Jump to content

Фабий Плансиадес Фульгенций

Фабий Плансиадес Фульгенций ( конец V — начало VI в. ) — латинский писатель поздней античности . Ему обычно приписывают четыре дошедших до нас произведения, а также, возможно, пятую, которую некоторые ученые включают в сборники с большими оговорками. Его мифография вызывала большое восхищение и имела большое влияние на протяжении большей части средневекового периода, хотя сегодня оно менее влиятельно.

О жизни Фульгенция известно очень мало, за исключением нескольких упоминаний о себе в своих произведениях. Его стиль латыни , его знание греческого языка и его взгляд на классических авторов и культы позволяют предположить, что он, вероятно, получил образование в Северной Африке . [1] : 3  Другие ссылки на африканскую культуру в его работах подтверждают его пребывание в этом регионе до мусульманских вторжений в VII веке. Более того, его очевидное знание либико-берберского языка и письменности указывает на то, что он, вероятно, был этническим африканцем: в своей книге « О эпохах мира и человека» он называет этот язык частью своего «собственного» наследия. [2] : 104  Традиционно считается, что Фульгенций сделал профессиональную карьеру в качестве грамматика или ритора (учителя риторики). [1] : 6  Однако это убеждение основано на небольших случайных подсказках, которые Фульгенций оставляет в своих работах, и оспаривается некоторыми учеными. [3] : 211  Остается возможным, что он был писателем-любителем: в прологе к первой книге « Мифологий » Фульгенций упоминает жену, хотя неясно, является ли это подлинной автобиографической деталью или частью его вымышленного персонажа в рассказе. [3] : 212 

Отождествление со святым Фульгенцием Руспским.

[ редактировать ]

Продолжаются споры о том, были ли Фабий Плансиадес Фульгенций и современник святой Фульгенций Руспе (христианский епископ) одним и тем же человеком. Идентификация двух Фульгентиев была впервые сделана средневековыми учеными и писцами еще в период Каролингов . [3] : 185 

Влияния двух авторов частично совпадают (как и можно было ожидать от писателей, работавших в один и тот же период времени и в одном и том же месте), например, общий интерес к таким мыслителям, как Августин Гиппопотамский . Однако основная направленность и забота каждого писателя, похоже, отличают их друг от друга. Например, большинство работ, приписываемых епископу Фульгенцию, посвящены его оппозиции еретическим группировкам, таким как арианство , теме, которая, похоже, не беспокоит Фабия Фульгенция. [1] : 4  Темы, по которым епископ, казалось, имел твердые убеждения (арианство, свобода воли и т. д.), никогда не обсуждаются в работах мифографа, даже если обсуждение таких вещей, казалось бы, соответствовало его обсуждению. [3] : 214  С лингвистической точки зрения уникальный стиль мифографа и включение неиспользованных в противном случае слов и идиом не воспроизводятся в работах епископа, что предполагает дальнейшую негативную идентификацию. [3] : 221 

Было высказано предположение, что Фабий Фульгенций, который, как традиционно считается, писал в конце V и начале VI веков, возможно, заимствовал строку из Кориппа «Иоганна» в его «Мифологиях» , что указывает на то, что он писал после 550 года. [2] : 102  Это открытие поставило под серьезное сомнение возможность идентифицировать епископа как мифографа, поскольку известно, что святой Фульгенций Руспийский умер в 533 году.

Хотя дебаты об идентификации еще не решены, ответ на вопрос о том, следует ли приписывать авторство произведений одному человеку, по-видимому, зависит от субъективной интерпретации имеющихся доказательств: Критический анализ, который сравнивает стили письма, использованные в письменных источниках. произведения и маргинальные биографические подробности. [3] : 210  Объединение авторов произведений — традиция, зародившаяся много веков назад, но эта идея, скорее всего, возникла в результате ошибки переписчика эпохи Каролингов. [3] : 186 

Сочинения

[ редактировать ]

Четыре дошедших до нас произведения, приписываемые Фульгенцию, включают (перечислены в хронологическом порядке):

