Клятва Гиппократа
Клятва Гиппократа – это клятва этическая , исторически приносимая врачами . Это один из наиболее широко известных греческих медицинских текстов. В своей первоначальной форме он требует от нового врача поклясться рядом богов-целителей в соблюдении определенных этических стандартов. Клятва является самым ранним выражением медицинской этики в западном мире, устанавливающим несколько принципов медицинской этики, которые сохраняют первостепенное значение и сегодня. К ним относятся принципы медицинской конфиденциальности и непричинения вреда . Будучи плодотворным выражением определенных принципов, которые продолжают направлять и информировать медицинскую практику, древний текст имеет не только историческую и символическую ценность. Это закреплено в законодательных актах различных юрисдикций, так что нарушение присяги может повлечь за собой уголовную или иную ответственность, выходящую за рамки символического характера присяги.
Оригинальная клятва была написана на ионическом греческом языке между пятым и третьим веками до нашей эры. [1] Хотя его традиционно приписывают греческому врачу Гиппократу и обычно включают в Корпус Гиппократа , некоторые современные ученые не считают, что он был написан самим Гиппократом.
Текст присяги [ править ]
Самый ранний сохранившийся экземпляр [ править ]
Самые старые частичные фрагменты клятвы датируются примерно 275 годом нашей эры. Самая старая из сохранившихся версий датируется примерно 10–11 веками и хранится в Библиотеке Ватикана . [2] Часто цитируемая версия, датированная 1595 годом, появляется на греческом языке койне с латинским переводом. [3] [4] В этом переводе автор переводит « πεσσὸν » на латинское « fœtum ».
Ниже представлена Клятва Гиппократа на греческом языке из издания Леба 1923 года, за которой следует английский перевод:
Во имя Аполлона Целителя, и Асклепия, и Гигеи, и Панацеи, и всех богов, поэтов истории, пусть они составят по своей силе и суждению эту клятву и это письмо:
Тот, кто обучает этому искусству, родится у меня, и он разделит свою жизнь, и он станет полезной передачей, и поколение братьев от него, даже если они будут критиковать вас, и будут учить этому искусству или использовать его, без жалованье или писание, прикажи также слушать и учиться у остального мира, ты перейдешь и станешь сыновьями мне и тем, кто научил меня, и станешь учениками, зарегистрированными и присягнувшими закону греков, и ничего еще.
Я судья, и меня используют на благо тех, кто действует согласно моей власти и суждению, и для объявления несправедливости.
Никакого лекарства не дам, смерти не попрошу, совета такого не дам: равно и женщине Песшон фтор не дам.
но я сохраню свою жизнь и свое искусство чистыми и святыми.
Я не молюсь и не побиваю камнями, но оставлю здесь раздутого человека.
и в доме всех, если я есть, молюсь о благе горящих, я свободен от всякой несправедливой экузии и флори, того и другого и афродизиакальных действий на телах женщин и мужчин, свободен и рабы.
А что, если я увижу или услышу лекарство, а то и без лекарства против жизни людей, о чем уже не надо кричать, я молчу, невысказанный вкус – такие дела.
Клянусь же тебе, кто ты, и не смущайся, что ты будешь оскорблен и жизнью, и искусством, прославляемым всеми человеками во святое время: и преступающим и лжесвидетельствующим, в отличие от оных. [5]
Клянусь Аполлоном Целителем, Асклепием , Гигеей , Панацеей и всеми богами и богинями, сделав их своими свидетелями, что я выполню, в соответствии с моими способностями и суждениями, эту клятву и этот договор.
Считать моего учителя в этом искусстве равным моим родителям; сделать его партнером в моем заработке; когда ему нужны деньги, чтобы поделиться с ним моими; считать его семью своими братьями и обучать их этому искусству, если они захотят, без платы и каких-либо обязательств; передавать наставления, устные наставления и все другие наставления моим собственным сыновьям, сыновьям моего учителя и наемным ученикам, принявшим клятву Целителя, и никому другому.
Я буду использовать те диетические режимы, которые принесут пользу моим пациентам в соответствии с моими величайшими способностями и рассудительностью, и я не причиню им вреда или несправедливости. [6] Я также не буду давать яд кому-либо, когда меня об этом просят, и не буду предлагать такой курс. Точно так же я не дам женщине пессарий , чтобы вызвать аборт. Но я буду хранить в чистоте и святости и свою жизнь, и свое искусство. Я не буду применять нож даже к страждущим от камня , но уступлю место в нем мастерам.
