Гробница Хатериев
Гробница Хатериев | |
![]() Гипсовый слепок бюста из эдикулы гробницы, возможно, «Гатерии», названной в учредительной надписи. | |
Примерное расположение гробницы Хатериев в Риме . | |
Расположение | Рим, Италия |
---|---|
Координаты | 41 ° 52'24 "N 12 ° 34'14" E / 41,873370 ° N 12,570647 ° E |
История | |
Основан | ок. 100 – ок. 120 г. н.э. [1] |
Периоды | Римская империя |
Культуры | Древний Рим |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1848, 1970 |
Гробница Хатериев — древнеримский погребальный памятник, построенный между ок. 100 и с. 120 г. н.э. вдоль Виа Лабикана к юго-востоку от Рима. Он был обнаружен в 1848 году и особенно известен многочисленными произведениями искусства, особенно рельефами, найденными внутри.
Гробница была в первую очередь посвящена Хатерии, вольноотпущеннице и жрице, и ее мужу Квинту Хатериусу, который участвовал в строительстве общественных памятников. На произведениях искусства из гробницы изображены некоторые из этих памятников, в том числе Колизей и арка, обычно называемая Аркой Тита ; Другая скульптура гробницы изображает погребальную сцену с изображением Хатерии, одного из немногих сохранившихся изображений коллокации ( лежания в покое ) из римского мира. Надписи, найденные в гробнице, также посвящены четверым детям пары, а также другим членам их рода .
Гробница перестраивалась как минимум один раз после окончания римского периода. Первоначально он был заново открыт в 1848 году и частично раскопан, при этом многие его скульптуры были удалены и выставлены в музеях Ватикана . Впоследствии о ее местонахождении забыли до 1970 года, когда в ходе дальнейших раскопок была обнаружена большая часть нижнего этажа гробницы, а также другие скульптурные произведения.
Род Хатерия
[ редактировать ]Род Hateria — римская плебейская семья. юриста Первоначально они были порабощены, но стали известны с конца I века до нашей эры: римский государственный деятель Цицерон упоминает родового в письме 46 года до нашей эры: [2] а другой упоминается как жертва проскрипций 43 г. до н.э. [3]
Во фрагментарном титуле упоминаются Квинт Хатерий с неопределенным прозвищем (основополагающей надписи) основателями гробницы и его жена Хатерия. Надпись указывает, что, по крайней мере, Хатерия была бывшей рабыней, а Хатериус был либо бывшим рабом того же дома, либо бывшим хозяином Хатерии, который освободил ее, чтобы жениться на ней. [4] Титул . также посвящает гробницу Квинту Хатериусу Руфию, либо близкому родственнику, либо бывшему владельцу Хатериуса и Хатерии [5] Ныне утраченный рельеф внутри гробницы дал Хатерии дополнительное имя Хелпис . [6]
Надписи меньшего размера под титулом посвящены Квинту Хатериусу Руфину и Квинту Хатериусу Аникету, сыновьям Квинта, и двум дочерям, Хатерии Магне и Хатерии Квинтилле, которые, как записано, умерли до брака. [7] Имена всех четырех детей записаны с указанием родства Хатерии , что указывает на то, что они родились свободными, и, следовательно, после освобождения . [8] В других надписях, найденных в гробнице, упоминаются Квинт Хатериус Антигон и Хатерия Супера, умершие в возрасте пяти лет. [9]
Итальянский археолог Филиппо Коарелли приводил доводы в пользу идентификации Квинта Хатериуса из учредительной надписи и Квинта Хатериуса Тихиха, вольноотпущенника и искупителя (строительного подрядчика), известного по другой надписи. [10] [11] Однако, поскольку прозвище утеряно основателя гробницы из титула , идентификация не может быть надежно доказана, хотя некоторые рельефы намекают на участие покойного в общественном строительстве.
