Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс | |
---|---|
Рожденный | 28 июня 1577 г. |
Умер | 30 мая 1640 г. | (62 года)
Национальность | фламандский |
Образование | Тобиас Верхахт Адам ван Ноорт Отто ван Вин |
Известный | Живопись , рисунок , дизайн гобеленов, полиграфический дизайн. |
Движение | Фламандское барокко |
Супруги | |
Дети | 8, включая Николааса и Альберта |
Родители | |
Подпись | |
Сэр Питер Пауль Рубенс ( / ˈ r uː b ən z / ROO -bənz , [1] Голландский: [ˈrybə(n)s] ; 28 июня 1577 — 30 мая 1640) — фламандский художник и дипломат. [2] Его считают самым влиятельным художником традиции фламандского барокко . Яркие композиции Рубенса отсылают к ученым аспектам классической и христианской истории. Его уникальный и чрезвычайно популярный стиль барокко подчеркивал движение, цвет и чувственность, которые следовали непосредственному, драматическому художественному стилю, пропагандируемому в эпоху Контрреформации . Рубенс был художником, создававшим запрестольные образы, портреты, пейзажи и исторические картины на мифологические и аллегорические сюжеты. Он также был плодовитым дизайнером карикатур для мастерских фламандских гобеленов и фронтисписов для издателей в Антверпене.
Он родился и вырос в Германии в семье беженцев из Антверпена в герцогстве Брабант в Южных Нидерландах (современная Бельгия ) и переехал в Антверпен только около 12 лет. Картины, популярные среди дворянства и коллекционеров произведений искусства по всей Европе, Рубенс был ученым-гуманистом и дипломатом с классическим образованием, который был рыцари посвящен в Филиппом IV Испанским и Карлом I Английским . Рубенс был плодовитым художником. Каталог его работ Михаэля Яффе насчитывает 1403 произведения, не считая многочисленных копий, сделанных в его мастерской. [3]
Его заказанные работы в основном представляли собой исторические картины , включающие религиозные и мифологические сюжеты, а также сцены охоты. Он писал портреты, особенно друзей, и автопортреты, а в более позднем возрасте написал несколько пейзажей. Рубенс проектировал гобелены и гравюры, а также собственный дом. Он также курировал эфемерные украшения королевского въезда в Антверпен кардинала -инфанта Фердинанда Австрийского в 1635 году. Он написал книгу с иллюстрациями дворцов в Генуе , которая была опубликована в 1622 году как Palazzi di Genova . Книга сыграла важную роль в распространении генуэзского дворцового стиля в Северной Европе. [4] Рубенс был заядлым коллекционером произведений искусства и имел одну из крупнейших коллекций произведений искусства и книг в Антверпене. Он также был торговцем произведениями искусства и, как известно, продал значительное количество предметов искусства Джорджу Вильерсу, 1-му герцогу Бекингемскому . [5]
Он был одним из последних крупных художников, которые постоянно использовали деревянные панели в качестве опоры даже для очень больших работ, но он также использовал холст , особенно когда работу нужно было отправить на большое расстояние. Для запрестольных образов он иногда рисовал на грифельной доске, чтобы уменьшить проблемы с отражением.
Жизнь [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Рубенс родился в Зигене в Германии в семье Яна Рубенса и Марии Пипелинкс . Семья его отца долгое время проживала в Антверпене, ведя свою родословную здесь с 1350 года. Записи показывают, что некий Арнольд Рубенс купил «дом с двором» на улице Гастуиссстраат в Антверпене в 1396 году. Семья Рубенса принадлежала к богатому семейству. Известно, что состоятельный класс буржуазии и его представители владели продуктовыми магазинами и аптеками. Ян Рубенс, однако, решил изучать право и с 1556 по 1662 год жил в главных городах Италии, чтобы продолжить свое обучение. Ему была присвоена степень доктора церковного и гражданского права в Университете Сапиенца в Риме. [6] По возвращении в Антверпен он стал юристом и занимал должность олдермена в Антверпене с 1562 по 1568 год. Ян Рубенс женился на Марии Пипелинкс, которая происходила из известной семьи родом из Курингена , недалеко от Хасселта . Большая часть дворянства и буржуазии в Южных Нидерландах в то время встала на сторону Реформации , и Ян Рубенс также обратился в кальвинизм . В 1566 году Нидерланды стали жертвой иконоборческой ярости , которую по-голландски называли « Бельденшторм » (англ. Beeldenstorm ). произносится [ˈbeːldə(n)ˌstɔr(ə)m] ), во время которого католическое искусство и многие формы церковного оборудования и украшений были уничтожены в ходе неофициальных действий или действий толпы протестантскими толпами кальвинистов в рамках протестантской Реформации . [7] Правитель Нидерландов — испанский король-католик Филипп II — отреагировал на беспорядки приказом о жестоких репрессиях против последователей Реформации . В 1568 году семья Рубенсов с двумя мальчиками и двумя девочками (Яном Баптистом (1562–1600), Бландиной (1564–1606), Кларой (1565–1580) и Хендриком (1567–1583) бежала в Кёльн. Как кальвинисты, они опасались преследований на своей родине во время сурового правления герцога Альбы , который, будучи губернатором Габсбургских Нидерландов, отвечал за осуществление жестоких репрессий.
