Jump to content

Храм Аполлона Палатина

Координаты : 41 ° 53'20 "N 12 ° 29'09" E  /  41,8888 ° N 12,4857 ° E  / 41,8888; 12,4857

Храм Аполлона Палатина
Римские руины: смутно прямоугольная платформа, на которой можно увидеть фрагменты каменно-блочного сооружения.
храма Сохранившиеся остатки подиума , фотография 1994 года.
Карта Древнего Рима с храмом Аполлона Палатина, изображенным на Палатинском холме в южной части центра города.
Карта Древнего Рима с храмом Аполлона Палатина, изображенным на Палатинском холме в южной части центра города.
Храм Аполлона Палатина
Расположение храма в Древнем Риме
Координаты 41 ° 53'20 "N 12 ° 29'09" E  /  41,8888 ° N 12,4857 ° E  / 41,8888; 12,4857
История
Строитель Октавиан
Основан 28 г. до н.э.
События Разрушен в ночь с 18 на 19 марта 363 г.
Примечания к сайту
Даты раскопок
  • 1863–1870
  • 1937
  • 1958–1984
Археологи
Состояние Разрушенный
Управление Археологическое управление Рима
Публичный доступ Да
Назначен 1980
Часть Исторический центр Рима
Справочный номер. 91тер

Храм Аполлона Палатинского («Пфальцский Аполлон»), иногда называемый Храмом Акцианского Аполлона , был храмом бога Аполлона в Риме, построенным на Палатинском холме по инициативе Августа (известного как «Октавиан» до 27 г. до н. э.). между 36 и 28 годами до нашей эры . Это был первый храм Аполлона в церемониальных границах города и второй из четырех храмов, построенных Августом. По традиции, место для храма было выбрано, когда в него ударила молния, что было истолковано как божественное предзнаменование . Писатели Августа поместили храм рядом с личной резиденцией Августа, которая была неоднозначно идентифицирована как сооружение, известное как domus Augusti .

Храм был тесно связан с победами войск Августа в битвах при Наулохе и Акциуме , последняя из которых была широко увековечена благодаря его украшению. Храм играл важную роль в пропаганде и политической идеологии Августа, в которой он олицетворял восстановление « золотого века » Рима и служил символом pietas Августа (преданности религиозному и политическому долгу). Он использовался для поклонения Аполлону и его сестре Диане , а также для хранения пророческих Сивиллин книг . Его территория использовалась для дипломатических функций, а также для заседаний римского сената , и содержала Портик Данаид , который включал библиотеки греческой и латинской литературы, считавшиеся одними из самых важных в Риме.

Поэты Августа часто упоминали и восхваляли храм в своих произведениях, часто комментируя его богатое художественное убранство и скульптуры, которые включали три культовые статуи и другие произведения известных греческих художников архаического периода и четвертого века до нашей эры. Среди этих поэтов были Тибулл , Вергилий и Гораций , чья Carmen Saeculare впервые была исполнена в храме 3 июня 17 г. до н. э. во время Светских игр .

Великий римский пожар 64 г. н. э. повредил храм, но он был восстановлен при императоре Домициане ( годы правления 81–96 н. э. ). Окончательно он был разрушен еще одним пожаром в 363 году н.э., который, по слухам, был поджогом, совершенным христианами. Храм подвергался раскопкам и частично реставрировался на различных этапах с 1860-х годов, хотя сохранились лишь частичные остатки, а их документация неполна. Современные оценки храма по-разному рассматривают его как экстравагантный эллинистический разрыв с римской традицией и как консервативную попытку восстановить архитектурные и политические ценности Римской республики . описал его Археолог Джон Уорд-Перкинс как «один из самых ранних и лучших храмов Августа». [1]

Поклонение Аполлону в Риме началось в пятом веке до нашей эры. Согласно римской традиции, первый храм Аполлону был обещан богу в 433 году до нашей эры в обмен на его заступничество во время чумы. Этот храм первоначально был известен как Храм Аполлона Медика, а затем как Храм Аполлона Сосиана , в честь Гая Сосия , который восстановил его около 32 г. до н.э. Он был расположен на Марсовом поле , за пределами церемониальной границы ( pomerium ) Рима, поскольку Аполлон, чье поклонение зародилось в греческом мире, считался «иностранным» божеством и поэтому не подходил для храма в городе. [2] По мнению классика Пауля Занкера , Аполлон в римской культуре олицетворял дисциплину, мораль, очищение и наказание за излишества. [3]

После обеспечения контроля над римским государством благодаря победе в гражданской войне против Марка Антония Октавиан ( известный как «Август» с 27 г. до н.э.) сделал политическим и идеологическим приоритетом украшение и восстановление застроенного Рима пространства. По словам его биографа Светония , он утверждал, что нашел Рим построенным из кирпича, а оставил его построенным из мрамора. [4] Строительство и реставрация храмов были основной частью этой программы: Август утверждал, что только за 28 г. до н.э. восстановил восемьдесят два из них. [5] Археолог Сьюзен Уокер описала Рим времен Августа как «музей морали», благодаря которому общественная архитектура и произведения искусства, особенно экспозиция греческой скульптуры, [а] был использован в рамках идеологического проекта Августа. [7] Развитие Августа на Палатинском холме включало строительство и реставрацию нескольких храмов, а также усиление культовой деятельности вокруг него. [8] делая Палатин, ранее наиболее значимый как элитный жилой район, [9] По словам классика Ульриха Шмитцера , Рим «новый центр политической и религиозной власти». [10]

Храм Аполлона Палатина был одним из самых ранних из серии памятников, построенных Августом вокруг Рима. [11] и его первый крупный архитектурный проект, реализованный независимо в городе. [12] [б] Другие памятники Августа того же периода включали восстановление Храма Юпитера Феретриуса в 32 г. до н.э., [14] строительство мавзолея Августа в 28 г. до н. э., [15] и завершение в 29 г. до н.э. Курии Юлии , сенатского дома, строительство которого было начато в 44 г. до н.э. приемным отцом Октавиана, Юлием Цезарем . [16] Аполлон был любимым богом Августа. [17] Два лавровых дерева, символизирующие Аполлона и победу, стояли у входной двери дома Августа, подчеркивая связь между Аполлоном, Августом и его победой над Марком Антонием в битве при Акциуме . [18] Согласно истории, рассказанной Светонием, который сообщает, что прочитал ее в произведении греческого автора Асклепиада Мендеса, Август считал себя сыном Аполлона, а Аполлон - божеством-покровителем своей семьи. [19] Во время гражданской войны Август использовал иконографию Аполлона, чтобы противопоставить себя Антонию, который был тесно связан с противоположным богом Дионисом ; Августа критиковали за его появление на пиру в костюме Аполлона. [20] Далее Август объяснил свое культивирование Аполлона традицией, согласно которой Аполлон защищал героя Энея , который, как полагают, был предком римлян и прародителем семьи Августа, рода Юлия . [21]

Строительство

[ редактировать ]
Фотография белой мраморной статуи мужчины в римской военной форме с поднятой правой рукой.
Статуя Прима Порта Августа , созданная примерно в 20 г. до н.э., была названа «самым знаковым изображением Августа». Его иконография связала его как с Аполлоном , так и с искусством Греции пятого века. [22]

Посвящение храмов полководцами после военных побед было неотъемлемой частью римской политической культуры в Средней республике ( ок. 200 – ок. 100 г. до н. э. ), но к 100 г. до н. э. в значительной степени вышло из моды. [23] Клятва Октавиана освятить храм последовала за победой его адмирала Марка Агриппы над Секстом Помпеем в битве при Наулохе 3 сентября 36 г. до н.э.: [24] [с] Октавиан, вероятно, объявил о строительстве храма в ноябре во время выступления перед римским сенатом и народом . [27] В 36 г. до н. э. он начал покупать землю в районе будущего храма. Палатин считался особенно священным и одним из самых фешенебельных жилых районов Рима. [28] и имел дополнительное преимущество: в основном принадлежал частным лицам, у которых Октавиан мог покупать землю в частном порядке. Точное местонахождение храма было определено, когда молния ударила в часть собственности Октавиана. По совету гаруспиков , жрецов-специалистов, интерпретировавших божественные предзнаменования, это считалось признаком желания бога построить храм и призывом к строительству храма Аполлону в городе. Октавиан объявил эту часть своей собственности государственной землей и начал строительство храма. [29]

Храм был освящен 9 октября 28 г. до н.э. [30] день, традиционно связанный с поклонением божествам победы. [31] Освящение храма последовало за поражением Октавиана сил Антония и египетской царицы Клеопатры в битве при Акциуме в 31 г. до н. э., что в пропаганде Октавиана было связано с заступничеством Аполлона; в благодарность за победу Октавиан построил новое святилище Аполлона на месте своего лагеря в Акциуме и восстановил существующее святилище бога у входа в Амбракийский залив , где произошла битва. [32] Это был второй из четырех храмов, построенных в Риме Августом после Храма Цезаря (посвященного в 29 г. до н. э.) и предшествующего Храму Юпитера Тонана на Капитолийском холме (посвященному в 22 г.) и храму Марса Ультора , посвященному во 2 г. до н. э. на недавно построенном форуме Августа . [33]

