Jump to content

Термы Каракаллы

Координаты : 41 ° 52'46 "N 12 ° 29'35" E  /  41,87944 ° N 12,49306 ° E  / 41,87944; 12.49306
Термы Каракаллы
Латынь : Thermae Antoninianae.
Вид на бани с юго-запада. Кальдарий . должен был быть впереди изображения
Термы Каракаллы находятся в Риме.
Термы Каракаллы
Термы Каракаллы
Расположение бань в Риме в древности
Карта
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра
Альтернативное название Русский : Термы Каракаллы.
Расположение Рим , Италия
Область Общественный плавательный бассейн Regio XII
Координаты 41 ° 52'46 "N 12 ° 29'35" E  /  41,87944 ° N 12,49306 ° E  / 41,87944; 12.49306
Тип Термы
Часть Древний Рим
Область 100 000 м 2 (1 100 000 кв. футов)
Объем 8 000 000 л (1 800 000 имп галлонов; 2 100 000 галлонов США) (вода для ванн) [1]
Высота 40 м (130 футов) [1]
История
Строитель Каракалла
Материал Мрамор, пуццолан , известь , туф , базальт.
Основан вероятно, 212–216/217 ( 212–216/217 ) нашей эры.
Заброшенный около 537 ( 537 ) н.э.
Периоды Империал
Примечания к сайту
Состояние в руинах
Публичный доступ Ограниченный
Архитектура
Архитектурные стили Древний римлянин
Официальное название Термы Каракаллы
Тип Культурные, художественные, исторические, архитектурные, религиозные
Критерии я, ii, iii, iv,
Исторический центр Рима...
Список древних памятников
в Риме

Термы Каракаллы ( итальянский : Terme di Caracalla ) в Риме , Италия , были вторыми по величине римскими общественными банями, или термами , после Терм Диоклетиана . Термы, вероятно, были построены между 212 (или 211) и 216/217 годами нашей эры, во времена правления императоров Септимия Севера и Каракаллы . [2] Они действовали до 530-х годов, а затем пришли в запустение и разорение.

Как во время, так и после их эксплуатации в качестве бань, они послужили источником вдохновения для многих других известных зданий, древних и современных, таких как Термы Диоклетиана , Базилика Максенция , первоначальный Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке, Чикагский вокзал Юнион и Сенат. здания Канады . Произведения искусства, восстановленные из руин, включают знаменитые скульптуры, такие как Фарнезский Бык и Фарнезский Геркулес .

Сегодня Термы Каракаллы являются туристической достопримечательностью .

Строительство

[ редактировать ]

Строительство бань, вероятно, было начато императором Септимием Севером и завершено во время правления его сына Каракаллы . Они были открыты в 216 году нашей эры. Термы располагались в южной части города, Regio XII Piscina Publica , где члены семьи Северан заказали другие строительные работы: Виа Нова, ведущая к баням, и Септизодиум на близлежащем Палатинском холме . [3] : 7  Место, выбранное для бань, раньше принадлежало обширному садовому поместью, известному как horti Asiniani , построенному Гаем Азинием Поллионом во время правления Августа . [4] Скульптурная группа «Бык Фарнезе» , которая позже была перенесена в Термы Каракаллы, уже присутствовала на этом месте во времена Поллиона, который привез ее для показа в своих садах. [4]

Имение Поллиона было присвоено Каракаллой для строительства своих бань; существующие постройки в некоторых случаях были снесены до первых этажей, засыпаны землей и заложены в фундамент нового комплекса. Остатки одной из этих построек, благородного domus (дома), были раскопаны сначала Франческо Фикорони в середине 18 века, а затем в 1860–1867 годах Дж. Б. Гуиди. [5] Недавно этот двухэтажный дом глубоко под банями, построенный в 134-138 годах во времена правления Адриана , [6] и частично разрушенный в 206 году, был открыт для публики, открывая богато украшенные фресками потолки и ларарий , комнату, посвященную римским и египетским богам. [7]

