Ливи
Ливи | |
---|---|
Рожденный | Тит Ливий [я] 59 г. до н.э. |
Умер | 17 г. н.э. (74–75 лет) Патавиус, Римская империя |
Занятие | Историк |
Годы активности | Золотой век латыни |
Академическое образование | |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | История |
Основные интересы | История , биография , ораторское искусство |
Известные работы | Основан городом |
Тит Ливий (англ. Латинский: [ˈtɪtʊs ˈliːwiʊs] ; 59 г. до н. э. — 17 г. н. э.), известный на английском языке как Ливий ( / ˈ l ɪ v i / LIV -ee ), был римским историком. Он написал монументальную историю Рима и римского народа под названием Ab Urbe Condita , «От основания города», охватывающую период от самых ранних легенд о Риме до традиционного основания в 753 году до нашей эры и до правления Августа в Риме. Жизнь самого Ливия. Он был в хороших отношениях с представителями династии Юлиев-Клавдиев и был другом Августа . [1] чьего молодого внучатого племянника, будущего императора Клавдия , он призвал заняться написанием истории. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Ливий родился в Патавиуме на севере Италии , ныне современной Падуе , вероятно, в 59 г. до н.э. [ii] На момент его рождения его родной город Патавиум был вторым по богатству на итальянском полуострове и крупнейшим в провинции Цизальпийская Галлия (северная Италия). Цизальпийская Галлия была присоединена к собственно Италии еще при его жизни, и ее жители получили римское гражданство от Юлия Цезаря . В своих работах Ливий часто выражал свою глубокую привязанность и гордость за Патавиум, а город был хорошо известен своими консервативными ценностями в морали и политике. [7]
Подростковые годы Ливия пришлись на 40-е годы до нашей эры, в период гражданских войн по всему римскому миру . Тогдашний губернатор Цизальпийской Галлии Азиний Поллион пытался склонить Патавиум к поддержке Марка Антония (Марк Антоний) , лидера одной из враждующих фракций во время Гражданской войны Цезаря (49-45 гг. до н.э.). Богатые граждане Патавиума отказались жертвовать деньги и оружие Азинию Поллиону и скрылись. Затем Поллион попытался подкупить рабов этих богатых граждан, чтобы они раскрыли местонахождение их хозяев; его подкуп не сработал, и вместо этого граждане присягнули Сенату . [8] Поэтому вполне вероятно, что гражданские войны в Риме помешали Ливию получить высшее образование в Риме или совершить поездку по Греции , что было обычным явлением для юношей мужского пола из знати того времени. [9] Много лет спустя Азиний Поллион насмешливо прокомментировал «патавинность» Ливия, заявив, что латынь Ливия демонстрирует определенные «провинциализмы», которые не одобрялись в Риме. Раскопки Поллиона, возможно, были результатом плохих чувств, которые он питал к городу Патавиум из-за своего опыта там во время гражданских войн. [10]
Ливий, вероятно, отправился в Рим в 30-х годах до нашей эры, [11] и вполне вероятно, что после этого он провел в городе много времени, хотя, возможно, это не был его основной дом. Во время своего пребывания в Риме он никогда не был сенатором и не занимал правительственных должностей. Его сочинения содержат элементарные ошибки по военным вопросам, указывающие на то, что он, вероятно, никогда не служил в римской армии . Однако он получил образование в области философии и риторики. Похоже, что у Ливия были финансовые ресурсы и средства, чтобы жить независимой жизнью, хотя происхождение этого богатства неизвестно. Большую часть своей жизни он посвятил писательству, что он мог делать благодаря своей финансовой свободе. [12]
Ливий, как известно, читал декламации перед небольшой аудиторией, но о нем не слышали, чтобы он занимался декламацией , которая в то время была обычным развлечением. Он был знаком с императором Августом и императорской семьей. Более поздние римляне считали Августа величайшим римским императором, что принесло пользу репутации Ливия еще долгое время после его смерти. Светоний описал, как Ливий поощрял будущего императора Клавдия , родившегося в 10 г. до н. э., [13] в детстве писал историографические произведения. [14]