Храм был официально посвящен Аполлону. [7] но считается посвященным как Аполлону, так и его сестре Диане , [34] который был тесно связан с победой Августа при Навлохе. [35] Римские храмы часто посвящались богам под определенными эпитетами , которые могли относиться к строителю или местоположению храма, а также к конкретному аспекту рассматриваемого бога. [36] Хотя официальным названием храма было Храм Акцианского Аполлона (с использованием эпитета Акций ), он также был неофициально известен под эпитетами того же бога Актиак , Навалис , Палати – все из которых относились к связи Аполлона с битвой при Акциуме – и Рамнусий , эпитет неясного значения, который, возможно, относился к святилищу Немесейона в Рамнусе в Аттике , которое, как иногда полагают, было источником культовой статуи храма . [37]

Коссутий, кирпичник, нанятый Гаем Азинием Поллионом – политиком и литературным покровителем эпохи раннего Августа – вероятно, участвовал в строительстве храма: кирпичи с его печатью были обнаружены в храме и прилегающих зданиях. [38] [д] Непосредственно примыкающий к храму, [и] Портик Данаид включал две библиотеки греческой и латинской литературы, [42] известная под общим названием Библиотека Палатинского Аполлона и считающаяся одной из крупнейших и наиболее важных библиотек Рима. [43] Помимо литературных произведений, в этих библиотеках содержались произведения искусства, изображающие некоторых из их авторов, и они считались хранилищем юридических текстов. [44] Портик использовался Августом для проведения заседаний римского сената , особенно во время его выздоровления от болезни в 23 г. до н. э. [45] [ф] и принимать официальных гостей и иностранных послов. [42] Сохранившиеся источники противоречивы относительно открытия библиотек; они могли быть открыты одновременно с храмом или в другом месте до 23 г. до н.э. [47]

Более поздняя история

[ редактировать ]

После смерти Августа в 14 году нашей эры его преемники на посту императора иногда использовали территорию храма для заседаний сената. Его непосредственный преемник, Тиберий , держал там одно в 16 г. н.э., в то время как, по крайней мере, еще одно при Клавдии ( годы правления 41–54 н.э. ) засвидетельствовано и было задумано, по мнению классика Дэвида Л. Томпсона, как «символическое утверждение». императорской власти». По словам римского историка Тацита , жена Клавдия Агриппина Младшая установила в комнате, используемой для заседаний сената, секретную дверь, ведущую в укрытие, из которого она могла их слушать. Томпсон считает это сообщение не столько фактическим, сколько символом влияния Агриппины на сенат. [48] По мнению археолога Пьера Гро , святилище послужило образцом для более поздних комплексов, посвящённых императорскому культу в Западной Римской империи. [49]

Храм пострадал во время Великого Римского пожара 64 г. н.э., но был восстановлен при императоре Домициане ( годы правления 81–96 гг. н.э. ); Портик Данаид, вероятно, также разрушенный в 64 году, возможно, никогда не был восстановлен. [50] Храм был окончательно разрушен в результате очередного пожара в ночь с 18 на 19 марта 363 г. [51] [г] Пламя могло уничтожить как территорию, так и сам храм: [час] Сивиллины книги, хранившиеся в храме, едва удалось спасти из огня. Причина пожара так и не была точно установлена. Император Юлиан , который предпринял в конечном итоге безуспешную попытку восстановить римский политеизм в качестве доминирующей религии империи, считал это актом поджога, совершенного христианами: эта точка зрения считается правдоподобной в современной науке, особенно в «Сивиллинских книгах». рассматривались как символ антихристианской религиозной политики Юлиана, но достоверных доказательств по этому поводу не существует. Христианские писатели рассматривали разрушение как результат божественного вмешательства: церковный историк пятого века Феодорет ложно утверждал, что в храм ударила молния, а богослов Иоанн Златоуст писал, что Бог разрушил храм, чтобы наказать за действия Юлиана. [53] Возможно, после пожара храм систематически разбирали; куски мрамора из него, возможно, были повторно использованы при строительстве нового здания неопределенного назначения на вершине разрушенного подиума в какой-то момент поздней античности . [54]

В двенадцатом веке философ Джон Солсберийский распространил версию о том, что Папа Григорий I ( годы правления 590–604 ) разрушил Палатинскую библиотеку Аполлона, чтобы освободить больше места для христианских писаний, но современные ученые считают его свидетельство ненадежным. [55] Единственные сохранившиеся остатки двух библиотек храма относятся к реконструкциям, проведенным в период Домициана. [56] который перестроил постройки на возвышенности. [57]

Описание

[ редактировать ]

Расположение

[ редактировать ]

Храм был вторым в Риме, посвященным Аполлону; его положение на Палатинском холме сделало его первым в римском померии . [58] Его было хорошо видно из Большого цирка к югу от Палатина. [59] Он находился рядом со старым Храмом Кибелы , который был освящен в 191 году до нашей эры. [60] и древняя лестница, известная как Scalae Caci («Лестница Какуса »). [61] начала третьего века Это также было недалеко от Храма Победы ; близость памятников, возможно, была призвана укрепить связь между Аполлоном и военными победами, за которые ему приписал Август. [62]

Храм Аполлона Палатина находился непосредственно к юго-востоку от дома («дома»), построенного во времена поздней Римской республики ( ок. 133–33 гг. До н. Э. ). обозначил этот дом В 1950-х годах один из археологов Джанфилиппо Кареттони как domus Augusti («Дом Августа»), поскольку Кареттони считал, что это была личная резиденция Августа. [63] После раскопок Кареттони считалось, что храм и дом были соединены пандусом, хотя эта теория была опровергнута более поздними раскопками. Статус так называемого domus Augusti и его связь как с Августом, так и с храмом Аполлона Палатина являются спорными. Раскопки, последовавшие за раскопками Кареттони, показывают, что дом был в значительной степени разрушен, пока еще строился, чтобы облегчить строительство храма; они также обнаружили, что дом был значительно больше, чем предполагал Кареттони, а это означало, что идентификация его как личной резиденции Августа противоречила свидетельствам римских биографов о том, что Палатинский дом императора отличался своей скромностью. [64]

По мнению римских авторов, в состав святилища храма входили также Quadrata («Квадрат Рима»), памятник основанию города Ромулом Roma ; четырехколонный храм, известный как Тетрастилум ; и Авгураторий , памятник взятию под покровительство Ромула во время основания Рима, что, возможно, было альтернативным названием Roma Quadrata . [38]

Архитектура

[ редактировать ]
Схема территории вокруг храма Аполлона, показывающая Дом Августа и портик Данаид (здесь сразу под ступенями храма)
План территории вокруг храма. Местоположение портика Данаид является спорным, а Арка Октавия обычно расположена к северу от храма. [65]

Мнения ученых о интерпретации архитектуры храма разделились. Археолог Джон Уорд-Перкинс описал его архитектуру и украшения, особенно использование пропорций, типичных для эллинистической архитектуры , и его скульптурную программу, как «живой архитектурный эксперимент». Он противопоставляет это консерватизму других проектов Августа, таких как восстановление Храма Кибелы, в котором в значительной степени повторно использовался материал существующей структуры. [57] С другой стороны, археолог Стефан Зинк описывает храм как «внушительное возрождение республиканских архитектурных традиций». [12] По мнению римского писателя-архитектора Витрувия храма , межколонна была диастильной (то есть зазор между каждой парой колонн был в три раза шире колонны). [66] Цинк интерпретирует это широкое межколоние, необычное для современной архитектуры, но часто встречающееся в старых римских и этрусских храмах, как признак консерватизма. [67] Археолог Барбара Келлум предположила, что межколоннание храма, возможно, конкретно напоминало храм Юпитера Капитолийского . [68] Самый важный храм Рима. [69]

храма Территория - Площадь Аполлониса - была построена на приподнятой платформе, примерно на 9 метров (30 футов) над террасой внизу, и обычно считается, что ее размеры составляют примерно 70 на 90 метров (230 на 300 футов). [71] который включал подпорную стену из блоков туфа . [38] Эта платформа была построена на месте остатков старых зданий на этом месте, которые были снесены, а их дворы засыпаны. [72] Вход на территорию осуществлялся через триумфальную арку , известную как Arcus Octavii , в честь отца Августа, Гая Октавия . [73] Скульптурная программа этой арки, которая включала группу статуй греческого скульптора Лисия, изображающую Аполлона и Диану, сидящих в колеснице, была названа археологом Марией Томей «еще одним свидетельством призвания Аполлона Августа». [74]

