Jump to content

Гробница Хатериев

Гробница Хатериев
Гробница Хатериев
Фотография статуи, показывающей голову и плечи женщины средних лет.
Гипсовый слепок бюста из эдикулы гробницы, возможно, «Гатерии», названной в учредительной надписи.
Гробница Хатериев находится в Риме.
Гробница Хатериев
Примерное расположение гробницы Хатериев в Риме .
Расположение Рим, Италия
Координаты 41 ° 52'24 "N 12 ° 34'14" E  /  41,873370 ° N 12,570647 ° E  / 41,873370; 12.570647
История
Основан ок. 100 – ок. 120 г. н.э. [1]
Периоды Римская империя
Культуры Древний Рим
Примечания к сайту
Даты раскопок 1848, 1970

Гробница Хатериев древнеримский погребальный памятник, построенный между ок. 100 и с. 120 г. н.э. вдоль Виа Лабикана к юго-востоку от Рима. Он был обнаружен в 1848 году и особенно известен многочисленными произведениями искусства, особенно рельефами, найденными внутри.

Гробница была в первую очередь посвящена Хатерии, вольноотпущеннице и жрице, и ее мужу Квинту Хатериусу, который участвовал в строительстве общественных памятников. На произведениях искусства из гробницы изображены некоторые из этих памятников, в том числе Колизей и арка, обычно называемая Аркой Тита ; Другая скульптура гробницы изображает погребальную сцену с изображением Хатерии, одного из немногих сохранившихся изображений коллокации ( лежания в покое ) из римского мира. Надписи, найденные в гробнице, также посвящены четверым детям пары, а также другим членам их рода .

Гробница перестраивалась как минимум один раз после окончания римского периода. Первоначально он был заново открыт в 1848 году и частично раскопан, при этом многие его скульптуры были удалены и выставлены в музеях Ватикана . Впоследствии о ее местонахождении забыли до 1970 года, когда в ходе дальнейших раскопок была обнаружена большая часть нижнего этажа гробницы, а также другие скульптурные произведения.

Род Хатерия

[ редактировать ]

Род Hateria — римская плебейская семья. юриста Первоначально они были порабощены, но стали известны с конца I века до нашей эры: римский государственный деятель Цицерон упоминает родового в письме 46 года до нашей эры: [2] а другой упоминается как жертва проскрипций 43 г. до н.э. [3]

Во фрагментарном титуле упоминаются Квинт Хатерий с неопределенным прозвищем (основополагающей надписи) основателями гробницы и его жена Хатерия. Надпись указывает, что, по крайней мере, Хатерия была бывшей рабыней, а Хатериус был либо бывшим рабом того же дома, либо бывшим хозяином Хатерии, который освободил ее, чтобы жениться на ней. [4] Титул . также посвящает гробницу Квинту Хатериусу Руфию, либо близкому родственнику, либо бывшему владельцу Хатериуса и Хатерии [5] Ныне утраченный рельеф внутри гробницы дал Хатерии дополнительное имя Хелпис . [6]

Надписи меньшего размера под титулом посвящены Квинту Хатериусу Руфину и Квинту Хатериусу Аникету, сыновьям Квинта, и двум дочерям, Хатерии Магне и Хатерии Квинтилле, которые, как записано, умерли до брака. [7] Имена всех четырех детей записаны с указанием родства Хатерии , что указывает на то, что они родились свободными, и, следовательно, после освобождения . [8] В других надписях, найденных в гробнице, упоминаются Квинт Хатериус Антигон и Хатерия Супера, умершие в возрасте пяти лет. [9]

Итальянский археолог Филиппо Коарелли приводил доводы в пользу идентификации Квинта Хатериуса из учредительной надписи и Квинта Хатериуса Тихиха, вольноотпущенника и искупителя (строительного подрядчика), известного по другой надписи. [10] [11] Однако, поскольку прозвище утеряно основателя гробницы из титула , идентификация не может быть надежно доказана, хотя некоторые рельефы намекают на участие покойного в общественном строительстве.

Гробница не связана с оратором Квинтом Хатериусом , также из рода Хатерия , который умер в 26 г. до н. э.: его могила, состоящая из погребального алтаря, покрытого травертином и украшенного мрамором , находилась недалеко от Порта Номентана . [12] Однако немецкий археолог Барбара Борг предположила, что хатерии этой гробницы были вольноотпущенниками внука Квинта Хатериуса, Квинта Хатериуса Антонина , что дало им тесные отношения с императорской семьей. [13] Возможно, они участвовали в строительстве Templum Gentis Flaviae , построенного Домицианом , который, по-видимому, послужил источником вдохновения для строительства гробниц в форме храма, таких как гробницы Хатериев. [14]

Архитектурный план гробницы.
План нижнего этажа гробницы относительно гипотетического маршрута Виа Лабикана.

