Исполнительные магистраты Римской республики
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Исполнительные магистраты Римской республики были должностными лицами древней Римской республики (ок. 510 г. до н. э. — 44 г. до н. э.), избираемыми народом Рима . Рядовые магистраты ( magistratus ) делились на несколько рангов в соответствии с их ролью и властью, которой они обладали: цензоры , консулы (выполнявшие функции обычного главы государства), преторы , курульные эдилы и, наконец, квестор . Любой мировой судья мог воспрепятствовать ( наложить вето ) действие, предпринимаемое мировым судьей с равным или меньшим уровнем магистратских полномочий. По определению, плебейские трибуны и плебейские эдилы технически не были магистратами, поскольку избирались только плебеями , но ни один обычный магистрат не мог наложить вето ни на одно из их действий. Диктатор был чрезвычайным судьей, обычно избираемым в чрезвычайных ситуациях (обычно военных) на короткий период. В этот период власть диктатора над римским правительством была абсолютной, поскольку оно не контролировалось никакими учреждениями или магистратами.
Звания
[ редактировать ]Магистраты magistratus ( ( ) избирались римским народом , состоявшим из плебеев (простолюдинов) и патрициев аристократов). Каждый магистрат был наделен определенной степенью власти, называемой «высшими полномочиями» или maior potestas . [1] Диктаторы имели больше «высших полномочий», чем любой другой судья, и, таким образом, они превосходили всех других судей; но изначально предназначались только как временный инструмент на случай чрезвычайного положения. После этого в порядке убывания шли цензор (который, будучи рядовым магистратом самого высокого ранга в силу своего престижа, обладал небольшой реальной властью), консул , претор , курульный эдил и квестор . Любой мировой судья мог препятствовать ( вето ) действию, предпринимаемому мировым судьей, обладающим равными или более низкими полномочиями. Если это препятствие возникало между двумя магистратами равного ранга, например двумя преторами, то оно называлось par potestas (отрицание полномочий). [2] Чтобы предотвратить это, магистраты использовали принцип изменения, распределяли обязанности по жребию или старшинству или давали определенным магистратам контроль над определенными функциями. [3] Если такое препятствование возникало против магистрата более низкого ранга, то оно называлось intercessio . [2] где мировой судья буквально вставил свой более высокий ранг, чтобы помешать магистрату более низкого ранга. По определению, плебейские трибуны и плебейские эдилы технически не были магистратами. [4] поскольку их избирали только плебеи . [1] Таким образом, ни один обычный судья не мог наложить вето на любое их действие.
Полномочия
[ редактировать ]Только римские граждане (как плебеи, так и патриции) имели право наделять магистратскими полномочиями ( potestas ) любого отдельного магистрата. [5] Самой важной властью был империй , который принадлежал консулам (главным магистратам) и преторам (второму по рангу рядовому магистрату). В узком смысле империум просто давал магистрату право командовать вооруженными силами. Однако в более широком смысле империум давал магистрату конституционные полномочия отдавать приказы (военные, дипломатические, гражданские или иные). Империум магистрата находился на пике своего развития, пока магистрат находился за границей. Однако пока магистрат находился в самом городе Риме, ему пришлось полностью отказаться от своего империя, чтобы свобода ( libertas ) была максимальной. [6] Магистраты с империумом сидели в курульном кресле , и их сопровождали ликторы (телохранители), которые несли топоры, называемые фасциями , которые символизировали власть государства наказывать и казнить. [7] Только магистрат с империей мог носить тогу с каймой или быть удостоенным триумфа . [8]

