Древние римские вольноотпущенники
Вольноотпущенники в Древнем Риме существовали как отдельный социальный класс (liberti или libertini) , где бывшим рабам предоставлялась свобода и права посредством юридического процесса освобождения . Римская практика рабства использовала рабов как для производства, так и для домашнего труда под надзором их богатых хозяев. Городские и домашние рабы особенно могли достичь высокого уровня образования, выступая в качестве агентов и представителей дел и финансов своих хозяев. В римском праве существовал набор методов освобождения доверенных рабов, предоставления им ограниченной формы римского гражданства или латинских прав . Эти освобожденные рабы были известны на латыни как liberti ( вольноотпущенники ) и составляли класс, обособленный от свободнорожденных римлян. Хотя вольноотпущенникам были запрещены некоторые формы социальной мобильности в римском обществе, многие из них достигли высокого уровня богатства и статуса. Либерти были важной частью «самого экономически активного и инновационного класса предпринимателей» в Римской империи . [1] Правовой и социальный статус вольноотпущенников оставался предметом культурных и правовых разногласий. [ нужна ссылка ] по всей Республике и Империи.
Освобождение
[ редактировать ]Освобождение от освобождения было кодифицировано во времена Ранней Республики, при этом соблюдались три основные правовые формы: manumissio vindicta , censu и testamento. Институты Гая , составленные ок. 160 г. н.э., подробно опишите эти три процесса. [ нужна ссылка ] Для manumissio vindicta, «защиты свободы», хозяин лишался права собственности на раба перед претором , который прикасался к рабу служебным жезлом, чтобы обозначить его изменение статуса. Чтобы добиться manumissio censu , хозяин мог просто зарегистрировать раба в римской переписи , объявив его libertus своего дома. Самым юридически сложным процессом был manumissio testamento , который освобождал раба по завещанию умершего хозяина ( testamentum ) с указанными условиями.
Все три метода приводят к юридическому изменению статуса. [2] [3] В этом случае освобожденный раб будет известен как libertus своей бывшей семьи с взаимными обязательствами друг перед другом в рамках традиционной сети патронажа . В условиях его освобождения могли быть указаны услуги ( opere ), которые должен был причитаться либертусу . После освобождения освобожденный раб принимал nomen gentilicium (фамилию) своего бывшего хозяина, который усыновлял вольноотпущенника в псевдоотеческие отношения; если бы они были живы, вольноотпущенник должен был бы чтить своего покровителя и служить ему. Вольноотпущенникам было разрешено формировать свои собственные сети покровителей и вольноотпущенников, а также собственных рабов. После освобождения вольноотпущенникам разрешалось носить пилеус — шапку, обычно воспринимаемую как знак свободы. Вольноотпущенников часто изображали с пилеем на поминках в честь их освобождения.
Социальный статус
[ редактировать ]Как социальный класс, бывшие рабы были либертини - социальным статусом, который давал либо римское гражданство, либо латинские права в зависимости от обстоятельств. Как граждане мужчины могли голосовать и участвовать в политике, но не могли баллотироваться на посты или быть допущенными к сенаторскому классу. Распространенным культурным убеждением, особенно среди римской элиты, было то, что рабство наносило «моральный позор», от которого не освобождались вольноотпущенники. Этот моральный порок был распространенной темой в римской литературе: черты «подчинения», «лживости» и «несговорчивости» рассматривались как характерные для рабов и вольноотпущенников, что не соответствовало свободнорожденным римским ценностям. [4]
Вольноотпущенники также считались лишенными собственной социальной идентичности, а их репутация, положение и богатство были привязаны к их покровителю и обстоятельствам их освобождения. Традиционная аристократия по-прежнему могла смотреть на вольноотпущенника, ставшего богатым и влиятельным, свысока как на вульгарного нувориша , поскольку они непосредственно занимались торговлей, в то время как традиционная аристократия лишь косвенно взаимодействовала с рынками. Трималхион , персонаж «Сатирикона » , представляет собой карикатуру на такого вольноотпущенника. Некоторые из распространенных аргументов против освобождения изложены Дионисием Галикарнасским в «Древностях» 4.24 , где он заявляет, что освобождение может привнести в население преступные элементы, использоваться для эксплуатации пособий по зерну и использоваться просто для улучшения восприятия власти хозяина. достоинство. [5]
Свободнорожденные дети бывших рабов пользовались всеми привилегиями римского гражданства без ограничений, хотя законы, введенные Августом, запрещали потомкам вольноотпущенников входить в сенаторский класс. Латинский поэт Гораций был сыном вольноотпущенника и в своих «Сатирах» изображает своего отца как образец идеального вольноотпущенника, вопреки распространённым стереотипам его времени. [6] Некоторые вольноотпущенники пользовались высоким уровнем богатства и положения; Следует отметить имперских вольноотпущенников, familia caesaris , имевших большое влияние в имперской администрации и бюрократии. Считается, что братья, владевшие Домом Веттиев , одним из самых больших и великолепных домов в Помпеях , были вольноотпущенниками. Кроме того, ученые смогли определить наличие собственности богатых вольноотпущенников благодаря их явному интересу к погребальным эпитафиям, отмечающим их освобождение и экономический успех. [7]
Хотя вольноотпущенникам было запрещено участвовать в большинстве форм социального и политического восхождения, они смогли получить влияние в местной и окружной политике, особенно работая в качестве магистров местных культов и работая в муниципальной бюрократии. Этот пост позволял вольноотпущенникам укрепить свою репутацию в обществе посредством общественных работ. Известно также, что вольноотпущенники посвящали эти произведения своим свободнорожденным детям, обеспечивая им будущую репутацию в обществе. Вольноотпущенники также играли роль в римской системе образования, поскольку многие педагоги в Риме были либо рабами, либо вольноотпущенниками, что указывает на степень образования и доверия, достижимых некоторыми рабами и вольноотпущенниками.
