Григорий Распутин
Григорий Распутин | |
---|---|
![]() Портрет Распутина, ок. 1910-е годы | |
Родное имя | Григорий Ефимович Распутин |
Церковь | Русская Православная Церковь |
Личные данные | |
Рожденный | 21 января [ OS 9 января] 1869 г. |
Умер | 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 г. (47 лет) Петроград , Российская империя |
Похороненный | Царское Село (позже эксгумировано и кремировано) |
Номинал | Православное христианство |
Супруг | Praskovya Fedorovna Dubrovina |
Дети | 3, включая Марию |
Занятие | христианский мистик |
Григорий Ефимович Распутин ( / r æ ˈ s p j uː t ɪ n / ; русский: Григо́рий Ефи́мович Распу́тин [ɡrʲɪˈɡorʲɪj jɪˈfʲiməvʲɪtɕ rɐˈsputʲɪn] ; 21 января [ OS 9 января] 1869 — 30 декабря [ ОС 17 декабря] 1916) — русский мистик . и целитель верой . Он наиболее известен тем, что подружился с императорской семьей Николая II , последнего императора России , благодаря которому он приобрел значительное влияние в последние годы существования Российской империи .
Распутин родился в семье крестьян в сибирском селе Покровское , расположенном в Тюменском уезде Тобольской губернии (ныне Ярковский район Тюменской области ). У него был опыт религиозного обращения после того, как он отправился в паломничество в монастырь в 1897 году, и его описывали как монаха или странника (странника или паломника), хотя он не занимал никакой официальной должности в Русской Православной Церкви . В 1903 году или зимой 1904–1905 годов он отправился в Санкт-Петербург и очаровал ряд религиозных и общественных деятелей, став в конечном итоге заметной фигурой в российском обществе. В ноябре 1905 года Распутин познакомился с Николаем II и его супругой императрицей Александрой Федоровной .
В конце 1906 года Распутин начал действовать как целитель для единственного сына Николая и Александры, Алексея Николаевича , страдавшего гемофилией . Он был фигурой, вызывающей разногласия при дворе, и некоторые россияне считали его мистиком, провидцем и пророком, а другие — религиозным шарлатаном . Степень власти Распутина достигла небывалого максимума в 1915 году, когда Николай покинул Санкт-Петербург, чтобы руководить Российской императорской армией , участвовавшей в Первой мировой войне . В его отсутствие Распутин и Александра укрепили свое влияние по всей Российской империи. Однако по мере того, как русские военные поражения нарастали на Восточном фронте , обе фигуры становились все более непопулярными, и ранним утром 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 года Распутин был убит группой консервативных русских дворян, которые выступали против его влияния на имперскую власть. семья.
Историки часто предполагают, что скандальная и зловещая репутация Распутина помогла дискредитировать царское правительство, тем самым ускорив свержение дома Романовых вскоре после его убийства. Рассказы о его жизни и влиянии часто основывались на слухах и слухах; он остается загадочной и очаровательной фигурой в массовой культуре . [1]
Ранний период жизни


Григорий Ефимович Распутин родился крестьянином в небольшом селе Покровское , что на реке Туре , в Тобольской губернии (ныне Тюменская область ) в Российской империи . [2] Согласно официальным данным, он родился 21 января [ OS 9 января] 1869 года и был крещен . на следующий день [3] Он был назван в честь святителя Григория Нисского , праздник которого отмечался 10 января. [4]
Записей о родителях Распутина немного. Его отец, Ефим (1842–1916), [4] был крестьянином-фермером и церковным старостой, родился в Покровском и женился в 1863 году на матери Распутина, Анне Паршуковой (ок. 1840–1906). Ефим также работал правительственным курьером, переправляя людей и товары между Тобольском и Тюмени . [5] [4] У пары было еще семеро детей, все из которых умерли в младенчестве и раннем детстве; возможно, был девятый ребенок, Феодосия. По словам историка Джозефа Т. Фурмана, Распутин, безусловно, был близок к Феодосии и был крестным отцом ее детей, но «сохранившиеся записи не позволяют нам сказать большего». [5]
По словам историка Дугласа Смита , юность и ранняя взрослая жизнь Распутина — это «черная дыра, о которой мы почти ничего не знаем», хотя отсутствие надежных источников и информации не помешало другим фабриковать истории о родителях Распутина и его юности после его восхождения к известности. . [6] Историки, однако, сходятся во мнении, что, как и большинство сибирских крестьян, включая его мать и отца, Распутин не имел формального образования и оставался неграмотным даже в раннем взрослом возрасте. [4] [7] Местные архивные записи предполагают, что у него была несколько неуправляемая юность - возможно, связанная с пьянством, мелкими кражами и неуважением к местным властям - но не содержат никаких доказательств того, что его обвиняли в краже лошадей , богохульстве или лжесвидетельстве; все серьезные преступления позже были вменены ему как молодой человек. [8]
В 1886 году Распутин отправился в Абалак , примерно в 250 км к востоку-северо-востоку от Тюмени и в 2800 км к востоку от Москвы , где он встретил крестьянскую девушку по имени Прасковья Дубровина. После нескольких месяцев ухаживания они поженились в феврале 1887 года. Прасковья оставалась в Покровском на протяжении всех последующих путешествий Распутина и его известности и оставалась преданной ему до его смерти. У пары было семеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое: Дмитрий (1895 г.р.), Мария (1898 г.р.) и Варвара (1900 г.р.). [9]
