княжества
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Принципат в был формой имперского правления Римской империи с начала правления Августа в 27 г. до н. э. до конца кризиса третьего века в 284 г. н. э., после чего он превратился Доминант . [1] Принципат характеризовался правлением одного императора ( принцепса ) и попыткой со стороны первых императоров, по крайней мере, сохранить иллюзию формального продолжения, в некоторых аспектах, Римской республики . [2] [3] [4]
Этимология и ожидания
[ редактировать ]«Принципат» этимологически происходит от латинского слова «princeps» , что означает «главный» или «первый» , и, следовательно, представляет собой политический режим, в котором доминирует такой политический лидер, независимо от того, является ли он формально главой государства или главой правительства . Это отражает утверждение императоров-принципатов о том, что они были всего лишь « первыми среди равных » среди граждан Рима.
При республике принцепс сената , традиционно самый старый и самый почетный член Сената , имел право быть выслушанным первым в любых дебатах. [5] Сципион Эмилиан и его окружение продвигали (квази-платоническую) идею о том, что власть должна быть передана самому достойному гражданину ( принцепсу ), который будет благотворно руководить своими сверстниками, - идеал государственного деятеля-патриота, позже подхваченный Цицероном . [6]
Продолжительность
[ редактировать ]В более ограниченном и точном хронологическом смысле термин принципат применяется либо ко всей Империи (в смысле постреспубликанского римского государства), либо конкретно к более ранней из двух фаз имперского правления в древней Римской империи до Военный крах Рима на Западе ( падение Рима ) в 476 году оставил Византийскую империю единственным наследником. Эта ранняя фаза принципата началась, когда Август объявил auctoritas себя принцепсом , и продолжалась (в зависимости от источника) до правления Коммода , Максимина Фракса или Диоклетиана . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Полный титул Princeps Senatus / Princeps civitatis («первый среди сенаторов» / «первый среди граждан») был впервые принят Октавианом Цезарем Августом (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.), первым римским «императором», выбравшим , как убитый Юлий Цезарь , не восстанавливать законную монархию . Целью Августа, вероятно, было установление политической стабильности, столь необходимой после изнурительных гражданских войн конституционных де-факто диктаторского режима в рамках Римской республики – того, что Гиббон называл «абсолютной монархией, замаскированной формами содружества». [7] – как более приемлемую альтернативу, например, раннему Римскому королевству .
Хотя династические претензии закрались с самого начала, официальное оформление этого в монархическом стиле оставалось политически опасным; [8] и Октавиан, несомненно, был прав, действуя через устоявшиеся республиканские формы для консолидации своей власти. [9] Он начал с полномочий римского консула в сочетании с полномочиями плебейского трибуна ; позже добавил к себе роль цензора и, наконец, стал великим понтификом . еще и [10]
Тиберий тоже приобретал свои полномочия постепенно и с гордостью подчеркивал свое положение первого гражданина: «добрый и здоровый принцепс , которого вы наделили такой огромной дискреционной властью, должен быть слугой сената, а часто и всего гражданина». тело". [11] Однако после этого роль принцепса стала более институционализированной: как Дион Кассий выразился , Калигула «проголосовал за один день за все прерогативы, за которые Август в течение столь длительного периода времени голосовал постепенно и по частям». [12]
Тем не менее, в рамках этого «Principate stricto sensu » политическая реальность самодержавного правления Императора по -прежнему тщательно маскировалась формами и условностями олигархического самоуправления, унаследованными от политического периода «некоронованной» Римской республики (509 г. до н. э. – 27 г. до н. э.). ) под девизом Senatus Populusque Romanus («Сенат и народ Рима») или SPQR . Первоначально теория подразумевала, что «первый гражданин» должен был заслужить свое исключительное положение ( де-факто превратившееся в почти абсолютную монархию) заслугами в том же стиле, в котором сам Август получил положение auctoritas .
