Храм Аполлона Палатина
Координаты | 41 ° 53'20 "N 12 ° 29'09" E / 41,8888 ° N 12,4857 ° E |
---|---|
История | |
Строитель | Октавиан |
Основан | 28 г. до н.э. |
События | Разрушен в ночь с 18 на 19 марта 363 г. |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок |
|
Археологи |
|
Состояние | Разрушенный |
Управление | Археологическое управление Рима |
Публичный доступ | Да |
Назначен | 1980 |
Часть | Исторический центр Рима |
Справочный номер. | 91тер |
Храм Аполлона Палатинского («Пфальцский Аполлон»), иногда называемый Храмом Акцианского Аполлона , был храмом бога Аполлона в Риме, построенным на Палатинском холме по инициативе Августа (известного как «Октавиан» до 27 г. до н. э.). между 36 и 28 годами до нашей эры . Это был первый храм Аполлона в церемониальных границах города и второй из четырех храмов, построенных Августом. По традиции, место для храма было выбрано, когда в него ударила молния, что было истолковано как божественное предзнаменование . Писатели Августа поместили храм рядом с личной резиденцией Августа, которая была неоднозначно идентифицирована как сооружение, известное как domus Augusti .
Храм был тесно связан с победами войск Августа в битвах при Наулохе и Акциуме , последняя из которых была широко увековечена благодаря его украшению. Храм играл важную роль в пропаганде и политической идеологии Августа, в которой он олицетворял восстановление « золотого века » Рима и служил символом pietas Августа (преданности религиозному и политическому долгу). Он использовался для поклонения Аполлону и его сестре Диане , а также для хранения пророческих Сивиллин книг . Его территория использовалась для дипломатических функций, а также для заседаний римского сената , и содержала Портик Данаид , который включал библиотеки греческой и латинской литературы, считавшиеся одними из самых важных в Риме.
Поэты Августа часто упоминали и восхваляли храм в своих произведениях, часто комментируя его богатое художественное убранство и скульптуры, которые включали три культовые статуи и другие произведения известных греческих художников архаического периода и четвертого века до нашей эры. Среди этих поэтов были Тибулл , Вергилий и Гораций , чья Carmen Saeculare впервые была исполнена в храме 3 июня 17 г. до н. э. во время Светских игр .
Великий римский пожар 64 г. н. э. повредил храм, но он был восстановлен при императоре Домициане ( годы правления 81–96 н. э. ). Окончательно он был разрушен еще одним пожаром в 363 году н.э., который, по слухам, был поджогом, совершенным христианами. Храм подвергался раскопкам и частично реставрировался на различных этапах с 1860-х годов, хотя сохранились лишь частичные остатки, а их документация неполна. Современные оценки храма по-разному рассматривают его как экстравагантный эллинистический разрыв с римской традицией и как консервативную попытку восстановить архитектурные и политические ценности Римской республики . описал его Археолог Джон Уорд-Перкинс как «один из самых ранних и лучших храмов Августа». [1]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Поклонение Аполлону в Риме началось в пятом веке до нашей эры. Согласно римской традиции, первый храм Аполлону был обещан богу в 433 году до нашей эры в обмен на его заступничество во время чумы. Этот храм первоначально был известен как Храм Аполлона Медика, а затем как Храм Аполлона Сосиана , в честь Гая Сосия , который восстановил его около 32 г. до н.э. Он был расположен на Марсовом поле , за пределами церемониальной границы ( pomerium ) Рима, поскольку Аполлон, чье поклонение зародилось в греческом мире, считался «иностранным» божеством и поэтому не подходил для храма в городе. [2] По мнению классика Пауля Занкера , Аполлон в римской культуре олицетворял дисциплину, мораль, очищение и наказание за излишества. [3]
После обеспечения контроля над римским государством благодаря победе в гражданской войне против Марка Антония Октавиан ( известный как «Август» с 27 г. до н.э.) сделал политическим и идеологическим приоритетом украшение и восстановление застроенного Рима пространства. По словам его биографа Светония , он утверждал, что нашел Рим построенным из кирпича, а оставил его построенным из мрамора. [4] Строительство и реставрация храмов были основной частью этой программы: Август утверждал, что только за 28 г. до н.э. восстановил восемьдесят два из них. [5] Археолог Сьюзен Уокер описала Рим времен Августа как «музей морали», благодаря которому общественная архитектура и произведения искусства, особенно экспозиция греческой скульптуры, [а] был использован в рамках идеологического проекта Августа. [7] Развитие Августа на Палатинском холме включало строительство и реставрацию нескольких храмов, а также усиление культовой деятельности вокруг него. [8] делая Палатин, ранее наиболее значимый как элитный жилой район, [9] По словам классика Ульриха Шмитцера , Рим «новый центр политической и религиозной власти». [10]
Храм Аполлона Палатина был одним из самых ранних из серии памятников, построенных Августом вокруг Рима. [11] и его первый крупный архитектурный проект, реализованный независимо в городе. [12] [б] Другие памятники Августа того же периода включали восстановление Храма Юпитера Феретриуса в 32 г. до н.э., [14] строительство мавзолея Августа в 28 г. до н. э., [15] и завершение в 29 г. до н.э. Курии Юлии , сенатского дома, строительство которого было начато в 44 г. до н.э. приемным отцом Октавиана, Юлием Цезарем . [16] Аполлон был любимым богом Августа. [17] Два лавровых дерева, символизирующие Аполлона и победу, стояли у входной двери дома Августа, подчеркивая связь между Аполлоном, Августом и его победой над Марком Антонием в битве при Акциуме . [18] Согласно истории, рассказанной Светонием, который сообщает, что прочитал ее в произведении греческого автора Асклепиада Мендеса, Август считал себя сыном Аполлона, а Аполлон - божеством-покровителем своей семьи. [19] Во время гражданской войны Август использовал иконографию Аполлона, чтобы противопоставить себя Антонию, который был тесно связан с противоположным богом Дионисом ; Августа критиковали за его появление на пиру в костюме Аполлона. [20] Далее Август объяснил свое культивирование Аполлона традицией, согласно которой Аполлон защищал героя Энея , который, как полагают, был предком римлян и прародителем семьи Августа, рода Юлия . [21]
Строительство
[ редактировать ]Посвящение храмов полководцами после военных побед было неотъемлемой частью римской политической культуры в Средней республике ( ок. 200 – ок. 100 г. до н. э. ), но к 100 г. до н. э. в значительной степени вышло из моды. [23] Клятва Октавиана освятить храм последовала за победой его адмирала Марка Агриппы над Секстом Помпеем в битве при Наулохе 3 сентября 36 г. до н.э.: [24] [с] Октавиан, вероятно, объявил о строительстве храма в ноябре во время выступления перед римским сенатом и народом . [27] В 36 г. до н. э. он начал покупать землю в районе будущего храма. Палатин считался особенно священным и одним из самых фешенебельных жилых районов Рима. [28] и имел дополнительное преимущество: в основном принадлежал частным лицам, у которых Октавиан мог покупать землю в частном порядке. Точное местонахождение храма было определено, когда молния ударила в часть собственности Октавиана. По совету гаруспиков , жрецов-специалистов, интерпретировавших божественные предзнаменования, это считалось признаком желания бога построить храм и призывом к строительству храма Аполлону в городе. Октавиан объявил эту часть своей собственности государственной землей и начал строительство храма. [29]
Храм был освящен 9 октября 28 г. до н.э. [30] день, традиционно связанный с поклонением божествам победы. [31] Освящение храма последовало за поражением Октавиана сил Антония и египетской царицы Клеопатры в битве при Акциуме в 31 г. до н. э., что в пропаганде Октавиана было связано с заступничеством Аполлона; в благодарность за победу Октавиан построил новое святилище Аполлона на месте своего лагеря в Акциуме и восстановил существующее святилище бога у входа в Амбракийский залив , где произошла битва. [32] Это был второй из четырех храмов, построенных в Риме Августом после Храма Цезаря (посвященного в 29 г. до н. э.) и предшествующего Храму Юпитера Тонана на Капитолийском холме (посвященному в 22 г.) и храму Марса Ультора , посвященному во 2 г. до н. э. на недавно построенном форуме Августа . [33]