Римский храм обычно включал закрытую внутреннюю часть, известную как целла , окруженную рядом колонн ( перистиль ), к которой можно было попасть через крыльцо или вестибюль, известный как пронаос . [75] За исключением подиума , храм Аполлона Палатина был полностью построен из мрамора, что сделало его первым храмом в Риме, построенным таким образом. [8] Количество колонн, поддерживающих храм, неясно; Обычно реконструируется как имеющий шесть колонн в передней части пронаоса , хотя археолог Аманда Кларидж предположила, что вместо этого у него могло быть четыре колонны спереди и семь по длине. [76] коринфские капители; Среди развалин храма были найдены [38] колонны, которые их поддерживали, реконструированы и достигли 14 метров (46 футов) в высоту и имеют свидетельства рифления . [77] За исключением барабанов колонн, все сохранившиеся фрагменты храма представляют собой свидетельства полихромной живописи . [78] Части капителей колонн, вероятно, были позолочены , тогда как другие части храма были окрашены желтой охрой и красными, синими, коричневыми и зелеными пигментами. [79] Подиум храма был построен с использованием материалов и технологий, распространенных в поздний республиканский период, с использованием тесаных блоков туфа и травертина (известных римлянам как opusquaratum храма ), под стенами и колоннами целлы , окружающими бетонное ядро. (известный римлянам как opus caementicium ). [80] Согласно реконструкциям, сделанным археологом Джузеппе Лугли , храм имел габаритные размеры 22,4 на 38,8 метра (73 на 127 футов), с целлой длиной 26 метров (85 футов) и пронаосом 12,8 метра (42 фута) в длину. [81]

Сохранившиеся руины не позволяют окончательно восстановить ориентацию храма. Обычно считается, что он обращен на юг: первый археолог храма, Пьетро Роза , предложил эту ориентацию в 1865 году на том основании, что храм будет обращен лицом к склону холма, аналогично более ранним республиканским святилищам на склоне холма, найденным в других местах Лациума. . [82] В 1913 году доисторик Джованни Пинца предположил, что храм мог быть обращен на север, что, по его мнению, лучше соответствует сохранившимся описаниям его появления в римской литературе, но его идея была в целом отвергнута. [83] Некоторые современные гипотезы, такие как гипотеза Клариджа, приводят доводы в пользу храма, обращенного на север, на том основании, что более прочные фундаменты южной стороны храма с большей вероятностью выдержат более тяжелую целлу , чем сравнительно легкий пронаос , и что Визуальное воздействие было бы больше, если бы фасад был обращен на север, откуда обычно можно было попасть в храм. [84]

Строительные материалы храма, такие как ливийская слоновая кость и так называемые « пунические » колонны, напоминали о военных завоеваниях и успехах Рима. [85] Его основным материалом был белый каррарский мрамор из итальянского города Луна . [38] материал, часто используемый в строительных проектах Августа: считается, что Август начал его крупномасштабную добычу и эксплуатацию. [86] При раскопках памятника были найдены фрагменты мраморного пола. [38] Колонны Портика Данаид были выполнены из желтого мрамора giallo antico, добытого в Нумидии . Это самое раннее известное использование giallo antico в Риме. [87]

Архитектура храма, возможно, была спроектирована так, чтобы конкурировать с архитектурой храма Аполлона Сосиана. [15] который был реконструирован примерно в то же время. [88] Храм Аполлона Сосиана был восстановлен и назван в честь Гая Сосия, бывшего сторонника врага Октавиана Марка Антония. Позже Август попытался уменьшить его известность, построив Театр Марцелла , чтобы закрыть вид на его фасад, и перестроил прилегающий Портик Октавии , названный в честь его сестры Октавии , от которой Антоний отказался в пользу Клеопатры. [89]

Скульптуры и произведения искусства

[ редактировать ]
Статуя бога Аполлона в виде молодого гладколицого мужчины, держащего в левой руке лиру.
Так называемый « Аполлон Барберини », I–II века н.э.: статуя типа « Аполлон Кифарод », имеющая сходство с культовой статуей из храма Аполлона Палатина. [90]

В храме находились три культовые статуи: одна Аполлона в стиле « Аполлон Кифарод » (« Аполлон, играющий на лире »), одна его сестры Дианы и одна их матери Латоны . Перед храмом располагалась еще одна статуя Аполлона. Культовые статуи были работой греческих скульпторов четвертого века до нашей эры: статуя Аполлона была создана Скопасом . [91] На основании храмового эпитета Рамнусий было высказано предположение, что статуя первоначально происходила из святилища Немесейона в Рамнусе в Аттике . [37] [я] В храме были раскопаны два обветшалых фрагмента колоссальной статуи: один из головы, выкопанной в фундаменте храма, [7] и один из ступни – предполагаются как возможные остатки культовой статуи Аполлона. [93] Изображения статуи на римских монетах позволяют предположить, что ее основание было украшено якорями и носами кораблей, что связывало ее с морской победой при Акциуме, а в руках ее держались лира и чаша для возлияния . [94] Занкер предположил, что выбор Аполлона Кифареда для культовой статуи, совершающего возлияние как бы в искупление, контрастировал с альтернативной иконографией Аполлона как «мстительного лучника» и предполагал принесение мира и искупления за грехи. гражданская война. [95]

Культовая статуя Латоны была работы Кефисдота Младшего , сына афинского скульптора Праксителя . Голова Дианы была первоначально создана эпидаврским художником Тимофеем , но ее голова была переделана Авианом Эвандером . [38] афинский художник, которого в середине первого века до нашей эры увезли в плен в Рим. [96] Другие статуи в храме включали изображение солнечной колесницы на акротерии гребня храма. [24] группа по углам жертвенника из четырех быков работы афинского скульптора V века Мирона , [61] и еще один набор, изображающий дочерей Данауса . [7] Римский эрудит Плиний Старший , писавший во второй половине первого века нашей эры, каталогизировал работы Бупала и Афиниды , двух хианских скульпторов архаического периода ( ок. 800 – ок. 480 до н.э. храма на фронтонах ) . [97] Включение статуй известных греческих художников, особенно четвертого и пятого веков до нашей эры и архаического периода, стало почти повсеместным в храмах, построенных или восстановленных Августом в Риме. [15] В храме также находилась серия гравированных драгоценных камней, посвященных племяннику Августа Марцеллу . [61]

На дверях храма из слоновой кости была изображена сцена убийства детей Ниобеи Аполлоном и Дианой. [98] в то время как другая дверь изображала поражение кельтского нападения на Дельфийского Оракула , богом-покровителем которого был Аполлон, в 281 году до нашей эры. [7] На одном из мраморных косяков дверей был изображен дельфийский треножник. [38] в окружении грифонов , из него вырастает акант , символизирующий Аполлона в его качестве бога возрождения. [99] Целлу освещала люстра , которую, как говорят, привез Александр Македонский из греческого города Фивы . [100]

Статуя женщины из красного камня, смотрящая прямо перед собой и дергающая свою одежду правой рукой.
Статуя из мрамора Rosso Antico , раскопанная в 1869 году и впоследствии восстановленная в несколько этапов. [101] Считается, что это была либо одна из оригинальных Данаид из храма, либо версия такой статуи, сделанная до 68 г. н.э. [102]

Портик Данаид включал статуи одноименных Данаид , [103] египетские сестры, убившие своих двоюродных мужей в брачную ночь в акте импьетас . [Дж] Возможно, это произведение искусства было призвано пробудить и осудить память о Клеопатре, которая аналогичным образом вышла замуж, а затем убила своего брата Птолемея XIV . [105] Статуи Данаид располагались между колоннами портика, рядом со статуей Даная с обнаженным мечом и напротив конных статуй их женихов и жертв, сыновей Эгипта . [106] части как минимум четырех из этих статуй высотой около 1,2 метра (3,9 футов), выполненных в стиле гермов Были обнаружены . Три из них были вылеплены из черного бигио морато мрамора , вероятно, добытого в карьере Айн-эль-Ксир в Тунисе или на мысе Тенарон на юге Греции. [107] по крайней мере один был сделан из красного rosso antico . мрамора [108] Серия расписных терракотовых панелей в стиле Кампана , найденная на территории храма, возможно, первоначально принадлежала Портику Данаид. [110] На панелях изображены мифические сцены, в том числе Медузы поражение Персеем , кариатиды и борьба между Геркулесом и Аполлоном за дельфийский треножник. [100] [к] Келлум интерпретировал последний миф как аллегорию военной борьбы между Августом и Антонием, учитывая отождествление Августа с Аполлоном и аналогичные заявления Антония о происхождении и родстве с Гераклом: треножник, традиционное посвящение победоносных полководцев, также может иметь был связан с победой Августа при Акциуме. [112] Другие сцены показывают египетскую богиню Исиду, запертую между двумя сфинксами , что, вероятно, намекает на поражение Клеопатры. [113] и люди, поклоняющиеся священным объектам. В их число входит тот, который может быть канделябром - символом как Аполлона, так и pietas. [6] тимиатерион или баэтил , культовый объект, связанный с Аполлоном. [114] Было высказано предположение, что мраморная скульптура, известная как мета («поворотный столб»), выставленная в наше время на вилле Альбани , возможно, первоначально была одной из нескольких монументальных батили , стоявших вокруг святилища. [115]

