Jump to content

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс
Рожденный 28 июня 1577 г.
Умер 30 мая 1640 г. ( 1640-05-30 ) (62 года)
Национальность фламандский
Образование Тобиас Верхахт
Адам ван Ноорт
Отто ван Вин
Известный Живопись , рисунок , дизайн гобеленов, полиграфический дизайн.
Движение Фламандское барокко
Супруги
( м. 1609; умер в 1626 г.)
Дети 8, включая Николааса и Альберта
Родители
Подпись

Сэр Питер Пауль Рубенс ( / ˈ r b ən z / ROO -bənz , [1] Голландский: [ˈrybə(n)s] ; 28 июня 1577 — 30 мая 1640) — фламандский художник и дипломат. [2] Его считают самым влиятельным художником традиции фламандского барокко . Яркие композиции Рубенса отсылают к ученым аспектам классической и христианской истории. Его уникальный и чрезвычайно популярный стиль барокко подчеркивал движение, цвет и чувственность, которые следовали непосредственному, драматическому художественному стилю, пропагандируемому в эпоху Контрреформации . Рубенс был художником, создававшим запрестольные образы, портреты, пейзажи и исторические картины на мифологические и аллегорические сюжеты. Он также был плодовитым дизайнером карикатур для мастерских фламандских гобеленов и фронтисписов для издателей в Антверпене.

Он родился и вырос в Германии в семье беженцев из Антверпена в герцогстве Брабант в Южных Нидерландах (современная Бельгия ) и переехал в Антверпен только около 12 лет. Картины, популярные среди дворянства и коллекционеров произведений искусства по всей Европе, Рубенс был ученым-гуманистом и дипломатом с классическим образованием, который был рыцари посвящен в Филиппом IV Испанским и Карлом I Английским . Рубенс был плодовитым художником. Каталог его работ Михаэля Яффе насчитывает 1403 произведения, не считая многочисленных копий, сделанных в его мастерской. [3]

Его заказанные работы в основном представляли собой исторические картины , включающие религиозные и мифологические сюжеты, а также сцены охоты. Он писал портреты, особенно друзей, и автопортреты, а в более позднем возрасте написал несколько пейзажей. Рубенс проектировал гобелены и гравюры, а также собственный дом. Он также курировал эфемерные украшения королевского въезда в Антверпен кардинала -инфанта Фердинанда Австрийского в 1635 году. Он написал книгу с иллюстрациями дворцов в Генуе , которая была опубликована в 1622 году как Palazzi di Genova . Книга сыграла важную роль в распространении генуэзского дворцового стиля в Северной Европе. [4] Рубенс был заядлым коллекционером произведений искусства и имел одну из крупнейших коллекций произведений искусства и книг в Антверпене. Он также был торговцем произведениями искусства и, как известно, продал значительное количество предметов искусства Джорджу Вильерсу, 1-му герцогу Бекингемскому . [5]

Он был одним из последних крупных художников, которые постоянно использовали деревянные панели в качестве опоры даже для очень больших работ, но он также использовал холст , особенно когда работу нужно было отправить на большое расстояние. Для запрестольных образов он иногда рисовал на грифельной доске, чтобы уменьшить проблемы с отражением.

Жизнь [ править ]

Ранняя жизнь [ править ]

Рубенс родился в Зигене в Германии в семье Яна Рубенса и Марии Пипелинкс . Семья его отца долгое время проживала в Антверпене, ведя свою родословную здесь с 1350 года. Записи показывают, что некий Арнольд Рубенс купил «дом с двором» на улице Гастуиссстраат в Антверпене в 1396 году. Семья Рубенса принадлежала к богатому семейству. Известно, что состоятельный класс буржуазии и его представители владели продуктовыми магазинами и аптеками. Ян Рубенс, однако, решил изучать право и с 1556 по 1662 год жил в главных городах Италии, чтобы продолжить свое обучение. Ему была присвоена степень доктора церковного и гражданского права в Университете Сапиенца в Риме. [6] По возвращении в Антверпен он стал юристом и занимал должность олдермена в Антверпене с 1562 по 1568 год. Ян Рубенс женился на Марии Пипелинкс, которая происходила из известной семьи родом из Курингена , недалеко от Хасселта . Большая часть дворянства и буржуазии в Южных Нидерландах в то время встала на сторону Реформации , и Ян Рубенс также обратился в кальвинизм . В 1566 году Нидерланды стали жертвой иконоборческой ярости , которую по-голландски называли « Бельденшторм » (англ. Beeldenstorm ). произносится [ˈbeːldə(n)ˌstɔr(ə)m] ), во время которого католическое искусство и многие формы церковного оборудования и украшений были уничтожены в ходе неофициальных действий или действий толпы протестантскими толпами кальвинистов в рамках протестантской Реформации . [7] Правитель Нидерландов — испанский король-католик Филипп II — отреагировал на беспорядки приказом о жестоких репрессиях против последователей Реформации . В 1568 году семья Рубенсов с двумя мальчиками и двумя девочками (Яном Баптистом (1562–1600), Бландиной (1564–1606), Кларой (1565–1580) и Хендриком (1567–1583) бежала в Кёльн. Как кальвинисты, они опасались преследований на своей родине во время сурового правления герцога Альбы , который, будучи губернатором Габсбургских Нидерландов, отвечал за осуществление жестоких репрессий.

Портрет мужчины, возможно, архитектора или географа , 1597 г.