Религиозное обращение
В 1897 году у Распутина возобновился интерес к религии, и он покинул Покровское, чтобы отправиться в паломничество . Его причины неясны; по некоторым данным, он покинул деревню, чтобы избежать наказания за участие в конокрадстве. [10] Другие источники предполагают, что Распутину было видение Богородицы или святого Симеона Верхотурского , а третьи предполагают, что его паломничество было вдохновлено молодым студентом-богословом Мелитием Заборовским. [11] Каковы бы ни были его причины, Распутин отказался от своей прежней жизни: ему было 28 лет, он был женат десять лет, у него на подходе маленький сын и еще один ребенок. По словам Смита, его решение «могло быть вызвано только каким-то эмоциональным или духовным кризисом». [12]
Распутин и раньше предпринимал более короткие паломничества в Свято-Знаменский монастырь на Абалаке и в Тобольский собор , но посещение Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье в 1897 году изменило его. [13] Там он встретился и был «глубоко смирен» со старцем по имени Макарий. Распутин, возможно, провел в Верхотурье несколько месяцев и, возможно, именно здесь он научился читать и писать. Однако позже он утверждал, что некоторые монахи Верхотуйра занимались гомосексуализмом и критиковали монашескую жизнь как слишком принудительную. [14] В Покровское он вернулся другим человеком, выглядевшим растрепанным и ведущим себя по-другому. Он стал вегетарианцем, отказался от алкоголя, молился и пел гораздо горячее, чем раньше. [15]
Последующие годы Распутин провел в качестве странника (святого странника или паломника), покидая Покровское на месяцы или даже годы, чтобы странствовать по стране и посещать различные святые места. [16] Возможно, в 1900 году он дошел до Афона — центра восточно-православной монашеской жизни. [17]
К началу 1900-х годов у Распутина образовался небольшой круг последователей, в основном члены семьи и другие местные крестьяне, которые молились вместе с ним по воскресеньям и в другие святые дни, когда он был в Покровском. Построив импровизированную часовню в подвале Ефима (Распутин в то время еще жил в доме своего отца), группа проводила там тайные молитвенные собрания. Эти встречи вызвали некоторое подозрение и враждебность со стороны деревенского священника и других жителей деревни. Ходили слухи, что последовательницы торжественно омывали Распутина перед каждой встречей, что группа пела странные песни и даже что Распутин присоединился к хлыстам , религиозной секте, чьи экстатические ритуалы, по слухам, включали самобичевание и сексуальные оргии . [18] [19] Однако, по словам Фурмана, «неоднократные расследования не смогли установить, что Распутин когда-либо был членом секты», а слухи о том, что он был хлыстом, оказались необоснованными. [20]
Подняться к известности

Распутина Слухи об активности и харизме начали распространяться в Сибири в начале 1900-х годов. [18] В какой-то момент в 1904 или 1905 году он отправился в город Казань , где приобрел репутацию мудрого старца , способного помочь людям разрешить их душевные кризисы и тревоги. [21] Несмотря на слухи о том, что Распутин занимался сексом с поклонницами, [22] он произвел благоприятное впечатление на нескольких местных религиозных лидеров. Среди них были архимандрит Андрей и епископ Хрисфанос, которые вручили Распутину рекомендательное письмо епископу Сергию, настоятелю духовной семинарии , Александро-Невской лавры и организовали его поездку в Санкт-Петербург . [23] [24] [25]
По прибытии в Александро-Невскую лавру Распутин был представлен церковным деятелям, в том числе архимандриту Феофану , инспектору духовной семинарии, имевшему хорошие связи в петербургском обществе и позднее служившему духовником императорской семьи. [26] [27] Феофан был так впечатлен Распутиным, что пригласил его погостить у себя дома; он стал одним из самых важных друзей Распутина в Санкт-Петербурге. [26] обеспечив ему доступ во многие влиятельные салоны , где местная аристократия собиралась для религиозных дискуссий. Именно благодаря этим встречам Распутин привлек некоторых из своих первых и влиятельных последователей, многие из которых позже восстали против него. [28]
Альтернативные религиозные движения, такие как спиритизм и теософия, стали популярными среди петербургской аристократии еще до прибытия Распутина, и многие представители аристократии проявляли большой интерес к оккультизму и сверхъестественному. [29] Идеи и «странные манеры» Распутина сделали его предметом сильного любопытства среди городской элиты, которая, по словам Фурмана, в этот период была «скучной, циничной и искала новых впечатлений». [26] Привлекательность Распутина, возможно, усиливалась тем фактом, что он также был уроженцем России, в отличие от других самопровозглашенных «святых людей», таких как Низье Антельм Филипп и Жерар Анкосс , которые ранее были популярны в Санкт-Петербурге. [27]
