Саркофаг Веллетри
Саркофаг Веллетри — это римский саркофаг 140–150 гг. н. э., демонстрирующий греческое и, возможно, азиатское влияние. На нем изображены Геракл и другие языческие божества, обрамленные колонными регистрами классических дорических и ионических столбчатых стилей со спиральными канавками, создающими театральную рамку вокруг фигур. Он был создан вскоре после перехода римлян к погребальной практике, когда римляне перешли от кремации к захоронению умерших из-за новых представлений о загробной жизни. [1]
Форма
[ редактировать ]Саркофаг Веллетри был сделан из мрамора (хотя мраморные саркофаги не стали популярными до III века) и украшен горельефом . [2] Его длина 8,5 футов (2,6 м), высота 4,9 футов (1,5 м) и ширина 4,1 фута (1,2 м). Большая часть саркофага сохранила свои мелкие детали, однако фигуры подверглись некоторой эрозии , что сделало их более загадочными, а правая боковая панель крыши исчезла.
Содержание
[ редактировать ]На первый взгляд саркофаг наполнен бесхарактерными фигурами с расплывчатыми лицами, танцующими и разыгрывающими повествование среди театральной декорации. Однако у каждой из этих фигур есть имя, история и значение. Всего насчитывается 86 человеческих и божественных фигур (включая кариатид и теламонов ), 43 мифических существа и 40 животных. Все божества или герои представляют жизнь после смерти, указывая цель объекта. Среди появившихся богов Олимпа , Плутона , Персефоны , Цербера , Аида , Нептуна , Юпитера , Меркурия , Адмета , Протесилая , Алкестиды и, самое главное, Геракла. [3] Сложная отделка фронтонов и колонн придает помещению сценическую атмосферу.
Вид спереди спереди отображает больше действий и движений. Добавление колесниц усиливает этот эффект. Мощные, похожие на атлас фигуры Теламона находятся со всех сторон нижнего регистра, обернутые вокруг саркофага (за исключением углов, где есть бычьи головы), поддерживая остальную часть конструкции. В центре главного регистра восседает Плутон, или Аид, восседающий на троне рядом с Персефоной. Существо Цербер сидит справа от них, обозначая Плутон. Рядом с восседающим изображены обнаженный Нептун, несущий дельфина, и Юпитер со своей молнией, стоящий спиной к дверям, из которых выступает лицо Медузы. Другие события в этом регистре включают освобождение от Плутона. Слева из-за двери появляется фигура покрытой женщины, которую ведет Меркьюри. Эта сцена похожа на историю о посещении ада Протесилаем от горя по Лаодамии . [3] Справа показано освобождение Алкестиды Гераклом, также выходящим из двери. Эта история часто встречается в саркофагах, особенно когда жена умерла раньше мужа. [3] В нижнем регистре отображается « Похищение Персефоны» . Сцена заполнена колесницами, а в левом конце находится небольшая группа девушек, оказавшихся в центре действия. Они известны как группа Минервы . Справа от центрального места изнасилования находится пасть пещеры, открывшаяся и поглотившая неопознанную женщину. [3]
На заднем плане изображен фриз в главном регистре « Подвигов Геракла ». В левом конце изображены Геракл (разделенный колонной) и Эриманфский вепрь с Эврисфеем и его горшком. Далее Геркулес сражается с киренским оленем; форма, в которой они представлены, напоминает изображения Митры, убивающего быка Тавроктония . Это лицо сильно разрушено, но предполагается, что Геракл уходит от зрителя, держа в руках (лучше сохранившуюся) львиную шкуру. [3] В следующей сцене царицу амазонок Ипполиту , чтобы получить ее золотой пояс. Геркулес тащит по полу [4] Предполагается, что следующая сцена — это чистка Авгиевых конюшен Геркулесом. Другая разрушенная сцена показывает, как Геракл берет критского быка за рога. Наконец, повествования реестра заканчиваются героем на конях Диомеда. Геракл стоит безликим (из-за эрозии) перед двумя скачущими лошадьми, пытаясь ими управлять. [3] Нижний регистр расслаблен: две женщины собирают фрукты с дерева слева. Справа от них преклоняет колени Сизиф, как будто он сам Теламон. В центре плывет лодка Харона, везущая умершего в новую жизнь в подземном мире. В дальнем конце стоят три Данаиды , дочери Данаи , держащие кувшины и стоящие вокруг котла, как их обычно изображают. Их значение неизвестно.
