Могила Эврисака Пекаря
Координаты | 41 ° 53'29,16 "N 12 ° 30'55,08" E / 41,8914333 ° N 12,5153000 ° E |
---|
Могила пекаря Марка Вергилия Эврисака — один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся погребальных памятников вольноотпущенника в Риме . Его скульптурный фриз — классический образец «плебейского стиля» в римской скульптуре . Эврисак построил гробницу для себя и, возможно, также для своей жены Атистии примерно в конце республики ( ок. 50–20 гг. До н. э.). Расположенная на видном месте недалеко от сегодняшних Порта-Маджоре , гробница была преобразована в результате ее включения в Аврелиеву стену ; гробницу закрывала башня, воздвигнутая впоследствии Гонорием , остатки которой были обнажены после ее удаления Григорием XVI в 1838 году. [1] Что особенно важно в этой экстравагантной гробнице, так это то, что она была построена вольноотпущенником , бывшим рабом .
Три стороны слегка трапециевидной структуры остались практически нетронутыми. Все они имеют одинаковую форму: простой нижний этаж, который сейчас в основном находится ниже уровня земли, но открыт, состоит из пар соединенных между собой колонн между плоскими вертикальными плитами, стиснутых вместе без пространства между ними. Эффект далек от классических порядков ; по углам плиты переходят в пилястры, возвышающиеся на верхнем уровне, к неортодоксальным капителям, сочетающим завитки по бокам с растительными формами в центре. [2] На верхнем этаже есть необычные круглые отверстия, которые, как сейчас полагают, представляют собой месильные чаши или сосуды для измерения зерна. Под карнизом находится фриз с непрерывными рельефными сценами, показывающими работу пекарни, где Эврисак заработал, очевидно, значительное состояние. Реконструкции представляют собой плавно поднимающуюся крышу над этим зданием, ныне утраченную. [3]
Марк Виргилий Эврисак
[ редактировать ]Хотя на памятнике нет убедительного заявления о том, что Эврисак был вольноотпущенником (в надписи нет буквы «L», обозначающей libertus ), есть ряд причин полагать, что это было именно так. Его имя принимает форму римского преномена и номена, за которыми следует греческий когномен , номенклатура, типичная для вольноотпущенника, сочетающая в себе идентичность бывшей семьи-владельца с идентичностью человека, находившегося в рабстве. В надписи также отсутствует родство, обычное для свободнорожденных . Упоминаемые банальные и трудоемкие занятия, например, выпечка, обычно не отмечаются свободнорожденными высшими классами. Необычная форма памятника и его надписи также использовались для определения Эврисака как нувориша- парвеню в манере Трималхиона с его «наивной показухой», вульгарно имитирующей элитарную культуру. [4] [5] [6]
Чуть более поздняя Пирамида Цестия — еще одна индивидуалистическая гробница явно богатого человека, не входящего в традиционную элиту; в данном случае, возможно, имелось в виду его участие в кампаниях в Нубии .
Параметр
[ редактировать ]Похороны в пределах померия или священной границы города обычно были запрещены. Хотя точная протяженность померия на различных этапах его истории неизвестна, считается, что позже он совпадал со стенами Аврелиана , возможно, простираясь до района Порта-Маджоре после его расширения Клавдием . [7] [8] Улицы с гробницами, расположенные на видном месте недалеко от городских ворот, известны в Помпеях, а также на Виа Аппиа . [9] Гробница Эврисака, расположенная на пересечении улиц Виа Пренестина и Виа Лабикана , непосредственно перед въездом в Рим, занимала особенно видное место, и ее трапециевидная форма, вероятно, была продиктована доступным пространством. [10] Известны и другие погребальные комплексы в окрестностях, в том числе колумбарий Статилия Таврического , консула во времена Августа , с более чем семьюстами локулами или погребальными нишами; и гробница Societas Cantorum Graecorum (Ассоциации греческих певцов), построенная в первом веке до нашей эры. [4] В местных раскопках также была найдена надпись, относящаяся к другому булочнику, Огульнию. [11] [примечание 1]
Памятник
[ редактировать ]Гробница, затмеваемая более поздней Аква Клаудией , возвышается на высоту около тридцати трех футов. Из бетона, облицованного травертином на основании из туфа , он представляет собой памятник как Эврисаку, так и, через фриз, более широкой профессии хлебопекарного дела. Стиль, сильно отличающийся от классических римских стилей гробниц, выделяет гробницу Эврисака.
Сохранившаяся часть надписи гласит : EST HOC MONIMENTVM MARCEI VERGILEI EVRYSACIS PISTORIS REDEMPTORIS APPARET , или по-английски: «Это памятник Марку Вергилию Эврисаку, пекарю, подрядчику, государственному служащему». [1] Хотя последнее слово в этой цитате, «Аппарет», часто переводится как государственный служащий, настоящее латинское слово, обозначающее государственного служащего, — appāritor ; этот термин также может относиться к привратнику, возможно, каламбурив на местонахождении гробницы. Appāret — это глагол, означающий «появляется, делает очевидным», однако этот перевод, похоже, не соответствует остальной части надписи. Слово Apparet еще предстоит перевести в контексте этой цитаты.