Чтобы работы были в основном завершены во времена Каракаллы, рабочим нужно было укладывать более 2000 тонн (2200 коротких тонн ) материала каждый день в течение шести лет. [8]

Работа над дополнительными украшениями продолжалась при преемниках Каракаллы Элагабале и Севере Александре . Термы, вероятно, были в основном закончены к 235 году. Более поздние ремонтные работы проводились при Аврелиане (после пожара) и Диоклетиане . При Константине Великом кальдарий . был модифицирован [3] : 7–8 

Здание отапливалось с помощью гипокауста , системы сжигания угля и дров под землей для нагрева воды, подаваемой по специальному акведуку . Бани были бесплатными и открыты для публики.

Поздняя античность

[ редактировать ]

Термы были полностью функциональны в V веке, когда их называли одним из семи чудес Рима. Олимпиодор из Фив упоминает вместимость 1600 человек. Это интерпретируется как максимальное количество одновременных посетителей, поскольку считается, что ежедневная пропускная способность составляла от 6000 до 8000 купающихся. [3] : 8 

Ванны использовались до VI века. В середине IV века возникло место христианского паломничества, известное как titulus Fasciolae , недалеко от бань возле церкви Санти-Нерео и Ахиллео . Таким образом, бани стали полезны паломникам и церковной общине для водоснабжения. [4] В 537 году во время войны Готской Витиг из остготов осадил Рим и перекрыл подачу воды в город. Вскоре после этого бани были заброшены. [9] Расположенные слишком далеко от все еще населенного района Рима, термы в основном не использовались, но в VI и VII веках, по-видимому, использовались для захоронений паломников, умерших после ухода за ними в близлежащем ксенодохии Санти-Нерео и Ахиллео. Внутри бани было найдено несколько простых гробниц этой эпохи. [3] : 8–9 

Папы Адриан I , Сергий II и Николай I, возможно, провели некоторые работы по строительству акведука в 9 веке. [3] : 9 

Землетрясение 847 года разрушило большую часть здания, а также многие другие римские постройки. [10]

Другое использование

[ редактировать ]

По крайней мере, с XII века бани использовались в качестве карьера для строительных материалов и декоративных элементов для повторного использования в церквях и дворцах (например, в Пизанском соборе и Санта-Мария-ин-Трастевере ). [3] : 9 

В 14 веке эта территория использовалась под виноградники и сады. В 15 веке папа Пий II использовал камень из Терм при строительстве Лоджии Благословения в базилике Святого Петра . [11] В 1524 году папа Климент VII предоставил кардиналу Лоренцо Пуччи лицензию на раскопки для удаления неограниченного количества колонн, мрамора, травертина и другого древнего камня из терм Каракаллы для нового дворца, который кардинал строил недалеко от собора Святого Петра. [12] В середине 16 века преемник Климента Папа Павел III провел раскопки в этом районе во время строительства своей новой виллы. В это время сохранились значительные архитектурные украшения, о чем свидетельствуют рисунки архитекторов эпохи Возрождения Андреа Палладио , Джованни Антонио Дозио и Антонио да Сангалло Старшего . [13]

Гравюра «Термы Каракаллы» работы Авраама-Луи-Родольфа Дюкро , ок. 1780 г.

Раскопки Павла III между 1545 и 1547 годами обнаружили множество крупных статуй из мрамора и бронзы, а также бесчисленные архитектурные фрагменты, лампы, инталии и камеи. Количество материалов было настолько велико, что для размещения коллекции был создан музей, известный как Museo Farnese (перенесенный в Real Museo Borbonico в конце 18 века). [14] Папа предоставил эту территорию римской семинарии иезуитов . Его использовали как игровую площадку для детей. Филипп Нери , возможно, привел сюда детей из своей оратории — считается, что он заказал фреску «Мадонна», поддерживаемая ангелом, до сих пор находящаяся в natatio . [3] : 10–2 