Все магистраты имели право принуждения ( coercitio ), которое использовалось магистратами для поддержания общественного порядка . [9] У магистрата было много способов обеспечить соблюдение этой власти. Примеры включают порку , тюремное заключение, штрафы, обязательные клятвы и присяги, порабощение, изгнание, а иногда даже разрушение дома человека. [10] Находясь в Риме, все граждане имели абсолютную защиту от принуждения. Эта защита называлась « Провокация » (см. ниже), которая позволяла любому гражданину обжаловать любое наказание. Однако власть принуждения за пределами Рима была абсолютной. Магистраты также имели право и обязанность искать предзнаменования от Богов ( ауспиции ), которые можно было использовать для препятствования политическим противникам. Заявляя, что он стал свидетелем предзнаменования, судья мог оправдать решение прекратить заседание законодательного собрания или сената или решение наложить вето на коллегу. Хотя магистраты имели доступ к пророческим документам, Сивиллинским книгам , они редко советовались с этими книгами, да и то, только увидев предзнаменование. [11] Все старшие магистраты (консулы, преторы, цензоры и плебейские трибуны) были обязаны активно искать предзнаменования ( auspicia impetrativa ); простого навязывания им предзнаменований ( auspicia oblativa ) обычно было недостаточно. [11] Предзнаменования можно было обнаружить, наблюдая за небом, изучая полет птиц или изучая внутренности принесенных в жертву животных. Когда магистрат считал, что стал свидетелем такого предзнаменования, он обычно просил священника ( авгура ) истолковать это предзнаменование. Мировой судья должен был искать предзнаменования, председательствуя на заседании законодательного или сенатского собрания, а также при подготовке к войне. [11]
Одной из проверок власти магистрата была коллегиальность ( collega ), которая требовала, чтобы каждую магистратскую должность одновременно занимали как минимум два человека. Например, два консула всегда служили вместе. [12] Проверкой власти магистрата принуждения была провокация , которая была ранней формой надлежащей правовой процедуры ( хабеас корпус ). Любой римский гражданин имел абсолютное право обжаловать любое решение магистрата перед плебейским трибуном. В этом случае гражданин кричал «провокация к народу», что требовало от магистрата дождаться вмешательства трибуна и вынесения решения. [13] Иногда дело передавалось на рассмотрение Коллегии трибунов, а иногда – на рассмотрение Плебейского совета (народного собрания). Поскольку ни один трибун не мог сохранить свою власть за пределами Рима, власть принуждения здесь была абсолютной. Дополнительной проверкой власти магистрата была проверка Провинции , которая требовала разделения обязанностей. [14]
По истечении годового срока полномочий магистрата ему приходилось ждать десять лет, прежде чем снова занять эту должность. Поскольку это действительно создавало проблемы для некоторых магистратов (в частности, консулов и преторов), у этих магистратов иногда «приостанавливался» их империй ( prorogare ), что позволяло им сохранять полномочия должности промагистрата . В результате частные лица получили консульский и преторианский империй, фактически не занимая ни одной из должностей. Часто они использовали эту власть в качестве губернаторов провинций. [15]
Обычные судьи
[ редактировать ]Консул Римской республики был рядовым магистратом высшего ранга. [6] Два консула избирались на годовой срок (с января по декабрь) собранием римских граждан — Центуриатным собранием . [6] предоставило им имперские После того, как они были избраны, собрание полномочия. Если консул умирал до истечения срока его полномочий, другой консул ( consul suffectus ). на завершение первоначального консульского срока избирался [7] В течение года один консул превосходил по рангу другого консула. Этот рейтинг менялся каждый месяц между двумя консулами. [7] [16] По окончании срока полномочий консула он до конца своего пребывания в сенате носил почетный титул консула , и ему пришлось ждать десять лет, прежде чем баллотироваться на переизбрание на консульство. [17] Консулы обладали высшей властью как в гражданских, так и в военных вопросах, что отчасти объяснялось тем, что они обладали высшим обычным уровнем империумных (командных) полномочий. Находясь в городе Риме, консул был главой римского правительства. Хотя компоненты государственного управления были делегированы другим магистратам, управление правительством находилось в высшей власти консула. Консулы председательствовали в римском сенате и римских собраниях и несли максимальную ответственность за обеспечение соблюдения политики и законов, принятых обоими учреждениями. [18] Консул был главным дипломатом, вел дела с иностранными государствами и способствовал взаимодействию между иностранными послами и сенатом. По приказу сената консул отвечал за формирование армии и командование ею. [18] Хотя консулы обладали высшей военной властью, римский сенат должен был предоставлять им финансовые ресурсы, пока они командовали своими армиями. [19] Находясь за границей, консул имел абсолютную власть над своими солдатами и над любой римской провинцией. [18]