Храм был официально посвящен Аполлону. [7] но считается посвященным как Аполлону, так и его сестре Диане , [34] который был тесно связан с победой Августа при Навлохе. [35] Римские храмы часто посвящались богам под определенными эпитетами , которые могли относиться к строителю или местоположению храма, а также к конкретному аспекту рассматриваемого бога. [36] Хотя официальным названием храма было Храм Акцианского Аполлона (с использованием эпитета Акций ), он также был неофициально известен под эпитетами того же бога Актиак , Навалис , Палати – все из которых относились к связи Аполлона с битвой при Акциуме – и Рамнусий , эпитет неясного значения, который, возможно, относился к святилищу Немесейона в Рамнусе в Аттике , которое, как иногда полагают, было источником культовой статуи храма . [37]
Коссутий, кирпичник, нанятый Гаем Азинием Поллионом – политиком и литературным покровителем эпохи раннего Августа – вероятно, участвовал в строительстве храма: кирпичи с его печатью были обнаружены в храме и прилегающих зданиях. [38] [д] Непосредственно примыкающий к храму, [и] Портик Данаид включал две библиотеки греческой и латинской литературы, [42] известная под общим названием Библиотека Палатинского Аполлона и считающаяся одной из крупнейших и наиболее важных библиотек Рима. [43] Помимо литературных произведений, в этих библиотеках содержались произведения искусства, изображающие некоторых из их авторов, и они считались хранилищем юридических текстов. [44] Портик использовался Августом для проведения заседаний римского сената , особенно во время его выздоровления от болезни в 23 г. до н. э. [45] [ф] и принимать официальных гостей и иностранных послов. [42] Сохранившиеся источники противоречивы относительно открытия библиотек; они могли быть открыты одновременно с храмом или в другом месте до 23 г. до н.э. [47]
Более поздняя история
[ редактировать ]После смерти Августа в 14 году нашей эры его преемники на посту императора иногда использовали территорию храма для заседаний сената. Его непосредственный преемник, Тиберий , держал там одно в 16 г. н.э., в то время как, по крайней мере, еще одно при Клавдии ( годы правления 41–54 н.э. ) засвидетельствовано и было задумано, по мнению классика Дэвида Л. Томпсона, как «символическое утверждение». императорской власти». По словам римского историка Тацита , жена Клавдия Агриппина Младшая установила в комнате, используемой для заседаний сената, секретную дверь, ведущую в укрытие, из которого она могла их слушать. Томпсон считает это сообщение не столько фактическим, сколько символом влияния Агриппины на сенат. [48] По мнению археолога Пьера Гро , святилище послужило образцом для более поздних комплексов, посвящённых императорскому культу в Западной Римской империи. [49]
Храм пострадал во время Великого Римского пожара 64 г. н.э., но был восстановлен при императоре Домициане ( годы правления 81–96 гг. н.э. ); Портик Данаид, вероятно, также разрушенный в 64 году, возможно, никогда не был восстановлен. [50] Храм был окончательно разрушен в результате очередного пожара в ночь с 18 на 19 марта 363 г. [51] [г] Пламя могло уничтожить как территорию, так и сам храм: [час] Сивиллины книги, хранившиеся в храме, едва удалось спасти из огня. Причина пожара так и не была точно установлена. Император Юлиан , который предпринял в конечном итоге безуспешную попытку восстановить римский политеизм в качестве доминирующей религии империи, считал это актом поджога, совершенного христианами: эта точка зрения считается правдоподобной в современной науке, особенно в «Сивиллинских книгах». рассматривались как символ антихристианской религиозной политики Юлиана, но достоверных доказательств по этому поводу не существует. Христианские писатели рассматривали разрушение как результат божественного вмешательства: церковный историк пятого века Феодорет ложно утверждал, что в храм ударила молния, а богослов Иоанн Златоуст писал, что Бог разрушил храм, чтобы наказать за действия Юлиана. [53] Возможно, после пожара храм систематически разбирали; куски мрамора из него, возможно, были повторно использованы при строительстве нового здания неопределенного назначения на вершине разрушенного подиума в какой-то момент поздней античности . [54]
В двенадцатом веке философ Джон Солсберийский распространил версию о том, что Папа Григорий I ( годы правления 590–604 ) разрушил Палатинскую библиотеку Аполлона, чтобы освободить больше места для христианских писаний, но современные ученые считают его свидетельство ненадежным. [55] Единственные сохранившиеся остатки двух библиотек храма относятся к реконструкциям, проведенным в период Домициана. [56] который перестроил постройки на возвышенности. [57]
Описание
[ редактировать ]Расположение
[ редактировать ]Храм был вторым в Риме, посвященным Аполлону; его положение на Палатинском холме сделало его первым в римском померии . [58] Его было хорошо видно из Большого цирка к югу от Палатина. [59] Он находился рядом со старым Храмом Кибелы , который был освящен в 191 году до нашей эры. [60] и древняя лестница, известная как Scalae Caci («Лестница Какуса »). [61] начала третьего века Это также было недалеко от Храма Победы ; близость памятников, возможно, была призвана укрепить связь между Аполлоном и военными победами, за которые ему приписал Август. [62]
Храм Аполлона Палатина находился непосредственно к юго-востоку от дома («дома»), построенного во времена поздней Римской республики ( ок. 133–33 гг. До н. Э. ). обозначил этот дом В 1950-х годах один из археологов Джанфилиппо Кареттони как domus Augusti («Дом Августа»), поскольку Кареттони считал, что это была личная резиденция Августа. [63] После раскопок Кареттони считалось, что храм и дом были соединены пандусом, хотя эта теория была опровергнута более поздними раскопками. Статус так называемого domus Augusti и его связь как с Августом, так и с храмом Аполлона Палатина являются спорными. Раскопки, последовавшие за раскопками Кареттони, показывают, что дом был в значительной степени разрушен, пока еще строился, чтобы облегчить строительство храма; они также обнаружили, что дом был значительно больше, чем предполагал Кареттони, а это означало, что идентификация его как личной резиденции Августа противоречила свидетельствам римских биографов о том, что Палатинский дом императора отличался своей скромностью. [64]
По мнению римских авторов, в состав святилища храма входили также Quadrata («Квадрат Рима»), памятник основанию города Ромулом Roma ; четырехколонный храм, известный как Тетрастилум ; и Авгураторий , памятник взятию под покровительство Ромула во время основания Рима, что, возможно, было альтернативным названием Roma Quadrata . [38]
Архитектура
[ редактировать ]Мнения ученых о интерпретации архитектуры храма разделились. Археолог Джон Уорд-Перкинс описал его архитектуру и украшения, особенно использование пропорций, типичных для эллинистической архитектуры , и его скульптурную программу, как «живой архитектурный эксперимент». Он противопоставляет это консерватизму других проектов Августа, таких как восстановление Храма Кибелы, в котором в значительной степени повторно использовался материал существующей структуры. [57] С другой стороны, археолог Стефан Зинк описывает храм как «внушительное возрождение республиканских архитектурных традиций». [12] По мнению римского писателя-архитектора Витрувия храма , межколонна была диастильной (то есть зазор между каждой парой колонн был в три раза шире колонны). [66] Цинк интерпретирует это широкое межколоние, необычное для современной архитектуры, но часто встречающееся в старых римских и этрусских храмах, как признак консерватизма. [67] Археолог Барбара Келлум предположила, что межколоннание храма, возможно, конкретно напоминало храм Юпитера Капитолийского . [68] Самый важный храм Рима. [69]
храма Территория - Площадь Аполлониса - была построена на приподнятой платформе, примерно на 9 метров (30 футов) над террасой внизу, и обычно считается, что ее размеры составляют примерно 70 на 90 метров (230 на 300 футов). [71] который включал подпорную стену из блоков туфа . [38] Эта платформа была построена на месте остатков старых зданий на этом месте, которые были снесены, а их дворы засыпаны. [72] Вход на территорию осуществлялся через триумфальную арку , известную как Arcus Octavii , в честь отца Августа, Гая Октавия . [73] Скульптурная программа этой арки, которая включала группу статуй греческого скульптора Лисия, изображающую Аполлона и Диану, сидящих в колеснице, была названа археологом Марией Томей «еще одним свидетельством призвания Аполлона Августа». [74]