Между 16 и 18 веками интерес к сооружению возродился, и несколько известных архитекторов сделали рисунки руин ( Андреа Палладио , Джованни Баттиста Фальда , Джамбаттиста Нолли и Джулиано да Сангалло ). [3] : 12 

Акведук, обслуживающий бани, использовался до 19 века. Акведук Аква Антониниана, ответвление более ранней Аква Марсии , также работавшей при Диоклетиане, был специально построен для обслуживания бань. [ нужна ссылка ]

Раскопки и реставрация

[ редактировать ]
Фреска Диониса с триклиниевого потолка дома, встроенного в Термы Каракаллы (Рим)

В 1824 году раскопки в банях проводил граф Эджидио ди Вело, чьи находки включали мозаику с изображением спортсменов, которая сейчас находится в музеях Ватикана . Дальнейшую работу продолжил Луиджи Канина во фригидарии (до середины XIX века), а затем Баттиста Гуиди (1860–187). [3] : 12 

В ходе реставрационных работ в центральной части комплекса с 1866 по 1869 год были обнаружены торс Геракла, порфировые колонны и фигурно-украшенные капители. В 1870 году территория перешла в собственность итальянского правительства и Пьетро Роза провел раскопки в восточной палестре . В 1878–1879 годах Джузеппе Фиорелли обнаружил мозаику в кальдарии и западной палестре . [3] : 14 

С начала 20 века раскопки распространились на внешние части комплекса и вниз, обнаружив подземные ходы, в том числе Митреум (см. Ниже). Систематическая работа над галереями, начатая в XVIII и XIX веках, возобновилась после 1901 года. На восточной стороне дополнительные работы были проделаны в конце 1930-х годов, когда в кальдарии была установлена ​​оперная сцена . За исключением нескольких эскизов, никаких документов об этих реставрациях не сохранилось. [3] : 14 

Дальнейшие восстановительные работы проводились в 1980-х годах, когда в этом районе была расчищена густая растительность и незаконно построенные дома. Тогда же были восстановлены южная стена с цистернами, юго-западная библиотека и восьмиугольный зал, известный как Храм Юпитера. В 1998–1999 годах оперную сцену разобрали и к баням пристроили современные помещения для посетителей. Они вновь открылись для публики в 2001 году. [3] : 14 

Термы были единственным археологическим объектом в Риме, пострадавшим в результате землетрясения недалеко от Аквилы в 2009 году. [15] В августе 2016 года им был нанесен незначительный ущерб в результате землетрясения в центральной Италии . [16]

Описание

[ редактировать ]
Обзорный план
Часть внутреннего раздела

Банный комплекс занимал площадь около 25 гектаров (62 акра). Комплекс прямоугольной формы размером 337х328 м. Его строительство потребовало перемещения значительного количества земли, поскольку части близлежащих холмов пришлось убрать или сровнять с платформами. При строительстве было использовано несколько миллионов кирпичей. В банях было не менее 252 колонн, 16 из которых имели высоту более 12 м. [3] : 19 

Вода в бани подавалась недавно построенной Аква Антониниана из крупного источника Аква Марсия. Точный путь акведука, снабжающего ванны, неизвестен, поскольку обнаружено лишь несколько его сегментов. Акведук соединялся с южной стороной бань, где наполнял 18 цистерн. Они, в свою очередь, были соединены свинцовыми трубами с собственно ваннами. [3] : 20–1 

Бани соответствовали образцу римских бань «великих императорских бань». Это были скорее развлекательные центры, чем просто бани. Помимо купания, комплекс также предлагал возможности для прогулок, чтения/учебы, занятий спортом и ухода за телом. Главное здание стояло в центре и не было связано с окружающими стенами, в которых располагались цистерны, две симметричные библиотеки (юг), две большие экседры (восток и запад) и таверны (магазины) на севере. Размеры сохранившейся библиотеки составляют 38 × 22 м. Между внешней стеной и центральным комплексом располагались сады ( xystus ). [3] : 25–7 

