Фабий Плансиадес Фульгенций
Фабий Плансиадес Фульгенций ( конец V — начало VI в. ) — латинский писатель поздней античности . Ему обычно приписывают четыре дошедших до нас произведения, а также, возможно, пятую, которую некоторые ученые включают в сборники с большими оговорками. Его мифография вызывала большое восхищение и имела большое влияние на протяжении большей части средневекового периода, хотя сегодня оно менее влиятельно.
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Фульгенция известно очень мало, за исключением нескольких упоминаний о себе в своих произведениях. Его стиль латыни , его знание греческого языка и его взгляд на классических авторов и культы позволяют предположить, что он, вероятно, получил образование в Северной Африке . [1] : 3 Другие ссылки на африканскую культуру в его работах подтверждают его пребывание в этом регионе до мусульманских вторжений в VII веке. Более того, его очевидное знание либико-берберского языка и письменности указывает на то, что он, вероятно, был этническим африканцем: в своей книге « О эпохах мира и человека» он называет этот язык частью своего «собственного» наследия. [2] : 104 Традиционно считается, что Фульгенций сделал профессиональную карьеру в качестве грамматика или ритора (учителя риторики). [1] : 6 Однако это убеждение основано на небольших случайных подсказках, которые Фульгенций оставляет в своих работах, и оспаривается некоторыми учеными. [3] : 211 Остается возможным, что он был писателем-любителем: в прологе к первой книге « Мифологий » Фульгенций упоминает жену, хотя неясно, является ли это подлинной автобиографической деталью или частью его вымышленного персонажа в рассказе. [3] : 212
Отождествление со святым Фульгенцием Руспским.
[ редактировать ]Продолжаются споры о том, были ли Фабий Плансиадес Фульгенций и современник святой Фульгенций Руспе (христианский епископ) одним и тем же человеком. Идентификация двух Фульгентиев была впервые сделана средневековыми учеными и писцами еще в период Каролингов . [3] : 185
Влияния двух авторов частично совпадают (как и можно было ожидать от писателей, работавших в один и тот же период времени и в одном и том же месте), например, общий интерес к таким мыслителям, как Августин Гиппопотамский . Однако основная направленность и забота каждого писателя, похоже, отличают их друг от друга. Например, большинство работ, приписываемых епископу Фульгенцию, посвящены его оппозиции еретическим группировкам, таким как арианство , теме, которая, похоже, не беспокоит Фабия Фульгенция. [1] : 4 Темы, по которым епископ, казалось, имел твердые убеждения (арианство, свобода воли и т. д.), никогда не обсуждаются в работах мифографа, даже если обсуждение таких вещей, казалось бы, соответствовало его обсуждению. [3] : 214 С лингвистической точки зрения уникальный стиль мифографа и включение неиспользованных в противном случае слов и идиом не воспроизводятся в работах епископа, что предполагает дальнейшую негативную идентификацию. [3] : 221
Было высказано предположение, что Фабий Фульгенций, который, как традиционно считается, писал в конце V и начале VI веков, возможно, заимствовал строку из Кориппа «Иоганна» в его «Мифологиях» , что указывает на то, что он писал после 550 года. [2] : 102 Это открытие поставило под серьезное сомнение возможность идентифицировать епископа как мифографа, поскольку известно, что святой Фульгенций Руспийский умер в 533 году.