Вид справа со сломанной крышей демонстрирует тот же рельеф, что и ожидалось. Слева в главном регистре изображены Геракл и лев, кажется, что его рука вонзается в пасть льва. В центре двое неизвестных мужчин, постарше и помоложе, в расцвете сил. По мнению учёных Лоуренса и Бароччинни, внимательно изучавших саркофаг, они могут быть Усопшим и Предком. В правом конце изображены Геракл и Гидра (в стиле Медузы), где герой схватил существо и собирается уничтожить его, размахивая дубинкой над головой. Внизу на коленях стоят фигуры Теламона с процессией жертвоприношения, в которой ведут двух быков и мужчин в традиционной одежде, один из которых вооружен топором. [3]
Вид слева со всем сложным фронтоном и декором демонстрирует больше работ в главном регистре. Слева Геракл и трёхголовый воин Герион. В центре изображен Геракл, вытаскивающий Цербера к вратам ада. Последняя сцена — героический Геракл и яблоки Геспериды . Геракл уверенно держится в своей львиной шкуре. Он тянется за фруктами с дерева, ствол которого обвивает змея. Внизу снова преклоняют колени фигуры Теламона в пасторальной сцене. [3]
Крыша имеет большие фронтоны , украшенные мрамором, змееподобными гирляндами из фруктов, вырезанных по кругу и несущих амуров. [2] Добавление ботанических гирлянд распространено в саркофагах и основано на традиции украшения гробниц травянистым декором; [3] однако большинство гирлянд вырезаны рельефно, что делает саркофаг Веллетри более оригинальным с его трехмерным декором.
Функция
[ редактировать ]Захоронение и использование саркофагов были новой формой почитания умерших для римлян, начиная со II века. [1] Однако новая традиция больше предназначалась для тех, кто мог позволить себе столь сложную форму захоронения. Единственными зрителями в то время, которые действительно взаимодействовали с этим, были близкие покойного. Их взаимодействие заключалось лишь в знании того, что у умершего есть удобное место последнего упокоения в загробном мире. Это соответствует концепции гробницы как дома и настоящего «дворца мертвых». [5] Саркофаг Веллетри поразительно похож на саркофаг Юния Басса по размеру, материалу, архитектурной форме и даже положению фигур, однако саркофаг Веллетри можно легко узнать по гирляндному украшению крыши. Эти сходства, а также тот факт, что саркофаг Юния Басса был изготовлен через два столетия после Веллетри, показывают, что тот, кто был заключен внутри, имел большое значение и социальный статус.
Контекст
[ редактировать ]Саркофаг был найден в Веллетри , недалеко от Рима , Италия , и был создан во времена династии Антонинов . [1] Погребение вместо кремации стало особенно популярным после смерти Адриана в 138 году н.э., что привело к резкому изменению того, как римляне почитали своих умерших. Оно связано с новыми идеями о жизни после смерти, возникшими в результате растущих культов и религий. [1] Что касается влияния на визуальные элементы, то как остроконечная крыша, так и защитные слои мрамора вокруг мертвых заставляют ученых полагать, что саркофаг является скорее азиатской или греческой традицией, а не римской. [5] Его архитектурный стиль и крыша, напоминающая крышу, показывают, что на него могла повлиять школа скульптуры в Малой Азии ; оба элемента являются общими чертами этой школы. [1] Другие полагают, что добавленные элементы ионических капителей и пальметт опровергают теорию азиатского влияния. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Так, Стивен Л. (2014). История римского искусства . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-88543-7 . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Томас, Эдмунд (2010). « Дома мертвых»? Колонные саркофаги как «микроархитектура» ». Жизнь, смерть и представление . стр. 387–436. дои : 10.1515/9783110216783.387 . ISBN 978-3-11-021678-3 . S2CID 186679424 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Лоуренс, Мэрион (1965). «Саркофаг Веллетри». Американский журнал археологии . 69 (3): 207–222. дои : 10.2307/502285 . JSTOR 502285 . S2CID 193124610 .
- ^ ван де Вельде, Карл (1965). «Подвиги Геркулеса, утраченная серия картин Франса Флориса». Журнал Берлингтон . 107 (744): 114–123. JSTOR 874556 .
- ^ Перейти обратно: а б Платт, Верити (март 2012 г.). «Обрамление мертвых на римских саркофагах». Res: Антропология и эстетика . 61–62: 213–227. дои : 10.1086/resvn1ms23647830 . S2CID 193618771 .