Ось ванн была проложена с северо-востока на юго-запад, чтобы использовать солнечное тепло. Кальдарий на обращен на юго-запад, фригидарий — северо-восток. В целом зона ванны располагалась вдоль единой линейной оси. Однако раздевалки и палестра были расположены симметрично по обеим сторонам здания, что облегчало доступ и облегчало поток людей в термальную зону и из нее, тем самым увеличивая количество потенциальных пользователей бань. [3] : 22 

Главное здание бани имело размеры 214 × 110 м, а высота до верха крыши - 44 м (145 футов); оно покрыло Площадь 2,6 га ( 6 + 1 акра ) и вмещает около 1600 купающихся. [17]

Интерьер

[ редактировать ]
Термы Каракаллы (реконструктивный рисунок 1899 г.)

Бани были вторыми была публичная библиотека в комплексе, где . Как и в других публичных библиотеках Рима, здесь было две отдельные комнаты или здания одинакового размера; один для на греческом языке текстов и один для текстов на латинском языке. [18] В сохранившейся библиотеке три стены были покрыты нишами (всего 32), в которых хранились книги. В большей нише в середине южной стены, вероятно, находилась статуя. Каменный выступ перед тремя другими стенами, вероятно, служил скамейкой. Пол выполнен из мрамора. [3] : 26–7 

Бани состояли из центрального фригидария (холодной комнаты) размером 58 м × 24 м (190 футов × 79 футов) под тремя паховыми сводами с двойным бассейном высотой 32,9 м (108 футов), тепидария (среднего размера) и круглого кальдария (горячего бассейна ). помещение) диаметром 35 м (115 футов), а также две палестры (залы, где практиковались борьба и бокс). В северо-восточном конце банного здания располагался бассейн или бассейн. [17] В кальдарии было семь бассейнов, во фригидарии — четыре, в тепидарии — два. Рядом с кальдарием находились сауны ( лаконики ). [3] : 28 

Центральным помещением был фригидарий , высокую крышу которого поддерживали восемь гигантских колонн из египетского гранита. Стены и пол были выполнены из мрамора. Зал выполнял двойную функцию: он был местом встреч и переходной зоной для посетителей, направлявшихся в другие части бани. Здесь также располагались холодные ванны в виде четырех бассейнов, два из которых были соединены с тепидарием , а два сообщались с натио через несколько водопадов. В середине фригидария находился еще один круглый бассейн (сейчас находится в Археологическом музее Неаполя), окружавший фонтан. По бокам его располагались еще два кирпичных бассейна. [3] : 30–1 

Кальдарий представлял собой круглую комнату с мраморным полом и куполом диаметром почти 36 м, близким к размеру купола Пантеона . Вес купола несли всего восемь каменных колонн. Между ними находились стеклянные окна, которые помогали обогревать большую комнату (и уменьшали вес стен). Его семь бассейнов имели размеры 9,5 × 5 м (глубина 1 м). Из них осталось только шесть. Седьмая была заменена небольшой апсидой во время реставрации Константина. [3] : 32–3 

олимпийских размеров Бассейн имел размеры 50 × 22 м. Стены возвышались на высоту более 20 м, а северный фасад состоял из трех огромных колонн из серого гранита. Между этими колоннами на нескольких уровнях располагались ниши, в которых располагались декоративные статуи. [3] : 33 

Натио не имело крыши, а над головой были установлены бронзовые зеркала , которые направляли солнечный свет в зону бассейна. Все здание бани находилось на приподнятой платформе высотой 6 м (20 футов), позволяющей разместить под зданием складские помещения и печи. [17]

Подземные особенности

[ редактировать ]
Туннель с мансардным окном

Обнаруженный в 1912 году Этторе Гисланцони, Митреум в банях считается крупнейшим задокументированным местом сбора поклонников Митры , персидского бога, который был в моде среди военных и в основном среди людей низшего сословия во 2-м и 3-м веках нашей эры. Митреум имел длину примерно 23 м (75 футов) и ширину 10 м (33 фута) с крестообразным потолком. Его можно лишь приблизительно датировать по двум основным событиям, связанным с банями: митреум был создан после завершения строительства комплекса примерно в 217 году нашей эры и, вероятно, больше не использовался, когда в 530-х годах был перерезан акведук, снабжающий комплекс. [1] [19]