Самой известной работой Ливия была его «История Рима» . В нем он повествует полную историю города Рима, от его основания до смерти Августа. Поскольку он писал во времена правления Августа, история Ливия подчеркивает великие триумфы Рима. Он написал свою историю, приукрасив рассказы о римском героизме, чтобы пропагандировать новый тип правления, введенный Августом, когда он стал императором. [15] В предисловии к своей истории Ливий сказал, что его не волнует, останется ли его личная слава во тьме, пока его работа помогает «сохранить память о деяниях выдающейся нации мира». [16] Поскольку Ливий в основном писал о событиях, произошедших сотни лет назад, историческая ценность его работ была сомнительной, хотя многие римляне поверили в правдивость его рассказов. [17]
Ливи был женат и имел по крайней мере одну дочь и одного сына. [12] Он также создал другие произведения, в том числе эссе в форме письма сыну и многочисленные диалоги, скорее всего, созданные по образцу аналогичных произведений Цицерона . [18] Один из его сыновей написал книгу по географии, а дочь вышла замуж за ритора Луция Магия. [19]
Тит Ливий умер в своем родном городе Патавиуме в 17 году нашей эры. Надгробие Ливия и его жены могло быть найдено в Падуе. [19]
Работает
[ редактировать ]Единственная сохранившаяся работа Ливия широко известна как «История Рима» (или Ab Urbe Condita , «От основания города»). Вместе с Полибием считается одним из главных источников Второй Пунической войны . [20]
Когда он начал эту работу, ему уже было юность, около 33 лет; предположительно, события в его жизни до этого времени привели к его активной деятельности как историка. Он продолжал работать над этим, пока не уехал из Рима в Падую в старости , вероятно, во время правления Тиберия после смерти Августа. Сенека Младший [21] говорит, что он был оратором и философом и написал несколько исторических трактатов в этих областях. [iii]
История Рима также послужила движущей силой «северной теории» происхождения этрусков. Это потому, что в книге Ливия говорится: «Греки также называют их «Тирренами» и «Адриатическими… Альпийские племена, несомненно, относятся к тому же типу, особенно реции, которые благодаря природе своей страны стали настолько нецивилизованными, что они не сохранили никаких следов своего первоначального состояния, кроме своего языка, и даже он не был свободен от испорченности». [22] Таким образом, многие ученые, такие как Карл Отфрид Мюллер, использовали это утверждение как доказательство того, что этруски или тирренцы мигрировали с севера и были потомками альпийского племени, известного как раэти. [23]
Прием
[ редактировать ]Имперская эпоха
[ редактировать ]Ливия «История Рима» пользовалась большим спросом с момента публикации и оставалась таковой в первые годы существования империи. Плиний Младший сообщал, что известность Ливия была настолько широко распространена, что человек из Кадиса путешествовал в Рим и обратно с единственной целью встретиться с ним. [24] Работы Ливия послужили источником для более поздних работ Аврелия Виктора , Кассиодора , Евтропия , Феста , Флоруса , Грания Лициниана и Орозия . Юлий Обсекенс использовал Ливия или источник, имеющий доступ к Ливию, для составления своего De Prodigiis , отчета о сверхъестественных событиях в Риме от консульства Сципиона и Лелия до консульства Павла Фабия и Квинта Элия. [ нужна ссылка ]
Ливий писал во время правления Августа, который пришел к власти после гражданской войны с генералами и консулами, утверждавшими, что они защищают Римскую республику , такими как Помпей . Патавиум был сторонником Помпея. Чтобы уточнить свой статус, победитель гражданской войны Октавиан Цезарь хотел принять титул Ромула (первого царя Рима), но в конце концов принял сенатское предложение Августа . Вместо того, чтобы упразднить республику, он адаптировал ее и ее институты к имперскому правлению.