Ян Рубенс стал в 1570 году юрисконсультом Анны Саксонской , второй жены Вильгельма I Оранского , которая в то время проживала в Кельне. Позже она переехала в Зиген примерно в 90 километрах от Кельна. Ян Рубенс навещал ее там, пока его семья оставалась в Кельне. В итоге у него завязался роман с Анной Саксонской, в результате которого в 1571 году он забеременел. [8] Ян Рубенс был заключен в замок Дилленбург и находился под угрозой казни за свой проступок. Внебрачная дочь Кристина Дитц родилась 22 августа 1571 года. [9]
Благодаря неоднократным просьбам жены и выплате залога в размере 6000 талеров Яну Рубенсу разрешили выйти из тюрьмы через два года. Условиями его освобождения были запрет на адвокатскую деятельность и обязательство поселиться в Зигене, где за его передвижениями будут наблюдать. Это поставило остальных членов семьи, которые присоединились к Яну в Зигене, в затруднительное финансовое положение. В этот период невзгод родились два сына: Филипп в 1574 году, а затем в 1577 году Питер Пауль, который, хотя, вероятно, родился в Зигене, как сообщается, был крещен в Кельне. Анна Саксонская умерла в 1577 году. Запрет на поездки, наложенный на Яна Рубенса, был снят в 1578 году при условии, что он не поселится ни во владениях принца Оранского, ни в наследственных владениях Нидерландов и сохранит залог в размере 6000 талеров в качестве обеспечения. Ему разрешили покинуть место ссылки Зиген и перевезти семью Рубенсов в Кельн. В то время как в Зигене семья по необходимости принадлежала к лютеранской церкви в Кельне, семья снова обратилась в католицизм. [10] Старший сын, Ян Баптист, который, возможно, также был художником, уехал в Италию в 1586 году. Ян Рубенс умер в 1587 году и был похоронен в кельнской церкви Святого Петра , которая была католической церковью. [9] Вдова Мария Пипелинкс вернулась с остальными членами семьи (то есть Бландиной, Филиппом и Питером Паулем) в Антверпен в 1590 году, где они переехали в дом на Клоостерстраат. [9]
Ученичество [ править ]
До своей смерти в 1587 году отец Ян активно занимался образованием сыновей. Питер Пауль и его старший брат Филип получили гуманистическое образование в Кельне, которое они продолжили после переезда в Антверпен. Они учились в латинской школе Ромбоута Вердонка в Антверпене, где изучали латынь и классическую литературу. Позже Филипп стал выдающимся антикваром , библиотекарем и филологом, но умер молодым. В 1590 году братьям пришлось прервать учебу и пойти работать, чтобы внести финансовый вклад в приданое своей сестры Бландины.
В то время как его брат Филипп продолжал свое гуманистическое и научное образование, работая частным учителем, Питер Поль сначала занял должность пажа у графини Маргариты де Линь-Аренберг, чей тесть был генерал-губернатором Испанские Нидерланды. Графиня была вдовой графа Филиппа де Лаленга и, вероятно, жила в Ауденарде. Несмотря на то, что Рубенс интеллектуально и темпераментно подходил для карьеры придворного, с юных лет его привлекали гравюры на дереве Ганса Гольбейна и Тобиаса Штиммера , которые он старательно копировал. Действуя в соответствии со своим стремлением продолжить карьеру художника, он начал в 1592 году обучение у художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта . [9] Верхахт был женат на Сюзанне ван Мокенборх, которая была внучкой отчима Питера Пауля Рубенса Яна де Ландметере, а также двоюродной сестрой его матери. [11] Эта семейная связь, возможно, объясняет выбор Верхахта своим первым хозяином. Большая часть его раннего обучения включала копирование работ более ранних художников, таких как гравюры на дереве Ганса Гольбейна Младшего и Маркантонио Раймонди гравюры после Рафаэля . [12]
Рубенс покинул мастерскую Верхахта примерно через год, так как хотел изучать историческую живопись, а не пейзажную живопись. [12] Затем он продолжил обучение у одного из ведущих художников города того времени, художника Адама ван Ноорта . Ван Ноорт был так называемым романистом — термин, используемый для обозначения художников, которые путешествовали из Нидерландов в Рим, чтобы изучить работы ведущих итальянских художников того периода, таких как Микеланджело , Да Винчи, Рафаэль и Тициан, и творили на их основе. вернуть домой произведения искусства, отражающие их причастность к этим итальянским инновациям. Ученичество Рубенса у ван Ноорта длилось около четырех лет, в течение которых он улучшил свои навыки работы с фигурами и лицами. [13]
Впоследствии он учился у другого художника-романиста, Отто ван Вин . [14] Ван Вин предложил Рубенсу интеллектуальную и художественную стимуляцию, соответствующую его темпераменту. Ван Вин провел пять лет в Италии, был опытным портретистом и имел широкое гуманистическое образование. Он знал испанскую королевскую семью и получал заказы на портреты в качестве придворного художника Альберта VII, эрцгерцога Австрии и инфанты Изабеллы Клары Евгении Испанской, правителей Габсбургских Нидерландов . [13] Ван Вин привил Рубенсу идеал «pictor doctus» (ученого художника), понимающего, что живопись требует не только практики, но и знания теории искусства Классического искусства и литературы и мастеров итальянского Возрождения. Он также познакомил Рубенса с «кодексом поведения», который придворные художники должны были соблюдать, чтобы добиться успеха. [15] Рубенс завершил свое обучение у ван Вина в 1598 году, когда он поступил в Гильдию Святого Луки как независимый мастер. Как независимому мастеру ему было разрешено принимать заказы и обучать учеников. Его первым учеником был Деодат дель Монте , который позже сопровождал его в поездке в Италию. [16] Похоже, он остался помощником Ван Вина после того, как стал независимым хозяином. Его работы этого периода, такие как | «Адам и Ева» ( Рубенсхейс , Антверпен, ок. 1599) и «Битва амазонок» (Бильдергалерея, Потсдам-Сансуси) показывают влияние его мастера ван Вина. [12] Этот стиль характеризовался ярко выраженным итальянским маньеризмом, сдерживаемым традицией антверпенских мастерских и итальянской теорией искусства эпохи Возрождения. [15]
Италия (1600–1608) [ править ]
В 1600 году Рубенс отправился в Италию в компании своего первого ученика Деодата дель Монте. Они остановились сначала в Венеции , [17] где он увидел картины Тициана , Веронезе и Тинторетто . Колорит и композиции Веронезе и Тинторетто оказали непосредственное влияние на живопись Рубенса, а его более поздний, зрелый стиль находился под глубоким влиянием Тициана. [18] совпал с визитом герцога Винченцо I Гонзаги Мантуанского Его визит в Венецию . Возможно, что он был нанят герцогом во время его пребывания в Венеции или что Отто ван Вин, придворный художник эрцгерцогов Альберта и Изабеллы, соправителей Фландрии, представил Рубенса герцогу во время визита последнего к брюссельскому двору. . Небольшое герцогство Мантуя было известно как центр искусства, а герцог – как заядлый коллекционер произведений искусства, обладавший богатой коллекцией работ итальянских мастеров. Рубенс в основном писал портреты семьи герцога, а также копировал знаменитые картины эпохи Возрождения из коллекции герцога. [12] При финансовой поддержке герцога Рубенс отправился в Рим. в 1601 году через Флоренцию Там он изучал классическое греческое и римское искусство и копировал произведения итальянских мастеров. Эллинистическая « скульптура Лаокоон и его сыновья» оказала на него особое влияние, как и искусство Микеланджело , Рафаэля и Леонардо да Винчи . [19]
Рубенс приехал в Рим также под впечатлением недавних, очень натуралистических картин Караваджо . Позже он сделал копию « Погребения Христа » Караваджо и рекомендовал своему покровителю, герцогу Мантуанскому, купить «Смерть Богородицы» ( Лувр ). [20] Он оставался решительным сторонником искусства Караваджо, о чем свидетельствует его важная роль в приобретении «Мадонны с четками» ( Художественно-исторический музей, Вена ) для церкви Святого Павла в Антверпене после его возвращения домой. [21] Во время своего первого пребывания в Риме Рубенс выполнил свой первый заказ на алтарь « Святая Елена с Истинным крестом» для римской церкви Санта-Кроче в Иерусалимме .
