Осуждение памяти
Проклятие памяти ( Латинское произношение: [damˈnaː.ti.oː meˈmo.ri.ae̯] ) — современная латинская фраза, означающая «осуждение памяти», указывающая на то, что человека следует исключить из официальных аккаунтов. В зависимости от степени это может быть случай исторического отрицания . Существует и существовало множество способов Damnatio memoriae , включая уничтожение изображений, удаление имен из надписей и документов и даже крупномасштабное переписывание истории. Этот термин можно применить и к другим случаям официальной чистки. Эта практика наблюдалась еще в период Нового египетского царства фараоны Хатшепсут и Эхнатон , когда ей подвергались .
После того как Герострат поджег храм Артемиды , одно из семи чудес древности , жители Эфеса запретили упоминание его имени. Его имя с тех пор стало эпонимом людей, совершающих преступления с целью получения известности.
Этимология
Хотя термин damnatio memoriae» латинский « , эта фраза не использовалась древними римлянами и впервые появилась в диссертации, написанной в Германии в 1689 году. [1]
Древний мир
Самые известные на сегодняшний день примеры Damnatio memoriae из древности касаются высечки надписей на камне или намеренного исключения из них определенной информации.
Древняя Месопотамия
По словам Стефана Завадского , самые старые известные примеры таких практик относятся примерно к 3000-2000 годам до нашей эры. Он приводит в пример Лагаш (древний город-государство, основанный шумерами на юге Месопотамии ), где сохранившиеся надписи, касающиеся конфликта с другим городом-государством, Уммой , не упоминают правителя Уммы, но описывают его как «человека Уммы», в чем Завадский видит пример сознательного принижения правителя Уммы до роли недостойного человека, имя и положение которого в истории правители Лагаша не хотели записывать для потомков. [2]
Древний Египет
Египтяне тоже практиковали это, [3] как видно из реликвий из фараона Эхнатона гробницы и других мест. Единоличное поклонение Эхнатона богу Атону вместо традиционного пантеона считалось еретическим. Во время своего правления Эхнатон стремился все упоминания о боге Амоне . удалить [4] После его правления храмы Атона были разобраны, а камни повторно использованы для создания других храмов. Лица Эхнатона были срезаны, а изображения и упоминания Амона появились снова. Люди винили в своих несчастьях переход Эхнатона к атенизму , в сторону от богов, которым они служили до него. [5] Среди других египетских жертв этой практики — фараоны, которые сразу же сменили Эхнатона, в том числе Сменхкаре , Нефернеферуатон и Ай . [3] Кампания Damnatio memoriae против Эхнатона и его преемников была инициирована преемником последнего, Хоремхебом , который решил стереть из истории всех фараонов, связанных с непопулярным периодом Амарны ; этот процесс продолжили преемники Хоремхеба. [6] Таким образом Тутанхамон также был стерт из истории, хотя он вернул Египет богу Амону, потому что он был просто одним из царей, сменивших Эхнатона, и, возможно, был собственным сыном Эхнатона.
Древние хетты
один случай Damnatio memoriae известен В древней Хеттской империи . Мурсили III был царём хеттов около семи лет в 1282–1275 гг. до н. э., который затем был свергнут своим дядей Хаттусили III , вступившим на престол.
Существует хорошо известный рельеф отца Мурсили Муваталли II недалеко от деревни Сиркели-Хойюк в Турции , а также второй, очень похожий рельеф, который, как полагают, принадлежит его сыну Мурсили. Он был в значительной степени разрушен в древности, скорее всего, его злобным дядей. Рельеф отца остался нетронутым.