Историк Тацит , писавший примерно через столетие после Ливия, описал императора Августа как своего друга. Описывая суд над Кремутием Кордом , Тацит представляет его защищающимся лицом к лицу с нахмуренным Тиберием следующим образом:
Говорят, что я восхвалял Брута и Кассия , жизнь которых описывалась многими и никто не упоминал без хвалебных слов. Тит Ливий, знаменитый прежде всего красноречием и правдивостью, превозносил Гн. Помпею в таком панегирике, что Август назвал его Помпеианом, и однако это не было препятствием для их дружбы. [25]
Причины возвращения Ливия в Падую после смерти Августа (если он это сделал) неясны, но обстоятельства правления Тиберия , безусловно, позволяют строить предположения. [ нужна ссылка ]
Позже
[ редактировать ]В средние века из-за объема произведения грамотный класс уже читал аннотации, а не само произведение, копировать которое было утомительно, дорого и требовало много места для хранения. Должно быть, именно в этот период, если не раньше, рукописи начали теряться без замены. Эпоха Возрождения была временем интенсивного возрождения; население обнаружило, что работы Ливия пропадают, и большие суммы денег перешли из рук в руки в спешке за сбором ливийских рукописей. Поэт Беккаделли продал загородный дом, чтобы получить средства на покупку одной рукописи, скопированной Поджо . [26] Петрарка и папа Николай V начали поиск пропавших книг. Лаврентий Валла опубликовал исправленный текст, положивший начало стипендии Ливия. Данте высоко отзывается о нем в своих стихах, а Франциск I Французский заказал обширные произведения искусства, посвященные ливийским темам; Никколо Макиавелли Работа о республиках «Рассуждения о Ливии » представлена как комментарий к « Истории Рима» . Уважение к Ливию достигло высочайшей высоты. Вальтер Скотт сообщает в «Уэверли» (1814 г.) как исторический факт, что шотландец, участвовавший в первом восстании якобитов 1715 г., был вновь схвачен (и казнен), потому что, сбежав, он все же задержался вблизи места своего пленения в «надежде вернуть себе свое пленение». любимец Тит Ливий ». [27]
Даты
[ редактировать ]Источником информации, из которой можно получить важные сведения о Ливии, является Евсевий Кесарийский , епископ раннехристианской церкви . Одной из его работ было краткое изложение всемирной истории на древнегреческом языке , названное « Хроникон» , датируемое началом 4 века нашей эры. Этот труд был утерян, за исключением фрагментов (в основном выдержек), но не раньше, чем он был полностью и частично переведен различными авторами, такими как Св. Иероним . Вся работа сохранилась в двух отдельных рукописях, армянской и греческой (Кристесен и Мартиросова-Торлоне, 2006). Св. Иероним писал на латыни. Существуют фрагменты на сирийском языке . [28]
Работа Евсевия состоит из двух книг: « Хронографии» , краткого изложения истории в летописной форме, и «Хроников Канонов» , таблиц лет и событий. Св. Иероним перевел таблицы на латынь как « Хроникон» , вероятно, добавив некоторые собственные сведения из неизвестных источников. Свидания Ливия появляются в «Хрониконе» Джерома.
Основная проблема с информацией, представленной в рукописях , заключается в том, что они часто приводят разные даты одних и тех же событий или разных событий, не включают полностью один и тот же материал и переформатируют то, что включают. Дата может быть указана в Ab Urbe Condita , в Олимпиадах или в какой-либо другой форме, например в возрасте. Эти изменения могли возникнуть из-за ошибки переписчика или его лицензии. Некоторый материал был добавлен под эгидой Евсевия .
Тема рукописных вариантов — обширная и специализированная, на которой авторы работ о Ливии редко задерживаются. В результате используется стандартная информация в стандартной интерпретации, что создает впечатление стандартного набора дат Ливия. Таких дат нет. [ нужна ссылка ] Типичной презумпцией является рождение на 2-м году 180-й Олимпиады и смерть в первый год 199-й Олимпиады, которые имеют коды 180.2 и 199.1 соответственно. [29] Во всех источниках используется одна и та же первая Олимпиада , 776/775–773/772 гг. до н. э. по современному календарю. По сложной формуле (сделанной так, что точка отсчета 0 не попадает на границу Олимпиады) эти коды соответствуют 59 г. до н.э. для рождения, 17 г. н.э. для смерти. В другой рукописи рождение датируется 180.4 г., или 57 г. до н.э. [30]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тит - преномен (личное имя); Ливий — номен ( родовое имя, т.е. «принадлежащий к роду Ливий »). Поэтому у Тита Ливия не было когномена ( третьего имени, т. е. фамилии), что не было необычным во времена Римской республики . Об этом согласны классические источники: Сенека ( Еп. 100,9); Тацит ( Анн. IV.34.4); Плиний ( Эп. II.3.8); а Светоний ( Клавд. 41.1) называет его Титом Ливием. Квинтилиан называет его Титом Ливием ( Инст. Ор. VIII.1.3; VIII.2.18; Х.1.101) или просто Ливием ( Инст. Ор. I.5.56; Х.1.39). В надгробной надписи из Патавиума , которая, скорее всего, касается Тита, он назван под T отчеством Livius C f , «Titu Livius Cai filius» ( CIL V, 2975 ).
