Конституция Римской империи
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Конституция Римской империи представляла собой неписаный набор руководящих указаний и принципов, передаваемых главным образом через прецедент. [1] После падения Римской республики конституционный баланс власти перешел от римского сената к римскому императору . Начиная с первого императора Августа , император и Сенат теоретически были двумя равноправными ветвями власти. Однако на практике фактическая власть имперского Сената была незначительной, поскольку истинная власть в государстве принадлежала императору. Во время правления второго императора Тиберия многие полномочия, принадлежавшие римским собраниям, были переданы Сенату. [2]
Полномочия императора существовали в силу его юридического статуса. Двумя наиболее важными компонентами власти императора были «полномочия трибуна» на латыни : tribunicia potestas и проконсульский империй , или власть командовать. [3] Трибунические полномочия давали императору власть над самим Римом и гражданским правительством, а проконсульские полномочия давали ему власть над провинциями и армией. Хотя эти различия были четко определены во времена ранней империи, в конечном итоге они были утеряны, и власть императора стала менее конституционной и более монархической. Традиционными магистратурами, пережившими падение республики, были консульство , претура , плебейский трибунат , эдилизм , квесторство и военный трибунат . Любой человек сенаторского класса мог баллотироваться на одну из этих должностей. Если человек не принадлежал к сенаторскому классу, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если император разрешил ему баллотироваться, или в противном случае он мог быть назначен на одну из этих должностей императором.
Имперская конституционная история
[ редактировать ]генерал, выигравший последнюю гражданскую войну Римской республики, Гай Октавиан Хозяином государства стал . В годы после 30 г. до н. э. Октавиан приступил к реформированию римской конституции . Конечным следствием этих реформ стала упразднение республики и основание Римской империи . Когда Октавиан сверг своего товарища по триумвиру , Марка Антония, в 32 г. до н. э., он оставил свой пост триумвира. [4] но, вероятно, был наделен полномочиями, аналогичными тем, от которых он отказался. Октавиан хотел укрепить свой статус хозяина государства, избежав при этом убийства .
13 января 27 г. до н.э. Октавиан отказался от своих чрезвычайных полномочий, включая свой проконсульский империй, власть триумвирата и полномочия, предоставленные в рамках консенсуса универсорум , обратно Сенату и народу Рима. [5] Однако он сохранил за собой предоставленные Сенатом полномочия трибуна в 36 г. до н.э. и оставался консулом в течение 27 г. до н.э. Он получил от сената, несомненно, по его собственному предложению, больший проконсульский империй сроком на десять лет, дающий ему высшую власть над провинциями и, следовательно, над всей римской армией. [6] Эти различные полномочия и должности позволили ему сохранить свою законную власть над империей в целом и заявить, что республика была восстановлена. Широкомасштабному предоставлению проконсульских полномочий был прецедент, предоставленный Лексом Габинией аналогичных полномочий Помпею в 67 г. до н.э. [5] Более того, проконсульские полномочия теоретически превосходили консульские полномочия действующих консулов, что позволяло Октавиану утверждать, что он не стоит выше других магистратов государства. [5] Чтобы сохранить свой контроль над Италией, которая не считалась провинцией, Октавиан поручил Ассамблее избрать его на должность консула. [5]
В этот момент Сенат также предоставил Октавиану титул « август » и должность принцепса сената , или первого сенатора. Когда Август, как был переименован Октавиан, отказался от консульства в 23 г. до н.э. [5] Сенат предоставил ему расширение его проконсульских полномочий, придав ему юридические полномочия того же уровня, что и у обычных консулов. Более того, Август расширил использование полномочий трибуна, предоставленных в 36 г. до н.э., что позволяло ему вмешиваться в управление, созывать народ, предлагать законы, накладывать вето на другие политические органы и т. д. [5] После того как были проведены эти окончательные реформы, Август больше никогда не менял свою конституцию. [7] хотя он периодически брал на себя должность цензора, чтобы влиять на изменения в списках сенаторов (один в 8 г. до н. э. и вместе с Тиберием в 14 г. н. э.) и занимал должность консульства (дважды после 23 г. до н. э.). [5] Когда в 20 г. до н. э. голод в Риме привел к тому, что люди предложили Августу диктатуру, он отказался, вместо этого взяв на себя cura annonae : управление запасами зерна. [5] И когда десятилетний срок его проконсульской власти истек, он продолжил фикцию временного характера своей власти, продлив ее в 18 г. до н. э., 13 г. до н. э., 8 г. до н. э., 3 г. до н. э. и 8 г. н. э. [5] Хотя в провинциях, которыми он управлял в силу своей проконсульской власти, произошли незначительные изменения ( Нарбонская Галлия и Кипр были возвращены под управление Сената в 22 г. до н. э.), [5] его первостепенная природа не изменилась до его смерти.