Ян Рубенс стал в 1570 году юрисконсультом Анны Саксонской , второй жены Вильгельма I Оранского , которая в то время проживала в Кельне. Позже она переехала в Зиген примерно в 90 километрах от Кельна. Ян Рубенс навещал ее там, пока его семья оставалась в Кельне. В итоге у него завязался роман с Анной Саксонской, в результате которого в 1571 году он забеременел. [8] Ян Рубенс был заключен в замок Дилленбург и находился под угрозой казни за свой проступок. Внебрачная дочь Кристина Дитц родилась 22 августа 1571 года. [9]

Благодаря неоднократным просьбам жены и выплате залога в размере 6000 талеров Яну Рубенсу разрешили выйти из тюрьмы через два года. Условиями его освобождения были запрет на адвокатскую деятельность и обязательство поселиться в Зигене, где за его передвижениями будут наблюдать. Это поставило остальных членов семьи, которые присоединились к Яну в Зигене, в затруднительное финансовое положение. В этот период невзгод родились два сына: Филипп в 1574 году, а затем в 1577 году Питер Пауль, который, хотя, вероятно, родился в Зигене, как сообщается, был крещен в Кельне. Анна Саксонская умерла в 1577 году. Запрет на поездки, наложенный на Яна Рубенса, был снят в 1578 году при условии, что он не поселится ни во владениях принца Оранского, ни в наследственных владениях Нидерландов и сохранит залог в размере 6000 талеров в качестве обеспечения. Ему разрешили покинуть место ссылки Зиген и перевезти семью Рубенсов в Кельн. В то время как в Зигене семья по необходимости принадлежала к лютеранской церкви в Кельне, семья снова обратилась в католицизм. [10] Старший сын, Ян Баптист, который, возможно, также был художником, уехал в Италию в 1586 году. Ян Рубенс умер в 1587 году и был похоронен в кельнской церкви Святого Петра , которая была католической церковью. [9] Вдова Мария Пипелинкс вернулась с остальными членами семьи (то есть Бландиной, Филиппом и Питером Паулем) в Антверпен в 1590 году, где они переехали в дом на Клоостерстраат. [9]

Адам и Ева , ранние работы, ок. 1599 г.

Ученичество [ править ]

До своей смерти в 1587 году отец Ян активно занимался образованием сыновей. Питер Пауль и его старший брат Филип получили гуманистическое образование в Кельне, которое они продолжили после переезда в Антверпен. Они учились в латинской школе Ромбоута Вердонка в Антверпене, где изучали латынь и классическую литературу. Позже Филипп стал выдающимся антикваром , библиотекарем и филологом, но умер молодым. В 1590 году братьям пришлось прервать учебу и пойти работать, чтобы внести финансовый вклад в приданое своей сестры Бландины.

В то время как его брат Филипп продолжал свое гуманистическое и научное образование, работая частным учителем, Питер Поль сначала занял должность пажа у графини Маргариты де Линь-Аренберг, чей тесть был генерал-губернатором Испанские Нидерланды. Графиня была вдовой графа Филиппа де Лаленга и, вероятно, жила в Ауденарде. Несмотря на то, что Рубенс интеллектуально и темпераментно подходил для карьеры придворного, с юных лет его привлекали гравюры на дереве Ганса Гольбейна и Тобиаса Штиммера , которые он старательно копировал. Действуя в соответствии со своим стремлением продолжить карьеру художника, он начал в 1592 году обучение у художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта . [9] Верхахт был женат на Сюзанне ван Мокенборх, которая была внучкой отчима Питера Пауля Рубенса Яна де Ландметере, а также двоюродной сестрой его матери. [11] Эта семейная связь, возможно, объясняет выбор Верхахта своим первым хозяином. Большая часть его раннего обучения включала копирование работ более ранних художников, таких как гравюры на дереве Ганса Гольбейна Младшего и Маркантонио Раймонди гравюры после Рафаэля . [12]

Битва амазонок , 1598 год.

Рубенс покинул мастерскую Верхахта примерно через год, так как хотел изучать историческую живопись, а не пейзажную живопись. [12] Затем он продолжил обучение у одного из ведущих художников города того времени, художника Адама ван Ноорта . Ван Ноорт был так называемым романистом — термин, используемый для обозначения художников, которые путешествовали из Нидерландов в Рим, чтобы изучить работы ведущих итальянских художников того периода, таких как Микеланджело , Да Винчи, Рафаэль и Тициан, и творили на их основе. вернуть домой произведения искусства, отражающие их причастность к этим итальянским инновациям. Ученичество Рубенса у ван Ноорта длилось около четырех лет, в течение которых он улучшил свои навыки работы с фигурами и лицами. [13]

Впоследствии он учился у другого художника-романиста, Отто ван Вин . [14] Ван Вин предложил Рубенсу интеллектуальную и художественную стимуляцию, соответствующую его темпераменту. Ван Вин провел пять лет в Италии, был опытным портретистом и имел широкое гуманистическое образование. Он знал испанскую королевскую семью и получал заказы на портреты в качестве придворного художника Альберта VII, эрцгерцога Австрии и инфанты Изабеллы Клары Евгении Испанской, правителей Габсбургских Нидерландов . [13] Ван Вин привил Рубенсу идеал «pictor doctus» (ученого художника), понимающего, что живопись требует не только практики, но и знания теории искусства Классического искусства и литературы и мастеров итальянского Возрождения. Он также познакомил Рубенса с «кодексом поведения», который придворные художники должны были соблюдать, чтобы добиться успеха. [15] Рубенс завершил свое обучение у ван Вина в 1598 году, когда он поступил в Гильдию Святого Луки как независимый мастер. Как независимому мастеру ему было разрешено принимать заказы и обучать учеников. Его первым учеником был Деодат дель Монте , который позже сопровождал его в поездке в Италию. [16] Похоже, он остался помощником Ван Вина после того, как стал независимым хозяином. Его работы этого периода, такие как | «Адам и Ева» ( Рубенсхейс , Антверпен, ок. 1599) и «Битва амазонок» (Бильдергалерея, Потсдам-Сансуси) показывают влияние его мастера ван Вина. [12] Этот стиль характеризовался ярко выраженным итальянским маньеризмом, сдерживаемым традицией антверпенских мастерских и итальянской теорией искусства эпохи Возрождения. [15]

Италия (1600–1608) [ править ]

Автопортрет в кругу друзей из Мантуи , 1602-06 гг.