Преторы и управляли гражданским правом командовали провинциальными армиями. [20] и, в конце концов, начал выступать в качестве главных судей судов. Преторы обычно баллотировались вместе с консулами перед собранием солдат, Центуриатным собранием. После того, как они были избраны, собрание предоставило им имперские полномочия. В отсутствие как старшего, так и младшего консула в городе Римом управлял городской претор и председательствовал в римском сенате и римских собраниях . [20] Другие преторы имели обязанности, связанные с иностранными делами, и часто выступали в качестве губернаторов провинций. [21] Поскольку преторы обладали имперской властью, они могли командовать армией. [22]

Каждые пять лет два цензора избирались сроком на восемнадцать месяцев. Поскольку цензура была самой престижной из всех должностей, на нее обычно избирались только бывшие консулы. [23] Цензоры избирались собранием римских солдат, Центуриатным собранием, обычно после того, как новые консулы и преторы на этот год начинали свой срок. После избрания цензоров Центуриатное собрание предоставило новым цензорам цензурные полномочия. [24] Цензоры не обладали имперскими полномочиями, и их не сопровождали ликторы . Кроме того, они не имели права созывать римский сенат или римские собрания. Технически они превосходили всех остальных обычных магистратов (включая консулов и преторов). Однако этот рейтинг был обусловлен исключительно их престижем, а не какой-либо реальной властью, которой они обладали. Поскольку этой должностью можно было легко злоупотребить (из-за ее власти над каждым обычным гражданином), на эту должность избирались только бывшие консулы (обычно консулы-патриции). Именно это придало офису престиж. На их действия не мог наложить вето никакой судья, кроме плебейского трибуна или коллеги-цензора. [23] Ни один другой обычный судья не мог наложить вето на цензора, потому что ни один обычный судья технически не превосходил цензора. Трибуны, в силу своей неприкосновенности как представители народа, могли наложить вето на что угодно и кого угодно. Цензорам обычно не приходилось действовать в унисон, но если цензор хотел понизить статус гражданина при переписи, он должен был действовать в унисон со своим коллегой. [16]
Цензоры могли зачислять граждан в сенат или исключать их из сената. [25] Цензор имел возможность оштрафовать гражданина или продать его имущество. [25] что часто было наказанием за уклонение от переписи или за поддельную регистрацию. Другими действиями, которые могли повлечь за собой цензурное наказание, были плохая обработка земли , трусость или неповиновение в армии, неисполнение гражданских обязанностей, коррупция или долги. Цензор мог перевести гражданина в другое племя (гражданскую единицу деления) или поставить в реестре карательную отметку ( ноту ) рядом с именем человека. Позже закон (один из Leges Clodiae или «Клодианских законов») позволил гражданину обжаловать цензурную ноту . [26] После завершения переписи церемонию очищения ( люструм цензор проводил ), которая обычно включала в себя молитвы в течение следующих пяти лет. Это была религиозная церемония, служившая подтверждением переписи и проводившаяся перед Собранием центуриатов. [27] У цензоров также было несколько других обязанностей, включая управление государственными контрактами и оплату труда лиц, выполняющих работу по контракту для государства. Любое действие цензора, приводившее к расходованию государственных денег , требовало одобрения сената. [18]
Эдилы были офицерами, избранными для ведения внутренних дел в Риме и часто помогали высшим магистратам. [28] Эта должность не входила в Cursus Honorum и, следовательно, не ознаменовала начало политической карьеры. Ежегодно два курульных эдилов и два плебейских эдилов избирались . Племенное собрание под председательством высшего магистрата (консула или претора) избирало двух курульных эдилов. Хотя у них была курульная кафедра, у них не было ликторов, и поэтому они не имели права принуждения. [29] Плебейский совет (главное народное собрание) под председательством плебейского трибуна избрал двух плебейских эдилов. Эдилы имели широкие полномочия по повседневным делам внутри города Рима и по поддержанию общественного порядка. Они имели власть над публичными играми и представлениями, а также над рынками. [28] Они также имели право ремонтировать и сохранять храмы, канализацию и акведуки, вести общественный учет и издавать указы. [30] Любое расходование государственных средств курульным или плебейским эдилом должно было быть санкционировано сенатом.