- ↑ Джером говорит, что Ливий родился в 59 г. до н. э. и умер в 17 г. н. э. Впервые предложенный Г. М. Херстом , Рональд Сайм и другие предложили перенести даты его рождения и смерти на пять лет назад (64 г. до н. э. – 12 г. н. э.), но эта идея не получила распространения. консенсус. [3] [4] [5] [6]
- ^ «Ливий написал как диалоги, которые следует причислить к истории не в меньшей степени, чем к философии, так и произведения, явно посвященные философии»( «ибо он также писал диалоги, которых в философии можно считать не больше, чем в истории, и книги, содержащие исповедуемую философию» )— Младший Сенека Моральные письма Луцилию 100,9.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ TacitusТацит Анналы IV.34.
- ^ Светоний . Клавдий . Двенадцать Цезарей . 41.1.
- ^ Уильям М. Колдер III, «Гертруда Херст (1869-1962)», The Classical World Vol. 90, № 2/3, Шесть женщин-классицистов (ноябрь 1996 г. - февраль 1997 г.), стр. 149-152.
- ^ С. П. Окли , «Ливий и Клодий Лицин», The Classical Quarterly , vol. 42, нет. 2 (1992), с. 548
- ^ TD Barnes, « Римские статьи Рональда Сайма, Э. Бадиана», Американский филологический журнал , том. 102, нет. 4 (1981), с. 464
- ^ Спутник Ливи , Уайли-Блэквелл (2014), с. 25
- ^ Ливи 1998 , ix.
- ^ Цицерон Филиппики xii. 4.10 (в классической библиотеке Леба)
- ^ «Ливий | Римский историк и автор Ab Urbe Condita | Британника» . Январь 2024 года.
- ^ Ливи 1998 , ix – x.
- ^ Хейзел, Джон (2001). Кто есть кто в римском мире . Серия «Кто есть кто». Routledge – через EBSCOhost.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ливи 1998 , х.
- ^ Пейн, Роберт (1962). Римский триумф . Лондон: Роберт Хейл. п. 38.
- ^ SuetoniusСветоний Клавдий Двенадцать Цезарей 41.1.
В юности он задался целью написать свою историю при поддержке Т. Ливия, а также при помощи Сульпиция Флава . («В юности он начал писать историю при поддержке Тита Ливия и с помощью Сульпиция Флава».
) - ^ Дадли, Дональд Р. (1970). Римляне: 850 г. до н.э. – 337 г. н.э. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 19.
- ^ Фельдхерр, Эндрю (1998). Зрелище и общество в истории Ливия . Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. ix.
- ^ Гейхельхайм, Фриц Мориц (1962). История римского народа . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 47.
- ^ Ливи 1998 , xi.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Минео, спутник Ливия , с. xxxiii.
- ^ Диллон, Мэтью; Гарланд, Линда (28 октября 2013 г.). Древний Рим: Справочник . Рутледж. п. 174. ИСБН 9781136761362 .
- ^ Сенека Младший . Нравственные письма Луцилию . 100,9.
- ^ Ливий. История Рима . Перевод преподобного Кэнона Робертса, EP Dutton and Co., 1912 г.
- ^ Паллоттино, Массимо (1975). Этруски . Перевод Кремоны Дж. (2-е изд.). Издательство Университета Индианы. п. 65.
- ^ Плиний . Эпистелы . II.3.