Хотя дебаты об идентификации еще не решены, ответ на вопрос о том, следует ли приписывать авторство произведений одному человеку, по-видимому, зависит от субъективной интерпретации имеющихся доказательств: Критический анализ, который сравнивает стили письма, использованные в письменных источниках. произведения и маргинальные биографические подробности. [3] : 210 Объединение авторов произведений — традиция, зародившаяся много веков назад, но эта идея, скорее всего, возникла в результате ошибки переписчика эпохи Каролингов. [3] : 186
Сочинения
[ редактировать ]Четыре дошедших до нас произведения, приписываемые Фульгенцию, включают (перечислены в хронологическом порядке):
- Mythologiae (Мифологии)
- Изложение содержания Вергилия согласно моральной философии
- Объяснение устаревших слов
- Об эпохах мира и человека
Пятая работа, которую в прошлом приписывали Фульгенцию, — это « Супер Фиваида» («О Фиваиде» ). В рукописи это произведение приписывается «С. Фульгенцию Епископусу», которого Рудольф Хельм (первый современный издатель произведений Фульгенция) считал мифографом. [4] Эта работа не была включена в каролингские рукописи (возможно, потому, что она не существовала в то время), но была включена в издание произведений Фульгенция Хельмом 1897 года с сильными оговорками. [1] : 235 Хотя единого мнения относительно подлинности трактата нет, существуют веские доказательства, подтверждающие тот факт, что произведение было написано в двенадцатом веке писателем, подражавшим аллегорическому стилю Фульгенция. Это не означает, что работа была подделкой, но, скорее всего, она была ошибочно приписана Фульгенцию в результате ошибки переписчика. [5] : 218
Помимо этих, Фульгенций упоминает и другие произведения, не сохранившиеся до наших дней. В первом прологе к «Мифологиям» он упоминает более ранние сатирические стихи, а в « Содержании Вергилия» ссылается на свои работы по физиологии. [1] : 5
Мифологии
[ редактировать ]), широко известные как его главный труд, «Мифологии» ( лат . Mitologiarum libri III представляют собой серию легенд, изложенных в трех книгах. Каждая книга открывается своим прологом. Всего в книге пятьдесят глав: каждая глава объясняет классический миф и интерпретирует этот миф с помощью аллегорий. Эти интерпретации включают этимологии имен отдельных персонажей, а также выводы о цели рассказа с точки зрения морали. В прологе Фульгенций утверждает, что его целью было лишить классические греческие мифы всех их вымышленных и бессмысленных деталей, чтобы раскрыть содержащиеся в них неясные истины. Он также предполагает христианский мотив: [1] : 16 хотя было бы неточно определять « Мифологии» или какие-либо аллегорические произведения Фульгенция как «христианские аллегории». [2] : 129 Хейс утверждает, что традиционное описание работ Фульгенция как «христианских аллегорий» совершенно неточно. Мораль, извлеченная Фульгенцием из классических мифов, была довольно общей и была бы приемлема для любой аудитории.
Этимология Фульгенция (хотя и типичная для его эпохи) недавно подверглась критике как экстравагантная, произвольная и часто неправильная. [1] : 23 Хотя за последние двести лет мало кто мог сказать что-то положительное о таких этимологических методах, эта традиция восходит к работам Платона и была обычной практикой для таких философских традиций, как стоики и неоплатоники . Использование им таких произвольных этимологий для обоснования своих аллегорических утверждений типично для его неустанной склонности расширять интерпретации и искать истины, которые не являются очевидными. [1] : 18, 23
Несколько рукописей «Мифологий» адресованы неизвестному Кату, пресвитеру Карфагена. [1] : 106
Изложение содержания Вергилия по моральной философии.