Рубенс отправился в Испанию с дипломатической миссией в 1603 году, доставив подарки от Гонзага ко двору Филиппа III . [22] Находясь там, он изучал обширные коллекции Рафаэля и Тициана, собранные Филиппом II . [23] Он также написал конный портрет герцога Лерма во время своего пребывания (Прадо, Мадрид), который демонстрирует влияние таких работ, как «Карл V» Тициана в Мюльберге (1548; Прадо, Мадрид). Это путешествие стало первым из многих за всю его карьеру, в которых сочетались искусство и дипломатия.
Он вернулся в Италию в 1604 году, где оставался в течение следующих четырёх лет, сначала в Мантуе, а затем в Генуе . В Генуе Рубенс написал множество портретов, таких как маркиза Бриджида Спинола-Дориа (Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия) и портрет Марии ди Антонио Серра Паллавичини, в стиле, который повлиял на более поздние картины Антониса ван Дейка , Джошуа. Рейнольдс и Томас Гейнсборо . [24] Он нарисовал множество новых дворцов, возводившихся в Генуе. Позже они были выгравированы и опубликованы в 1622 году как Палацци ди Генуя .
С 1606 по 1608 год он находился в основном в Риме, когда с помощью кардинала Якопо Серры (брата Марии Паллавичини) получил свое самое важное на сегодняшний день поручение на строительство главного алтаря самой модной новой церкви города, Санта-Мария-ин-Мария-ин. Валличелла, также известная как Кьеза Нуова . Темой был Св. Григорий Великий и важные местные святые, поклоняющиеся иконе Богородицы с Младенцем. Первая версия, представляющая собой одно полотно (сейчас находится в Музее изящных искусств в Гренобле), была немедленно заменена второй версией на трех грифельных панелях, которая позволяет увидеть на поверхности настоящий чудесный святой образ «Санта-Мария-ин-Валичелла». важные праздники съемной медной крышкой, также расписанной художником. [25] Его брат Филипп во время своей второй резиденции в Риме также был ученым. Братья жили вместе на Виа делла Кроче недалеко от площади Испании. Таким образом, у них была возможность разделить общий интерес к классическому искусству. [26]
Опыт Рубенса в Италии продолжал влиять на его творчество даже после его возвращения во Фландрию. Его пребывание в Италии также позволило ему построить сеть дружеских отношений с важными фигурами своего времени, такими как ученый Галилео Галилей, которого он включил в качестве центральной фигуры в свой портрет дружбы, который он написал в Мантуе, известный как « Автопортрет в кругу». друзей из Мантуи . Рубенс продолжал переписываться со многими своими друзьями и знакомыми на итальянском языке, подписывался как «Пьетро Паоло Рубенс» и с нетерпением говорил о возвращении на полуостров - желание, которое так и не материализовалось. [27] Рубенс был полиглотом и переписывался не только на итальянском и голландском, но также на французском, испанском и латыни. Однако его родным языком и наиболее часто используемой идиомой оставался диалект Брабанта. Об этом свидетельствует то, что он писал на этом диалекте свои самые спонтанные письма, а также использовал его для заметок к своим рисункам и проектам. [15]
Антверпен (1609–1621) [ править ]
Узнав о болезни своей матери в 1608 году, Рубенс запланировал отъезд из Италии в Антверпен. Однако она умерла до того, как он вернулся домой. Его возвращение совпало с периодом возобновления процветания города после подписания Антверпенского договора в апреле 1609 года, положившего начало Двенадцатилетнему перемирию . В сентябре 1609 года Рубенс был назначен придворным художником. [28] Альбертом VII, эрцгерцогом Австрии , и инфантой Изабеллой Кларой Евгенией Испанской , правителями Габсбургских Нидерландов .
Он получил специальное разрешение разместить свою студию в Антверпене, а не при дворе в Брюсселе , а также работать для других клиентов. Он оставался близким другом эрцгерцогини Изабеллы до ее смерти в 1633 году и был призван не только как художник, но также как посол и дипломат. Рубенс еще больше укрепил свои связи с городом, когда 3 октября 1609 года женился на Изабелле Брант , дочери ведущего жителя Антверпена и гуманиста Яна Бранта.
В 1610 году Рубенс переехал в новый дом и мастерскую, которую он спроектировал. Теперь Музей Рубенсейса , вилла в центре Антверпена, построенная под итальянским влиянием, разместила его мастерскую, где он и его ученики создали большую часть картин, а также его личную коллекцию произведений искусства и библиотеку, которые являются одними из самых обширных в Антверпене. За это время он построил студию с многочисленными учениками и помощниками. Его самым известным учеником был молодой Антонис ван Дейк , который вскоре стал ведущим фламандским портретистом и часто сотрудничал с Рубенсом. Он также часто сотрудничал со многими специалистами, работавшими в городе, в том числе с художником-анималистом Франсом Снейдерсом , который представил орла для картины «Прометей прикован» ( ок. 1611–12 , завершен к 1618 году), и его хорошим другом, художником-цветочником Яном Брейгелем Старший .
Другой дом был построен Рубенсом к северу от Антверпена в польдерной деревне Доэль , «Хугуис» (1613/1643), возможно, в качестве инвестиции. «Высокий дом» был построен рядом с деревенской церковью.