Пол главной комнаты был покрыт черно-белой мозаикой. Вдоль стен стояли скамейки. На западной стене находится фреска с изображением Митры (или факелоносца). Единственным другим украшением был мраморный блок, грубо вырезанный в форме змеи. В полу у входа была обнаружена круглая яма, покрытая мраморной плитой, с терракотовой чашей, в которой находились остатки пшеничных посохов. Прямоугольное отверстие в полу открывает доступ к небольшому туннелю, который проходит под центром главного зала в соседнюю комнату, где есть вход/выход с лестницей. Эта уникальная особенность митреума вызвала споры. Большинство ученых рассматривают это как fossa sanguinis , ритуальную яму, над которой закалывали быка в центре митраистской мифологии, омывая в его крови одного или нескольких посвященных. Другие полагают, что его использовали как своего рода люк, позволяющий человеку инсценировать неожиданный вход в комнату. [1] [19] [3] : 40–3 

В соседнем помещении в 1912 году была найдена статуя Афродиты Анадиомены. Сейчас она находится в Национальном музее Романо в Термах Диоклетиана. [3] : 41, 43 

Помимо размещения митреума, туннели служили для обогрева бань и канализации для оттока воды. Их также использовали для хранения топлива для печей, которые, по оценкам, сжигали около 10 тонн древесины в день. Емкость склада оценивалась более чем в 2000 тонн древесины. [3] : 25 

В целом эти туннели тянулись на сотни метров под основным сооружением. Они освещались окнами типа светового люка, которые позволяли воздуху циркулировать и тем самым предохраняли хранившуюся древесину от гниения. [3] : 39 

Подземная водяная мельница была раскопана в 1912 году. Первоначально ее считали средневековой по происхождению, теперь считается, что она относится к античному периоду. Возможно, это была часть первоначальной конструкции бани. Повреждения от пожара указывают на то, что он сгорел в III веке, но был перестроен с некоторыми изменениями. [3] : 40 

Планы бани (подробнее здесь )

Основные размеры

[ редактировать ]
  • Максимум участка: 412 × 393 м (1352 × 1289 футов)
  • Внутренний: 337 × 328 м (1106 × 1076 футов)
  • Общий размер центрального блока: 214 × 110 м (702 × 361 фут)
  • Нататио (бассейн): 54 × 23 м (177 × 75 футов)
  • Фригидарий : 59 м × 24 м (194 × 79 футов), высота 41 м (135 футов).
  • Калдарий : 35 м (115 футов), высота 44 м (144 футов)
  • Внутренние корты: 67 × 29 м (220 × 95 футов)

Количество материалов

[ редактировать ]
  • Пуццолана : 341 000 м 3 (12 000 000 куб. футов)
  • Негашеная известь : 35 000 м 3 (1 200 000 куб. футов)
  • Туф : 341 000 м 3 (12 000 000 куб. футов)
  • Базальт для фундаментов: 150 000 м 3 (5 300 000 куб. футов)
  • Штук кирпича для облицовки: 17,5 млн.
  • Большие кирпичи: 520 000
  • Мраморные колонны в Центральном блоке: 252.
  • Мрамор для колонн и украшений: 6300 м. 3 (220 000 куб. футов)

Ориентировочные средние показатели рабочей силы на объекте

[ редактировать ]
  • Раскопки: 5200 человек.
  • Подструктура: 9500 человек.
  • Центральный блок: 4500 человек.
  • Украшение: 1800 человек.

Колонны фригидария высотой 12 м (39 футов) были сделаны из гранита и весили около 100 т (98 длинных тонн; 110 коротких тонн).

