Jump to content

Иллюминаты

Страница полузащищена

Адам Вейсгаупт (1748–1830), основатель Иллюминатов.

Иллюминаты ( ɑː / ə ˌ l m ɪ ˈ n . t i / ; множественное число от латинского illuminatus , «просвещенный») — название, данное нескольким группам, как реальным, так и вымышленным Исторически это название обычно относится к Баварским иллюминатам , Просвещения эпохи тайному обществу , основанному 1 мая 1776 года в Баварии , сегодня являющейся частью Германии . Заявленными целями общества было противодействие суевериям , мракобесию , религиозному влиянию на общественную жизнь и злоупотреблениям государственной властью . «Приказ дня, — писали они в своих общих статутах, — положить конец махинациям виновников несправедливости, контролировать их, не доминируя над ними». [1] Иллюминаты — наряду с масонством и другими тайными обществами — были объявлены вне закона указом Карла Теодора , курфюрста Баварии , при поддержке католической церкви в 1784, 1785, 1787 и 1790 годах. [2] В последующие годы группа в целом подвергалась критике со стороны консервативных и религиозных критиков, которые утверждали, что Иллюминаты продолжали действовать в подполье и несут ответственность за Французскую революцию .

Он привлекал таких литераторов, как Иоганн Вольфганг фон Гете и Иоганн Готфрид Гердер, а также правящего герцога Готы и Веймара . [3]

В дальнейшем слово «Иллюминаты» использовалось для обозначения различных организаций, которые предположительно были продолжением первоначальных баварских иллюминатов (хотя эти связи не были подтверждены). Эти организации часто обвинялись в сговоре с целью контроля над мировыми делами, в организации событий и внедрении агентов в правительства и корпорации с целью получения политической власти , влияния и установления Нового Мирового Порядка . Центральное место в некоторых из наиболее широко известных и тщательно разработанных теорий заговора занимают Иллюминаты, которые изображены скрывающимися в тени и дергающими за ниточки и рычаги власти. Этот взгляд на иллюминатов нашел свое отражение в массовой культуре, появившись в десятках романов, фильмов, телешоу, комиксов, видеоигр и музыкальных клипов.

История

Происхождение

Сова Минервы , сидящая на книге, была эмблемой, используемой баварскими иллюминатами в их степени «Минервал».

Адам Вейсгаупт (1748–1830) стал профессором канонического права и практической философии в Ингольштадтском университете в 1773 году. Он был единственным неклерикальным профессором в учреждении, управляемом иезуитами , чей орден Папа Климент XIV распустил в 1773 году. Иезуиты Однако Ингольштадт все еще сохранял за собой финансовые возможности и некоторую власть в университете, которую они продолжали считать своей. Они постоянно пытались расстроить и дискредитировать неклерикальный персонал, особенно когда учебные материалы содержали что-то, что они считали либеральным или протестантским. Вейсгаупт стал глубоко антиклерикальным , решив распространять идеалы Просвещения ( Aufklärung ) через своего рода тайное общество единомышленников. [4]

Считая масонство дорогим и недоступным для его идей, он основал свое собственное общество, которое должно было иметь систему рангов или степеней, основанную на системе масонства, но со своей собственной программой. [4] Его первоначальное название нового порядка было Bund der Perfektibilisten , или «Завет совершенствования» (Перфектибилисты); Позже он изменил его, потому что оно звучало слишком странно. [5] 1 мая 1776 года Вейсгаупт и четверо студентов сформировали перфекционистов, взяв сову Минервы . своим символом [6] [7] Члены должны были использовать псевдонимы внутри общества. Вейсгаупт стал Спартаком . [8] Студенты-юристы Массенхаузен, Баухоф, Мерц и Сутор стали соответственно Аяксом, Агафоном, Тиберием и Эразмом Ротеродамусом . Позже Вейсгаупт исключил Сутора за праздность. [9] [10] В апреле 1778 года орден стал Illuminatenorden , или Орденом Иллюминатов, после того, как Вейсгаупт всерьез задумался над названием « Орден Пчел» . [11]

Массенхаузен изначально оказался самым активным в расширении общества. Примечательно, что во время учебы в Мюнхене вскоре после образования ордена он нанял Ксавье фон Цвака [ де ] , бывшего ученика Вейсгаупта, в начале значительной административной карьеры Цвака. (В то время он отвечал за Баварскую национальную лотерею.) Энтузиазм Массенхаузена вскоре стал помехой в глазах Вейсгаупта, что часто приводило к попыткам нанять неподходящих кандидатов. Позже его беспорядочная личная жизнь сделала его небрежным, и когда Вейсгаупт передал контроль над мюнхенской группой Цваку, стало ясно, что Массенхаузен незаконно присвоил подписки и перехватил переписку между Вейсгауптом и Цваком. В 1778 году Массенхаузен получил высшее образование и занял пост за пределами Баварии , не проявляя дальнейшего интереса к ордену. В то время номинально в состав ордена входило двенадцать человек. [9]

После ухода Массенхаузена Цвак немедленно занялся набором более зрелых и важных сотрудников. Больше всего Вейсгаупт ценил Гертеля, друга детства и каноника мюнхенской Фрауэнкирхе . К концу лета 1778 г. орден насчитывал 27 членов (считая Массенхаузена) в 5 командах; Мюнхен (Афины), Ингольштадт (Элевсин), Равенсберг (Спарта), Фрейзинген (Фивы) и Айхштадт (Эрзурум). [9]

В этот ранний период в ордене было три степени: Новичок, Минервал и Просветленный Минервал, из которых только степень Минерваля включала сложную церемонию. При этом кандидату давались секретные знаки и пароль. Система взаимного шпионажа держала Вейсгаупта в курсе деятельности и характера всех его членов, а его фавориты становились членами правящего совета, или Ареопага. Некоторым новичкам было разрешено вербовать, и они стали Insinuants . Христиан с хорошей репутацией активно разыскивали, из них специально исключали евреев и язычников, а также женщин, монахов и членов других тайных обществ. Предпочтительные кандидаты были богатыми, послушными, желающими учиться и возрастом от 18 до 30 лет. [12] [13]