Такие алтари, как «Воскрешение креста» (1610 г.) и «Снятие с креста» (1611–1614 гг.) для собора Богоматери, сыграли особенно важную роль в утверждении Рубенса как ведущего художника Фландрии вскоре после его возвращения. «Поднятие креста Например, » Тинторетто » демонстрирует синтез «Распятия для школы Сан-Рокко в Венеции, динамичных фигур Микеланджело и личного стиля Рубенса. Эта картина считается ярким примером религиозного искусства барокко. [29]
Рубенс использовал изготовление гравюр и титульных листов книг, особенно для своего друга Бальтазара Моретуса , владельца крупного издательства «Плантен-Моретус» , чтобы в этот период своей карьеры распространить свою известность по всей Европе. В 1618 году Рубенс начал заниматься гравюрой, добившись необычной тройной привилегии (ранней формы авторского права ) для защиты своих рисунков во Франции, Южных Нидерландах и Соединенных провинциях. [30] Он поручил Лукасу Ворстерману гравировать ряд своих известных религиозных и мифологических картин, к которым Рубенс добавил личные и профессиональные посвящения выдающимся людям в Южных Нидерландах, Соединенных провинциях, Англии , Франции и Испании . [30] За исключением нескольких гравюр , Рубенс поручил изготовление гравюр специалистам, среди которых были Лукас Ворстерман, Паулюс Понтиус и Виллем Паннелс . [31] Он нанял несколько граверов, обученных Кристоффелем Егером , которых тщательно обучил тому более энергичному стилю, который ему нужен. Рубенс также создал последние значительные гравюры на дереве до возрождения этой техники в XIX веке. [32]
Цикл Марии Медичи и дипломатические миссии 1621–1630 ( )
В 1621 году королева-мать Франции Мария Медичи поручила Рубенсу написать два больших аллегорических цикла, прославляющих ее жизнь и жизнь ее покойного мужа Генриха IV , для Люксембургского дворца в Париже. Цикл Марии Медичи (сейчас находится в Лувре) был установлен в 1625 году, и хотя он начал работу над второй серией, она так и не была завершена. [33] Мария была изгнана из Франции в 1630 году своим сыном Людовиком XIII и умерла в 1642 году в том же доме в Кельне, где Рубенс жил в детстве. [34]
После окончания Двенадцатилетнего перемирия в 1621 году испанские правители Габсбургов доверили Рубенсу ряд дипломатических миссий. [35] Находясь в Париже в 1622 году для обсуждения цикла Марии Медичи, Рубенс занимался тайным сбором информации, что в то время было важной задачей дипломатов. Он полагался на свою дружбу с Николя-Клодом Фабри де Пейреском, чтобы получать информацию о политических событиях во Франции. [36] Между 1627 и 1630 годами Рубенс вел очень активную дипломатическую деятельность. Он путешествовал между дворами Испании и Англии, пытаясь добиться мира между католическими Испанскими Нидерландами и протестантской Голландской Республикой . Он также совершил несколько поездок в Голландскую Республику как художник и дипломат.
Некоторые члены двора, который он посетил, не относились к нему как к равному, поскольку считали, что придворным не следует использовать свои руки в каком-либо искусстве или ремесле, но многие другие принимали его как равного джентльмена. Рубенс был возведен в дворянство Филиппом IV Испанским в 1624 году и посвящен в рыцари Карлом I Английским в 1630 году. Несколько месяцев спустя Филипп IV подтвердил статус Рубенса как рыцаря. [37] Рубенс был удостоен почетной магистра искусств степени Кембриджского университета в 1629 году. [38]
Рубенс пробыл в Мадриде восемь месяцев в 1628–1629 годах. Помимо дипломатических переговоров, он выполнил несколько важных работ для Филиппа IV и частных покровителей. Он также начал новое изучение картин Тициана, копируя многочисленные работы, в том числе «Мадридское грехопадение» (1628–29). [39] Во время этого пребывания он подружился с придворным художником Диего Веласкесом , и в следующем году они планировали вместе поехать в Италию. Однако Рубенс вернулся в Антверпен после смерти своей матери, и Веласкес отправился в путешествие без него. [40]
Его пребывание в Антверпене было недолгим, и вскоре он отправился в Лондон, где оставался до апреля 1630 года. Важной работой этого периода является « Аллегория мира и войны» (1629; Национальная галерея , Лондон). [41] Она иллюстрирует живую заботу художника о мире и была подарена Карлу I.
Хотя международная репутация Рубенса среди коллекционеров и знати за рубежом продолжала расти в течение этого десятилетия, он и его мастерская также продолжали писать монументальные картины для местных покровителей в Антверпене. Одним из ярких примеров является Успение Девы Марии (1625–1626 гг.) для собора Антверпена.
десятилетие ( 1630–1640 Последнее )
Последнее десятилетие Рубенса провел в Антверпене и его окрестностях. Основные работы для иностранных покровителей по-прежнему занимали его, такие как потолочные росписи Банкетного зала во дворце Иниго Джонса в Уайтхолле , но он также исследовал и более личные художественные направления.
В 1630 году, через четыре года после смерти своей первой жены Изабеллы, 53-летний художник женился на племяннице своей первой жены, 16-летней Элен Фурман . Элен вдохновила сладострастные фигуры на многих его картинах 1630-х годов, в том числе «Пир Венеры» (Музей истории искусств, Вена), «Три грации» и «Суд Париса» (обе Прадо, Мадрид). На последней картине, которая была написана для испанского двора, молодая жена художника была признана зрителями в фигуре Венеры . На ее интимном портрете, Элен Фурман в меховой накидке , также известном как Хет Пельскен , жена Рубенса даже частично смоделирована по образцу классических скульптур Венеры Пудика , таких как Венера Медичи .
В 1635 году Рубенс купил поместье Стин недалеко от Антверпена , где проводил большую часть своего времени. Пейзажи, такие как « Вид на Хет Стин ранним утром» (Национальная галерея, Лондон) и «Фермеры, возвращающиеся с полей» (Галерея Питти, Флоренция), отражают более личный характер многих из его более поздних работ. из нидерландских традиций Питера Брейгеля Старшего Он также черпал вдохновение в своих более поздних работах, таких как «Пирующие и танцующие крестьяне» (ок. 1630; Лувр, Париж).
