Jump to content

Конституционные реформы Августа

Конституционные реформы Августа представляли собой серию законов, принятых римским императором Августом между 30 и 2 годами до нашей эры, которые превратили Конституцию Римской республики в Конституцию Римской империи . Эпоха, в течение которой были внесены эти изменения, началась, когда Август победил Марка Антония и Клеопатру в битве при Акциуме в 31 г. до н. э., и закончилась, когда римский сенат предоставил Августу титул « Pater Patriae » во 2 г. до н. э.

республиканская основа

[ редактировать ]

Историческая конституция

[ редактировать ]

Конституция Римской республики представляла собой в основном неписаную конституцию , которая органично развилась с момента основания республики в 509 году до нашей эры. Значительное внимание при управлении делами Рима уделялось обычаям mos maiorum («пути старейшин»). Наиболее важными институтами в республиканской системе были консулы , трибуны , губернаторы провинций и сенат .

  • Консулы . Каждый год избираются два консула (сроком на один год) в качестве руководителей республиканского правительства. Республики Консулы командовали вооруженными силами Республики , могли созывать Сенат и предлагать ему дела, могли созывать любые законодательные собрания Республики и предлагать им дела, а также руководили внешними отношениями с другими государствами. Со временем внутренние функции консулов ​​постепенно передавались другим должностным лицам ( преторы взяли на себя судебные функции, а эдилы - административные задачи), в результате чего консулы выступали в основном в качестве военных деятелей. Их империум (военная власть) поставил под свое командование всех военных губернаторов . Хотя их военная власть была ограничена внутри самого города Рима, их власть была абсолютной за его пределами. Чтобы предотвратить коррупцию на своем посту, каждый консул имел право наложить вето на своего коллегу, причем отрицательное всегда побеждало положительное. После года пребывания в должности бывшие консулы назначались Сенатом на должность губернатора ( Проконсул ) одной из провинций Республики.
  • Трибуны . Должность трибуна была основана в V веке до нашей эры как метод, с помощью которого плебеи сдерживали патриции правительство того времени, в котором доминировали . После окончания Конфликта приказов «Трибюн» представляла интересы отдельных граждан в противовес интересам государства. Ежегодно избирались десять трибунов сроком на один год, и только плебеям разрешалось занимать эту должность. Полномочия трибунов были основаны на неприкосновенности его личности, что предотвратило его арест и сделало нанесение ему телесных повреждений преступлением, караемым смертной казнью. Трибуны имели право созывать Сенат и излагать перед ним дела, созывать Плебейский совет и излагать дела перед ним, накладывать вето на действия любого республиканского магистрата или учреждения и налагать суммарное наказание на любого человека, который не признавал своего вето. . Если какой-либо судья (включая любого консула) угрожал принять меры против гражданина, гражданин мог подать апелляцию на решение магистрата в Tribune для рассмотрения. Однако полномочия «Трибуна» действовали только в пределах самого Рима.
  • Губернаторы провинций . Губернаторы были главными администраторами многих провинций Республики. В основные обязанности губернатора входил сбор налогов, рассмотрение дел и отправление правосудия, а также обеспечение безопасности в качестве военного командира. Сенат будет выбирать губернаторов, продлевая срок полномочий бывших судей , и определять их провинции по их рекомендациям. Хотя номинально губернаторы подчинялись высшей власти правящих консулов ​​и руководству Сената, на практике они были в значительной степени автономны.
  • Сенат . Сенат представлял собой орган из 300 членов (каждый избирался пожизненно), который служил главным совещательным органом Республики. Сенат принимал декреты, называемые senatus Consulta , которые представляли собой «советы» Сената магистрату или законодательному собранию по конкретному курсу действий. Хотя советы Сената не имели юридической силы, по обычаю им обычно подчинялись. Посредством своих советов Сенат руководил магистратами, особенно консулами, в ведении военных конфликтов и иностранных дел. Сенат также имел огромную власть над гражданским правительством в самом Риме. Сенат управлял финансами республики, поскольку только он мог санкционировать расходование государственных средств из казны или взимать налоги. Сенат также контролировал управление провинциями , при этом сенаторы выполняли функции губернаторов провинций по назначению Сената.

