Брак в Древнем Риме
Брак в Древнем Риме ( conubium ) был основным институтом общества и использовался римлянами прежде всего как инструмент межсемейных союзов . Институт римского брака представлял собой практику супружеской моногамии : римские граждане могли иметь в браке только одного супруга одновременно, но им разрешалось развестись и вступить в повторный брак. Эта форма предписывающего моногамного брака, сосуществовавшая с мужской ресурсной полигинией. [а] возникло из относительного эгалитаризма демократических В греко-римской цивилизации, возможно , и республиканских городов-государств. Раннее христианство приняло этот идеал моногамного брака, добавив свое собственное учение о сексуальной моногамии , распространило его по всему миру и стало важным элементом во многих более поздних западных культурах .
Римский брак имел прецеденты в мифах . Похищение сабинянок может отражать архаичный обычай похищения невест . соседи Рима Сабинские отвергли предложения о смешанных браках ( conubium ) Ромула и его группы иммигрантов-мужчин . По словам Ливия , Ромул и его люди похитили сабинских девушек, но пообещали им почетный брак, в котором они будут пользоваться преимуществами собственности, гражданства и детей .
Браки помогали семьям строить экономические и политические связи и союзы. Matrimonium , корень английского слова «супружество» , определял роль жен как матерей ( matres ), которые произведут на свет законных детей , как возможных наследников имущества своих родителей. Самая древняя форма брака, традиционно предназначенная для социального класса патрициев , требовала права мужа распоряжаться своей женой и ее имуществом. В дальнейшем невеста сохраняла контроль над своим приданым; ресурсы обеих сторон образовывали наследственное имущество.
В республиканскую эпоху брак, развод и супружеская измена рассматривались соответствующими семьями. Падение уровня браков и рождаемости в Поздней республике и ранней Империи привело к государственному вмешательству. Прелюбодеяние было объявлено преступлением, за которое гражданки могли быть наказаны разводом, штрафами и понижением в социальном статусе; сексуальная активность мужчины считалась прелюбодеянием только в том случае, если она совершалась с замужней гражданкой-женщиной. Семьям также предлагались финансовые стимулы, чтобы иметь как можно больше детей. Оба вмешательства имели минимальный эффект.
Соглашения римского брака
[ редактировать ]Брак ( conubium ) был одним из фундаментальных институтов римского общества, поскольку объединял не только двух людей, но и две семьи. Римляне считали брак партнерством, основной целью которого было иметь законных потомков, которым имущество, статус и семейные качества могли передаваться из поколения в поколение. [3]
Институт брака в Древнем Риме представлял собой строго супружескую моногамию : согласно римскому праву римский гражданин , будь то мужчина или женщина, мог одновременно состоять в браке только с одним супругом, но ему разрешалось развестись и вступить в повторный брак. [4] [5] [6] Практика супружеской моногамии , которая сосуществовала с полигинией мужского ресурса, отличала греков и римлян от древних цивилизаций, в которых элитные мужчины обычно имели несколько жен в институте брака. [7] Вальтер Шайдель что греко-римская моногамия в браке могла возникнуть из-за относительного эгалитаризма демократических считает , и республиканских политических систем городов-государств. Аспект супружеской моногамии позже был воспринят ранним христианством , которое, в свою очередь, увековечило его своим собственным учением о сексуальной моногамии как идеале в более поздних западных культурах . В начале пятого века Августин называл это «римским обычаем». [8]
Брак имел мифические прецеденты , начиная с похищения сабинянок , что может отражать архаичный обычай похищения невест . Ромул и его группа иммигрантов-мужчин обратились к сабинянам за конубиумом , законным правом на смешанные браки со стороны сабинян . По словам Ливия , Ромул и его люди похитили сабинянок, но пообещали им почетный брак, в котором они будут пользоваться преимуществами собственности, гражданства и детей . [9]
По римскому праву старейший из ныне живущих мужчин, «отец семейства» ( pater familias ), обладал абсолютной властью ( patria potestas ) над своими детьми и, в меньшей степени, над своей женой. Таким образом, считалось, что его дом находится под его манусом (буквально «рукой»). [10] детей Он имел право и обязанность искать хорошую и ценную пару для своих детей и мог устроить помолвку задолго до того, как они достигнут совершеннолетия. [11] Чтобы продвигать интересы своих биологических семей, сыновьям элиты следует следовать за своими отцами в общественную жизнь. [12] а дочери должны выходить замуж в приличных семьях. Если бы дочь могла доказать плохой характер предполагаемого мужа, она могла бы законно отказаться от брака. [13]
Возраст законного согласия на брак составлял 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. [14] Большинство римских женщин в раннем подростковом возрасте выходили замуж за молодых мужчин лет двадцати с небольшим. [15]
Римские нравы идеализировали отношение замужней дочери к отцу как почтительное и послушное, даже в ущерб мужу. [16] «Почтение» не всегда было абсолютным. Устроив первые два брака своей дочери, Марк Туллий Цицерон не одобрил — как оказалось, справедливо — ее выбор выйти замуж за Долабеллу , но обнаружил, что не может этому помешать. [17] Дочь сохраняла свою прирожденную фамилию ( номен ) на всю жизнь, и хотя дети обычно брали фамилию отца, некоторые могли взять фамилию матери как часть своей. [18] В ранней Империи юридический статус дочерей практически не отличался от статуса сыновей; любой из них мог унаследовать долю семейного имущества, если их отец умер, не оставив завещания. [19]
Законы о браке