По словам Фюрмана, Распутин во время своего первого визита пробыл в Петербурге всего несколько месяцев и вернулся в Покровское осенью 1903 года. [30] Смит, однако, утверждает, что невозможно узнать, остался ли Распутин в Санкт-Петербурге или вернулся в Покровское в какой-то момент между его первым приездом и 1905 годом. [31] Тем не менее, к 1905 году Распутин подружился с несколькими представителями аристократии, в том числе с «Черными принцессами», Милицей и Анастасией Черногорскими . , которые вышли замуж за двоюродных братьев и сестер царя Николая II (великого князя Петра Николаевича и князя Георгия Максимилиановича Романовского ) и сыграли важную роль в представлении Распутина царю и его семье. [27] [32]
Распутин впервые встретился с Николаем 1 ноября 1905 года в Петергофском дворце . Царь записал это событие в своем дневнике, написав, что он и его супруга императрица Александра Федоровна «познакомились с человеком Божиим Григорием из Тобольской губернии». [31] Распутин вернулся в Покровское вскоре после их первой встречи и вернулся в Санкт-Петербург только в июле 1906 года. [33] По возвращении он отправил Николаю телеграмму с просьбой подарить царю икону преподобного Симеона Верхотурского . Он встречался с Николаем и Александрой 18 июля и еще раз в октябре, когда впервые встретил их детей. [34]
В какой-то момент Николай и Александра убедились, что Распутин обладает чудесной силой исцелить их единственного сына, цесаревича Алексея Николаевича , страдавшего гемофилией . Историки расходятся во мнениях относительно того, когда это произошло: по мнению Орландо Файджеса , Распутин впервые был представлен царю и царице как целитель, который мог помочь их сыну, в ноябре 1905 года. [35] в то время как Джозеф Т. Фурманн предположил, что именно в октябре 1906 года Распутина впервые попросили помолиться за здоровье Алексея. [36]
Целитель Алексей Николаевич

Во многом влияние Распутина на императорскую семью было связано с верой Александры и других в то, что он несколько раз облегчал боль Алексея и останавливал его кровотечение. По словам историка Марка Ферро , царица имела «страстную привязанность» к Распутину, веря, что он сможет исцелить недуг ее сына. [37] Гарольд Шукман писал, что Распутин стал «незаменимым членом царской свиты». [38] Неясно, когда Распутин впервые узнал о гемофилии Алексея и когда он впервые начал действовать как целитель. Возможно, он знал о состоянии Алексея еще в октябре 1906 года. [36] и был вызван Александрой помолиться за царевича, когда у него случилось внутреннее кровотечение . На следующее утро Алексей выздоровел. весной 1907 года [39] Вскоре после этого подруга Александры Анна Вырубова убедилась в том, что Распутин обладает чудесными способностями, и стала одной из самых влиятельных его сторонниц. [40] [41]
В ноябре 1906 года Распутин внезапно нанес визит семье Баратынских в Казань и сказал им, что может читать мысли людей . Ольгой Ильиной в «Визитах к императорскому двору», представляет собой небольшой, но, несомненно, ценный вклад в историю. Описание Распутина и его поведения, данное [42]
В самом начале ужина, когда Настя собиралась поставить перед Распутиным тарелку с супом, ему захотелось достать расческу, и он стал проводить ею по своим жирным волосам. Тарелку быстро убрали, и Настя с каменным пренебрежением ждала, пока он закончит свое дело. [43]
Летом 1912 года у Алексея после тряской поездки в карете недалеко от императорских охотничьих угодий в Спале произошло кровоизлияние в бедро и пах , что привело к образованию большой гематомы . [44] В сильных болях и в горячке в бреду царевич оказался при смерти. [45] В отчаянии Александра попросила Вырубову отправить Распутину (находившемуся в Сибири) телеграмму с просьбой помолиться за Алексея. [46] Распутин быстро ответил, сообщив царице, что «Бог увидел ваши слезы и услышал ваши молитвы. Не горюйте. Малыш не умрет. Не позволяйте врачам слишком его беспокоить». [46] На следующее утро состояние Алексея не изменилось, но Александра воодушевилась этим сообщением и вновь обрела надежду, что он выживет. Кровотечение остановилось на следующий день. [46] Доктор С. П. Федоров , один из врачей, лечивших Алексея, признал, что «выздоровление было совершенно необъяснимым с медицинской точки зрения». [47] Позднее доктор Федоров признавался, что Александру нельзя винить за то, что она видела в Распутине чудотворца: «Распутин приходил, подходил к больному, смотрел на него и плевал. Кровотечение моментально прекращалось... Как могла после этого императрица не доверять Распутину?» [48]
Историк Роберт К. Мэсси назвал выздоровление Алексея «одним из самых загадочных эпизодов всей легенды о Распутине». [46] Причина его выздоровления неясна: Мэсси предположил, что предложение Распутина не позволять врачам беспокоить Алексея помогло его выздоровлению, позволив ему отдохнуть и выздороветь, или что его сообщение могло помочь выздоровлению Алексея, успокоив его мать и уменьшив эмоциональный стресс царевича. . [49] Александра считала, что Распутин сотворил чудо, и пришла к выводу, что он необходим для выживания Алексея. [50] Некоторые писатели и историки, например Ферро, утверждают, что Распутин и в других случаях останавливал кровотечение у Алексея с помощью гипноза . [37] Другие историки, в том числе мемуарист Пьер Жильяр , наставник Алексея по французскому языку, предположили, что Распутин контролировал кровотечение у Алексея, запретив прием аспирина , который тогда широко использовался для облегчения боли, но не был известен как средство, препятствующее свертыванию крови, до 1950-х годов. [51]