В библиотеке портика находилась статуя Августа в облике Аполлона. [100] Считается, что статуя молодого человека ( эфеб ) из черного базальта , обнаруженная Розой в 1869 году в криптопортике к востоку от храма, произошла из храма. [116] Обычным строительным материалом в скульптурах храма был пентелийский мрамор с горы Пентеликус недалеко от Афин: этот материал часто использовался в афинских строительных проектах пятого и четвертого веков до нашей эры и особенно ценился в Риме. [117]

Уокер предположил, что скульптурное оформление храма Аполлона Палатина служило сложной идеологической цели: поднять уровень публичного искусства Рима, продемонстрировать материальное богатство, созданное расширением Римской империи, и пропагандировать моральные ценности Августа, такие как ценность римского гражданства и скромности в одежде и личном поведении. [15] Между 161 и 169 годами нашей эры еще одна статуя типа «Аполлона Комея» («Длинноволосый Аполлон») была вывезена из персидского города Селевкии и установлена ​​в храме римским императором Луцием Вером после захвата города в Римско-парфянская война 161–166 гг . [118]

Фотография фрагмента скульптуры из белого мрамора, на которой изображен штатив, вырезанный в барельефе.
Рельеф храма из пентелийского мрамора с изображением дельфийского треножника.

Неясно, был ли храм Аполлона Палатина призван заменить или дополнить существующий центр поклонения Аполлону в храме Аполлона Созиана. [119] По мнению классика Бенедикты Делиньон , храм послужил утверждению Аполлона как божества-покровителя Рима и олицетворения символического возрождения города Августом. [32] » Рима В политической пропаганде Августа это представляло собой восстановление « золотого века , ключевого аспекта идеологии Августа. [120] ознаменовался окончанием гражданской войны и подтверждением римского pietas . [94] Визуальная иконография была особенно идеологически заряжена: хотя она не содержала прямых ссылок на Августа, она использовала несколько образов и образов, обычно связанных с ним в современной культуре. [121] Классик Жиль Саурон интерпретировал многие произведения искусства храма, в том числе изображения Данаид и сцены на дверях храма, как символ божественного наказания импьетас . [122]

Оценки первоочередного значения святилища разнятся. Уокер описал храм как «личную святыню Августа». [42] Мнение, поддержанное Занкером, который считает, что соседний дом принадлежал Августу, предполагает, что два здания объединены в манере, напоминающей эллинистический дворцовый комплекс. [123] Указывая на выдающееся положение библиотек святилища, археолог-классик Лилиан Баленсифен описала храм как «литературное святилище», в котором Аполлона почитали как бога обучения. [59] Для Занкера храм был частью культурной программы, направленной как на подражание, так и на превзойти художественные достижения Древней Греции. [6] Храм также использовался для заседаний сената. [27]

Со временем храму были предоставлены дополнительные функции, скорее всего, на разовой основе, а не как часть какого-либо заранее продуманного плана. [124] Примерно с 20 г. до н.э. [125] храм использовался для хранения « Сивиллинских книг» , серии пророческих писаний, датируемых, как полагают, временами полулегендарного царя Рима Тарквиния Гордого ( ок. 510 г. до н. э. ), которые Август перенес сюда из храма Юпитера Капитолийского. Они хранились в золотых футлярах в основании культовой статуи Аполлона. [126] Храм стал популярным местом для посвящения жертвоприношений , особенно статуй. Согласно автобиографии Августа Res Gestae , он переплавил около 80 своих серебряных статуй, предложенных там гражданами Рима, продал полученный металл и на вырученные деньги купил золотые треножники в честь Аполлона. [100]

Храм сыграл значительную роль в Светских играх , религиозном и художественном фестивале, возрожденном Августом в 17 г. до н.э. и впоследствии повторявшемся нерегулярно. [127] 3 июня, на третий день первых игр, Август и его наместник Марк Випсаний Агриппа принесли жертвы Аполлону и Диане в храме. [128] Поэт Гораций написал по этому случаю свой религиозный гимн Carmen Saeculare : в тот же день он впервые был исполнен в храме хором из 27 мальчиков и 27 девочек и сопровождался жертвоприношениями Аполлону и Диане. [130] В годы, когда проводились Светские игры, священники, известные как quindecimviri saris faciundis , которые отвечали за храмовые Сивиллины книги, собирались в храме 25 мая и бросали жребий, чтобы определить, кто из них будет входить в состав различных трибуналов, распределяющих очищающие средства. агенты – факелы, сера и битум – для римского народа. Затем храм использовался наряду с храмом Юпитера Капитолийского, храмом Дианы на Авентине и храмом Юпитера Тонанса для получения подношений первых плодов ( фругес ) и в качестве центров распространения вышеупомянутых очищающих средств ( пургамента ). . [131]

Терракотовая доска с изображением двух мужских фигур, обращенных друг к другу по направлению к центру: Аполлона слева и Геракла в шкуре Немейского льва справа.
Терракотовая мемориальная доска на территории храма, изображающая состязание Геркулеса и Аполлона за дельфийский треножник.

В наше время Уорд-Перкинс описал храм как «один из самых ранних и лучших храмов Августа». [1] Современники отмечали его как один из самых впечатляющих памятников Рима. [27] и описан историками Веллеем Патеркулом и Иосифом Флавием в I веке нашей эры как величайший из строительных проектов Августа. [132] Светоний также описал его как одно из самых важных архитектурных произведений Августа, наряду с Форумом Августа , Храмом Марса Ультора и Храмом Юпитера Тонанса. [133] Делиньон предположил, что пролог поэта Вергилия » к ​​«Георгике , опубликованной в 29 г. до н.э., возможно, намекал на предполагаемое или начинающееся строительство храма. [134]

Римский поэт Проперций присутствовал на открытии храма и написал две элегии . в честь этого [30] Первый из них (условно под номером 2.31) был написан примерно во время открытия храма и опубликован либо в 25, либо в 24 году до нашей эры. [135] Современник Проперция Гораций опубликовал в 23 г. до н. э. оду (1.31), якобы написанную в день посвящения храма в честь Аполлона. [136] Около 20 г. до н.э. поэт Тибулл написал элегию (2.5), посвященную назначению Марка Валерия Мессалина жрецом Аполлона, ответственным за проверку Сивиллинских книг, хранящихся в храме. [125]

Политическое значение храма и его связь с Акциумом стали универсальными темами поэтических откликов на памятник, начиная с 16 г. до н.э., когда Проперций опубликовал вторую из своих элегий о храме (4.6). [137] Общим мотивом в этих поэтических произведениях была ассоциация Сивиллиных книг с произведениями самих поэтов. [138] Вновь возросшее религиозное значение Палатинского холма также отражено в его представлении в восьмой книге « Энеиды » Вергилия , написанной между 29 и 19 годами до нашей эры, в которой царь Эвандер водит Энея вокруг будущего храма; [10] позже в «Энеиде 8» битва при Акциуме реконструируется как богоборческое состязание на Щите Энея , а тройной триумф Августа в 29 г. до н.э. анахронично представляется как произошедший в храме. [139] Многие отклики на храм в поэзии Августа были истолкованы как присвоение, подрыв или оспаривание его политического и идеологического значения. [32] Овидий в «Ars Amatoria» (опубликованном около 4 г. до н. э.) писал о храме как об особенно плодотворном месте для поиска красивых женщин. [140] Позже, в Тристии (составленной между 9 и 18 гг. до н.э.), он включил храм в воображаемую экскурсию по памятникам центрального Рима. [141]

Культовая статуя Аполлона в храме была изображена на основании Сорренто , постаменте статуи позднего августа или раннего Тиберия (то есть около 14 г. н.э. ), впервые идентифицированного как ее изображение историком архитектуры Кристианом Хюльсеном в 1894 году. [142] Грос предположил, что группа бронзовых статуй, найденных на Вилле Папирусов в Геркулануме , известных как «танцоры» или «данаиды», была смоделирована по образцу статуй данаид из портика данаид. [100]

Археологическое исследование

[ редактировать ]
Большая капитель на вершине римской колонны.
Остатки коринфской капители из храма.