Древняя Греция
Такая практика была известна еще в Древней Греции. [8] Афиняне часто уничтожали надписи, в которых упоминались отдельные лица или события , которые они больше не хотели отмечать. [9] После того, как Тимофей был признан виновным в государственной измене и снят с поста полководца в 373 г. до н. э., все упоминания о нем как о полководце были удалены из военно-морского каталога за предыдущий год. [10] Наиболее полным примером является их систематическое удаление всех упоминаний об Антигонидах из надписей в их городе в 200 г. до н. э., когда они были осаждены антигонидским царем Македонским Филиппом V во время Второй Македонской войны . [11] Один указ, восхваляющий Деметрия Полиоркета (прадеда Филиппа V), был разбит и сброшен в колодец. [12]
В Дельфах почетная надпись, возведенная между 337 и 327 годами до нашей эры для Аристотеля и его племянника Каллисфена , двух философов, тесно связанных с македонянами , была разбита и брошена в колодец после смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры. [12]
Древний Рим
В Древнем Риме практика Damnatio Memoriae заключалась в осуждении императоров после их смерти. Если Сенату или более позднему императору не нравились действия императора, они могли конфисковать его собственность, стереть его имя и переделать его статуи (обычно испорченные). Поскольку существовал экономический стимул конфисковывать собственность и переделывать статуи, историкам и археологам было трудно определить, когда на самом деле имели место официальные мемориальные проклятия , хотя, похоже, это случалось довольно редко.
Эта трудность усугубляется тем фактом, что полностью успешная Damnatio memoriae приводит – по определению – к полному и тотальному стиранию субъекта из исторических записей. В случае таких фигур, как императоры или консулы, маловероятно, что полный успех был возможен, поскольку даже полное уничтожение существования и действий человека в записях и тому подобном по-прежнему будет исторически заметно без обширной переработки. Непрактичность такого сокрытия могла быть огромной — в случае с императором Гетой , например, монеты с его изображением оказалось трудно полностью вывести из обращения в течение нескольких лет, хотя простое упоминание его имени каралось смертью. [13]
Трудности в реализации также возникали, если не было полного и прочного согласия с наказанием, например, когда было реализовано осуждение Сенатом Нерона , что привело к нападениям на многие из его статуй. [14] - но впоследствии уклонился от огромных похорон, которые ему устроил Вителлий . Точно так же часто было трудно помешать более поздним историкам «воскресить» память о человеке, подвергшемся санкциям.
Невозможность фактического стирания памяти об императоре привела ученых к выводу, что на самом деле это не было целью проклятия . Вместо этого они понимают проклятие :
не столько как попытка полностью стереть память, сколько превратить почетное поминовение в форму видимой клеветы. То есть: сила акта проклятия зависит, по крайней мере частично, от того, что зритель памятника может дополнить пробелы в надписи своими собственными знаниями о том, что именно. эти пробелы когда-то были, и причины, по которым текст был удален
Известно, что этих императоров стерли с памятников: [16]
Император | Царствование | Примечания |
---|---|---|
Калигула | 37–41 | Спорный вопрос, согласно ли постановлению сената [17] [18] |
Черный | 54–68 | измену посмертный суд за [17] |
Домициан | 81–96 | по указу сената (96) [17] |
Коммод | 177–192 | по указу сената (192) [17] |
Клодий Альбин | Узурпатор | |
Способность | 209–211 | по его брату Каракалле |
Макрин | 217–218 | Узурпатор |
Диадуменский | 217–218 | Узурпатор |
Элагабал | 218–222 | |
Северус Александр | 222–235 | Лишь во времена правления Максимина Фракса |
Максиминус Фракс | 235–238 | по указу сената (238) [17] |
Максимус I | только Цезарь | |
Филипп Араб | 244–249 | |
Филипп II | 247–249 | сын Филиппа Араба |
Деций | 249–251 | |
Геренний Этрусский | 251 | Сын Деция |
Гостилиан | 251 | Сын Деция |
Эмилиан | 253 | |
Галлиен | 253–268 | |
Аврелиан | 270–275 | |
Честный | 276–282 | |
дорогой | 282–283 | |
Каринус | 284–285 | |
нумерианский | 283–284 | |
Диоклетиан | 284–305 | |
Максимиан | 286–305 | по указу сената (310) [17] |
Галерий | 305–311 | |
Валериус Северус | 306–307 | |
Максимин II | 308–313 | по указу сената (313) [17] |
Максенций | 306–312 | |
Лициний | 308–324 | |
Константин II | 337–340 | |
Постоянный | 337–350 | |
Магненций | Узурпатор | |
Великий Максимус | 383–388 |
Средний возраст
В средние века ересиархов память издал могла быть осуждена. Констанцский собор указ о проклятии памяти Джона Уиклифа . [19]
Практику замены языческих сравнивают с Damnatio memoriae . верований и мотивов христианскими и намеренного отказа от записи языческой истории также [20]
В своей книге « Женщины-Медичи — портреты власти, любви и предательства » Габриэль Лэнгдон также представляет убедительные доказательства относительно вероятного проклятия, вынесенного против Изабеллы Медичи , выдающейся женской фигуры при дворе Медичи эпохи Возрождения 16-го века. [21]
Америка
Древние майя
Несколько очевидных инцидентов Damnatio Mamoriae произошли в цивилизации майя в классический период (250–900 гг. Н. Э.) в результате политических конфликтов между лидерами местных королевств.