Отношения с Императорскими детьми
Алексея и его братьев и сестер также учили относиться к Распутину как к «нашему другу» и делиться с ним откровениями. Осенью 1907 года их тётю, великую княгиню Ольгу Александровну , Николай провожал в детскую для встречи с Распутиным. Мария, ее сестры и брат Алексей были в длинных белых ночных рубашках. «Кажется, он нравился всем детям», — вспоминала Ольга Александровна. «Они чувствовали себя с ним совершенно непринужденно». [52]
Дружба Распутина с царскими детьми была очевидна в посланиях, которые он им посылал. «Моя дорогая Перл М!» Распутин написал девятилетней Марии в одной телеграмме в 1908 году: "Расскажи мне, как ты разговаривала с морем, с природой! Я скучаю по твоей простой душе. Мы скоро увидимся! Крепкий поцелуй". Во второй телеграмме Распутин сказал ребенку: «Дорогой М! Мой Маленький Друг! Да поможет тебе Господь нести свой крест с мудростью и радостью во Христе. Этот мир подобен дню, смотри, уже вечер. с заботами мира». [53] В феврале 1909 года Распутин разослал всем детям телеграмму, в которой советовал: «Любите всю природу Божию, все творение Его в особенности эту землю. Матерь Божия всегда была занята цветами и рукоделием». [54]
девочек Одна из гувернанток , Софья Ивановна Тютчева , пришла в ужас в 1910 году, когда Распутину разрешили войти в детскую, когда четыре девочки были в ночных рубашках. Тютчева хотела запретить Распутину посещать детские сады. В ответ на ее жалобы Николай попросил Распутина прекратить посещения детской. «Я так боюсь, что С.И. [Тютчева] может сказать... о нашей подруге что-нибудь плохое», — писала матери двенадцатилетняя сестра Марии Татьяна 8 марта 1910 года, умоляя Александру простить ее за поступок. что-то ей не понравилось. «Я надеюсь, что наша медсестра теперь будет хорошо относиться к нашему другу». [55] Alexandra eventually had Tyutcheva fired. [56]
Тютчева рассказала свою историю другим членам императорской семьи, которые были шокированы этими сообщениями, хотя контакты Распутина с детьми были, судя по всему, совершенно невинными. [57] Сестра Николая, великая княгиня Ксения Александровна , пришла в ужас от рассказа Тютчевой. Ксения писала 15 марта 1910 года, что не может понять «...отношения Аликс и детей к этому зловещему Григорию (которого они считают почти святым, а на самом деле он всего лишь хлыст !) Он всегда рядом, идет в детскую, навещает Ольгу и Татьяну, пока они готовятся ко сну, сидит там, разговаривает с ними и ласкает их. Они стараются скрыть его от Софьи Ивановны, а дети не смеют говорить с ней о нем. совершенно невероятно и за гранью понимания». [55]
Другая гувернантка заявила весной 1910 года, что ее изнасиловал Распутин. Мария Ивановна Вишнякова сначала была поклонницей Распутина, но позже разочаровалась в нем. Александра отказалась верить Вишняковой «и сказала, что все, что делает Распутин, свято». Великой княгине Ольге Александровне сообщили, что заявление Вишняковой было немедленно расследовано, но «молодую женщину застали в постели с казаком Императорской гвардии ». Вишнякова была уволена со своего поста в 1913 году. [58]
В обществе шептались, что Распутин соблазнил не только Александру, но и четырех великих княжон. [59] Распутин опубликовал пылкие письма, написанные ему царицей и великими княжнами, которые ходили по обществу и подогревали слухи. Распространялись также порнографические карикатуры , на которых Распутин изображал сексуальные отношения с царицей на фоне ее четырех дочерей и обнаженной Анны Вырубовой. [60] Николай приказал Распутину на время покинуть Санкт-Петербург, к большому неудовольствию Александры, и Распутин отправился в паломничество в Палестину . [61]
Несмотря на скандал, связь императорской семьи с Распутиным продолжалась вплоть до его убийства 17 декабря 1916 года. «Наш Друг так доволен нашими девчонками, говорит, что они прошли тяжелые для своего возраста «курсы» и их души очень развились», — Александра. писал Николаю 6 декабря 1916 г. [62] В своих воспоминаниях А. А. Мордвинов сообщал, что четыре великие княжны выглядели «холодными и явно ужасно расстроенными» смертью Распутина и сидели «прижавшись друг к другу» на диване в одной из своих спален в ту ночь, когда получили это известие. Мордвинов сообщил, что молодые женщины были в мрачном настроении и, казалось, предчувствовали предстоящий политический переворот. [63] Распутин был похоронен с иконой, подписанной на оборотной стороне великими княжонами и их матерью. [64]
Споры

Вера императорской семьи в целебные способности Распутина принесла ему значительный статус и власть при дворе. [65] Николай назначил Распутина своим лампадником (фонарником), которому было поручено поддерживать зажигание лампад перед религиозными иконами во дворце, что давало ему регулярный доступ к дворцу и императорской семье. [66] К декабрю 1906 года Распутин сблизился настолько, что попросил царя об особой милости: разрешить ему сменить фамилию на Распутин-Новый (Распутин-Новый). Николай удовлетворил просьбу, и изменение имени было быстро обработано, что позволяет предположить, что Распутин уже в тот ранний день пользовался благосклонностью царя. [36] Распутин в полной мере использовал свое положение, принимая взятки и сексуальные услуги от поклонников. [65] и усердно работал над расширением своего влияния.