[ редактировать ]Раннее римское право признавало три вида брака: confarreatio , символизируемый делением хлеба из полбы ( panis Farreus ); [20] coemptio — «покупкой»; и посредством usus (обычного сожительства). Патриции всегда женились по confarreatio , тогда как плебеи вступали в брак по coemptio или usus : в последнем случае женщина могла избежать юридического контроля своего мужа, просто отсутствуя в их общем доме три ночи подряд один раз в году. Среди элитных семей республики ранней мужчинами браки между были нормой; [21] невеста переходила из мануса («руки») отца в манус мужа, оставаясь под той или иной формой мужской потестаса (власти). [22]
Брак ману представлял собой институционально неравные отношения. Ко времени Юлия Цезаря от него в значительной степени отказались в пользу «свободного» брака. [23] когда жена переезжала в дом мужа, она оставалась под законной властью отца, но не вела свою повседневную жизнь под его непосредственным контролем, [24] и ее муж не имел над ней юридической власти. [25] Это было одним из факторов независимости, которой пользовались римские женщины по сравнению со многими другими древними культурами и вплоть до современного периода: [26] Свободный брак обычно заключался между двумя гражданами равного или почти равного статуса или гражданином и лицом, обладавшим латинскими правами . В более поздний имперский период и с официального разрешения солдаты-граждане и неграждане могли вступать в законный брак. Разделение собственности по закону было настолько полным, что подарки между супругами признавались условными займами; если пара развелась или даже жила раздельно, даритель мог вернуть подарок. [27]
После распада республики законы о браке, воспитании детей и прелюбодеянии были частью Августа программы по восстановлению mos maiorum (традиционных социальных норм ) и одновременному укреплению его власти как принцепса и отца семьи римского государства. [29] Браки и повторные браки стали менее частыми, а уровень рождаемости среди граждан упал, особенно среди более богатых и праздных классов. Закон Августа о браке и семейной жизни поощрял брак, рождение детей и наказывал прелюбодеяние как преступление. [30] Новое законодательство официально закрепило и усилило то, что считалось традиционным моральным долгом перед семьей и государством; все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и все женщины в возрасте от 20 до 50 лет должны были жениться и иметь детей или платить дополнительный налог пропорционально своему богатству. Таким образом, больше всего теряли представители высших классов. От налога освобождались граждане, уже родившие троих детей, и освобожденные лица, родившие четверых. Браки между сенаторами, освобожденными женщинами, порабощенными людьми и гражданами были признаны недействительными. Дети, рожденные от таких связей, были незаконнорожденными, негражданами и не могли наследовать. [31] Замужняя женщина, родившая троих и более детей, могла получить юридическую независимость в соответствии с принципом ius liberorum . [32] Эти законы были плохо приняты; они были изменены в 9 году нашей эры Законом Папия Поппея ; [ нужны разъяснения ] в конце концов, почти все они были отменены или вышли из употребления при Константине и более поздних императорах, включая Юстиниана . [30]
Римские гражданки могли иметь только одного сексуального партнера одновременно, но разрешали развод и повторный брак . [33] В случае мужчин-римских граждан неясно, появилось ли условие, согласно которому мужчина не может иметь наложницу в то время, когда у него есть жена, до или после Константинова закона; [34] то есть вопрос о том, существовало ли сожительство одновременно с браком для мужчин в Древнем Риме, обсуждается в современной науке, и доказательства неубедительны: только в шестом веке нашей эры, после столетий христианского влияния, император Юстиниан утверждал, что «древний закон запрещало мужьям содержать жен и наложниц одновременно. [35] Согласно Уолтеру Графику, условия Древнего Рима лучше всего можно определить как предписывающий моногамный брак, который сосуществовал с полигинией мужских ресурсов; У влиятельных мужчин была главная жена и несколько вторичных сексуальных партнеров. [36] Сексуальные действия женатого мужчины с рабынями, проститутками или другими женщинами с низким статусом с юридической точки зрения не были прелюбодеянием, и он не мог быть привлечен к ответственности в соответствии с законами Августа. [37] По закону о прелюбодеянии женатый мужчина может совершить прелюбодеяние только в том случае, если его возлюбленная является чужой женой. [38]
Свадебные церемонии
[ редактировать ]Свадебная церемония confarreatio была редким событием, предназначенным для высших эшелонов римской элиты. Flamen Dialis и Великий Понтифик председательствовали в присутствии десяти свидетелей, а жених и невеста делили пирог из полбы (по латыни Far или Panis Farreus ), отсюда и название обряда. [39] Более типичная свадьба представителей высшего среднего класса в классический период была менее престижной, чем confarreatio , но могла быть столь же роскошной. Это было бы тщательно спланировано. Иногда жених и невеста перед свадьбой обменивались подарками. [40]
Зажжение священного факела в честь Цереры было частью праздника, призванного даровать молодоженам плодородие. [41] была свинья Также было предложено свадебное жертвоприношение, причем наиболее вероятным выбором . [42] [43] На следующий день после свадьбы муж устраивал званый обед, а невеста приносила подношение Ларам и другим домашним божествам своего нового дома. [40] [44]
приданое
[ редактировать ]Приданое (лат. dos — подарок) — это плата, выплачиваемая семьей жены ее мужу номинально для покрытия домашних расходов. Это было скорее привычно, чем обязательно. Древние тексты папируса показывают, что приданое обычно включало землю и порабощенных людей, но могло также включать драгоценности , туалетные принадлежности , зеркала и одежду.