Римский храм обычно включал закрытую внутреннюю часть, известную как целла , окруженную рядом колонн ( перистиль ), к которой можно было попасть через крыльцо или вестибюль, известный как пронаос . [75] За исключением подиума , храм Аполлона Палатина был полностью построен из мрамора, что сделало его первым храмом в Риме, построенным таким образом. [8] Количество колонн, поддерживающих храм, неясно; Обычно реконструируется как имеющий шесть колонн в передней части пронаоса , хотя археолог Аманда Кларидж предположила, что вместо этого у него могло быть четыре колонны спереди и семь по длине. [76] коринфские капители; Среди развалин храма были найдены [38] колонны, которые их поддерживали, реконструированы и достигли 14 метров (46 футов) в высоту и имеют свидетельства рифления . [77] За исключением барабанов колонн, все сохранившиеся фрагменты храма представляют собой свидетельства полихромной живописи . [78] Части капителей колонн, вероятно, были позолочены , тогда как другие части храма были окрашены желтой охрой и красными, синими, коричневыми и зелеными пигментами. [79] Подиум храма был построен с использованием материалов и технологий, распространенных в поздний республиканский период, с использованием тесаных блоков туфа и травертина (известных римлянам как opusquaratum храма ), под стенами и колоннами целлы , окружающими бетонное ядро. (известный римлянам как opus caementicium ). [80] Согласно реконструкциям, сделанным археологом Джузеппе Лугли , храм имел габаритные размеры 22,4 на 38,8 метра (73 на 127 футов), с целлой длиной 26 метров (85 футов) и пронаосом 12,8 метра (42 фута) в длину. [81]
Сохранившиеся руины не позволяют окончательно восстановить ориентацию храма. Обычно считается, что он обращен на юг: первый археолог храма, Пьетро Роза , предложил эту ориентацию в 1865 году на том основании, что храм будет обращен лицом к склону холма, аналогично более ранним республиканским святилищам на склоне холма, найденным в других местах Лациума. . [82] В 1913 году доисторик Джованни Пинца предположил, что храм мог быть обращен на север, что, по его мнению, лучше соответствует сохранившимся описаниям его появления в римской литературе, но его идея была в целом отвергнута. [83] Некоторые современные гипотезы, такие как гипотеза Клариджа, приводят доводы в пользу храма, обращенного на север, на том основании, что более прочные фундаменты южной стороны храма с большей вероятностью выдержат более тяжелую целлу , чем сравнительно легкий пронаос , и что Визуальное воздействие было бы больше, если бы фасад был обращен на север, откуда обычно можно было попасть в храм. [84]
Строительные материалы храма, такие как ливийская слоновая кость и так называемые « пунические » колонны, напоминали о военных завоеваниях и успехах Рима. [85] Его основным материалом был белый каррарский мрамор из итальянского города Луна . [38] материал, часто используемый в строительных проектах Августа: считается, что Август начал его крупномасштабную добычу и эксплуатацию. [86] При раскопках памятника были найдены фрагменты мраморного пола. [38] Колонны Портика Данаид были выполнены из желтого мрамора giallo antico, добытого в Нумидии . Это самое раннее известное использование giallo antico в Риме. [87]
Архитектура храма, возможно, была спроектирована так, чтобы конкурировать с архитектурой храма Аполлона Сосиана. [15] который был реконструирован примерно в то же время. [88] Храм Аполлона Сосиана был восстановлен и назван в честь Гая Сосия, бывшего сторонника врага Октавиана Марка Антония. Позже Август попытался уменьшить его известность, построив Театр Марцелла , чтобы закрыть вид на его фасад, и перестроил прилегающий Портик Октавии , названный в честь его сестры Октавии , от которой Антоний отказался в пользу Клеопатры. [89]
Скульптуры и произведения искусства
[ редактировать ]В храме находились три культовые статуи: одна Аполлона в стиле « Аполлон Кифарод » (« Аполлон, играющий на лире »), одна его сестры Дианы и одна их матери Латоны . Перед храмом располагалась еще одна статуя Аполлона. Культовые статуи были работой греческих скульпторов четвертого века до нашей эры: статуя Аполлона была создана Скопасом . [91] На основании храмового эпитета Рамнусий было высказано предположение, что статуя первоначально происходила из святилища Немесейона в Рамнусе в Аттике . [37] [я] В храме были раскопаны два обветшалых фрагмента колоссальной статуи: один из головы, выкопанной в фундаменте храма, [7] и один из ступни – предполагаются как возможные остатки культовой статуи Аполлона. [93] Изображения статуи на римских монетах позволяют предположить, что ее основание было украшено якорями и носами кораблей, что связывало ее с морской победой при Акциуме, а в руках ее держались лира и чаша для возлияния . [94] Занкер предположил, что выбор Аполлона Кифареда для культовой статуи, совершающего возлияние как бы в искупление, контрастировал с альтернативной иконографией Аполлона как «мстительного лучника» и предполагал принесение мира и искупления за грехи. гражданская война. [95]
Культовая статуя Латоны была работы Кефисдота Младшего , сына афинского скульптора Праксителя . Голова Дианы была первоначально создана эпидаврским художником Тимофеем , но ее голова была переделана Авианом Эвандером . [38] афинский художник, которого в середине первого века до нашей эры увезли в плен в Рим. [96] Другие статуи в храме включали изображение солнечной колесницы на акротерии гребня храма. [24] группа по углам жертвенника из четырех быков работы афинского скульптора V века Мирона , [61] и еще один набор, изображающий дочерей Данауса . [7] Римский эрудит Плиний Старший , писавший во второй половине первого века нашей эры, каталогизировал работы Бупала и Афиниды , двух хианских скульпторов архаического периода ( ок. 800 – ок. 480 до н.э. храма на фронтонах ) . [97] Включение статуй известных греческих художников, особенно четвертого и пятого веков до нашей эры и архаического периода, стало почти повсеместным в храмах, построенных или восстановленных Августом в Риме. [15] В храме также находилась серия гравированных драгоценных камней, посвященных племяннику Августа Марцеллу . [61]
На дверях храма из слоновой кости была изображена сцена убийства детей Ниобеи Аполлоном и Дианой. [98] в то время как другая дверь изображала поражение кельтского нападения на Дельфийского Оракула , богом-покровителем которого был Аполлон, в 281 году до нашей эры. [7] На одном из мраморных косяков дверей был изображен дельфийский треножник. [38] в окружении грифонов , из него вырастает акант , символизирующий Аполлона в его качестве бога возрождения. [99] Целлу освещала люстра , которую, как говорят, привез Александр Македонский из греческого города Фивы . [100]
Портик Данаид включал статуи одноименных Данаид , [103] египетские сестры, убившие своих двоюродных мужей в брачную ночь в акте импьетас . [Дж] Возможно, это произведение искусства было призвано пробудить и осудить память о Клеопатре, которая аналогичным образом вышла замуж, а затем убила своего брата Птолемея XIV . [105] Статуи Данаид располагались между колоннами портика, рядом со статуей Даная с обнаженным мечом и напротив конных статуй их женихов и жертв, сыновей Эгипта . [106] части как минимум четырех из этих статуй высотой около 1,2 метра (3,9 футов), выполненных в стиле гермов Были обнаружены . Три из них были вылеплены из черного бигио морато мрамора , вероятно, добытого в карьере Айн-эль-Ксир в Тунисе или на мысе Тенарон на юге Греции. [107] по крайней мере один был сделан из красного rosso antico . мрамора [108] Серия расписных терракотовых панелей в стиле Кампана , найденная на территории храма, возможно, первоначально принадлежала Портику Данаид. [110] На панелях изображены мифические сцены, в том числе Медузы поражение Персеем , кариатиды и борьба между Геркулесом и Аполлоном за дельфийский треножник. [100] [к] Келлум интерпретировал последний миф как аллегорию военной борьбы между Августом и Антонием, учитывая отождествление Августа с Аполлоном и аналогичные заявления Антония о происхождении и родстве с Гераклом: треножник, традиционное посвящение победоносных полководцев, также может иметь был связан с победой Августа при Акциуме. [112] Другие сцены показывают египетскую богиню Исиду, запертую между двумя сфинксами , что, вероятно, намекает на поражение Клеопатры. [113] и люди, поклоняющиеся священным объектам. В их число входит тот, который может быть канделябром - символом как Аполлона, так и pietas. [6] – тимиатерион или баэтил , культовый объект, связанный с Аполлоном. [114] Было высказано предположение, что мраморная скульптура, известная как мета («поворотный столб»), выставленная в наше время на вилле Альбани , возможно, первоначально была одной из нескольких монументальных батили , стоявших вокруг святилища. [115]