В наше время сохранилось только цементное ядро ​​подиума храма размерами 19,2 на 37,0 на 4,7 метра (63,0 на 121,4 на 15,4 фута), [52] выживает, [38] а также отдельные архитектурные фрагменты, в том числе блоки целлы . [12] Пьетро Роза провел первые полные раскопки территории вокруг храма в девятнадцатом веке. Он начал работать над Палатином в 1861 году по заказу Наполеона III , владельца садов Фарнезе , на территории которых находился храм. [143] В 1863 году он обнаружил Арку Октавия к северу от храма. [108] за которым последовало бетонное ядро ​​подиума храма в 1865 году. [144] В том же году он объединил уцелевшие фрагменты храма и построил над ними лестницу. [12] В 1869 году он обнаружил сохранившиеся фрагменты скульптуры в Портике Данаид. [108] и свои последние раскопки он провел в 1870 году. Во время раскопок Розы это место было открыто для публики по четвергам, хотя посетителям приходилось получать разрешение от французского правительства, и Роза часто сама проводила экскурсии. [145]

Дальнейшие раскопки проводились при Альфонсо Бартоли в 1937 году как часть обширных раскопок Бартоли на Римском форуме и на Палатине; он удалил 40 000 кубических метров (52 000 кубических ярдов) земли, чтобы опустить весь комплекс domus Augusti до римского уровня. [146] В 1950-х годах Джузеппе Лугли повторно обследовал и задокументировал сохранившиеся останки: эта работа была описана в 2008 году как наиболее детальное из существующих исследований руин храма, хотя она содержит противоречия и неясности, особенно в отношении ширины оси колонны (т. , расстояние между центрами соседних столбцов). [147]

Роза ошибочно идентифицировала храм как Храм Юпитера Непобедимого (или Юпитера Виктора), построенный в третьем веке до нашей эры, полагая, что его расположение на стороне Палатина напоминает расположение других святилищ республиканской эпохи. [82] Архитектор Анри Деглан , член Французской школы в Риме , принял это определение в своей реконструкции 1885–1886 годов того, что он назвал «Дворцом Цезарей» на Палатинском холме. [148] В 1910 году Джованни Пинца изучил бетон, использованный в храме, и пришел к выводу, что по дате он был построен в начале Августа и аналогичен тому, который использовался для мавзолея Августа , построенного в 28 году до нашей эры. [149] Первым, кто идентифицировал храм как Аполлона Палатина, был историк искусства девятнадцатого века Франц фон Ребер ; это отождествление было выдвинуто в статье 1914 года классиком Олифом Ли Ричмондом , который аргументировал это в основном на основании соответствия между раскопанными останками и литературными свидетельствами о храме. К 1952 году ученые в целом согласились с выводом Пинзы о том, что храм был построен на руинах домов, построенных в поздний республиканский период (то есть ок. 100 – ок. 30 гг. до н. э. ), что исключало любую возможность его строительства. датируется третьим веком. [150] К этому времени храм был почти повсеместно признан как Аполлон Палатинский. [151]

Территория вокруг храма, включая его святилище и остальную часть комплекса domus Augusti , была дополнительно раскопана Кареттони в период с 1958 по 1984 год. [152] храма, В ходе раскопок 1968 года были раскопаны пронаос а также начался сбор фрагментарных терракотовых бляшек, который продолжался в 1969 и 1970 годах. [100] Раскопки Кареттони были опубликованы лишь частично. [153] Работа Розы и Кареттони включала обширную реконструкцию, которую впоследствии продолжила Soprintendenza Archeologica di Roma [ it ] . [154]