Конечная цель Августа заключалась в том, чтобы найти способ обеспечить упорядоченную преемственность, что необходимо в любой монархической конституции, и избежать возобновления гражданской войны. Август не мог передать свои полномочия преемнику после своей смерти, так как они были переданы именно ему на какой-то определенный срок или при жизни. [8] Таким образом, любой преемник должен будет иметь собственный авторитет и влияние. В 6 г. до н.э. Август предоставил своему пасынку Тиберию полномочия трибуна и признал Тиберия своим наследником. [8] В 13 году нашей эры был принят закон, который сделал юридические полномочия Тиберия эквивалентными полномочиям Августа и независимыми от них. [9]
После смерти Августа Тиберию пришлось взять под свой контроль государство, поскольку номинально республиканская конституция не позволяла умершему императору завещать полномочия. [10] При поддержке преторианской гвардии и армии он быстро взял под свой контроль государство. [10] Во время его правления право выбирать магистратов было передано от собраний Сенату, и он положил конец практике предложения им законов. [11] [12] Когда Тиберий умер, Калигулу Сенат провозгласил императором. В 41 году Калигула был убит, и в течение двух дней после его убийства Сенат обсуждал вопрос о восстановлении республики. [13] Однако из-за требований армии Клавдий в конечном итоге был объявлен императором. Хотя антикварные интересы Клавдия привели к его попыткам возродить старую цензуру , эти полномочия все больше превращались в имперские прерогативы. [14]
Со временем консульство все больше обесценивалось, поскольку практика выбора соответствующих консулов расширялась: иногда в период Антонинов каждый год избиралось до 12 пар коллег. [15] Поскольку его государственные обязанности все чаще сводились к должности императора, его судебная власть была подчеркнута в новой роли Сената как уголовного суда. Консулы лишились практически всех своих политических полномочий и взяли на себя ответственность за организацию публичных игр по случаю праздников и императорских событий. [16] [12] Политическая власть многих других магистратур республики также была нейтрализована, и высшие государственные должности фактически стали муниципальными должностями с преимущественно административными функциями только в Риме. Преторы стали распорядителями хлебных пособий и игр, сохраняя некоторую судебную власть над гражданскими и уголовными делами до третьего века. [17] [14] В обязанности эдилов входило организовать наблюдение за играми и публичными похоронами. Их судебная власть была лишена в 36 году нашей эры, а к середине третьего века эта должность вышла из употребления. [17] [18] Трибуны , которые теоретически сохраняли право вето, которое не имело значения , поскольку император мог их преодолеть, [18] стали президентами различных новых городских районов. [17]
Во время правления Веспасиана Сенат был реорганизован из органа римских аристократов в один из представителей аристократии Империи, с членством и привилегиями, предоставленными императором. [19] Правление Домициана стало важным поворотным моментом на пути к монархии и концу конституционного устройства, согласно которому Сенат и Император вместе управляли Империей. [20] Став консулом на десять лет, Домициан стал пожизненным цензором и, в отличие от своего отца, использовал эти полномочия для дальнейшего подчинения Сената, контролируя его членов. [20] На протяжении всего своего правления он отменил права сенаторов, передавал им только самые тривиальные вопросы, не позволял им действовать по вопросам любой важности и принуждал их к подчинению, используя цензурные полномочия. [21] По сути, это стало резиновым штампом. Хотя Сенат восстановил некоторую власть, когда избрал императора Нерву , к этому моменту полномочия, которые теоретически принадлежали последнему оставшемуся сколько-нибудь значимому республиканскому институту, четко определялись только волей императора. [22]
Сенат
[ редактировать ]После падения Римской республики конституционный баланс власти перешел от римского сената к римскому императору . Начиная с первого императора Августа , император и сенат формально были двумя равноправными ветвями власти. Однако на практике фактическая власть имперского сената была незначительной, поскольку истинная власть в государстве принадлежала императору. Таким образом, членство в сенате стало востребовано людьми, стремившимися к престижу и социальному положению, а не к фактическому авторитету. Во время правления первых императоров законодательная, судебная и избирательная власть была передана от римских собраний сенату. Однако, поскольку контроль императора над сенатом был абсолютным, сенат действовал как средство, посредством которого император осуществлял свои самодержавные полномочия.