Реформы Суллы

[ редактировать ]
Римский диктатор Сулла, пытавшийся увеличить власть аристократии за счет масс.

В 82 г. до н. э. полководец Луций Корнелий Сулла двинулся на Рим и взял на себя контроль над правительством республики. Сулла был назначен Сенатом « Диктатором по написанию Конституции и законов Республики » ( dictator legibus faciendis et rei publicae constituendae causa ), чрезвычайное должностное лицо, появившееся в первые годы существования Республики. Будучи диктатором, Сулла был высшим военным и гражданским должностным лицом республики. В частности, Сенат предоставил Сулле право реорганизовать конституцию республики. В отличие от традиционной диктаторской должности, которая занимала должность шесть месяцев, срок полномочий Суллы был неограниченным.

Сулла, сам богатый аристократ, по своей природе был консерватором и реакционером. [1] Таким образом, он стремился укрепить аристократию против масс, в частности, власть Сената. [1] Сулле требовалось одобрение сената, прежде чем какой-либо законопроект мог быть представлен Плебейскому совету (который превратился в главное законодательное собрание республики). Сулла также уменьшил власть трибунов. Благодаря его реформам Плебейского совета трибуны фактически потеряли право инициировать законодательство. Затем Сулла запретил бывшим трибунам когда-либо занимать какие-либо другие должности, поэтому амбициозные люди больше не будут добиваться избрания в Трибунат, поскольку такие выборы положат конец их политической карьере. [2] Наконец, Сулла лишил трибунов права вето на решения Сената.

Затем Сулла ослабил независимость и престиж различных магистратур, увеличив число магистратов, избираемых каждый год. [1] и потребовал, чтобы всем вновь избранным квесторам автоматически предоставлялось членство в Сенате. Эти две реформы позволили Сулле увеличить размер Сената с 300 до 600 членов. от необходимости Это избавило цензора составлять список сенаторов, поскольку бывших магистратов всегда было более чем достаточно для заполнения сената. [1] Цензура была самой престижной из всех магистратур, и, уменьшив власть цензоров, эта конкретная реформа еще больше помогла снизить престиж всех магистратур. Кроме того, за счет увеличения числа магистратов престиж каждого магистрата был снижен, а вероятность препятствий внутри каждой магистратуры была максимизирована. Чтобы предотвратить препятствия, различные магистраты обращались к Сенату за советом и руководством. Это увеличило значение Сената как главного органа республиканского правительства.

Чтобы еще больше укрепить престиж и авторитет Сената, Сулла кодифицировал cursus Honorum : [2] который требовал от человека достижения определенного возраста и уровня опыта, прежде чем баллотироваться на какую-либо конкретную должность. В прошлом cursus Honorum соблюдался согласно обычаям, но никогда не был юридическим требованием. Требуя, чтобы сенаторы были более опытными, чем в прошлом, он надеялся повысить престиж и, следовательно, авторитет Сената как органа.

Сулла также хотел снизить риск того, что будущий генерал может попытаться захватить власть, как это сделал он сам. Чтобы снизить этот риск, он подтвердил требование о том, чтобы любой человек ждал десять лет, прежде чем его переизберут на любую должность. Затем Сулла установил систему, согласно которой все консулы и преторы служили в Риме в течение года своего пребывания в должности, а затем командовали провинциальной армией в качестве губернатора в течение года после того, как покинули свой пост. [2] Эти две реформы были призваны гарантировать, что ни один губернатор не сможет командовать одной и той же армией в течение длительного периода времени, чтобы свести к минимуму угрозу того, что другой генерал может попытаться двинуться на Рим.