Пока длился брак, приданое являлось собственностью мужа, но пользование им было ограничено; если брак распался в результате развода, он возвращался либо жене, либо ее семье. [45] [46] Если муж совершил правонарушение, приведшее к разводу, он терял право на какую-либо долю приданого. Если жена была невиновна в расторжении брака, приданое ей возвращалось. Если жена или муж с детьми инициировали развод, их партнер мог претендовать на долю приданого от имени детей для удовлетворения их потребностей и последующего наследства. [40]
Приданое dos recepticia было таким, при котором заранее заключались соглашения о его утилизации и возвращении. Приданое в виде dos profecticia давалось отцом невесты или ее отцом семьи ; его может вернуть донор или сама разведенная женщина. Приданое dos adventicia было более гибким; его могла дать жена, хотя он исходил от ее отца и использовался для погашения долга мужа. Если бы она развелась, жена могла бы вернуть себе это приданое; если она умирала, муж сохранял его. [47]
Развод
[ редактировать ]Законный развод был относительно неформальным; жена забрала свое приданое и ушла из дома мужа. Римские мужчины всегда имели право развестись со своими женами; pater familias мог распорядиться о разводе любой пары, находящейся под его руководством . [48] По словам историка Валериуса Максима , разводы имели место к 604 году до нашей эры или раньше. [49] и ранний республиканский свод законов « Двенадцати таблиц» предусматривал это. Развод считался социально приемлемым, если он осуществлялся в рамках социальных норм ( mos maiorum ). Ко времени Цицерона и Юлия Цезаря развод был относительно распространенным и «бесстыдным» и был предметом сплетен, а не социального позора. [50] Валерий говорит, что Луция Анния не одобряли, потому что он развелся со своей женой, не посоветовавшись с друзьями; [51] то есть он предпринял действие для своих целей и без учета его последствий для своей социальной сети ( амицития и клиентула ). Цензоры . 307 г. до н. э. исключили его из сената за моральную распущенность
Однако в другом месте утверждается, что первый развод произошел лишь в 230 г. до н. э. В это время Дионисий Галикарнасский отмечает: [52] что « Спурий Карвилий , выдающийся человек, был первым, кто развелся со своей женой» по причине бесплодия. Скорее всего, это был Спурий Карвилий Максим Руга , который был консулом в 234 и 228 годах до нашей эры. Доказательства сбивают с толку. [53] Мужчина также мог развестись с женой из-за прелюбодеяния, пьянства или изготовления копий ключей от дома. [54] Примерно во II веке замужние женщины получили право развестись со своими мужьями. [55]
Развод любой из сторон разрывал законный семейный союз, который был сформирован в результате брака, а повторный брак мог создать совершенно новый набор экономически или политически выгодных партнерских отношений. Среди элиты мужья и жены могут вступать в повторный брак несколько раз. [54] Для развода требовалось только завещание одного из супругов, даже если разведенная сторона не была уведомлена. Супруг, вступивший в брак здравомыслящим и здоровым, но ставший неспособным к здравому суждению (невменяемый), был недееспособен и не мог развестись со своим партнером; они могут быть разведены без их ведома или юридического уведомления. Развод, как и брак, считался семейным делом. Это обсуждалось и согласовывалось конфиденциально, на неформальной семейной встрече наиболее пострадавших сторон; муж, жена и старшие члены обеих семей. Никакого публичного протокола разбирательства не велось. Официальная регистрация развода не требовалась до 449 года нашей эры. [55]
Повторный брак
[ редактировать ]Частота повторных браков среди элиты была высокой. Скорейший повторный брак не был чем-то необычным и, возможно, даже обычным для римлян-аристократов после смерти супруга. [56] Хотя для вдовца не было установлено формального периода ожидания, женщина обычно оставалась в трауре в течение десяти месяцев, прежде чем снова выйти замуж. [57] Продолжительность может позволить забеременеть: если женщина забеременела незадолго до смерти мужа, десятимесячный период гарантирует, что с рождением ребенка не будет связан вопрос об отцовстве, который мог бы повлиять на социальный статус и наследование ребенка. [58] Никакой закон не запрещал беременным женщинам вступать в брак, и есть хорошо известные примеры: Август женился на Ливии, когда она вынашивала ребенка от своего бывшего мужа, и Коллегия понтификов постановила, что это разрешено при условии, что сначала будет определен отец ребенка. Предыдущий муж Ливии даже присутствовал на свадьбе. [59]
Поскольку элитные браки часто заключались по политическим или имущественным причинам, вдова или разведенная женщина, имеющая активы в этих областях, сталкивалась с небольшими препятствиями для повторного замужества. У нее было гораздо больше шансов получить юридическую эмансипацию, чем у невесты, впервые вступившей в брак, и иметь право голоса при выборе мужа. Считается , что браки Фульвии , которая командовала войсками во время последней гражданской войны Республики и которая была первой римской женщиной, чье лицо было изображено на монете, указывают на ее политические симпатии и амбиции: сначала она была замужем за популистским чемпионом Клодием. Пульхер , убитый на улице после долгой вражды с Цицероном; затем Скрибонию Куриону , фигуре менее идеологической уверенности, которая в момент своей смерти перешла на сторону Юлия Цезаря; и, наконец, Марку Антонию , последнему противнику республиканских олигархов и будущему первому императору Рима.