  1. Mythologiae (Мифологии)
  2. Изложение содержания Вергилия согласно моральной философии
  3. Объяснение устаревших слов
  4. Об эпохах мира и человека

Пятая работа, которую в прошлом приписывали Фульгенцию, — это « Супер Фиваида» («О Фиваиде» ). В рукописи это произведение приписывается «С. Фульгенцию Епископусу», которого Рудольф Хельм (первый современный издатель произведений Фульгенция) считал мифографом. [4] Эта работа не была включена в каролингские рукописи (возможно, потому, что она не существовала в то время), но была включена в издание произведений Фульгенция Хельмом 1897 года с сильными оговорками. [1] : 235  Хотя единого мнения относительно подлинности трактата нет, существуют веские доказательства, подтверждающие тот факт, что произведение было написано в двенадцатом веке писателем, подражавшим аллегорическому стилю Фульгенция. Это не означает, что работа была подделкой, но, скорее всего, она была ошибочно приписана Фульгенцию в результате ошибки переписчика. [5] : 218 

Помимо этих, Фульгенций упоминает и другие произведения, не сохранившиеся до наших дней. В первом прологе к «Мифологиям» он упоминает более ранние сатирические стихи, а в « Содержании Вергилия» ссылается на свои работы по физиологии. [1] : 5 

Мифологии

[ редактировать ]

), широко известные как его главный труд, «Мифологии» ( лат . Mitologiarum libri III представляют собой серию легенд, изложенных в трех книгах. Каждая книга открывается своим прологом. Всего в книге пятьдесят глав: каждая глава объясняет классический миф и интерпретирует этот миф с помощью аллегорий. Эти интерпретации включают этимологии имен отдельных персонажей, а также выводы о цели рассказа с точки зрения морали. В прологе Фульгенций утверждает, что его целью было лишить классические греческие мифы всех их вымышленных и бессмысленных деталей, чтобы раскрыть содержащиеся в них неясные истины. Он также предполагает христианский мотив: [1] : 16  хотя было бы неточно определять « Мифологии» или какие-либо аллегорические произведения Фульгенция как «христианские аллегории». [2] : 129  Хейс утверждает, что традиционное описание работ Фульгенция как «христианских аллегорий» совершенно неточно. Мораль, извлеченная Фульгенцием из классических мифов, была довольно общей и была бы приемлема для любой аудитории.

Этимология Фульгенция (хотя и типичная для его эпохи) недавно подверглась критике как экстравагантная, произвольная и часто неправильная. [1] : 23  Хотя за последние двести лет мало кто мог сказать что-то положительное о таких этимологических методах, эта традиция восходит к работам Платона и была обычной практикой для таких философских традиций, как стоики и неоплатоники . Использование им таких произвольных этимологий для обоснования своих аллегорических утверждений типично для его неустанной склонности расширять интерпретации и искать истины, которые не являются очевидными. [1] : 18, 23 

Несколько рукописей «Мифологий» адресованы неизвестному Кату, пресвитеру Карфагена. [1] : 106 

Изложение содержания Вергилия по моральной философии.

[ редактировать ]

В этой экспозиции ( лат . Expositio Virgilianae Containeriae secundum philosophosmoralis ) Вергилий и Музы призваны объяснить истину его Энеиды . Этот текст похож на интерпретации классических мифов Фульгенцием в « Мифологиях» . Тень Вергилия принимает статус мудреца, и он обращается к автору претенциозно и снисходительно, часто называя его «гомункулом» или «мальчиком». [1] : 107 

Хотя Фульгенций утверждает, что объясняет « Энеиду» как аллегорию всего спектра человеческой жизни, работа, кажется, заканчивается довольно внезапно, и повествование доходит только до мужественности. Однако нет никаких оснований полагать, что какая-либо часть исходного текста была утеряна. Его поспешное завершение, вероятно, было вызвано потерей интереса к его завершению. [1] : 107 