Распутин вскоре стал фигурой неоднозначной; его враги обвиняли его в религиозной ереси и изнасилованиях, подозревали в оказании неправомерного политического влияния на царя и, по слухам, даже имели роман с царицей. [67] Оппозиция влиянию Распутина росла внутри Восточной Православной Церкви . В 1907 году местное духовенство в Покровском объявило Распутина еретиком, а епископ Тобольский начал расследование его деятельности, обвинив его в «распространении ложных, хлыстовских учений». [68] В Санкт-Петербурге Распутин столкнулся с оппозицией со стороны еще более видных критиков, в том числе премьер-министра Петра Столыпина и охранки , царской тайной полиции . [69] Приказав провести расследование деятельности Распутина, Столыпин выступил против Николая, но не сумел обуздать влияние Распутина и выслать его из Санкт-Петербурга. [70]
За пределами царского двора Распутин проповедовал, что физический контакт между ним и другими очищает их; он участвовал в пьяных пирах и внебрачных связях с самыми разными женщинами, от проституток до дам из высшего общества. [71] [72] В 1909 году Хиония Берлацкая, одна из первых сторонниц Распутина, обвинила его в изнасиловании. Бетлацкая обратилась за помощью к Феофану, который убедился, что Распутин представляет опасность для монархии. [73] Умножились слухи о том, что Распутин нападал на последовательниц и вел себя неподобающим образом во время визитов к императорской семье, особенно к дочерям Николая-подросткам Ольге и Татьяне. [74] [75]


В этот период Первая мировая война , распад феодализма и вмешательство правительственной бюрократии способствовали быстрому экономическому упадку России. Многие возлагали вину на Александру и Распутина. Один откровенный член Думы , крайне правый политик Владимир Пуришкевич , заявил в ноябре 1916 года, что, по его мнению, царские министры «превратились в марионеток , марионеток, за нити которых крепко взялись Распутин и императрица Александра Федоровна — злые гений России и Царицы... оставшийся немцем на русском престоле и чуждым стране и ее народу». [76] (Царица родилась немецкой принцессой.)
Неудачная попытка убийства
12 июля [ OS 29 июня] 1914 года 33-летняя крестьянка по имени Хиония Гусева попыталась убить Распутина, нанеся ему удар ножом в живот возле его дома в Покровском. [77] Распутин был тяжело ранен, и какое-то время было неясно, выживет ли он. [78] После операции [79] и некоторое время в больнице в Тюмени, [80] он выздоровел.
Гусева была последовательницей Илиодора , бывшего священника, который поддерживал Распутина, прежде чем осудить его сексуальные выходки и самовозвеличивание в декабре 1911 года. [81] [82] Радикальный консерватор и антисемит , Илиодор был частью группы деятелей истеблишмента, которые пытались вбить клин между Распутиным и императорской семьей в 1911 году. Когда эта попытка провалилась, Илиодор был изгнан из Санкт-Петербурга и в конечном итоге лишен сана . [81] [83] Гусева утверждала, что действовала в одиночку, прочитав о Распутине в газетах и считая его «лжепророком и даже антихристом ». [84] Однако и полиция, и Распутин считали, что спровоцировал покушение Илиодор. [81] Илиодор бежал из страны до того, как его удалось допросить, а Гусева была признана не ответственной за свои действия по причине невменяемости . [81]
Смерть

Группа дворян во главе с Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и князем Феликсом Юсуповым решила, что влияние Распутина на Александру угрожает Российской империи. Юсуповых В декабре 1916 года они придумали план убийства Распутина, очевидно, заманив его в Мойский дворец . [85] [86]


Распутин был убит ранним утром 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 года в доме князя Юсупова. Он умер от трех огнестрельных ранений, одно из которых было нанесено с близкого расстояния в лоб. О его смерти мало что известно, кроме этого, а обстоятельства его смерти были предметом серьезных спекуляций. По словам Смита, "что на самом деле произошло в доме Юсуповых 17 декабря, никогда не станет известно". [87] Однако наиболее часто рассказываемой версией событий стала история, изложенная Юсуповым в своих мемуарах. [88]

По словам Юсупова, Распутина пригласили в его дворец вскоре после полуночи и провели в подвал. Юсупов предложил чай и пирожные, пропитанные цианидом . Первоначально отказавшись от пирожных, Распутин начал их есть, и, к удивлению Юсупова, яд, похоже, не подействовал. [89] Затем Распутин попросил немного вина Мадейры (которое тоже было отравлено) и выпил три стакана, но по-прежнему не выказывал никаких признаков беспокойства. [n 1] Около 2:30 Юсупов извинился и пошел наверх, где его ждали товарищи по заговору. Он взял у Павловича револьвер , затем вернулся в подвал и сказал Распутину, что ему «лучше посмотреть на распятие и помолиться», имея в виду распятие в комнате, а затем выстрелил ему один раз в грудь. Затем заговорщики поехали в квартиру Распутина, причем Сухотин был в пальто и шляпе Распутина, пытаясь создать впечатление, будто Распутин вернулся домой той ночью. [90] Вернувшись в свой дворец, Юсупов вернулся в подвал, чтобы убедиться, что Распутин мертв. [91] Неожиданно Распутин вскочил и напал на Юсупова, который с некоторым усилием освободился и убежал наверх. Распутин последовал за Юсуповым во двор дворца, где его застрелил Пуришкевич. Он рухнул в сугроб. Затем заговорщики завернули его тело в ткань, отвезли к Петровскому мосту и сбросили в реку Малую Невку . [92]
По необоснованному утверждению, великая княгиня Татьяна, которая ранее предположительно была изнасилована Распутиным, присутствовала на месте убийства Распутина, «под видом поручика кавалергардов , чтобы отомстить Распутину, который совершил преступление». пытался ее нарушить». Морис Палеолог Распутина , посол Франции в России, писал, что Татьяна якобы была свидетельницей кастрации , но усомнился в достоверности слухов. [93]
В современном анализе смерти Распутина, опубликованном к 100-летию со дня этого события, доктор Кэролин Харрис из Университета Торонто отмечает, что реальные обстоятельства, очевидно, были менее драматичными, чем рассказ Юсупова. Дочь Распутина записала, что ее отец не любил сладкую пищу и не стал бы есть якобы отравленные пирожные. В отчете о вскрытии, составленном официальным хирургом, не упоминается об отравлении или утоплении, а просто зафиксирована смерть от единственной пули, выпущенной в голову с близкого расстояния. [94]
Смерть и последствия
Весть об убийстве Распутина быстро распространилась еще до того, как его тело было найдено. По словам Смита, Пуришкевич открыто рассказал об убийстве двум солдатам и полицейскому, который расследовал сообщения о выстрелах вскоре после происшествия, но призвал их никому не рассказывать. [95] Расследование было начато на следующее утро. [96] « Биржевая газета» опубликовала сообщение о смерти Распутина «после вечеринки в одном из самых аристократических домов в центре города» днем 30 декабря [ OS 17 декабря] 1916 года.