Должность квестора считалась самой низкой из всех крупных политических должностей. [28] Квесторы избирались племенным собранием. [28] и распределение их обязанностей решалось по жребию. Магистраты часто сами выбирали, какой квестор будет сопровождать их за границу. [31] и эти квесторы часто выполняли функции личных секретарей. [28] отвечает за распределение денег, включая зарплату армии. Городские квесторы имели несколько важных обязанностей, таких как управление государственной казной ( аэрарий Сатурни ). [20] где они контролировали все предметы, поступающие в сокровищницу и выходящие из нее. Кроме того, они часто публично говорили об остатках, имеющихся в казне. [32] Квесторы могли выпускать государственные деньги для определенной цели только в том случае, если они были уполномочены на это сенатом. [18] Квесторам помогали писцы , которые вели фактический учет казны. [32] Сокровищница была хранилищем документов, а также денег. Тексты принятых статутов и декретов римского сената хранились в казне под надзором квесторов.
Плебейские магистраты
[ редактировать ]Поскольку плебейские трибуны и плебейские эдилы избирались плебеями ( простолюдинами) в Плебейском совете , а не всем народом Рима (плебеями и аристократическим классом патрициев ), технически они не были магистратами. Хотя термин «плебейский магистрат» ( magistratus plebeii ) использовался как приближение, технически это противоречие. [33] Плебейский эдил выполнял функции помощника трибуна и часто выполнял те же обязанности, что и курульные эдилы (обсуждаемые выше). Однако со временем различия между плебейскими эдилами и курульными эдилами исчезли.

Поскольку трибуны считались олицетворением плебеев, они были неприкосновенны . [34] Их священность подкреплялась взятым на себя плебеями обещанием убить любого человека, который причинил вред трибуну или помешал ему во время его пребывания в должности. Все полномочия трибуна проистекают из его священности. Одним из очевидных последствий этой священности был тот факт, что считалось тяжким преступлением . причинение вреда трибуну, игнорирование его вето или вмешательство в дела трибуна [34] Неприкосновенность трибуна (и, следовательно, все его законные полномочия) действовала только до тех пор, пока этот трибун находился в пределах города Рима. Если трибун находился за границей, плебеи в Риме не могли выполнить свою клятву убить любого человека, который причинил вред трибуну или помешал ему. Поскольку трибуны технически не были магистратами, они не имели арбитрских полномочий («высшие полномочия» или maior potestas ) и, таким образом, не могли полагаться на такие полномочия для наложения вето. Вместо этого они полагались на неприкосновенность своей личности, чтобы воспрепятствовать этому. Если магистрат, собрание или сенат не подчинялись приказам трибуна, трибун мог «вмешаться в неприкосновенность своей личности» ( intercessio ), чтобы физически остановить это конкретное действие. Любое сопротивление трибуну было равносильно нарушению его неприкосновенности и, таким образом, считалось преступлением, караемым смертной казнью. Отсутствие у них судейских полномочий делало их независимыми от всех других судей, а это также означало, что ни один судья не мог наложить вето на трибуна. [18]
Трибуны могли использовать свою неприкосновенность, чтобы приказать применить смертную казнь к любому человеку, который вмешивался в их обязанности. [34] Трибуны также могли использовать свою неприкосновенность в качестве защиты при физическом обращении с человеком, например, при аресте кого-либо. [35] В нескольких редких случаях (например, во время трибуната Тиберия Гракха ) трибун мог использовать форму тотального препятствия, которое могло включать широкое вето на все правительственные функции. [36] Хотя трибун мог наложить вето на любой акт сената, собраний или магистратов, он мог наложить вето только на акт, а не на фактическую меру. Поэтому он должен был физически присутствовать при совершении действия. Как только этой трибуны больше не было, акт мог быть завершен, как если бы вето никогда не было. [37]
