Jump to content

Автопортрет в кругу друзей из Мантуи

Автопортрет в кругу друзей в Мантуе
Автопортрет в кругу друзей-стоиков в Мантуе
Художник Питер Пауль Рубенс  Edit this on Wikidata
Год 1602–1606
Середина масляные краски , холст
Размеры 77,5 см (30,5 дюйма) × 101 см (40 дюймов)
Расположение Музей Вальрафа-Рихарца
Владелец Коллекция произведений искусства Федеративной Республики Германия. Edit this on Wikidata
Инвентарный номер Деп. 0248 Edit this on Wikidata
Идентификаторы ID RKDimages: 194591

Автопортрет в кругу друзей в Мантуе , также называемый « Автопортрет в кругу мантуанских друзей» или, для краткости, « Картина мантуанской дружбы». [ 1 ] — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса , написанная маслом на холсте между 1602 и 1606 годами, когда художник работал в Мантуе придворным живописцем семьи Гонзага . Он находится в коллекции музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне. [ 2 ] Это самый старый известный автопортрет Рубенса. Он относится к особому жанру портретов, который был популярен в 16 и 17 веках, так называемому портрету дружбы, который изображает неформальное собрание друзей или товарищей. Точнее, это портрет круга друзей или товарищей-стоиков. [ 1 ] [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

На картине изображены шесть мужчин в пояс, в профиль или полупрофиль на фоне морского пейзажа, залитого неестественным светом. На озере виднеется барк или гондола. [ 1 ]

Расположение

[ редактировать ]

Вдали виден небольшой участок морского пейзажа и ярко освещенное небо. [ 4 ] Хотя после повторного открытия картины в начале 20 века первоначально считалось, что на ней изображена сцена в Риме, тщательное изучение пейзажа показало, что на самом деле это вид на Мантую. Он представляет собой Понте-ди-Сан-Джорджио (разрушенный мост Святого Георгия), который соединял Лаго-Инфериоре (Нижнее озеро) и Лаго-ди-Меццо (Среднее озеро). Точкой обзора моста под углом, изображенным на картине, должно быть, был Палаццо Дукале , а точнее то, что сейчас является Appartamento della Mostra или Rustica. Рубенс в то время был придворным художником семьи Гонзага в Мантуе, жившей в Палаццо. [ 1 ]

Идентификация натурщиков

[ редактировать ]

Ученые сходятся во мнении, что на картине не изображена реальная встреча изображенных на ней лиц. Скорее, это относится к жанру портретной живописи, называемому портретами дружбы, в которых художник изображает вместе портреты друзей или знакомых, связанных общей чертой, например, портрет дружбы коллег-художников. [ 5 ]

Автопортрет в кругу друзей в Мантуе (фрагмент пейзажа)

Рубенс расположился в правом центре картины, обратив взгляд прямо на зрителя. На нем атласный костюм с кружевным воротником, более богатый и изысканный, чем у других натурщиков. [ 6 ] Он изображен несколько ближе и выше остальных натурщиков, в так называемой «венецианской позе», т. е. полуповернутой спиной к зрителю и оглядывающейся через плечо. Это было интерпретировано как выражение уверенности художника в себе. [ 1 ]

Рубенса окружают бюсты пяти мужчин, изображенных в профиль или полупрофиль. Нет единого мнения относительно личности некоторых натурщиков на портрете. Сразу за Рубенсом находится портрет его старшего брата Филиппа , который был филологом , антикваром , ученым-юристом и библиотекарем. В 1601 году он отправился в Италию для продолжения учебы и встретился со своим братом в Мантуе в 1604 году. Филипп учился в своей родной стране у известного философа Юстуса Липсиуса (18 октября 1547 г. - 23 марта 1606 г.). Липсиуса прославляли по всей Европе за его неостоические сочинения. В них он попытался построить мост между христианской религией и античной философией стоицизма . В композиции изображены и другие ученики Липсиуса во Фландрии: молодой Гийом (или Виллем) Ришардо крайний слева, за ним либо Николаас Рококс , либо Хуан Батист Перес де Барон. Сам Липсиус изображен почти как портретный бюст в правом краю картины, как будто он смотрит на остальных как на их наставника. [ 4 ] Барка или гондола на озере может быть отсылкой к Стиксу , реке Подземного мира в греческой мифологии, и ее включение в картину может означать, что Липсиус уже был мертв в то время, когда она была написана, хотя это не точно. [ 1 ]

