Jump to content

Историческое искажение относительно Фердинанда Маркоса

Историческое искажение информации о Фердинанде Маркосе является политическим явлением на Филиппинах . Фердинанд Маркос был президентом страны с 1965 по 1986 год . Искажение, фальсификация или обеление исторических данных об этом периоде, [1] [2] иногда упоминается с использованием фраз «исторический отрицание», « исторический отрицание » или « исторический ревизионизм » как эвфемизм для отрицания, [3] [4] это научно документированное явление [5] связано с возвращением ближайших родственников Маркоса и политических союзников на государственные должности, [6] [7] [8] а также захоронение героя самого Маркоса в 2016 году. [5] Он продолжает попытки Маркоса создать себе культ личности , что само по себе включает в себя различные формы исторических искажений. [9] [10]

Некоторые из более ранних примеров искажения включали различные случаи исторического отрицания со стороны оставшихся членов семьи Маркоса и их последователей, что включало в себя упрощение нарушений прав человека и экономического грабежа , имевшего место во время правления Маркоса, а также роли, которую играли Дети Маркоса в администрации. [11] [12] [13]

В 2020-х годах различные исследования выявили систематические кампании по дезинформации, проводимые ведущими руководителями фирм по связям с общественностью. [14] [15] попытки создать ложное впечатление об научной литературе сторонников Маркоса, [16] и систематическое использование клик-армий и цифровых секретных операций для распространения стратегической дезинформации в социальных сетях. [17]

Исторический отрицание

[ редактировать ]

Одной из известных форм исторических искажений в отношении администрации Маркоса является отрицание или упрощение ее нарушений прав человека и экономического грабежа, а также отрицание роли [ который? ] играют остальные члены семьи Маркос и различные друзья Маркоса в администрации. [11] [12] [13] Ложные заявления были сделаны как членами семьи Маркос, так и его соратниками, такими как бывший министр обороны Хуан Понсе Энриле . [18]

Члены семьи Маркоса

[ редактировать ]

Различные члены семьи Маркоса, которые оставались в центре внимания общественности после их возвращения на Филиппины, отрицали зверства режима Маркоса и делали различные ложные заявления относительно диктатуры, например, утверждения о том, что страна была самодостаточна рисом и что Филиппины имели самый высокий уровень грамотности в Азии. [6] [7] [8]

Автор: Бонгбонг Маркос

[ редактировать ]

Бонгбонг Маркос , сын и тезка Маркоса, подвергся особой критике за активный отказ приносить извинения за нарушения прав человека. [11] и нечестным путем полученное богатство [12] во время правления его отца . [19] [20] [21] [13] В нескольких случаях Маркос-младший отмахивался от вопроса о зверствах военного положения, он специально принижал [22] или отказано [23] заявления о зверствах военного положения.

Сюда входит интервью 2012 года с Джеки Дентом из The Sydney Morning Herald , в котором Дент рассказывает: «Я рассказал ему, что было задокументировано, что людей пытали, деньги присваивали, а гавайский суд вынес решение против семьи. Он смеется. «Ну, это одно мнение, и именно это сказали бы прокуроры», — говорит он». [24] В том же году Маркос отклонил призывы к нему извиниться за зверства, совершенные в результате администрацией его отца нарушений прав человека во время празднования 40-й годовщины объявления военного положения , назвав эти призывы «корыстными заявлениями политиков и повествованиями о самовозвеличивании». , помпезные декларации, политическое позерство и пропаганда». [22] [25]

Во время своей кампании за пост вице-президента Филиппин в 2016 году он также пытался игнорировать эти события, заявив, что филиппинцы должны «оставить историю профессорам». [26] [27] [28] что побудило более 500 преподавателей, сотрудников и профессоров истории Университета Атенео де Манила выступить с заявлением, осуждающим этот акт как часть «продолжающегося умышленного искажения нашей истории» и «бессовестный отказ признать преступления режима военного положения». [29] [30] [31] [32] [33]