Переход

С трудом отговорив некоторых своих членов от вступления в масоны, Вейсгаупт решил присоединиться к старому ордену, чтобы добыть материал для расширения собственного ритуала. Его приняли в ложу «Благоразумие» Устава Строгого Послушания в начале февраля 1777 года. Его продвижение по трем степеням масонства «голубой ложи» не научило его ничему из более высоких степеней, которые он стремился использовать, но в следующем году священник по имени аббат Маротти сообщил Цваку, что эти внутренние тайны основаны на знании древней религии и первобытной церкви. Цвак убедил Вейсгаупта, что их собственный орден должен вступить в дружеские отношения с масонством и получить разрешение на создание собственной ложи. На этом этапе (декабрь 1778 г.) добавление первых трех степеней масонства рассматривалось как второстепенный проект. [14]

Без особых затруднений был получен ордер от Великой Ложи Пруссии под названием «Королевский Йорк Дружбы» , а новая ложа называлась «Теодор Доброго Совета » с намерением польстить Карлу Теодору, курфюрсту Баварии . Он был основан в Мюнхене 21 марта 1779 года и быстро наполнился иллюминатами. Первого мастера, человека по имени Радл, уговорили вернуться домой в Баден, и по приказу июля Вейсгаупта он стал управлять ложей. [14]

Следующим шагом стала независимость от Великой Ложи. Установив масонские отношения с Союзной ложей во Франкфурте, входящей в Великую Премьер-ложу Англии , ложа Теодор получила независимое признание и получила возможность заявить о своей независимости. Будучи новой материнской ложей, она теперь могла создавать собственные ложи. Рекрутская кампания среди франкфуртских масонов также получила поддержку Адольфа Фрайгера Книгге . [14]

Реформа

Адольф Книгге

Адольф Фрейхерр Книгге , самый эффективный вербовщик Иллюминатов.

Книгге был завербован в конце 1780 года на съезде Устава строгого соблюдения Констанцо Маркезе ди Констанцо, капитаном пехоты баварской армии и товарищем-масоном. Книгге, которому еще не исполнилось двадцати, уже достиг высших инициатических степеней своего ордена и прибыл сюда со своими грандиозными планами по его реформированию. Разочарованный тем, что его план не нашел поддержки, Книгге сразу же был заинтригован, когда Костанцо сообщил ему, что порядок, который он стремился создать, уже существует. Книгге и трое его друзей выразили большой интерес в получении дополнительной информации об этом ордене, и Костанцо показал им материалы, относящиеся к степени Минерваль. Учебным материалом для этого класса была «либеральная» литература, запрещенная в Баварии, но общеизвестная в протестантских государствах Германии. Трое товарищей Книгге разочаровались и больше не имели дела с Констанцо, но настойчивость Книгге была вознаграждена в ноябре 1780 года письмом Вейсгаупта. Связи Книгге как внутри масонства, так и за его пределами сделали его идеальным новобранцем. Книгге, со своей стороны, был польщен таким вниманием и привлечен к заявленным целям ордена в области образования и защиты человечества от деспотизма. Вейсгаупту удалось признать и пообещать поддерживать интерес Книгге к алхимии и «высшим наукам». Книгге ответил Вейсгаупту, изложив свои планы по реформе масонства, поскольку Строгое соблюдение начало подвергать сомнению свое собственное происхождение. [15]

Вейсгаупт поставил перед Книгге задачу завербовать его, прежде чем он сможет быть допущен к высшим чинам ордена. Книгге согласился при условии, что ему будет разрешено выбирать места для вербовки самостоятельно. Многие другие масоны нашли описание нового масонского ордена Книгге привлекательным и были зачислены в степень Минерваля Иллюминатов. В то время Книгге, похоже, верил в «Светлейших Настоятелей», которым, как утверждал Вейсгаупт, служил. Его неспособность что-либо сформулировать о высших степенях ордена становилась все более смущающей, но, откладывая любую помощь, Вейсгаупт поставил перед ним дополнительную задачу. Получив материалы от Вейсгаупта, Книгге теперь выпустил брошюры, в которых описывалась деятельность объявленных вне закона иезуитов, якобы показывая, как они продолжали процветать и набирать новых членов, особенно в Баварии. Между тем, неспособность Книгге дать своим новобранцам какой-либо удовлетворительный ответ на вопросы, касающиеся более высоких званий, делала его положение несостоятельным, и он написал об этом Вейсгаупту. В январе 1781 года, столкнувшись с перспективой потерять Книгге и его масонских рекрутов, Вейсгаупт наконец признал, что его начальство и предполагаемая древность ордена были выдумкой, а высшие степени еще не были написаны. [15]

Если Книгге ожидал узнать обещанные глубокие тайны масонства среди высших степеней иллюминатов, то он на удивление спокойно отнесся к откровению Вейсгаупта. Вейсгаупт пообещал Книгге свободу действий в создании высших степеней, а также пообещал прислать ему свои собственные записи. Со своей стороны, Книгге приветствовал возможность использовать орден как средство реализации своих собственных идей. Его новый подход, как он утверждал, сделает Иллюминатов более привлекательными для потенциальных членов протестантских княжеств Германии. В ноябре 1781 года Ареопаг предоставил Книгге 50 флоринов для поездки в Баварию, что он и сделал через Швабию и Франконию , встречая и наслаждаясь гостеприимством других иллюминатов в своем путешествии. [16]