В какой бы дом я ни вошел, я войду, чтобы помогать больным, и буду воздерживаться от всякого умышленного зла и причинения вреда, особенно от надругательства над телами мужчины или женщины, раба или свободного. И что бы я ни увидел или ни услышал в ходе своей профессиональной деятельности, а также вне своей профессии, в общении с людьми, если это не должно быть опубликовано за границей, я никогда не разглашаю, считая такие вещи священными тайнами.
Теперь, если я выполню эту клятву и не нарушу ее, пусть я навсегда приобрету репутацию среди всех людей за свою жизнь и свое искусство; но если я нарушу его и отрекусь от себя, пусть меня постигнет обратное. [5] – Перевод WHS Jones.
«Прежде всего не навреди» [ править ]
Часто говорят, что точная фраза «Прежде всего не навреди» ( лат . Primum non nocere ) является частью оригинальной клятвы Гиппократа. Хотя эта фраза не встречается в версии клятвы 245 года нашей эры, аналогичные намерения выражаются в следующем: «Я буду воздерживаться от всех умышленных проступков и вреда». фраза primum non nocere Считается, что возникла в 17 веке.
Другая эквивалентная фраза встречается в книге I «Эпидемии» школы Гиппократа: «При обращении с болезнью практикуйте две вещи: либо помогайте, либо не вредите пациенту». [7] Считается, что эту фразу придумал английский хирург XIX века Томас Инман . [8]
и интерпретация Контекст
Клятва, возможно, является самым известным текстом Корпуса Гиппократа , хотя большинство современных ученых не приписывают ее самому Гиппократу, предполагая, что она была написана в четвертом или пятом веке до нашей эры. [9] В качестве альтернативы, ученый-классик Людвиг Эдельштейн предположил, что клятва была написана пифагорейцами , - идея, которую другие подвергли сомнению из-за отсутствия доказательств существования школы пифагорейской медицины. [10] Хотя пифагорейская философия демонстрирует корреляцию с ценностями Клятвы, предложение о прямой связи в основном дискредитировалось в более поздних исследованиях. [11]
Его общие этические принципы можно найти и в других работах Корпуса: Врач упоминает об обязательстве хранить «святыни» медицины внутри медицинского сообщества (т.е. не разглашать секреты); упоминается также об особом положении врача по отношению к своим пациентам, особенно к женщинам и девушкам. [12] Однако некоторые аспекты присяги противоречат образцам практики, установленным в других частях Корпуса. Наиболее примечательным является запрет на использование ножа даже для небольших процедур, таких как литотомия , хотя другие работы Корпуса содержат рекомендации по выполнению хирургических процедур. [13]
Предоставление ядовитых лекарств, безусловно, рассматривалось бы современными врачами как аморальное, если бы оно приводило к убийству. Однако абсолютный запрет, описанный в присяге, запрещает и эвтаназию . несколько свидетельств древних врачей, охотно помогавших самоубийцам . Сохранилось [14] Было предложено множество объяснений запрета эвтаназии в присяге: возможно, не все врачи принесли присягу или что присяга была направлена на предотвращение широко распространенных опасений, что врачи могут быть использованы в качестве политических убийц. [15]
Интерпретированный фрагмент клятвы 275 года нашей эры содержит запрет на аборты, что противоречит оригинальному тексту Гиппократа « О природе ребенка» , который содержит описание аборта без какого-либо намека на то, что он был морально неправильным. [16] и описания абортивных препаратов многочисленны в древней медицинской литературе. [17] Позиция клятвы в отношении абортов была неясной даже в древнем мире, где врачи спорили, является ли спецификация пессариев запретом на просто пессарии или полным запретом на все методы аборта. [18] Скрибоний Ларг в 43 году нашей эры (самое раннее сохранившееся упоминание о клятве) был непреклонен в том, что она запрещает аборты. [19] или II века нашей эры В работе «Гинекология» I Соран Эфесский писал, что одна партия практикующих врачей следовала Клятве и изгоняла все абортивные средства, в то время как другая партия, к которой он принадлежал, была готова предписывать аборты, но только ради здоровье матери. [19] [20] Уильям Генри Сэмюэл Джонс заявляет, что «аборт... хотя врачам запрещено его делать, возможно, не во всех случаях осуждался». Он считал, что присяга запрещает аборты, хотя и не при всех обстоятельствах. [18] Джон М. Риддл утверждает, что, поскольку