Более 1400 католических школ через Католическую образовательную ассоциацию Филиппин (CEAP) позже присоединились к призыву факультета Атенео. [34] [35] за ним последовал факультет истории Филиппинского университета в Дилимане , который опубликовал заявление, осуждающее то, что они назвали «опасной» попыткой Маркоса создать «миф и обман». [36] [37] [38]

Автор: Имее Маркос

[ редактировать ]

Имее Маркос также выступила с аналогичными заявлениями, в том числе ее заявлением в 2016 году о том, что она была «слишком молода», чтобы иметь какую-либо власть во время правления своего отца (хотя ей было уже 30 лет, когда ее отец был свергнут в феврале 1986 года), [39] и ее утверждение 2018 года о том, что критикам следует просто «двигаться дальше» в отношении преступлений и эксцессов эпохи военного положения. [40]

Маркос партнеры

[ редактировать ]

20 сентября 2018 года Маркос-младший опубликовал на YouTube видео «тет-а-тет» между ним и Хуаном Понсе Энриле . [41] в котором Энриле сделал ряд заявлений, отрицая незаконные аресты и убийства критиков во время правления Маркоса. [18] Они были быстро опровергнуты и осуждены жертвами военного положения, в том числе бывшим президентом Сената Акилино Пиментелем-младшим , бывшим министром социального обеспечения Джуди Тагивало , бывшим председателем Комиссии по правам человека Эттой Росалес и удостоенной наград писательницей Паланки Бони Илаган и другими. Это также осудили семьи и друзья жертв военного положения, такие как бывший президент Нойной Акино и бывший сенатор Рене Сагисаг .

В конце концов Энриле отказался от некоторых своих утверждений, заявив, что они были результатом « неосознанных периодов », но продолжал утверждать, что масштабы злодеяний являются предметом дискуссий. [42]

Организованные усилия по дезинформации и использование аккаунтов троллей

[ редактировать ]

В 2018 году доктор Джейсон Кабаньес из Университета Лидса Школы СМИ и коммуникаций и доктор Джонатан Корпус Онг из Массачусетского университета в Амхерсте опубликовали исследование организованных усилий по дезинформации на Филиппинах под названием « Архитекторы сетевой дезинформации: за кулисами». аккаунтов троллей и производства фейковых новостей на Филиппинах » . [14] [15] [17] На основе наблюдений участников в группах сообщества Facebook и аккаунтах Twitter, а также интервью с ключевыми информантами с 20 «архитекторами дезинформации», проведенных с декабря 2016 года по декабрь 2017 года, исследование описало «профессиональную иерархическую группу политических деятелей, которые разрабатывают кампании дезинформации». мобилизуйте армии кликов и применяйте инновационные методы «цифровых секретных операций» и «шифрования сигналов» для любого заинтересованного политического клиента». [5] В этой сети были «специалисты по рекламе и связям с общественностью наверху». [14]

В исследовании Онга и Кабаньеса также описано, как методы «персонального брендинга» использовались, чтобы «назвать ревизионистскую версию 20-летнего режима Маркоса «золотым веком Филиппин», используя такие инструменты, как видеоролики на YouTube», «в попытка восстановить политический блеск семьи Маркос». [5]

Роль в захоронении Маркоса

[ редактировать ]

Одним из открытий исследования Онга и Кабаньеса в 2018 году стало существование кампании « Илибинг На » («Похороните сейчас»), направленной на создание общественной поддержки похорон героя Фердинанда Маркоса с использованием «отвлекающей тактики, чтобы избежать обвинений в нарушениях прав человека». и коррупция во время правления Фердинанда Маркоса» [5] и запуск «цифровых секретных операций, направленных против видных критиков» Маркосов, особенно вице-президента Лени Робредо . [5]

Роль в выборах на Филиппинах

[ редактировать ]

По словам историка Фрэнсиса Геалого, президент Бонгбонг Маркос полагался на «мифотворчество» и извлек выгоду из «исторических искажений о режиме своего отца, которые представляли ложные повествования о прошлом». [43]