Трибуны, единственные истинные представители народа, имели полномочия обеспечивать соблюдение права Provocatio , которое было теоретической гарантией надлежащей правовой процедуры и предшественником нашего собственного habeas corpus . Если магистрат угрожал принять меры против гражданина, этот гражданин мог крикнуть « провокационное объявление », что обжаловало бы решение магистрата на трибуне. [38] Трибун должен был оценить ситуацию и дать мировому судье свое одобрение, прежде чем судья сможет совершить действие. Иногда трибун передал дело на рассмотрение Коллегии трибунов или Плебейского совета. Любое действие, предпринятое несмотря на уважительную провокацию, было на первый взгляд незаконным. [39]
Чрезвычайные магистраты
[ редактировать ]В чрезвычайных ситуациях (военных или других) римский диктатор ( magister populi или «Хозяин нации») назначался сроком на шесть месяцев. [40] [41] Власть диктатора над римским правительством была абсолютной, поскольку оно не контролировалось никакими учреждениями или магистратами. В то время как консул Цицерон и современный историк Ливий упоминают о военном использовании диктатуры, другие, такие как современный историк Дионисий Галикарнасский , упоминают ее использование в целях поддержания порядка во времена плебейских волнений. [41] Для назначения диктатора римский сенат должен был принять декрет ( senatus Consultum ), разрешающий римскому консулу назначать диктатора, который затем немедленно вступал в должность. Часто диктатор уходил со своего поста, как только решался вопрос, вызвавший его назначение. [40] Обычные магистраты (например, консулы и преторы) сохранили свои должности, но утратили независимость и стали агентами диктатора. Если они не подчинятся диктатору, их могут вынудить покинуть свой пост. Хотя диктатор мог игнорировать право Provocatio , это право, а также независимость плебейского трибуна теоретически все еще существовали во время правления диктатора. [42] Власть диктатора была эквивалентна власти двух консулов, осуществляемой совместно, без каких-либо ограничений их власти со стороны какого-либо другого органа власти. Таким образом, диктаторские назначения были равносильны шестимесячной реставрации монархии, при этом диктатор занял место старого римского короля . Вот почему, например, каждого консула сопровождали двенадцать ликторов снаружи померия или шесть внутри, тогда как диктатора (как и римского короля до него) сопровождали двадцать четыре ликтора снаружи померия или двенадцать внутри.
Каждый диктатор назначал магистра конницы ( magister equitum или Master of the Knights ) в качестве своего старшего лейтенанта . [43] Хозяин конницы имел конституционную командную власть ( империум ), эквивалентную претору , и часто, когда они санкционировали назначение диктатора, сенат указывал, кто должен быть шталмейстером. Во многих отношениях он действовал скорее как параллельный магистрат (например, нижестоящий соконсул), чем как прямой подчиненный. [44] Всякий раз, когда заканчивался срок полномочий диктатора, заканчивался и срок его начальника конюшни. [43] Часто диктатор действовал в основном как хозяин пехоты (и, следовательно, легионов ) , тогда как Мастер конницы (как следует из названия) действовал как хозяин кавалерии. [43] Диктатор, хотя и не избирался народом, формально был мировым судьей, поскольку его кандидатуру назначал избранный консул. Магистр конюшни формально также был мировым судьей, поскольку его кандидатуру назначал диктатор. [1] Таким образом, оба этих магистрата назывались «чрезвычайными магистратами».