После того, как двое рабочих обнаружили кровь на перилах Петровского моста и сапог на льду внизу, полиция начала обыск территории. [97] Тело Распутина было найдено подо льдом реки 1 января (19 декабря по ст. ст.) примерно в 200 метрах ниже по течению от моста. [98] Дмитрий Косоротов города Тело осмотрел главный хирург . Отчет Косоротова был утерян, но позже он заявил, что на теле Распутина имелись признаки тяжелых травм, в том числе три огнестрельных ранения (одно в упор в лоб), резаное ранение в левый бок и другие травмы, многие из которых, по мнению Косоротова, были было подтверждено посмертно. [99] Косоротов нашел в теле Распутина единственную пулю, но заявил, что она слишком сильно деформирована и принадлежит к типу, который слишком широко используется для отслеживания. Он не нашел никаких доказательств того, что Распутин был отравлен. [100] По словам Смита и Фюрмана, Косоротов не обнаружил воды в легких Распутина, а сообщения о том, что Распутина бросили в воду живым, были неверными. [101] [102] В некоторых более поздних сообщениях утверждалось, что пенис Распутина был отрезан, но Косоротов нашел его гениталии нетронутыми. [100]
Распутин был похоронен 2 января (21 декабря по ст. ст.) в небольшой церкви, которую Вырубова строила в Царском Селе . На похоронах присутствовали только императорская семья и несколько ее приближенных. Жена Распутина, любовница и дети не были приглашены. [103] хотя позже в тот же день его дочери встретились с императорской семьей в доме Вырубовой. [104] Императорская семья планировала построить церковь над могилой Распутина. [64] Однако его тело было эксгумировано и сожжено отрядом солдат по приказу Александра Керенского вскоре после отречения Николая от престола в марте 1917 года. [103] чтобы его могила не стала местом сбора сторонников старого режима. [105]
Выдающиеся дети
Мария Распутина
Дочь Распутина, Мария Распутина эмигрировала во Францию (урожденная Матрена Распутина; 1898–1977), после Октябрьской революции , а затем в США. Там она работала танцовщицей, а затем укротительницей львов в цирке. [106]
В популярной культуре
- Распутин и императрица (1932), фильм режиссеров Ричарда Болеславского и Чарльза Брабина с Лайонелом Бэрримором в роли Григория Распутина, Ральфом Морганом в роли царя, Этель Бэрримор в роли царицы и Джоном Бэрримором в роли принца Павла Чегодырева.
- Безумный монах Распутин (1966), фильм ужасов «Молот» режиссера Дона Шарпа с Кристофером Ли в главных ролях в роли Григория Распутина и Барбары Шелли .
- Я убил Распутина (1967), итало-франко-биографический фильм режиссера Робера Оссейна о смерти Григория Распутина.
- Николас и Александра (1971), британский эпический исторический драматический фильм режиссера Франклина Дж. Шаффнера . Распутина играет Том Бейкер .
- Агония (1973–1975, вышел только в 1981 году) — советский фильм режиссёра Элема Климова на музыку Альфреда Шнитке .
- « Распутин » (1978) — популярная песня немецко-карибской вокальной группы Boney M. [107]
- Распутин — сценический псевдоним британско-немецкого рок-музыканта Джона Саймона, выступавшего в основном под этим псевдонимом в 1970-е годы.
- Распутин: Темный слуга судьбы (1996), биографический исторический драматический телефильм, в котором рассказывается о последних четырех годах жизни Распутина. Его сыграл Алан Рикман .
- Анастасия (1997), анимационный мюзикл с Кристофером Ллойдом в роли Григория Распутина.
- Григорий Р. (2014), российский телесериал (иногда продается под названием Распутин )
- Последние цари (2019), документальный мини-сериал Netflix о правлении Николая II . Распутина сыграл Бен Картрайт.