Филиппинские исследователи заявили, что «сетевые политические манипуляции» в социальных сетях сыграли свою роль в президентских выборах 2022 года . [44] В исследовании филиппинской лаборатории мониторинга СМИ говорится, что через Facebook, YouTube и Twitter «антидемократические» субъекты могли влиять на политический дискурс, имитируя исследовательские организации и средства массовой информации. [44]

Исследования распространения дезинформации

[ редактировать ]

Исследование, проведенное Филиппинским университетом Дилимана в 2020 году , показало, что «Маркосы, их лоялисты и их союзники» годами производили и воспроизводили дезинформацию, намереваясь создать впечатление, что пропаганда на самом деле исходит от уважаемого сообщества ученых. [16]

В соответствующем исследовании, опубликованном в том же году Верой Файлс, было обнаружено 119 утверждений о Маркосах, которые были опровергнуты различными новостными организациями, и изучено, как они распространялись. [45] Хотя в 2000 году был опубликован ряд пропагандистских «справочников» в поддержку Маркоса, исследование показало, что около 72% подтвержденной дезинформации о Маркосе исходят непосредственно из социальных сетей, а не из печатных источников. В частности, выяснилось, что 21% из них были «распространены через социальные сети» и «не относятся к книгам в поддержку Маркоса»; 20% из них исходили от человека, цитируемого СМИ, что не может быть связано с ранее существовавшим текстом; и около 31% — о недавних событиях. Лишь около 15% можно было найти в текстах различных пропагандистских книг, а остальные 13% состояли из «общих утверждений». [45]

Исследователи из Центра исследований третьего мира Филиппинского университета отмечают, что после того, как Бонгбонг Маркос объявил в октябре 2021 года свою кандидатуру на пост президента , количество заявлений, восхваляющих режим его отца, значительно возросло. [46] Помимо распространения дезинформации, посты в поддержку Маркоса также очерняли администрацию после Маркоса, ложно утверждая, что филиппинская экономика была лучше при Маркосе. В большей части пропаганды использовались фотографии и видео, которые широко распространялись. Промаркосовская пропаганда часто распространяется через страницы Facebook самопровозглашенными сторонниками Маркоса-старшего, которые поддерживают Бонгбонга Маркоса. Среди знаменитостей, которые способствовали распространению дезинформации в поддержку Маркоса, — певец Ричард Пун , комик Иско Сальвадор , видеоблогер Триша Ариас и режиссер Дэррил Яп (режиссер) . Видео с ложными утверждениями также распространила политическая партия Katipunan ng Demokratikong Pilipino . [46] Проверка фактов, проводимая ведущими СМИ, как правило, имеет ограниченный эффект, отчасти из-за недоверия к средствам массовой информации, сеяного Хуаном Понсе Энриле, обозревателем Ригоберто «Боби» Тиглао , должностными лицами Национальной оперативной группы по прекращению местного коммунистического вооруженного конфликта и проправительственными блоггерами. [46]

Пропагандистские рассказы

[ редактировать ]

Общие пропагандистские подходы, связанные с историческими искажениями, связанными с Маркосом [47] включать:

  • Преувеличение достижений администрации Маркоса [47] [48]
  • Ложные дихотомии между Маркосом и другими президентами, особенно двумя президентами Акино ( Корасон Акино и Бениньо Акино III ) [47] [49]
  • Повествование о «скрытой истории», хранимой «предвзятой» прессой [47] [50]
  • Отрицание, умаление или оправдание нарушений военного положения, основанных на антикоммунизме, реальном или предполагаемом . [47]

Историческое искажение, изображаемое в СМИ

[ редактировать ]

Помимо фильмов, непосредственно показывающих саму эпоху Маркоса, тема современных исторических искажений, касающихся Фердинанда Маркоса, широко освещалась во многих фильмах, в том числе в филиппинских фильмах «Респето» , «Гражданин Джейк» и «МЛ» .