Смерть [ править ]
Рубенс умер от сердечной недостаточности в результате хронической подагры 30 мая 1640 года. Он был похоронен в церкви Святого Иакова в Антверпене. В церкви построена усыпальница художника и его семьи. Строительство часовни началось в 1642 году и было завершено в 1650 году, когда Корнелис ван Мильдерт (сын друга Рубенса, скульптора Йоханнеса ван Мильдерта ) доставил алтарь. Часовня представляет собой мраморный алтарный портик с двумя колоннами, обрамляющий алтарный образ Богородицы с Младенцем со святыми, написанный самим Рубенсом. Картина выражает основные положения Контрреформации через фигуры Богородицы и святых. В верхней нише ретабла находится мраморная статуя, изображающая Богородицу в образе Матери Скорби, сердце которой пронзено мечом, которую, вероятно, изваял Лукас Файдербе , ученик Рубенса. Останки второй жены Рубенса Хелены Фурмент и двоих ее детей (один из которых был отцом Рубенса) позже также были похоронены в часовне. В последующие столетия в часовне было похоронено около 80 потомков семьи Рубенсов. [42]
По просьбе каноника эпитафия Рубенса, написанная на латыни его другом Гаспаром Гевартиусом ван Париса на полу часовни была высечена . В традиции Возрождения Рубенс сравнивается в эпитафии с Апеллесом , самым известным живописцем греческой античности. [43] [44]
Работа [ править ]
Особенно известны его библейские и мифологические обнаженные тела. Написанные в традициях барокко, изображающие женщин как мягкотелых, пассивных и, на современный взгляд, весьма сексуализированных существ, его обнаженные тела подчеркивают концепции плодородия, желания, физической красоты, искушения и добродетели. Феминистки считают, что эти картины с изображением обнаженных женщин, искусно выполненные, были созданы для того, чтобы сексуально привлечь внимание его покровителей, в основном мужского пола. [45] хотя женская обнаженная натура как образец красоты на протяжении веков была традиционным мотивом в европейском искусстве. Кроме того, Рубенс очень любил рисовать полнофигурных женщин, что привело к появлению таких терминов, как «рубенсианство» или «рубенеск» (иногда «рубенсеск»). Его масштабный цикл, изображающий Марию Медичи, фокусируется на нескольких классических женских архетипах, таких как девственница, супруга, жена, вдова и дипломатический регент. [46] Включение этой иконографии в его женские портреты, наряду с его искусством, изображающим дворянок того времени, помогает поднять его натурщиц-женщин до статуса и важности натурщиков-мужчин. [46]
Изображение мужчин Рубенса столь же стилизовано, наполнено смыслом и совершенно противоположно изображениям его женских персонажей. Его обнаженные мужские фигуры изображают очень спортивных и крупных мифических или библейских мужчин. В отличие от его обнаженных женщин, большинство его обнаженных мужчин изображены частично обнаженными, с поясами, доспехами или тенями, защищающими их от полного раздевания. Эти мужчины извиваются, тянутся, сгибаются и хватаются: все это изображает его субъектов-мужчин, участвующих в большом количестве физических, иногда агрессивных действий. Концепции, которые художественно представляет Рубенс, иллюстрируют мужчину как могущественного, способного, сильного и неотразимого. Аллегорические и символические сюжеты, которые он рисовал, отсылают к классическим мужским образам атлетизма, высоких достижений, доблести на войне и гражданской власти. [47] Мужские архетипы, которые легко найти на картинах Рубенса, включают героя, мужа, отца, общественного лидера, короля и усталого от битвы.
Мастерская [ править ]
Картины из мастерской Рубенса можно разделить на три категории: те, которые он написал сам, те, которые он написал частично (в основном руки и лица), и копии, сделанные под его руководством с его рисунков или масляных эскизов . У него была, как обычно в то время, большая мастерская со множеством подмастерьев и учеников. Не всегда удавалось определить, кто были учениками и помощниками Рубенса, поскольку как придворный художник Рубенс не был обязан регистрировать своих учеников в Антверпенской гильдии Святого Луки . Было идентифицировано около 20 учеников или помощников Рубенса с различными уровнями доказательств, позволяющих включать их как таковых. Из сохранившихся записей также неясно, был ли конкретный человек учеником или помощником в мастерской Рубенса или был художником, который был независимым мастером, сотрудничавшим с Рубенсом над конкретными произведениями. Неизвестный Якоб Мёрман числился его учеником, а Виллем Паннельс и Юстус ван Эгмонт числились в записях Гильдии помощниками Рубенса. Антонис ван Дейк работал в мастерской Рубенса после обучения у Хендрик ван Бален в Антверпене. Другими художниками, связанными с мастерской Рубенса в качестве учеников, помощников или сотрудников, являются Авраам ван Дипенбек , Лукас Файдерб , Лукас Франшойс Младший , Николаас ван дер Хорст , Франс Люикс , Петер ван Мол , Деодат дель Монте , Корнелис Шут , Эразм Квеллин Младший , Питер Саутман , Давид Тенирс Старший , Франс Воутерс , Ян Томас ван Иперен , Теодор ван Тульден и Виктор Вольфвоет (II) . [48]
Он также часто передавал такие элементы, как животные, пейзажи или натюрморты, в больших композициях таким специалистам, как художники-анималисты Франс Снайдерс и Поль де Вос , или другим художникам, таким как Якоб Йорданс . Одним из его наиболее частых сотрудников был Ян Брейгель Младший .
Избранные выставки [ править ]
- 1936: Рубенс и его времена , Париж.
- 1997: Век Рубенса во французских коллекциях , Париж.
- 2004: Рубенс , Дворец изящных искусств, Лилль.
- 2005: Питер Пауль Рубенс: Рисунки , Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- 2015: Рубенс и его наследие , Королевская академия, Лондон.
- 2017: Рубенс: Сила трансформации , Музей истории искусств, Вена.
- 2019: Ранний Рубенс , Художественная галерея Онтарио, Торонто, Музеи изящных искусств Сан-Франциско. [49]
Утерянные работы [ править ]
К утраченным работам Рубенса относятся:
- , «Распятие» написанное для церкви Санта-Кроче в Джерусалемме , Рим, было импортировано в Англию в 1811 году. Оно было продано на аукционе в 1812 году, а затем снова в 1820 и 1821 годах, но потерялось в море где-то после 1821 года. [50]
- Конный портрет эрцгерцога Альберта
- Сюзанна и старейшины сейчас известны только по гравюре Лукаса Востермана 1620 года.
- Сатир, Нимфа, Путти и Леопарды сейчас известны только по гравюрам.
- Юдифь, обезглавливающая Олоферна ок. 1609 год известен только по гравюре 1610 года Корнелиса Галле Старшего .
- Среди работ, разрушенных во время бомбардировки Брюсселя ,:
- Мадонна с Розарием, написанная для Королевской часовни Доминиканской церкви.
- Богоматерь, украшенная цветами, картина Святой Анны , 1610 год, картина для церкви монахов-кармелитов.
- Триптих Святой Иов , 1613 г., написанный для церкви Св. Николая.