После проведения реформ Сулла ушел с поста диктатора и ушел в частную жизнь в 79 г. до н.э., умерев в следующем году в 78 г. до н.э. Без его дальнейшего присутствия в Риме реформы Суллы вскоре были отменены. Гней Помпей Великий и Марк Лициний Красс , два бывших помощника Суллы, были избраны консулами на 70 год до нашей эры и быстро разрушили большую часть конституции Суллы. [3] В то время как Сенат продолжал оставаться основным органом республиканского правительства, а судьи подчинялись его воле, трибуны вернули себе полномочия, которые Сулла лишил своей должности.

Реформы Цезаря

[ редактировать ]
Диктатор Юлий Цезарь взял на себя контроль над римским правительством, поставив себя выше всех республиканских институтов.

Юлий Цезарь вел кампанию в Галлии с 59 по 49 годы до нашей эры, что принесло ему непревзойденную военную мощь и популярность среди жителей Рима. После завершения Галльских войн сенат приказал Цезарю сложить свое военное командование и вернуться в Рим в качестве privatus («частного гражданина»). Цезарь отказался и отметил свое неповиновение в 49 г. до н.э., переправившись через реку Рубикон во главе своей армии, покинув свою провинцию и незаконно проникнув на римскую территорию с оружием. [4] В результате произошла гражданская война , в результате которой Цезарь стал непревзойденным правителем Рима.

После поражения законного правительства республики Цезарь приступил к проведению собственных конституционных реформ. Цезарь немедленно приступил к объединению в себе различных ведомств республики. Впервые он был назначен диктатором в 49 г. до н. э., но через одиннадцать дней подал в отставку. В 48 г. до н. э. он был вновь назначен диктатором, только на этот раз на неопределенный срок, а в 46 г. до н. э. он был назначен диктатором на десять лет. [5] Наконец, в 44 г. до н. э. Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Помимо диктатуры, Цезарь занимал консульство в 48 г. до н.э., 46 г. до н.э., 45 г. до н.э. (без коллеги) и 44 г. до н.э. Удерживая одновременно диктатуру и консульство, империй Цезаря («военная власть») был высшим, и все губернаторы провинций подчинялись его воле. Обладая неоспоримой властью, Цезарь мог по своему усмотрению отстранить от должности любого гражданского магистрата или военного командира.

В 48 г. до н. э. Цезарь получил право Tribunicia Potestas («Полномочия Трибуника»). пожизненное [6] что предоставило ему все полномочия трибуна, но при этом он фактически не занимал эту должность. Его личность была признана неприкосновенной, ему было разрешено созывать Сенат и предлагать ему дела (включая наложение вето на любые его действия), ему было разрешено накладывать вето на действия любого магистрата (включая применение суммарной казни против тех, кто не подчинялся ему), и он мог созвать Плебейский совет и представить ему законопроект. Примечательно, что его обладание полномочиями трибунала без фактического занятия этой должности позволило Цезарю наложить вето на трибунов, не получив ответного вето с их стороны. Таким образом, Цезарь доминировал в Плебейском совете, не допуская избрания трибунов, которые могли бы ему противостоять. [6] По крайней мере один раз Tribune попыталась помешать ему. Трибуны-нарушители в этом случае предстали перед сенатом и были лишены своих должностей. [6] После импичмента Цезарь больше не столкнулся с сопротивлением со стороны других членов коллегии трибуников. [6]

В 46 г. до н.э. Цезарь присвоил себе титул Praefectura Morum («Префект нравственности»). Хотя сам офис был новым институтом, его полномочия были идентичны полномочиям республиканской цензуры . [6] Таким образом, он обладал полномочиями цензоров, не подвергая себя проверкам, которым подвергались обычные цензоры. Ряды Сената были сильно истощены из-за гражданской войны Цезаря, и поэтому Цезарь использовал свои цензорские полномочия, чтобы назначить множество новых сенаторов, увеличив число членов Сената до 900. [7] Все эти назначения были сделаны его собственными сторонниками, что лишило сенаторскую аристократию ее престижа и сделало Сенат все более подчиненным ему. [8]