В BBC документальном фильме «Знакомьтесь с римлянами с Мэри Берд » профессор Мэри Берд переводит appāret как «это очевидно!» Бирд предполагает, что аппарет сигнализирует о шутке, как бы говоря: «Понял?!». Так, Бирд переводит эпитафию как «Это памятник Марку Вергилию Эврисаку, пекарю, подрядчику, это очевидно». [12]
хлеба . По верху гробницы проходит рельеф, изображающий различные этапы производства [13] Рельеф изображает на южной стороне доставку и помол зерна и просеивание муки; на севере - замес и замес теста, формирование батонов и выпечка в куполообразной печи типа "пицца"; а на западе — складывание буханок в корзины и их взвешивание. [4] [10]
Связанные находки
[ редактировать ]Во время сноса наложенных позднеантичных укреплений папой Григорием XVI в полный рост в 1838 году был обнаружен рельефный портрет мужчины и женщины в тоге и палле (перенесенный в Палаццо деи Консерватори ); вместе с надписью в честь некой Атистии, доброй жены, останки которой были помещены в хлебницу; и урна, имеющая форму такой хлебницы. [4] [примечание 2] Кража женской головы с рельефа в 1934 году и неуверенность относительно нынешнего местонахождения урны, предположительно находящейся где-то в Museo Nazionale Romano , означают, что их исследование теперь проводится на основе рисунков раскопок и ранних фотографий. [4] Реконструкции обычно связывают эти предметы с гробницей на основании их стиля, тематики и места находки: Атистия стала женой Эврисака, а двойной рельеф и надпись заняли верхний регистр ныне утраченного восточного фасада гробницы. [4]
Могилы вольноотпущенников
[ редактировать ]Эта гробница, возможно, одна из многих роскошных гробниц, созданных вольноотпущенниками. Эти люди изначально были рабами, которые затем получили свободу и стали римскими гражданами. Свобода могла быть дарована хозяевами за тяжелый труд или куплена за счет пекулий или заработков. Став свободными, они все еще подвергались некоторой службе своим бывшим хозяевам. Однако они гордились своей работой, поскольку именно она позволила им обрести свободу. Из-за этого они много раз создавали роскошные погребальные памятники, такие как гробница Эврисака. За исключением своих бывших владельцев, эти вольноотпущенники не имели официальных семейных линий, которые были важны в римском обществе. Таким образом, эти гробницы, возможно, были попыткой начать семейную историю, которую смогут оценить будущие поколения.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ OGULNIUS PITOR SIMI (laginarius) / AMICUS [Эврисак?] или «Огулний, пекарь, торговец мукой, друг [Эврисака?]»
- ^ FVIT ATISTIA VXOR MIHEI / FEMINA OPITVMA VEIXSIT / QVOIVS CORPORIS RELIQVAE / QVOD SVPERANT SVNT IN / HOC PANARIO или «Атистия была моей женой; самой превосходной женщиной в жизни; уцелевшие остатки ее тела находятся в этой хлебнице»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Платнер, Сэмюэл Болл; Эшби, Томас (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Издательство Оксфордского университета . п. 479 «Сепулькрум Эврисакис». ISBN 0199256497 .
- ^ Капители более типичны для внутреннего оформления с помощью краски или лепнины, чем для большого каменного фасада. Они являются своего рода предвосхищением Композитного порядка , обычно прослеживаемого несколько позже.
- ^ «Рим, Гробница Эврисака, модель — Ливий» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Петерсен, Лорен Хакворт (2003). «Пекарь, его могила, его жена и ее житница: памятник Эврисаку в Риме». Художественный вестник . 85 (2). Ассоциация искусств колледжа : 230–257. дои : 10.2307/3177343 . JSTOR 3177343 .
- ^ Петерсен, Лорен Хакворт (2006). Вольноотпущенник в римском искусстве и истории искусств . Издательство Кембриджского университета . стр. 84–122. ISBN 9780521858892 .
- ^ Стюарт, Питер (2008). Социальная история римского искусства . Издательство Кембриджского университета . стр. 64 ф. ISBN 9780521016599 .
- ^ Дей, Хендрик В. (2011). Аврелиева стена и перестройка императорского Рима, 271–855 гг . н.э. Издательство Кембриджского университета . стр. 211, 209 и далее. ISBN 9780521763653 .
- ^ Коутс-Стивенс, Роберт (2008). Порта-Маджоре: памятник и пейзаж: археология и топография южного Эсквилина от позднереспубликанского периода до наших дней . Л'Эрма ди Бретшнайдер. ISBN 9788882652906 .
- ^ Яшемски, Вильгельмина (1971). «Сады гробниц в Помпеях». Классический журнал . 66 (2). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга : 97–115.
- ^ Jump up to: а б Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический справочник . Издательство Оксфордского университета . стр. 359 и далее . ISBN 0192880039 .
- ^ Коарели, Филиппо (2007). Рим и окрестности: Археологический справочник . Издательство Калифорнийского университета . стр. 204 и далее . ISBN 9780520079601 .
- ^ «Эпизод первый: Все дороги ведут в Рим». Знакомьтесь с римлянами вместе с Мэри Бирд . Эпизод Эпизод первый: Все дороги ведут в Рим. Апрель 2012 г., 30:50 минут. BBC.
- ^ «Гробница Марка Вергилия Эврисака» . Управление культурного наследия . Проверено 23 апреля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чианчо Россетто, Паола (1973). Могила пекаря Марко Вергилия Эврисака у Порта-Маджоре . Рим: Институт римских исследований . ISBN 9788873110675 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лучентини, М. (31 декабря 2012 г.). Путеводитель по Риму: Шаг за шагом по величайшему городу в истории . Интерлинк. ISBN 9781623710088 .
СМИ, связанные с гробницей Эврисака (Рим), на Викискладе?
Предшественник Пирамида Цестия | Достопримечательности Рима Могила Эврисака Пекаря | Преемник Могила Хиларуса Фускуса |