Внутренние проблемы

В ордене возникли глубокие внутренние разногласия. В июле 1780 года командование Эйхштедта сформировало автономную провинцию, и между Вейсгауптом и Ареопагом нарастал раскол, который считал его упрямым, диктаторским и непоследовательным. Книгге легко вписался в роль миротворца. [16]

В ходе обсуждений с Ареопагом и Вейсгауптом Книгге выделил две проблемные области. Акцент Вейсгаупта на наборе студентов университетов означал, что руководящие должности в ордене часто приходилось занимать молодым людям с небольшим практическим опытом. Во-вторых, антииезуитский дух ордена с момента его создания превратился в общие антирелигиозные настроения, что, как знал Книгге, станет проблемой при наборе старших масонов, которых теперь стремился привлечь орден. Книгге остро чувствовал удушающую хватку консервативного католицизма в Баварии и понимал антирелигиозные чувства, которые это вызывало у либеральных иллюминатов, но он также видел негативное впечатление, которое эти же самые чувства могли бы произвести в протестантских государствах, препятствуя распространению порядка в более широких масштабах. Германия. И Ареопаг, и Вейсгаупт чувствовали себя бессильными сделать что-либо меньшее, чем дать Книгге свободу действий. У него были контакты внутри и за пределами масонства, в которых они нуждались, и он обладал навыками ритуалиста, чтобы построить их проектируемую ступенчатую структуру, где они застопорились. Illuminatus Minor , имеющий только степень Минерваль ниже и лишь наброски более высоких степеней. Единственными наложенными ограничениями были необходимость обсуждения внутренних тайн высших оценок и необходимость представления на утверждение своих новых оценок. [16]

Тем временем план по пропаганде иллюминатизма как законной ветви масонства застопорился. В то время как Ложа Теодор теперь находилась под их контролем, прикрепленный к ней капитул «Избранных Мастеров» состоял только из одного члена ордена и все еще имел конституционное превосходство над ремесленной ложей, контролируемой Иллюминатами. Капитул было трудно убедить подчиниться Ареопагу, и он стал вполне реальным препятствием для того, чтобы ложа Теодор стала первой материнской ложей нового Просветленного масонства. Между орденом и капитулом был подписан союзный договор, и к концу января 1781 года были созданы четыре дочерние ложи, но независимость не входила в повестку дня капитула. [16]

Костанца написал в Королевский Йорк письмо, указав на несоответствие между гонорарами, отправленными их новой Великой Ложе, и услугой, которую они получили взамен. Королевский Йорк, не желая терять доходы, предложил передать «высшие» тайны масонства представителю, которого их мюнхенские братья отправят в Берлин. Соответственно, Костанца отправился в Пруссию 4 апреля 1780 года с указанием договориться о снижении гонорара Теодора, пока он там был. По дороге ему удалось поспорить с французом на тему дамы, с которой они ехали в карете. Незадолго до того, как они достигли Берлина, француз отправил королю сообщение, в котором обвинил Костанцу в шпионаже. Он был освобожден из тюрьмы только с помощью Великого Магистра Королевского Йорка и изгнан из Пруссии, ничего не добившись. [16]

Новая система

Они поняли, что первоначальный план Книгге по получению конституции в Лондоне был бы реализован капитулом. До тех пор, пока они не смогли взять на себя управление другими масонскими ложами, которые их капитул не мог контролировать, на данный момент они довольствовались переписыванием трех степеней для лож, которыми они управляли. [16]

20 января 1782 года Книгге составил таблицу своей новой системы оценок ордена. Они были разделены на три класса:

  • Класс I – Детская, состоящая из Новициата, Минервала и Младшего Иллюмината.
  • Класс II – масонские степени. Три уровня «синей ложи» - ученик, компаньон и мастер - были отделены от более высоких «шотландских» степеней шотландского новичка и шотландского рыцаря.
  • Класс III – Тайны. Меньшими тайнами были степени Жреца и Принца, за которыми следовали большие тайны степеней Мага и Короля. Маловероятно, что ритуалы великих мистерий когда-либо были написаны. [16] [17]

Попытки расширения

Привлечение Книгге из немецкого масонства было далеко не случайным. Он нацелился на мастеров и надзирателей, людей, которые управляли ложами, и часто ему удавалось передать всю ложу в распоряжение Иллюминатов. В Аахене барон де Витте, магистр ложи «Постоянство», призвал всех членов присоединиться к ордену. Таким образом, орден быстро расширился в центральной и южной Германии и закрепился в Австрии. К весне 1782 года горстка студентов, основавших орден, увеличилась примерно до 300 членов, причем только 20 из новобранцев были студентами. [18]

В Мюнхене в первой половине 1782 года произошли огромные изменения в правительстве ложи Теодора. В феврале Вейсгаупт предложил разделить ложу, при этом Иллюминаты пойдут своим путем, а отделение примет всех оставшихся традиционалистов в свое собственное продолжение Теодора. В этот момент капитул неожиданно капитулировал, и Иллюминаты получили полный контроль над ложей и капитулом. В июне и ложа, и капитул разослали письма о разрыве отношений с Royal York, ссылаясь на свою верность в оплате их признания и на неспособность Royal York предоставить какие-либо инструкции для перехода на более высокие уровни. Также упоминалось их пренебрежение Констанцей, неспособность защитить его от злонамеренных обвинений или предотвратить его изгнание из Пруссии. Они не предприняли никаких усилий, чтобы передать Костанце обещанные секреты, и мюнхенские масоны теперь подозревали, что их братья в Берлине полагались на мистические французские высшие степени, которых они стремились избежать. Ложа Теодор стала независимой. [18]

Ритуал Строгого Повиновения находился теперь в критическом состоянии. Его номинальным лидером был принц Карл Сёдерманланд (позже Карл XIII Шведский ), открыто подозреваемый в попытке поглотить этот обряд в Шведский Устав, который он уже контролировал. Немецкие ложи искали руководства у герцога Фердинанда Брауншвейг-Вольфенбюттеля . Подозрение переросло в открытое презрение, когда выяснилось, что Карл считал Стюарта, наследника британского престола, истинным Великим Магистром, а ложи Строгого Послушания практически игнорировали своего Великого Магистра. Этот тупик привел к монастырю Вильгельмсбад. [18]

Монастырь Вильгельмсбад

«Разрушенный» замок, построенный принцем Карлом Гессен-Кассельским в парке Вильгельмсбада, место расположения последнего монастыря строгого соблюдения.