Большинству жен предлагалось снова выйти замуж после смерти мужа или после развода; а высокий уровень смертности , низкая средняя продолжительность жизни и высокий уровень разводов означали частые или многократные повторные браки. [60] Поскольку в браке ожидались дети, каждый из супругов обычно приводил в новый союз хотя бы одного ребенка. Таким образом, повторные браки создавали уникальное смешение семей в древнеримском обществе, где дети находились под влиянием приемных родителей , а в некоторых случаях мачехи были моложе своих приемных детей . [60] Древние врачи считали, что женщина может серьезно заболеть, если ее лишить сексуальной активности , и это могло даже привести к тому, что у женщины возникло «истерическое сужение матки». [61] Даже законы, принятые во время правления Августа, требовали, чтобы вдовы и вдовцы вступали в повторный брак, чтобы наследовать от людей, не являющихся их ближайшими родственниками. [61]
Прелюбодеяние
[ редактировать ]Прелюбодеяние было сексуальным преступлением, совершенным мужчиной по отношению к женщине, которая не была ни его женой, ни допустимым партнером, например, проституткой или порабощенным человеком . [62] Женатый мужчина совершал прелюбодеяние главным образом тогда, когда его партнершей была жена или незамужняя дочь другого мужчины. [63] Наказание менялось в разные периоды римской истории и в зависимости от обстоятельств.
Хотя запреты на прелюбодеяние и суровые наказания упоминались во времена Республики (509–27 до н. э.), исторические источники предполагают, что они рассматривались как архаичные пережитки и не должны интерпретироваться как точное представление поведения. Прелюбодеяние обычно считалось частным делом, которым должны заниматься семьи, а не серьезным уголовным преступлением, требующим внимания суда. [64] [65] хотя бывали случаи, когда прелюбодеяние и сексуальные проступки со стороны женщин доводились до суда эдилам . [66] Согласно Катону (II век до н.э.), муж имел древнее право ( ius ) убить свою жену, если поймал ее в прелюбодеянии. Существование этого «права» подвергалось сомнению; если бы оно существовало, то это было бы вопросом обычая, а не статутного права [67] и, вероятно, применялся только к тем, кто состоял в манусной форме брака , которая стала исчезающе редкой во время Поздней республики (147–27 до н. э.), когда замужняя женщина всегда юридически оставалась частью своей собственной семьи. Ни один источник не сообщает об оправданном убийстве женщины за прелюбодеяние отцом или мужем во времена Республики. [68] Однако прелюбодеяние было достаточным основанием для развода, и если жена была виновата, обиженный муж мог оставить себе часть ее приданого , хотя и не намного больше, чем если бы он отрекся от нее за менее серьезные формы проступка. [69]
В рамках морального законодательства Августа 18 г. до н. э. Lex Iulia de Adulteriis («Юлианский закон о прелюбодеянии») был направлен на наказание замужних женщин, вступавших во внебрачные связи. Ответственность за исполнение наказания возлагалась на paterfamilias , мужчину-главу семьи, чьей юридической и моральной власти подчинялась прелюбодейная сторона. Если отец обнаруживал, что его замужняя дочь прелюбодействовала либо в его собственном доме, либо в доме зятя, он имел право убить и женщину, и ее любовника; если бы он убил только одного из прелюбодеев, его могли бы обвинить в убийстве. Несмотря на рекламу власти отца, крайность приговора, похоже, привела к его разумному исполнению, поскольку случаи, когда этот приговор приводился в исполнение, регистрируются нечасто - наиболее известный из них - сам Август против своей дочери. [70]
Обиженный муж имел право убить любовника своей жены, если этот мужчина был либо порабощен , либо infamis , человеком, который, возможно, был технически свободным и исключен из стандартной правовой защиты, распространявшейся на римских граждан. Среди позорных были осужденные преступники, артисты, такие как актеры и танцоры, проститутки и сутенеры , а также гладиаторы . [71] Ему не разрешили убить свою жену, которая не находилась под его законными полномочиями. [69] Однако если он решал убить любовницу, муж должен был развестись с женой в течение трех дней и предъявить ей официальное обвинение в прелюбодеянии. [72] Если муж знал об измене и ничего не предпринял, его могли обвинить в сводничестве ( леноциниум , от leno , «сутенер»). [73]
Если смертный приговор не был приведен в исполнение и были предъявлены обвинения в прелюбодеянии, как замужняя женщина, так и ее любовник подвергались уголовному наказанию, обычно включая конфискацию половины имущества прелюбодея, а также одной трети имущества женщины и половины имущества прелюбодея. ее приданое; любое имущество, принесенное женой в брак или полученное во время брака, после развода обычно оставалось в ее владении. Женщине, осужденной за супружескую измену, запретили вступать в повторный брак. [62]