Хотя законодательные собрания продолжали собираться, всем кандидатам на выборах требовалось его одобрение, и все законопроекты, представленные собраниям для принятия, требовали его одобрения. Это привело к тому, что собрания стали фактически бессильными и неспособными противостоять Цезарю или действовать вне его руководства. [8] Затем Цезарь увеличил число судей, избираемых каждый год, что создало большой резерв опытных судей и позволило Цезарю вознаградить своих сторонников. Это также ослабило полномочия отдельных магистратов и, следовательно, магистратур в целом. [7] Чтобы свести к минимуму риск того, что другой генерал может попытаться бросить ему вызов, Цезарь принял закон, который ограничивал срок полномочий губернаторов не более чем двумя годами. [5] Когда Цезарь начал готовиться к войне против Парфянской империи в 44 г. до н.э., он принял закон, который позволял ему назначать всех магистратов в 43 г. до н.э., а также всех консулов ​​и трибунов в 42 г. до н.э. [7] Это превратило различных судей из представителей народа в агентов Цезаря. [7]

Цезарь был убит в мартовские иды 44 г. до н.э. Мотивы заговорщиков были как личными, так и политическими. [9] Большинство заговорщиков были сенаторами, и многие были недовольны тем, что Цезарь лишил сенат большей части его власти и престижа. [9] Ходили также слухи, что Цезарь собирается провозгласить себя царем. Со смертью Цезаря различные полномочия и полномочия, которые он взял на себя, утратили силу, и многие из его конституционных реформ были отменены.

Второй Триумвират

[ редактировать ]
Две золотые монеты с лицами и надписями
Монета с лицом и надписью
Слева направо Марк Антоний , Октавиан и Лепид, изображенные на римских монетах. Легенда III vir r(ei) p(ublicae) c(onstituendae) переводится как «один из трех людей, управляющих республикой». [10]

После убийства Юлия Цезаря его приемный сын Цезарь Октавиан и бывшие генералы Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид объединились в 43 г. до н. э., чтобы победить убийц Цезаря и взять на себя власть над Республикой. [11] Триумвират («Совет из трех человек с консульскими был юридически учрежден как Triumviri Rei Publicae Constituendae Consulari Potestate полномочиями для восстановления республики») с принятием Lex Titia .

Триумвират получил право управлять Республикой в ​​течение пяти лет и, по сути, представлял собой диктатуру трех человек. Триумвиры приняли положительные принципы коллегиальности, а не отрицательные. Все три триумвира были наделены всей полнотой власти, но не обладали правом вето на других. Подобно диктатуре Цезаря, триумвирам был предоставлен империй, превосходящий всех гражданских магистратов и губернаторов провинций, подчиняющихся их воле. Их высшая военная власть позволяла триумвирам отстранять от должности любого гражданского магистрата или военного командира по своему усмотрению. Как и Цезарь до них, триумвиры обладали властью назначать всех судей и наказывать (без суда) тех, кто не подчинялся их приказам.

После битвы при Филиппах в 42 г. до н.э. триумвиры заключили соглашение о разделе территории республики между собой. Октавиан получил провинции Галлию , Испанию и Италию . Антоний получил Грецию , Азию Республики и восточные королевства-клиенты (включая Египет при царице Клеопатре VII ). Лепиду, очевидному младшему партнеру в Триумвирате, досталась провинция Африка . [12] Полномочия Триумвирата были продлены еще на пятилетний период, начиная с 37 г. до н.э. [13] [14] В 36 году до нашей эры Октавиан и Лепид начали совместную операцию против мятежника Секста Помпея , правившего Сицилией . [15] Несмотря на первоначальные неудачи, флот Секста был почти полностью уничтожен генералом Октавиана Марком Випсанием Агриппой в морском сражении при Наулохе . [16] И Лепид, и Октавиан собрали сдавшиеся войска, но Лепид почувствовал себя достаточно сильным, чтобы заявить права на Сицилию, и приказал Октавиану отступить. [16] Однако войска Лепида покинули его и перешли на сторону Октавиана, поскольку они устали от борьбы и сочли обещания Октавиана денег заманчивыми. [16] Лепид сдался Октавиану и был исключен из Триумвирата, но ему было разрешено сохранить свой пост Великого Понтифика . [16] [17] Правительство республики теперь было разделено между Октавианом на западе и Антонием на востоке. Хотя срок действия Триумвирата официально истек в конце 33 г. до н.э., оба мужчины продолжали управлять своими половинами.

