Социальный класс в Древнем Риме
Социальный класс в Древнем Риме был иерархическим , с многочисленными и пересекающимися социальными иерархиями. Относительное положение человека в одном могло быть выше или ниже, чем в другом, что усложняло социальный состав Рима. [1]
Статус свободнорожденных римлян во времена республики был установлен:
- Родословная ( патриций или плебей ).
- переписи Ранг ( ordo ) основан на богатстве и политических привилегиях, при этом сенаторские и всаднические ранги возвышаются над обычными гражданами.
- Пол.
- Гражданство , в котором существовали степени с различными правами и привилегиями.
Различные римские классы давали разные права и привилегии, включая право голоса, право на брак и многое другое.
Патриции и плебеи
[ редактировать ]Традиционно патриций относится к представителям высшего класса, а плебей - к низшему классу. [2] Экономическая дифференциация привела к тому, что небольшое количество семей аккумулировало большую часть богатства Рима, уступив место созданию классов патрициев и плебеев. [2] Однако после этого первоначального различия разделение между патрицианскими и плебейскими семьями стало строго наследственным, основанным на социальном статусе. [2]
Плебеи составили большинство римских граждан после ряда политических конфликтов и уравнивания. Хотя патриции часто представляются как богатые и влиятельные семьи, которым удалось обеспечить власть над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции из сенаторского класса часто были одинаково богатыми. [2] По мере расширения гражданских прав плебеев в период Средней и поздней Римской республики многие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи впали в нищету и безвестность. Как бы богата ни была плебейская семья, она не достойна быть включенной в ряды патрициев. [2] Ко второму веку до нашей эры разделение между патрициями и плебеями утратило большую часть своих различий и начало сливаться в один класс. [3]
патриций
[ редактировать ]Патриции считались высшим классом в раннем римском обществе. Они контролировали лучшие земли и составляли большинство римского сената . До 444 г. до н.э. плебей был редкостью, если вообще возможной, быть сенатором. [2] [ нужна страница ] По внешнему виду они отличались от плебеев главным образом крашеной и орнаментированной обувью ( calceus patricius ). [4] [5] Распространенным типом социальных отношений в Древнем Риме была система клиентел , в которой покровитель и клиент(и) оказывали услуги друг другу и были вовлечены в прочные деловые отношения. Покровителями чаще всего были патриции, и у них часто было несколько клиентов-плебеев. [2] Покровители предоставляли своим клиентам множество услуг в обмен на обещание поддержки, если покровитель пойдет на войну. [2] Эта система патронажа была одним из классовых отношений, которые наиболее тесно связывали римское общество, одновременно защищая социальные привилегии патрициев. [2] Клиентела продолжалась и в позднеримском обществе, охватывая почти все время существования Древнего Рима. [2] Патриции также исключительно контролировали должность цензора , который контролировал перепись , назначал сенаторов и курировал другие стороны общественной и политической жизни. Благодаря цензорам патриции смогли сохранить свой статус над плебеями. [2]
Плебеи
[ редактировать ]Плебеи были низшим классом Рима, чернорабочими и фермерами, которые в основном обрабатывали землю, принадлежавшую патрициям . Некоторые плебеи владели небольшими участками земли, но до второго века до нашей эры это было редкостью. [2] Плебеи были связаны с патрициями через систему патронажа клиентела , согласно которой плебеи помогали своим покровителям-патрициям в войне, повышали свой социальный статус и собирали приданое или выкуп. [2] Плебеям было запрещено вступать в брак с патрициями в 450 г. до н.э., но этот закон был отменен пятью годами позже, в 445 г. до н.э., плебейским трибуном . [2] [ нужна страница ] В 444 г. до н. э. была создана должность военного трибуна с консульскими полномочиями. Плебеи, занявшие эту должность, затем имели право вступить в сенат после истечения одного года их полномочий. [2] [ нужна страница ] Однако по большей части плебеи оставались зависимыми от представителей высшего социального класса на протяжении всего существования Древнего Рима. [2] [ нужна страница ]
Классы на основе свойств
[ редактировать ]Римское общество также разделялось по имущественному признаку в Центуриатном собрании , а позднее в республике членство в сенаторском классе также основывалось на собственности. Сенаторский класс имел самый высокий имущественный порог. Центуриатное собрание отвечало за объявление войны, избрание магистратов с империем и рассмотрение отдельных дел. [2]
Только римлянам, которые были достаточно богаты, чтобы позволить себе собственное вооружение, разрешалось служить в армии, состоявшей как из патрициев, так и из плебеев. Пока гражданин мог позволить себе доспехи, он мог быть солдатом. [2] Центуриатное собрание было разделено на группы в зависимости от того, насколько богат человек и его способность предоставить доспехи и оружие.