Зинк провел архитектурное обследование храма с 2006 года, направленное в первую очередь на реконструкцию размеров, размеров и формы его плана и фасада. [155] В 2008 году он исследовал архитектурные остатки фасада на предмет следов его первоначальной окраски вместе с реставратором и ученым-цветоведом Генрихом Пинингом. [156] В период с 2009 по 2013 год Зинк также задокументировал архитектурные руины в районе к юго-западу от храма, обнаружив здание, относящееся к архаическому периоду (то есть между шестым и началом пятого веков до нашей эры), которое, как он утверждал, было маленькая святыня. [157]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. По словам Занкера, греческое искусство имело «признанное моральное превосходство». [6]
  2. ^ Предыдущие проекты, такие как строительство Храма Цезаря , осуществлялись в сотрудничестве с другими: в данном случае, с его товарищами -триумвирами Антонием и Лепидом . [13]
  3. Классики Оливье Хекстер и Джон Рич оспаривают любую прямую связь между победой и храмом; [25] классик Роберт Гюрвал аналогичным образом утверждал, что трудно быть уверенным в том, что Октавиан хотел, чтобы храм преимущественно ассоциировался с Акциумом. [26]
  4. ^ Точка зрения меньшинства, впервые выдвинутая историком архитектуры Кристианом Хюльсеном , [39] утверждает, что храм, известный в римских литературных источниках как Храм Аполлона Палатина, находился в до сих пор не раскопанной области Винья Барберини [ он ] на северной стороне Палатинского холма, но это предположение обычно отвергается в пользу общепринятой идентификации. . [40] В этой статье ссылки на археологические раскопки и раскопанные останки относятся к храму возле так называемого domus Augusti .
  5. ^ Точное взаимное расположение храма Аполлона и портика Данаид оспаривается: обычно считается, что портик либо располагался на террасе непосредственно под храмом, либо окружал его на своем уровне. [41]
  6. Классик Дэвид Л. Томпсон отмечает, что отчет Светония, в котором представлены свидетельства заседаний сената на территории храма , технически двусмыслен относительно того, где именно в святилище они происходили, но приходит к выводу, что портик и его библиотеки являются скорее всего ответ. [46]
  7. ^ Археолог Кэролайн К. Кенемоен называет датой разрушения 364 год нашей эры. [52]
  8. Римский историк Аммиан Марцеллин , чья работа является основным источником разрушений, использует слово templum («храм») для обозначения поврежденного сооружения, под которым обычно обозначалась вся священная территория вокруг главного храмового здания ( aedes ). [51]
  9. Классик Линда Джонс Роккос утверждала, что статуя на самом деле не была древней, а скорее была создана скульптором Августа, копирующим стиль более ранних греческих статуй, особенно афинского типа, известного как «Аполлон Патрос» («Аполлон-предок»). [92]
  10. ^ То есть нарушение pietas и, следовательно, договора между людьми и богами: убийство близкого родственника рассматривалось как самый крайний пример impietas . [104]
  11. Классик Карл Галинский предположил, что эта сцена может изображать примирение двух персонажей после конфликта. [111]
  1. ^ Перейти обратно: а б Уорд-Перкинс 1981 , с. 36.
  2. ^ Хилл 1962 , стр. 125–126. О происхождении поклонения Аполлону в Риме см. Jannot 2005 , стр. 144–145.
  3. ^ Занкер 1990 , с. 52.
  4. ^ Уорд-Перкинс 1981 , с. 21; Светоний записывает это замечание в Divus Augustus 28.3.
  5. ^ Уорд-Перкинс 1981 , с. 37. Август сделал это заявление в Res Gestae 20.4.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Занкер 1990 , с. 89.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер 2000 , с. 61.
  8. ^ Перейти обратно: а б Тук 2021 , с. 140.
  9. ^ Коарелли 2014 , с. 132.
  10. ^ Перейти обратно: а б Шмитцер 1999 .
  11. ^ Роккос 1989 , с. 571.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Цинк 2008 , с. 47.
  13. ^ Кларидж 2010 , с. 100.
  14. ^ Уэлч 2005 , с. 134.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Уокер 2000 , с. 71.
  16. ^ Суми 2015 , с. 218.
  17. ^ Фини 2006 , с. 468; Занкер 1990 , с. 57.
  18. ^ Wiseman 2022 , с. 10.
  19. ^ Хилл 1962 , с. 129. Светоний записывает эту историю в Divus Augustus 94.4.
  20. ^ Занкер 1990 , с. 49.
  21. ^ Фавро 2007 , с. 238.
  22. ^ Гарднер 2013 , стр. 53–54.
  23. ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 152.
  24. ^ Перейти обратно: а б Грос 1993 , с. 54.
  25. ^ Hekster & Rich 2006 , стр. 154–155.
  26. ^ Gurval 1995 , глава 2, обсуждается в Clauss 1996 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Морган 2022 , с. 144.
  28. ^ Хекстер и Рич 2006 ; Галинский 1996 .
  29. ^ Hekster & Rich 2006 , стр. 152, 158; Уокер 2000 , с. 62. Римский историк Кассий Дион сообщает о предзнаменовании в 49.15.5 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Уокер 2000 , с. 61; Роккос 1989 , с. 571.
  31. ^ Галинский 1996 , с. 214.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Делиньон 2023 , с. 115.
  33. ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 153.
  34. ^ Wiseman 2022 , с. 29.
  35. ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 155.
  36. ^ Каява 2022 , стр. с 7 до 12.
  37. ^ Перейти обратно: а б Хилл 1962 , с. 129; Ричардсон 1992 , с. 14.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коарелли 2014 , с. 143.
  39. ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 18.
  40. ^ Кенемоен 2006 , с. 229; Ричардсон 1992 , с. 14.
  41. ^ Галинский 1996 , с. 219; Кенемоэн 2006 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2000 , с. 62.
  43. ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 84; Шмитцер 1999 ; Романн 2016 , с. 242.
  44. ^ Галинский 1996 , с. 218.
  45. ^ Томпсон 1981 , стр. 339.
  46. ^ Томпсон 1981 , стр. 338–339.
  47. ^ Томпсон 1981 , с. 339; см. также Томей 2000 , с. 573.
  48. ^ Томпсон 1981 , с. 339. Тацит рассказывает об этом эпизоде ​​в Анналах 13.5.
  49. ^ Большой 1993 , с. 56.
  50. ^ Хилл 1962 , с. 130; Грос 1993 , с. 56.
  51. ^ Перейти обратно: а б Романн 2016 , с. 242.
  52. ^ Перейти обратно: а б Кенемоэн 2006 , с. 234.
  53. ^ Романн 2016 , стр. 242–243.
  54. ^ Кларидж 2014 , стр. 133, 136.
  55. ^ Романн 2016 , с. 243.
  56. ^ Фишер 2021 , стр. 84–85.
  57. ^ Перейти обратно: а б Уорд-Перкинс 1981 , с. 37.
  58. ^ Хилл 1962 , с. 126.
  59. ^ Перейти обратно: а б Фишер 2021 , с. 85.
  60. ^ Прайс 1996 , с. 832.
  61. ^ Перейти обратно: а б с Ричардсон 1992 , с. 14.
  62. ^ Так 2021 , с. 140. О дате Храма Победы см. Андо 2013 , с. 278.
  63. ^ Wiseman 2013 , с. 255.
  64. ^ Wiseman 2013 , с. 255, со ссылкой на Iacopi & Tendone 2006 ; см. также Claridge 2014 , стр. 129.
  65. ^ Кенемоен 2006 , с. 231.
  66. ^ Wiseman 2022 , с. 29, со ссылкой на Витрувия, De Architectura 3.3.4.
  67. ^ Цинк 2008 , с. 63.
  68. ^ Келлум 1993 , с. 76.
  69. ^ Коарелли 2014 , с. 32.
  70. ^ Кенемоен 2006 , с. 236.
  71. ^ Грос 1993 , с. 56; Кенемоэн 2006 , с. 232. Кенемоен предлагает альтернативные размеры: 40 на 25 метров (131 на 82 фута). [70]
  72. ^ Цинк 2015 , с. 369.
  73. ^ Хилл 1962 , с. 130.
  74. ^ Томей 2000 , с. 560.
  75. ^ Стампер 2015 , с. 174.
  76. ^ Кларидж 2014 , с. 141; Уайзман 2022 , с. 28.
  77. ^ Грос 1993 , с. 55: для рифления, Zink 2008 , с. 51.
  78. ^ Zink & Piening 2009 , с. 110.
  79. ^ Zink & Piening 2009 , с. 113.
  80. ^ Кенемоен 2006 , с. 234; Цинк 2008 , с. 48.
  81. ^ Кенемоен 2006 , с. 234, со ссылкой на июль 1965 г. , стр. 266–267.
  82. ^ Перейти обратно: а б Кларидж 2014 , с. 128.
  83. ^ Кларидж 2014 , с. 129; Уайзман 2022 .
  84. ^ Кларидж 2010 ; Кларидж 2014 , стр. 138–141; Уайзман 2022 , с. 29.
  85. ^ Уокер 2000 , с. 61. Цитата в «Пунических колонках» взята из Проперция, Элегии 2.31, и напоминает о Пунических войнах , в которых Рим разгромил город Карфаген .
  86. ^ Уорд-Перкинс 1981 , с. 22.
  87. ^ Уокер 2000 , с. 72, примечание 2; Уорд-Перкинс 1981 , с. 36.
  88. ^ Уокер 2000 , стр. 62–63.
  89. ^ Уокер 2000 , с. 63.
  90. ^ Хилл 1962 , с. 132.
  91. ^ Коарелли 2014 , с. 143; Геррини 1958 , с. 936.
  92. ^ Роккос 1989 , с. 587.
  93. ^ Роккос 1989 , с. 579.
  94. ^ Перейти обратно: а б Делиньон 2023 , с. 116.
  95. ^ Занкер 1990 , стр. 85–86.
  96. ^ Геррини 1958 , с. 936.
  97. ^ Уокер 2000 , с. 61, цитируется Плиний, Natural History 36.13.
  98. ^ Wiseman 2013 , с. 250.
  99. ^ Zink & Piening 2009 , с. 114. О связи между Аполлоном и акантом см. Pollini 2012 , p. 292.
  100. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Грос 1993 , с. 55.
  101. ^ Кенемоен 2006 , с. 229; Томей 1997 , с. 56.
  102. ^ Шеард 2022 , с. 52, со ссылкой на Candilio 1989 , стр. 86, 88.
  103. ^ Уокер 2000 , с. 61, со ссылкой на Проперция, Элегии 2.31.
  104. ^ Поттер и Мэттингли 1999 , с. 126.
  105. ^ Делиньон 2023 , стр. 116–117.
  106. ^ Ричардсон 1992 , с. 14. О статуе Даная см. Gros 1993 , p. 55.
  107. ^ Кук 2018 , с. 283.
  108. ^ Перейти обратно: а б с Кенемоэн 2006 , с. 229.
  109. ^ Tuck 2021 , стр. 141–142.