Ученые часто предполагали, что Закон Юлии был предназначен для борьбы с жестокой вспышкой супружеской измены в Поздней республике. Андроцентрическая Закон точка зрения начала 20 века считала, что Юлии был «очень необходимой проверкой растущей независимости и безрассудства женщин». [74] Гиноцентрические . взгляды конца 20-го - начала 21-го века рассматривали любовные связи как способ для умных, независимых женщин из элиты сформировать эмоционально значимые отношения вне браков, заключенных в политических целях [75] Возможно, однако, что такой эпидемии прелюбодеяния вообще не существовало; закон, возможно, следует понимать не как решение реальной проблемы, угрожавшей обществу, а как один из инструментов социального контроля, осуществляемого Августом, который поставил государство и, как следствие, его самого, в роль paterfamilias для всего Рима. [76] Унизительные или жестокие наказания за прелюбодеяние предусмотрены законом и описаны поэтами. Тем не менее, они отсутствуют в трудах римских историков или письмах Цицерона : «Мужчины, наполняющие страницы Цицерона и Тацита, не врываются в спальни своих жен, чтобы жестоко отомстить (даже когда закон давал разрешение). ." [77] Однако сам Август часто прибегал к своим моральным законам, решая изгнать потенциальных врагов и соперников из Рима, и эффект этого законодательства, похоже, был в первую очередь политическим. [78] [79]
Однополые браки
[ редактировать ]В имперскую эпоху есть несколько упоминаний об однополых свадьбах между партнерами-мужчинами. и императорские биографы, к этим свадьбам обычно относились с насмешкой Хотя в литературных источниках, таких как Марсьяль , Ювенал , чувства участников не зафиксированы. Нет никаких доказательств, опровергающих интерпретацию того, что мужчины выражали значимые обязательства; даже в этом случае квазибрачный союз между двумя мужчинами не был бы действительным браком ( iustum matrimonium ) в римском праве. [80]
Спор , молодой порабощенный человек, был кастрирован и с ним обращались как с женой Нерона. [81] Было дано приданое, и церемония бракосочетания была публичным делом. Спор часто изображается похожим на покойную вторую жену Нерона, но свадьба могла послужить для императора театральным представлением после кончины его жены, а не настоящей свадьбой. У Нерона также мог быть законный муж по имени Пифагор; Тацит ( Анналы 15.37) кратко обсуждает с ним церемонию бракосочетания Нерона. [82]
Во двое Ювенала второй сатире мужчин вступают в гомосексуальные отношения, причем один мужчина берет на себя роль женщины и носит свадебный наряд. Описание Федра создания мужчин неоднократно использовалось для аргументации концепции женских однополых отношений. [83] Часто изображается как пара, где один выглядит более мужественным, а другой более женственным. [83] Однако неясно, отражало ли это современную практику или было просто художественным произведением. [84]
Среди примечательных примеров однополых союзов в Риме — император Элагабал , который, как говорят, женился либо на порабощенном колесничем по имени Гиерокл , либо на смирнейском спортсмене по имени Зотик; [85] по словам Кассия Диона, в этих отношениях Элагабала называлась женой , любовницей и царицей. [86] Вряд ли Элагабал состоял в законном браке. [ нужны разъяснения ]
Есть свидетельства об однополых свадьбах из конституций Константина и . Константа в Феодосиана Кодексе В Кодексе говорится о мужчине, вступающем в брак как невеста. [87] Текст, найденный в Кодексе Феодосиана, может ссылаться на ссылки на гомосексуальные отношения и их представление о супружеских узах. Юридический процесс запрета свадебной церемонии между двумя мужчинами четко проиллюстрирован в имперской конституции, которая подтверждает, что свадьбы имели место в древнеримском обществе. [81]
См. также
[ редактировать ]- Древнегреческие свадебные обычаи
- Сексуальность в Древнем Риме
- Сожительство
- Сосед по комнате
- Свадьбы в Древнем Риме
Примечания
[ редактировать ]- ^ Влиятельные мужчины могут иметь одну жену и множество других сексуальных партнеров.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Cinctus vinctusque , согласно Фестусу 55 (издание Линдсея); Карен К. Херш, Римская свадьба: ритуал и значение в древности (Cambridge University Press, 2010), стр. 101, 110, 211.
- ^ Яс Эльснер (2007). «Изменяющаяся природа римского искусства и искусствоведческая проблема стиля», в книге Евы Р. Хоффбинс (редактор), « Позднеантичное и средневековое искусство средневекового мира» , стр. 11–18. Оксфорд, Молден и Карлтон: Blackwell Publishing. ISBN 978-1-4051-2071-5 , с. 17, рисунок 1.3 на с. 18.