Сорт | Века / Голоса | Переписное имущество | Оборудование |
---|---|---|---|
Наездники | 18 | Лошадь, полный доспех, различное оружие. | |
Класс I | 80 | 100 000 Ас | Полная броня, немного оружия |
Класс II | 20 | 75 000 Ас | Почти полная броня, немного оружия. |
Класс III | 20 | 50 000 Ас | Немного доспехов, мало оружия |
Класс IV | 20 | 25 000 Ас | Мало доспехов, мало оружия |
Класс V | 30 | 11 000 Ас | Нет брони, одно оружие |
Пролетариат | 5 | Никто | |
Всего столетий / голосов | 193 |
Наездники и класс I имели на двоих 98 голосов, таким образом, они могли перевесить голоса низших классов вместе взятых, у которых было всего 95 голосов. Это было средством для более богатых классов сохранить контроль над армией и общественной жизнью. [2]
Классы с учетом пола
[ редактировать ]Отцовские семьи
[ редактировать ]Римское общество было патриархальным в самом чистом смысле этого слова; Глава семьи-мужчина был pater familias , он обладал особыми юридическими полномочиями и привилегиями, которые давали ему юрисдикцию ( patria potestas ) над всеми членами его семьи. [2] Отцы отвечали за образование своих сыновей. Кроме того, взрослые сыновья часто женились и продолжали жить в семейном доме под управлением своего отца семьи , пока их отец не умер и они не взяли на себя ответственность отца семьи . [2] Pater familias также мог провести ритуал эмансипации (эмансипации) - процесс, который освобождал сына три раза подряд - чтобы предоставить сыну его собственную юридическую власть, свободную от pater familias . [2]
Женщины
[ редактировать ]Свободнорожденные женщины в Древнем Риме были гражданками (cives) , но не могли голосовать или занимать политические должности . Женщины находились под исключительным контролем своего отца семьи , которым был либо их отец, либо муж, либо иногда их старший брат. [2] Женщины и их дети приняли социальный статус своего отца семьи. Женщины не были включены в политическую сферу и имели мало влияния за пределами дома. Однако женщины из более богатых семей обладали большей политической властью, чем женщины из более бедных семей, поскольку они могли оказывать свое влияние за кулисами публичных политических действий. [7]
Существовали три ранние формы брака, которые переводили римских женщин из одного pater familias в другой. Первый, coemptio , представлял собой покупку невесты. [2] [8] Эта старейшая форма брака требовала пяти свидетелей и должностного лица и рассматривалась как деловая сделка. [8] Второе, усус, произошло после года близости между мужчиной и женщиной. [8] Если женщина не покидала мужчину в течение трех ночей следующего года, она становилась собственностью мужчины, а он становился ее отцом семьи. Если женщина уйдет до того, как пройдут три ночи, она вернется к своей семье. Отношения по-прежнему сохранятся, но мужчина не станет ее отцом семьи . [8] Последняя форма брака, confarreatio , была наиболее близка к современному браку. Confarreatio — религиозная церемония, во время которой жених и невеста делили хлеб перед религиозными чиновниками и другими свидетелями. [8]
К концу второго века нашей эры браки sine manu стали стандартной формой брака. [2] В результате брака sine manu женщины не подпадали под юридическую юрисдикцию своих новых мужей или отцов. Они контролировали свое имущество (обычно приданое) после смерти отца. [2] Мужчинам по-прежнему приходилось подписывать любые документы от имени своих женщин, но теперь в браке было две экономические единицы. Более того, развод мог быть инициирован как мужчиной, так и женщиной, часто путем трехкратного произнесения «Я развожу тебя» в присутствии свидетелей. [2]
Правовой статус матери как гражданки повлиял на гражданство ее сына. Фраза ex duobus civibus Romanis natos («дети, рожденные от двух римских граждан») указывает на то, что римская женщина считалась имеющей статус гражданки, в отличие от перегрины .