Первый император Август унаследовал сенат, состав которого был увеличен до 900 сенаторов его предшественником, римским диктатором Юлием Цезарем . Август сократил размер сената до 600 членов, и после этого размер сената больше никогда радикально не менялся. Сенатором можно было стать, будучи избранным квестором (судьей с финансовыми обязанностями). Однако баллотироваться на пост квестора можно было только в том случае, если человек имел сенаторский ранг, а чтобы иметь сенаторский ранг, нужно было быть сыном сенатора. [23] Если человек не имел сенаторского ранга, у него было два способа стать сенатором. Согласно первому методу, император предоставил этому лицу право баллотироваться на выборах на должность квестора. [23] при втором методе император назначал этого человека в сенат. [24]
Власть императора над сенатом была абсолютной, отчасти из-за того, что император также был цензором , то есть он контролировал членство в самом органе. [25] Во время заседаний сената император сидел между двумя консулами. [26] и обычно исполнял обязанности председательствующего. Сенаторы более высокого ранга выступали раньше сенаторов более низкого ранга, хотя император мог выступать в любое время. [26] Большинство законопроектов, поступивших на рассмотрение сената, были представлены императором. [26] который обычно назначал комитет для разработки каждого законопроекта перед его представлением. Хотя римские собрания продолжали собираться после основания империи, все их полномочия были переданы сенату, и поэтому сенаторские декреты ( senatus Consulta ) приобрели полную силу закона. [25] Законодательные полномочия императорского сената носили в основном финансовый и административный характер, хотя сенат сохранял ряд полномочий над провинциями. [25] В период ранней империи вся судебная власть, принадлежавшая римским собраниям, также была передана сенату. Например, сенат теперь обладает юрисдикцией над уголовными процессами. В этих случаях председательствовал консул, сенаторы составляли присяжные, а приговор выносился в форме декрета ( senatus Consultum ). [27] и, хотя приговор не мог быть обжалован, император мог помиловать осужденного, наложив вето. Теоретически сенат избирал новых императоров, а затем совместно с народными собраниями наделял нового императора его командными полномочиями ( империум ). [28] После того, как император умер или отрекся от своего поста, сенат часто обожествлял его, хотя иногда он издавал декрет ( damnatio memoriae или «проклятие из памяти»), который пытался стереть все следы этого императора из жизни Рима. как будто его никогда и не существовало. [28] Император Тиберий передал все избирательные полномочия от собраний сенату. [28] и хотя теоретически сенат избирал новых судей, для завершения выборов всегда требовалось одобрение императора. [28]
Законодательные собрания
[ редактировать ]Законодательные собрания Римской империи были политическими институтами Древней Римской империи . Во время правления второго римского императора Тиберия полномочия , принадлежавшие римским собраниям ( комициям ), были переданы Сенату . Стерилизация собраний стала неизбежной, потому что избиратели, как правило, не знали существа важных вопросов, которые стояли перед ними. [29] и часто готовы продать свои голоса тому, кто предложит самую высокую цену. После основания Римской империи народ Рима продолжал организовываться по столетиям и племенам, но к этому моменту эти разделения потеряли большую часть своей актуальности. [30]

Хотя механизм Центуриатного собрания продолжал существовать на протяжении всей жизни империи, [30] собрание утратило всю свою практическую значимость. При империи все собрания Центуриатного собрания проходили в форме несортированного собрания. Законодательство никогда не передавалось императорскому собранию центуриатов, и единственная основная законодательная власть, которую это собрание имела при республике, - право объявлять войну - теперь была делегирована императору через его более широкие проконсульские полномочия. [30] [31] Все судебные полномочия, которыми владело республиканское собрание центуриатов, были переданы независимым судам присяжных, а при императоре Тиберии все его прежние избирательные полномочия были переданы сенату. [30] После того, как он утратил все эти полномочия, у него не осталось власти. Его единственной оставшейся функцией было, после того как сенат «избрал» магистратов, заслушивать отказ от участия , [30] Renuntiatio не имело юридической цели, а представляло собой церемонию , на которой результаты выборов зачитывались избирателям. Это позволяло императору утверждать, что магистраты были «избраны» суверенным народом.