В 1600 году Рубенс отправился в Италию в компании своего первого ученика Деодата дель Монте. Они остановились сначала в Венеции , [17] где он увидел картины Тициана , Веронезе и Тинторетто . Колорит и композиции Веронезе и Тинторетто оказали непосредственное влияние на живопись Рубенса, а его более поздний, зрелый стиль находился под глубоким влиянием Тициана. [18] совпал с визитом герцога Винченцо I Гонзаги Мантуанского Его визит в Венецию . Возможно, что он был нанят герцогом во время его пребывания в Венеции или что Отто ван Вин, придворный художник эрцгерцогов Альберта и Изабеллы, соправителей Фландрии, представил Рубенса герцогу во время визита последнего к брюссельскому двору. . Небольшое герцогство Мантуя было известно как центр искусства, а герцог – как заядлый коллекционер произведений искусства, обладавший богатой коллекцией работ итальянских мастеров. Рубенс в основном писал портреты семьи герцога, а также копировал знаменитые картины эпохи Возрождения из коллекции герцога. [12] При финансовой поддержке герцога Рубенс отправился в Рим. в 1601 году через Флоренцию Там он изучал классическое греческое и римское искусство и копировал произведения итальянских мастеров. Эллинистическая « скульптура Лаокоон и его сыновья» оказала на него особое влияние, как и искусство Микеланджело , Рафаэля и Леонардо да Винчи . [19]

Рубенс приехал в Рим также под впечатлением недавних, очень натуралистических картин Караваджо . Позже он сделал копию « Погребения Христа » Караваджо и рекомендовал своему покровителю, герцогу Мантуанскому, купить «Смерть Богородицы» ( Лувр ). [20] Он оставался решительным сторонником искусства Караваджо, о чем свидетельствует его важная роль в приобретении «Мадонны с четками» ( Художественно-исторический музей, Вена ) для церкви Святого Павла в Антверпене после его возвращения домой. [21] Во время своего первого пребывания в Риме Рубенс выполнил свой первый заказ на алтарь « Святая Елена с Истинным крестом» для римской церкви Санта-Кроче в Иерусалимме .

Падение Фаэтона , ок. 1604/1605, вероятно, переработанный ок. 1606/1608, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.

Рубенс отправился в Испанию с дипломатической миссией в 1603 году, доставив подарки от Гонзага ко двору Филиппа III . [22] Находясь там, он изучал обширные коллекции Рафаэля и Тициана, собранные Филиппом II . [23] Он также написал конный портрет герцога Лерма во время своего пребывания (Прадо, Мадрид), который демонстрирует влияние таких работ, как «Карл V» Тициана в Мюльберге (1548; Прадо, Мадрид). Это путешествие стало первым из многих за всю его карьеру, в которых сочетались искусство и дипломатия.

Он вернулся в Италию в 1604 году, где оставался в течение следующих четырёх лет, сначала в Мантуе, а затем в Генуе . В Генуе Рубенс написал множество портретов, таких как маркиза Бриджида Спинола-Дориа (Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия) и портрет Марии ди Антонио Серра Паллавичини, в стиле, который повлиял на более поздние картины Антониса ван Дейка , Джошуа. Рейнольдс и Томас Гейнсборо . [24] Он нарисовал множество новых дворцов, возводившихся в Генуе. Позже они были выгравированы и опубликованы в 1622 году как Палацци ди Генуя .

Мадонна на цветочном венке вместе с Яном Брейгелем Старшим, 1619 год.

С 1606 по 1608 год он находился в основном в Риме, когда с помощью кардинала Якопо Серры (брата Марии Паллавичини) получил свое самое важное на сегодняшний день поручение на строительство главного алтаря самой модной новой церкви города, Санта-Мария-ин-Мария-ин. Валличелла, также известная как Кьеза Нуова . Темой был Св. Григорий Великий и важные местные святые, поклоняющиеся иконе Богородицы с Младенцем. Первая версия, представляющая собой одно полотно (сейчас находится в Музее изящных искусств в Гренобле), была немедленно заменена второй версией на трех грифельных панелях, которая позволяет увидеть на поверхности настоящий чудесный святой образ «Санта-Мария-ин-Валичелла». важные праздники съемной медной крышкой, также расписанной художником. [25] Его брат Филипп во время своей второй резиденции в Риме также был ученым. Братья жили вместе на Виа делла Кроче недалеко от площади Испании. Таким образом, у них была возможность разделить общий интерес к классическому искусству. [26]

Опыт Рубенса в Италии продолжал влиять на его творчество даже после его возвращения во Фландрию. Его пребывание в Италии также позволило ему построить сеть дружеских отношений с важными фигурами своего времени, такими как ученый Галилео Галилей, которого он включил в качестве центральной фигуры в свой портрет дружбы, который он написал в Мантуе, известный как « Автопортрет в кругу». друзей из Мантуи . Рубенс продолжал переписываться со многими своими друзьями и знакомыми на итальянском языке, подписывался как «Пьетро Паоло Рубенс» и с нетерпением говорил о возвращении на полуостров - желание, которое так и не материализовалось. [27] Рубенс был полиглотом и переписывался не только на итальянском и голландском, но также на французском, испанском и латыни. Однако его родным языком и наиболее часто используемой идиомой оставался диалект Брабанта. Об этом свидетельствует то, что он писал на этом диалекте свои самые спонтанные письма, а также использовал его для заметок к своим рисункам и проектам. [15]

Антверпен (1609–1621) [ править ]

Рубенс и Изабелла Брандт , « Жимолостная беседка» , ок. 1609 г. , Старая Пинакотека.

Узнав о болезни своей матери в 1608 году, Рубенс запланировал отъезд из Италии в Антверпен. Однако она умерла до того, как он вернулся домой. Его возвращение совпало с периодом возобновления процветания города после подписания Антверпенского договора в апреле 1609 года, положившего начало Двенадцатилетнему перемирию . В сентябре 1609 года Рубенс был назначен придворным художником. [28] Альбертом VII, эрцгерцогом Австрии , и инфантой Изабеллой Кларой Евгенией Испанской , правителями Габсбургских Нидерландов .

Он получил специальное разрешение разместить свою студию в Антверпене, а не при дворе в Брюсселе , а также работать для других клиентов. Он оставался близким другом эрцгерцогини Изабеллы до ее смерти в 1633 году и был призван не только как художник, но также как посол и дипломат. Рубенс еще больше укрепил свои связи с городом, когда 3 октября 1609 года женился на Изабелле Брант , дочери ведущего жителя Антверпена и гуманиста Яна Бранта.