- Камбиз назначает судью Отана , Суд Соломона и Страшный суд , все для зала магистратов
- В результате пожара дворца Куденберг было уничтожено несколько работ Рубенса, таких как «Рождество» (1731 г.), «Поклонение волхвов» и «Пятидесятница» . [51]
- Картины «Нептун и Амфитрита» , «Видение святого Губерта и Дианы» и «Нимфы, удивленные сатирами», были уничтожены при пожаре зенитной башни Фридрихсхайн в 1945 году. [52]
- Картина «Похищение Прозерпины» была уничтожена во время пожара во дворце Бленхейм в Оксфордшире 5 февраля 1861 года. [53]
- Картина «Распятие с Марией, святым Иоанном и Магдалиной» , 1643 год, была уничтожена во время гражданской войны в Англии парламентариями в часовне королевы, Сомерсет-хаус, Лондон, 1643 год. [54]
- Картина « Конный портрет Филиппа IV Испанского» была уничтожена во время пожара в Королевском Алькасаре в Мадриде в 1734 году. Копия находится в галерее Уффици.
- «Воздержание Сципиона» было уничтожено во время пожара на Западной бирже на Олд-Бонд-стрит в Лондоне, март 1836 года. [55]
- Картина «Охота на льва» была вывезена агентами Наполеона из замка Шляйсхайм, недалеко от Мюнхена, в 1800 году и позже уничтожена во время пожара в Музее изящных искусств Бордо . [56]
- Сообщается, что предполагаемая картина Рубенса «Портрет девушки», находившаяся в коллекции Александра Дюма, погибла в результате пожара. [57]
- Картина « Конный портрет герцога Бекингема» (1625 г.) и потолочная картина «Герцог Бекингем, торжествующий над завистью и гневом» ( ок. 1625 г. ), которые позже принадлежали графу Джерси в Остерли-парке , были уничтожены во время пожара в парке Остерли. Хранилище Ле Галле в Сент-Хельере, Джерси, 30 сентября 1949 года. [58]
- Портрет Филиппа IV Испанского 1628 года был уничтожен во время поджога Кунстхауса в Цюрихе в 1985 году. [59]
- Портрет Джорджа Вильерса , ок. 1625 . Эта картина, считавшаяся утерянной почти 400 лет, была вновь обнаружена в 2017 году в Поллок-Хаусе в Глазго , Шотландия. Консервационная обработка, проведенная Саймоном Ролло Гиллеспи, помогла продемонстрировать, что работа не была более поздней копией, выполненной меньшим художником, а была оригиналом, выполненным рукой самого мастера. [60] [61] [62]
Работает [ править ]
- Конный портрет герцога Лерма , 1603, Прадо
- Портрет маркизы Бригиды Спинола-Дориа , 1603 год, Музей Прадо
- Суд Париса , ок. 1606 г. , Луговой музей
- Венера у зеркала , 1613–1614 гг.
- Диана, возвращающаяся с охоты , 1615, холст, масло, Gemäldegalerie Alte Meister
- Ребенок с птицей , 1614 и 1625 гг., Gemäldegalerie, Берлин.
- Портрет короля Испании Филиппа IV , ок. 1628–29
- Портрет Амброджо Спинолы , ок. 1627 , Национальная галерея в Праге.
- Леди Арундел со своим шлейфом , 1620 г.
- Портрет мужчины в образе Марса , 1620-1625, частное собрание.
- Пейзаж с руинами Палатина в Риме , 1615 год.
- Чудо Святого Губерта , написанное совместно с Яном Брейгелем, 1617 г.
- Пейзаж с доярками и скотом , 1618 год.
- «Танец жителей деревни» , Прадо, ок. 1635 г.
- Пирующие и танцующие крестьяне , Лувр, ок. 1636 г.
- Юпитер и Каллисто , 1613 г., Музейное управление Гессена в Касселе.
- Пифагор, защищающий вегетарианство , 1618–1630, картина Рубенса и Франса Снейдерса Овидия , вдохновленная речью Пифагора в «Метаморфозах» , Королевская коллекция
- Персей и Андромеда , ок. 1622 г. , Эрмитаж.
- Эрмит и спящая Анжелика , 1628 год.
- Персей, освобождающий Андромеду , 1639–40, Музей Прадо.
- Минерва, защищающая мир от Марса , 1629–1630, Национальная галерея , Лондон.
- «Три грации» , 1635, Прадо.
- Диана и ее нимфы, удивленные фавнами , ок. 1639–40 , Музей Прадо .
- Венера и Адонис , 1635–1638, Метрополитен-музей.
- Рождение Млечного Пути , ок. 1637 г. , Музей Прадо
- Рубенс с Элен Фурман и их сыном Питером Паулем , 1639, Метрополитен-музей.
- Вирсавия у фонтана , 1635 год.
- Пасторальная сцена , 1636 год.
- Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, «Райский сад с грехопадением человека» , Маурицхейс , Гаага
- Лот и его дочери , ок. 1613–14
- Святая Троица , Художественный музей Базеля.
- Благовещение , 1609, Художественно-исторический музей.
- Ночь , 1601–1603, бумага, черный мел, гуашь (по Микеланджело ), Лувр-Ланс
- Бык Фарнезе , 1600-1608, Британский музей.
- Мужчина в корейском костюме , ок. 1617 г. , черный мел с штрихами красного мела, Музей Дж. Пола Гетти.
- Робин, карлик графа Арундела , 1620 г., перо и коричневые туши поверх красного, черного и белого мела, Национальный музей.
- Возможно, дочь Рубенса Клара Серена , ок. 1623 , Альбертина
- Молодая женщина со сложенными руками , ок. 1629–30 , красный и черный мел, усиленный белым, Бойманс Ван Бёнинген.
Примечания [ править ]
- ^ "Рубенс" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Вестстейн, Т. (2008). Видимый мир: теория искусства Сэмюэля ван Хугстратена и легитимация живописи в голландском золотом веке. Издательство Амстердамского университета. ISBN 978 90 8964 027 7 .
- ^ Нико Ван Хаут, Функции смертельной краски с особым вниманием к подмалевку и другим основным этапам в творчестве П. П. Рубенса. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine , докторская диссертация Katholieke Universiteit Leuven, 2005. (на голландском языке) .
- ^ Джулио Жиронди, Франс Геффельс, Рубенс и Палацци Генуи , стр. 183–199.
- ^ Йост вандер Аувера, Арноут Балис, Рубенс: гений в действии: пересмотр работ Питера Пауля Рубенса в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , Lannoo Uitgeverij, 2007, стр. 33.
- ^ Густав Зегерс, мать Рубенса. Биографический очерк в: De Vlaamsche Kunstbode. Том 7 (1877 г.), стр. 211–216 (на голландском языке)
- ^ Байфилд, Тед (2002). Век гигантов, 1500–1600 гг. н.э.: В эпоху духовного гения западный христианский мир разрушается . Проект христианской истории. п. 297. ИСБН 9780968987391 .