Среди известных вольноотпущенников были переводчик и драматург Ливий Андроник , комический драматург Теренций , автор сентенций Публилий Сир , отец поэта Горация , учёный Александр Полигистор , писатель Гай Юлий Гигин , врач Августа Антоний Муса , баснописец Федр , Философ-стоик Эпиктет и отец императора Пертинакса .
Реформы Августа и ранняя империя
[ редактировать ]После того, как Август стал известен в Риме, он принял программу законов, призванных исправить то, что он считал моральным разложением поздней республики. Эти законы в разной степени оказали влияние на вольноотпущенников, но особые отношения и взгляды Августа по отношению к вольноотпущенникам позволяют предположить, что он стремился сократить число «нежелательных» вольноотпущенников, освобождаемых на свободу. Закон Aelia Sentia ввел ограничения на количество рабов, которые могли быть освобождены, запретил молодым или безумным людям освобождать рабов и установил, что для получения римского гражданства освобожденный раб должен быть старше 30 лет. Кроме того, lex Papia Poppaea и lex Iulia de maritandis ordinibus ограничивали круг лиц, которым разрешалось вступать в брак, в том числе запрещали потомкам вольноотпущенников женского пола вступать в брак с членами сенаторского сословия. Хотя новые социальные законы Августа налагали некоторые ограничения на освобождение, его программа законов, поощряющих брак, также разрешала освобождать рабынь через брак со своим хозяином, что полностью легализовало эту практику. Закон Юниа также укрепил правовую защиту вольноотпущенников и более прочно кодифицировал практику освобождения, преследуя двойную цель: ввести механизмы наказания неблагодарных вольноотпущенников, а также предотвратить злоупотребление патроном своей властью над своими свободными людьми. [8]
После смерти Августа Тиберий учредил новое священство — Sodales Augustales . Поскольку большинство элементов социального положения и продвижения были запрещены как для бывших, так и для нынешних рабов, богатые вольноотпущенники составляли большую часть членов организации. Помимо религиозных дел, Августали вели активную общественную жизнь, и данные из Помпеи и Геркуланума позволяют предположить, что они участвовали в финансировании общественных работ, развлечений и праздников. [9]
Вольноотпущенники под Империей
[ редактировать ]В ранней империи общий статус вольноотпущенников мало отличался от их статуса при республиканской системе; в то время как реформы Августа умеренно изменили их место в обществе, в рамках нового принципата появились новые возможности для вольноотпущенников . В доме императора содержались как рабы, так и вольноотпущенники, образуя группу, известную как Familia Caesaris . Внутри дома императорские вольноотпущенники действовали почти так же, как и другие городские семьи, выступая в качестве представителей и бюрократов императорской семьи. Члены семьи Цезаря были особенно выдающимися при правлении Клавдия , причем большое влияние имела триада вольноотпущенников: Паллада , Нарцисс и Каллист . Связь Клавдия со своими вольноотпущенниками была хорошо известна и противоречива: такие историки, как Дион, обвиняли его в рабских качествах. [10]
За пределами Рима, особенно в римской колонии , вольноотпущенникам предлагались большие возможности влияния в местной политике, особенно в городах с высоким плебейским и освобожденным населением, где традиционные иерархии были несколько нарушены. Несмотря на то, что ему было запрещено занимать высшие должности, закон предусматривал определенные решения традиционных ограничений для вольноотпущенников: примером могут служить богатые вольноотпущенники Попидий Амплиат, чей свободнорожденный шестилетний сын Нумерий Попидий Цельсин служил в городском совете Помпеи. Другие подобные назначения молодых людей позволяют предположить, что колониальные правительства были готовы обойти ограничения в отношении вольноотпущенников новыми способами, предоставляя отцам таких детей право голоса в местной политике, не нарушая при этом правовых или социальных ограничений. [11]
Обращение с вольноотпущенниками в отдаленных частях Империи немного отличалось от Рима и Италии. Из-за меньшего судебного надзора за обращением с вольноотпущенниками существовала обеспокоенность сообщества по поводу злоупотребления покровителем их трудом и возможности повторного порабощения. Таким образом, процесс освобождения раба часто контролировался религиозными организациями, считая освобождение раба защищенным как богами, так и римским правом. [12] Во времена поздней Империи, по указу Константина , эта религиозная защита была распространена на христианскую церковь, создав новую форму освобождения — Manummission in Ecclesia (Освобождение перед Конгрегацией). [13] Реформы Константина также кодифицировали и укрепили власть покровителя над их свободой, узаконив конкретные наказания для прогульщиков, «неблагодарных» и непослушных вольноотпущенников, вплоть до повторного порабощения, [14] хотя эти законы были отменены, изменены и восстановлены рядом преемников Константина.