В библиотеке портика находилась статуя Августа в облике Аполлона. [100] Считается, что статуя молодого человека ( эфеб ) из черного базальта , обнаруженная Розой в 1869 году в криптопортике к востоку от храма, произошла из храма. [116] Обычным строительным материалом в скульптурах храма был пентелийский мрамор с горы Пентеликус недалеко от Афин: этот материал часто использовался в афинских строительных проектах пятого и четвертого веков до нашей эры и особенно ценился в Риме. [117]
Уокер предположил, что скульптурное оформление храма Аполлона Палатина служило сложной идеологической цели: поднять уровень публичного искусства Рима, продемонстрировать материальное богатство, созданное расширением Римской империи, и пропагандировать моральные ценности Августа, такие как ценность римского гражданства и скромности в одежде и личном поведении. [15] Между 161 и 169 годами нашей эры еще одна статуя типа «Аполлона Комея» («Длинноволосый Аполлон») была вывезена из персидского города Селевкии и установлена в храме римским императором Луцием Вером после захвата города в Римско-парфянская война 161–166 гг . [118]
Функция
[ редактировать ]Неясно, был ли храм Аполлона Палатина призван заменить или дополнить существующий центр поклонения Аполлону в храме Аполлона Созиана. [119] По мнению классика Бенедикты Делиньон , храм послужил утверждению Аполлона как божества-покровителя Рима и олицетворения символического возрождения города Августом. [32] » Рима В политической пропаганде Августа это представляло собой восстановление « золотого века , ключевого аспекта идеологии Августа. [120] ознаменовался окончанием гражданской войны и подтверждением римского pietas . [94] Визуальная иконография была особенно идеологически заряжена: хотя она не содержала прямых ссылок на Августа, она использовала несколько образов и образов, обычно связанных с ним в современной культуре. [121] Классик Жиль Саурон интерпретировал многие произведения искусства храма, в том числе изображения Данаид и сцены на дверях храма, как символ божественного наказания импьетас . [122]
Оценки первоочередного значения святилища разнятся. Уокер описал храм как «личную святыню Августа». [42] Мнение, поддержанное Занкером, который считает, что соседний дом принадлежал Августу, предполагает, что два здания объединены в манере, напоминающей эллинистический дворцовый комплекс. [123] Указывая на выдающееся положение библиотек святилища, археолог-классик Лилиан Баленсифен описала храм как «литературное святилище», в котором Аполлона почитали как бога обучения. [59] Для Занкера храм был частью культурной программы, направленной как на подражание, так и на превзойти художественные достижения Древней Греции. [6] Храм также использовался для заседаний сената. [27]
Со временем храму были предоставлены дополнительные функции, скорее всего, на разовой основе, а не как часть какого-либо заранее продуманного плана. [124] Примерно с 20 г. до н.э. [125] храм использовался для хранения « Сивиллинских книг» , серии пророческих писаний, датируемых, как полагают, временами полулегендарного царя Рима Тарквиния Гордого ( ок. 510 г. до н. э. ), которые Август перенес сюда из храма Юпитера Капитолийского. Они хранились в золотых футлярах в основании культовой статуи Аполлона. [126] Храм стал популярным местом для посвящения жертвоприношений , особенно статуй. Согласно автобиографии Августа Res Gestae , он переплавил около 80 своих серебряных статуй, предложенных там гражданами Рима, продал полученный металл и на вырученные деньги купил золотые треножники в честь Аполлона. [100]
Храм сыграл значительную роль в Светских играх , религиозном и художественном фестивале, возрожденном Августом в 17 г. до н.э. и впоследствии повторявшемся нерегулярно. [127] 3 июня, на третий день первых игр, Август и его наместник Марк Випсаний Агриппа принесли жертвы Аполлону и Диане в храме. [128] Поэт Гораций написал по этому случаю свой религиозный гимн Carmen Saeculare : в тот же день он впервые был исполнен в храме хором из 27 мальчиков и 27 девочек и сопровождался жертвоприношениями Аполлону и Диане. [130] В годы, когда проводились Светские игры, священники, известные как quindecimviri saris faciundis , которые отвечали за храмовые Сивиллины книги, собирались в храме 25 мая и бросали жребий, чтобы определить, кто из них будет входить в состав различных трибуналов, распределяющих очищающие средства. агенты – факелы, сера и битум – для римского народа. Затем храм использовался наряду с храмом Юпитера Капитолийского, храмом Дианы на Авентине и храмом Юпитера Тонанса для получения подношений первых плодов ( фругес ) и в качестве центров распространения вышеупомянутых очищающих средств ( пургамента ). . [131]
Прием
[ редактировать ]В наше время Уорд-Перкинс описал храм как «один из самых ранних и лучших храмов Августа». [1] Современники отмечали его как один из самых впечатляющих памятников Рима. [27] и описан историками Веллеем Патеркулом и Иосифом Флавием в I веке нашей эры как величайший из строительных проектов Августа. [132] Светоний также описал его как одно из самых важных архитектурных произведений Августа, наряду с Форумом Августа , Храмом Марса Ультора и Храмом Юпитера Тонанса. [133] Делиньон предположил, что пролог поэта Вергилия » к «Георгике , опубликованной в 29 г. до н.э., возможно, намекал на предполагаемое или начинающееся строительство храма. [134]
Римский поэт Проперций присутствовал на открытии храма и написал две элегии . в честь этого [30] Первый из них (условно под номером 2.31) был написан примерно во время открытия храма и опубликован либо в 25, либо в 24 году до нашей эры. [135] Современник Проперция Гораций опубликовал в 23 г. до н. э. оду (1.31), якобы написанную в день посвящения храма в честь Аполлона. [136] Около 20 г. до н.э. поэт Тибулл написал элегию (2.5), посвященную назначению Марка Валерия Мессалина жрецом Аполлона, ответственным за проверку Сивиллинских книг, хранящихся в храме. [125]
Политическое значение храма и его связь с Акциумом стали универсальными темами поэтических откликов на памятник, начиная с 16 г. до н.э., когда Проперций опубликовал вторую из своих элегий о храме (4.6). [137] Общим мотивом в этих поэтических произведениях была ассоциация Сивиллиных книг с произведениями самих поэтов. [138] Вновь возросшее религиозное значение Палатинского холма также отражено в его представлении в восьмой книге « Энеиды » Вергилия , написанной между 29 и 19 годами до нашей эры, в которой царь Эвандер водит Энея вокруг будущего храма; [10] позже в «Энеиде 8» битва при Акциуме реконструируется как богоборческое состязание на Щите Энея , а тройной триумф Августа в 29 г. до н.э. анахронично представляется как произошедший в храме. [139] Многие отклики на храм в поэзии Августа были истолкованы как присвоение, подрыв или оспаривание его политического и идеологического значения. [32] Овидий в «Ars Amatoria» (опубликованном около 4 г. до н. э.) писал о храме как об особенно плодотворном месте для поиска красивых женщин. [140] Позже, в Тристии (составленной между 9 и 18 гг. до н.э.), он включил храм в воображаемую экскурсию по памятникам центрального Рима. [141]
Культовая статуя Аполлона в храме была изображена на основании Сорренто , постаменте статуи позднего августа или раннего Тиберия (то есть около 14 г. н.э. ), впервые идентифицированного как ее изображение историком архитектуры Кристианом Хюльсеном в 1894 году. [142] Грос предположил, что группа бронзовых статуй, найденных на Вилле Папирусов в Геркулануме , известных как «танцоры» или «данаиды», была смоделирована по образцу статуй данаид из портика данаид. [100]
Археологическое исследование