Сад Рубенсхауса в Антверпене по проекту Рубенса.

В 1610 году Рубенс переехал в новый дом и мастерскую, которую он спроектировал. Теперь Музей Рубенсейса , вилла в центре Антверпена, построенная под итальянским влиянием, разместила его мастерскую, где он и его ученики создали большую часть картин, а также его личную коллекцию произведений искусства и библиотеку, которые являются одними из самых обширных в Антверпене. За это время он построил студию с многочисленными учениками и помощниками. Его самым известным учеником был молодой Антонис ван Дейк , который вскоре стал ведущим фламандским портретистом и часто сотрудничал с Рубенсом. Он также часто сотрудничал со многими специалистами, работавшими в городе, в том числе с художником-анималистом Франсом Снейдерсом , который представил орла для картины «Прометей прикован» ( ок. 1611–12 , завершен к 1618 году), и его хорошим другом, художником-цветочником Яном Брейгелем Старший .

Другой дом был построен Рубенсом к северу от Антверпена в польдерной деревне Доэль , «Хугуис» (1613/1643), возможно, в качестве инвестиции. «Высокий дом» был построен рядом с деревенской церковью.

Семья Яна Брейгеля Старшего , 1613–1615, Институт искусств Курто.

Такие алтари, как «Воскрешение креста» (1610 г.) и «Снятие с креста» (1611–1614 гг.) для собора Богоматери, сыграли особенно важную роль в утверждении Рубенса как ведущего художника Фландрии вскоре после его возвращения. «Поднятие креста Например, » Тинторетто » демонстрирует синтез «Распятия для школы Сан-Рокко в Венеции, динамичных фигур Микеланджело и личного стиля Рубенса. Эта картина считается ярким примером религиозного искусства барокко. [29]

Рубенс использовал изготовление гравюр и титульных листов книг, особенно для своего друга Бальтазара Моретуса , владельца крупного издательства «Плантен-Моретус» , чтобы в этот период своей карьеры распространить свою известность по всей Европе. В 1618 году Рубенс начал заниматься гравюрой, добившись необычной тройной привилегии (ранней формы авторского права ) для защиты своих рисунков во Франции, Южных Нидерландах и Соединенных провинциях. [30] Он поручил Лукасу Ворстерману гравировать ряд своих известных религиозных и мифологических картин, к которым Рубенс добавил личные и профессиональные посвящения выдающимся людям в Южных Нидерландах, Соединенных провинциях, Англии , Франции и Испании . [30] За исключением нескольких гравюр , Рубенс поручил изготовление гравюр специалистам, среди которых были Лукас Ворстерман, Паулюс Понтиус и Виллем Паннелс . [31] Он нанял несколько граверов, обученных Кристоффелем Егером , которых тщательно обучил тому более энергичному стилю, который ему нужен. Рубенс также создал последние значительные гравюры на дереве до возрождения этой техники в XIX веке. [32]

Четыре континента , ок. 1615 г. , Художественно-исторический музей.

Цикл Марии Медичи и дипломатические миссии 1621–1630 ( )

В 1621 году королева-мать Франции Мария Медичи поручила Рубенсу написать два больших аллегорических цикла, прославляющих ее жизнь и жизнь ее покойного мужа Генриха IV , для Люксембургского дворца в Париже. Цикл Марии Медичи (сейчас находится в Лувре) был установлен в 1625 году, и хотя он начал работу над второй серией, она так и не была завершена. [33] Мария была изгнана из Франции в 1630 году своим сыном Людовиком XIII и умерла в 1642 году в том же доме в Кельне, где Рубенс жил в детстве. [34]

Портрет Анны Австрийской , королевы Франции, ок. 1622–1625 гг.

После окончания Двенадцатилетнего перемирия в 1621 году испанские правители Габсбургов доверили Рубенсу ряд дипломатических миссий. [35] Находясь в Париже в 1622 году для обсуждения цикла Марии Медичи, Рубенс занимался тайным сбором информации, что в то время было важной задачей дипломатов. Он полагался на свою дружбу с Николя-Клодом Фабри де Пейреском, чтобы получать информацию о политических событиях во Франции. [36] Между 1627 и 1630 годами Рубенс вел очень активную дипломатическую деятельность. Он путешествовал между дворами Испании и Англии, пытаясь добиться мира между католическими Испанскими Нидерландами и протестантской Голландской Республикой . Он также совершил несколько поездок в Голландскую Республику как художник и дипломат.

Некоторые члены двора, который он посетил, не относились к нему как к равному, поскольку считали, что придворным не следует использовать свои руки в каком-либо искусстве или ремесле, но многие другие принимали его как равного джентльмена. Рубенс был возведен в дворянство Филиппом IV Испанским в 1624 году и посвящен в рыцари Карлом I Английским в 1630 году. Несколько месяцев спустя Филипп IV подтвердил статус Рубенса как рыцаря. [37] Рубенс был удостоен почетной магистра искусств степени Кембриджского университета в 1629 году. [38]

Рубенс пробыл в Мадриде восемь месяцев в 1628–1629 годах. Помимо дипломатических переговоров, он выполнил несколько важных работ для Филиппа IV и частных покровителей. Он также начал новое изучение картин Тициана, копируя многочисленные работы, в том числе «Мадридское грехопадение» (1628–29). [39] Во время этого пребывания он подружился с придворным художником Диего Веласкесом , и в следующем году они планировали вместе поехать в Италию. Однако Рубенс вернулся в Антверпен после смерти своей матери, и Веласкес отправился в путешествие без него. [40]

Падение человека , 1628–29, Прадо, Мадрид.

Его пребывание в Антверпене было недолгим, и вскоре он отправился в Лондон, где оставался до апреля 1630 года. Важной работой этого периода является « Аллегория мира и войны» (1629; Национальная галерея , Лондон). [41] Она иллюстрирует живую заботу художника о мире и была подарена Карлу I.