Один примечательный инцидент произошел в королевстве Пахан (современный Яшчилан , Мексика ) в середине 8-го века. В июне 742 года кухул аджав (Святой господин, т. е. король) Па' Чана, Ицамнаадж Бахлам III , умер после 60-летнего правления, во время которого он превратил свое королевство в одно из великих богатств после большого количества военных кампаний, которые были записаны и проиллюстрированы на многочисленных высококачественных стелах , перемычках и иероглифических ступенях храмов, которые он посвятил своему военному успеху (например, Храм 44) и своей семье (например, Храм 23). Хотя у него был сын, который в конце концов взошел на трон после его смерти, был загадочный десятилетний период междуцарствия , в течение которого Па' Чан не записал о существовании какого-либо короля. Сын Ицамнааджа Бахлама, Яксун Балам IV , также известный как Птичий Ягуар IV, взошел на трон в апреле 752 года, почти через десять лет после смерти своего отца. [22]
Этот период междуцарствия можно объяснить текстом из близлежащего северного королевства Йокиб (современный Пьедрас-Неграс , Гватемала ). Панель 3 с изображением этого города, которую многие считают одним из самых красивых произведений искусства майя , была вырезана примерно в 782 году и иллюстрирует эпизод правления Ицама Кана Акка II (также известного как Паваадж Канака II), в котором он праздновал его первый катун (период 7200 дней) на посту короля состоялся 27 июля 749 года. Панель 3 утверждает, что празднование «было свидетелем Сак Джукуба Йопаата Бахлама, Святого Лорда Пахана». Этот загадочный правитель, также известный как Йопаат Бахлам II, больше нигде в исторических записях не упоминается, даже на своей предполагаемой родине. Более того, его почтительное присутствие на празднике в Йокибе, многовековом и заклятом сопернике Пахана (который, по сути, одержал победу в битве против Ицамнааджа Бахлама III в 726 году), а также изображение Ицама Кана Ахка, очевидно обращающегося к речь (теперь трудно читаемая, но, вероятно, связанная с событием из прошлого Па' Чана) перед группой Па' Чана, в которую входили его сын и «наследник престола» Па' Чана ( chʼok paʼchan ajaw ), Sihyaj Akteʼ—, возможно, указывают на то, что он правил как вассал Ицама Кана Акка или что он использовал празднование как возможность попросить поддержки Ицама Канака против Яксуна Балама IV, его политического соперника. [23] Это привело к выводу, что, если этот человек действительно правил Па' Чаном, все записи о его существовании были уничтожены во время правления Яксуна Балама IV, который, как известно, на протяжении всего своего правления вел масштабную пропагандистскую кампанию, чтобы заявить о легитимности власти над троном, что включало в себя переписывание династической истории своего королевства и восстановление нескольких исторических записей предыдущих королей. Огромные тексты, описывающие собственную версию династической истории его царства Яксуна Балама, возможно, были вырезаны поверх существующих записей, которые были намеренно стерты гипсом , что, возможно, уничтожило записи короля (или королей) междуцарствия . [22]
Возможно, Йопаат Бахлам и его сын прожили остаток своей жизни в изгнании в Йокибе, и что «наследник престола» так и не пришел к власти. Йопаат Бахлам, возможно, был похоронен в Погребении 13 города, судя по тексту, вырезанному на четырех раковинах Spondyluslimbatus , найденных внутри него, который носит его имя и упоминает, что он ранее посещал город в январе 747 года, также в период междуцарствия . [23]
Новая Испания
Печально известные случаи Damnatio memoriae произошли во время существования вице-королевства Новой Испании , испанской колонии , возникшей после испанского завоевания Мексики в 1521 году. Различные наместники приказывали уничтожить памятники и документы, изображающие определенные эпизоды доколумбовой мезоамериканской истории и повстанцев. до испанского господства над Америкой.