[ редактировать ]В наше время сохранилось только цементное ядро подиума храма размерами 19,2 на 37,0 на 4,7 метра (63,0 на 121,4 на 15,4 фута), [52] выживает, [38] а также отдельные архитектурные фрагменты, в том числе блоки целлы . [12] Пьетро Роза провел первые полные раскопки территории вокруг храма в девятнадцатом веке. Он начал работать над Палатином в 1861 году по заказу Наполеона III , владельца садов Фарнезе , на территории которых находился храм. [143] В 1863 году он обнаружил Арку Октавия к северу от храма. [108] за которым последовало бетонное ядро подиума храма в 1865 году. [144] В том же году он объединил уцелевшие фрагменты храма и построил над ними лестницу. [12] В 1869 году он обнаружил сохранившиеся фрагменты скульптуры в Портике Данаид. [108] и свои последние раскопки он провел в 1870 году. Во время раскопок Розы это место было открыто для публики по четвергам, хотя посетителям приходилось получать разрешение от французского правительства, и Роза часто сама проводила экскурсии. [145]
Дальнейшие раскопки проводились при Альфонсо Бартоли в 1937 году как часть обширных раскопок Бартоли на Римском форуме и на Палатине; он удалил 40 000 кубических метров (52 000 кубических ярдов) земли, чтобы опустить весь комплекс domus Augusti до римского уровня. [146] В 1950-х годах Джузеппе Лугли повторно обследовал и задокументировал сохранившиеся останки: эта работа была описана в 2008 году как наиболее детальное из существующих исследований руин храма, хотя она содержит противоречия и неясности, особенно в отношении ширины оси колонны (т. , расстояние между центрами соседних столбцов). [147]
Роза ошибочно идентифицировала храм как Храм Юпитера Непобедимого (или Юпитера Виктора), построенный в третьем веке до нашей эры, полагая, что его расположение на стороне Палатина напоминает расположение других святилищ республиканской эпохи. [82] Архитектор Анри Деглан , член Французской школы в Риме , принял это определение в своей реконструкции 1885–1886 годов того, что он назвал «Дворцом Цезарей» на Палатинском холме. [148] В 1910 году Джованни Пинца изучил бетон, использованный в храме, и пришел к выводу, что по дате он был построен в начале Августа и аналогичен тому, который использовался для мавзолея Августа , построенного в 28 году до нашей эры. [149] Первым, кто идентифицировал храм как Аполлона Палатина, был историк искусства девятнадцатого века Франц фон Ребер ; это отождествление было выдвинуто в статье 1914 года классиком Олифом Ли Ричмондом , который аргументировал это в основном на основании соответствия между раскопанными останками и литературными свидетельствами о храме. К 1952 году ученые в целом согласились с выводом Пинзы о том, что храм был построен на руинах домов, построенных в поздний республиканский период (то есть ок. 100 – ок. 30 гг. до н. э. ), что исключало любую возможность его строительства. датируется третьим веком. [150] К этому времени храм был почти повсеместно признан как Аполлон Палатинский. [151]
Территория вокруг храма, включая его святилище и остальную часть комплекса domus Augusti , была дополнительно раскопана Кареттони в период с 1958 по 1984 год. [152] храма, В ходе раскопок 1968 года были раскопаны пронаос а также начался сбор фрагментарных терракотовых бляшек, который продолжался в 1969 и 1970 годах. [100] Раскопки Кареттони были опубликованы лишь частично. [153] Работа Розы и Кареттони включала обширную реконструкцию, которую впоследствии продолжила Soprintendenza Archeologica di Roma . [154]
Зинк провел архитектурное обследование храма с 2006 года, направленное в первую очередь на реконструкцию размеров, размеров и формы его плана и фасада. [155] В 2008 году он исследовал архитектурные остатки фасада на предмет следов его первоначальной окраски вместе с реставратором и ученым-цветоведом Генрихом Пинингом. [156] В период с 2009 по 2013 год Зинк также задокументировал архитектурные руины в районе к юго-западу от храма, обнаружив здание, относящееся к архаическому периоду (то есть между шестым и началом пятого веков до нашей эры), которое, как он утверждал, было маленькая святыня. [157]
Сноски
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Занкера, греческое искусство имело «признанное моральное превосходство». [6]
- ^ Предыдущие проекты, такие как строительство Храма Цезаря , осуществлялись в сотрудничестве с другими: в данном случае, с его товарищами -триумвирами Антонием и Лепидом . [13]
- ↑ Классики Оливье Хекстер и Джон Рич оспаривают любую прямую связь между победой и храмом; [25] классик Роберт Гюрвал аналогичным образом утверждал, что трудно быть уверенным в том, что Октавиан хотел, чтобы храм преимущественно ассоциировался с Акциумом. [26]
- ^ Точка зрения меньшинства, впервые выдвинутая историком архитектуры Кристианом Хюльсеном , [39] утверждает, что храм, известный в римских литературных источниках как Храм Аполлона Палатина, находился в до сих пор не раскопанной области Винья Барберини на северной стороне Палатинского холма, но это предположение обычно отвергается в пользу общепринятой идентификации. . [40] В этой статье ссылки на археологические раскопки и раскопанные останки относятся к храму возле так называемого domus Augusti .
- ^ Точное взаимное расположение храма Аполлона и портика Данаид оспаривается: обычно считается, что портик либо располагался на террасе непосредственно под храмом, либо окружал его на своем уровне. [41]
- ↑ Классик Дэвид Л. Томпсон отмечает, что отчет Светония, в котором представлены свидетельства заседаний сената на территории храма , технически двусмыслен относительно того, где именно в святилище они происходили, но приходит к выводу, что портик и его библиотеки являются скорее всего ответ. [46]
- ^ Археолог Кэролайн К. Кенемоен называет датой разрушения 364 год нашей эры. [52]
- ↑ Римский историк Аммиан Марцеллин , чья работа является основным источником разрушений, использует слово templum («храм») для обозначения поврежденного сооружения, под которым обычно обозначалась вся священная территория вокруг главного храмового здания ( aedes ). [51]
- ↑ Классик Линда Джонс Роккос утверждала, что статуя на самом деле не была древней, а скорее была создана скульптором Августа, копирующим стиль более ранних греческих статуй, особенно афинского типа, известного как «Аполлон Патрос» («Аполлон-предок»). [92]
- ^ То есть нарушение pietas и, следовательно, договора между людьми и богами: убийство близкого родственника рассматривалось как самый крайний пример impietas . [104]
- ↑ Классик Карл Галинский предположил, что эта сцена может изображать примирение двух персонажей после конфликта. [111]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уорд-Перкинс 1981 , с. 36.
- ^ Хилл 1962 , стр. 125–126. О происхождении поклонения Аполлону в Риме см. Jannot 2005 , стр. 144–145.
- ^ Занкер 1990 , с. 52.
- ^ Уорд-Перкинс 1981 , с. 21; Светоний записывает это замечание в Divus Augustus 28.3.
- ^ Уорд-Перкинс 1981 , с. 37. Август сделал это заявление в Res Gestae 20.4.
- ^ Перейти обратно: а б с Занкер 1990 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер 2000 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Тук 2021 , с. 140.
- ^ Коарелли 2014 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Шмитцер 1999 .
- ^ Роккос 1989 , с. 571.
- ^ Перейти обратно: а б с д Цинк 2008 , с. 47.
- ^ Кларидж 2010 , с. 100.
- ^ Уэлч 2005 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уокер 2000 , с. 71.
- ^ Суми 2015 , с. 218.
- ^ Фини 2006 , с. 468; Занкер 1990 , с. 57.
- ^ Wiseman 2022 , с. 10.
- ^ Хилл 1962 , с. 129. Светоний записывает эту историю в Divus Augustus 94.4.
- ^ Занкер 1990 , с. 49.
- ^ Фавро 2007 , с. 238.
- ^ Гарднер 2013 , стр. 53–54.
- ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Грос 1993 , с. 54.
- ^ Hekster & Rich 2006 , стр. 154–155.
- ^ Gurval 1995 , глава 2, обсуждается в Clauss 1996 .
- ^ Перейти обратно: а б с Морган 2022 , с. 144.
- ^ Хекстер и Рич 2006 ; Галинский 1996 .
- ^ Hekster & Rich 2006 , стр. 152, 158; Уокер 2000 , с. 62. Римский историк Кассий Дион сообщает о предзнаменовании в 49.15.5 .
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 2000 , с. 61; Роккос 1989 , с. 571.
- ^ Галинский 1996 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б с Делиньон 2023 , с. 115.
- ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 153.
- ^ Wiseman 2022 , с. 29.
- ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 155.
- ^ Каява 2022 , стр. с 7 до 12.
- ^ Перейти обратно: а б Хилл 1962 , с. 129; Ричардсон 1992 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коарелли 2014 , с. 143.
- ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 18.
- ^ Кенемоен 2006 , с. 229; Ричардсон 1992 , с. 14.
- ^ Галинский 1996 , с. 219; Кенемоэн 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 2000 , с. 62.
- ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 84; Шмитцер 1999 ; Романн 2016 , с. 242.