Ко времени традиция написания Вергилия аллегоризации Вергилия не была новой. Элий Донат уже завершил аллегорическое изложение отрывков из « Энеиды» , которое очень напоминает идеи Фульгенция, что указывает на то, что они, вероятно, не были уникальными для Фульгенция. [6] : 228  Более того, Фульгенций, по-видимому, перенял идею Вергилия как мудреца у более раннего писателя Макробия . [1] : 110  Однако, похоже, Фульгенций был оригинален в своей попытке систематически интерпретировать « Энеиду» целиком . Он также, кажется, первый, кто попытался объяснить текст хотя бы частично приемлемым для читателей-христиан. [1] : 110 

Объяснение устаревших слов

[ редактировать ]

Этот текст ( лат . Expositio sermonum antiquorum ), адресованный в некоторых рукописях человеку по имени Кальцидий, представляет собой объяснение 62 античных латинских слов, которые можно встретить в римской литературе . В своем прологе к произведению Фульгенций утверждает, что он составил список слов, чтобы выполнить поручение своего хозяина (который остается неизвестным). Его заявленная цель — прояснить значение этих слов, а не возродить их. Однако, начиная с периода Каролингов, писатели действительно использовали эти раритеты, взяв этот текст в качестве источника. [1] : 157 

Почти к каждому объяснению Фульгенций приводит читателю небольшую цитату в качестве примера практического использования этого слова, часто ссылаясь на работу, из которой она была взята. Однако многие из этих цитат, скорее всего, являются фальшивыми. Некоторые работы могут быть полностью выдуманными, а другие были тщательно отредактированы Фульгенцием. Как это было принято среди писателей того периода, Фульгенций не ссылается на свои непосредственные источники, возможно, пытаясь скрыть тот факт, что у него был доступ к очень немногим источникам, из которых он мог черпать информацию. Вся работа, вероятно, была попыткой улучшить его репутацию как учёного в надежде, что читатель не взглянет критически на его методы. [1] : 158 

О возрасте мира и человека

[ редактировать ]

Этот сборник библейской и классической истории (первоначальное название: De aetatibus mundi et hominis libri XXIII ) изложен в четырнадцати книгах, в каждой из которых отсутствует определенная буква алфавита («А» в книге I, «Б» в книге II и т. д.). .). Намеренное отсутствие каждой буквы означает, что Фульгенций не может использовать ни одно слово, содержащее эту букву, на протяжении всего этого раздела. Однако он варьирует это избегание слов с помощью своего второго метода замены пропущенных букв другими произвольно выбранными буквами. Эти приемы затемняют его язык, из-за чего читателю становится очень трудно понять его смысл. Как и в « Содержании Вергилия» , Фульгенций утверждает, что работа была завершена по просьбе его неназванного покровителя. [1] : 179 

Все более быстрый темп исторического пересказа, происходящий ближе к концу произведения, ставит вопрос о том, было ли произведение завершено. Некоторые рукописи включают в свои прологи введение текста, идущего «от а до я», а другие завершают четырнадцатую книгу утверждением: «Здесь начинается пятнадцатая книга, в которой отсутствует P». [1] : 181  Однако в тринадцатой книге есть строка об окончании серии историей римских императоров . Возможно, что последние книги со временем были утеряны, хотя также вероятно, что Фульгенций просто потерял интерес к работе и поспешно закончил ее, разочаровывая, как он это сделал с другими работами, такими как « Содержание Вергилия» . [1] : 182 

На протяжении всего своего пересказа истории Фульгенций добавляет моральные интерпретации событий. Он делает все возможное, чтобы оправдать пути Бога , и, в соответствии со своими прошлыми работами, использует аллегории, чтобы они соответствовали его этическим интерпретациям. [1] : 184 

В отличие от других произведений Фульгенция, «Века мира», похоже, не привлекали особого внимания или восхищения в средневековый период, вероятно, из-за запутанных литературных приемов и стиля. [1] : 180 