Гиппократ указывал на пессарии, он имел в виду только пессарии, и поэтому для врача-гиппократа было приемлемо выполнять аборты с использованием пероральных препаратов, насильственных методов, нарушения распорядка дня или привычек питания и многого другого. Другие ученые, в первую очередь Людвиг Эдельштейн , полагают, что автор намеревался запретить любые аборты. [18] Оливия Де Брабандере пишет, что независимо от первоначального намерения автора, расплывчатый и многозначный характер соответствующей линии позволил как профессионалам, так и непрофессионалам интерпретировать и использовать клятву по-разному. [18] Хотя многие христианские версии клятвы Гиппократа, особенно средневековые, прямо запрещали аборты, этот запрет часто опускается во многих клятвах, принимаемых сегодня в медицинских школах США, хотя он остается спорным. [21]
Клятва выделяется среди сопоставимых древних текстов по медицинской этике и профессионализму своим сильно религиозным тоном, что особенно затрудняет приписывание ее авторства Гиппократу. Такие фразы, как «но я буду хранить в чистоте и святости и свою жизнь, и свое искусство», предполагают глубокую, почти монашескую преданность медицинскому искусству. Тому, кто сдержит клятву, обещана «репутация среди всех людей за мою жизнь и мое искусство». Это резко контрастирует с работами Галена о профессиональной этике, в которых используется гораздо более прагматичный подход, где хорошая практика определяется как эффективная практика без ссылки на божеств. [22]
Тем не менее о важности клятвы среди медицинского сообщества свидетельствует ее появление на надгробиях врачей, и к четвертому веку нашей эры она стала обозначать профессию врача. [23]
Клятва продолжала использоваться в византийском христианском мире, причем ссылки на языческие божества были заменены христианской преамбулой, как в рукописи XII века, изображенной в форме креста. [24]
Современные версии и актуальность [ править ]
Клятва Гиппократа как документ профессиональной этики затмилась более обширными и регулярно обновляемыми этическими кодексами, издаваемыми национальными медицинскими ассоциациями, такими как Кодекс медицинской этики Американской медицинской ассоциации (впервые принятый в 1847 году) и Британского генерального медицинского совета. Кодекс добросовестности Медицинская практика . Эти документы дают всесторонний обзор обязанностей и профессионального поведения врача по отношению к своим пациентам и обществу в целом. Врачи, нарушающие эти кодексы, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, включая лишение лицензии на медицинскую практику. Тем не менее, объем этих документов сделал их разделение на более короткие клятвы привлекательным предложением. В свете этого факта в наше время было предложено несколько обновлений к присяге: [25] [26] какой-то шутливый. [27]
Присяга неоднократно менялась.
Одна из наиболее значительных поправок была впервые разработана в 1948 году Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА) и называлась Женевской декларацией . «Во время после Второй мировой войны и сразу после своего основания ВМА проявляла обеспокоенность состоянием медицинской этики в целом и во всем мире. ВМА взяла на себя ответственность за установление этических принципов для врачей всего мира. Она отметила, что в тех В течение многих лет обычай медицинских школ приносить присягу своим врачам после окончания учебы или получения лицензии на медицинскую практику вышел из употребления или стал простой формальностью». [28] В нацистской Германии студенты-медики не давали клятву Гиппократа, хотя и знали этику «nil nocere» — не навреди. [29] [ не удалось пройти проверку ]
В 1960-х годах клятва Гиппократа была изменена и теперь требует «крайнего уважения к человеческой жизни с самого начала», что сделало ее более светским обязательством, которое нельзя принимать в присутствии каких-либо богов, а только перед другими людьми. переписал клятву , молитва была опущена, и эта версия получила широкое признание и до сих пор используется во многих медицинских школах США: Когда в 1964 году Луи Лазанья , академический декан медицинского факультета Университета Тафтса, [30]
Я клянусь выполнить, насколько это возможно и разумно, этот завет:
Я буду уважать с трудом завоеванные научные достижения тех врачей, по чьим стопам я иду, и с радостью поделюсь своими знаниями с теми, кто последует за ними.