После основания империи племенные подразделения граждан и вольноотпущенников продолжались, но единственная политическая цель племенных подразделений заключалась в том, чтобы они лучше позволяли сенату вести список граждан. [30] Племенные разделения также упрощали процесс распределения зерна. [30] В конце концов, большинство вольноотпущенников принадлежало к одному из четырех городских племен, а большинство свободных людей принадлежало к одному из тридцати одного сельского племени. [30] При императоре Тиберии избирательные полномочия Племенного собрания были переданы сенату. Каждый год, после того как сенат избрал ежегодных судей, Племенное собрание также заслушивало renuntiatio . [30] Любой закон, который император представлял на ратификацию собраниям, передавался на рассмотрение Племенного собрания. [30] Собрание ратифицировало императорские указы, начиная с императора Августа и продолжая до императора Домициана . Однако ратификация закона собранием не имела юридического значения, поскольку император мог придать закону любой указ даже без согласия собраний. Таким образом, в условиях империи глава исполнительной власти снова стал главным законодателем, а этой власти он не обладал со времен ранней республики. [30]
Плебейский совет также пережил падение республики. [30] и он также потерял свои судебные и избирательные полномочия в пользу Сената во время правления Тиберия, даже несмотря на то, что многие реформы Августа были приняты в виде плебисцита . на Совете [32] Хотя он сохранил свои теоретические законодательные полномочия, после правления Тиберия единственным известным законодательным актом, за исключением предоставления трибунских полномочий императору, принятым через Совет, является аграрный закон при Нерве. [33] В силу своих трибунских полномочий император всегда имел абсолютный контроль над советом. [30]
Исполнительные магистраты
[ редактировать ]Исполнительные магистраты избирались людьми Древней Римской империи . Полномочия императора (его империум ) существовали, по крайней мере теоретически, в силу его юридического статуса. императора Двумя наиболее важными компонентами империи были «полномочия трибуна» ( potestas tribunicia ) и «проконсульские полномочия» ( imperium proconsulare ). [34] По крайней мере теоретически, полномочия трибунов (которые были аналогичны полномочиям плебейских трибунов при старой республике) давали императору власть над гражданским правительством Рима, в то время как проконсульские полномочия (аналогичные полномочиям военных губернаторов или проконсулов при старой республике) республика) дал ему власть над римской армией. Хотя эти различия были четко определены во времена ранней империи, в конечном итоге они были утеряны, и власть императора стала менее конституционной и более монархической. [35]
В силу своих проконсульских полномочий император обладал той же властью военного командования, что и главные магистраты ( римские консулы и проконсулы) в республике. Однако на императора не распространялись конституционные ограничения, которым подвергались старые консулы и проконсулы. [3] В конце концов, ему были предоставлены полномочия, которые при республике были зарезервированы за римским сенатом и римскими собраниями , включая право объявлять войну, ратифицировать договоры и вести переговоры с иностранными лидерами. [36] Степень проконсульской власти императора давала ему власть над всеми военными губернаторами Рима и, таким образом, над большей частью римской армии. императора Трибунические полномочия давали ему власть над гражданским аппаратом Рима. [37] [38] а также право председательствовать и, таким образом, доминировать над собраниями и сенатом. [37] Когда император был наделен полномочиями трибуна, его должность и его личность становились неприкосновенными. [37] и, таким образом, причинение вреда императору или создание препятствий императору стало караться смертной казнью. [37] Император также имел право выполнять ряд обязанностей, которые в республике выполняли римские цензоры . Такие обязанности включали полномочия регулировать общественную мораль ( цензуру ) и проводить перепись населения . В рамках переписи император имел право относить людей к новому социальному классу, включая сенаторский класс, что давало императору беспрецедентный контроль над членством в сенате. [39] Император также имел право толковать законы и создавать прецеденты. [40] Кроме того, император контролировал религиозные учреждения , поскольку, будучи императором, он всегда был Великим Понтификом и членом каждого из четырех основных духовенств. [36]