Отложенный с 15 октября 1781 года последний съезд Строгого соблюдения наконец открылся 16 июля 1782 года в курортном городе Вильгельмсбад на окраине (ныне части) Ханау . Якобы обсуждая будущее ордена, 35 делегатов знали, что Строгое соблюдение в его нынешнем виде обречено, и что монастырь Вильгельмсбада станет борьбой между немецкими мистиками под руководством герцога Фердинанда Брауншвейг-Вольфенбюттеля. и их хозяин, принц Чарльз Гессен-Кассельский , и мартинисты под руководством Жана-Батиста Виллермоза . Единственными голосами, несогласными с мистическим высшим классом, были Иоганн Иоахим Кристоф Боде , который был в ужасе от Мартинизма, но чьи предложенные альтернативы были еще не сформированы, и Франц Дитрих фон Дитфурт, судья из Вецлара и хозяин Йозефа Трех Шлемов ложи там. , который уже был членом Иллюминатов. Дитфурт публично выступал за возвращение к трем основным степеням масонства, что было наименее вероятным результатом съезда. У мистиков уже были четкие планы по замене высших степеней. [18]

Отсутствие последовательной альтернативы двум направлениям мистицизма позволило Иллюминатам представить себя в качестве заслуживающего доверия варианта. Дитфурт, которого подсказал и помог Книгге, который теперь имел все полномочия действовать от имени приказа, стал их представителем. Первоначальный план Книгге предложить союз между двумя орденами был отвергнут Вейсгауптом, который не видел смысла в союзе с умирающим орденом. Его новый план заключался в вербовке масонов, выступавших против «тамплиеров» высшей степени строгого соблюдения. [18]

В монастыре Дитфурт заблокировал попытки Виллермоца и Гессена ввести свои собственные высшие степени, настаивая на том, чтобы делегатам была раскрыта полная информация о таких степенях. Разочарование немецких мистиков привело к тому, что они зачислили графа Колловрата в ряды иллюминатов с целью последующего присоединения. Собственная программа Дитфурта состояла в том, чтобы заменить все высшие степени одной четвертой степенью, без претензий на дальнейшие масонские откровения. Не найдя поддержки своему плану, он преждевременно покинул монастырь, написав в Ареопаг, что не ждет от собрания ничего хорошего. [18]

В попытках удовлетворить всех Вильгельмсбадский монастырь мало что добился. Они отказались от тамплиерского происхождения своего ритуала, сохранив при этом титулы тамплиеров, атрибуты и административную структуру. Во главе ордена остались Карл Гессен и Фердинанд Брауншвейгский, но на практике ложи были почти независимы. Немцы также приняли название французского ордена Виллермоза, les Chevaliers bienfaisants de la Cité Sainte (Добрые рыцари Святого Города), и некоторый мартинистский мистицизм был импортирован в первые три степени, которые теперь были единственными существенными степенями масонства. . Важно отметить, что отдельным ложам ордена теперь было разрешено брататься с ложами других систем. Новая «шотландская степень», введенная в лионском ритуале Виллермоза, не была обязательной: каждая провинция и префектура могли свободно решать, что произойдет после трех степеней ремесла, если вообще произойдет. Наконец, стремясь показать, что что-то было достигнуто, монастырь подробно регламентировал этикет, титулы и новую нумерацию провинций. [18]

Последствия Вильгельмсбада

Чего на самом деле добился Вильгельмсбадский монастырь, так это упадка строгого соблюдения. Оно отказалось от мифа о своем происхождении, а также от высших степеней, связывавших его самых высокопоставленных и влиятельных членов. Он отменил строгий контроль, который поддерживал единство ордена и оттолкнул многих немцев, не доверявших Мартинизму. Боде, которого отталкивал мартинизм, немедленно вступил в переговоры с Книгге и, наконец, присоединился к иллюминатам в январе 1783 года. В следующем месяце к ним присоединился Карл Гессенский. [18]

Первые попытки Книгге заключить союз с сохранившимися Великими ложами Германии провалились, но Вейсгаупт упорствовал. Он предложил новую федерацию, в которой все немецкие ложи будут практиковать согласованную, единую систему основных трех степеней масонства и будут предоставлены сами себе относительно того, какую систему более высоких степеней они хотели бы использовать, если таковая имеется. Это будет федерация Великих Лож, члены которой смогут свободно посещать любую из «синих» лож в любой юрисдикции. Все мастера лож будут избираться, и никаким центральным органам власти не будет выплачиваться никаких гонораров. Группы лож будут подчиняться «Шотландскому директорату», состоящему из членов, делегированных ложами, для проверки финансов, разрешения споров и авторизации новых лож. Они, в свою очередь, будут выбирать провинциальные управления, которые будут выбирать инспекторов, которые будут выбирать национального директора. Эта система исправила бы нынешний дисбаланс в немецком масонстве, где масонские идеалы равенства сохранились только в трех нижних «символических» ступенях. В различных системах высших степеней доминировала элита, которая могла позволить себе исследования в области алхимия и мистика. Для Вейсгаупта и Книгге предлагаемая федерация была также средством распространения иллюминизма среди немецкого масонства. Их намерением было использовать свою новую федерацию с ее упором на фундаментальные степени, чтобы устранить всю приверженность строгому соблюдению, позволив «эклектичной» системе Иллюминатов занять ее место. [18]