Хотя международная репутация Рубенса среди коллекционеров и знати за рубежом продолжала расти в течение этого десятилетия, он и его мастерская также продолжали писать монументальные картины для местных покровителей в Антверпене. Одним из ярких примеров является Успение Девы Марии (1625–1626 гг.) для собора Антверпена.

десятилетие ( 1630–1640 Последнее )

Последнее десятилетие Рубенса провел в Антверпене и его окрестностях. Основные работы для иностранных покровителей по-прежнему занимали его, такие как потолочные росписи Банкетного зала во дворце Иниго Джонса в Уайтхолле , но он также исследовал и более личные художественные направления.

Праздник Венеры

В 1630 году, через четыре года после смерти своей первой жены Изабеллы, 53-летний художник женился на племяннице своей первой жены, 16-летней Элен Фурман . Элен вдохновила сладострастные фигуры на многих его картинах 1630-х годов, в том числе «Пир Венеры» (Музей истории искусств, Вена), «Три грации» и «Суд Париса» (обе Прадо, Мадрид). На последней картине, которая была написана для испанского двора, молодая жена художника была признана зрителями в фигуре Венеры . На ее интимном портрете, Элен Фурман в меховой накидке , также известном как Хет Пельскен , жена Рубенса даже частично смоделирована по образцу классических скульптур Венеры Пудика , таких как Венера Медичи .

В 1635 году Рубенс купил поместье Стин недалеко от Антверпена , где проводил большую часть своего времени. Пейзажи, такие как « Вид на Хет Стин ранним утром» (Национальная галерея, Лондон) и «Фермеры, возвращающиеся с полей» (Галерея Питти, Флоренция), отражают более личный характер многих из его более поздних работ. из нидерландских традиций Питера Брейгеля Старшего Он также черпал вдохновение в своих более поздних работах, таких как «Пирующие и танцующие крестьяне» (ок. 1630; Лувр, Париж).

Смерть [ править ]

Богородица с младенцем и святыми , 1638–39.

Рубенс умер от сердечной недостаточности в результате хронической подагры 30 мая 1640 года. Он был похоронен в церкви Святого Иакова в Антверпене. В церкви построена усыпальница художника и его семьи. Строительство часовни началось в 1642 году и было завершено в 1650 году, когда Корнелис ван Мильдерт (сын друга Рубенса, скульптора Йоханнеса ван Мильдерта ) доставил алтарь. Часовня представляет собой мраморный алтарный портик с двумя колоннами, обрамляющий алтарный образ Богородицы с Младенцем со святыми, написанный самим Рубенсом. Картина выражает основные положения Контрреформации через фигуры Богородицы и святых. В верхней нише ретабла находится мраморная статуя, изображающая Богородицу в образе Матери Скорби, сердце которой пронзено мечом, которую, вероятно, изваял Лукас Файдербе , ученик Рубенса. Останки второй жены Рубенса Хелены Фурмент и двоих ее детей (один из которых был отцом Рубенса) позже также были похоронены в часовне. В последующие столетия в часовне было похоронено около 80 потомков семьи Рубенсов. [42]

По просьбе каноника эпитафия Рубенса, написанная на латыни его другом Гаспаром Гевартиусом ван Париса на полу часовни была высечена . В традиции Возрождения Рубенс сравнивается в эпитафии с Апеллесом , самым известным живописцем греческой античности. [43] [44]

Работа [ править ]

Геракл как героическая добродетель, преодолевающая раздор , 1632–1633 гг.

Особенно известны его библейские и мифологические обнаженные тела. Написанные в традициях барокко, изображающие женщин как мягкотелых, пассивных и, на современный взгляд, весьма сексуализированных существ, его обнаженные тела подчеркивают концепции плодородия, желания, физической красоты, искушения и добродетели. Феминистки считают, что эти картины с изображением обнаженных женщин, искусно выполненные, были созданы для того, чтобы сексуально привлечь внимание его покровителей, в основном мужского пола. [45] хотя женская обнаженная натура как образец красоты на протяжении веков была традиционным мотивом в европейском искусстве. Кроме того, Рубенс очень любил рисовать полнофигурных женщин, что привело к появлению таких терминов, как «рубенсианство» или «рубенеск» (иногда «рубенсеск»). Его масштабный цикл, изображающий Марию Медичи, фокусируется на нескольких классических женских архетипах, таких как девственница, супруга, жена, вдова и дипломатический регент. [46] Включение этой иконографии в его женские портреты, наряду с его искусством, изображающим дворянок того времени, помогает поднять его натурщиц-женщин до статуса и важности натурщиков-мужчин. [46]

Изображение мужчин Рубенса столь же стилизовано, наполнено смыслом и совершенно противоположно изображениям его женских персонажей. Его обнаженные мужские фигуры изображают очень спортивных и крупных мифических или библейских мужчин. В отличие от его обнаженных женщин, большинство его обнаженных мужчин изображены частично обнаженными, с поясами, доспехами или тенями, защищающими их от полного раздевания. Эти мужчины извиваются, тянутся, сгибаются и хватаются: все это изображает его субъектов-мужчин, участвующих в большом количестве физических, иногда агрессивных действий. Концепции, которые художественно представляет Рубенс, иллюстрируют мужчину как могущественного, способного, сильного и неотразимого. Аллегорические и символические сюжеты, которые он рисовал, отсылают к классическим мужским образам атлетизма, высоких достижений, доблести на войне и гражданской власти. [47] Мужские архетипы, которые легко найти на картинах Рубенса, включают героя, мужа, отца, общественного лидера, короля и усталого от битвы.

Мастерская [ править ]

Ecce Homo , или Христос в терновом венце , 1612 год.