Гробница не связана с оратором Квинтом Хатериусом , также из рода Хатерия , который умер в 26 г. до н. э.: его могила, состоящая из погребального алтаря, покрытого травертином и украшенного мрамором , находилась недалеко от Порта Номентана . [12] Однако немецкий археолог Барбара Борг предположила, что хатерии этой гробницы были вольноотпущенниками внука Квинта Хатериуса, Квинта Хатериуса Антонина , что дало им тесные отношения с императорской семьей. [13] Возможно, они участвовали в строительстве Templum Gentis Flaviae , построенного Домицианом , который, по-видимому, послужил источником вдохновения для строительства гробниц в форме храма, таких как гробницы Хатериев. [14]
Могила
[ редактировать ]
Во время повторного открытия гробница была сильно повреждена. [15] Это был двухэтажный мавзолей , напоминающий по форме храм, на верхний из которых первоначально вела лестница. [16] Гробница расположена примерно в 8,4 км (5,2 мили) к юго-востоку от Рима, вдоль маршрута древней Виа Лабикана между городом и городом Лабичи . [15]
Гробница была украшена различными мраморными рельефами. [17] Раскопанная в 1970 г. часть нижнего этажа представляла собой полузахороненную погребальную камеру размерами 3,5×3,5 м. [18] Эта камера, изначально доступная с уровня земли, имела мраморный пол, мраморную облицовку стен и мраморную лепнину у их основания. [18] Первоначально на территории гробницы располагался сад, в котором были найдены скорлупа и скульптура коровы. Считается, что именно в этом саду изначально находилась статуя Сильвана . [18] с надписью, сообщающей, что Квинт Хатерий Аникет и его брат Кресценс посвятили его во исполнение обета, [6] части которого были найдены к югу от гробницы в 1970 году. [18] Майер предположил, что изначально в этом саду находился алтарь, посвященный Дису Патеру , римскому богу мертвых. [6]
В гробнице не было обнаружено никаких прямых свидетельств захоронений, особенно могил или саркофагов , что позволило сделать вывод, что захоронения здесь представляли собой кремационные захоронения, помещенные в урны, которые сейчас в основном утеряны. [19] В поздней античности или период средневековья гробница по крайней мере один раз перестраивалась. [15]
Произведения искусства
[ редактировать ]
Один из рельефов, связанных с гробницей, представляет собой вытянутое прямоугольное пространство, изображающее серию из пяти зданий, обозначенных надписями, которые, как обычно полагают, представляют собой общественные памятники, над которыми работал основатель Квинт Хатериус. [20] Памятники слева направо:
- Arcus ad Isis («Арка в [храме] Исиды»), обычно интерпретируемая как часть храма Исиды и Сераписа на Марсовом поле или рядом с ним .
- Колизей . (на данном этапе без чердака над тремя ярусами арок)
- Арка без надписи.
- Arcus in Sacra via summa («Арка на вершине Via Sacra » ), обычно отождествляемая с Аркой Тита .
- Гексастильный , храм (с шестью колоннами) и с фронтоном увенчанным аттиком , посвященный Юпитеру . Это может быть либо Храм Юпитера Тонанса на Капитолийском холме , либо Храм Юпитера Статора на Палатине . [21]

Второй рельеф, известный как «Рельеф гробницы-журавля», изображает строительство погребального памятника в форме храма со скульптурными бюстами в нишах снаружи и рельефами, покрывающими стены. На ложе над храмом появляется умерший человек, уже в загробном мире. Хотя гробница, изображенная на этом рельефе, больше, чем Гробница Хатериев, и украшение не соответствует убранству внутри гробницы, это было воспринято как «усовершенствованное, тщательно продуманное видение» гробницы или ее типа. [22] Рельеф использовался как доказательство того, что хатерии гробницы приобрели свое богатство в качестве строительных подрядчиков. [23]
Третий рельеф, погребальная сцена, является одним из немногих сохранившихся изображений коллокации ( лежания в покое ), известных из римского мира. [24] На нем изображена умершая женщина, лежащая на кровати в атриуме дома. [25] окружен четырьмя канделябрами с горящим пламенем и небольшим пылающим сосудом, возможно, ацеррой, используемой для сжигания благовоний. [26] На дальней стороне кровати стоят две женщины с распущенными волосами, бьющие себя в грудь, возможно, профессиональные плакальщицы, известные как praeficae ; рядом с ними мужчина готовится возложить на тело гирлянду. [27] На ближней стороне изображены еще четыре траурные фигуры, то ли члены семьи, то ли члены семьи. [28] или рабы. [27] У подножья кровати женщина, играющая на флейте. несколько недавно освобожденных вольноотпущенников в пилеусах , похожих на тех, кто работал на подъеме кранов. Также присутствуют [22] Британский археолог Джоселин Тойнби предположила, что эти вольноотпущенники представляют собой тех, кто был освобожден по завещанию Хатерии. [28] что, возможно, было представлено табличками для письма, лежащими у ног женщины; небольшая сцена в правом верхнем углу рельефа коллокации показывает написание этого завещания. [29] Заметное положение женщин на рельефе было воспринято как свидетельство «преобладания женщин в траурном ритуале» у римлян. [30]