Например, Моктесума I (не путать с его более известным правнуком Моктесумой II XV века , ), хуэй тлахтоани (великий оратор, т.е. император) экскана Тлахтолояна ( букв. Тройная столица) [24] известная историкам как Мексика или Империя ацтеков (также известная как Тройственный союз ацтеков, жители которого называли себя Кулуа-Мехика), приказал создать портрет себя и своего военного и политического советника Тлакаэлеля в Чапультепеке , исторически и, естественно, важное место, которое в настоящее время находится в Мехико . Это стало традицией среди последующих правителей Мексики, и портреты Ашаякатля и Ауисотля , двух преемников Моктесумы, также делались на протяжении оставшейся части столетия ( отсутствие Тизока можно объяснить его внезапной смертью от отравления). Монтесума II создаст последний портрет такого типа в 1519 году (который, по мнению Хаджовского (2015 , стр. 118), может быть «последним ацтекским памятником»), накануне испанского завоевания.
Антонио де Леон-и-Гама , выдающийся мексиканский интеллектуал, писал в конце 18 века, что эти портреты хорошо сохранились до этого столетия. Леон-и-Гама утверждал, что единственным портретом, который ему удалось увидеть самому, был портрет Моктесумы II до того, как власти приказали его уничтожить в 1753 или 1754 году. Он упомянул, что портрет Ашаякатля все еще существовал в начале того столетия, прежде чем он был «разбит и удален». " Действительно, остатки портрета Моктесумы высотой примерно 2 метра (более 6 футов) показывают, что его повреждение не было случайным или естественным. розово-серого цвета Он был вырезан на андезите , который, по словам Хаджовского, «немного тверже мрамора ». Отметины на поврежденных частях показывают, что, по-видимому, его разрушение было осуществлено путем падения валуна и что глубокие ямы были пробурены «вероятно, для того, чтобы расколоть камень или взорвать его».
В другом печально известном случае 7 июля 1539 года испанский епископ Хуан де Сумаррага приказал уничтожить портрет, изображающий Несауалькойотля , короля Тескоко , вместе с различными другими скульптурами на холме Тескоцинго «таким образом, чтобы они больше не были вспомнил", [25] яркий пример проклятия памяти .
Во время войны за независимость Мексики , которая началась в 1810 году, один из первых революционных лидеров, Мигель Идальго-и-Костилья , которого сегодня помнят как национального героя , был казнен испанскими властями в 1811 году. власти объявили Damnatio memoriae . По словам одного из солдат Идальго, Педро Гарсиа (1790–1873), «жестокая война против памяти Идальго и его идей» велась посредством строгой цензуры.
Говорить об Идальго где-либо стало незаконно, это стало тяжким преступлением, за которое сурово наказывали. По этой причине нигде в стране не найдено ни одного портрета, похожего на него, поскольку сухой закон длился почти десять лет. Никто не чувствовал себя в безопасности, разговаривая внутри своих домов.