Несмотря на то, что Антоний женился на Октавии , сестре Октавиана, он открыто жил в Александрии с царицей Клеопатрой египетской , даже родив от нее детей. Используя антиегипетскую пропаганду , Октавиан настроил общественное мнение против своего коллеги. Октавиан незаконно получил завещание Антония в июле 32 г. до н.э. и представил его римской общественности: оно обещало значительное наследство детям Антония от Клеопатры и оставило инструкции по отправке его тела в Александрию для захоронения. Рим был возмущен, и Сенат объявил войну Клеопатре, что было важным отличием, поскольку Октавиан не хотел, чтобы римский народ считал это гражданской войной. Войска Октавиана решительно разгромили силы Антония и Клеопатры в битве при Акциуме в Греции в сентябре 31 г. до н.э., преследуя их в Египет в 30 г. до н.э. И Антоний, и Клеопатра покончили жизнь самоубийством в Александрии, а Октавиан лично взял под свой контроль Египет и Александрию.

Полное поражение Антония и маргинализация Лепида позволили Октавиану стать единоличным властителем римского мира.

Превращение в Империю

[ редактировать ]

Первое поселение

[ редактировать ]
Clupeus uirtutis или почетный щит, подаренный Цезарю Августу Сенатом, очевидно, вместе с именем «Август» и правом вывешивать дубовый венок над его дверью. [18]

Избегая открытого антиэлитизма, проявленного Юлием Цезарем и Марком Антонием, Август изменил политическую систему в этом поселении, сделав ее приемлемой для сенаторских классов Рима.

В 28 г. до н.э. Август аннулировал чрезвычайные полномочия эпохи гражданской войны и в следующем году объявил, что возвращает все свои полномочия и провинции Сенату и римскому народу. После возмущения сената по поводу этой перспективы Август, симулируя сопротивление, принял на себя десятилетнюю ответственность за «беспорядочные провинции». В результате Август сохранил свою империю над провинциями, где дислоцировалось подавляющее большинство римской армии.

Вторая часть мирового соглашения включала изменение титула. Во-первых, он станет принцепсом . Этот титул, грубо переводится как «первый по порядку», традиционно означал лидера Сената и гарантировал право первым выступать на заседаниях. Это название придавало правдоподобие его заявлению о том, что он является реставратором республиканских институтов, разрушенных во время гражданских войн, и, как отмечает оксфордский историк Крейг Уолш в своей основополагающей работе «Классика в комнате 39» : « Принцепс был во многом той же идеей, что и латинский Primus Inter pares («Первый среди равных»). [19]

По предложению Л. Мунатия Планка ему был также присвоен почетный когномен Август , что сделало его полное имя Император Цезарь диви Филий Август . Император подчеркивал военную мощь и победу, подчеркивая свою роль главнокомандующего. Divi filius , что переводится как « сын божественного», показал, что, хотя у него самого не было «комплекса бога» и он не был самодержцем, он находился на плечах богов, повышая свою легитимность. [ нужна ссылка ] Цезарь установил связь с обожествленным Юлием , показывая, откуда он получил свою власть. Это понравилось бы городской бедноте Рима. Наконец, Август был образцом религиозного авторитета. Означая «прославленный» или «величественный», оно ассоциировало правителя с римскими традициями, давало ему внеконституционный статус, служило разграничением от «террористического правления Октавиана» и не слишком наводило на мысль об автократии, как Рекс .

Первое урегулирование поставило его в идеальное политическое положение. Как резюмирует Res Gestae :

«После этого времени я превзошел всех во влиянии [ auctoritas ], хотя официальной власти у меня было не больше, чем у других» [20]

Второе поселение

[ редактировать ]
Портрет Августа как великого понтифика на скульптуре Via Labicana Augustus , римском произведении искусства конца периода Августа, последнего десятилетия I века до нашей эры.