Во время повторного открытия гробница была сильно повреждена. [15] Это был двухэтажный мавзолей , напоминающий по форме храм, на верхний из которых первоначально вела лестница. [16] Гробница расположена примерно в 8,4 км (5,2 мили) к юго-востоку от Рима, вдоль маршрута древней Виа Лабикана между городом и городом Лабичи . [15]

Гробница была украшена различными мраморными рельефами. [17] Раскопанная в 1970 г. часть нижнего этажа представляла собой полузахороненную погребальную камеру размерами 3,5×3,5 м. [18] Эта камера, изначально доступная с уровня земли, имела мраморный пол, мраморную облицовку стен и мраморную лепнину у их основания. [18] Первоначально на территории гробницы располагался сад, в котором были найдены скорлупа и скульптура коровы. Считается, что именно в этом саду изначально находилась статуя Сильвана . [18] с надписью, сообщающей, что Квинт Хатерий Аникет и его брат Кресценс посвятили его во исполнение обета, [6] части которого были найдены к югу от гробницы в 1970 году. [18] Майер предположил, что изначально в этом саду находился алтарь, посвященный Дису Патеру , римскому богу мертвых. [6]

В гробнице не было обнаружено никаких прямых свидетельств захоронений, особенно могил или саркофагов , что позволило сделать вывод, что захоронения здесь представляли собой кремационные захоронения, помещенные в урны, которые сейчас в основном утеряны. [19] В поздней античности или период средневековья гробница по крайней мере один раз перестраивалась. [15]

Произведения искусства

[ редактировать ]
Рельеф памятника из гробницы Хатериев.

Один из рельефов, связанных с гробницей, представляет собой вытянутое прямоугольное пространство, изображающее серию из пяти зданий, обозначенных надписями, которые, как обычно полагают, представляют собой общественные памятники, над которыми работал основатель Квинт Хатериус. [20] Памятники слева направо:

Черно-белая фотография римской скульптуры, на которой изображена гробница, возводимая с помощью крана.
Рельеф с гробницей-журавлем, показывающий строительство сложной гробницы в стиле, аналогичном гробнице Хатериев.

Второй рельеф, известный как «Рельеф гробницы-журавля», изображает строительство погребального памятника в форме храма со скульптурными бюстами в нишах снаружи и рельефами, покрывающими стены. На ложе над храмом появляется умерший человек, уже в загробном мире. Хотя гробница, изображенная на этом рельефе, больше, чем Гробница Хатериев, и украшение не соответствует убранству внутри гробницы, это было воспринято как «усовершенствованное, тщательно продуманное видение» гробницы или ее типа. [22] Рельеф использовался как доказательство того, что хатерии гробницы приобрели свое богатство в качестве строительных подрядчиков. [23]

Третий рельеф, погребальная сцена, является одним из немногих сохранившихся изображений коллокации ( лежания в покое ), известных из римского мира. [24] На нем изображена умершая женщина, лежащая на кровати в атриуме дома. [25] окружен четырьмя канделябрами с горящим пламенем и небольшим пылающим сосудом, возможно, ацеррой, используемой для сжигания благовоний. [26] На дальней стороне кровати стоят две женщины с распущенными волосами, бьющие себя в грудь, возможно, профессиональные плакальщицы, известные как praeficae ; рядом с ними мужчина готовится возложить на тело гирлянду. [27] На ближней стороне изображены еще четыре траурные фигуры, то ли члены семьи, то ли члены семьи. [28] или рабы. [27] У подножья кровати женщина, играющая на флейте. несколько недавно освобожденных вольноотпущенников в пилеусах , похожих на тех, кто работал на подъеме кранов. Также присутствуют [22] Британский археолог Джоселин Тойнби предположила, что эти вольноотпущенники представляют собой тех, кто был освобожден по завещанию Хатерии. [28] что, возможно, было представлено табличками для письма, лежащими у ног женщины; небольшая сцена в правом верхнем углу рельефа коллокации показывает написание этого завещания. [29] Заметное положение женщин на рельефе было воспринято как свидетельство «преобладания женщин в траурном ритуале» у римлян. [30]

На другом рельефе изображен столб ( балясина ) с поднимающимися по нему розами. Этот мотив часто встречается в священных контекстах и ​​воспринимается как напоминание о Розалии , ежегодном фестивале с мая по июль, во время которого римляне освящали могилы своей семьи розами и устраивали банкеты в садах гробниц. [31] Еще один ныне утерянный рельеф, изображающий жрицу Дис Патера по имени Хатерия, обычно считается происходящим из гробницы и отождествляется с Хатерией, упомянутой в титуле . [1]