Произведения искусства

[ редактировать ]

Первоначально термы были украшены высококачественными скульптурами, которых, по оценкам, насчитывалось более 120. Несмотря на свое расположение в одном из рабочих районов города, из всех античных бань Рима термы Каракаллы оказались самыми роскошными. Ассортимент статуэток. Хотя многие из них были разрушены в средние века для производства извести, начиная с 16 века при Папе Павле III Фарнезе, скульптуры были раскопаны в этом районе, чтобы служить украшениями в недавно построенных палацци. [3] : 47, 51 

Среди хорошо известных произведений, найденных в термах Каракаллы, — Фарнезский бык (вероятно, из восточной палестры ) и Фарнезский Геркулес (из фригидария ), ныне находящиеся в Национальном археологическом музее в Неаполе ; другие находятся там, в Музее Каподимонте . Одной из многих статуй является колоссальная 4-метровая (13 футов) статуя Асклепия . [3] : 47–8 

Две гранитные ванны из фригидария были перенесены на площадь Фарнезе, где они до сих пор служат фонтанами работы Джироламо Райнальди . Гранитная колонна из natatio была перевезена во Флоренцию Козимо I Медичи на площади Санта-Тринита . Сейчас она известна как Колонна Правосудия . [3] : 51  В Латеранской коллекции музеев Ватикана находятся мозаики, состоящие из прямоугольных панелей с изображением спортсменов, которые были обнаружены в 1824 году в двух библиотечных экседрах к востоку и западу от банного комплекса. Они были отреставрированы и выставлены в музее Грегориано Профано . [20] [21] [22]

Культурное влияние

[ редактировать ]
Оригинальный вокзал Пенсильвании, Нью-Йорк (1910 г.)

Термы Каракаллы (и особенно центральный фригидарий ) оказали значительное влияние на архитектуру многих более поздних построек. В римские времена сюда входили Термы Диоклетиана и Базилика Максенция . [3] : 32 

В 19-м и начале 20-го века дизайн бань послужил источником вдохновения для нескольких современных построек, в том числе Георгиевского зала в Ливерпуле , оригинального Пенсильванского вокзала (снесенного в 1963 году) в Нью-Йорке , нынешнего здания Сената Канады. в Оттаве или главный зал Лейпцигского университета (снесен в 1968 г.).

В главных залах Пенсильванского вокзала, здания Сената Канады и вокзала Чикаго Юнион использовались прямые копии архитектуры фригидария . [3] [23]

Использовать как культурное место

[ редактировать ]

Опера и концерты

[ редактировать ]

Центральная часть банного комплекса ( кальдарий ) была летним домом труппы Римской оперы с 1937 по 1993 год. В 2001 году опера возобновила использование этого места, но теперь здесь используется временная передвижная сцена за пределами основного строения. что снижает нагрузку на античные руины. [3] : 14 

Это также концертная площадка, получившая известность как место и место проведения первого концерта «Три тенора» в 1990 году.

Спортинг

[ редактировать ]

Эта территория использовалась для проведения Гран-при Рима четыре раза с 1947 по 1951 год. [24] [25]

На летних Олимпийских играх 1960 года здесь проводились соревнования по гимнастике .

Ванны использовались в качестве места съемок фильма « Джон Уик: Глава 2» .

Посещение

[ редактировать ]

Обширные руины бань стали популярной туристической достопримечательностью. Бани открыты для публики за входную плату. Доступ ограничен определенными зонами/проходами, чтобы избежать дополнительного повреждения мозаичных полов.