На другом рельефе изображен столб ( балясина ) с поднимающимися по нему розами. Этот мотив часто встречается в священных контекстах и воспринимается как напоминание о Розалии , ежегодном фестивале с мая по июль, во время которого римляне освящали могилы своей семьи розами и устраивали банкеты в садах гробниц. [31] Еще один ныне утерянный рельеф, изображающий жрицу Дис Патера по имени Хатерия, обычно считается происходящим из гробницы и отождествляется с Хатерией, упомянутой в титуле . [1]

Рядом с рельефами были найдены два портрета внутри кирпичной эдикулы , а также архитрав с бюстами Меркурия , Цереры , Прозерпины и Плутона . Эти фигуры были интерпретированы как эквиваленты Теоев Мегалоев, поклонялись в тайном культе Самофракии которым , и, в свою очередь, как предварительное свидетельство распространения этого культа в Риме. [32] Другая скульптура изображает ребенка в позе Геракла , а обнаженный портрет Венеры интерпретируется как портрет, возможно, Гатерии. [33] Миф о Прозерпине упоминается в другом рельефе из гробницы, показывающем ее изнасилование Плутоном, возможно, с целью намекнуть на смерть дочерей Хатерии. [34]
Другие произведения искусства, возможно, связанные с гробницей, включают урну для погребения с морской сценой, небольшую колонну и косяк, украшенные побегами винограда и сценами сбора винограда, а также еще одну небольшую колонну, украшенную с двух сторон подсвечником, украшенным розами и птицами. [а] В одном цинарии из гробницы изображены головы двух быков, поедающих виноград, а также раковина мидии, изливающая воду, в которой плавают различные морские существа, такие как рыбы, водоплавающие птицы и дельфины. Тойнби предполагает, что этот образ представляет собой освежение, ожидающее умершего в загробной жизни. [35]
Произведения Гробницы Хатериев были интерпретированы как демонстрирующие «преемственность традиционных италийских скульптурных сюжетов и условностей». [29] В частности, рельеф коллокатио является единственным известным примером такого рода в римском искусстве, но он следует прецедентам, установленным в греческой, луканской и этрусской скульптуре. По художественному стилю рельеф следует италийскому соглашению изображать более значимые фигуры, особенно умершего, как физически более крупные, в то время как параллельное изображение на рельефе многочисленных эпизодов из жизни умершего также имеет прецеденты в неримском курсивном искусстве. [29]
Раскопки
[ редактировать ]
Впервые гробница была обнаружена во время дорожных работ в 1848 году. [15] На этом месте были обнаружены древняя стена и несколько скульптур, в том числе рельеф крана, причем, по крайней мере, некоторые из рельефов все еще находятся на месте . [37] Во время Рисорджименто раскопки гробницы прекратились, и ее местоположение было утеряно, при этом не было сделано никаких подробных записей о раскопках на сегодняшний день или о местах находок материала. [15]
Большинство скульптур, обнаруженных при первоначальных раскопках, были проданы Ватикану в 1853 году. [38] Они выставлялись в Латеранском музее до 1960-х годов, а после его закрытия были перенесены в Музей Грегорио Профано в музеях Ватикана .
Гробница была вновь открыта в 1970 году во время дальнейших дорожных работ, а раскопки проводились в течение трех дней. В ходе раскопок была обнаружена часть нижнего этажа, а также дополнительные скульптурные находки, в том числе титул . [1]
Сноски
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Они включены в Jensen 1978 , хотя Тримбл не считает, что они пришли из гробницы. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тримбл 2018 , с. 333.
- ^ Цицерон , Послания к знакомым , ix. 18
- ^ Аппиан , Гражданская война , iv. 29.
- ^ Sinn & Freyberger 1996 , с. 22.
- ^ Тримбл 2018 , стр. 334. Реконструкция соответствующих частей титула неясна .
- ^ Jump up to: а б с Майер 2012 , с. 133.
- ^ Корпус латинских надписей 6.19148-150. Две Hateriae названы похищенными девственницами .
- ^ Тримбл 2018 , стр. 335.
- ^ Корпус латинских надписей 6.19148-150
- ^ CIL VI, 607
- ^ Коарелли 1979 , стр. 266–269.
- ^ CIL VI, 1426 ; Ричардсон 1992 , с. 356
- ^ Борг 2019 , стр. 255.
- ^ Борг 2019 , стр. 244.
- ^ Jump up to: а б с д и Тримбл 2018 , с. 330.
- ^ Борг 2019 , стр. 253.
- ^ Тримбл 2018 , стр. 331.
- ^ Jump up to: а б с д Тримбл 2018 , с. 332.