- ^ Галинский 1996 , с. 218.
- ^ Томпсон 1981 , стр. 339.
- ^ Томпсон 1981 , стр. 338–339.
- ^ Томпсон 1981 , с. 339; см. также Томей 2000 , с. 573.
- ^ Томпсон 1981 , с. 339. Тацит рассказывает об этом эпизоде в Анналах 13.5.
- ^ Большой 1993 , с. 56.
- ^ Хилл 1962 , с. 130; Грос 1993 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Романн 2016 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Кенемоэн 2006 , с. 234.
- ^ Романн 2016 , стр. 242–243.
- ^ Кларидж 2014 , стр. 133, 136.
- ^ Романн 2016 , с. 243.
- ^ Фишер 2021 , стр. 84–85.
- ^ Перейти обратно: а б Уорд-Перкинс 1981 , с. 37.
- ^ Хилл 1962 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Фишер 2021 , с. 85.
- ^ Прайс 1996 , с. 832.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричардсон 1992 , с. 14.
- ^ Так 2021 , с. 140. О дате Храма Победы см. Андо 2013 , с. 278.
- ^ Wiseman 2013 , с. 255.
- ^ Wiseman 2013 , с. 255, со ссылкой на Iacopi & Tendone 2006 ; см. также Claridge 2014 , стр. 129.
- ^ Кенемоен 2006 , с. 231.
- ^ Wiseman 2022 , с. 29, со ссылкой на Витрувия, De Architectura 3.3.4.
- ^ Цинк 2008 , с. 63.
- ^ Келлум 1993 , с. 76.
- ^ Коарелли 2014 , с. 32.
- ^ Кенемоен 2006 , с. 236.
- ^ Грос 1993 , с. 56; Кенемоэн 2006 , с. 232. Кенемоен предлагает альтернативные размеры: 40 на 25 метров (131 на 82 фута). [70]
- ^ Цинк 2015 , с. 369.
- ^ Хилл 1962 , с. 130.
- ^ Томей 2000 , с. 560.
- ^ Стампер 2015 , с. 174.
- ^ Кларидж 2014 , с. 141; Уайзман 2022 , с. 28.
- ^ Грос 1993 , с. 55: для рифления, Zink 2008 , с. 51.
- ^ Zink & Piening 2009 , с. 110.
- ^ Zink & Piening 2009 , с. 113.
- ^ Кенемоен 2006 , с. 234; Цинк 2008 , с. 48.
- ^ Кенемоен 2006 , с. 234, со ссылкой на июль 1965 г. , стр. 266–267.
- ^ Перейти обратно: а б Кларидж 2014 , с. 128.
- ^ Кларидж 2014 , с. 129; Уайзман 2022 .
- ^ Кларидж 2010 ; Кларидж 2014 , стр. 138–141; Уайзман 2022 , с. 29.
- ^ Уокер 2000 , с. 61. Цитата в «Пунических колонках» взята из Проперция, Элегии 2.31, и напоминает о Пунических войнах , в которых Рим разгромил город Карфаген .
- ^ Уорд-Перкинс 1981 , с. 22.
- ^ Уокер 2000 , с. 72, примечание 2; Уорд-Перкинс 1981 , с. 36.
- ^ Уокер 2000 , стр. 62–63.
- ^ Уокер 2000 , с. 63.
- ^ Хилл 1962 , с. 132.
- ^ Коарелли 2014 , с. 143; Геррини 1958 , с. 936.
- ^ Роккос 1989 , с. 587.
- ^ Роккос 1989 , с. 579.
- ^ Перейти обратно: а б Делиньон 2023 , с. 116.
- ^ Занкер 1990 , стр. 85–86.
- ^ Геррини 1958 , с. 936.
- ^ Уокер 2000 , с. 61, цитируется Плиний, Natural History 36.13.
- ^ Wiseman 2013 , с. 250.
- ^ Zink & Piening 2009 , с. 114. О связи между Аполлоном и акантом см. Pollini 2012 , p. 292.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Грос 1993 , с. 55.
- ^ Кенемоен 2006 , с. 229; Томей 1997 , с. 56.
- ^ Шеард 2022 , с. 52, со ссылкой на Candilio 1989 , стр. 86, 88.
- ^ Уокер 2000 , с. 61, со ссылкой на Проперция, Элегии 2.31.
- ^ Поттер и Мэттингли 1999 , с. 126.
- ^ Делиньон 2023 , стр. 116–117.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 14. О статуе Даная см. Gros 1993 , p. 55.
- ^ Кук 2018 , с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б с Кенемоэн 2006 , с. 229.
- ^ Tuck 2021 , стр. 141–142.
- ^ Коарелли 2014 , с. 114. Так размещает их как «облицовку» внутренней части портика. [109]
- ^ Галинский 1996 , с. 223.
- ^ Келлум 1993 , стр. 77–78: см. также Tuck 2021 , стр. 77–78. 142.
- ^ Келлум 1993 , с. 78.
- ^ Грос 1993 , с. 55. О связи между баэтилом и Аполлоном см. Zanker 1990 , p. 89.
- ^ Занкер 1990 , с. 89; Лонгфелло 2010 , с. 281.
- ^ Томей 1997 , с. 60; Коарелли 2014 , с. 157.
- ^ Джустини и др. 2018 , с. 252 (об использовании пентелийского мрамора в храме Аполлона Палатинского); Бернард 2010 , стр. 49–50 (о статусе пентелийского мрамора в Риме).
- ^ Хилл 1962 , с. 132; Харпер 2021 , с. 16.
- ^ Миллер 2006 .
- ^ Делиньон 2023 , с. 116; Саурон 1994 , с. 501.
- ^ Занкер 1990 , с. 195.
- ^ Делиньон 2023 , с. 117.
- ^ Wiseman 2022 , с. 12, со ссылкой на Zanker 1983 , стр. 51–52.
- ^ Галинский 1996 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б Делиньон 2023 , с. 126.
- ^ Коарелли 2014 , с. 143, цитирует Светония , Divus Augustus 31.3.
- ^ Цуркан 2013 , стр. 83.
- ^ Галинский 1996 , с. 218; Уайзман 2012 , с. 374.
- ^ Занкер 1990 , с. 169.
- ^ Wiseman 2012 , с. 374; Кули 2023 , с. 277. О положении хора и жертвоприношениях на Светских играх см. Zanker 1990 , p. 169. Занкер определяет хор как три хора, каждый из которых состоит из семи мальчиков и семи девочек. [129]
- ^ Форсайт 2012 , стр. 73–74.
- ^ Платнер и Эшби 1929 , стр. 16–17.
- ^ Бэбкок 1967 , с. 189. Светоний в Divus Augustus 29.1–3 использует фразу vel praecipua ( букв. « среди первых » ).
- ^ Делиньон 2023 , с. 132.
- ^ Делиньон 2023 , с. 118.
- ^ Делиньон 2023 , стр. 120–122.
- ^ Делиньон 2023 , стр. 122–123.
- ^ Фишер 2021 , с. 90.
- ^ Делиньон 2023 , с. 129.
- ^ Уокер 2000 , с. 62; Искусство любви 3.379–389.
- ^ Делиньон 2023 , стр. 107-1. 124–125; Тристия 3.1. Даты Tristia и Ars Amatoria см . Thorsen 2013 , p. 381.
- ^ Роккос 1989 , стр. 573–574.
- ^ Кули 2006 , с. 207.
- ^ Wiseman 2022 , с. 11.
- ^ Кули 2006 , стр. 207–208.
- ^ Июль 1946 г. , с. 6; Кареттони 1960 , с. 193; Коарелли 2014 , с. 142.
- ^ Цинк 2008 , с. 49; обзор Лугли см. Claridge 2014 , p. 129.
- ^ Кларидж 2014 , с. 129.
- ^ Кларидж 2014 , с. 129, н. 11.
- ^ Коарелли 2014 , с. 143; Хилл 1962 , с. 131; Кларидж 2014 , с. 129. Статья Ричмонда — Richmond 1914 .
- ^ Бишоп 1956 , с. 187.
- ^ Wiseman 2022 , с. 11; Цинк 2015 , с. 359.
- ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 149. Опубликованные отчеты: Carettoni 1967 и Carettoni 1978 .
- ^ Цинк 2012 , с. 390.
- ^ Цинк 2012 , с. 389.
- ^ Zink & Piening 2009 , с. 109.