Долгое время считалось, что человеком напротив Рубенса, положившим ему руку на плечо, был его коллега-фламандский художник Франс Поурбус Младший . Поурбус был портретистом при дворе Мантуи в то время, когда Рубенс также был там придворным художником. Сейчас считается, что это не Поурбус, а знаменитый ученый Галилео Галилей . Галилей, вероятно, посетил Мантую во время резиденции Рубенса. Известно, что у пары сложилась дружба на всю жизнь. [ 7 ] Недавняя рентгеновская рентгенография, кажется, подтверждает отождествление с Галилеем. Под левым глазом модели обнаружилась круглая неровность, которая, кажется, напоминает бородавку, изображенную в том же месте на многих других портретах Галилея. Возможно, что эта бородавка стала менее заметной из-за позднейшего закрашивания и лакировки полотна Рубенса. [ 1 ] Заметное присутствие Галилея в этом кругу друзей-стоиков объяснялось тем, что братья Рубенсы считали, что Галилей в некоторых своих теориях опирался на принципы стоиков. [ 3 ] Липсиус был основателем стоической науки благодаря своему изданию 1605 года «Naturales quaestiones» («Естественные вопросы») Сенеки, которое оказало влияние, среди прочего, на Кеплера . [ 7 ] Галилея можно рассматривать как члена группы неостоиков с точки зрения его идей и интереса к Сенеке. Учение Галилея по оптике имело большое значение и для Рубенса, который сам написал труд по оптике. Красноватое светящееся явление в левой половине пейзажа, который в основном окружает Галилея, было интерпретировано как изображение северного сияния , еще плохо изученного события того времени. Жест Галилея, когда он положил руку на руку Рубенса, интерпретировался по-разному: от « утешения » до простого дружеского прикосновения. [ 1 ]

Четыре философа

Поскольку некоторые искусствоведы полагали, что изображенный на Рубенсе человек был фламандским художником-портретистом Франсом Поурбусом младшим, картина была истолкована как портрет дружбы художников. Теперь ясно, что работа изображает не встречу друзей-художников, а скорее воображаемое собрание друзей и товарищей-стоиков, которые были лично и интеллектуально важны для Рубенса в годы его пребывания в Мантуе. Создавая дружеский портрет этого круга близких, ученых друзей, Рубенс подчеркивал свой социальный статус и проявлял стремление к тому, чтобы на него смотрели как на образованного, ученого художника, т. е. как на «pictor doctus». Он явно чувствовал, что дружба с этими учеными-гуманистами «облагородила» его на интеллектуальном уровне. [ 4 ]

Еще один стоический портрет дружбы Рубенса.

[ редактировать ]

В 1611–1612 годах Рубенс написал еще один, более известный групповой портрет четырех товарищей-неостоиков. Традиционно называемый «Четыре философа» (Палаццо Галерея Палаццо Питти во Флоренции ), он изображает Рубенса, его брата Филиппа, Липсиуса и Иоанна Вовериуса . В нише на правой стене находится бюст Рубенса, который в то время считался портретом Сенеки, но с тех пор был идентифицирован как копия воображаемого эллинистического портрета греческого поэта Гесиода . [ 8 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шютте, Свен, Мантуанский автопортрет Рубенса с товарищами: проверка фактов, новые идеи и книга , 2023 г.
  2. ^ «Питер Пауль Рубенс: Автопортрет в кругу мантуанских друзей, около 1602/1605» . сайт музея Вальрафа-Рихарца (на немецком языке). 16 октября 2013 года . Проверено 10 февраля 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б Эйлин Ривз, Рисование небес: искусство и наука в эпоху Галилея, Princeton University Press, 1999, стр. 68-76.
  4. ^ Jump up to: а б с Б. Шефер, Вершина дружбы....или когда друзья встречаются , фотография 42-й недели - с 16 по 22 октября 2006 г., на сайте Кельнского музея.
  5. ^ Питер Берк, Гуманизм и дружба в Европе шестнадцатого века», Groniek 134 (1996), стр. 90-98.
  6. ^ Хьюмер, Фрэнсис. «Рубенс и Галилей 1604: природа, искусство и поэзия». Ежегодник Вальрафа-Рихарца, том. 44, 1983, стр. 175–96. Доступ к JSTOR: 12 февраля 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б Хьюмер, Фрэнсис. «Портрет Галилея Рубенса в Кёльнском групповом портрете». Источник: Записки по истории искусства, вып. 24, нет. 1, 2004, стр. 18–25. ДЖСТОР. По состоянию на 12 февраля 2024 г.
  8. ^ Четыре философа - Пьер-Поль Рубенс в Utpictura 18.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17d16f05140df3219db5c113aae9822a__1715872260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/2a/17d16f05140df3219db5c113aae9822a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Self-Portrait in a Circle of Friends from Mantua - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)