В циркуляре, объявляющем о создании новой федерации, обрисовывались недостатки немецкого масонства: неподходящие люди с деньгами часто допускались на основании их богатства, а коррумпированность гражданского общества заразила ложи. Выступая за дерегулирование высших степеней немецких лож, Иллюминаты теперь объявили о своих собственных, от своих «неизвестных Высших». Ложа Теодор, получившая независимость от Королевского Йорка, стала провинциальной Великой Ложей. Книгге в письме всем ложам Королевского Йорка теперь обвинил эту Великую Ложу в упадке. Их масонство якобы было развращено иезуитами. Строгое соблюдение теперь подвергалось нападкам как творение Стюартов, лишенное всякой моральной добродетели. Циннендорфский обряд Великой Ложи масонов Германии вызывал подозрения, поскольку его автор находился в союзе со шведами. Эта прямая атака имела эффект, противоположный тому, который предполагал Вейсгаупт, она оскорбила многих читателей. Великая Ложа Великого Востока Варшавы, контролировавшая масонство в Польше и Литве, была рада участвовать в федерации лишь в пределах первых трех степеней. Их настойчивость в независимости удерживала их от Строгого Послушания, а теперь будет удерживать их от Иллюминатов, чей план аннексировать масонство основывался на их собственных высших степенях. К концу января 1783 года масонский контингент иллюминатов насчитывал семь лож. [18]

Не только неуклюжее обращение Иллюминатов привело к тому, что в федерации не хватило членов. Ложа Теодор была основана недавно и не пользовалась уважением, как предыдущие ложи. Прежде всего, масоны, которых, скорее всего, привлекала федерация, видели в иллюминатах союзника против мистиков и мартинистов , но слишком высоко ценили свою свободу, чтобы попасть в другую ограничительную организацию. Даже Дитфурт, предполагаемый представитель иллюминатов в Вильгельмсбаде, преследовал в монастыре свои собственные цели. [18]

Немистические франкфуртские ложи создали «Электичный Альянс», который по конституции и целям почти не отличался от федерации иллюминатов. Не рассматривая это как угрозу, ложи Иллюминатов после некоторого обсуждения присоединились к новому альянсу. Теперь в комитете, которому было поручено написать новые масонские статуты, входили трое иллюминатов. Помимо укрепления отношений между тремя ложами, Иллюминаты, похоже, не получили никакой выгоды от этого маневра. Дитфурт, основав масонскую организацию, которая работала над достижением его собственных амбиций в отношении масонства, мало интересовался Иллюминатами после того, как присоединился к Эклектическому Альянсу. В действительности, создание Эклектического Альянса подорвало все тонкие планы Иллюминатов по распространению их собственной доктрины через масонство. [18]

Зенит

Хотя их надежды на массовую вербовку через масонство не оправдались, Иллюминаты продолжали хорошо рекрутировать на индивидуальном уровне. В Баварии преемственность Карла Теодора первоначально привела к либерализации взглядов и законов, но духовенство и придворные, охраняя свою власть и привилегии, убедили безвольного монарха отменить свои реформы, и репрессии либеральной мысли в Баварии вернулись. Этот поворот привел к всеобщему недовольству монархом и церковью среди образованных классов, что обеспечило идеальную почву для вербовки иллюминатов. Несколько масонов из ложи Пруденс , недовольные мартинистскими обрядами кавалеров Бьенфейсантов , присоединились к ложе Теодор, которые поселились в особняке с садом, в котором находилась их библиотека либеральной литературы. [19]

Круги иллюминатов в остальной части Германии расширились. число членов кружка Хотя некоторые добились лишь скромных успехов, в Майнце увеличилось почти вдвое — с 31 до 61. Реакция на государственный католицизм привела к успехам в Австрии, а плацдармы были получены в Варшаве , Прессбурге (Братислава), Тироле , Милане и Швейцарии . [19]

Общее количество поддающихся проверке членов на конец 1784 года составляло около 650. Позже Вейсгаупт и Гертель утверждали, что их число составляло 2500 человек. Более высокая цифра во многом объясняется включением членов масонских лож, которые, как утверждали Иллюминаты, контролируют, но вполне вероятно, что имена всех Иллюминатов неизвестны, и истинная цифра находится где-то около 1300. [20] Важность ордена заключалась в успешном привлечении представителей профессиональных кругов, священнослужителей, ученых, врачей и юристов, а также в недавнем привлечении влиятельных благотворителей. Карл Август, великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский , Эрнест II, герцог Саксен-Гота-Альтенбургский с братом и впоследствии преемником Августом , Карл Теодор Антон Мария фон Дальберг , губернатор Эрфурта , герцог Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттельский (уже упоминавшийся) , его главный помощник в масонских делах, Иоганн Фридрих фон Шварц и граф Меттерних из Кобленца были зачислены. В Вене граф Бриджидо, губернатор Галиции, граф Леопольд Коловрат , канцлер Богемии , со своим вице-канцлером бароном Кресселем, граф Палфи фон Эрдёд, канцлер Венгрии, граф Банфи, губернатор и провинциальный великий магистр Трансильвании, граф Стадион, посол в Лондон и министр народного просвещения барон фон Свитен также присоединились. [19]

Были заметные неудачи. Иоганн Каспар Лаватер , швейцарский поэт и богослов, дал отпор Книгге. Он не верил, что гуманитарные и рационалистические цели ордена могут быть достигнуты тайными средствами. Он также считал, что стремление общества к членам в конечном итоге потопит его основополагающие идеалы. Кристоф Фридрих Николаи , берлинский писатель и книготорговец, разочаровался после вступления в организацию. Он нашел ее цели химерическими и считал, что использование иезуитских методов для достижения своих целей опасно. Он остался в ордене, но в вербовке участия не принимал. [19]