Я буду применять на благо больных все необходимые меры, избегая этих двойных ловушек чрезмерного лечения и терапевтического нигилизма .
Я буду помнить, что в медицине так же, как и в науке, есть искусство, и что теплота, сочувствие и понимание могут перевесить нож хирурга или аптечное лекарство.
Мне не будет стыдно сказать: «Я не знаю», и я не премину позвать своих коллег, когда для выздоровления пациента потребуются навыки другого человека.
Я буду уважать частную жизнь своих пациентов, поскольку их проблемы не раскрываются мне так, чтобы об этом узнал весь мир. Особенно осторожно я должен действовать в вопросах жизни и смерти. Если мне дано спасти жизнь, всем спасибо. Но, возможно, в моих силах также лишить жизни; Эту огромную ответственность нужно встретить с великим смирением и осознанием своей собственной слабости. Прежде всего, я не должен играть в Бога.
Я буду помнить, что я лечу не лихорадку, раковую опухоль, а больного человека, болезнь которого может повлиять на его семью и экономическую стабильность. В мою ответственность входят и эти связанные с этим проблемы, если я должен должным образом заботиться о больных.
Я буду предотвращать болезни, когда смогу, потому что профилактика предпочтительнее лечения.
Я буду помнить, что остаюсь членом общества с особыми обязательствами перед всеми моими собратьями, как здоровыми духом и телом, так и немощными.
Если я не нарушу эту клятву, пусть я буду наслаждаться жизнью и искусством, уважаемыми при жизни и вспоминаемыми с любовью после этого. Пусть я всегда поступаю так, чтобы сохранить лучшие традиции моего призвания, и пусть я долго испытываю радость исцеления тех, кто ищет моей помощи.
В опросе 126 медицинских школ США, проведенном в 1989 году, только три из них сообщили об использовании оригинальной клятвы, в то время как тридцать три использовали Женевскую декларацию, шестьдесят семь использовали модифицированную клятву Гиппократа, четыре использовали клятву Маймонида , одна использовала завета, восемь использовали другую клятву, один использовал неизвестную клятву, а двое не использовали никакой клятвы. Семь медицинских школ не ответили на опрос. [31]
По состоянию на 1993 год только 14% медицинских клятв запрещали эвтаназию и только 8% запрещали аборты. [32]
По данным опроса медицинских школ США, проведенного в 2000 году, все существовавшие на тот момент медицинские школы приносили ту или иную профессиональную присягу. Среди школ современной медицины шестьдесят две из 122 использовали клятву Гиппократа или ее модифицированную версию. Остальные шестьдесят школ использовали оригинальную или измененную Женевскую декларацию, клятву Маймонида или клятву, написанную студентами или преподавателями, или ими обоими. Все девятнадцать остеопатических школ в США использовали Остеопатическую клятву. [33] , которая принимается вместо или в дополнение к клятве Гиппократа. Остеопатическая клятва была впервые использована в 1938 году, а текущая версия используется с 1954 года. [34]
Во Франции выпускники медицинских вузов обычно подписывают письменную присягу. [35] [36]
В 1995 году сэр Джозеф Ротблат в своей речи на вручении Нобелевской премии мира предложил клятву Гиппократа для учёных . [37]
В ноябре 2005 года Сапармурат Ниязов , тогдашний лидер Туркменистана , заявил, что врачи должны принести ему клятву вместо клятвы Гиппократа. [ нужна ссылка ]
В 2007 году гражданин США Рафик Абдус Сабир был осужден за то, что дал клятву Аль-Каиде , согласившись тем самым оказать медицинскую помощь раненым террористам. [38]
По состоянию на 2018 год все выпускники медицинских школ США принесли ту или иную публичную клятву, но никто не использовал оригинальную клятву Гиппократа. Часто используется модифицированная форма или клятва, уникальная для этой школы. Обзор 18 из этих клятв подвергся критике за их широкую вариативность: «Последовательность поможет обществу увидеть, что врачи являются представителями профессии, которая привержена общему набору основных этических ценностей». [39]