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. п. 81. ИСБН 9781134743926 .
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. п. 148. ИСБН 9781134743926 .
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. п. 187. ИСБН 9781134743926 .
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. п. 220. ИСБН 9781134743926 .
- ^ Шайдель, Уолтер, «Особый институт? Греко-римская моногамия в глобальном контексте», 2006, Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния 94305-2145, США (2006), In History of the Family 14 (2009), Elsevier, стр. 280
- ^ Чейдел, Уолтер (2006). Своеобразное заведение? Греко-римская моногамия в глобальном контексте . sciencedirect.com: Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния 94305-2145, США (2006). стр. 280–291.
- ^ Треджиари, Сьюзен (1991). Римский брак . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814890-9 особенно. п. 8ф
- ^ Брюс В. Фриер и Томас А. Дж. Макгинн, Сборник практических примеров по римскому семейному праву (Oxford University Press, 2004), стр. 2004. 20.
- ^ Фриер, Сборник примеров по римскому семейному праву , стр. 10. 66.
- ^ Берил Роусон, «Римская семья», в книге «Семья в Древнем Риме: новые перспективы» (Cornell University Press, 1986), стр. 18.
- ^ Роусон, «Римская семья», с. 21.
- ^ Берил Роусон, «Римская семья в Италии» (Oxford University Press, 1999), стр. 21.
- ^ Джудит П. Халлетт, Отцы и дочери в римском обществе: женщины и элитная семья (Princeton University Press, 1984), 252; ср. 46, 59, 67. См. также М. К. Хопкинс, «Возраст римских девушек, вступающих в брак», Population Studies 18 (1965): 309–327.
- ^ Халлетт, 139.
- ^ Роусон, Римская семья , с. 21.
- ^ Роусон, «Римская семья», с. 18.
- ^ Фриер, Сборник примеров по римскому семейному праву , стр. 19–20.
- ^ Карен К. Херш (24 мая 2010 г.). Римская свадьба: ритуал и значение в древности . Издательство Кембриджского университета. стр. 26–. ISBN 978-0-521-12427-0 .
- ^ Покойный императорский римский юрист Гай пишет о ручном браке как о чем-то, что случалось раньше. Фриер и Макгинн, Сборник дел , с. 54.
- ^ Фриер и Макгинн, Сборник дел , стр. 53.
- ^ Дэвид Джонстон, Римское право в контексте (Cambridge University Press, 1999), стр. 33–34.
- ^ «Если бы взрослые сыновья или дочери и их дети жили в одном доме с отцом семейства , — отмечает Роусон, — они вполне могли бы найти постоянное осознание его полномочий и положения большим напряжением» («Римская семья», стр. . 15).
- ^ Фриер и Макгинн, Сборник дел , стр. 19–20.
- ^ Ева Кантарелла , Дочери Пандоры: роль и статус женщин в греческой и римской древности (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1987), стр. 140–141.
- ^ Фриер и Макгинн, Сборник дел , стр. 49, 52, со ссылкой на Ульпиана, Д. 24.1.3.1. Если даритель умер первым, подарок пережившему супругу был действительным.
- ^ Пол Занкер и Бьёрн К. Эвальд, Жизнь с мифами: образы саркофагов (Oxford University Press, 2012), стр. 190; Мод Глисон, «Освобождая пространство для бикультурной идентичности: Герод Аттикус чтит память Региллы», в книге « Местные знания и микроидентичности в имперском греческом мире » (Cambridge University Press, 2010), стр. 138.
- ^ Эдвардс , стр. 34 и далее, 41–42 и др .; и «Невыразимые профессии: публичные выступления и проституция в Древнем Риме», в «Римской сексуальности » (Princeton University Press, 1997), стр. 67, 89–90 и др .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лефковиц , с. 102.
- ^ Фрэнк, Ричард И., «Законодательство Августа о браке и детях», Калифорнийские исследования классической древности , Vol. 8, 1975, стр. 44–45 University of California Press DOI: 10.2307/25010681 – через JSTOR (требуется подписка)
- ^ Томас, «Разделение полов», с. 133.
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. стр. 148, 220, 220. ISBN. 9781134743926 .
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. п. 303. ИСБН 9781134743926 .
- ^ Шайдель, Уолтер, «Особый институт? Греко-римская моногамия в глобальном контексте», 2006, Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния 94305-2145, США (2006), In History of the Family 14 (2009), Elsevier, стр. 283
- ^ Шайдель, Уолтер, «Особый институт? Греко-римская моногамия в глобальном контексте», 2006, Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния 94305-2145, США (2006), In History of the Family 14 (2009), Elsevier, стр. 280
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. п. 210. ИСБН 9781134743926 .
- ^ Эванс Граббс, Джудит (июнь 2002 г.). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Тейлор и Фрэнсис. п. 203. ИСБН 9781134743926 .
- ^ Горан Линд (23 июля 2008 г.). Гражданский брак: правовой институт совместного проживания: правовой институт совместного проживания . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 38–. ISBN 978-0-19-971053-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Треджиари, Сьюзен. (1991). «Развод по-римски: насколько легко и часто ли это было?» В книге «Брак, развод и дети в Древнем Риме» , ред. Берил Роусон, стр. 31–46. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814918-2 .