Однако попытки испанцев стереть его память оказались тщетными. Война за независимость продолжалась, и лидеры, которые продолжали революцию после смерти Идальго, приложили огромные усилия, чтобы почтить память его наследия. Хосе Мария Морелос , например, заявил в 1813 году, что 16 сентября, годовщина начала войны, будет отмечаться каждый год, «всегда помня о заслугах великого героя дона Мигеля Идальго и его партнера дона Игнасио Альенде ». [26]
Подобные практики в наше время
Хотя в наше время не предпринималось попыток полного Damnatio memoriae — назвать имя или написать о человеке, попавшем в немилость, никогда не подвергалось формальному наказанию, — за исключением того, что полные случаи Damnatio memoriae в наше время включают многочисленные примеры из Советского Союза , ретуши фотографий для убрать таких личностей, как Лев Троцкий , [27] Nikolay Yezhov , [28] и даже Сталин . [29] После того, как Сталин приказал убить жену Григория Кулика Киру Кулик-Симонич, все ее фотозаписи были уничтожены; хотя ее описывали как очень красивую, никаких ее фотографий или других изображений не сохранилось. [30] После падения в немилость Лаврентий Берия и другие были исключены из статей в Большой советской энциклопедии . [31] После падения коммунизма в Восточной Европе многие коммунистические статуи, особенно Ленина и Сталина, были удалены из бывших советских государств-сателлитов. [32] В соответствии с решением 2015 года в ходе процесса декоммунизации в Украине были успешно демонтированы все 1320 статуй Ленина после обретения независимости, а также переименованы дороги и сооружения, находившиеся под советской властью. [33]
Графический дизайнер Дэвид Кинг сильно интересовался советским искусством и дизайном и собрал коллекцию из более чем 250 000 изображений. Его наиболее яркие примеры изменений до и после были опубликованы в книге « Комиссар исчезает» .
Польша
Польские писатели XIX века часто не упоминали двух королей из списка польских монархов, Безприма и Вацлава III Богемского , в результате чего они были исключены и из многих более поздних произведений. [34]
Китай
Обращение с китайским политиком Чжао Цзыяном после того, как он впал в немилость внутри Коммунистической партии Китая, считается еще одним современным случаем Damnatio Memoriae . [35]
Германия
Уничтожение всех копий «Победы веры» с целью стереть Эрнста Рема считается актом нацистского проклятия памяти . [36] В конце концов сохранились две копии: одна хранилась в Лондоне, а другая - у коммунистического правительства Восточной Германии. [37]
Северная Корея
В декабре 2013 года Чан Сон Тхэк был внезапно обвинен в контрреволюционности , лишен всех своих постов, исключен из Трудовой партии Кореи (ТПК), арестован и казнен. Его фотографии были удалены из официальных СМИ, а его изображение в цифровом формате удалено из фотографий с другими северокорейскими лидерами. [38]
Анализ
Этот термин используется в современной науке для обозначения широкого спектра официальных и неофициальных санкций, посредством которых уничтожаются физические останки и воспоминания умершего человека. [39] [40]
Рассматривая случаи Damnatio Memoriae в современной ирландской истории, Гай Бейнер утверждает, что иконоборческий вандализм делает мучениками только «опозоренных», тем самым гарантируя, что о них будут помнить на все времена. [41] Тем не менее, Бейнер продолжает утверждать, что цель Damnatio memoriae — а не стирание людей из истории — заключалась в том, чтобы гарантировать только негативные воспоминания о тех, кто был так опозорен. [41] [42] Указывая на то, что Damnatio memoriae не стирает людей из истории, а фактически сохраняет их память, [42] Байнер пришел к выводу, что тех, кто участвует в разрушении памятника, следует считать агентами памяти. [43]
Автор Чарльз Хедрик предлагает проводить различие между Damnatio memoriae (осуждением умершего человека) и abolitio memoriae (фактическим удалением другого человека из исторических текстов). [44]
В случае сноса советских памятников в Восточной Европе основной причиной было то, что они были установлены как символ оккупации, господства или культа личности , а не просто исторический знак. Было отмечено, что все установленные нацистами памятники и названия улиц были удалены после Второй мировой войны , что в то время воспринималось как естественная реакция после освобождения. [45] [46]
См. также
- Алан Смити — псевдоним, используемый кинорежиссерами, отрекающимися от проекта.