Конфликт с розенкрейцерами

Во что бы то ни стало Вейсгаупт желал сохранить существование ордена в тайне от розенкрейцеров , уже имевших значительные позиции в немецком масонстве. [ нужна ссылка ] Хотя розенкрейцеры были явно протестантскими , они не были антиклерикальными, были промонархическими и придерживались взглядов, явно противоречащих представлению иллюминатов о рационалистическом государстве, управляемом философами и учеными. Розенкрейцеры не брезговали пропагандой своего собственного мистицизма посредством сеансов. [ нужна ссылка ] Конфликт стал неизбежным, поскольку существование Иллюминатов стало более очевидным, а Книгге и другие помощники завербовали выдающихся розенкрейцеров и мистиков, симпатизировавших розенкрейцерам. Коловрат уже был высокопоставленным розенкрейцером, а мистический принц Чарльз Гессен-Кассельский имел очень низкое мнение о рационалистических высших слоях иллюминатов. [19]

Прусские розенкрейцеры под руководством Иоганна Кристофа фон Вёлльнера начали устойчивую атаку на иллюминатов. [ нужна ссылка ] У Вёлльнера была специально оборудованная комната, в которой он убеждал потенциальных покровителей в эффективности «магии» розенкрейцеров, и его орден получил эффективный контроль над «Три глобусами» и прилегающими к ним ложами. Через этот рупор иллюминатов обвиняли в атеизме и революционных тенденциях. [ нужна ссылка ] В апреле 1783 года Фридрих Великий сообщил Карлу Гессенскому, что в берлинских ложах имеются документы, принадлежащие Минервалям или Иллюминатам, которые содержат ужасающие материалы, и спросил, слышал ли он о них. Все берлинские масоны теперь были предупреждены против ордена, который теперь обвинялся в социнианстве , и в использовании либеральных сочинений Вольтера и других, наряду с терпимостью масонства, для подрыва всей религии. В ноябре 1783 года «Три глобуса» описали иллюминатов как масонскую секту, которая стремилась подорвать христианство и превратить масонство в политическую систему. Их последняя анафема в ноябре 1784 года заключалась в отказе признать каких-либо иллюминатов масонами. [19]

В Австрии иллюминатов обвинили в недавно появившихся антирелигиозных брошюрах. Розенкрейцеры шпионили за Йозефом фон Зонненфельсом и другими подозреваемыми иллюминатами, а их кампания разоблачения внутри масонства полностью прекратила вербовку иллюминатов в Тироле. [19] [ нужен лучший источник ]

Баварские иллюминаты, о существовании которых розенкрейцерам уже было известно от информатора, [ нужна ссылка ] были преданы Фердинандом Марией Баадером, ареопагитом, который теперь присоединился к розенкрейцерам. Вскоре после его поступления его начальству стало известно, что он был одним из иллюминатов, и ему сообщили, что он не может быть членом обеих организаций. В его заявлении об отставке говорилось, что розенкрейцеры не обладали тайными знаниями и игнорировали истинно Просветленных, в частности идентифицируя Ложу Теодора как Ложу Иллюминатов. [19]

Внутреннее инакомыслие

Когда иллюминаты приняли масонство и расширились за пределы Баварии, совет ареопагитов был заменен неэффективным «Советом провинциалов». Ареопагиты, однако, оставались влиятельными голосами внутри Ордена и снова начали пререкаться с Вейсгауптом, как только Книгге покинул Мюнхен. Вейсгаупт ответил частной клеветой на своих предполагаемых врагов в письмах своим предполагаемым друзьям. [19]

А если серьезно, то Вейсгаупту удалось оттолкнуть Книгге. Вейсгаупт передал значительную власть Книгге, поручив ему написать ритуал, и теперь он стремился вернуть себе эту власть. Книгге поднял Орден из крошечного антиклерикального клуба до крупной организации и чувствовал, что его работа недооценена. Продолжающийся антиклерикализм Вейсгаупта противоречил мистицизму Книгге, а вербовка мистических масонов была причиной трений с Вейсгауптом и другими высокопоставленными иллюминатами, такими как Дитфурт. Дело дошло до звания священника. Многие иллюминаты пришли к единому мнению, что ритуал был витиеватым и непродуманным, а регалии ребяческими и дорогими. Некоторые отказались его использовать, другие отредактировали. Вейсгаупт потребовал, чтобы Книгге переписал ритуал. Книгге отметил, что оно уже было распространено с благословения Вейсгаупта как древнее. Это осталось без внимания. Теперь Вейсгаупт заявил другим иллюминатам, что ритуал Жреца был ошибочным, потому что его изобрел Книгге. Обиженный, Книгге теперь пригрозил рассказать миру, какую часть ритуала Иллюминатов он придумал. Попытка Книгге создать конвенцию ареопагитов оказалась бесплодной, поскольку большинство из них доверяли ему даже меньше, чем Вейсгаупту. В июле 1784 года Книгге вышел из приказа по соглашению, по которому ему вернули все соответствующие бумаги, а Вейсгаупт опубликовал опровержение всех клевет на него. [19] Вытеснив Книгге, Вейсгаупт лишил орден его лучшего теоретика, рекрутера и апологета. [17]