В империи граждане были разделены на три класса, и для членов каждого класса был доступен отдельный карьерный путь (известный как cursus Honorum ). [41] Традиционные магистратуры были доступны только гражданам сенаторского сословия. Магистрами, пережившими падение республики, были (в соответствии с их рангом согласно cursus Honorum ) консульство , претура , плебейский трибунат , эдилизм , квесторство и военный трибунат . [41] Если человек не принадлежал к сенаторскому классу, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если император разрешил ему баллотироваться, или в противном случае он мог быть назначен на одну из этих должностей императором. Во время перехода от республики к империи ни одна должность не потеряла больше власти или престижа, чем консульство, что отчасти объяснялось тем, что все основные полномочия республиканских консулов были переданы императору. Имперские консулы могли председательствовать в сенате, выступать в качестве судей в некоторых уголовных процессах и контролировать публичные игры и представления. [16] Преторы также потеряли значительную часть власти и в конечном итоге имели мало власти за пределами города. [14] Главный претор в Риме, городской претор, превосходил всех остальных преторов и на короткое время получил власть над казначейством. [14] В условиях империи плебейские трибуны оставались неприкосновенными. [18] и, по крайней мере теоретически, сохранял право созывать или накладывать вето на сенат и собрания. [18] Август разделил коллегию квесторов на два отдела и поручил одному отделу служить в сенаторских провинциях, а другому - управлять гражданской администрацией в Риме. [42] При Августе эдилы утратили контроль над поставками зерна в пользу совета уполномоченных. Однако только после того, как они потеряли власть поддерживать порядок в городе, они действительно стали бессильными, и офис полностью исчез в III веке. [18]
Конец принципата
[ редактировать ]В течение периода, начавшегося с воцарения императора Нервы и закончившегося смертью императора Коммода, империя продолжала ослабевать. Становилось трудно набирать достаточно солдат для армии, инфляция становилась проблемой, и по крайней мере в одном случае империя чуть не обанкротилась. Самым значительным конституционным развитием этой эпохи был неуклонный дрейф к монархии. стал императором, неизвестно Как именно М. Коццей Нерва , хотя, вероятно, его поддержали заговорщики, свергнувшие Домициана. Его правление, хотя и слишком короткое для каких-либо серьезных конституционных реформ, все же обратило вспять некоторые злоупотребления, за которые был ответственен его предшественник. [43] Когда Нерва умер в январе 98 г., Траян сменил его без сопротивления. Траян пошел дальше, чем даже Нерва, в восстановлении образа свободной республики. [43] Он отказался председательствовать на судебных процессах против сенаторов, требующих смертной казни, и отсутствовал в Риме в течение столь длительного периода времени, что сенат даже восстановил некоторые независимые законодательные полномочия. [43]
Адриан сменил Траяна на посту императора. Безусловно, его самым важным конституционным изменением было создание бюрократического аппарата. [44] который включал фиксированную градацию четко определенных должностей и соответствующий порядок продвижения по службе. Многие функции, которые в прошлом были переданы на аутсорсинг, теперь должны были выполняться государством, и эта система будет возрождена императором Диоклетианом , когда он установит Тетрархию . [44] Адриана сменил Антонин Пий , который не внес реальных изменений в конституцию. [45] Его сменил Марк Аврелий в 161 году. Самым значительным конституционным развитием, произошедшим во время правления Марка Аврелия, было возрождение республиканского принципа коллегиальности . [45] как он сделал своего брата Л. Элия , [46] его соправитель. Марк Аврелий правил западной половиной империи, а его брат — восточной половиной империи. В 169 г. умер Элий, а в 176 г. Марк Аврелий сделал своим новым соимператором своего сына Л. Аврелия Коммода. Эта договоренность была также возрождена, когда император Диоклетиан учредил Тетрархию. В 180 году Марк Аврелий умер, и Коммод императором стал . Тирания Коммода возродила худшие воспоминания о последующих юлианских императорах. [47] поскольку он более откровенно, чем любой из его предшественников, взял на себя полномочия, которых у него не было по закону, и игнорировал конституцию. Он был убит в 192 году.