[ редактировать ]В этой экспозиции ( лат . Expositio Virgilianae Containeriae secundum philosophosmoralis ) Вергилий и Музы призваны объяснить истину его Энеиды . Этот текст похож на интерпретации классических мифов Фульгенцием в « Мифологиях» . Тень Вергилия принимает статус мудреца, и он обращается к автору претенциозно и снисходительно, часто называя его «гомункулом» или «мальчиком». [1] : 107
Хотя Фульгенций утверждает, что объясняет « Энеиду» как аллегорию всего спектра человеческой жизни, работа, кажется, заканчивается довольно внезапно, и повествование доходит только до мужественности. Однако нет никаких оснований полагать, что какая-либо часть исходного текста была утеряна. Его поспешное завершение, вероятно, было вызвано потерей интереса к его завершению. [1] : 107
Ко времени традиция написания Вергилия аллегоризации Вергилия не была новой. Элий Донат уже завершил аллегорическое изложение отрывков из « Энеиды» , которое очень напоминает идеи Фульгенция, что указывает на то, что они, вероятно, не были уникальными для Фульгенция. [6] : 228 Более того, Фульгенций, по-видимому, перенял идею Вергилия как мудреца у более раннего писателя Макробия . [1] : 110 Однако, похоже, Фульгенций был оригинален в своей попытке систематически интерпретировать « Энеиду» целиком . Он также, кажется, первый, кто попытался объяснить текст хотя бы частично приемлемым для читателей-христиан. [1] : 110
Объяснение устаревших слов
[ редактировать ]Этот текст ( лат . Expositio sermonum antiquorum ), адресованный в некоторых рукописях человеку по имени Кальцидий, представляет собой объяснение 62 античных латинских слов, которые можно встретить в римской литературе . В своем прологе к произведению Фульгенций утверждает, что он составил список слов, чтобы выполнить поручение своего хозяина (который остается неизвестным). Его заявленная цель — прояснить значение этих слов, а не возродить их. Однако, начиная с периода Каролингов, писатели действительно использовали эти раритеты, взяв этот текст в качестве источника. [1] : 157
Почти к каждому объяснению Фульгенций приводит читателю небольшую цитату в качестве примера практического использования этого слова, часто ссылаясь на работу, из которой она была взята. Однако многие из этих цитат, скорее всего, являются фальшивыми. Некоторые работы могут быть полностью выдуманными, а другие были тщательно отредактированы Фульгенцием. Как это было принято среди писателей того периода, Фульгенций не ссылается на свои непосредственные источники, возможно, пытаясь скрыть тот факт, что у него был доступ к очень немногим источникам, из которых он мог черпать информацию. Вся работа, вероятно, была попыткой улучшить его репутацию как учёного в надежде, что читатель не взглянет критически на его методы. [1] : 158
О возрасте мира и человека
[ редактировать ]Этот сборник библейской и классической истории (первоначальное название: De aetatibus mundi et hominis libri XXIII ) изложен в четырнадцати книгах, в каждой из которых отсутствует определенная буква алфавита («А» в книге I, «Б» в книге II и т. д.). .). Намеренное отсутствие каждой буквы означает, что Фульгенций не может использовать ни одно слово, содержащее эту букву, на протяжении всего этого раздела. Однако он варьирует это избегание слов с помощью своего второго метода замены пропущенных букв другими произвольно выбранными буквами. Эти приемы затемняют его язык, из-за чего читателю становится очень трудно понять его смысл. Как и в « Содержании Вергилия» , Фульгенций утверждает, что работа была завершена по просьбе его неназванного покровителя. [1] : 179
Все более быстрый темп исторического пересказа, происходящий ближе к концу произведения, ставит вопрос о том, было ли произведение завершено. Некоторые рукописи включают в свои прологи введение текста, идущего «от а до я», а другие завершают четырнадцатую книгу утверждением: «Здесь начинается пятнадцатая книга, в которой отсутствует P». [1] : 181 Однако в тринадцатой книге есть строка об окончании серии историей римских императоров . Возможно, что последние книги со временем были утеряны, хотя также вероятно, что Фульгенций просто потерял интерес к работе и поспешно закончил ее, разочаровывая, как он это сделал с другими работами, такими как « Содержание Вергилия» . [1] : 182