Картины из мастерской Рубенса можно разделить на три категории: те, которые он написал сам, те, которые он написал частично (в основном руки и лица), и копии, сделанные под его руководством с его рисунков или масляных эскизов . У него была, как обычно в то время, большая мастерская со множеством подмастерьев и учеников. Не всегда удавалось определить, кто были учениками и помощниками Рубенса, поскольку как придворный художник Рубенс не был обязан регистрировать своих учеников в Антверпенской гильдии Святого Луки . Было идентифицировано около 20 учеников или помощников Рубенса с различными уровнями доказательств, позволяющих включать их как таковых. Из сохранившихся записей также неясно, был ли конкретный человек учеником или помощником в мастерской Рубенса или был художником, который был независимым мастером, сотрудничавшим с Рубенсом над конкретными произведениями. Неизвестный Якоб Мёрман числился его учеником, а Виллем Паннельс и Юстус ван Эгмонт числились в записях Гильдии помощниками Рубенса. Антонис ван Дейк работал в мастерской Рубенса после обучения у Хендрик ван Бален в Антверпене. Другими художниками, связанными с мастерской Рубенса в качестве учеников, помощников или сотрудников, являются Авраам ван Дипенбек , Лукас Файдерб , Лукас Франшойс Младший , Николаас ван дер Хорст , Франс Люикс , Петер ван Мол , Деодат дель Монте , Корнелис Шут , Эразм Квеллин Младший , Питер Саутман , Давид Тенирс Старший , Франс Воутерс , Ян Томас ван Иперен , Теодор ван Тульден и Виктор Вольфвоет (II) . [48]

Он также часто передавал такие элементы, как животные, пейзажи или натюрморты, в больших композициях таким специалистам, как художники-анималисты Франс Снайдерс и Поль де Вос , или другим художникам, таким как Якоб Йорданс . Одним из его наиболее частых сотрудников был Ян Брейгель Младший .

Старуха и мальчик со свечами , ок. 1616/17

Избранные выставки [ править ]

  • 1936: Рубенс и его времена , Париж.
  • 1997: Век Рубенса во французских коллекциях , Париж.
  • 2004: Рубенс , Дворец изящных искусств, Лилль.
  • 2005: Питер Пауль Рубенс: Рисунки , Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
  • 2015: Рубенс и его наследие , Королевская академия, Лондон.
  • 2017: Рубенс: Сила трансформации , Музей истории искусств, Вена.
  • 2019: Ранний Рубенс , Художественная галерея Онтарио, Торонто, Музеи изящных искусств Сан-Франциско. [49]

Утерянные работы [ править ]

К утраченным работам Рубенса относятся:

  • , «Распятие» написанное для церкви Санта-Кроче в Джерусалемме , Рим, было импортировано в Англию в 1811 году. Оно было продано на аукционе в 1812 году, а затем снова в 1820 и 1821 годах, но потерялось в море где-то после 1821 года. [50]
  • Конный портрет эрцгерцога Альберта
  • Сюзанна и старейшины сейчас известны только по гравюре Лукаса Востермана 1620 года.
  • Сатир, Нимфа, Путти и Леопарды сейчас известны только по гравюрам.
  • Юдифь, обезглавливающая Олоферна ок. 1609 год известен только по гравюре 1610 года Корнелиса Галле Старшего .
  • Среди работ, разрушенных во время бомбардировки Брюсселя ,:
Кающаяся Магдалина и ее сестра Марфа , ок. 1620 г. , Художественно-исторический музей.
    • Мадонна с Розарием, написанная для Королевской часовни Доминиканской церкви.
    • Богоматерь, украшенная цветами, картина Святой Анны , 1610 год, картина для церкви монахов-кармелитов.
    • Триптих Святой Иов , 1613 г., написанный для церкви Св. Николая.
    • Камбиз назначает судью Отана , Суд Соломона и Страшный суд , все для зала магистратов
  • В результате пожара дворца Куденберг было уничтожено несколько работ Рубенса, таких как «Рождество» (1731 г.), «Поклонение волхвов» и «Пятидесятница» . [51]
  • Картины «Нептун и Амфитрита» , «Видение святого Губерта и Дианы» и «Нимфы, удивленные сатирами», были уничтожены при пожаре зенитной башни Фридрихсхайн в 1945 году. [52]
  • Картина «Похищение Прозерпины» была уничтожена во время пожара во дворце Бленхейм в Оксфордшире 5 февраля 1861 года. [53]
  • Картина «Распятие с Марией, святым Иоанном и Магдалиной» , 1643 год, была уничтожена во время гражданской войны в Англии парламентариями в часовне королевы, Сомерсет-хаус, Лондон, 1643 год. [54]
  • Картина « Конный портрет Филиппа IV Испанского» была уничтожена во время пожара в Королевском Алькасаре в Мадриде в 1734 году. Копия находится в галерее Уффици.
  • «Воздержание Сципиона» было уничтожено во время пожара на Западной бирже на Олд-Бонд-стрит в Лондоне, март 1836 года. [55]
  • Картина «Охота на льва» была вывезена агентами Наполеона из замка Шляйсхайм, недалеко от Мюнхена, в 1800 году и позже уничтожена во время пожара в Музее изящных искусств Бордо . [56]
  • Сообщается, что предполагаемая картина Рубенса «Портрет девушки», находившаяся в коллекции Александра Дюма, погибла в результате пожара. [57]
  • Картина « Конный портрет герцога Бекингема» (1625 г.) и потолочная картина «Герцог Бекингем, торжествующий над завистью и гневом» ( ок. 1625 г. ), которые позже принадлежали графу Джерси в Остерли-парке , были уничтожены во время пожара в парке Остерли. Хранилище Ле Галле в Сент-Хельере, Джерси, 30 сентября 1949 года. [58]
  • Портрет Филиппа IV Испанского 1628 года был уничтожен во время поджога Кунстхауса в Цюрихе в 1985 году. [59]
  • Портрет Джорджа Вильерса , ок. 1625 . Эта картина, считавшаяся утерянной почти 400 лет, была вновь обнаружена в 2017 году в Поллок-Хаусе в Глазго , Шотландия. Консервационная обработка, проведенная Саймоном Ролло Гиллеспи, помогла продемонстрировать, что работа не была более поздней копией, выполненной меньшим художником, а была оригиналом, выполненным рукой самого мастера. [60] [61] [62]

