ^ «Пантеон» . история.com . Проверено 7 ноября 2018 г.
  64. ^ Уилсон-Джонс 2003 , Загадка Пантеона: Интерьер, стр. 182–184.
  65. ^ Ланкастер 2005 , с. 46
  66. ^ Уилсон-Джонс 2003 , Загадка Пантеона: Интерьер, стр. 182–183.
  67. ^ Де ла Круа, Хорст; Тэнси, Ричард Г.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 228 . ISBN  0155037692 .
  68. ^ Уилсон-Джонс 2003 , Загадка Пантеона: Интерьер, стр. 184–197.
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мардер 1980 , с. 35
  70. ^ Макдональд 1976 , стр. 94–132.
  71. ^ Король 2000
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саммерсон (1980), 38–39
  73. ^ Скьявоне, Майкл Дж. (2009). Словарь мальтийских биографий Vol. 2 Г–З . Пьета : Публикации Независимости. стр. 989–990. ISBN  978-9993291329 .
  74. ^ «Энгель, Карл Людвиг (1778–1840)» . Национальная биография Финляндии . Проверено 4 февраля 2024 г.
  75. ^ Готэм: История Нью-Йорка до 1898 года . Издательство Оксфордского университета. 1998. с. 468.
  76. ^ Макдональд, Уильям Ллойд (2002). Пантеон: замысел, значение и потомство . Издательство Гарвардского университета. п. 94. ИСБН  978-0674010192 .
  77. ^ «Исторические летние поездки: Во Фрогнерпаркене» . Афтенпостен . Проверено 26 мая 2024 г.
  78. ^ Ширбарт, Пол (2015). «Новая жизнь: архитектурный апокалипсис». Городская Корона . Автор: Таут, Бруно. Миндруп, Мэтью; Альтенмюллер-Льюис, Ульрике (ред.). Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. п. 78. ИСБН  9781317038078 .

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Предшественник
Луперкаль
Достопримечательности Рима
Пантеон
Преемник
Базилика Порта-Маджоре
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eed9683c69202a63d09be831f472d210__1717840740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/10/eed9683c69202a63d09be831f472d210.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pantheon, Rome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)