Имперская пропаганда разработала патерналистскую идеологию , представляя принцепса как само воплощение всех добродетелей, приписываемых идеальному правителю (во многом подобно греческому тирану ранее), таких как милосердие и справедливость, а также военное руководство, [14] обязать принцепса играть эту назначенную роль в римском обществе как его политическую страховку, а также моральный долг. Чего конкретно ожидали от принцепса , похоже, менялось в зависимости от времени и наблюдателей: [15] Тиберия , накопившего огромные излишки для города Рима , критиковали как скрягу, а Калигулу критиковали за его щедрые траты на игры и зрелища.
Вообще говоря, от императора ожидалось, что он будет щедрым, но не легкомысленным, не только как хороший правитель, но и в отношении своего личного состояния (как в пресловутом «хлебе и зрелищах» – panem et circenses ), время от времени устраивающего публичные игры, гладиаторов, скачки и художественные шоу. Крупная раздача еды населению и благотворительным учреждениям также способствовала повышению популярности, а строительство общественных работ обеспечило оплачиваемую занятость бедным.
Переопределение при Веспасиане
[ редактировать ]С падением династии Юлиев-Клавдиев в 68 году нашей эры принципат стал более формализованным при императоре Веспасиане , начиная с 69 года нашей эры. [16] Положение принцепса стало отдельным субъектом в рамках более широкой – формально все еще республиканской – римской конституции . Хотя многие из тех же культурных и политических ожиданий остались, гражданский аспект идеала принцепса Августа постепенно уступил место военной роли императора. [17] Правление больше не было положением (даже теоретически), распространяемым на основе заслуг, или auctoritas , а на более прочной основе, позволяющей Веспасиану и будущим императорам назначать своего собственного наследника без необходимости зарабатывать эту должность годами успеха и публичности. услуга.
При династии Антонинов император обычно назначал своим преемником успешного и политически перспективного человека. В современном историческом анализе это трактуется многими авторами как «идеальная» ситуация: на должность принцепса выдвигался наиболее способный человек. О династии Антонинов Эдвард Гиббон писал, что это был самый счастливый и продуктивный период в истории человечества , и считал систему преемственности ключевым фактором.
Тетрархия
[ редактировать ]Автократические элементы в принципате со временем имели тенденцию к увеличению. [18]
Именно после того, как кризис третьего века чуть не привел к политическому краху Римской империи, Диоклетиан прочно закрепил тенденцию к автократии. [19] Он заменил одноглавого принципата Тетрархией 300 ( ок. г. н. э. , два августа стояли выше двух цезарей ), [20] в котором от рудиментарных претензий старых республиканских форм в значительной степени отказались. Титул принцепса исчез, как и территориальное единство Империи, и были намеренно использованы новые формы помпезности и трепета в попытке изолировать императора и гражданскую власть от необузданной и мятежной армии середины века. [21]
Политическая роль Сената окончательно затмилась. [22] больше не слышно о разделении провинций Августовским принципатом между имперскими провинциями и сенаторскими провинциями . [23] Юристы разработали теорию тотальной передачи власти в руки императора. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ К. Ловенштейн, Управление Римом (1973), с. 370 [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Принципат – правительство» . britannica.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 г.
- ^ История Рима , М. Кэри и Х. Х. Скаллард, ISBN 0333278305 [ нужна страница ]
- ^ СПКР ; Мэри Бирд, ISBN 9781846683800 [ нужна страница ]
- ^ О Зейфферт, Словарь классических древностей (Лондон, 1891 г.), с. 516
- ^ HJ Rose, Справочник по латинской литературе (Метуэн, 1967), стр. 99, 235.
- ^ D. Изд. Уормерсли, Сокращенный упадок и падение (Penguin 2005), с. 73
- ^ Дж. Берроу, История историй (Penguin, 2007), стр. 124–125.