Известным международным документальным фильмом на ту же тему стал Лорен Гринфилд » «Создатель королей , в котором рассказывается о событиях из жизни Имельды Маркос , сначала исследуя время, когда Маркосы еще были у власти, а затем, во второй половине фильма, основное внимание уделяется политическое возвращение семьи Маркос после смерти Фердинанда Маркоса и освещение историй тех, кто пережил насилие во время военного положения. [51] Исследование Гринфилда характеризует Имельду Маркос как ненадежного рассказчика документального фильма. [52] [53] [54] но использует то, что The New York Times называет «диалектическим» подходом, позволяя Имельде буквально рассказывать свое повествование и постепенно представляя противоположные точки зрения по ходу фильма. [55]

Различные университеты на Филиппинах выпустили различные публикации и провели многочисленные академические форумы по этой теме, называя ее историческим отрицанием, отрицанием, дезинформацией или искажением. [56]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Правительство Филиппин сталкивается с негативной реакцией на фоне заявлений о том, что оно пытается обелить историю покойного диктатора Маркоса» . «Стрейтс Таймс» . 12 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 г. Проверено 24 сентября 2021 г.
  2. ^ Вильямор, Фелипе (8 ноября 2016 г.). «Филиппины могут похоронить героя Фердинанда Маркоса, постановил Высокий суд» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  3. ^ «Военное положение и исторический ревизионизм: целостное понимание» . 30 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  4. ^ «Руководство для исторических ревизионистов» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Онг, Джонатан Корпус; Кабаньес, Джейсон Винсент А. (2018). «Архитекторы сетевой дезинформации: за кулисами тролльских аккаунтов и производства фейковых новостей на Филиппинах» (PDF) . www.newtontechfordev.com . Архивировано (PDF) из оригинала 30 июня 2021 г. Проверено 24 сентября 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Народная власть EDSA: неадекватный вызов ревизионизму Маркоса» . Центр свободы и ответственности СМИ. 10 марта 2016 г. Проверено 23 сентября 2018 г.
  7. ^ Jump up to: а б Эрнандо-Малипот, Мерлина (7 сентября 2018 г.). «Преподаватели UP клянутся бороться с историческим ревизионизмом» . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
  8. ^ Jump up to: а б де Инчаусти, Ник (23 сентября 2016 г.). «Почему пропаганда Маркоса жива?» . Журнал Esquire Филиппины . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
  9. Рут, Хилтон Л., Три азиатских диктатора: хороший, плохой и злой (16 января 2016 г.). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2716732 Архивировано 20 октября 2021 г. в Wayback Machine.
  10. ^ Марк М. Тернер (1990). «Авторитарное правление и дилемма легитимности: дело президента Филиппин Маркоса, The Pacific Review» . Тихоокеанский обзор . 3–4 : 349–362. дои : 10.1080/09512749008718886 .
  11. ^ Jump up to: а б с «Отчет миссии Amnesty International в Республике Филиппины 22 ноября – 5 декабря 1975 г.» (PDF) . Публикации Amnesty International. Сентябрь 1976 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2017 г. . Проверено 24 сентября 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «PCGG приветствует решение суда Сингапура по швейцарским фондам Маркоса» . Рэплер . 4 января 2015 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Айи Макэриг (26 августа 2015 г.). «Маркос о папином режиме: за что мне извиняться?» . Рэплер . Архивировано из оригинала 11 июня 2020 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б с «Производство фейковых новостей и тролли в социальных сетях » . Университет Лидса . 