Отклонить

Окончательный упадок Иллюминатов был вызван неосторожностью их собственных Минервалей в Баварии и особенно в Мюнхене. Несмотря на попытки их начальства ограничить пустые разговоры, политически опасное хвастовство властью и критика монархии привели к тому, что существование «тайного» ордена стало общеизвестным вместе с именами многих важных членов. Присутствие Иллюминатов на руководящих постах теперь привело к некоторому общественному беспокойству. Иллюминаты присутствовали во многих гражданских и государственных органах управления. Несмотря на их небольшое количество, высказывались утверждения, что успех юридического спора зависит от позиции истца в отношении постановления. Иллюминатов обвинили в нескольких антирелигиозных публикациях, появившихся тогда в Баварии. Большая часть этой критики проистекала из мстительности и зависти, но ясно, что многие придворные чиновники иллюминатов отдавали предпочтение своим братьям. В Баварии благодаря усилиям двух членов Церковного совета один из них был избран казначеем. Их противодействие Иезуиты привели к тому, что запрещенный орден потерял ключевые академические и церковные позиции. В Ингольштадте главы отделов-иезуитов были заменены иллюминатами. [21]

Встревоженный Чарльз Теодор и его правительство запретили все тайные общества, включая иллюминатов. [22] Правительственный указ от 2 марта 1785 года «кажется, нанес смертельный удар иллюминатам в Баварии». Вейсгаупт бежал, а документы и внутренняя переписка, конфискованные в 1786 и 1787 годах, были впоследствии опубликованы правительством в 1787 году. [23]

Барруэль и Робисон

Между 1797 и 1798 годами Огюстена Баррюэля и в «Мемуарах, иллюстрирующих историю якобинства» « Джона Робисона была Доказательства заговора» опубликована теория о том, что иллюминаты выжили и представляют собой продолжающийся международный заговор. Это включало утверждение, что оно стояло за Французской революцией . Обе книги оказались очень популярными, что побудило других переиздавать и перефразировать их. [24] Ярким примером этого являются « Доказательства реального существования и опасной тенденции иллюминизма» преподобного Сета Пейсона, опубликованные в 1802 году. [25] Некоторые отклики на это были критическими, например, « О влиянии, приписываемом философам, масонам и иллюминатам на революцию во Франции» Жана-Жозефа Мунье . [26] [27]

Работы Робисона и Барруэля распространились по Соединенным Штатам и Новой Англии . Преподобный Джедидия Морс , ортодоксальный священник Конгрегации и географ, был среди тех, кто читал проповеди против иллюминатов. Фактически, одним из первых отчетов об иллюминатах, напечатанных в Соединенных Штатах, была проповедь Морса в постный день 9 мая 1798 года. Морс был предупрежден о публикации в Европе « Доказательств заговора» Робисона письмом преп. Джон Эрскин из Эдинбурга, и он прочитал «Правила» вскоре после того, как экземпляры, опубликованные в Европе, прибыли на корабле в марте того же года. Другие писатели-антииллюминаты, такие как Тимоти Дуайт, вскоре последовали их примеру и осудили воображаемую группу заговорщиков. [28]

За печатными проповедями следовали газетные статьи, и они фигурировали в партийном политическом дискурсе, предшествовавшем президентским выборам в США в 1800 году . [29] Последующая паника также способствовала развитию готической литературы в США. По крайней мере, в двух романах того периода упоминается кризис: Ормонд; или «Тайный свидетель» (1799 г.) и «Джулия и просвещенный барон» (1800 г.). [30] Более того, некоторые ученые связывают панику по поводу предполагаемого заговора иллюминатов с опасениями по поводу иммиграции из Карибского бассейна и потенциальных восстаний рабов. [28] Обеспокоенность утихла в первое десятилетие 1800-х годов, хотя время от времени возрождалась в антимасонском движении 1820-х и 30-х годов. [4]

Современные иллюминаты

Несколько недавних и нынешних братских орденов заявляют, что произошли от первоначальных баварских иллюминатов, и открыто используют имя «Иллюминаты». Некоторые из этих групп используют вариант названия «Орден Иллюминатов» в названии своих организаций. [31] в то время как другие, такие как Ordo Templi Orientis , имеют Epopt или Perfect Pontiff of the Illuminati в качестве степени в структуре степеней своей организации. Однако нет никаких доказательств того, что эти современные группы имеют какую-либо реальную связь с историческим порядком. Они не накопили значительной политической власти или влияния, и большинство из них, вместо того, чтобы сохранять тайну, продвигают необоснованные связи с баварскими иллюминатами как средство привлечения членов. [22]

Наследие

Око Провидения , изображенное на купюре в 1 доллар США, было воспринято некоторыми как свидетельство заговора, связывающего отцов-основателей Соединенных Штатов с иллюминатами. [32] : 47–49 

Иллюминаты не пережили подавления в Баварии. Их дальнейшие шалости и заговоры в творчестве Барруэля и Робисона следует, таким образом, считать изобретением писателей. [4] Несмотря на это, они фигурируют во многих современных теориях заговора, основанных на их выживании.

Теоретики заговора и писатели, такие как Марк Дайс, утверждали, что иллюминаты дожили до наших дней. [33]

Многие теории заговора предполагают, что мировые события контролируются и манипулируются тайным обществом, называющим себя Иллюминатами. [34] Сторонники теории заговора утверждали, что многие известные люди были или являются членами иллюминатов. Президенты Соединенных Штатов являются общей мишенью для таких претензий. [35] [36]

Другие теоретики утверждают, что иллюминаты организовали множество исторических событий: от Французской революции , битвы при Ватерлоо и убийства президента США Джона Ф. Кеннеди до предполагаемого коммунистического заговора с целью ускорить установление « Нового мирового порядка » путем проникновения в страну. голливудской киноиндустрии . [ нужна ссылка ]

