Автопортрет в кругу друзей из Мантуи
Автопортрет в кругу друзей в Мантуе | |
---|---|
Автопортрет в кругу друзей-стоиков в Мантуе | |
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс ![]() |
Год | 1602–1606 |
Середина | масляные краски , холст |
Размеры | 77,5 см (30,5 дюйма) × 101 см (40 дюймов) |
Расположение | Музей Вальрафа-Рихарца |
Владелец | Коллекция произведений искусства Федеративной Республики Германия. ![]() |
Инвентарный номер | Деп. 0248 ![]() |
Идентификаторы | ID RKDimages: 194591 |
Автопортрет в кругу друзей в Мантуе , также называемый « Автопортрет в кругу мантуанских друзей» или, для краткости, « Картина мантуанской дружбы». [ 1 ] — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса , написанная маслом на холсте между 1602 и 1606 годами, когда художник работал в Мантуе придворным живописцем семьи Гонзага . Он находится в коллекции музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне. [ 2 ] Это самый старый известный автопортрет Рубенса. Он относится к особому жанру портретов, который был популярен в 16 и 17 веках, так называемому портрету дружбы, который изображает неформальное собрание друзей или товарищей. Точнее, это портрет круга друзей или товарищей-стоиков. [ 1 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]На картине изображены шесть мужчин в пояс, в профиль или полупрофиль на фоне морского пейзажа, залитого неестественным светом. На озере виднеется барк или гондола. [ 1 ]
Расположение
[ редактировать ]Вдали виден небольшой участок морского пейзажа и ярко освещенное небо. [ 4 ] Хотя после повторного открытия картины в начале 20 века первоначально считалось, что на ней изображена сцена в Риме, тщательное изучение пейзажа показало, что на самом деле это вид на Мантую. Он представляет собой Понте-ди-Сан-Джорджио (разрушенный мост Святого Георгия), который соединял Лаго-Инфериоре (Нижнее озеро) и Лаго-ди-Меццо (Среднее озеро). Точкой обзора моста под углом, изображенным на картине, должно быть, был Палаццо Дукале , а точнее то, что сейчас является Appartamento della Mostra или Rustica. Рубенс в то время был придворным художником семьи Гонзага в Мантуе, жившей в Палаццо. [ 1 ]
Идентификация натурщиков
[ редактировать ]Ученые сходятся во мнении, что на картине не изображена реальная встреча изображенных на ней лиц. Скорее, это относится к жанру портретной живописи, называемому портретами дружбы, в которых художник изображает вместе портреты друзей или знакомых, связанных общей чертой, например, портрет дружбы коллег-художников. [ 5 ]

Рубенс расположился в правом центре картины, обратив взгляд прямо на зрителя. На нем атласный костюм с кружевным воротником, более богатый и изысканный, чем у других натурщиков. [ 6 ] Он изображен несколько ближе и выше остальных натурщиков, в так называемой «венецианской позе», т. е. полуповернутой спиной к зрителю и оглядывающейся через плечо. Это было интерпретировано как выражение уверенности художника в себе. [ 1 ]
Рубенса окружают бюсты пяти мужчин, изображенных в профиль или полупрофиль. Нет единого мнения относительно личности некоторых натурщиков на портрете. Сразу за Рубенсом находится портрет его старшего брата Филиппа , который был филологом , антикваром , ученым-юристом и библиотекарем. В 1601 году он отправился в Италию для продолжения учебы и встретился со своим братом в Мантуе в 1604 году. Филипп учился в своей родной стране у известного философа Юстуса Липсиуса (18 октября 1547 г. - 23 марта 1606 г.). Липсиуса прославляли по всей Европе за его неостоические сочинения. В них он попытался построить мост между христианской религией и античной философией стоицизма . В композиции изображены и другие ученики Липсиуса во Фландрии: молодой Гийом (или Виллем) Ришардо крайний слева, за ним либо Николаас Рококс , либо Хуан Батист Перес де Барон. Сам Липсиус изображен почти как портретный бюст в правом краю картины, как будто он смотрит на остальных как на их наставника. [ 4 ] Барка или гондола на озере может быть отсылкой к Стиксу , реке Подземного мира в греческой мифологии, и ее включение в картину может означать, что Липсиус уже был мертв в то время, когда она была написана, хотя это не точно. [ 1 ]