Нарушение [ править ]
Не существует прямого наказания за нарушение клятвы Гиппократа, хотя в наше время его эквивалентом является врачебная халатность , которая влечет за собой широкий спектр наказаний, от тюремного заключения до гражданских наказаний. [40] Медицинские работники также могут подпадать под действие других частей уголовного и гражданского права за поведение, противоречащее как принесенной присяге, так и более общему запрету, например, на причинение физического или иного вреда другим лицам. В Соединенных Штатах несколько важных судебных решений содержали ссылки на классическую клятву Гиппократа, либо подтверждая, либо отвергая ее границы с точки зрения медицинской этики: Роу против Уэйда , Вашингтон против Харпера , Сострадание к умирающим против штата Вашингтон (1996), и Торберн против Департамента исправительных учреждений (1998 г.). [41] В древности наказание за нарушение клятвы Гиппократа могло варьироваться от штрафа до потери права заниматься медицинской практикой. [42]
В 2022 году в колледже в индийском штате Тамил Наду студенты-медики приняли Чарака-шапат — санскритскую клятву, приписываемую древнему мудрецу-врачу Махариши Чараку вместо клятвы Гиппократа . Правительство штата впоследствии уволило за этот поступок декана медицинского колледжа Мадурая. [43] [44] [45]
См. также [ править ]
- Этические кодексы поведения врачей
- Этические принципы экспериментов на людях
- Этические практики для инженеров
- Наука
Ссылки [ править ]
- ^ Эдельштейн, Людвиг (1943). Клятва Гиппократа: текст, перевод и интерпретация . Джонс Хопкинс Пресс. п. 56. ИСБН 978-0-8018-0184-6 .
- ^ «Codices Urbinates Graeci Bibliotheca Vaticanae: Folio 64 (Urb.gr.64)» . Библиотека Ватикана: DigiVatLib. 900–1100. п. фолио: 116 микрофильмов: 121
- ^ Норт, Майкл (2002). «Греческая медицина: «Клянусь врачом Аполлоном...»: Зеленая медицина от богов Галену» . Национальный институт здравоохранения; Национальная медицинская библиотека; Отдел истории медицины.
- ^ Вечели, Андреа (1595). «Гиппократ. Τα ενρισκομενα Opera omnia» . Франкфурт: Национальный институт здравоохранения; Национальная медицинская библиотека; Отдел истории медицины).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гиппократ Косский (1923). «Клятва» . Классическая библиотека Леба . 147 : 298–299. doi : 10.4159/DLCL.hippocrates_cos-oath.1923 . Проверено 6 октября 2015 г.
- ^ «Греческая медицина – клятва Гиппократа» . www.nlm.nih.gov . Национальная медицинская библиотека – НИЗ . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Ллойд, Джеффри, изд. (1983). Сочинения Гиппократа (2-е изд.). Лондон: Книги Пингвина. стр. 94 . ISBN 978-0-14-044451-3 .
- ^ Сокол, Дэниел К. (2013). « Возвращение к «Прежде всего не навреди»» . БМЖ . 347 : ф6426. дои : 10.1136/bmj.f6426 . ПМИД 24163087 . S2CID 33952216 . Проверено 20 сентября 2014 г.
- ^ Жуанна, Жак (2001). Гиппократ . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-6818-4 .
- ^ Темкин, Оусей (2002). «Передумав» и другие очерки по истории медицины и науки . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-6774-3 .
- ^ Аскитопулу, Хелен; Вгонцас, Антониос Н. (01 июля 2018 г.). «Соответствие клятвы Гиппократа этическим и моральным ценностям современной медицины. Часть I: Клятва Гиппократа от древности до современности» . Европейский журнал позвоночника . 27 (7): 1481–1490. дои : 10.1007/s00586-017-5348-4 . ISSN 1432-0932 . ПМИД 29080001 . S2CID 10142596 .
- ^ Поттер, Пол, изд. (1995). Гиппократ (Переиздание). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Пресс ua стр. 295–315 . ISBN 978-0-674-99531-4 .
- ^ Наттон, Вивиан (2012). Древняя медицина (2-е изд.). Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 68. ИСБН 978-0-415-52095-9 .