- ^ Цинк 2015 , стр. 359–360, 362.
Библиография
[ редактировать ]- Андо, Клиффорд (2013) [2000]. Имперская идеология и провинциальная лояльность в Римской империи . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-28016-8 .
- Бэбкок, Чарльз Л. (1967). «Гораций Карм. 1. 32 и посвящение храма Аполлона Палатина». Классическая филология . 62 (3): 189–194. дои : 10.1086/365257 . JSTOR 268380 . S2CID 162618366 .
- Бернард, Сет (2010). «Пентелический мрамор в архитектуре Рима и республиканская торговля мрамором». Журнал римской археологии . 23 (1): 35–54. дои : 10.1017/S1047759400002294 . S2CID 193225834 .
- Бишоп, Дж. Х. (1956). «Пфальцский Аполлон». Классический ежеквартальный журнал . 6 (3/4): 187–192. дои : 10.1017/S0009838800020140 . JSTOR 636910 . S2CID 246881093 .
- Кандилио, Даниэла (1989). «Древний черный». В Андерсоне, Максвелл Л .; Ниста, Лейла (ред.). Сияние камня: скульптуры из цветного мрамора из Национального музея Романо . Рим: De Luca Edizioni d'Arte. стр. 85–93. ISBN 978-0-9638169-4-8 .
- Кареттони, Джанфилиппо (1960). «Раскопки и открытия на Римском форуме и на Палатине за последние пятьдесят лет». Журнал римских исследований . 50 : 192–203. дои : 10.2307/298300 . JSTOR 298300 . S2CID 162627129 .
- Кареттони, Джанфилиппо (1967). «Проблемы Августовской зоны Палатина в свете недавних раскопок». Труды Папской Римской академии археологии (Серия In) (на итальянском языке). 39 :55–65.
- Кареттони, Джанфилиппо (1978). «Рим — постройки Августа и храм Аполлона на Палатине». Археология Лацио (на итальянском языке). 1 :72–74.
- Кларидж, Аманда (2010) [1998]. Рим: Оксфордский археологический справочник (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954683-1 .
- Кларидж, Аманда (2014). «Реконструкция храма Аполлона на Палатинском холме в Риме». В Хойбере, Кристина; Шютц, Франц X.; Уиндер, Гордон М. (ред.). Реконструкция и исторический город, Рим и за рубежом: междисциплинарный подход . Мюнхен: Университет Людвига-Максимилиана. стр. 128–152. ISBN 978-3-931349-41-7 .
- Клаусс, Джером (7 сентября 1996 г.). «Акциум и Август» . Классический обзор Брин Мора . Проверено 1 октября 2023 г.
- Коарелли, Филиппо (2014). Рим и окрестности: Археологический справочник . Перевод Клаусса, Джеймса Дж .; Хармон, Дэниел П. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-28209-4 . Проверено 4 июня 2023 г.
- Кук, Эмили Маргарет (2018). Наследие материи: восприятие и исправление материальных традиций в римской скульптуре (PDF) (доктор философии). Колумбийский университет . Проверено 1 октября 2023 г.
- Кули, Элисон (2006). «(MA) Французские раскопки Томеи на Палатине. Исследования Пьетро Розы для Наполеона III. (Древний Рим, том 5.) Стр. xlvi 555, gs, ч / б и цветные иллюстрации. Рим: École Française de Rome и Soprintendenza Archeologica of Рим, 1999. В упаковке, ISBN: 2-7283-0604-4». Классический обзор . 56 (1): 207–208. дои : 10.1017/S0009840X05001083 . S2CID 231895519 .
- Кули, MGL (2023) [2008]. Кули, MGL (ред.). Эпоха Августа . Справочники Лактора по древней истории. Том. 17 (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781009382885 . ISBN 978-1-009-38289-2 .
- Делиньон, Бенедикт (2023). «Культурная память, от памятника к поэме: случай с храмом Аполлона Палатина у поэтов-августовцев». В Динтере, Мартин Т.; Герен, Шарль (ред.). Культурная память в республиканском и августовском Риме . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 115–134. дои : 10.1017/9781009327749.007 . ISBN 978-1-009-32774-9 .
- Фавро, Диана (2007) [2005]. «Сделать Рим мировым городом». В Галинский, Карл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Августа . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 234–263. дои : 10.1017/CCOL0521807964 . ISBN 978-1-139-00083-3 .
- Фини, Денис (2006) [1992]. « Si licet et fas est : Fasti Овидия и проблема свободы слова при принципате». В Ноксе, Питер Э. (ред.). Оксфордские чтения в Овидии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 464–488. ISBN 978-0-19-928115-2 .
- Фишер, Йенс (2021). «Vates Apollinis, vates Augusti - Отношение Палатинского святилища Аполлона к оракулам и его влияние на самооценку современных поэтов» [ Vates Apollinis, vates Augusti - Отношение Палатинского святилища Аполлона к оракулам и его влияние о самообразе современных поэтов. Греко-латинская Brunensia (на немецком языке). 26 (2): 83–98. дои : 10.5817/GLB2021-2-6 .
- Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Абингдон: Рутледж. ISBN 978-1-136-31441-4 .
- Галинский, Карл (1996). Культура Августа: интерпретативное введение . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05890-0 .
- Гарднер, Хантер Х. (2013). Гендерирование времени в «Любовной элегии Августа» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-965239-6 .
- Джустини, Франческа; Брилли, Мауро; Галлоккио, Энрико; Пенсабене, Патрицио (2018). «Характеристика предметов из белого мрамора из храма Аполлона и дома Августа (Палатинский холм, Рим)». В Матетич Поляк, Д.; Марасович, К. (ред.). Асмосия XI, Материалы Международной конференции ASMOSIA (18–22 мая 2015 г.) . Сплит: Университет Сплита. стр. 247–253. ISBN 978-953-6617-49-4 .
- Гро, Пьер (1993). «Аполлон Палатин». В Стейнби, Ева Маргарет (ред.). Топографический лексикон города Рима (на французском языке). Том. 1. Рим: Edizioni Quazar. стр. 54–57. ISBN 978-88-7097-019-7 .
- Геррини, Люсия (1958). «Авиан Эвандер». восточного искусства Энциклопедия древнего, классического и (на итальянском языке). Том 1. Рим: Треккани. п. 936. ОСЛК 559022 .
- Гурвал, Роберт Алан (1995). Акциум и Август: политика и эмоции гражданской войны . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-08489-0 .
- Харпер, Кайл (2021). «Микробы и империя: Агентство микроскопического». В цветке, Харриет И. (ред.). Империя и религия в римском мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 13–34. дои : 10.1017/9781108932981 . ISBN 978-1-108-83192-5 . S2CID 242690912 .
- Хекстер, Оливье; Рич, Джон (2006). «Октавиан и Громовержец: храм Аполлона Палатина и римские традиции храмового строительства». Классический ежеквартальный журнал . 56 (1): 149–168. дои : 10.1017/S0009838806000127 . hdl : 2066/42841 . JSTOR 4493394 . S2CID 170382655 .
- Хилл, Филип В. (1962). «Храмы и статуи Аполлона в Риме». Нумизматическая хроника и журнал Королевского нумизматического общества . 2 : 125–142. JSTOR 42662641 .
- Якопи, Ирен; Тендоне, Джованна (2006). «Библиотека и портик Аполлина». Объявления Римского отдела Немецкого археологического института (на итальянском языке). 112 : 351–378.
- Жанно, Жан-Рене (2005) [1998]. Религия в Древней Этрурии . Перевод Уайтхеда, Джейн К. Мэдисон: University of Wisconsin Press. ISBN 978-0-299-20844-8 .
- Каява, Мика (2022). Именование богов: ономастическое исследование божественных эпитетов, полученных от римских антропонимов . Комментарии Humanarum Litterarum. Том. 144. Хельсинки: Grano Oy. дои : 10.54572/ssc.235 . hdl : 10138/352341 . ISBN 978-951-653-491-9 . S2CID 255938487 . Проверено 24 июля 2023 г.
- Келлум, Барбара (1993) [1985]. «Скульптурные программы и пропаганда в Риме Августа: Храм Аполлона на Палатине». В Д'Амбре, Ева (ред.). Римское искусство в контексте: Антология . Энглвуд Клиффс: Прентис Холл. стр. 75–83. ISBN 978-0-13-781808-2 .