- ^ Изд. Дж. Бордмана. Оксфордская история классического мира (1991), с. 538
- ^ Изд. D Уормерсли, Сокращенный упадок и падение (Penguin 2005), стр. 70–71.
- ^ Цитируется в изд. Дж. Бордмана. Оксфордская история классического мира (1991), с. 540
- ^ Изд. Дж. Бордмана. Оксфордская история классического мира (1991), с. 549
- ^ Цифровая репродукция диаграммы из The Anchor Atlas of World History, Vol. 1 (От каменного века до кануна Французской революции) Мягкая обложка - 17 декабря 1974 г., Вернер Хильгеманн, Герман Киндер, Эрнест А. Менце (переводчик), Харальд Букор (картограф), Рут Букор (картограф)
- ^ C Эдвардс Введение, Жизни Цезарей (OUP 2000), с. XXI
- ^ C Эдвардс Введение, Жизни Цезарей (OUP 2000), стр. xxiii – xxv
- ^ Изд. Дж. Бордмана, Оксфордская история классического мира (1991), стр. 561
- ^ Изд. Дж. Бордмана, Оксфордская история классического мира (1991), стр. 561, 573.
- ^ Изд. HM Gwatkin, Кембриджская средневековая история, том I (1924), стр. 25
- ^ Изд. HM Gwatkin, Кембриджская средневековая история, том I (1924), стр. 25
- ^ Изд. HM Gwatkin, Кембриджская средневековая история, том I (1924), стр. 27
- ^ Изд. HM Gwatkin, Кембриджская средневековая история, том I (1924), стр. 25
- ^ Изд. Дж. Бордмана. Оксфордская история классического мира (1991), с. 808
- ^ Изд. HM Gwatkin, Кембриджская средневековая история, том I (1924), стр. 29
- ^ Изд. HM Gwatkin, Кембриджская средневековая история, том I (1924), стр. 28
Источники
[ редактировать ]- Олстон, Ричард. 1998. Аспекты римской истории. 14–117 гг. н.э. Лондон: Рутледж.
- Апарисио Перес, Антонио. 2009. «Налогообложение во времена принципата». Герион 27:1: 207–217.
- Блейкен, Йохен. 1978. Принцип и доминирование. Мысли о периодизации периода Римской империи . Висбаден: г-жа Штайн.
- Флэйг, Эгон. 2011. «Переход от республики к принципату: потеря легитимности, революция и признание». В «Римской империи в контексте: исторические и сравнительные перспективы» под редакцией Йохана Палла Арнасона и Курта А. Раафлауба. Древний мир, 67–84. Чичестер: Уайли-Блэквелл.
- Галлия, Эндрю Б. 2012. Вспоминая Римскую республику: культура, политика и история под властью принципата. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Гибсон, AGG, изд. 2013. Преемственность Юлиев-Клавдиев: реальность и восприятие модели Августа. Мнемозина. добавки; 349. Лейден: Брилл.
- Харлоу, Мэри и Лоуренс, Рэй. 2017. «Август Сенекс: старость и преобразование принципата». Греция и Рим 64.2: 115–131.
- Куссер, Рэйчел Мередит. 2005. «От завоевания к цивилизации: риторика империализма в раннем принципате». В сложном порядке: написание социальной истории древнего мира: очерки в честь Уильяма В. Харриса под редакцией Жан-Жака Обера и Жужанны Варгеи. Beiträge zur Altertumskunde; 216, 185–202. Мюнхен: Саур.
- Мелунова, Маркета. 2012. «Суды по религиозным и политическим обвинениям от принципата до доминанта». Серия археология и классика 17.2: 117–130.
- Раафлауб, Курт А., Марк Тохер и Г. В. Бауэрсок. 1990. Между республикой и империей: интерпретации Августа и его принципата. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Уильямс, Кэтрин Фрэнсис. 2009. «Германик Тацита и принципат». Латомус 68.1: 117–130.