Порта Фонтиналис
Порта Фонтиналис — ворота Сервиевой стены в Древнем Риме . Он располагался на северном склоне Капитолийского холма , вероятно, на северо-восточном плече над Clivus Argentarius . [1] первоначально Виа Через него проходила Виа Салария, как и Фламиния , обеспечивая прямую связь с Пиценой и галльской территорией . [2] После того , как в конце III века нашей эры были построены стены Аврелия , участок Виа Фламиния, который проходил между Порта Фонтиналис и новыми Порта Фламиниа, стал называться Виа Лата («Бродвей»). [3]
История
[ редактировать ]В период очень активного строительства зданий и религиозных посвящений после Второй Пунической войны эдилы Марк 193 г. до н. э. Эмилий Лепид и Луций Эмилий Павел построили монументальный портик , соединяющий Порта Фонтиналис с Алтарем Марса на Марсовом поле . [4] Портик, известный как Эмилиана, представлял собой крытый переход для цензоров , которые проводили перепись у Алтаря Марса, но располагали своим офисом сразу за воротами, внутри стен. [5]
Сохранившаяся гробница Бибула , датируемая первой половиной I века до нашей эры, располагалась сразу за воротами. [6] Погребальная стела II века нашей эры сохраняет имя сапожника Гая Юлия Гелия, находившегося где-то вокруг ворот. [7] Наиболее печально известно, что Гней Кальпурний Пизон , предполагаемый отравитель императора Тиберия наследника Германика , построил сооружения над воротами, чтобы соединить свои частные резиденции. Получившийся дом подвергся критике за то, что он доминировал в архитектурном профиле объекта. В рамках карательных мер против соратников, семьи и памяти Пизона после заговора сенат распорядился снести эти сооружения. [8]
Порта Фонтиналис получила свое название от близлежащих источников (фонтес). [9] например, источник, который все еще присутствует на самом нижнем уровне Туллиана . [10] Возможно, это имело религиозную связь с богом источников и колодцев, известным как Фонс или Фонтус, которого прославляли в Фонтиналии. [11]
Древние источники, в которых упоминаются ворота, включают Ливия и Паулюса . [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 311.
- ^ Ромоло Аугусто Стаччоли, Дороги римлян («L'Erma» ди Бретшнейдера, 2003), стр. 38, 72; Стивен Л. Дайсон, Рим: живой портрет древнего города (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2010), с. 42.
- ^ Стаччоли, Дороги римлян , с. 17.
- ^ Ливий 35.10.12; Джон Э. Стамбо, Древний римский город (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1988), стр. 32; Дэниел Дж. Гаргола, Земли, законы и боги: магистраты и церемонии в регулировании государственных земель в республиканском Риме (University of North Carolina Press, 1995), с. 135; Ричардсон, Топографический словарь , с. 303.
- ^ Ричардсон, Топографический словарь , стр. 41, 303.
- ^ Аманда Кларидж, Рим: Оксфордский археологический справочник (Oxford University Press, 1998), стр. 168.
- ^ CIL 6.33914; Лорен Хакворт Петерсен, «Одежда делает человека: одевание тела римского вольноотпущенника», в книге «Тела и границы в греко-римской древности » (де Грюйтер, 2009), стр. 182.
- ^ Тацит , Анналы 3.9.3; Грег Роу, Князья и политические культуры: сенаторские указы Нового Тиберия (University of Michigan Press, 2002), стр. 15; О.Ф. Робинсон, Уголовная практика и уголовная политика в Древнем Риме (Routledge, 2007), с. 72; Вернер Эк, «Император и сенаторская аристократия в борьбе за общественное пространство», в книге «Император и Рим: пространство, репрезентация и ритуал» (Cambridge University Press, 2010), стр. 103.
- ^ Гарри Б. Эванс, Распределение воды в Древнем Риме (Мичиганский университет, 1994, 1997), с. 77; Ричардсон, Топографический словарь , с. 303.
- ^ Ричардсон, Топографический словарь , с. 71.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 240.
- ^ Ливий 35.10.11–12; Paulus ex Festo 75 в издании Линдси; Ричардсон, Топографический словарь , с. 303.