- «Королевский человек» (2021), боевик/драма, включающий сцены, иллюстрирующие теорию британского агента об убийстве Распутина.
- Сила Доктора (2022), специальный выпуск «Доктора Кто» изображает , которого Саша Дхаван как псевдоним Мастера.
См. также
- Архимандрит Фотий , влиятельный и реакционный русский священник и мистик.
- Исцеление верой
- Распутин (песня)
Примечания
- ↑ Утверждение о том, что Станислав Лазоверт признался на смертном одре, что он применил к вину и выпечке псевдояд вместо цианида, чтобы избежать нарушения клятвы Гиппократа, представляется неверным и, вероятно, возникло из книги « Охрана: Российская тайная полиция» , в которой автор лишь предполагает, что Лазоверт использовал псевдояд.
Ссылки
- ^ «Ра-Ра-Распутин: Окончательный исторический анализ классической песни Boney M» . Исторический хит . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Уилсон 1964 , стр. 23–26.
- ^ Фурманн 2012 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Смит 2016 , с. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фурманн 2012 , с. 6.
- ^ Смит 2016 , стр. 14–15.
- ^ Фурманн 2012 , с. 9.
- ^ Смит 2016 , стр. 16–17.
- ^ Смит 2016 , стр. 17–18.
- ^ Фурманн 2012 , с. 14.
- ^ Смит 2016 , стр. 20–21.
- ^ Смит 2016 , с. 21.
- ^ Смит 2016 , с. 22.
- ^ Смит 2016 , стр. 23–25.
- ^ Фурманн 2012 , с. 17.
- ^ Смит 2016 , стр. 23, 26.
- ^ Смит 2016 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2016 , с. 28.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 19–20.
- ^ Фурманн 2012 , с. 20.
- ^ Смит 2016 , стр. 50–51.
- ^ Фурманн 2012 , с. 25.
- ^ Смит 2016 , стр. 50–53.
- ^ Фурманн 2012 , с. 26.
- ^ Радзинский 2010 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фурманн 2012 , с. 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит 2016 , с. 66.
- ^ Смит 2016 , с. 57.
- ^ Фигес 1998 , с. 29.
- ^ Фурманн 2012 , с. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2016 , с. 65.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 29–30, 39.
- ^ Смит 2016 , стр. 69–76.
- ^ Фурманн 2012 , с. 41.
- ^ Фигес 1998 , с. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фурманн 2012 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ферро 1995 , с. 137.
- ^ Шукман 1994 , с. 370.
- ^ Фурманн 2012 , с. 43.
- ^ Мэсси 2012 , с. 168.
- ^ Фурманн 2012 , с. 46.
- ^ Дуглас Смит (2016) Распутин, стр. 113–114.
- ^ "Казанский период в судьбе Григория Распутина" . 27 November 2020.
- ^ Мэсси 2012 , с. 192.
- ^ Мэсси 2012 , стр. 193–195.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэсси 2012 , с. 195.
- ^ Джулия П. Геларди, Рожденные править: пять правящих супруг, внучки королевы Виктории, с. 176
- ^ Джулия П. Геларди, Рожденные править: пять правящих супруг, внучки королевы Виктории , стр. 176–177 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Мэсси 2012 , стр. 197–198.
- ^ Мэсси 2012 , с. 198.
- ^ Хашич, Альбинко (29 декабря 2016 г.). «5 мифов и правд о Распутине» . Время.com . Время-Жизнь . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Мэсси (1967), стр. 199–200.
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 314
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 321
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майлунас и Мироненко (1997), с. 330
- ^ Радзинский (2000), с. 139
- ^ Мэсси (1967), с. 208
- ^ Радзинский (2000), стр. 129–130.
- ^ Лин (1998), с. 257
- ^ Кристофер и др. (1995), с. 115.
- ^ Кристофер и др. (1995), с. 116
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 489
- ^ Майлунас и Мироненко (1997), с. 507
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майлунас и Мироненко (1997), с. 511
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Файджес 1998 , с. 31.
- ^ Ферро 1995 , с. 138.
- ^ Файджес 1998 , стр. 32–33.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 52–53.
- ^ Фурманн 2012 , с. 57.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 58–59.
- ^ « Григорий Распутин . Британика , 2023.
- ^ Харрис, Кэролин (2016). « Убийство Распутина 100 лет спустя ». Смитсоновский журнал.
- ^ Фурманн 2012 , с. 61.
- ^ Смит 2016 , с. 168.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 61–62.
- ^ Радзинский 2010 , с. 434.
- ^ Фурманн 1990 , стр. 106–107.
- ^ Фурманн 1990 , с. 108.
- ^ Смит 2016 , с. 332.
- ^ Смит 2016 , стр. 360–361.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Смит 2017 .
- ^ Фурманн 1990 , с. 82.
- ^ Фурманн 1990 , стр. 82–84.
- ^ Радзинский 2010 , с. 256.
- ^ Фаркуар 2001 , с. 197.
- ^ Мурхед 1958 , стр. 107–108.
- ^ Смит 2016 , стр. 590, 595.
- ^ Смит 2016 , стр. 590–592.
- ^ Смит 2016 , с. 590.
- ^ Смит 2016 , стр. 590–591.
- ^ Смит 2016 , с. 591.
- ^ Смит 2016 , стр. 591–592.