Рабство и вольноотпущенники
[ редактировать ]Рабы
[ редактировать ]Рабы ( servi ) не были гражданами и не имели даже того юридического статуса, который был предоставлен свободнорожденным иностранцам. Рабы рассматривались как собственность, и их покупали и продавали, как и любой другой товар в Риме. [3] По большей части рабы происходили от должников и военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время осад и других военных кампаний в Греции, Италии, Испании и Карфагене. В последние годы существования Республики и Империи все больше рабов прибыло из недавно завоеванных территорий Галлии , Британии , Северной Африки и Малой Азии . [3] В результате завоевания Греции Римом появилось множество рабов, но греческая культура считалась в некоторых отношениях превосходящей культуру Рима: отсюда знаменитое замечание Горация Graecia captaferum victorem cepit («Захваченная Греция взяла в плен своего дикого завоевателя»). Считается, что римского драматурга Теренция привезли в Рим в качестве раба. Таким образом, рабство рассматривалось как обстоятельство рождения, несчастья или войны; оно определялось с точки зрения правового статуса или, скорее, его отсутствия, не ограничивалось и не определялось этнической или расовой принадлежностью и не рассматривалось как неизбежно постоянное состояние. Рабство было более заметным в римской древности, чем где-либо еще в древнем мире, за исключением Греции. [9]
Рабы, которым не хватало навыков и образования, выполняли сельскохозяйственный или другие виды ручного труда. Больше рабов выполняли сельскохозяйственный труд, чем любую другую форму работы. [9] Те, кто проявлял насилие или неповиновение или кого по какой-либо причине считали опасными для общества, могли быть приговорены к работам в шахтах, где они страдали в нечеловеческих условиях. Рабовладельцам разрешалось вернуть своих рабов за деньги, если они были признаны дефектными или если продавец скрыл что-либо, что могло повлиять на производительность раба. [3] Рабов, которые были признаны больными или дефектными, часто продавали за очень небольшую цену, если вообще за что-нибудь. [3] Хозяева иногда отпускали на волю больных или пожилых рабов, чтобы сэкономить деньги, если они не могли получить достаточно денег от их продажи, потому что это было дешевле, чем кормить и содержать бесполезного раба. Поскольку рабы по закону были собственностью, владельцы могли распорядиться ими в любое время.
Все дети, рожденные от рабынь, были рабынями. Рабов, имевших образование или навыки, позволяющие зарабатывать на жизнь, часто отпускали на волю после смерти владельца по его воле. [3] Рабам, которые вели бизнес для своих хозяев, также разрешалось зарабатывать и откладывать деньги для себя, и некоторые могли купить себе свободу, в то время как другим предоставляли свободу их владельцы - хотя это было редкостью. [3]
Вольноотпущенники
[ редактировать ]Вольноотпущенники ( liberti ) были освобожденными рабами, которые после освобождения становились полноправными римскими гражданами, однако они не считались равными другим гражданам из-за своего прежнего статуса рабов или происхождения от бывших рабов, поэтому они пополняли ряды низшего класса. плебеи. [2] Лишь через несколько поколений потомки бывших рабов смогут подняться по карьерной лестнице (иногда становясь всадниками или сенаторами). [3] Статус либерти развивался по всей республике по мере увеличения их числа. Благодаря своей военной службе и другим видам деятельности, таким как мастерство и деловые предприятия, вольноотпущенники часто накапливали огромные состояния в поздней республике. [3] Несмотря на удачу этих многочисленных либерти, во всем Древнем Риме большинство вольноотпущенников были плебеями и работали фермерами или торговцами. [3]
Неримские граждане
[ редактировать ]Латинские права
[ редактировать ]Латинские права ( jus Latii ) были правами, предоставленными латинским союзникам и латинским колониям Рима. [10]
Старые латинские права
[ редактировать ]Латинским союзникам было предоставлено право вступать в брак, вести бизнес и заключать контракты с полноправными римскими гражданами, а также право переезжать из союзного латинского города в Рим (или наоборот). [10] Дети полноправных римских граждан и матерей-латинок могли наследовать римскую собственность и гражданство своих отцов через Латинскую лигу до 338 г. до н.э. [10] Те, у кого были латинские права, имели привилегированный статус по сравнению с другими римскими союзниками, которые не были полноправными римскими гражданами. [11]
Латинские права после 338 г. до н.э.