Ссылки

  1. ^ Ричард ван Дюльмен , Общество Просвещения (Polity Press 1992), с. 110
  2. ^ Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкое масонство , Париж, 1914, стр. 453, 468–469, 507–508, 614–615
  3. ^ Шюттлер, Герман (1991). Члены Ордена Иллюминатов, 1776–1787/93 гг . Мюнхен: Арс Уна. стр. 48–49, 62–63, 71, 82. ISBN.  978-3-89391-018-2 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Вернон Стауффер, Новая Англия и баварские иллюминаты , издательство Колумбийского университета, 1918 г., глава 3. Европейские иллюминаты , Великая Ложа Британской Колумбии и Юкона, по состоянию на 14 ноября 2015 г.
  5. ^ Вейсгаупт, Адам (1790). Пифагор или размышления о тайном искусстве мира и управления . Франкфурт и Лейпциг: Франкфурт; Лейпциг. п. 670.
  6. ^ Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкого масонства , Париж, 1914, Книга 1, Глава 1, стр. 15–29
  7. ^ Манфред Агетен, Тайное общество и утопия. Иллюминаты, масоны и позднее немецкое просвещение , Ольденбург, Мюнхен, 1987, с. 150.
  8. ^ Следующий динамический запрос FactGrid дает представление о выборе «Ordensnamen», обычно заимствованного из истории. Хронология имен, используемых иллюминатами.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкое масонство , Париж, 1914, Книга 1, Глава 2, стр. 30–45
  10. ^ Терри Мелансон, Перфекционисты: Баварский орден иллюминатов XVIII века , День Трины, 2009, стр. 361, 364, 428
  11. ^ Эд Йозеф Вегес и Рейнхард Маркнер, тр Джева Сингх-Ананд, Тайная школа мудрости, Lewis Masonic 2015, стр. 15–16
  12. ^ Эллик Хоу, Иллюминаты , Человек, Миф и Магия (частичное произведение), Purnell, 1970, том 4, стр. 1402–04.
  13. ^ Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкое масонство , Париж, 1914, Книга 1, Глава 3, стр. 45–72.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкого масонства , Париж, 1914, Книга 3, Глава 1, стр. 193–201
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкого масонства , Париж, 1914, Книга 3, Глава 2, стр. 202–26
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкого масонства , Париж, 1914, Книга 3, Глава 3, стр. 227–50
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б К.М. Хатали, В поисках иллюминатов , Журнал западной мистической традиции, № 23, Том. 3. Осеннее равноденствие 2012.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Рене ле Форестье, «Освещение Баварии и немецкого масонства» , Париж, 1914, книга 4, глава 1, стр. 343–88
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкого масонства , Париж, 1914, Книга 4, Глава 2, стр. 389–429
  20. ^ См. динамический список FactGrid для получения информации об отдельных ссылках и источниках по каждому делу .
  21. ^ Рене ле Форестье, Иллюминаты Баварии и немецкого масонства , Париж, 1914, Книга 4, Глава 3, стр. 430–96
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маккеун, Тревор В. (16 февраля 2009 г.). «Баварский учебник иллюминатов» . Великая Ложа Британской Колумбии и Юкона AF & AM Архивировано из оригинала 1 января 2011 года . Проверено 27 января 2011 г.
  23. ^ Робертс, Дж. М. (1974). Мифология тайных обществ . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 128–29. ISBN  978-0-684-12904-4 .
  24. ^ Симпсон, Дэвид (1993). Романтизм, национализм и бунт против теории . Издательство Чикагского университета. п. 88. ИСБН  978-0-226-75945-6 . .
  25. ^ Пейсон, Сет (1802). Доказательства реального существования и опасной тенденции иллюминизма . Чарльстаун: Сэмюэл Этеридж . Проверено 27 января 2011 г.
  26. ^ Тайс, Ларри (1998). Американская контрреволюция: отступление от свободы, 1783–1800 гг . Книги Стэкпола. стр. 351–53. ISBN  978-0-8117-0100-6 .
  27. ^ Джефферсон, Томас (17 ноября 1802 г.). « Недавно ДюМунье написал книгу…» ( PDF) . Письмо Николя Гуэну Дюфифу . Проверено 26 октября 2013 г.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрейзер, Гордон (ноябрь 2018 г.). «Заговор, порнография, демократия: повторяющаяся эстетика американских иллюминатов» . Журнал американских исследований . 54 (2): 273–294. дои : 10.1017/S0021875818001408 . S2CID   150279924 – через Cambridge Core.
  29. ^ Стауффер, Вернон (1918). «Новая Англия и баварские иллюминаты». Докторская диссертация, Колумбийский университет. , стр. 282–283, 304–305, 307, 317, 321, 345–360. Проверено 14 июля 2019 г.
  30. ^ Вуд, Салли Сэйворд Баррелл Китинг (1800). Юлия и просвещенный барон: роман, основанный на недавних фактах, произошедших в ходе поздней революции моральных принципов во Франции . Портсмут, Нью-Гэмпшир: напечатано в Oracle Press, США, Чарльзом Пирсом (владельцем работы). OCLC   55824226 .
  31. ^ Вейсгаупт, Адам. Серия «Иллюминаты». Книги о гиперреальности, 2011. В 6 тт.
  32. ^ Исситт, Мика; Мэйн, Карлин (2014). Скрытая религия: величайшие тайны и символы мировых религиозных верований . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-61069-478-0 .
  33. ^ Сайкс, Лесли (17 мая 2009 г.). «Ангелы и демоны, вызывающие серьезные споры» . КФСН-ТВ/ABC News. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 27 января 2011 г.
  34. ^ Баркун, Майкл (2003). Культура заговора: апокалиптические видения в современной Америке . Сравнительные исследования религии и общества. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-23805-3 .
  35. ^ Ховард, Роберт (28 сентября 2001 г.). «Президенты США и структура власти иллюминатов / масонов» . Жесткая правда/Проснись, Америка. Архивировано из оригинала 13 января 2011 года . Проверено 28 января 2011 г.
  36. ^ «Связь Барака Обамы с иллюминатами» . Лучшие избранные сайты Раша Лимбо. 1 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 28 января 2011 г.

Цитируемые работы

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ebcef56c828b057dc912eebde5dc9e1__1721318040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/e1/9ebcef56c828b057dc912eebde5dc9e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Illuminati - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)