О втором поселении было объявлено в 23 г. до н.э. из-за ухудшения здоровья Августа. Понимая, что его занятие консульством ограничивало его полномочия покровительства и, возможно, вызвало недовольство среди восходящих политических звезд Рима (он сохранял влиятельную руководящую позицию в течение последних десяти лет), Август полностью отказался от должности консула. Однако, что касается власти, полученная им компенсация была более чем адекватной:

  • Хотя он и не был буквально консулом, он сохранял за собой право на место на консульской трибуне перед Курией.
  • Ему был предоставлен ius primae Relationsis — право выступать первым на заседании Сената.
  • Ему было гарантировано право созвать заседание Сената, что стало полезным инструментом для выработки политики и поддержания иллюзии res publica .

Вместо того, чтобы полагаться на полномочия консульства, от которых он отказался, он вместо этого полагался на tribunicia potestas , или власть трибуна, которая позволяла ему:

  1. предлагать законы Сенату, когда захочет.
  2. наложить вето на любые законы, которые он хотел.
  3. предоставить амнистию любому гражданину, обвиняемому в совершении преступления. [21]

Фактически давая Августу законодательное превосходство, честь трибунской власти имела народный оттенок, возвращаясь к традициям республики, и, таким образом, не была оскорбительной для аристократии. Август был не только главой Сената , но и хранителем свободы и благополучия римского народа.

За пределами Рима Август получил своего рода больший проконсульский империй. [21] Наряду с управлением своими провинциями и армиями, эта должность означала, что он мог эффективно игнорировать приказы любого другого губернатора провинции Римской империи, что, как указывали Киренские эдикты [22] указать, что он был вполне готов это сделать.

Обычно в республиканские времена полномочия, которыми обладал Август, даже после Второго урегулирования, были бы разделены между несколькими людьми, каждый из которых осуществлял бы их с помощью коллеги и в течение определенного периода времени. Август держал их все одновременно и без ограничений по времени; даже те, которые номинально имели ограничения по срокам, автоматически продлевались по истечении их срока. [23]

Дополнительные полномочия

[ редактировать ]

Эти реформы также означали, что каждая последующая римская военная победа после этого времени отдавалась Августу, поскольку большинство римских армий размещалось в имперских провинциях, которыми командовал Август через легатов , которые были заместителями принцепса в провинциях. Более того, если битва велась в сенаторской провинции Августа , проконсульский империй майус позволял ему взять на себя командование (или заслужить признание) за любую крупную военную победу. Это означало, что Август был единственным человеком, способным получить триумф , традиция, которая началась с Ромула, первого короля Рима и первого генерала-триумфатора. Луций Корнелий Бальб был последним человеком за пределами семьи Августа, получившим эту награду в 19 г. до н.э. [24] Тиберий, старший пасынок Августа от Ливии, был единственным полководцем, получившим триумф за победы в Германии в 7 г. до н.э. [25]

В 19 г. до н. э. Сенат предоставил Августу форму генерального консульского империя , которая, вероятно, была mperium consulare maius , подобно проконсульским полномочиям, которые он получил в 23 г. до н. э. Как и его полномочия трибуна, консульские полномочия были еще одним примером получения власти от должностей, которых он фактически не занимал. [26] Кроме того, Августу было разрешено носить консульские знаки публично и перед сенатом. [27] а также сидеть на символическом кресле между двумя консулами и держать фасции , эмблему консульской власти. [26]