Были некоторые сомнения относительно того, принадлежала ли эта работа на самом деле работе Фабия Фульгенция, хотя сходство в языке и стиле письма убедительно демонстрирует принадлежность этой работы тому же автору, что и первые три. [3] : 183  Среди аргументов в пользу другого автора есть аргумент в пользу приписывания этого произведения епископу Фульгенцию. Эта теория основана на том факте, что рукописи «Веков мира» приписывают эту работу «Фабиусу Клавдию Гордиану Фулгентию» (Клавдий и Гордиан — оба имена, как известно, принадлежат членам ближайших родственников епископа). Однако включение этих имен в рукописи, скорее всего, было ошибкой какого-то писца восьмого или девятого века, который считал Фульгенция известным богословом. Также возможно, что у Фабия Фульгенция было несколько имен (очень популярных среди аристократов того времени), включая Клавдия и Гордиана. [3] : 182 

Историографический вклад

[ редактировать ]

Работа Фульгенция демонстрирует явное продолжение традиции античных римских компендиумов. Этот краткий энциклопедический стиль сбора информации был характерен для римских писателей, таких как Катон Старший и Цицерон . [1] : 21  Его работа также соответствует стоическим и неоплатоническим традициям, которые интерпретировали миф как изображение более глубоких духовных процессов. Его аллегорический подход к мифографии, возможно, возник в уже не сохранившемся комментарии Вергилия Элия Доната , и это, безусловно, было очевидно в более поздних морализирующих комментариях Вергилия Сервия. Отношение Фульгенция к Вергилию как к мудрецу, по-видимому, было заимствовано из энциклопедического труда Макробия , первого, кто возвел римского поэта на столь авторитетный статус. Однако тенденция Фульгенция лишать классический миф всех его явных деталей и заменять его этическими интерпретациями, по-видимому, имеет больше общего с писателем конца V века Марсианом Капеллой . Работы Капеллы выдвинули тему жизни как духовного путешествия на передний план классической литературы, и Фульгенций, казалось, продвинул эту тенденцию на шаг дальше. [7] : 103–106 

Традиция прибегать к помощи сомнительных этимологий для подтверждения мифологических аллегорий восходит к Платону и продолжалась через Аристотеля , стоиков и в Средние века . Хотя позже Фульгенция критиковали за такие методы, они не были редкостью для писателей того периода (включая Марсиана Капеллу). [1] : 23 

Краткое изложение классических мифов Фульгенцием традиционно сравнивают с его предшественником, мифографом Гигином, жившим во II веке нашей эры. Хотя обе они посвящены многим одним и тем же легендам, а некоторые общие черты их изложений позволяют предположить наличие общего источника, их работы сильно различаются по целям и интересам. Гигин, похоже, посвятил себя созданию всеобъемлющего справочника по мифам, в то время как Фульгенций больше интересовался аллегорическим анализом материала, что Гигин редко пытается сделать. [1] : 22 

Влияние на более позднюю мифографию

[ редактировать ]

Говорят, что работа Фульгенция знаменует собой переход от позднеантичного к средневековому литературоведению. [7] : 107  После периода снижения интереса к литературе практика мифографии была снова возобновлена, предположительно, в VII веке, так называемыми мифографами Ватикана . Все три автора заимствуют методы Фульгенция, чтобы найти в классических мифах неясный смысл. [1] : 24  Однако именно в период Каролингов, с 8 по 10 века, работы Фульгенция достигли пика своей популярности. Им стали восхищаться как одним из отцов-основателей мифографического письма, и его хвалили за объединение классической языческой литературы и христианского учения. [1] : 25  Это восхищение привело к появлению фульгентианской науки. Практика различения замысла автора и более глубокого смысла произведения литературы, доведенная до крайности Фульгенцием, послужила основой для комментариев этого периода. « Мифологии », в частности, оказались важным хранилищем ресурсов для средневековых комментаторов, которые продолжили его традицию обсуждения классической поэзии с моральной точки зрения. Кроме того, его экзотический язык и использование редких слов, похоже, повлияли на стиль письма ряда поэтов Средневековья. [1] : 24 