Гипсовый слепок коллокации рельефа

Рядом с рельефами были найдены два портрета внутри кирпичной эдикулы , а также архитрав с бюстами Меркурия , Цереры , Прозерпины и Плутона . Эти фигуры были интерпретированы как эквиваленты Теоев Мегалоев, поклонялись в тайном культе Самофракии которым , и, в свою очередь, как предварительное свидетельство распространения этого культа в Риме. [32] Другая скульптура изображает ребенка в позе Геракла , а обнаженный портрет Венеры интерпретируется как портрет, возможно, Гатерии. [33] Миф о Прозерпине упоминается в другом рельефе из гробницы, показывающем ее изнасилование Плутоном, возможно, с целью намекнуть на смерть дочерей Хатерии. [34]

Другие произведения искусства, возможно, связанные с гробницей, включают урну для погребения с морской сценой, небольшую колонну и косяк, украшенные побегами винограда и сценами сбора винограда, а также еще одну небольшую колонну, украшенную с двух сторон подсвечником, украшенным розами и птицами. [а] В одном цинарии из гробницы изображены головы двух быков, поедающих виноград, а также раковина мидии, изливающая воду, в которой плавают различные морские существа, такие как рыбы, водоплавающие птицы и дельфины. Тойнби предполагает, что этот образ представляет собой освежение, ожидающее умершего в загробной жизни. [35]

Произведения Гробницы Хатериев были интерпретированы как демонстрирующие «преемственность традиционных италийских скульптурных сюжетов и условностей». [29] В частности, рельеф коллокатио является единственным известным примером такого рода в римском искусстве, но он следует прецедентам, установленным в греческой, луканской и этрусской скульптуре. По художественному стилю рельеф следует италийскому соглашению изображать более значимые фигуры, особенно умершего, как физически более крупные, в то время как параллельное изображение на рельефе многочисленных эпизодов из жизни умершего также имеет прецеденты в неримском курсивном искусстве. [29]

Раскопки

[ редактировать ]
Фотография квадратной скульптуры, изображающей голову и плечи мужчины в тоге.
Отливка мужского бюста из гробницы Хатериев, идентифицированного как Квинт Хатериус, его покровитель или предок. [36]

Впервые гробница была обнаружена во время дорожных работ в 1848 году. [15] На этом месте были обнаружены древняя стена и несколько скульптур, в том числе рельеф крана, причем, по крайней мере, некоторые из рельефов все еще находятся на месте . [37] Во время Рисорджименто раскопки гробницы прекратились, и ее местоположение было утеряно, при этом не было сделано никаких подробных записей о раскопках на сегодняшний день или о местах находок материала. [15]

Большинство скульптур, обнаруженных при первоначальных раскопках, были проданы Ватикану в 1853 году. [38] Они выставлялись в Латеранском музее до 1960-х годов, а после его закрытия были перенесены в Музей Грегорио Профано в музеях Ватикана .

Гробница была вновь открыта в 1970 году во время дальнейших дорожных работ, а раскопки проводились в течение трех дней. В ходе раскопок была обнаружена часть нижнего этажа, а также дополнительные скульптурные находки, в том числе титул . [1]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Они включены в Jensen 1978 , хотя Тримбл не считает, что они пришли из гробницы. [1]
  1. ^ Jump up to: а б с д Тримбл 2018 , с. 333.
  2. ^ Цицерон , Послания к знакомым , ix. 18
  3. ^ Аппиан , Гражданская война , iv. 29.
  4. ^ Sinn & Freyberger 1996 , с. 22.
  5. ^ Тримбл 2018 , стр. 334. Реконструкция соответствующих частей титула неясна .
  6. ^ Jump up to: а б с Майер 2012 , с. 133.
  7. ^ Корпус латинских надписей 6.19148-150. Две Hateriae названы похищенными девственницами .
  8. ^ Тримбл 2018 , стр. 335.
  9. ^ Корпус латинских надписей 6.19148-150
  10. ^ CIL VI, 607
  11. ^ Коарелли 1979 , стр. 266–269.
  12. ^ CIL VI, 1426 ; Ричардсон 1992 , с. 356
  13. ^ Борг 2019 , стр. 255.
  14. ^ Борг 2019 , стр. 244.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Тримбл 2018 , с. 330.
  16. ^ Борг 2019 , стр. 253.
  17. ^ Тримбл 2018 , стр. 331.
  18. ^ Jump up to: а б с д Тримбл 2018 , с. 332.
  19. ^ Trimble 2018 , стр. 330–331.
  20. ^ Ланкастер 2005 , с. 19.
  21. ^ Большой 1997 , с. 160.
  22. ^ Jump up to: а б Тримбл 2018 , с. 338.
  23. ^ Стамбо 1988 , с. 155.
  24. ^ Майнеке 2013 , с. 31.
  25. ^ Тойнби 1996 , с. 44.
  26. ^ Рашфорт 1915 , стр. 149–164.
  27. ^ Jump up to: а б Хельбиг 1963 , с. 776.
  28. ^ Jump up to: а б Тойнби 1996 , с. 45.
  29. ^ Jump up to: а б с Тук 2021 , с. 205.
  30. ^ Корбей 2018 , с. 77.
  31. ^ Занкер и Эвальд 2012 , стр. 27–28.
  32. ^ Гердинг 2002 , с. 124.
  33. ^ Борг 2019 , стр. 216.
  34. ^ Майер 2012 , с. 134.
  35. ^ Тойнби 1996 , с. 265.
  36. ^ Борг 2019 , стр. 153.
  37. ^ Sinn & Freyberger 1996 , с. 20.
  38. ^ Trimble 2018 , прошлый раз .