- ^ Trimble 2018 , стр. 330–331.
- ^ Ланкастер 2005 , с. 19.
- ^ Большой 1997 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Тримбл 2018 , с. 338.
- ^ Стамбо 1988 , с. 155.
- ^ Майнеке 2013 , с. 31.
- ^ Тойнби 1996 , с. 44.
- ^ Рашфорт 1915 , стр. 149–164.
- ^ Jump up to: а б Хельбиг 1963 , с. 776.
- ^ Jump up to: а б Тойнби 1996 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Тук 2021 , с. 205.
- ^ Корбей 2018 , с. 77.
- ^ Занкер и Эвальд 2012 , стр. 27–28.
- ^ Гердинг 2002 , с. 124.
- ^ Борг 2019 , стр. 216.
- ^ Майер 2012 , с. 134.
- ^ Тойнби 1996 , с. 265.
- ^ Борг 2019 , стр. 153.
- ^ Sinn & Freyberger 1996 , с. 20.
- ^ Trimble 2018 , прошлый раз .

Библиография
[ редактировать ]- Борг, Барбара Э. (2019). Римские гробницы и искусство поминовения: контекстуальные подходы к погребальным обычаям во втором веке нашей эры . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108690904 . ISBN 9781108690904 . S2CID 166623582 .
- Коарелли, Филиппо (1979). « 'Повторное открытие гробницы Хатериев: база, посвященная Сильвану' ». В Копке, Гюнтер; Мур, Мэри Б. (ред.). Исследования в области классического искусства и археологии: дань уважения PH Von Blanckenhangen (на итальянском языке). Нью-Йорк: Долина Саранчи. стр. 255–269.
- Корбей, Энтони (2018). Воплощение природы: жест в Древнем Риме . Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691187808 .
- Гердинг, Хенрик (2002). Могила Цецилии Метеллы: Курган, Тропей и Тимеле (PDF) . Издательство Лундского университета. ISBN 91-628-5342-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2023 г. Проверено 29 января 2023 г.
- Дженсен, Уильям Майкл (1978). Скульптуры из гробницы Хатериев (доктор философии). Мичиганский университет.
- Гро, Пьер (1997). «Юпитер непобедимый». В Стейнби, Ева Маргарет (ред.). Топографический лексикон города Рима (на итальянском языке). Том. 3. Рим: Edizioni Quazar. стр. 159–160. ISBN 9788871400969 .
- Хельбиг, Вольфганг (1963). Шпейер, Гермина (ред.). Путеводитель по публичным коллекциям классических древностей в Риме . Том 1 (4-е изд.). Тюбинген: Эрнст Васмут Верлаг. стр. 773–781. (Эрика Саймон).
- Ланкастер, Линн К. (2005). Бетонно-сводчатое строительство в императорском Риме: инновации в контексте . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511610516 . ISBN 9780511610516 .
- Майер, Эмануэль (2012). Древние средние классы . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674065345 .
- Мейнеке, Катарина (2013). «Погребальный культ в саркофагах, Риме и окрестностях». Римская погребальная иконография и общество: древний корпус, новые подходы? . Перпиньян: Press universitaire de Perpignan. стр. 31–49. дои : 10.4000/books.pupvd.7078 . ISBN 9782354124212 . Архивировано из оригинала 29 января 2023 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
- Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-4300-6 .
- Рашфорт, Дж. МакН. (1915). «Похоронные огни в римских надгробных памятниках» . Журнал римских исследований . 5 : 149–164. дои : 10.2307/296303 . JSTOR 296303 . S2CID 163135826 .
- Синн, Ф.; Фрейбергер, К.С. (1996). Погребальные памятники II: Убранство гробницы Ненавистника (Музеи Ватикана, Museo Gregoriano Profano ex Lateranense: Каталог скульптур, том I.2) (на немецком языке). Майнц: Из Заберна.
- Стамбо, Джон Э. (1988). Древний римский город . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801836923 .
- Тойнби, Джоселин MCM (1996) [1976]. Смерть и погребение в римском мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0801855078 .
- Тримбл, Дженнифер (2018). «Фигура и орнамент, смерть и трансформация в гробнице Хатериев». У Дитриха, Николауса; Сквайр, Майкл (ред.). Орнамент и фигура в греко-римском искусстве: переосмысление визуальных онтологий в классической античности . Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 327–352.
- Так, Стивен Л. (2021). История римского искусства . Оксфорд: Уайли. ISBN 9781119653288 .
- Занкер, Пол ; Эвальд, Бьорн К. (2012). Жизнь с мифами: образы римских саркофагов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199228690 .