  110. ^ Коарелли 2014 , с. 114. Так размещает их как «облицовку» внутренней части портика. [109]
  111. ^ Галинский 1996 , с. 223.
  112. ^ Келлум 1993 , стр. 77–78: см. также Tuck 2021 , стр. 77–78. 142.
  113. ^ Келлум 1993 , с. 78.
  114. ^ Грос 1993 , с. 55. О связи между баэтилом и Аполлоном см. Zanker 1990 , p. 89.
  115. ^ Занкер 1990 , с. 89; Лонгфелло 2010 , с. 281.
  116. ^ Томей 1997 , с. 60; Коарелли 2014 , с. 157.
  117. ^ Джустини и др. 2018 , с. 252 (об использовании пентелийского мрамора в храме Аполлона Палатинского); Бернард 2010 , стр. 49–50 (о статусе пентелийского мрамора в Риме).
  118. ^ Хилл 1962 , с. 132; Харпер 2021 , с. 16.
  119. ^ Миллер 2006 .
  120. ^ Делиньон 2023 , с. 116; Саурон 1994 , с. 501.
  121. ^ Занкер 1990 , с. 195.
  122. ^ Делиньон 2023 , с. 117.
  123. ^ Wiseman 2022 , с. 12, со ссылкой на Zanker 1983 , стр. 51–52.
  124. ^ Галинский 1996 , с. 213.
  125. ^ Перейти обратно: а б Делиньон 2023 , с. 126.
  126. ^ Коарелли 2014 , с. 143, цитирует Светония , Divus Augustus 31.3.
  127. ^ Цуркан 2013 , стр. 83.
  128. ^ Галинский 1996 , с. 218; Уайзман 2012 , с. 374.
  129. ^ Занкер 1990 , с. 169.
  130. ^ Wiseman 2012 , с. 374; Кули 2023 , с. 277. О положении хора и жертвоприношениях на Светских играх см. Zanker 1990 , p. 169. Занкер определяет хор как три хора, каждый из которых состоит из семи мальчиков и семи девочек. [129]
  131. ^ Форсайт 2012 , стр. 73–74.
  132. ^ Платнер и Эшби 1929 , стр. 16–17.
  133. ^ Бэбкок 1967 , с. 189. Светоний в Divus Augustus 29.1–3 использует фразу vel praecipua ( букв. « среди первых » ).
  134. ^ Делиньон 2023 , с. 132.
  135. ^ Делиньон 2023 , с. 118.
  136. ^ Делиньон 2023 , стр. 120–122.
  137. ^ Делиньон 2023 , стр. 122–123.
  138. ^ Фишер 2021 , с. 90.
  139. ^ Делиньон 2023 , с. 129.
  140. ^ Уокер 2000 , с. 62; Искусство любви 3.379–389.
  141. ^ Делиньон 2023 , стр. 107-1. 124–125; Тристия 3.1. Даты Tristia и Ars Amatoria см . Thorsen 2013 , p. 381.
  142. ^ Роккос 1989 , стр. 573–574.
  143. ^ Кули 2006 , с. 207.
  144. ^ Wiseman 2022 , с. 11.
  145. ^ Кули 2006 , стр. 207–208.
  146. ^ Июль 1946 г. , с. 6; Кареттони 1960 , с. 193; Коарелли 2014 , с. 142.
  147. ^ Цинк 2008 , с. 49; обзор Лугли см. Claridge 2014 , p. 129.
  148. ^ Кларидж 2014 , с. 129.
  149. ^ Кларидж 2014 , с. 129, н. 11.
  150. ^ Коарелли 2014 , с. 143; Хилл 1962 , с. 131; Кларидж 2014 , с. 129. Статья Ричмонда — Richmond 1914 .
  151. ^ Бишоп 1956 , с. 187.
  152. ^ Wiseman 2022 , с. 11; Цинк 2015 , с. 359.
  153. ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 149. Опубликованные отчеты: Carettoni 1967 и Carettoni 1978 .
  154. ^ Цинк 2012 , с. 390.
  155. ^ Цинк 2012 , с. 389.
  156. ^ Zink & Piening 2009 , с. 109.
  157. ^ Цинк 2015 , стр. 359–360, 362.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андо, Клиффорд (2013) [2000]. Имперская идеология и провинциальная лояльность в Римской империи . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-28016-8 .
  • Бэбкок, Чарльз Л. (1967). «Гораций Карм. 1. 32 и посвящение храма Аполлона Палатина». Классическая филология . 62 (3): 189–194. дои : 10.1086/365257 . JSTOR   268380 . S2CID   162618366 .
  • Бернард, Сет (2010). «Пентелический мрамор в архитектуре Рима и республиканская торговля мрамором». Журнал римской археологии . 23 (1): 35–54. дои : 10.1017/S1047759400002294 . S2CID   193225834 .
  • Бишоп, Дж. Х. (1956). «Пфальцский Аполлон». Классический ежеквартальный журнал . 6 (3/4): 187–192. дои : 10.1017/S0009838800020140 . JSTOR   636910 . S2CID   246881093 .
  • Кандилио, Даниэла (1989). «Древний черный». В Андерсоне, Максвелл Л .; Ниста, Лейла (ред.). Сияние камня: скульптуры из цветного мрамора из Национального музея Романо . Рим: De Luca Edizioni d'Arte. стр. 85–93. ISBN  978-0-9638169-4-8 .
  • Кареттони, Джанфилиппо (1960). «Раскопки и открытия на Римском форуме и на Палатине за последние пятьдесят лет». Журнал римских исследований . 50 : 192–203. дои : 10.2307/298300 . JSTOR   298300 . S2CID   162627129 .
  • Кареттони, Джанфилиппо (1967). «Проблемы Августовской зоны Палатина в свете недавних раскопок». Труды Папской Римской академии археологии (Серия In) (на итальянском языке). 39 :55–65.
  • Кареттони, Джанфилиппо (1978). «Рим — постройки Августа и храм Аполлона на Палатине». Археология Лацио (на итальянском языке). 1 :72–74.
  • Кларидж, Аманда (2010) [1998]. Рим: Оксфордский археологический справочник (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-954683-1 .
  • Кларидж, Аманда (2014). «Реконструкция храма Аполлона на Палатинском холме в Риме». В Хойбере, Кристина; Шютц, Франц X.; Уиндер, Гордон М. (ред.). Реконструкция и исторический город, Рим и за рубежом: междисциплинарный подход . Мюнхен: Университет Людвига-Максимилиана. стр. 128–152. ISBN  978-3-931349-41-7 .
  • Клаусс, Джером (7 сентября 1996 г.). «Акциум и Август» . Классический обзор Брин Мора . Проверено 1 октября 2023 г.
  • Коарелли, Филиппо (2014). Рим и окрестности: Археологический справочник . Перевод Клаусса, Джеймса Дж .; Хармон, Дэниел П. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-28209-4 . Проверено 4 июня 2023 г.
  • Кук, Эмили Маргарет (2018). Наследие материи: восприятие и исправление материальных традиций в римской скульптуре (PDF) (доктор философии). Колумбийский университет . Проверено 1 октября 2023 г.
  • Кули, Элисон (2006). «(MA) Французские раскопки Томеи на Палатине. Исследования Пьетро Розы для Наполеона III. (Древний Рим, том 5.) Стр. xlvi 555, gs, ч / б и цветные иллюстрации. Рим: École Française de Rome и Soprintendenza Archeologica of Рим, 1999. В упаковке, ISBN: 2-7283-0604-4». Классический обзор . 56 (1): 207–208. дои : 10.1017/S0009840X05001083 . S2CID   231895519 .
  • Кули, MGL (2023) [2008]. Кули, MGL (ред.). Эпоха Августа . Справочники Лактора по древней истории. Том. 17 (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781009382885 . ISBN  978-1-009-38289-2 .
  • Делиньон, Бенедикт (2023). «Культурная память, от памятника к поэме: случай с храмом Аполлона Палатина у поэтов-августовцев». В Динтере, Мартин Т.; Герен, Шарль (ред.). Культурная память в республиканском и августовском Риме . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 115–134. дои : 10.1017/9781009327749.007 . ISBN  978-1-009-32774-9 .
  • Фавро, Диана (2007) [2005]. «Сделать Рим мировым городом». В Галинский, Карл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Августа . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 234–263. дои : 10.1017/CCOL0521807964 . ISBN  978-1-139-00083-3 .
  • Фини, Денис (2006) [1992]. « Si licet et fas est : Fasti Овидия и проблема свободы слова при принципате». В Ноксе, Питер Э. (ред.). Оксфордские чтения в Овидии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 464–488. ISBN  978-0-19-928115-2 .
  • Фишер, Йенс (2021). «Vates Apollinis, vates Augusti - Отношение Палатинского святилища Аполлона к оракулам и его влияние на самооценку современных поэтов» [ Vates Apollinis, vates Augusti - Отношение Палатинского святилища Аполлона к оракулам и его влияние о самообразе современных поэтов. Греко-латинская Brunensia (на немецком языке). 26 (2): 83–98. дои : 10.5817/GLB2021-2-6 .
  • Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Абингдон: Рутледж. ISBN  978-1-136-31441-4 .
  • Галинский, Карл (1996). Культура Августа: интерпретативное введение . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-05890-0 .
  • Гарднер, Хантер Х. (2013). Гендерирование времени в «Любовной элегии Августа» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-965239-6 .
  • Джустини, Франческа; Брилли, Мауро; Галлоккио, Энрико; Пенсабене, Патрицио (2018). «Характеристика предметов из белого мрамора из храма Аполлона и дома Августа (Палатинский холм, Рим)». В Матетич Поляк, Д.; Марасович, К. (ред.). Асмосия XI, Материалы Международной конференции ASMOSIA (18–22 мая 2015 г.) . Сплит: Университет Сплита. стр. 247–253. ISBN  978-953-6617-49-4 .
  • Гро, Пьер (1993). «Аполлон Палатин». В Стейнби, Ева Маргарет (ред.). Топографический лексикон города Рима (на французском языке). Том. 1. Рим: Edizioni Quazar. стр. 54–57. ISBN  978-88-7097-019-7 .
  • Геррини, Люсия (1958). «Авиан Эвандер». восточного искусства Энциклопедия древнего, классического и (на итальянском языке). Том 1. Рим: Треккани. п. 936. ОСЛК   559022 .
  • Гурвал, Роберт Алан (1995). Акциум и Август: политика и эмоции гражданской войны . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-08489-0 .
  • Харпер, Кайл (2021). «Микробы и империя: Агентство микроскопического». В цветке, Харриет И. (ред.). Империя и религия в римском мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 13–34. дои : 10.1017/9781108932981 . ISBN  978-1-108-83192-5 . S2CID   242690912 .
  • Хекстер, Оливье; Рич, Джон (2006). «Октавиан и Громовержец: храм Аполлона Палатина и римские традиции храмового строительства». Классический ежеквартальный журнал . 56 (1): 149–168. дои : 10.1017/S0009838806000127 . hdl : 2066/42841 . JSTOR   4493394 . S2CID   170382655 .