- ^ Эдельштейн, Людвиг (1967). Древняя медицина: Избранные статьи Людвига Эдельштейна . Балтимор, Мэриленд: Johns Hopkins Press. стр. 9–15. ISBN 978-0-8018-0183-9 .
- ^ Маркел, Ховард (2004). « Клянусь Аполлоном» — О принятии клятвы Гиппократа» (PDF) . Медицинский журнал Новой Англии . 350 (20). Массачусетское медицинское общество: 2026–9. дои : 10.1056/NEJMp048092 . ПМИД 15141039 . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Лони, Иэн М. (1981). Трактаты Гиппократа «О зарождении», «О природе ребенка», «Болезни IV» с комментариями . Берлин: Де Грюйтер. п. 7. ISBN 978-3-11-086396-3 .
- ^ Кинг, Хелен (1998). Женщина Гиппократа: чтение женского тела в Древней Греции . Лондон: Рутледж. стр. 132–156. ISBN 978-0-415-13895-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Де Брабандер, Оливия (2018). «Гиппократовая» позиция в отношении абортов: перевод, интерпретация и использование клятвы Гиппократа в дебатах об абортах от древнего мира до наших дней (магистерская диссертация). Королевский университет. п. 3-4, 7, 58
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Скрибоний Ларгус»
- ^ Соранус, Оусей Темкин (1956). Гинекология Сорануса . I.19.60: JHU Press. ISBN 978-0-8018-4320-4 . Проверено 6 октября 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Маркел, Ховард (13 мая 2004 г.). « Клянусь Аполлоном» — О принятии клятвы Гиппократа». Медицинский журнал Новой Англии . 350 (20): 2026–2029. дои : 10.1056/NEJMp048092 . ПМИД 15141039 .
- ^ Уир, Эндрю; Гейер-Кордеш, Йоханна; Френч, Роджер Кеннет, ред. (1993). Врачи и этика: ранняя историческая обстановка профессиональной этики . Амстердам: Родопи. стр. 10–37.
- ^ фон Штаден, Х (1996). «Чистым и святым образом. Личное и профессиональное поведение согласно клятве Гиппократа». Журнал истории медицины и смежных наук . 51 (4): 404–437. дои : 10.1093/jhmas/51.4.404 . ПМИД 9019063 .
- ^ Наттон, Вивиан (2012). Древняя медицина (2-е изд.). Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 415, примечание 87. ISBN 978-0-415-52095-9 .
- ^ Бухгольц Б. и др. Запрет на литотомию и обращение к специалистам по врачебным клятвам генеалогии Гиппократа. Законы Испании об урологии. Том 40, выпуск 10, декабрь 2016 г., страницы 640–645.
- ^ Освальд, Х.; Фелан, доктор медицинских наук; Ланиган, А.; Хибберт, М.; Боуз, Г.; Олинский, А. (1994). «Исход детской астмы в середине взрослой жизни» . BMJ (Клинические исследования под ред.) . 309 (6947): 95–96. дои : 10.1136/bmj.309.6947.95 . ПМК 2540578 . ПМИД 8038676 .
- ^ Шидермайер, Д.Л. (1986). «Клятва Гиппократа — корпоративная версия». Медицинский журнал Новой Англии . 314 (1): 62. дои : 10.1056/NEJM198601023140122 . ПМИД 3940324 .
- ^ Всемирная медицинская ассоциация, Inc. «История WMA» . www.wma.net . Всемирная медицинская ассоциация, Inc. Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Баумслаг, Наоми (2005). Убийственная медицина: нацистские врачи, эксперименты на людях и тиф . Издательство Прагер. стр. XXV . ISBN 978-0-275-98312-3 .
- ^ «Клятва Гиппократа сегодня» . ПБС . 27 марта 2001 г.
- ^ Кроушоу, Р. (8 октября 1994 г.). «Клятва Гиппократа. Жива и здорова в Северной Америке» . BMJ (Клинические исследования под ред.) . 309 (6959): 952–953. дои : 10.1136/bmj.309.6959.952 . ПМК 2541124 . ПМИД 7950672 .