Никаких дальнейших конституционных реформ во время существования принципата не проводилось. Единственным событием, имеющим какое-либо значение, было продолжающееся сползание к монархии, поскольку конституционные различия, установленные Августом, потеряли всякий смысл, который они все еще имели. Начиная с 235 года, во время правления варварского императора Максимина Фракса , империя пережила период тяжелого военного, гражданского и экономического напряжения. Кризис, возможно, достиг своего апогея во время правления Галлиена , с 260 по 268 год. Кризис закончился с приходом на престол Диоклетиана в 284 году, который реформировал имперскую военную, административную и экономическую систему и тем самым упразднил принципат в пользу голая самодержавная империя.
См. также
[ редактировать ]- Римское королевство
- Римская республика
- Римская империя
- Римское право
- Плебейский совет
- Века
- Курия
- Румынский консул
- Претор
- римский цензор
- Квестор
- Эдил
- Римский диктатор
- Мастер лошади
- Римский сенат
- Курс с отличием
- Византийский сенат
- Понтифик Максим
- Принц сената
- Интеррекс
- Промагистрат
- Журнал Сената
- Конституция (римское право)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Документ Сената типографии правительства США 103–23. п. 161. ИСБН 0-16-058996-7 .
- ^ Эбботт, Фрэнк Фрост (1963). История и описания римских политических институтов (3-е изд.). Нью-Йорк: Noble Offset Printers Inc., с. 398.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 344.
- ^ Эбботт 1963 , с. 267.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Тейлор, Томас Маррис (1899). Конституционная и политическая история Рима . Лондон: Methuen & Co., стр. 410–417.
- ^ Эбботт 1963 , с. 268.
- ^ Эбботт 1963 , с. 271.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 272.
- ^ Эбботт 1963 , с. 273.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 289.
- ^ Эбботт 1963 , с. 291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тейлор 1899 , стр. 426–429.
- ^ Эбботт 1963 , с. 293.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эбботт 1963 , с. 377.
- ^ Талберт, Ричард Дж. А. (1984). Сенат императорского Рима . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05400-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 376.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор 1899 , с. 430.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эбботт 1963 , с. 378.
- ^ Эбботт 1963 , с. 308.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 310.
- ^ Тейлор 1899 , с. 489.
- ^ Тейлор 1899 , с. 490.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 381.
- ^ Эбботт 1963 , с. 382.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбботт 1963 , с. 385.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбботт 1963 , с. 383.
- ^ Эбботт 1963 , стр. 385–386.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эбботт 1963 , с. 386.
- ^ Эбботт 1963 , с. 278.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Эбботт 1963 , с. 397.
- ^ Тейлор 1899 , с. 428.
- ^ Тейлор 1899 , с. 426.
- ^ Тейлор 1899 , с. 427.
- ^ Эбботт 1963 , с. 342.
- ^ Эбботт 1963 , с. 341.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 345.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эбботт 1963 , с. 357.
- ^ Эбботт 1963 , с. 356.
- ^ Эбботт 1963 , с. 354.
- ^ Эбботт 1963 , с. 349.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 374.
- ^ Эбботт 1963 , с. 379.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эбботт 1963 , с. 317.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 318.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт 1963 , с. 319.
- ^ Пикок, Фиби Б. Лусио Веро (161–169 гг. н.э.) . Библиотека Конгресса . Проверено 28 июля 2013 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эбботт 1963 , с. 320.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах» . Том. 1 (Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах Фрэнсиса Бархэма, эсквайра). Лондон: Эдмунд Спеттиг.
- Холланд, Том (2005). Рубикон: Последние годы Римской республики . Случайные домашние книги. ISBN 1-4000-7897-0 .
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Том. 2 (Пятое изд.). Оксфорд: Напечатано У. Бакстером.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08125-Х .
- Тейлор, Лили Росс; Скотт, Рассел Т. (1969). «Места для сидения в римском сенате и сенаторах Педарии». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 100 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 529–582. дои : 10.2307/2935928 . JSTOR 2935928 .