12 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б Кабико, Гея Катрина. «Руководители рекламы и связей с общественностью являются «главными архитекторами» дезинформации на Филиппинах — исследование» . Philstar.com . Архивировано из оригинала 26 августа 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Исследователи дезинформации раскрывают суть игры лжи и ее влияние на демократию» . Рэплер . 10 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Главные архитекторы дезинформации в PH: Не совсем то, что вы думаете» . Рэплер . 11 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б Диана Люмпин (25 февраля 2021 г.). «После EDSA: исторический ревизионизм и другие факторы, которые привели к возвращению Маркосов» . Филиппинский совет социальных наук . Проверено 18 октября 2022 г.
  19. ^ Элизабет Марсело (10 февраля 2016 г.). «Бонгбонг Маркос не обеспокоен критиками, выступающими против военного положения» . Новости GMA онлайн.
  20. ^ Айи Макэриг (16 августа 2015 г.). «Бонгбонг в 2016 году: нет недостатков в том, чтобы быть Маркосом» . Rappler.com .
  21. ^ Элизабет Марсело (29 февраля 2016 г.). «Бонгбонг Маркос критикам: позвольте молодым избирателям вынести собственное суждение» . Новости GMA онлайн.
  22. ^ Jump up to: а б Тан, Кимберли Джейн (21 сентября 2012 г.). «Военное положение глазами сына покойного диктатора Маркоса» . Новости ГМА .
  23. ^ Гавилан, Йодес (21 сентября 2018 г.). « Искажение правды»: семья Диокно раскритиковала Бонгбонга Маркоса, Энриле» . Рэплер . Проверено 1 октября 2018 г.
  24. ^ «Династия на стероидах» . Сидней Морнинг Геральд . 23 ноября 2012 года . Проверено 1 сентября 2018 г.
  25. ^ Кимпо, Сьюзен (14 октября 2012 г.). «Мемуары Энриле вызывают у меня бессонные ночи» . Новости ГМА .
  26. ^ Лейла Б. Салаверрия (27 февраля 2016 г.). «Бонгбонг: Пусть историки, а не политики, судят Маркоса» . Филиппинский ежедневный опросник .
  27. ^ Элизабет Марсело (26 февраля 2016 г.). «Предоставьте это профессорам – Бонгбонг Пною: пусть история рассудит эпоху Маркоса» . Новости GMA онлайн.
  28. ^ «Бонгбонг: Пусть историки судят режим моего отца» . Новости АБС-ЦБН. 27 февраля 2016 г.
  29. ^ «Сообщество Атенео-де-Манила выступает против исторического ревизионизма военного положения» . Университет Атенео де Манила. 3 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
  30. ^ «Мы не закрываем глаза на тьму и угнетение в годы Маркоса! Заявление обеспокоенных членов Университета Атенео де Манила о режиме военного положения и пересмотре истории Бонгбонгом Маркосом» (PDF) . Университет Атенео де Манила. 4 марта 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 января 2017 г. . Проверено 27 февраля 2017 г.
  31. ^ Патерно Эсмагель II (7 марта 2016 г.). «Президенты Ateneo раскритиковали Бонгбонга Маркоса за «пересмотр истории» – руководители университетов, управляемых иезуитами, присоединились к почти 530 другим подписавшимся сторонам против «тьмы и угнетения времен Маркоса» » . Рэплер .
  32. ^ Юджи Винсент Гонсалес (2 марта 2016 г.). «Профессора Атенео раскритиковали «пересмотр истории» Бонгбонга Маркоса » . Филиппинский ежедневный опросник .
  33. ^ Филейн Майки З. Сервантес (2 марта 2016 г.). «Профессора Атенео опровергают историческое искажение режима военного положения» . Интераксион.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года.
  34. ^ «1400 католических школ ответили на обвинения в «ловушках Маркоса и лживой лжи» » . Рэплер . 8 марта 2016 г.
  35. ^ «1400 католических школ раскритиковали «ловушки Маркоса и ложную ложь» » . Новости АБС-ЦБН. 8 марта 2016 г.
  36. ^ Исторический факультет Филиппинского университета (28 марта 2016 г.). « Малакас в Маганде : Царствование Маркоса, мифотворчество и обман в истории» . Фейсбук .