- ^ HC Эрик Мидельфорт, «Безумные принцы Германии эпохи Возрождения» , с. 58, University of Virginia Press, 22 января 1996 г. Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ламбстер (2010), стр. 40-58
- ^ Уайт, мистер Кристофер (1987), стр.3
- ↑ Мари-Анн Лескурре, Рубенс: Портрет , Иван Р. Ди, 21 мая 2002 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ганс Девишер. «Верхахт, Тобиас». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 29 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пауль Оппенгеймер, Рубенс: портрет . Нью-Йорк, 2002, стр. 121–123.
- ^ Хелд (1983): 14–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Поль Ювенн, Фламандское наследие Рубенса , октябрь 2013 г., в CODART
- ^ Белкин (1998): 22–38.
- ^ Нойес, Рут С. (2017). Питер Пауль Рубенс и контрреформационный кризис «Беати модерни» . Рутледж. ISBN 978-1351613200 .
- ^ Белкин (1998): 42, 57.
- ^ Белкин (1998): 52–57.
- ^ Белкин (1998): 59.
- ^ Сирджакобс, Раймонд. Антверпен Синт-Паулюскерк: Рубенс и тайны Розария = Rubens Et Les Mystères Du Rosaire = Рубенс и тайны Розария , Антверпен: Sint-Paulusvrienden, 2004
- ^ Розен, Марк (2008). «Великое герцогство Медичи и первая поездка Рубенса в Испанию». Уд Голландия . 121 (2/3): 147–152. дои : 10.1163/187501708787335857 .
- ^ Белкин (1998): 71–73.
- ^ Белкин (1998): 75.
- ^ Яффе (1977): 85–99; Белтинг (1994): 484–490, 554–556.
- ^ Сесилия Паолини, Филипп и Питер Пауль Рубенсы в Риме: недавно обнаруженные документы, касающиеся их ранней карьеры, The Burlington Magazine, февраль 2019 г., стр. 120-127.
- ^ Белкин (1998): 95.
- ^ Дуэрлоо, Люк (2010), Делобетт, Лоуренс; Дельсаль, Поль (ред.), «21. Покровительство, живопись и фракция. Рубенс, эрцгерцогский двор и его сеть из Франш-Конте» , Ла Франш-Конте и старые Нидерланды, XIII-XVIII века (на французском языке), Университетские прессы Франш-Конте, стр. 449–470, номер домена : 10.4000/books.pufc.24857 , ISBN. 978-2-84867-276-2 , получено 16 мая 2024 г.
- ^ Мартин (1977): 109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоттл, Эндрю Д. (2004). «Торговля и связи: Питер Пауль Рубенс и специальная печать». Ежегодник истории голландского искусства . 55 :54–85. дои : 10.1163/22145966-90000105 .
- ^ Пау-Де Вин (1977): 243–251.
- ^ Мэр Хаятта, гравюры и люди, Метрополитен-музей / Принстон, 1971, вып. 427–32, ISBN 0-691-00326-2
- ^ Белкин (1998): 175; 192; Хелд (1975): 218–233, особенно. стр. 222–225.
- ^ Белкин (1998): 173–175.
- ^ Белкин (1998): 199–228.
- ^ Ауверс: с. 25.
- ^ Ауверс: с. 32.
- ^ Белкин (1998): 339–340.
- ^ Белкин (1998): 210–218.
- ^ Белкин (1998): 217–218.
- ^ «Минерва защищает Пакса от Марса («Мир и война»)» . Национальная галерея . Архивировано из оригинала 31 мая 2009 года . Проверено 15 октября 2010 г.
- ^ Джеффри Мюллер, Антверпенское искусство Св. Иакова и контрреформация в приходской церкви Рубенса , Брилл, 2016, стр. 359–364
- ^ Антверпен - Приходские церкви; 1. Раздел, Том 1
- ↑ Полный текст эпитафии звучит следующим образом : «ДОМ/ПЕТРВС ПАВЛВС РВБЕНИВС всадник/ИОАННИС, сенатор сего города/flfius steini Toparcha:/кто из прочих, кому чудо/превзошёл учения древней истории/всякое доброе искусство .и элегантность. дары / не только своего возраста / но он заслужил дружбу короля Индии / среди писцов Священного совета Король Великобритании / В 29 году нашей эры / Он заложил основы мир между одними и теми же князьями./Он умер в 40 году нашей эры.Этот памятник был когда-то освящен Высочайшим Геварцием/некогда Петру Паулюсу РВБЕНИУСУ/до сих пор пренебрегаемый потомками/рубеновская мужская линия с тех пор вымерла/ в этом году A.DCC.55 Пони Куравит./ RD JOANNES BAPT ЯКОБ ПАРИЖСКИЙ Внук этого выдающегося превосходительства каноника /ex matre et avia Rubenia nepos/RIP» («В честь доброго и всемогущего Бога. Питер Пауль Рубенс, рыцарь, сын Яна, олдермен этого города и лорд Стена». , кроме прочих своих талантов, благодаря которым он чудесным образом преуспел в познании (древней) истории и всех (полезных) благородных и прекрасных искусств, заслужил также славное имя своего времени, как и всех веков, Апеллеса, и снискавшего дружба королей и принцев, был возведен в сан писателя Тайного совета и был послан Филиппом IV, королем Испании и Индии, как его посланник к Карлу, королю Великобритании, в 1629 году (к счастью) положил; основы мира, который вскоре был заключен между двумя монархами. Он умер в год Господень 1640, 30 мая, в возрасте 64 лет. Пусть он упокоится с миром»).
- ^ Марковиц, Салли (весна 1995 г.). «Обзор Нид, Линды, обнаженной женщины: искусство, непристойность и сексуальность ». Журнал эстетики и художественной критики . 53 (2): 216–218. JSTOR 431556 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коэн, Сара Р. (2003). «Франция Рубенса: гендер и персонификация в цикле Марии Медичи». Художественный вестник . 85 (3): 490–522. дои : 10.2307/3177384 . JSTOR 3177384 .
- ^ «Гендер в искусстве - словарное определение гендера в искусстве» . www.энциклопедия.com . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Балис А. Рубенс и его студия: определение проблемы. в книге «Рубенс: гений за работой». Рубенс: гений за работой, Варнсвельд (Ланноо), 2007, стр. 30–51.
- ^ «Ранний Рубенс» .