На протяжении всего своего пересказа истории Фульгенций добавляет моральные интерпретации событий. Он делает все возможное, чтобы оправдать пути Бога , и, в соответствии со своими прошлыми работами, использует аллегории, чтобы они соответствовали его этическим интерпретациям. [1] : 184
В отличие от других произведений Фульгенция, «Века мира», похоже, не привлекали особого внимания или восхищения в средневековый период, вероятно, из-за запутанных литературных приемов и стиля. [1] : 180
Были некоторые сомнения относительно того, принадлежала ли эта работа на самом деле работе Фабия Фульгенция, хотя сходство в языке и стиле письма убедительно демонстрирует принадлежность этой работы тому же автору, что и первые три. [3] : 183 Среди аргументов в пользу другого автора есть аргумент в пользу приписывания этого произведения епископу Фульгенцию. Эта теория основана на том факте, что рукописи «Веков мира» приписывают эту работу «Фабиусу Клавдию Гордиану Фулгентию» (Клавдий и Гордиан — оба имена, как известно, принадлежат членам ближайших родственников епископа). Однако включение этих имен в рукописи, скорее всего, было ошибкой какого-то писца восьмого или девятого века, который считал Фульгенция известным богословом. Также возможно, что у Фабия Фульгенция было несколько имен (очень популярных среди аристократов того времени), включая Клавдия и Гордиана. [3] : 182
Историографический вклад
[ редактировать ]Работа Фульгенция демонстрирует явное продолжение традиции античных римских компендиумов. Этот краткий энциклопедический стиль сбора информации был характерен для римских писателей, таких как Катон Старший и Цицерон . [1] : 21 Его работа также соответствует стоическим и неоплатоническим традициям, которые интерпретировали миф как изображение более глубоких духовных процессов. Его аллегорический подход к мифографии, возможно, возник в уже не сохранившемся комментарии Вергилия Элия Доната , и это, безусловно, было очевидно в более поздних морализирующих комментариях Вергилия Сервия. Отношение Фульгенция к Вергилию как к мудрецу, по-видимому, было заимствовано из энциклопедического труда Макробия , первого, кто возвел римского поэта на столь авторитетный статус. Однако тенденция Фульгенция лишать классический миф всех его явных деталей и заменять его этическими интерпретациями, по-видимому, имеет больше общего с писателем конца V века Марсианом Капеллой . Работы Капеллы выдвинули тему жизни как духовного путешествия на передний план классической литературы, и Фульгенций, казалось, продвинул эту тенденцию на шаг дальше. [7] : 103–106
Традиция прибегать к помощи сомнительных этимологий для подтверждения мифологических аллегорий восходит к Платону и продолжалась через Аристотеля , стоиков и в Средние века . Хотя позже Фульгенция критиковали за такие методы, они не были редкостью для писателей того периода (включая Марсиана Капеллу). [1] : 23
Краткое изложение классических мифов Фульгенцием традиционно сравнивают с его предшественником, мифографом Гигином, жившим во II веке нашей эры. Хотя обе они посвящены многим одним и тем же легендам, а некоторые общие черты их изложений позволяют предположить наличие общего источника, их работы сильно различаются по целям и интересам. Гигин, похоже, посвятил себя созданию всеобъемлющего справочника по мифам, в то время как Фульгенций больше интересовался аллегорическим анализом материала, что Гигин редко пытается сделать. [1] : 22
Влияние на более позднюю мифографию
[ редактировать ]Говорят, что работа Фульгенция знаменует собой переход от позднеантичного к средневековому литературоведению. [7] : 107 После периода снижения интереса к литературе практика мифографии была снова возобновлена, предположительно, в VII веке, так называемыми мифографами Ватикана . Все три автора заимствуют методы Фульгенция, чтобы найти в классических мифах неясный смысл. [1] : 24 Однако именно в период Каролингов, с 8 по 10 века, работы Фульгенция достигли пика своей популярности. Им стали восхищаться как одним из отцов-основателей мифографического письма, и его хвалили за объединение классической языческой литературы и христианского учения. [1] : 25 Это восхищение привело к появлению фульгентианской науки. Практика различения замысла автора и более глубокого смысла произведения литературы, доведенная до крайности Фульгенцием, послужила основой для комментариев этого периода. « Мифологии », в частности, оказались важным хранилищем ресурсов для средневековых комментаторов, которые продолжили его традицию обсуждения классической поэзии с моральной точки зрения. Кроме того, его экзотический язык и использование редких слов, похоже, повлияли на стиль письма ряда поэтов Средневековья. [1] : 24