Рукописи Фульгенция датируются началом VIII века. Свидетельством его популярности является то, что экземпляр « Мифологии» мог быть доступен в Англии еще в 9 веке. Фульгентиус оставался стандартной частью сборников античной мифологии вплоть до XIX века, когда его работы начали подвергаться популярной критике как абсурдные и фактически ненадежные. [1] : 30 

Было высказано предположение, что работа Фульгенция, которая, как полагают, была широко известна на протяжении большей части Средневековья, могла быть источником структуры знаменитого англосаксонского эпоса « Беовульф» . [6] : 229 

Хотя работы Фульгенция оставались популярными во время и после периода Каролингов, его фактические неточности и сомнительные интерпретации подверглись резкой критике в 19 веке. С тех пор его работа подавляющим большинством людей отвергается как тривиальная и вводящая в заблуждение. [1] : 30  Исторически работу Фульгенция критиковали как напыщенную и глупую. [3] : 210  [8] : 135  Его латинская проза неясна и часто искажена, что затрудняет расшифровку его смысла. [8] : 127  Он известен излишне длинной и многословной прозой и весьма неясными намеками. [1] : 15 

Фульгенций также известен своими значительными ошибками в пересказе истории, например, его объединением Августа с Юлием Цезарем в «Эпохе мира и человека» . [3] : 220  Кроме того, многие из его фактов, а также его этимологии подозреваются в том, что они основаны на вторичных источниках или полностью сфабрикованы. [1] : 18, 23 

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Уитбред, Лесли Джордж (1971). Мифограф Фульгенций . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN  978-0-8142-0162-6 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хейс, Грегори (2 марта 2017 г.). « Romuleis Libicisque litteris»: Фульгенций и «Вандальский ренессанс» ». В Меррилсе, Эндрю (ред.). Вандалы, римляне и берберы: новые взгляды на позднеантичную Северную Африку . Рутледж. стр. 101–132. дои : 10.4324/9781315235127 . ISBN  978-1-351-87611-7 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хейс, Грегори (2003). «Дата и личность мифографа Фульгенция». Журнал средневековой латыни . 13 : 163–252. дои : 10.1484/J.JML.2.304196 . ISSN   0778-9750 . JSTOR   45019574 .
  4. ^ Хельм, Рудольф, изд. (1898). Произведения Фабия Планциадиса Фулгентии vc. Акцедунт Фабий Клавдий Гордиан Фульгенций в.к. О возрастах мира и человека и епископ С. Фульгенций Над Фиваиденом (на латыни). Лейпциг: Тойбнер. hdl : 2027/hvd.32044058248675 .
  5. ^ Хейс, Грегори (2002). «Псевдо-Фульгентиевые Супер Фиваиды ». В Дэймоне Синтия; Миллер, Джон Ф.; Майерс, К. Сара; Кортни, Э. (ред.). Vertis in usum: Этюды в честь Эдварда Кортни . Вклад в древность. Мюнхен: Саур. стр. 200–218. дои : 10.1515/9783110956924.200 . ISBN  978-3-598-77710-3 . OCLC   49659625 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарднер, Джон (1970). Фульгенция « Expositio Vergiliana Containeria и план Беовульфа : другой подход к стилю и структуре стихотворения». Статьи по языку и литературе . 6 (3): 227–262. ПроКвест   1300105984 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэтерби, Уинтроп (2005). «От поздней античности до двенадцатого века». В Миннисе, Аластер; Джонсон, Ян (ред.). Кембриджская история литературной критики: Том 2: Средние века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 97–144. дои : 10.1017/chol9780521300070.007 . ISBN  978-0-521-30007-0 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хейс, Грегори (1998). «Вариа Фульгентиана». Классические исследования Иллинойса . 23 : 127–137. ISSN   0363-1923 . JSTOR   23065284 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9316a7c3eeeb2af3b29011d3e57eec07__1710418380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/07/9316a7c3eeeb2af3b29011d3e57eec07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fabius Planciades Fulgentius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)