- ^ «Самая благоприятная древесина для свадебных факелов происходила из spina alba , майского дерева , которое приносило много плодов и, следовательно, символизировало плодородие»: Спэт, Барбетт Стэнли , Римская богиня Церера , University of Texas Press, 1996. ISBN 0-292-77693-4 . Шпет цитирует Плиния Старшего , Historia Naturalis , 30.75.
- ^ Варрон, Rerum Rusticarum , 2.4.10 описывает принесение в жертву свиньи как «достойный знак свадьбы», потому что «наши женщины, а особенно кормилицы» называют женские гениталии porcus (свинья). Церера, возможно, была включена в жертвенное посвящение, поскольку она тесно отождествлена с Теллусом и, как Церера легифера (носитель закона), она «несет законы» брака; см. Spaeth, 1996, стр. 5, 6, 44–47.
- ^ Сервий , Об «Энеиде» Вергилия , 4.58, «подразумевается, что Церера установила законы для свадеб, а также для других аспектов цивилизованной жизни». Дополнительную информацию об отношении римлян к браку и сексуальности, роли Цереры в браках и идеале «целомудренной супружеской жизни» для римских матрон см. в Стейплс, Ариадна, От доброй богини до весталок: пол и категория в римской религии , Routledge, 1998, стр. 84–93.
- ^ Орр, Д.Г., Домашняя религия римлян: свидетельства домашних святынь, стр. 15–16 в книге « Взлет и падение римского мира» , II, 16, 2, Берлин, 1978, 1557–91.
- ^ Гарднер , с. 97.
- ^ Гарднер , с. 102.
- ^ Гарднер , с. 105.
- ^ Он не имел власти над дочерьми, выданными замуж за другого; см. Треджиари, Сьюзен, «Развод по-римски: насколько легким и частым он был?» Роусон Б. (редактор), «Брак, развод и дети в Древнем Риме» , Oxford University Press, 1991, стр.37. ISBN 0-19-814918-2
- ^ Памятные дела и высказывания , ii.1.4 — в древнейших рукописях.
- ^ Сюзанна Диксон , «От церемониала к сексуальности: обзор исследований римского брака» в книге «Спутник семей в греческом и римском мирах » (Wiley-Blackwell, 2011), стр. 248.
- ^ Памятные дела и высказывания , ii.9.2 .
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности , 2.25
- ^ Авл Геллий ( Noctes Atticae 4.3.1) относит развод к 227 г. до н. э., но подделывает дату и свои источники в других местах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холланд, Барбара и Йеркс, Лейн (март 1998 г.) «Долгое прощание», Смитсоновский институт 28, вып. 12:86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Треджиари, Сьюзан, «Развод по-римски: насколько легким и частым он был?» в Роусоне, Берил (редактор) «Брак, развод и дети в Древнем Риме» , Oxford University Press, 1991, стр. 37, 38, ISBN 0-19-814918-2
- ^ Сьюзен Треджиари, Римский брак: Iusti Coniuges со времен Цицерона до времен Ульпиана (Oxford University Press, 1991), стр. 258–259, 500–502 и др .
- ^ Карен К. Херш, Римская свадьба: ритуал и значение в древности , с. 48.
- ↑ В римском инклюзивном подсчёте продолжительность беременности считалась десятью месяцами.
- ^ Ева Кантарелла , «Брак и сексуальность в республиканском Риме: римская история супружеской любви», в книге «Сон разума: эротический опыт и сексуальная этика в Древней Греции и Риме » (University of Chicago Press, 2002), стр. 276.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэдли, КР (1991) «Повторный брак и структура римской семьи высшего сословия». в книге «Брак, развод и дети в Древнем Риме» , ред. Берил Роусон, стр. 79–98. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корбье, Мирей (1991) «Развод и усыновление как римские семейные стратегии». в книге «Брак, развод и дети в Древнем Риме» , ред. Берил Роусон, стр. 47–78. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макгинн, Томас Эй Джей (1991). «Сожительство и закон Юлии о прелюбодеянии». Труды Американской филологической ассоциации . 121 : 335–375 (341–342). дои : 10.2307/284457 . JSTOR 284457 .
- ^ Нуссбаум , с. 305.
- ^ Эдвардс , стр. 34–35.
- ^ Нуссбаум , с. 305, отмечая, что обычаи «предоставляют большую свободу для личных переговоров и постепенных социальных изменений».
- ^ Сьюзан Диксон, Римская семья (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 79.
- ^ Диксон, Римская семья , с. 202.
- ^ Эдвардс , с. 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдвардс , с. 38.
- ^ Эдвардс , стр. 61 и далее.
- ^ Эдвардс , с. 38, со ссылкой на юриста Паулюса , Sententiae 2.26.4.
- ^ Эдвардс , стр. 38–39.
- ^ Эдвардс , с. 39, цитируется Ульпиан, Дайджест 48.5.2.2; 48.5.2.6.
- ^ PE Корбетт, Римский закон о браке (1930), цитируется Эдвардсом , стр. 35; см. также обсуждение в Nussbaum , стр. 305–306.