- ^ Маркел, Ховард (2004). « Клянусь Аполлоном» — О принятии клятвы Гиппократа» (PDF) . Медицинский журнал Новой Англии . 350 (20). Массачусетское медицинское общество: 2026–9. дои : 10.1056/NEJMp048092 . ПМИД 15141039 . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Као, AC; Парси, КП (сентябрь 2004 г.). «Анализ содержания клятв, произнесенных в медицинских школах США в 2000 году» . Академическая медицина . 79 (9): 882–7. дои : 10.1097/00001888-200409000-00015 . ПМИД 15326016 .
- ^ «Остеопатическая клятва» . Американская остеопатическая ассоциация . Проверено 28 ноября 2014 г.
- ^ Шритаран, Каджи; Джорджина Рассел; Зои Фриц; Давина Вонг; Мэтью Роллин; Джейк Даннинг; Брюс Уэйн; Филип Морган; Кэтрин Шиэн (декабрь 2000 г.). «Медицинские клятвы и декларации» . БМЖ . 323 (7327): 1440–1. дои : 10.1136/bmj.323.7327.1440 . ПМЦ 1121898 . ПМИД 11751345 .
- ^ Кроушоу, Р; Пеннингтон, Техас; Пеннингтон, Калифорния; Рейсс, Х; Лаудон, я (октябрь 1994 г.). «Письма» . БМЖ . 309 (6959): 952–953. дои : 10.1136/bmj.309.6959.952 . ПМК 2541124 . ПМИД 7950672 .
- ^ «Лауреат Нобелевской премии призывает к этической присяге» . Мир физики. 19 декабря 1997 года . Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ «Испытание и террор» .
- ^ Вайнер, Стейси (10 июля 2018 г.). «Торжественная правда о врачебных клятвах» . aamc.org . Американская ассоциация медицинских колледжей . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Гронер, доктор медицины, Джонатан (2008). «Парадокс Гиппократа: роль медицинской профессии в смертной казни в Соединенных Штатах». Городское право Фордэма .
- ^ Хасдей, Лиза (23 февраля 2013 г.). «Клятва Гиппократа как литературный текст: диалог» . Йельский журнал политики, права и этики здравоохранения . 2 (2): Статья 4 . Проверено 6 октября 2015 г.
- ^ Наттон, Вивиан (2004). Древняя медицина . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ «Декана колледжа Мадурая отстранили от должности после того, как студенты MBBS сняли «Чарак Шапат» » . «Минута новостей» . 01.05.2022 . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ «Санскрит заменяет клятву Гиппократа; Тамил Наду отстраняет декана медицинского колледжа Мадурая» . Декан Вестник . 01.05.2022 . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ «Декана медицинского колледжа штата Теннесси отстранили от должности после ссоры из-за Чарака Шапата» . Новости Google . Проверено 2 мая 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Халковер, Рафаэль (2010). «История клятвы Гиппократа: устаревшая, недостоверная, но все еще актуальная». Эйнштейновский журнал биологии и медицины . 25/26: 41–44.
- Клятва Гиппократа сегодня: бессмысленная реликвия или бесценный нравственный ориентир? – онлайн-дискуссия PBS NOVA с ответами врачей, а также 2 вариантами присяги.
- Касс, Леон (2008). К более естественной науке . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-02-917071-7 .
- Льюис Ричард Фарнелл, «Культы греческих героев и идеи бессмертия» , 1921.
- «Кодексы этики: немного истории», Роберт Бейкер, Юнион-колледж в перспективе профессий, Vol. 19, № 1, осень 1999 г. Архивировано 25 февраля 2021 г. в Wayback Machine ,ethics.iit.edu.
Внешние ссылки [ править ]
- Клятва Гиппократа , Автостопом по Галактике ( h2g2 ).
- Клятва Гиппократа – Классическая версия, pbs.org
- Клятва Гиппократа – Современная версия, pbs.org
- Hippocratis jusiurandum - Изображение копии клятвы Гиппократа 1595 года с параллельным оригинальным греческим и латинским переводом, bium.univ-paris5.fr
- Гиппократ | Клятва - страница Национального института здравоохранения о клятве Гиппократа, nlm.nih.gov.
- Тищенко П.Д. Возрождение клятвы Гиппократа в России , zpu-journal.ru
- Кодекс медицинской этики АМА
- Надлежащая медицинская практика Великобритании (от Генерального медицинского совета )
- Клятва Гиппократа для медицинских блоггеров