  37. ^ Овен Иосиф Хегина (30 марта 2016 г.). «Обман Маркоса направлен на то, чтобы уйти от ответственности — Департамент истории UP» . Филиппинский ежедневный опросник .
  38. ^ Розетта Адель (30 марта 2016 г.). «Профессора истории UP раскритиковали «мифическую» золотую эпоху военного положения» . Филиппинская звезда .
  39. ^ Пласидо, Дхарел (21 ноября 2016 г.). «Имее, все еще ребенок во время военного положения? Конечно, нет, — говорит ФВР» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 9 марта 2019 г.
  40. ^ Вильямор, Фелипе (22 августа 2018 г.). «Дочь Фердинанда Маркоса говорит филиппинцам «двигаться дальше» за пределами проступков отца» . Нью-Йорк Таймс .
  41. ^ Вирай, Патрисия Лурдес (21 сентября 2018 г.). «Проверка фактов наедине Энриле с Бонгбонгом Маркосом» . Филиппинская звезда . Проверено 1 октября 2018 г.
  42. ^ Ромеро, Паоло (26 октября 2018 г.). «Энриле извиняется перед жертвами военного положения, винит в этом «неясные промежутки» » . звезда Филиппинская . Архивировано из оригинала 31 октября 2018 года . Проверено 31 октября 2018 г.
  43. ^ Хуан, Рациэль Сан (12 июля 2022 г.). «Одна страница за раз: Молодежь борется с историческими искажениями Маркоса, архивируя тексты военного положения» . АльтерМидья . Проверено 20 августа 2022 г.
  44. ^ Jump up to: а б Макараег, Полина (2 февраля 2022 г.). «Исследование обнаруживает признаки «сетевого политического манипулирования» в социальных сетях» . Рэплер . Проверено 20 августа 2022 г.
  45. ^ Jump up to: а б Бердос, Энрико (11 декабря 2020 г.). «Пропагандистская сеть: связаны литература, сайты и онлайн-дезинформация в поддержку Маркоса» . ABS CBN Новости и связи с общественностью . Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  46. ^ Jump up to: а б с «ВЕРА ФАЙЛС ПРОВЕРКА ФАКТОВ ГОД: Президентская заявка Маркоса-младшего поддерживает пропаганду в поддержку Маркоса» . Вера Файлс . 18 декабря 2021 . Проверено 24 марта 2022 г.
  47. ^ Jump up to: а б с д и Мендоса, Джемма Б. (22 ноября 2019 г.). «Сетевая пропаганда: ложные повествования из арсенала Маркоса» . Рэплер .
  48. ^ Лэмб, Кейт (2 августа 2017 г.). «Вики-воины: активисты, борющиеся за сохранение правды о жестоком режиме Маркоса на Филиппинах» . Хранитель .
  49. ^ Кабато, Регина (25 февраля 2017 г.). «История военного положения от доверенного лица и пресс-секретаря Фердинанда Маркоса» . CNN Филиппины . Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 9 мая 2022 г.
  50. ^ Лисандро, Клаудио (2 июня 2016 г.). «Чего вы не знали: пропаганда Маркоса слишком модна сама по себе» . Рэплер .
  51. ^ Бентли, Джин (14 октября 2019 г.). «Будет ли документальный фильм Имельды Маркос «Создатель королей» показываться на Филиппинах?» . ИндиВайр .
  52. ^ Энос, Морган (8 ноября 2019 г.). « Создатель королей» раскрывает правду и «ужасы», окружающие Имельду Маркос» . Удача .
  53. ^ Уилкинсон, Алисса (14 ноября 2019 г.). «Как снять разоблачительный документальный фильм о лжеце мирового уровня» . Веб-сайт .
  54. ^ Миллер, Джули (8 ноября 2019 г.). «Создатель королей: внутри великих современных заблуждений Имельды Маркос» . Ярмарка тщеславия .
  55. ^ Даргис, Манохла (6 ноября 2019 г.). « Обзор «Создателя королей»: сила и тщеславие Имельды Маркос» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  56. ^ Субингсубинг, Криксия (22 сентября 2020 г.). «Ревизионизм, отрицание: ученые объясняют взгляды на эпоху Маркоса» . Филиппинский ежедневный опросник .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 472b6c0fdfbb64013633fc9692993504__1716059220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/04/472b6c0fdfbb64013633fc9692993504.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historical distortion regarding Ferdinand Marcos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)