- Лонгфелло, Бренда (2010). «Отражения империализма: метасуданцы в Риме и провинциях». Художественный вестник . 92 (4): 275–292. дои : 10.1080/00043079.2010.10786114 . JSTOR 29546132 . S2CID 162304337 .
- Лугли, Джузеппе (1946). «Недавние археологические открытия в Риме и Италии». Журнал римских исследований . 36 : 1–17. дои : 10.2307/298037 . JSTOR 298037 . S2CID 161379359 .
- Лугли, Джузеппе (1965) [1953]. «Храм Аполлона Атиака и группы Августа на Палатине». Studi Minori di Topographia Antica [ Незначительные исследования древней топографии ] (на итальянском языке). Рим: Де Лука. стр. 258–290. ОСЛК 3004645 .
- Миллер, Джон Ф. (2006). «Аполлон Медик в эпоху Августа» . Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга. Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- Морган, Гарри (2022). Музыка, политика и общество в Древнем Риме . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781009232326 . ISBN 978-1-009-23232-6 . S2CID 253905424 .
- Платнер, Сэмюэл Болл ; Эшби, Томас (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-925649-5 . Проверено 17 июня 2023 г.
- Поллини, Джон (2012). От республики к империи: риторика, религия и власть в визуальной культуре Древнего Рима . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-8816-4 .
- Поттер, Дэвид Стоун ; Маттингли, Дэвид (1999). Жизнь, смерть и развлечения в Римской империи . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-08568-2 .
- Прайс, SRF (1996). «Место религии: Рим в ранней Империи». В Боумене, Алан К .; Чамплин, Эдвард ; Линтотт, Эндрю (ред.). Империя Августов, 43 г. до н. э. – 69 г. н. э . Кембриджская древняя история. Том. 10 (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 812–847. дои : 10.1017/CHOL9780521264303 . ISBN 9781139054386 .
- Кенемоен, Кэролайн К. (2006). «Портик Данаид: новая реконструкция». Американский журнал археологии . 110 (2): 229–250. дои : 10.3764/aja.110.2.229 . JSTOR 40027153 . S2CID 191346680 .
- Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0-8018-4300-6 . Проверено 4 июня 2023 г.
- Ричмонд, Олифф Лег (1914). «Палатиум Августа». Журнал римских исследований . 4 (2): 193–226. дои : 10.2307/295823 . JSTOR 295823 . S2CID 162477839 .
- Роккос, Линда Джонс (1989). «Аполлон Палатинус: Аполлон Августа на базе в Сорренто». Американский журнал археологии . 93 (4): 571–588. дои : 10.2307/505329 . JSTOR 505329 . S2CID 193088867 .
- Романн, Дирк (2016). Христианство, сжигание книг и цензура в поздней античности: исследования передачи текста . Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-048607-0 .
- Саурон, Жиль (1994). Квис Девм? Пластическое выражение политических и религиозных идеологий в Риме в конце республики и начале принципата [ Quis Deum? Скульптурное выражение политических и религиозных идеологий в Риме в конце республики и начале принципата . Библиотека французских школ Афин и Рима (на французском языке). Полет. 285. Рим: Французская школа в Риме. дои : 10.3406/befar.1994.1254 . ISBN 2-7283-0313-4 .
- Шмитцер, Ульрих (1999). «Проведение незнакомцев по Риму - Плавт, Проперций, Вергилий, Овидий, Аммиан Марцеллин и Петрарка» . Электронная древность . 5 (2). ISSN 1320-3606 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- Шеард, Сара Рэйчел Кэролайн (2022). Женское тело в римской визуальной культуре (доктор философии). Кембриджский университет . Проверено 1 октября 2023 г.
- Стэмпер, Джон В. (2015). «Целла». В Орлине, Эрик; Фрид, Лисбет С.; Кнуст, Дженнифер Райт; Сатлоу, Майкл Л.; Прегилл, Майкл Э. (ред.). Энциклопедия древних средиземноморских религий Рутледжа . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. п. 174. ИСБН 978-1-134-62552-9 .
- Суми, Джеффри (2015) [2005]. Церемония и власть: осуществление политики в Риме между республикой и империей . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-03666-0 .
- Томпсон, Дэвид Л. (1981). «Заседания римского сената на Палатине». Американский журнал археологии . 85 (3): 335–339. дои : 10.2307/504178 . JSTOR 504178 . S2CID 192937640 .
- Торсен, Тея С., изд. (2013). Кембриджский компаньон латинской любовной элегии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CCO9781139028288 . ISBN 978-1-107-51174-3 . S2CID 160589435 .
- Томей, Мария-Антуанетта (1997). Палатинский музей (на итальянском языке). Милан: Электа. ISBN 88-435-6324-6 .
- Томей, Мария-Антуанетта (2000). «Остатки арки Октавия на Палатине и портик Данаид» . Mélanges de l'école française de Rome (на итальянском языке). 122 (2): 557–610. дои : 10.3406/mefr.2000.9537 . Проверено 8 октября 2023 г.
- Так, Стивен Л. (2021) [2015]. История римского искусства (2-е изд.). Хобокен: Уайли. ISBN 978-1-119-65328-8 .
- Цуркан, Роберт (2013) [1998]. Боги Древнего Рима: Религия в повседневной жизни от архаики до имперских времен . Перевод Невилла, Антония. Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781136058509 .
- Уокер, Сьюзен (2000). «Музей морали: Август и город Рим». В Коулстоне, Джон; Додж, Хейзел (ред.). Древний Рим: Археология Вечного города . Оксфорд: Школа археологии Оксфордского университета. стр. 61–75. ISBN 978-0-947816-55-1 .
- Уорд-Перкинс, Джон Брайан (1981). Римская имперская архитектура . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05292-3 . Проверено 4 июня 2023 г.
- Уэлч, Тара С. (2005). Элегический городской пейзаж: Проперций и значение римских памятников . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-8142-1009-3 .
- Уайзман, ТП (2012). «Дебаты о храме Аполлона Палатинского: Roma Quadrata , архаические хижины, дом Августа и ориентация Палатинского Аполлона». Журнал римской археологии . 25 : 371–387. дои : 10.1017/S1047759400001252 . ISSN 2331-5709 . S2CID 192155842 .
- Уайзман, ТП (2013). «Обзор: Палатин, от Эвандера до Элагабала». Журнал римских исследований . 103 : 234–268. дои : 10.1017/S0075435813000117 . ISSN 1753-528X . JSTOR 43286787 . S2CID 163022927 .
- Уайзман, ТП (2022). «Дворец-святилище или павильон? Дом Августа и пределы археологии». Документы Британской школы в Риме . 90 : 9–34. дои : 10.1017/S0068246221000295 . S2CID 246725531 .
- Занкер, Пол (1983). «Храм Аполлона на Палатине: обстановка и политическое значение после битвы при Акциуме». Città e Architettura nella Roma Imperiale (Analecta Romana Instituti Danici Supplementi) (на немецком языке). 10 :21–40.
- Занкер, Пол (1990) [1988]. Сила изображений в эпоху Августа . Перевод Шапиро, Алан. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-08124-0 .
- Цинк, Стефан; Пининг, Генрих (2009). «Haec aurea templa: Палатинский храм Аполлона и его полихромия». Журнал римской археологии . 22 : 109–122. дои : 10.1017/S1047759400020614 . S2CID 190723108 .
- Цинк, Стефан (2008). «Реконструкция Палатинского храма Аполлона: пример дизайна храма раннего Августа». Журнал римской археологии . 21 : 47–63. дои : 10.1017/S1047759400004372 . S2CID 194951253 .
- Цинк, Стефан (2012). «Старые и новые археологические свидетельства плана Палатинского храма Аполлона». Журнал римской археологии . 25 : 389–402. дои : 10.1017/S1047759400001264 . hdl : 20.500.11850/422855 . S2CID 194963325 .
- Цинк, Стефан (2015). «Пфальцское святилище Аполлона: место и его развитие, 6-1 вв. до н. э.» (PDF) . Журнал римской археологии . 28 : 358–370. дои : 10.1017/S1047759415002524 . hdl : 20.500.11850/106901 . S2CID 190832524 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с храмом Аполлона Палатина (Рим) на Викискладе?
- Изображения и библиография
Предшественник Храм Антонина и Фаустины | Достопримечательности Рима Храм Аполлона Палатина | Преемник Храм Аполлона Сосиана |