Последний рядовой диктатор был назначен в 202 г. до н. э. После 202 г. до н. э. чрезвычайные ситуации решались посредством принятия senatus Consultum ultimum («окончательного декрета сената»), который приостановил гражданское правительство и объявил нечто похожее на военное положение . [45] Он объявил « videant consules ne quid res publica detrimenti capiat » («пусть консулы следят за тем, чтобы государству не причинялся вред»), что, по сути, наделяло консулов диктаторскими полномочиями. Причин такого изменения было несколько. Вплоть до 202 г. до н.э. диктаторов часто назначали для борьбы с плебейскими волнениями. В 217 г. до н.э. был принят закон, который давал народным собраниям право назначать диктаторов. Это, по сути, устранило монополию аристократии на эту власть. Кроме того, был принят ряд законов, которые дополнительно ограничивали власть диктатора. [45]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эбботт, с. 151
- ^ Jump up to: а б Эбботт, с. 154
- ^ Эбботт, с. 155
- ^ Эбботт, с. 196
- ^ Линтотт, с. 95
- ^ Jump up to: а б с Берд, с. 20
- ^ Jump up to: а б с Берд, с. 21
- ^ Линтотт, с. 96
- ^ Линтотт, с. 97
- ^ Линтотт, с. 99
- ^ Jump up to: а б с Линтотт, стр. 102-104
- ^ Линтотт, с. 101
- ^ Линтотт, с. 94
- ^ Линтотт, стр. 101-102
- ^ Линтотт, с. 113
- ^ Jump up to: а б Линтотт, с. 100
- ^ Берд, с. 110
- ^ Jump up to: а б с д и ж Берд, с. 179
- ^ Линтотт, с. 21
- ^ Jump up to: а б с Берд, с. 32
- ^ Линтотт, стр. 107-109
- ^ Линтотт, с. 109
- ^ Jump up to: а б Линтотт, с. 116
- ^ Линтотт, с. 120
- ^ Jump up to: а б Берд, с. 26
- ^ Линтотт, стр. 118-120
- ^ Линтотт, с. 119
- ^ Jump up to: а б с д и Берд, с. 31
- ^ Линтотт, с. 130
- ^ Линтотт, стр. 129-131
- ^ Линтотт, с. 136
- ^ Jump up to: а б Линтотт, с. 133
- ^ Эбботт, с. 152
- ^ Jump up to: а б с Берд, с. 23
- ^ Линтотт, с. 123
- ^ Линтотт, с. 125
- ^ Эбботт, с. 198
- ^ Цицерон, с. 235
- ^ Цицерон, с. 236
- ^ Jump up to: а б Берд, с. 24
- ^ Jump up to: а б Линтотт, с. 110
- ^ Линтотт, с. 111
- ^ Jump up to: а б с Берд, с. 42
- ^ Линтотт, с. 112
- ^ Jump up to: а б Эбботт, с. 240
Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (2011) [1901]. История и описание римских политических институтов (изд. 1901 г.). Элиброн Классика. ISBN 978-0-543-92749-1 . .
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Типография правительства США, документ Сената 103-23. ISBN 0-16-058996-7 .
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах». Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах . Том. 1. перевод Фрэнсиса Бархема. Эсквайр. Лондон: Эдмунд Спеттиг.
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926108-3 . OCLC 179708792 .
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08125-Х . ОСЛК 23708165 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бротон, Т. Роберт С., Магистраты Римской республики , тт. I (509–100 до н.э.), II (99–31 до н.э.) и Приложение (Американская филологическая ассоциация, Нью-Йорк, 1951, 1952 и 1960 годы соответственно). В этом важном труде перечислены магистраты на каждый год и цитируются древние авторы, у которых они упоминаются.
- Древняя история Кембриджа , вторая серия (1970–2005), тома 8–13 (издательство Кембриджского университета).
- Кэмерон, А. Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- Кроуфорд, М. Римская республика (Fontana Press, 1978).
- Грюн, ES «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
- Ине, Вильгельм (1853). Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг.
- Джонстон, Гарольд Уэтстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарем и указателем . Скотт, Форесман и компания. 1891 г.
- Миллар, Ф. Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871–1888 гг.
- Полибий (1823 г.) [ок. 150]. Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Том. 2. перевод Джеймса Хэмптона (5-е изд.). Оксфорд: В. Бакстер.
- Тайге, Амвросий (1886). Развитие римской конституции . Д. Apple & Co.
- Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.