- ^ Майлунас и Мироненко, с. 508–509
- ↑ Доктор Кэролин Харрис, журнал Smithsonian, 27 декабря 2016 г.
- ^ Смит 2016 , стр. 597–598.
- ^ Смит 2016 , с. 599.
- ^ Смит 2016 , с. 600.
- ^ Смит 2016 , с. 606.
- ^ Смит 2016 , стр. 608–610.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2016 , с. 610.
- ^ Смит 2016 , с. 611.
- ^ Фурманн 2012 , стр. 217–219.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роллинз 1982 , с. 197.
- ^ Смит 2016 , с. 612.
- ^ Смит 2016 , с. 650.
- ^ Адамс, Кэтрин Х.; Кин, Майкл Л. (2012). Женщины американского цирка, 1880–1940 гг . МакФарланд. п. 162. ИСБН 978-1-4766-0079-6 .
- ^ Райт II, Дж. М. (2007). «Величайшая машина любви России»: Дискотека, экзотика, подрывная деятельность (Докторская диссертация, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл).
Библиография
- Кристофер, Питер; Курт, Питер; Радзинский, Эдвард (1995). Царь: Затерянный мир Николая и Александры . Little Brand Co. ISBN 0-316-50787-3 .
- Кук, Эндрю (2005). Убить Распутина: Жизнь и смерть Григория Распутина . Темпус . ISBN 9780752434094 .
- Фаркуар, Майкл (2001). Сокровищница королевских скандалов: шокирующие правдивые истории о самых злых, самых странных и самых распутных королях, королевах, царях, папах и императорах в истории . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-028024-1 .
- Ферро, Марк (1995). Николай II: Последний из царей . Перевод Пирса, Брайана. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509382-7 .
- Файджес, Орландо (1998). Народная трагедия: Русская революция, 1891–1924 гг . Пингвин. ISBN 978-0140243642 .
- Фурманн, Джозеф Т. (2012). Распутин: Нерассказанная история . Уайли. ISBN 978-1-118-23985-8 .
- Фурманн, Джозеф Т. (1990). Распутин: Жизнь . Прегер Фредерик А. ISBN 978-0-275-93215-2 .
- Магер, Хьюго (1998). Елизавета: Великая Княгиня Российская . издательства Carroll and Graf Publishers, Inc. ISBN 0-7867-0678-3 .
- Мэсси, Роберт К. (1967). Николай и Александра . Dell Publishing Co. ISBN издательства 0-394-58048-6 .
- Мэсси, Роберт К. (2012) [1967]. Николай и Александра: Падение династии Романовых (изд. Современной библиотеки). ISBN 978-0-679-64561-0 .
- Майлунас, Андрей; Мироненко, Сергей (1997). Страсть длиною в жизнь: Николай и Александра: их собственная история . Даблдэй. ISBN 0-385-48673-1 .
- Миллер, Карин (19 сентября 2004 г.). «Британский шпион произвел выстрел, добивший Распутина» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года.
- Мурхед, Алан (1958). Русская революция . Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 107–108 . ISBN 978-0881843316 .
- Нортон-Тейлор, Ричард (21 сентября 2010 г.). «Грэм Грин, Артур Рэнсом и Сомерсет Моэм шпионили в пользу Британии, признали, что МИ-6» . www.theguardian.com . Проверено 26 сентября 2016 г.
- Радзинский, Эдвард (2010). Дело Распутина . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-75466-0 .
- Роллинз, Патрик Дж. (1982). «Распутин Григорий Ефимович». В Вечински, Джозеф Л. (ред.). Современная энциклопедия российской и советской истории . Том. 30. Академическая международная пресса.
- Shishkin, Oleg (2004). Rasputin : Istorii͡a Prestuplenii͡a . Moscow: Yauza.
- Шукман, Гарольд (1994). «Распутин, Григорий Ефимович» . В Шукмане, Гарольде (ред.). Блэквеллская энциклопедия русской революции . Блэквелл. ISBN 0631195254 .
- Сас, Томас Стивен (1993). Лексикон безумия: метафорическая болезнь, моральная ответственность и психиатрия . Издатели транзакций. ISBN 978-1-56000-065-5 .
- Смит, Дуглас (2016). Распутин: Вера, власть и закат Романовых . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-71123-8 .
- Смит, Дуглас (2017). «Григорий Распутин и начало Первой мировой войны: июнь 1914 года» . В Брентоне, Тони (ред.). Была ли революция неизбежной?: Поворотные моменты русской революции . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0190658939 .
- Смит, Майкл (2011). Шесть: Настоящие Джеймсы Бонды 1909–1939 годов . Издательство Bitback. ISBN 978-1-84954-264-7 .
- Уилсон, Колин (1964). Распутин и падение Романовых . Фаррар, Штраус.
Внешние ссылки



- 1869 рождений
- 1916 смертей
- Убийства 1916 года в Европе
- Убитые русские люди
- Смерти от огнестрельного оружия в России
- Православные христиане из России.
- Восточно-православные мистики
- Целители веры
- Народные святые
- Григорий Распутин
- Коми народ
- Николай II России
- Люди из Тюменского Уезда
- Жители Ярковского района.
- В России убиты люди
- Семья Распутиных
- русские жертвы убийств
- Двор Николая II России
- Посмертные казни
- Люди 19 века из Российской Империи
- Христианские мистики ХХ века
- Русские люди 20 века