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Доусон, Томас (22 ноября 2012 г.). «Уход в подземелье терм Каракаллы — археологическое путешествие» . Археологическое путешествие . Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 27 августа 2016 г.
  2. ^ Скарр, Крис (1999). Скарр, Крис (ред.). Семьдесят чудес древнего мира: великие памятники и как они были построены (1-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 178 . ISBN  9780500050965 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Гарбанья, Кристина, изд. (2016). Путеводитель по Термам Каракаллы . Мондадори Электа. ISBN  978-88-370-6302-3 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Андреа Карандини (2017). Атлас Древнего Рима . Издательство Принстонского университета. стр. 379–380.
  5. ^ Родольфо Ланчани (1897). Руины и раскопки Древнего Рима . Бостон, Нью-Йорк, Хоутон, Миффлин и компания. п. 533 –34.
  6. ^ Домус с фресками под Термами Каракаллы открывается http://www.thehistoryblog.com/archives/64499
  7. ^ Древний дом, найденный под банями Каракаллы, теперь выставлен на обозрение https://www.smithsonianmag.com/smart-news/baths-of-caracalla-unveils-frescoes-from-time-of-hadrian-180980332/
  8. ^ Уокер, Чарльз (1980). Чудеса Древнего мира . Нью-Йорк: Crescent Books. стр. 92–93 . ISBN  9780517318256 .
  9. ^ «Путеводитель по Риму туристическая информация - Памятники · Термы Каракаллы» . www.rome-guide.it . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 г. Проверено 15 сентября 2008 г.
  10. ^ ДеЛейн, Джанет (1997), Термы Каракаллы: исследование проектирования, строительства и экономики крупномасштабных строительных проектов в Имперском Риме , (1-е изд.), Лондон: JRA, стр. 169.
  11. ^ Родольфо Ланчиани (1899). Разрушение Древнего Рима . Макмиллан. п. 208.
  12. ^ Дэвид Кармон (2011). Руины Вечного города . Издательство Оксфордского университета. п. 96.
  13. ^ Родольфо Ланчани (1897). Руины и раскопки Древнего Рима: справочник для студентов и путешественников . Бостон, Нью-Йорк, Хоутон, Миффлин и компания. п. 536 .
  14. ^ Родольфо Ланчани (1897). Руины и раскопки Древнего Рима: справочник для студентов и путешественников . Бостон, Нью-Йорк, Хоутон, Миффлин и компания. п. 538 –9.
  15. ^ «Землетрясение в Аквиле повредило древние бани в Риме» . Телеграф . Телеграф Медиа Групп Лимитед. 6 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 27 августа 2016 г.
  16. ^ Кеннеди, Маев (24 августа 2016 г.). «Эксперты в области искусства опасаются, что землетрясение серьезно повредит историческим итальянским зданиям» . Хранитель . Проверено 27 августа 2016 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рот, Лиланд М. (2007). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение (2-е изд.). Боулдер, Колорадо: Вествью. ISBN  9780813390451 .
  18. ^ ДеЛейн, (1997), Термы Каракаллы , (1-е изд.), Лондон: JRA. п. 191.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Митреум в термах Каракаллы» . Американский институт римской культуры . 29 ноября 2012 года . Проверено 27 августа 2016 г.
  20. ^ Сэмюэл Болл Платнер; Томас Эшби (1929). «Топографический словарь Древнего Рима; Термы Антонинианы (Каракаллы)» . Издательство Оксфордского университета.
  21. ^ Дональд Уайт (1985). «Римская легкая атлетика: классические предшественники национальной мании» . Журнал «Экспедиция». п. 39.
  22. ^ «Мозаика из терм Каракаллы» . museivaticani.va . Проверено 18 марта 2020 г.
  23. ^ Гарольд Калман и Джон Роуф, Исследование Оттавы: архитектурный путеводитель по столице страны (Торонто: University of Toronto Press, 1983), стр. 28.
  24. ^ «Подробнее о Каракалле 1947» . Каракалла 1947 год . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 г. Проверено 27 августа 2016 г.
  25. ^ Архитектурный отчет, тома 19–20 . Корпорация FW Dodge. 1906. с. 454.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Thermae Antoninianae, на Викискладе?

Предшественник
Термы Агриппы
Достопримечательности Рима
Термы Каракаллы
Преемник
Термы Диоклетиана
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34c94bb15e9202746f537fb4b3c6daac__1714920780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/ac/34c94bb15e9202746f537fb4b3c6daac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baths of Caracalla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)