- ^ TacitusТацит Анналы
IV.34. Мне говорят, что он восхвалял Брута и Кассия, о деяниях которых, как и о большинстве, никто не упоминал без чести. Ты Ливий, отличавшийся прежде всего своим красноречием и верой, Гн. Он так хвалил Помпея, что Август назвал его Помпеианом, и это не повредило их дружбе.
- ^ Фостер 1919 , с. 24.
- ^ Скотт, Уолтер (1897) [1814]. «6». Уэверли . Лондон: Адам и Чарльз Блэк . п. 570.
- ^ Фотерингем, Джон Найт (1905). Бодлианская рукопись Иеронимской версии Хроники Евсевия . Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 1.
- ^ «Святой Иероним (Иероним): Хронологические таблицы» . Аттал . 29 февраля 2016 года . Проверено 14 августа 2009 г.
- ^ Ливий, Тит (1881). Сили, Джон Роберт (ред.). Ливи . Том. 1. Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 1. ISBN 0-86292-296-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Ливий (1919) [написано 27–9 до н.э.]. Ливи . Том. I. Перевод Фостера, Б.О. Бостон: Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-99256-3 .
- Ливий (1998) [написано 27–9 до н.э.]. Возвышение Рима . Том. Книги 1–5. Перевод Люси, Т. Дж. Оксфорд: Oxford University Press . .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чаплин, Джейнс Д. (2000). Образцовая история Ливия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-815274-3 .
- Дэймон, Синтия (1997). «От источника к Сермо: повествовательная техника в Ливии 34.54.4-8» . Американский журнал филологии . 118 (2): 251–266. дои : 10.1353/ajp.1997.0026 . S2CID 162297951 .
- Дэвис, Джейсон П. (2004). Религиозная история Рима: Ливий, Тацит и Аммиан о своих богах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Дори, Томас Аллен, изд. (1971). Ливи . Лондон: Рутледж. ISBN 9780710068767 .
- Фельдхерр, Эндрю (1998). Зрелище и общество в истории Ливия . Беркли: Издательство Калифорнийского университета .
- Хорнблауэр, Саймон ; Спофорт, Энтони, ред. (2003). Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-860641-3 .
- Клиндинст, Патрисия (1990). « «Ритуальная работа над человеческой плотью»: Лукреция Ливия и изнасилование тела. Политика». Гелиос . 17 (1): 51–70.
- Краус, CS; Вудман, Эй Джей (1997). Латинские историки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 51–81 . ISBN 9780199222933 .
- Левен, Д.С. (2010). Ливий о Ганнибаловой войне . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Линдерский, Ежи . «Новая религия в Ливии». У Вольфганга Шуллера (ред.). Ливи: Аспекты его работы . Констанц: Университетское издательство Констанца . стр. 53–70.
- Майлз, Гэри Б. (1995). Ливий: Реконструкция раннего Рима . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 9780801430602 .
- Минео, Бернард (редактор) (2015). Компаньон Ливи , Чичестера, Джона Уайли и сыновей. ISBN 978-1-118-30128-9
- Мур, Тимоти Дж. (1989). Артистизм и идеология: словарь добродетели Ливи . Франкфурт: Атенеум.
- Росси, Андреола (2004). «Параллельные жизни: Ганнибал и Сципион в третьем десятилетии Ливия». Труды Американской филологической ассоциации . 134 (2): 359–381. дои : 10.1353/apa.2004.0017 . S2CID 154240047 .
- Сайм, Рональд (1959). «Ливий и Август». Гарвардские исследования по классической филологии . 64 : 27–78. дои : 10.2307/310937 . JSTOR 310937 .
- Вандивер, Элизабет (1999). «Матери-основательницы Рима Ливия: сабинянки и Лукреция». В Титченере, Фрэнсис Б.; Муртон, Ричард Ф. младший (ред.). Расширенный глаз: жизнь и искусство в греко-римской античности . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . стр. 206–232.
- Уолш, Патрик Г. (1961). Ливий: Его исторические цели и методы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Ливия в цифровой библиотеке Персея
- Работы Ливи в Project Gutenberg
- Работы Ливи или о ней в Internet Archive
- Работы Ливи в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Кредитование, Йона (2006–2009). «Ливий (1): Жизнь» . Ливий Статьи по древней истории . Ливиус.орг . Проверено 13 августа 2009 г.