- Анафема
- Отменить культуру
- Цензура в Италии
- Цензура в Северной Корее
- Цензура изображений в Советском Союзе
- Кризис Римской республики
- Денацификация / Дебаасификация / Декоммунизация / Десталинизация
- Исторический отрицание
- Иконоборчество
- Тексты проклятий
- Насильственное исчезновение
- Список гробниц антипап
- Заражение массовыми расстрелами # Кампания «Не называй их»
- Меморицид
- Дыра памяти
- «Девятнадцать восемьдесят четыре» , роман Оруэлла: «выписывание» исторических личностей сталинским режимом
- Нечеловек
- Персона нон грата
- проскрипция
- Избегание
- Пренебрежение
- Йимах шемо , эквивалентное понятие в иудаизме.
Ссылки
- ^ Омисси, Адрастос (28 июня 2018 г.). Императоры и узурпаторы в Поздней Римской империи: гражданская война, панегирик и построение легитимности . ОУП Оксфорд. п. 36. ISBN 978-0-19-255827-5 .
- ^ Завадский, Стефан (2011). «Забыть, чтобы сохранить плохую память: правители в ассирийских царских надписях в первом тысячелетии до нашей эры». [Отпустив, сохрани плохую память: правители в ассирийских царских надписях в первом тысячелетии до н. э.]. В Галай-Демпняке, Рената; Оконь, Данута; Семчишин, Магдалена (ред.). Damnatio memoriae в европейской политической культуре [ Damnatio memoriae в европейской политической культуре ] (на польском языке). Институт национальной памяти. ISBN 978-83-61336-45-7 .
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Ричард Х. (1 января 2011 г.). «Контролируемый ущерб: механика и микроистория Damnatio Memoriae, выполненных в КВ-23, гробнице Ай» . Журнал истории Египта . 4 (1): 129–147. дои : 10.1163/187416611X580741 . ISSN 1874-1665 .
- ^ Джарус, Оуэн (24 июля 2014 г.). «Обнаружена египетская резьба, испорченная возможным отцом Тутанхамона» . Живая наука . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Редфорд, Дональд (1984). Эхнатон: Царь-еретик . Издательство Принстонского университета. стр. 170–172. ISBN 978-0-691-03567-3 .
- ^ Карни, Элизабет Д.; Мюллер, Сабина (9 ноября 2020 г.). Routledge Companion о женщинах и монархии в древнем средиземноморском мире . Тейлор и Фрэнсис. п. 64. ИСБН 978-0-429-78398-2 .
- ^ Козал, Экин; Новак, Мирко (2017). Лицом к Муватталли: некоторые мысли о видимости и функции скальных рельефов в Сиркели-Хёюк, Киликия . Том. 445. Угарит-Верлаг. стр. 373–390. дои : 10.7892/БОРИС.106777 . ISBN 9783868352511 . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Каллатай, Франсуа Де (18 мая 2020 г.). «4. Переплавленные или переплавленные: случаи денежных Damnatio Memoriae в эллинистические времена?» . Знаменитости, слава и позор в эллинистическом мире . Университет Торонто Пресс. стр. 90–110. дои : 10.3138/9781487531782-008 . ISBN 978-1-4875-3178-2 . S2CID 234432435 .
- ^ Низкий 2020 , стр. 239–243.
- ^ Низкий 2020 , с. 246.