Работает [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ "Рубенс" . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Вестстейн, Т. (2008). Видимый мир: теория искусства Сэмюэля ван Хугстратена и легитимация живописи в голландском золотом веке. Издательство Амстердамского университета. ISBN   978 90 8964 027 7 .
  3. ^ Нико Ван Хаут, Функции смертельной краски с особым вниманием к подмалевку и другим основным этапам в творчестве П. П. Рубенса. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine , докторская диссертация Katholieke Universiteit Leuven, 2005. (на голландском языке) .
  4. ^ Джулио Жиронди, Франс Геффельс, Рубенс и Палацци Генуи , стр. 183–199.
  5. ^ Йост вандер Аувера, Арноут Балис, Рубенс: гений в действии: пересмотр работ Питера Пауля Рубенса в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , Lannoo Uitgeverij, 2007, стр. 33.
  6. ^ Густав Зегерс, мать Рубенса. Биографический очерк в: De Vlaamsche Kunstbode. Том 7 (1877 г.), стр. 211–216 (на голландском языке)
  7. ^ Байфилд, Тед (2002). Век гигантов, 1500–1600 гг. н.э.: В эпоху духовного гения западный христианский мир разрушается . Проект христианской истории. п. 297. ИСБН  9780968987391 .
  8. ^ HC Эрик Мидельфорт, «Безумные принцы Германии эпохи Возрождения» , с. 58, University of Virginia Press, 22 января 1996 г. Проверено 2 февраля 2013 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ламбстер (2010), стр. 40-58
  10. ^ Уайт, мистер Кристофер (1987), стр.3
  11. Мари-Анн Лескурре, Рубенс: Портрет , Иван Р. Ди, 21 мая 2002 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ганс Девишер. «Верхахт, Тобиас». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 29 мая 2024 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пауль Оппенгеймер, Рубенс: портрет . Нью-Йорк, 2002, стр. 121–123.
  14. ^ Хелд (1983): 14–35.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Поль Ювенн, Фламандское наследие Рубенса , октябрь 2013 г., в CODART
  16. ^ Белкин (1998): 22–38.
  17. ^ Нойес, Рут С. (2017). Питер Пауль Рубенс и контрреформационный кризис «Беати модерни» . Рутледж. ISBN  978-1351613200 .
  18. ^ Белкин (1998): 42, 57.
  19. ^ Белкин (1998): 52–57.
  20. ^ Белкин (1998): 59.
  21. ^ Сирджакобс, Раймонд. Антверпен Синт-Паулюскерк: Рубенс и тайны Розария = Rubens Et Les Mystères Du Rosaire = Рубенс и тайны Розария , Антверпен: Sint-Paulusvrienden, 2004
  22. ^ Розен, Марк (2008). «Великое герцогство Медичи и первая поездка Рубенса в Испанию». Уд Голландия . 121 (2/3): 147–152. дои : 10.1163/187501708787335857 .
  23. ^ Белкин (1998): 71–73.
  24. ^ Белкин (1998): 75.
  25. ^ Яффе (1977): 85–99; Белтинг (1994): 484–490, 554–556.
  26. ^ Сесилия Паолини, Филипп и Питер Пауль Рубенсы в Риме: недавно обнаруженные документы, касающиеся их ранней карьеры, The Burlington Magazine, февраль 2019 г., стр. 120-127.
  27. ^ Белкин (1998): 95.
  28. ^ Дуэрлоо, Люк (2010), Делобетт, Лоуренс; Дельсаль, Поль (ред.), «21. Покровительство, живопись и фракция. Рубенс, эрцгерцогский двор и его сеть из Франш-Конте» , Ла Франш-Конте и старые Нидерланды, XIII-XVIII века (на французском языке), Университетские прессы Франш-Конте, стр. 449–470, номер домена : 10.4000/books.pufc.24857 , ISBN.  978-2-84867-276-2 , получено 16 мая 2024 г.
  29. ^ Мартин (1977): 109.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоттл, Эндрю Д. (2004). «Торговля и связи: Питер Пауль Рубенс и специальная печать». Ежегодник истории голландского искусства . 55 :54–85. дои : 10.1163/22145966-90000105 .
  31. ^ Пау-Де Вин (1977): 243–251.
  32. ^ Мэр Хаятта, гравюры и люди, Метрополитен-музей / Принстон, 1971, вып. 427–32, ISBN   0-691-00326-2
  33. ^ Белкин (1998): 175; 192; Хелд (1975): 218–233, особенно. стр. 222–225.
  34. ^ Белкин (1998): 173–175.
  35. ^ Белкин (1998): 199–228.
  36. ^ Ауверс: с. 25.
  37. ^ Ауверс: с. 32.
  38. ^ Белкин (1998): 339–340.
  39. ^ Белкин (1998): 210–218.
  40. ^ Белкин (1998): 217–218.
  41. ^ «Минерва защищает Пакса от Марса («Мир и война»)» . Национальная галерея . Архивировано из оригинала 31 мая 2009 года . Проверено 15 октября 2010 г.
  42. ^ Джеффри Мюллер, Антверпенское искусство Св. Иакова и контрреформация в приходской церкви Рубенса , Брилл, 2016, стр. 359–364
  43. ^ Антверпен - Приходские церкви; 1. Раздел, Том 1
  44. Полный текст эпитафии звучит следующим образом : «ДОМ/ПЕТРВС ПАВЛВС РВБЕНИВС всадник/ИОАННИС, сенатор сего города/flfius steini Toparcha:/кто из прочих, кому чудо/превзошёл учения древней истории/всякое доброе искусство .и элегантность. дары / не только своего возраста / но он заслужил дружбу короля Индии / среди писцов Священного совета Король Великобритании / В 29 году нашей эры / Он заложил основы мир между одними и теми же князьями./Он умер в 40 году нашей эры.Этот памятник был когда-то освящен Высочайшим Геварцием/некогда Петру Паулюсу РВБЕНИУСУ/до сих пор пренебрегаемый потомками/рубеновская мужская линия с тех пор вымерла/ в этом году A.DCC.55 Пони Куравит./ RD JOANNES BAPT ЯКОБ ПАРИЖСКИЙ Внук этого выдающегося превосходительства каноника /ex matre et avia Rubenia nepos/RIP» («В честь доброго и всемогущего Бога. Питер Пауль Рубенс, рыцарь, сын Яна, олдермен этого города и лорд Стена». , кроме прочих своих талантов, благодаря которым он чудесным образом преуспел в познании (древней) истории и всех (полезных) благородных и прекрасных искусств, заслужил также славное имя своего времени, как и всех веков, Апеллеса, и снискавшего дружба королей и принцев, был возведен в сан писателя Тайного совета и был послан Филиппом IV, королем Испании и Индии, как его посланник к Карлу, королю Великобритании, в 1629 году (к счастью) положил; основы мира, который вскоре был заключен между двумя монархами. Он умер в год Господень 1640, 30 мая, в возрасте 64 лет. Пусть он упокоится с миром»).
  45. ^ Марковиц, Салли (весна 1995 г.). «Обзор Нид, Линды, обнаженной женщины: искусство, непристойность и сексуальность ». Журнал эстетики и художественной критики . 53 (2): 216–218. JSTOR   431556 .
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коэн, Сара Р. (2003). «Франция Рубенса: гендер и персонификация в цикле Марии Медичи». Художественный вестник . 85 (3): 490–522. дои : 10.2307/3177384 . JSTOR   3177384 .
  47. ^ «Гендер в искусстве - словарное определение гендера в искусстве» . www.энциклопедия.com . Проверено 5 марта 2016 г.
  48. ^ Балис А. Рубенс и его студия: определение проблемы. в книге «Рубенс: гений за работой». Рубенс: гений за работой, Варнсвельд (Ланноо), 2007, стр. 30–51.
  49. ^ «Ранний Рубенс» .
  50. ^ Смит, Джон (1830), Каталог-резонне произведений самых выдающихся голландских, фламандских и французских художников: Питера Пауля Рубенса , Смита
  51. ^ Йост вандер Аувера (2007), Рубенс, l'atelier du génie , Ланноо Уитгеверий, с. 14, ISBN  978-90-209-7242-9
  52. ^ Джон Смит, Каталог работ самых выдающихся (...) (1830), стр. 153. Проверено 8 июня 2014 г.
  53. ^ Ежегодный реестр, или Обзор истории, политики и литературы за год… , Дж. Додсли, 1862, с. 18
  54. ^ Альберт Дж. Луми, «Потерянное распятие Рубенса», The Burlington Magazine Vol. 138, № 1124 (ноябрь 1996 г.). Проверено 8 июня 2014 г.
  55. ^ В. Пикеринг, Журнал Джентльмена, том. 5 (1836), с. 590.
  56. ^ Барнс, Исследование сцен охоты Питера Пауля Рубенса (2009), стр.34. Проверено 7 июня 2014 г.
  57. ^ «Звонок в Сан-Франциско, 26 января 1908 года» . Коллекция цифровых газет Калифорнии . Калифорнийский университет, Риверсайд.
  58. ^ Саттон, Питер К. (2004), Нарисованные кистью: масляные зарисовки Питера Пауля Рубенса , издательство Йельского университета, стр. 144, ISBN  978-0-300-10626-8
  59. ^ Госс, Стивен (2001), «Частичное руководство по инструментам художественного вандализма» , журнал Cabinet Magazine (3)
  60. ^ Слоусон, Никола (24 сентября 2017 г.). «Потерянный Рубенсовский портрет «любовника» Якова I вновь обнаружен в Глазго» . Хранитель . Лондон . Проверено 26 сентября 2017 г.
  61. ^ Латил, Лукас (27 сентября 2017 г.). «Говорят, что Рубенс, потерянный 400 лет назад, был найден в Шотландии» . Ле Фигаро.
  62. ^ Синьхуа (26 сентября 2017 г.). «Давно утерянный шедевр Рубенса выставлен в галерее как копия» . Китай Дейли.