[ редактировать ]Жители пяти латинских городов (Ариция, Ланувий, Педум , Номентум и Антиум) получили полное римское гражданство в 338 г. до н. э., после окончания Латинской войны . Остальным латинским союзникам было предоставлено ограниченное римское гражданство, они получили привилегии старых латинских прав, но им не было предоставлено право голоса или право на получение римской собственности, если они не переехали навсегда в город Рим. [10]
Паломники
[ редактировать ]Свободнорожденные иностранцы были известны как перегрини . Перегрини действовали в соответствии с законами, которые действовали в их провинциях, когда они были захвачены Римом. [12] Август (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.) издал законы, которые позволяли перегрини становиться гражданами через службу в римской армии или в городском совете. Права граждан передавались по наследству, поэтому дети перегрини, ставшие гражданами, также становились гражданами при рождении. [12] Различия между римскими гражданами и перегринами продолжались до 212 года нашей эры, когда Каракалла (211–217 годы нашей эры) распространил полное римское гражданство на всех свободнорожденных мужчин в империи. [13] с провозглашением конституции Антонина . [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коенраад Вер Бовен. (2007). Ассоциативная Империя. Атенеум 95 , с. 861.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Матисен, Ральф (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники . Издательство Оксфордского университета. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рансиман, WG (1983). «Капитализм без классов: случай классического Рима». Британский журнал социологии . 34 (2): 157–181. дои : 10.2307/590734 . ISSN 0007-1315 . JSTOR 590734 .
- ^ Жоаннес Зонарас , Выдержки из истории , §7.9.
- ^ Персер, Луи Клод (1890), «Кальцей» , Словарь греческих и римских древностей , Лондон: Уильям Уэйт .
- ^ Полибий VI.19, 20; Ливий I.43
- ^ Милнор, Кристина (24 сентября 2009 г.), «Женщины в римской историографии», в книге Эндрю Фельдхерра (ред.), Кембриджский справочник римских историков , Cambridge University Press, стр. 276–287, doi : 10.1017/ccol9780521854535. 018 , ISBN 978-0-521-85453-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Брак и любовная жизнь в Древнем Риме «IMPERIUM ROMANUM» . ИМПЕРИУМ РОМАНУМ . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вуд, Эллен Мейксинс (2002). «Помещики и крестьяне, господа и рабы: классовые отношения в греческой и римской древности». Исторический материализм . 10 (3): 17–69. doi : 10.1163/15692060260289707 – через EBSCO.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Йео, Седрик А. (1959). «Основание и функции римских колоний». Классический мир . 52 (4): 104–130. дои : 10.2307/4344123 . ISSN 0009-8418 . JSTOR 4344123 .
- ^ Ричардсон, Дж. С. (1980). «Владение римской землей: Тиберий Гракх и итальянцы». Журнал римских исследований . 70 : 1–11. дои : 10.2307/299552 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 299552 . S2CID 162797410 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Матисен, Ральф В. (2006). «Перегрини, Барбари и Cives Romani: концепции гражданства и юридической идентичности варваров в Поздней Римской империи» . Американский исторический обзор . 111 (4): 1011–1040. дои : 10.1086/ahr.111.4.1011 . ISSN 0002-8762 . JSTOR 10.1086/ahr.111.4.1011 .
- ^ Лукрези, Франческо (2016), «Гражданство и религия: включения и исключения в древнем мире», в Скарафиле, Джованни; Грюнпетер Голд, Лия (ред.), Парадоксы конфликтов , логика, аргументация и рассуждение, том. 12, Springer International Publishing, стр. 41–46, номер документа : 10.1007/978-3-319-41978-7_4 , ISBN. 978-3-319-41978-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с социальным классом в Древнем Риме, на Викискладе?