- ^ Бирн, С.Г. (2010). «Афинские мемориалы Damnatio об Антигонидах в 200 г. до н.э.». В Тамис, А.; Маки, CJ; Бирн, С.Г. (ред.). Филатенайос: исследования в честь Майкла Дж. Осборна . Афины: Hellēnikē Epigraphikē Hetaireia. стр. 157–177. ISBN 9789609929707 .
- ^ Jump up to: а б Низкий 2020 , с. 240.
- ^ «Гета: Тот, кто умер» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2010 года.
- ^ Рассел, Майлз; Мэнли, Гарри (2013). «В поисках Нерона: пролить новый свет на романо-британскую скульптуру» . Интернет-археология (32). дои : 10.11141/ia.32.5 .
- ^ Низкий 2020 , с. 245.
- ^ Сэндис, Джон (1919). Латинская эпиграфика: введение в изучение латинских надписей . Кембриджский университет . п. 232.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гижевски, Кристиан (1 октября 2006 г.), «Damnatio memoriae: Historisch» , Der Neue Pauly (на немецком языке), Brill, doi : 10.1163/1574-9347_dnp_e310400 , S2CID 244835165 , получено 4 сентября 2022 г.
- ^ Эдоардо Бьянки (2014). «Сенат и «damnatio memoriae» от Калигулы до Домициана» . Древняя политика (1): 33–54. дои : 10.7381/77974 . ISSN 2281-1400 .
- ^ "Статья" . riviste.unimi.it . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Стжельчик, Ежи (1987). От протославян к полякам (на польском языке). Национальное издательское агентство. стр. 60. ISBN 978-83-03-02015-4 .
- ^ Лэнгдон, Габриель (2007). Женщины Медичи – Портреты власти, любви и предательства . Университет Торонто Пресс. п. 146. ИСБН 978-0-8020-9526-8 .
- ^ Jump up to: а б Мартин, Саймон ; Грубе, Николай (2008). Хроники королей и королев майя (2-е изд.). Темза и Гудзон . стр. 119, 123–130. ISBN 978-0-500-28726-2 .
- ^ Jump up to: а б Гарсиа Хуарес, Сара Исабель; Берналь Ромеро, Гильермо (2019). «Панель 3 Пьедрас Неграс. Сложные истории и позорные воспоминания» [Панель 3 Пьедрас Неграс. Вызывающие истории и позорные воспоминания. Мексиканская археология (на испанском языке). XXVI (156): 72–83. ISSN 0188-8218 . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Эррера Меса, Мария дель Кармен; Лопес Остин, Альфредо; Мартинес Баракс, Родриго (2013). «El nombre náhuatl de la Triple Alianza» [название Тройственного союза на языке науатль]. Изучение культуры науатль (на испанском языке). 46 : 7–35. ISSN 0071-1675 . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Хаджовский, Патрик Томас (2015). На устах других: слава Мотеучомы в ацтекских памятниках и ритуалах . Остин, Техас : Издательство Техасского университета . стр. IX, 1, 118–119, 136. doi : 10.7560/766686 . ISBN 978-0-292-76668-6 .
- ^ Бренес Тенсио, Гильермо (2010). «Мигель Идальго в свете искусства: иконография национального героя — отца мексиканской нации» . Канина. Журнал искусств и литературы (на испанском языке). XXXIV (2). Университет Коста-Рики : 53–71. ISSN 0378-0473 . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Кохонен, Иина (1 июля 2017 г.). Изображение космоса: визуальная история ранних советских космических усилий . Интеллектуальные книги. стр. 135–137. ISBN 978-1-78320-744-2 .
- ^ Ньюсейум (1 сентября 1999 г.). « Исчезающий комиссар» в «Исчезающем комиссаре » . Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года . Проверено 30 сентября 2012 г.
- ^ Хайден, Карл Т.; Шекельс, Теодор Ф. (14 января 2016 г.). Общественные места: места политической коммуникации . Роуман и Литтлфилд. п. 14. ISBN 978-1-4985-0726-4 .