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Альперс, Светлана. Создание Рубенса . Нью-Хейвен, 1995 год.
  • Хайнен, Ульрих, «Рубенс между проповедью и искусством». Веймар, 1996 год .
  • Баумстарк, Рейнхольд (1985). Питер Пауль Рубенс: цикл Деция Муса . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN  0-87099-394-1 .
  • Бюттнер, Нильс, г-н П.П. Рубенс. Геттинген 2006.
  • Corpus Rubenianum Людвиг Бурхард. Иллюстрированный каталог произведений Питера Пауля Рубенса, основанный на материалах, собранных покойным доктором Рубенсом. Людвиг Бурхард в двадцати семи частях под редакцией Национального центра пластических искусств XVI и XVII веков.
  • Лилар, Сюзанна , Пара (1963), Париж, Грассе; Переиздано в 1970 году, Бернар Грассе Собрание. Диамант, 1972, Мягкая обложка; 1982, Брюссель, Ле Эперонье, ISBN   2-87132-193-0 ; Переведено как «Аспекты любви в западном обществе» в 1965 году, автором и с предисловием Джонатана Гриффина, Нью-Йорк, McGraw-Hill, LC 65-19851.
  • Зауэрлендер, Виллибальд. Католический Рубенс: Святые и мученики (Исследовательский институт Гетти; 2014); 311 страниц; рассматривает свои алтари в контексте Контрреформации.
  • Шредер, Стефани, Взгляд на Восток: встреча Рубенса с Азией , Getty Publications, Лос-Анджелес, 2013. ISBN   978-1-60606-131-2
  • Влиге, Ганс, Фламандское искусство и архитектура 1585–1700 , Издательство Йельского университета, История искусства Пеликана, Нью-Хейвен и Лондон, 1998. ISBN   0-300-07038-1
  • Уайт, г-н Кристофер, Питер Пауль Рубенс: Человек и художник, издательство Йельского университета, 1987. ISBN   0-300-03778-3

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с Питером Паулем Рубенсом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 680f6c5bf966ef6e8d8ea141112b4675__1718906820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/75/680f6c5bf966ef6e8d8ea141112b4675.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peter Paul Rubens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)