Библиография

[ редактировать ]
  • Борг, Барбара Э. (2019). Римские гробницы и искусство поминовения: контекстуальные подходы к погребальным обычаям во втором веке нашей эры . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108690904 . ISBN  9781108690904 . S2CID   166623582 .
  • Коарелли, Филиппо (1979). « 'Повторное открытие гробницы Хатериев: база, посвященная Сильвану' ». В Копке, Гюнтер; Мур, Мэри Б. (ред.). Исследования в области классического искусства и археологии: дань уважения PH Von Blanckenhangen (на итальянском языке). Нью-Йорк: Долина Саранчи. стр. 255–269.
  • Корбей, Энтони (2018). Воплощение природы: жест в Древнем Риме . Издательство Принстонского университета . ISBN  9780691187808 .
  • Гердинг, Хенрик (2002). Могила Цецилии Метеллы: Курган, Тропей и Тимеле (PDF) . Издательство Лундского университета. ISBN  91-628-5342-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2023 г. Проверено 29 января 2023 г.
  • Дженсен, Уильям Майкл (1978). Скульптуры из гробницы Хатериев (доктор философии). Мичиганский университет.
  • Гро, Пьер (1997). «Юпитер непобедимый». В Стейнби, Ева Маргарет (ред.). Топографический лексикон города Рима (на итальянском языке). Том. 3. Рим: Edizioni Quazar. стр. 159–160. ISBN  9788871400969 .
  • Хельбиг, Вольфганг (1963). Шпейер, Гермина (ред.). Путеводитель по публичным коллекциям классических древностей в Риме . Том 1 (4-е изд.). Тюбинген: Эрнст Васмут Верлаг. стр. 773–781. (Эрика Саймон).
  • Ланкастер, Линн К. (2005). Бетонно-сводчатое строительство в императорском Риме: инновации в контексте . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511610516 . ISBN  9780511610516 .
  • Майер, Эмануэль (2012). Древние средние классы . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674065345 .
  • Мейнеке, Катарина (2013). «Погребальный культ в саркофагах, Риме и окрестностях». Римская погребальная иконография и общество: древний корпус, новые подходы? . Перпиньян: Press universitaire de Perpignan. стр. 31–49. дои : 10.4000/books.pupvd.7078 . ISBN  9782354124212 . Архивировано из оригинала 29 января 2023 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
  • Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  0-8018-4300-6 .
  • Рашфорт, Дж. МакН. (1915). «Похоронные огни в римских надгробных памятниках» . Журнал римских исследований . 5 : 149–164. дои : 10.2307/296303 . JSTOR   296303 . S2CID   163135826 .
  • Синн, Ф.; Фрейбергер, К.С. (1996). Погребальные памятники II: Убранство гробницы Ненавистника (Музеи Ватикана, Museo Gregoriano Profano ex Lateranense: Каталог скульптур, том I.2) (на немецком языке). Майнц: Из Заберна.
  • Стамбо, Джон Э. (1988). Древний римский город . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  9780801836923 .
  • Тойнби, Джоселин MCM (1996) [1976]. Смерть и погребение в римском мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  978-0801855078 .
  • Тримбл, Дженнифер (2018). «Фигура и орнамент, смерть и трансформация в гробнице Хатериев». У Дитриха, Николауса; Сквайр, Майкл (ред.). Орнамент и фигура в греко-римском искусстве: переосмысление визуальных онтологий в классической античности . Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 327–352.
  • Так, Стивен Л. (2021). История римского искусства . Оксфорд: Уайли. ISBN  9781119653288 .
  • Занкер, Пол ; Эвальд, Бьорн К. (2012). Жизнь с мифами: образы римских саркофагов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199228690 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 976442985d562a098ded1e22735ee18f__1716897420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/8f/976442985d562a098ded1e22735ee18f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tomb of the Haterii - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)