Долгое время считалось, что человеком напротив Рубенса, положившим ему руку на плечо, был его коллега-фламандский художник Франс Поурбус Младший . Поурбус был портретистом при дворе Мантуи в то время, когда Рубенс также был там придворным художником. Сейчас считается, что это не Поурбус, а знаменитый ученый Галилео Галилей . Галилей, вероятно, посетил Мантую во время резиденции Рубенса. Известно, что у пары сложилась дружба на всю жизнь. [ 7 ] Недавняя рентгеновская рентгенография, кажется, подтверждает отождествление с Галилеем. Под левым глазом модели обнаружилась круглая неровность, которая, кажется, напоминает бородавку, изображенную в том же месте на многих других портретах Галилея. Возможно, что эта бородавка стала менее заметной из-за позднейшего закрашивания и лакировки полотна Рубенса. [ 1 ] Заметное присутствие Галилея в этом кругу друзей-стоиков объяснялось тем, что братья Рубенсы считали, что Галилей в некоторых своих теориях опирался на принципы стоиков. [ 3 ] Липсиус был основателем стоической науки благодаря своему изданию 1605 года «Naturales quaestiones» («Естественные вопросы») Сенеки, которое оказало влияние, среди прочего, на Кеплера . [ 7 ] Галилея можно рассматривать как члена группы неостоиков с точки зрения его идей и интереса к Сенеке. Учение Галилея по оптике имело большое значение и для Рубенса, который сам написал труд по оптике. Красноватое светящееся явление в левой половине пейзажа, который в основном окружает Галилея, было интерпретировано как изображение северного сияния , еще плохо изученного события того времени. Жест Галилея, когда он положил руку на руку Рубенса, интерпретировался по-разному: от « утешения » до простого дружеского прикосновения. [ 1 ]

Поскольку некоторые искусствоведы полагали, что изображенный на Рубенсе человек был фламандским художником-портретистом Франсом Поурбусом младшим, картина была истолкована как портрет дружбы художников. Теперь ясно, что работа изображает не встречу друзей-художников, а скорее воображаемое собрание друзей и товарищей-стоиков, которые были лично и интеллектуально важны для Рубенса в годы его пребывания в Мантуе. Создавая дружеский портрет этого круга близких, ученых друзей, Рубенс подчеркивал свой социальный статус и проявлял стремление к тому, чтобы на него смотрели как на образованного, ученого художника, т. е. как на «pictor doctus». Он явно чувствовал, что дружба с этими учеными-гуманистами «облагородила» его на интеллектуальном уровне. [ 4 ]
Еще один стоический портрет дружбы Рубенса.
[ редактировать ]В 1611–1612 годах Рубенс написал еще один, более известный групповой портрет четырех товарищей-неостоиков. Традиционно называемый «Четыре философа» (Палаццо Галерея Палаццо Питти во Флоренции ), он изображает Рубенса, его брата Филиппа, Липсиуса и Иоанна Вовериуса . В нише на правой стене находится бюст Рубенса, который в то время считался портретом Сенеки, но с тех пор был идентифицирован как копия воображаемого эллинистического портрета греческого поэта Гесиода . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шютте, Свен, Мантуанский автопортрет Рубенса с товарищами: проверка фактов, новые идеи и книга , 2023 г.
- ^ «Питер Пауль Рубенс: Автопортрет в кругу мантуанских друзей, около 1602/1605» . сайт музея Вальрафа-Рихарца (на немецком языке). 16 октября 2013 года . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Эйлин Ривз, Рисование небес: искусство и наука в эпоху Галилея, Princeton University Press, 1999, стр. 68-76.
- ^ Jump up to: а б с Б. Шефер, Вершина дружбы....или когда друзья встречаются , фотография 42-й недели - с 16 по 22 октября 2006 г., на сайте Кельнского музея.
- ^ Питер Берк, Гуманизм и дружба в Европе шестнадцатого века», Groniek 134 (1996), стр. 90-98.
- ^ Хьюмер, Фрэнсис. «Рубенс и Галилей 1604: природа, искусство и поэзия». Ежегодник Вальрафа-Рихарца, том. 44, 1983, стр. 175–96. Доступ к JSTOR: 12 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хьюмер, Фрэнсис. «Портрет Галилея Рубенса в Кёльнском групповом портрете». Источник: Записки по истории искусства, вып. 24, нет. 1, 2004, стр. 18–25. ДЖСТОР. По состоянию на 12 февраля 2024 г.
- ^ Четыре философа - Пьер-Поль Рубенс в Utpictura 18.