- ^ Берил Роусон, Семья в Древнем Риме (Cornell University Press, 1987), стр. 27, цитируется Эдвардсом , стр. 35–36.
- ^ Эдвардс , стр. 34–36.
- ^ Эдвардс , стр. 55–56.
- ^ Эдвардс , с. 62
- ^ Элейн Фантэм , « Ступрум : общественное отношение и наказания за сексуальные преступления в республиканском Риме», в «Римских чтениях: римский ответ на греческую литературу от Плавта до Статия и Квинтилиана» (Вальтер де Грюйтер, 2011), стр. 142.
- ^ Геллерфи, Герго (2020). Nubit amicus: Однополые свадьбы в императорском Риме . Венгрия: Сегедский университет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Геллерфи, Герго (2020). «Nubit amicus: однополые свадьбы в императорском Риме» . Греко-латинская Бруненсия : 89–100. дои : 10.5817/glb2020-1-7 . S2CID 226739384 .
- ^ Тацит. Анналы .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакЭлдафф, Шивон. «Однополое желание: женщины» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Геллерфи, Герго (2020). Nubit amicus: Однополые свадьбы в императорском Риме . Венгрия: Сегедский университет.
- ^ Хрисанту, Хризантос С. (14 августа 2020 г.). «Секс и власть в римской истории Кассия Дио: случай Элагабала» . Мнемозина . 74 (4): 598–625. дои : 10.1163/1568525X-12342753 . ISSN 0026-7074 . S2CID 225474880 .
- ^ Осгуд, Джозайя (1 января 2016 г.). Тайная история Элагабала Кассия Диона . Брилл. стр. 177–190. дои : 10.1163/9789004335318_011 . ISBN 978-90-04-33531-8 .
- ^ Кюфлер, Мэтью (октябрь 2007 г.). «Брачная революция в поздней античности: Кодекс Феодосия и более поздний римский закон о браке» . Журнал семейной истории . 32 (4): 343–370. дои : 10.1177/0363199007304424 . ISSN 0363-1990 . S2CID 143807895 .
Библиография
[ редактировать ]- Эдвардс, Кэтрин (1993). Политика безнравственности в Древнем Риме . Издательство Кембриджского университета.
- Гарднер, Джейн Ф. (1991). Женщины в римском праве и обществе . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20635-9 .
- Лефковиц, Мэри Р. и Фант, Морин Б. (2005). Женская жизнь в Греции и Риме . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-4474-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Нуссбаум, Марта К. (2002). «Неполный феминизм Мусония Руфа, платоника, стоика и римлянина». Сон разума: эротический опыт и сексуальная этика в Древней Греции и Риме . Издательство Чикагского университета.
- Стоквар, Эмиль (март 1907 г.). Шерман, Чарльз Финеас (ред.). «Брак в римском праве» . Йельский юридический журнал . 16 (5). Перевод Биркана, Эндрю Т.: 303–327. дои : 10.2307/785389 . JSTOR 785389 . Проверено 15 сентября 2020 г.
- Треджиари, Сьюзен (1981). «соседи по комнате». Феникс 35 (1). САС: 42–69. дои : 10.2307/1087137 . JSTOR 1087137 .
- Роусон, Берил (1974). «Римское сожительство и другие фактические браки». Труды Американской филологической ассоциации . 104 . ЮХУП : 279–305. дои : 10.2307/2936094 . JSTOR 2936094 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корбье, Мирей. 1991. «Развод и усыновление как римские семейные стратегии», « Брак, развод и дети в Древнем Риме» , ред. Берил Роусон, 47–78 лет. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814918-2
- Брэдли, КР, 1991. «Повторный брак и структура римской семьи высшего сословия», « Брак, развод и дети в Древнем Риме» , ред. Берил Роусон, 79–98. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814918-2
- Холланд, Барбара и Лейн Йеркс. «Долгое прощание». Смитсоновский институт 28, вып. 12 (март 1998 г.): 86.
- Паркин, Тим Г. 2003. Старость в римском мире: культурная и социальная история , Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 0-8018-7128-X
- Саллер, Ричард П. 1994. Патриархат, собственность и смерть в римской семье , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-32603-6
- «Эпоха брака в Древнем Риме» , Арнольд А. Лелис, Уильям А. Перси, Берт К. Верстрете. Эдвин Меллен Пресс, 2003. ISBN 0-7734-6665-7
- Обсуждение римской демографии Уолтер Шайдель (редактор) Brill Academic Publishers, 2000. ISBN 90-04-11525-0
- Патриархат, собственность и смерть в римской семье (Кембриджские исследования народонаселения, экономики и общества в прошлом) Ричарда П. Саллера. Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 0-521-59978-4
- I Клавдия II: Женщины в римском искусстве и обществе. Под редакцией Дианы Э. Э. Кляйнер и Сьюзен Б. Мэтисон Художественная галерея Йельского университета. Остин: Техасский университет Press, 2000.
- Кифер, О. (12 ноября 2012 г.). Сексуальная жизнь в Древнем Риме . Рутледж. ISBN 978-1-136-18198-6 .