6 марта 12 г. до н.э., после смерти Лепида , он дополнительно занял должность pontifex maximus , первосвященника Коллегии понтификов , самую важную должность в римской религии. [а] [б] 5 февраля 2 г. до н.э. Августу также был присвоен титул pater patriae , или «отец страны». [32] [33]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дата указана в календарях с надписями. [28] [29]
  2. Дион сообщает об этом в 13 г. до н.э., вероятно, это год смерти Лепида. [30] [31]
  1. ^ Jump up to: а б с д Эбботт (1901) , с. 104.
  2. ^ Jump up to: а б с Эбботт (1901) , с. 105.
  3. ^ Эбботт (1901) , с. 109.
  4. ^ Кеппи (1998) , с. 102.
  5. ^ Jump up to: а б Эбботт (1901) , с. 136.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Эбботт (1901) , с. 135.
  7. ^ Jump up to: а б с д Эбботт (1901) , с. 137.
  8. ^ Jump up to: а б Эбботт (1901) , с. 138.
  9. ^ Jump up to: а б Эбботт (1901) , с. 133.
  10. ^ Сир, Дэвид Р. «Распространенные легенды на римских монетах» . Портер-Ранч, Калифорния: Дэвид Р. Сир . Проверено 3 ноября 2021 г.
  11. ^ Эк (2003) , с. 15.
  12. ^ Эк (2003) , с. 18.
  13. ^ Скаллард (1982) , с. 163.
  14. ^ Эк (2003) , с. 24.
  15. ^ Эк (2003) , стр. 15–16.
  16. ^ Jump up to: а б с д Эк (2003) , с. 26.
  17. ^ Скаллард (1982) , с. 164.
  18. Во всяком случае, Август упоминает эти три награды вместе в Res Gestae 6:34 .
  19. ^ Крейг Уолш, Классика в комнате 39 , необходим номер страницы.
  20. ^ Рес Геста , 34.
  21. ^ Jump up to: а б Тейлор, Томас Маррис (1899). Конституционная история Рима . Лондон: Methuen & Co., стр. 410–417.
  22. ^ Август (2008). Клайд Фарр (ред.). «Указы Августа и декрет Сената о судебном процессе в Кирене, 64 г. до н.э.» Проект «Авалон » . Перевод Аллана Честера Джонсона; Пол Робинсон Коулман-Нортон; Фрэнк Кард Борн . Проверено 8 февраля 2016 г.
  23. ^ Древний Рим в Британской энциклопедии
  24. ^ Эк (2003) , с. 61.
  25. ^ Эк (2003) , с. 117.
  26. ^ Jump up to: а б Грюн (2005) , с. 43.
  27. ^ Эк (2003) , с. 60.
  28. ^ Бауэрсок (1990) , с. 380.
  29. ^ см. также Август, Res Gestae 10.2.
  30. ^ Бауэрсок (1990) , с. 383.
  31. ^ Эдер (2005) , с. 28.
  32. ^ Маккей (2004) , с. 186.
  33. ^ Эк (2003) , с. 129.
  • Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классика. ISBN  0-543-92749-0 .
  • Бауэрсок, GW (1990). «Понтификат Августа». В Раафлаубе, Курт А .; Тохер, Марк (ред.). Между республикой и империей: интерпретации Августа и его принципата . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 380–394. ISBN  978-0-520-08447-6 .
  • Эк, Вернер (2003). Эпоха Августа . Уайли-Блэквелл. ISBN  978-0-631-22957-5 .
  • Эдер, Уолтер (2005), «Август и сила традиций», Галинский, Карл (редактор), «Кембриджский спутник эпохи Августа» , «Кембриджские спутники древнего мира», том. 13, Кембридж, Массачусетс; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-80796-8
  • Грюн, Эрих С. ​​(2005). «Август и создание принципата». В Галинский, Карл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Августа . Кембриджские спутники древнего мира. Том. 33. Кембридж, Массачусетс; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521807968 .
  • Кеппи, Лоуренс (1998). Становление римской армии: от республики к империи . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3014-9 .
  • Маккей, Кристофер С. (2004). Древний Рим: Военная и политическая история . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-80918-4 .
  • Скаллард, Х.Х. (1982) [1959]. От Гракхов до Нерона: История Рима с 133 г. до н.э. по 68 г. н.э. (5-е изд.). Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-415-02527-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de66878a46c2f9672855dd409b125f86__1709299620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/86/de66878a46c2f9672855dd409b125f86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitutional reforms of Augustus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)