- ^ Смит, Джон (1830), Каталог-резонне произведений самых выдающихся голландских, фламандских и французских художников: Питера Пауля Рубенса , Смита
- ^ Йост вандер Аувера (2007), Рубенс, l'atelier du génie , Ланноо Уитгеверий, с. 14, ISBN 978-90-209-7242-9
- ^ Джон Смит, Каталог работ самых выдающихся (...) (1830), стр. 153. Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Ежегодный реестр, или Обзор истории, политики и литературы за год… , Дж. Додсли, 1862, с. 18
- ^ Альберт Дж. Луми, «Потерянное распятие Рубенса», The Burlington Magazine Vol. 138, № 1124 (ноябрь 1996 г.). Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ В. Пикеринг, Журнал Джентльмена, том. 5 (1836), с. 590.
- ^ Барнс, Исследование сцен охоты Питера Пауля Рубенса (2009), стр.34. Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ «Звонок в Сан-Франциско, 26 января 1908 года» . Коллекция цифровых газет Калифорнии . Калифорнийский университет, Риверсайд.
- ^ Саттон, Питер К. (2004), Нарисованные кистью: масляные зарисовки Питера Пауля Рубенса , издательство Йельского университета, стр. 144, ISBN 978-0-300-10626-8
- ^ Госс, Стивен (2001), «Частичное руководство по инструментам художественного вандализма» , журнал Cabinet Magazine (3)
- ^ Слоусон, Никола (24 сентября 2017 г.). «Потерянный Рубенсовский портрет «любовника» Якова I вновь обнаружен в Глазго» . Хранитель . Лондон . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ Латил, Лукас (27 сентября 2017 г.). «Говорят, что Рубенс, потерянный 400 лет назад, был найден в Шотландии» . Ле Фигаро.
- ^ Синьхуа (26 сентября 2017 г.). «Давно утерянный шедевр Рубенса выставлен в галерее как копия» . Китай Дейли.
Источники [ править ]
- Ауверс, Михаэль, Питер Пауль Рубенс как дипломатический дебютант. История амбициозного политического агента начала семнадцатого века , в: Журнал истории – 123-й том, номер 1, с. 20–33 (на голландском языке)
- Белкин, Кристин Лозе (1998). Рубенс . Файдон Пресс . ISBN 0-7148-3412-2 .
- Белтинг, Ганс (1994). Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-04215-4 .
- Эверс, Ганс Герхард: Питер Пауль Рубенс. Ф. Брукманн, Мюнхен, 1942 г., 528 страниц, 272 изображения, 4 цветные иллюстрации (фламандское издание в Де Сиккеле, Антверпен, 1946 г.). (Информация о книге и ссылка для скачивания)
- Эверс, Ганс Герхард: Рубенс и его творчество. Новое исследование. Де Лаге Ланден, Брюссель, 1943 год. 383 страницы и пластины (информация о книге и ссылка для скачивания)
- Хелд, Юлиус С. (1975) «О дате и назначении некоторых аллегорических зарисовок Рубенса». В: Журнал Институтов Варбурга и Курто. Том. 38: 218–233.
- Хелд, Юлиус С. (1983) «Мысли о начале Рубенса». В: Журнал Художественного музея Ринглинга : 14–35. ISBN 0-916758-12-5 .
- Яффе, Майкл (1977). Рубенс и Италия . Издательство Корнелльского университета . ISBN 0-8014-1064-9 .
- Ламстер, Марк. Мастер теней: тайная дипломатическая карьера художника Питера Пауля Рубенса, Random House Incorporated, 2010.
- Мартин, Джон Руперт (1977). Барокко . ХарперКоллинз . ISBN 0-06-430077-3 .
- Мэр А. Хаятт (1971). Отпечатки и люди . Метрополитен-музей / Принстон . ISBN 0-691-00326-2 .
- Паув-Де Вин, Лидия де. «Рубенс и графика». В: Connoisseur CXCV/786 (август 1977 г.): 243–251.
- Русес, Макс, Рубенс , Лондон, Друкворт и компания, 1904 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Альперс, Светлана. Создание Рубенса . Нью-Хейвен, 1995 год.
- Хайнен, Ульрих, «Рубенс между проповедью и искусством». Веймар, 1996 год .
- Баумстарк, Рейнхольд (1985). Питер Пауль Рубенс: цикл Деция Муса . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-394-1 .
- Бюттнер, Нильс, г-н П.П. Рубенс. Геттинген 2006.
- Corpus Rubenianum Людвиг Бурхард. Иллюстрированный каталог произведений Питера Пауля Рубенса, основанный на материалах, собранных покойным доктором Рубенсом. Людвиг Бурхард в двадцати семи частях под редакцией Национального центра пластических искусств XVI и XVII веков.
- Лилар, Сюзанна , Пара (1963), Париж, Грассе; Переиздано в 1970 году, Бернар Грассе Собрание. Диамант, 1972, Мягкая обложка; 1982, Брюссель, Ле Эперонье, ISBN 2-87132-193-0 ; Переведено как «Аспекты любви в западном обществе» в 1965 году, автором и с предисловием Джонатана Гриффина, Нью-Йорк, McGraw-Hill, LC 65-19851.
- Зауэрлендер, Виллибальд. Католический Рубенс: Святые и мученики (Исследовательский институт Гетти; 2014); 311 страниц; рассматривает свои алтари в контексте Контрреформации.
- Шредер, Стефани, Взгляд на Восток: встреча Рубенса с Азией , Getty Publications, Лос-Анджелес, 2013. ISBN 978-1-60606-131-2
- Влиге, Ганс, Фламандское искусство и архитектура 1585–1700 , Издательство Йельского университета, История искусства Пеликана, Нью-Хейвен и Лондон, 1998. ISBN 0-300-07038-1
- Уайт, г-н Кристофер, Питер Пауль Рубенс: Человек и художник, издательство Йельского университета, 1987. ISBN 0-300-03778-3
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Питером Паулем Рубенсом, на Викискладе?
- Питер Пауль Рубенс
- 1577 рождений
- 1640 смертей
- Фламандские художники XVI века.
- Фламандские художники 17 века.
- Дипломаты 17 века
- Коллекционеры произведений искусства из Антверпена
- Фламандские арт-дилеры
- Католические художники
- Переходит в католицизм из кальвинизма
- Контрреформация
- Придворные художники
- Фламандские художники эпохи барокко.
- Фламандские художники-историки
- Фламандские художники-пейзажисты
- Фламандские художники-портретисты
- Фламандские художники-гобелены
- Художники из Антверпена
- Люди из Зигена
- Люди из Габсбургских Нидерландов
- Дипломаты Испанских Нидерландов
- Английские рыцари
- Испанские рыцари