  • Хилл, Филип В. (1962). «Храмы и статуи Аполлона в Риме». Нумизматическая хроника и журнал Королевского нумизматического общества . 2 : 125–142. JSTOR   42662641 .
  • Якопи, Ирен; Тендоне, Джованна (2006). «Библиотека и портик Аполлина». Объявления Римского отдела Немецкого археологического института (на итальянском языке). 112 : 351–378.
  • Жанно, Жан-Рене (2005) [1998]. Религия в Древней Этрурии . Перевод Уайтхеда, Джейн К. Мэдисон: University of Wisconsin Press. ISBN  978-0-299-20844-8 .
  • Каява, Мика (2022). Именование богов: ономастическое исследование божественных эпитетов, полученных от римских антропонимов . Комментарии Humanarum Litterarum. Том. 144. Хельсинки: Grano Oy. дои : 10.54572/ssc.235 . hdl : 10138/352341 . ISBN  978-951-653-491-9 . S2CID   255938487 . Проверено 24 июля 2023 г.
  • Келлум, Барбара (1993) [1985]. «Скульптурные программы и пропаганда в Риме Августа: Храм Аполлона на Палатине». В Д'Амбре, Ева (ред.). Римское искусство в контексте: Антология . Энглвуд Клиффс: Прентис Холл. стр. 75–83. ISBN  978-0-13-781808-2 .
  • Лонгфелло, Бренда (2010). «Отражения империализма: метасуданцы в Риме и провинциях». Художественный вестник . 92 (4): 275–292. дои : 10.1080/00043079.2010.10786114 . JSTOR   29546132 . S2CID   162304337 .
  • Лугли, Джузеппе (1946). «Недавние археологические открытия в Риме и Италии». Журнал римских исследований . 36 : 1–17. дои : 10.2307/298037 . JSTOR   298037 . S2CID   161379359 .
  • Лугли, Джузеппе (1965) [1953]. «Храм Аполлона Атиака и группы Августа на Палатине». Studi Minori di Topographia Antica [ Незначительные исследования древней топографии ] (на итальянском языке). Рим: Де Лука. стр. 258–290. ОСЛК   3004645 .
  • Миллер, Джон Ф. (2006). «Аполлон Медик в эпоху Августа» . Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга. Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 4 июня 2023 г.
  • Морган, Гарри (2022). Музыка, политика и общество в Древнем Риме . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781009232326 . ISBN  978-1-009-23232-6 . S2CID   253905424 .
  • Платнер, Сэмюэл Болл ; Эшби, Томас (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-925649-5 . Проверено 17 июня 2023 г.
  • Поллини, Джон (2012). От республики к империи: риторика, религия и власть в визуальной культуре Древнего Рима . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-8816-4 .
  • Поттер, Дэвид Стоун ; Маттингли, Дэвид (1999). Жизнь, смерть и развлечения в Римской империи . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-08568-2 .
  • Прайс, SRF (1996). «Место религии: Рим в ранней Империи». В Боумене, Алан К .; Чамплин, Эдвард ; Линтотт, Эндрю (ред.). Империя Августов, 43 г. до н. э. – 69 г. н. э . Кембриджская древняя история. Том. 10 (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 812–847. дои : 10.1017/CHOL9780521264303 . ISBN  9781139054386 .
  • Кенемоен, Кэролайн К. (2006). «Портик Данаид: новая реконструкция». Американский журнал археологии . 110 (2): 229–250. дои : 10.3764/aja.110.2.229 . JSTOR   40027153 . S2CID   191346680 .
  • Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN  978-0-8018-4300-6 . Проверено 4 июня 2023 г.
  • Ричмонд, Олифф Лег (1914). «Палатиум Августа». Журнал римских исследований . 4 (2): 193–226. дои : 10.2307/295823 . JSTOR   295823 . S2CID   162477839 .
  • Роккос, Линда Джонс (1989). «Аполлон Палатинус: Аполлон Августа на базе в Сорренто». Американский журнал археологии . 93 (4): 571–588. дои : 10.2307/505329 . JSTOR   505329 . S2CID   193088867 .
  • Романн, Дирк (2016). Христианство, сжигание книг и цензура в поздней античности: исследования передачи текста . Берлин: Де Грюйтер. ISBN  978-3-11-048607-0 .
  • Саурон, Жиль (1994). Квис Девм? Пластическое выражение политических и религиозных идеологий в Риме в конце республики и начале принципата [ Quis Deum? Скульптурное выражение политических и религиозных идеологий в Риме в конце республики и начале принципата . Библиотека французских школ Афин и Рима (на французском языке). Полет. 285. Рим: Французская школа в Риме. дои : 10.3406/befar.1994.1254 . ISBN  2-7283-0313-4 .
  • Шмитцер, Ульрих (1999). «Проведение незнакомцев по Риму - Плавт, Проперций, Вергилий, Овидий, Аммиан Марцеллин и Петрарка» . Электронная древность . 5 (2). ISSN   1320-3606 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 4 июня 2023 г.
  • Шеард, Сара Рэйчел Кэролайн (2022). Женское тело в римской визуальной культуре (доктор философии). Кембриджский университет . Проверено 1 октября 2023 г.
  • Стэмпер, Джон В. (2015). «Целла». В Орлине, Эрик; Фрид, Лисбет С.; Кнуст, Дженнифер Райт; Сатлоу, Майкл Л.; Прегилл, Майкл Э. (ред.). Энциклопедия древних средиземноморских религий Рутледжа . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. п. 174. ИСБН  978-1-134-62552-9 .
  • Суми, Джеффри (2015) [2005]. Церемония и власть: осуществление политики в Риме между республикой и империей . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-03666-0 .
  • Томпсон, Дэвид Л. (1981). «Заседания римского сената на Палатине». Американский журнал археологии . 85 (3): 335–339. дои : 10.2307/504178 . JSTOR   504178 . S2CID   192937640 .
  • Торсен, Тея С., изд. (2013). Кембриджский компаньон латинской любовной элегии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CCO9781139028288 . ISBN  978-1-107-51174-3 . S2CID   160589435 .
  • Томей, Мария-Антуанетта (1997). Палатинский музей (на итальянском языке). Милан: Электа. ISBN  88-435-6324-6 .
  • Томей, Мария-Антуанетта (2000). «Остатки арки Октавия на Палатине и портик Данаид» . Mélanges de l'école française de Rome (на итальянском языке). 122 (2): 557–610. дои : 10.3406/mefr.2000.9537 . Проверено 8 октября 2023 г.
  • Так, Стивен Л. (2021) [2015]. История римского искусства (2-е изд.). Хобокен: Уайли. ISBN  978-1-119-65328-8 .
  • Цуркан, Роберт (2013) [1998]. Боги Древнего Рима: Религия в повседневной жизни от архаики до имперских времен . Перевод Невилла, Антония. Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781136058509 .
  • Уокер, Сьюзен (2000). «Музей морали: Август и город Рим». В Коулстоне, Джон; Додж, Хейзел (ред.). Древний Рим: Археология Вечного города . Оксфорд: Школа археологии Оксфордского университета. стр. 61–75. ISBN  978-0-947816-55-1 .
  • Уорд-Перкинс, Джон Брайан (1981). Римская имперская архитектура . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-05292-3 . Проверено 4 июня 2023 г.
  • Уэлч, Тара С. (2005). Элегический городской пейзаж: Проперций и значение римских памятников . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN  978-0-8142-1009-3 .
  • Уайзман, ТП (2012). «Дебаты о храме Аполлона Палатинского: Roma Quadrata , архаические хижины, дом Августа и ориентация Палатинского Аполлона». Журнал римской археологии . 25 : 371–387. дои : 10.1017/S1047759400001252 . ISSN   2331-5709 . S2CID   192155842 .
  • Уайзман, ТП (2013). «Обзор: Палатин, от Эвандера до Элагабала». Журнал римских исследований . 103 : 234–268. дои : 10.1017/S0075435813000117 . ISSN   1753-528X . JSTOR   43286787 . S2CID   163022927 .
  • Уайзман, ТП (2022). «Дворец-святилище или павильон? Дом Августа и пределы археологии». Документы Британской школы в Риме . 90 : 9–34. дои : 10.1017/S0068246221000295 . S2CID   246725531 .
  • Занкер, Пол (1983). «Храм Аполлона на Палатине: обстановка и политическое значение после битвы при Акциуме». Città e Architettura nella Roma Imperiale (Analecta Romana Instituti Danici Supplementi) (на немецком языке). 10 :21–40.
  • Занкер, Пол (1990) [1988]. Сила изображений в эпоху Августа . Перевод Шапиро, Алан. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-08124-0 .
  • Цинк, Стефан; Пининг, Генрих (2009). «Haec aurea templa: Палатинский храм Аполлона и его полихромия». Журнал римской археологии . 22 : 109–122. дои : 10.1017/S1047759400020614 . S2CID   190723108 .
  • Цинк, Стефан (2008). «Реконструкция Палатинского храма Аполлона: пример дизайна храма раннего Августа». Журнал римской археологии . 21 : 47–63. дои : 10.1017/S1047759400004372 . S2CID   194951253 .
  • Цинк, Стефан (2012). «Старые и новые археологические свидетельства плана Палатинского храма Аполлона». Журнал римской археологии . 25 : 389–402. дои : 10.1017/S1047759400001264 . hdl : 20.500.11850/422855 . S2CID   194963325 .
  • Цинк, Стефан (2015). «Пфальцское святилище Аполлона: место и его развитие, 6-1 вв. до н. э.» (PDF) . Журнал римской археологии . 28 : 358–370. дои : 10.1017/S1047759415002524 . hdl : 20.500.11850/106901 . S2CID   190832524 .
[ редактировать ]
Предшественник
Храм Антонина и Фаустины
Достопримечательности Рима
Храм Аполлона Палатина
Преемник
Храм Аполлона Сосиана
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 777509b86c7e3676d71997054bdcc793__1710859320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/93/777509b86c7e3676d71997054bdcc793.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Temple of Apollo Palatinus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)