Рукописи Фульгенция датируются началом VIII века. Свидетельством его популярности является то, что экземпляр « Мифологии» мог быть доступен в Англии еще в 9 веке. Фульгентиус оставался стандартной частью сборников античной мифологии вплоть до XIX века, когда его работы начали подвергаться популярной критике как абсурдные и фактически ненадежные. [1] : 30
Было высказано предположение, что работа Фульгенция, которая, как полагают, была широко известна на протяжении большей части Средневековья, могла быть источником структуры знаменитого англосаксонского эпоса « Беовульф» . [6] : 229
Критика
[ редактировать ]Хотя работы Фульгенция оставались популярными во время и после периода Каролингов, его фактические неточности и сомнительные интерпретации подверглись резкой критике в 19 веке. С тех пор его работа подавляющим большинством людей отвергается как тривиальная и вводящая в заблуждение. [1] : 30 Исторически работу Фульгенция критиковали как напыщенную и глупую. [3] : 210 [8] : 135 Его латинская проза неясна и часто искажена, что затрудняет расшифровку его смысла. [8] : 127 Он известен излишне длинной и многословной прозой и весьма неясными намеками. [1] : 15
Фульгенций также известен своими значительными ошибками в пересказе истории, например, его объединением Августа с Юлием Цезарем в «Эпохе мира и человека» . [3] : 220 Кроме того, многие из его фактов, а также его этимологии подозреваются в том, что они основаны на вторичных источниках или полностью сфабрикованы. [1] : 18, 23
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Уитбред, Лесли Джордж (1971). Мифограф Фульгенций . Колумбус: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-8142-0162-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хейс, Грегори (2 марта 2017 г.). « Romuleis Libicisque litteris»: Фульгенций и «Вандальский ренессанс» ». В Меррилсе, Эндрю (ред.). Вандалы, римляне и берберы: новые взгляды на позднеантичную Северную Африку . Рутледж. стр. 101–132. дои : 10.4324/9781315235127 . ISBN 978-1-351-87611-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хейс, Грегори (2003). «Дата и личность мифографа Фульгенция». Журнал средневековой латыни . 13 : 163–252. дои : 10.1484/J.JML.2.304196 . ISSN 0778-9750 . JSTOR 45019574 .
- ^ Хельм, Рудольф, изд. (1898). Произведения Фабия Планциадиса Фулгентии vc. Акцедунт Фабий Клавдий Гордиан Фульгенций в.к. О возрастах мира и человека и епископ С. Фульгенций Над Фиваиденом (на латыни). Лейпциг: Тойбнер. hdl : 2027/hvd.32044058248675 .
- ^ Хейс, Грегори (2002). «Псевдо-Фульгентиевые Супер Фиваиды ». В Дэймоне Синтия; Миллер, Джон Ф.; Майерс, К. Сара; Кортни, Э. (ред.). Vertis in usum: Этюды в честь Эдварда Кортни . Вклад в древность. Мюнхен: Саур. стр. 200–218. дои : 10.1515/9783110956924.200 . ISBN 978-3-598-77710-3 . OCLC 49659625 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарднер, Джон (1970). Фульгенция « Expositio Vergiliana Containeria и план Беовульфа : другой подход к стилю и структуре стихотворения». Статьи по языку и литературе . 6 (3): 227–262. ПроКвест 1300105984 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэтерби, Уинтроп (2005). «От поздней античности до двенадцатого века». В Миннисе, Аластер; Джонсон, Ян (ред.). Кембриджская история литературной критики: Том 2: Средние века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 97–144. дои : 10.1017/chol9780521300070.007 . ISBN 978-0-521-30007-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хейс, Грегори (1998). «Вариа Фульгентиана». Классические исследования Иллинойса . 23 : 127–137. ISSN 0363-1923 . JSTOR 23065284 .