вольноотпущенницы
[ редактировать ]В римских источниках вольноотпущенницы плохо засвидетельствованы. [ нужна ссылка ] хотя отношение к ним по закону демонстрирует иной опыт, чем к их коллегам-мужчинам. Поскольку вольноотпущенники не считались обладателями отличной гражданской идентичности от своих покровителей, существовал социальный парадокс для вольноотпущенницы, от которой ожидалось, что она будет соответствовать социальной роли Матроны . Хотя вольноотпущенница может получить гражданство, ей запрещается заниматься политикой и большинством форм независимого заработка.
Культурные ожидания от свободной римской женщины заключались в сохранении социальной респектабельности и сексуальной целостности, что сильно противоречило обращению господина с порабощенными женщинами. Незамужние вольноотпущенницы могли рассчитывать на то, что будут связаны со своим покровителем на всю свою жизнь, вступая в те же псевдоотцовские отношения, что и вольноотпущенники, но с аналогичными ограничениями, налагаемыми на свободнорожденных дочерей. Покровитель сохранял бы опеку ( tutor legitimus ) над вольноотпущенницей и имел бы более непосредственное влияние на ее дела и финансы.
Такие законы, как lex Papia Poppaea и lex Aelia Sentia, разрешали хозяевам жениться и освобождать своих рабынь, хотя вольноотпущенница не имела большого права голоса в этом вопросе. Формы труда ( opere ), которые могла выполнять вольноотпущенница для своего патрона, ограничивались законом; хотя они могли заниматься торговлей и ремеслом для своего покровителя, они были юридически защищены от принуждения к проституции со стороны своего хозяина. [15] У вольноотпущенниц были некоторые возможности получить общественный статус, поскольку, как и вольноотпущенникам-мужчинам, вольноотпущенникам разрешалось занимать высокое положение в местных религиозных культах и выступать в качестве общественных жриц. Надписи вольноотпущенниц присутствуют в Помпеях и Геркулануме, обычно рядом с именами их мужей и детей, но реже посвящены исключительно ими. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андреас Ваке, «Положения о свободе договора и ограничении торговли в римском и современном праве», Law and History Review 11:1 (1993), стр. 8
- ^ Муритсен, Хенрик (2011). Вольноотпущенник в римском мире . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 11–12. ISBN 978-1-139-07685-2 . OCLC 726742063 .
- ^ «Институты Гая 1.17, 35, 138» . Латинская библиотека . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Брэдли, КР (1987). Рабы и хозяева в Римской империи: исследование социального контроля . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 28–29. ISBN 0-19-520607-Х . OCLC 16090840 .
- ^ «Книга римских древностей Дионисия IV, главы 24–40» . penelope.uchicago.edu . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ «Сатира 1,6» . Поэзия в переводе . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Кули, Элисон (2014). Помпеи и Геркуланум: Справочник . МГЛ Кули (2-е изд.). Лондон. ISBN 978-0-415-66679-4 . OCLC 841187018 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Муритсен, Хенрик (2011). Вольноотпущенник в римском мире . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-07685-2 . OCLC 726742063 .
- ^ Хартнетт, Джереми (2017), «Уличные формы, уличные движения» , The Roman Street , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 27–44, doi : 10.1017/9781316226438.003 , ISBN 9781316226438 , получено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Дио 60.2» . penelope.uchicago.edu . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кули, Элисон (2014). Помпеи и Геркуланум: Справочник . МГЛ Кули (2-е изд.). Лондон. стр. 183–184. ISBN 978-0-415-66679-4 . OCLC 841187018 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Харпер, Кайл (2011). Рабство в позднеримском мире, 275–425 гг . н.э. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 374–375. ISBN 978-1-139-14159-8 . OCLC 760413535 .
- ^ «Греческая и римская мифология — Инструменты» . Департамент классических исследований Пенсильванского университета . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Харпер, Кайл (2011). Рабство в позднеримском мире, 275–425 гг . н.э. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 488. ИСБН 978-1-139-14159-8 . OCLC 760413535 .
- ^ Перри, Мэтью Дж. (2013), «Отношения покровителя и вольноотпущенницы в римском праве» , «Гендер, освобождение и римская вольноотпущенница » , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 69–95, doi : 10.1017/cbo9781139628853.004 , ISBN 9781139628853 , получено 10 апреля 2022 г.