- ^ Джозеф Абрахам, (2020) Короли, завоеватели, психопаты: от Александра до Гитлера и корпорации , Hidden Hills Press, стр. 147 ISBN 9780578680590 .
- ^ Петрович, Андрей; Петрович, Ивана; Томас, Эдмунд, ред. (22 октября 2018 г.). Существенность текста – размещение, восприятие и наличие письменных текстов в классической античности: размещение, восприятие и присутствие письменных текстов в классической античности . БРИЛЛ. стр. 2–3. ISBN 978-90-04-37943-5 .
- ^ Нид, Линда (август 1999 г.). Закон и образ: авторитет искусства и эстетика права . Издательство Чикагского университета. стр. 47–. ISBN 978-0-226-56953-6 .
- ^ Уилфорд, Грег (20 августа 2017 г.). «Украина убрала все 1320 статуй Ленина» . Независимый . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Мрозевич, Каролина (2020). «Те же короли, разные рассказы: иллюстрированные каталоги правителей Польши, Богемии и Венгрии в шестнадцатом и семнадцатом веках» . Журнал исследований Восточной и Центральной Европы . 69 (1): 27–67. ISSN 0948-8294 .
- ^ Джерард, Бонни. «Damnatio Memoriae в Китае: Чжао Цзыян похоронен» . thediplomat.com . Дипломат . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ Хорхе Альварес (19 ноября 2019 г.). « Победа веры», пропагандистский документальный фильм о нацизме, который Гитлер приказал уничтожить» . Зеленый компас (на испанском языке) . Проверено 17 декабря 2021 г.
К умершему президенту была применена Damnatio memoriae, а, учитывая, что он появлялся во многих сценах «Победы веры», было приказано уничтожить все существующие копии.
- ^ Тримборн, Юрген (2008). Лени Рифеншталь: Жизнь . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-1-4668-2164-4 . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ «Ретушированный дядя» . Зеркало . Гамбург. 10 декабря 2013 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ Варнер, Эрик Р. (2004). Греческие и римские памятники: увечье и трансформация: проклятие памяти и портретная живопись Римской империи . БРИЛЛ. п. 2.
- ^ Фридланд, Элиза А.; Собоцински, Мелани Грунов; Газда, Элейн К. Оксфордский справочник по римской скульптуре . Оксфорд. п. 669.
- ^ Jump up to: а б Бейнер, Гай (2018). Забывчивое воспоминание: социальное забвение и разговорный язык; Историография восстания в Ольстере . Издательство Оксфордского университета . стр. 380–381. ISBN 978-0198749356 .
- ^ Jump up to: а б Бейнер, Гай (2007). Вспоминая год французов: ирландская народная история и социальная память . Мэдисон : Издательство Университета Висконсина . п. 305. ИСБН 978-0-299-21824-9 .
- ^ Бейнер, Гай (2021). «Когда падают памятники: значение депамяти». Эйре-Ирландия . 56 (1): 33–61. дои : 10.1353/eir.2021.0001 . S2CID 240526743 .
- ^ Хедрик, Чарльз В. младший (2000). История и молчание: чистка и реабилитация памяти в поздней античности . Остин : Издательство Техасского университета . п. 93. ИСБН 978-0292718739 . Архивировано из оригинала 11 июня 2022 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Андреев, Дмитрий (17 августа 2022 г.). «Война на Украине побуждает страны Балтии сносить советские памятники» . Разговор . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ «Советские памятники следует демонтировать или сохранять? – DW – 09.07.2023» . dw.com . Проверено 6 сентября 2023 г.
Библиография
- Лоу, Полли (2020). «Вспоминая, забывая и переписывая прошлое: афинские надписи и коллективная память». В Константакопулу, К.; Фрагулаки, М. (ред.). Формирование памяти в Древней Греции: поэзия, историография и эпиграфика (PDF) . Добавки Гистос. стр. 235–68 . Проверено 13 января 2023 г.
Внешние ссылки
- Осуждение памяти на Livius.org