Похищение Ганимеда (Рубенс)
Похищение Ганимеда | |
---|---|
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | 1636-38 |
Тип | Холст, масло |
Размеры | 181 см × 87,3 см (71 × 34,4 дюйма) |
Расположение | Музей Прадо , Мадрид, Испания |
«Похищение Ганимеда» — картина фламандского художника эпохи барокко Питера Пауля Рубенса, написанная между 1636 и 1638 годами для короля Филиппа IV испанского охотничьего домика . [ 1 ] Картина основана на истории, изложенной в -классика Овидия поэта «Метаморфозах» (X, 155-161). На ней изображен момент, когда римский верховный бог Юпитер в облике орла ловит юного пастуха Ганимеда и поднимает его в воздух. [ 2 ] Он находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде . Драматическая сцена дала Рубенсу широкую возможность проявить свое мастерство в изображении живой сцены и обнаженной натуры. [ 3 ]
История
[ редактировать ]На картине изображено похищение прекрасного троянского юноши Ганимеда Юпитером, предстающим в образе орла. Гомоэротическая история, восходящая к классическим историям, впервые рассказанным Гомером и Вергилием, повествует о том, как верховный бог Юпитер по уши влюбляется в красивого молодого человека. Наиболее знакомым художникам во времена Рубенса рассказом было то, что рассказал Овидий в своих «Метаморфозах »: «Царь богов Юпитер однажды пылал любовью к фригийцу Ганимеду, и было найдено нечто, чем Юпитер предпочел бы быть, чем то, чем он был. Тем не менее он не соблаговолил принять облик какой-либо птицы, кроме той, которая могла нести его молнии [орла]. Без промедления он рассек воздух на своих лежащих крыльях и похитил троянского мальчика, который даже сейчас, хотя и против воли Юноны, смешивает нектар и посещает чаши Юпитера». [ 3 ] В версии Вергилия Юпитер посылает орла и не принимает облик орла. [ 4 ]
Королевская комиссия
[ редактировать ]В 1636 году Рубенс получил заказ от испанского короля Испании Филиппа IV на создание серии из 60 мифологических картин для украшения Торре де ла Парада , охотничьего домика короля за пределами Мадрида . Мифологические сцены, изображенные в сериале, во многом были основаны на «Метаморфозах Овидия » . Рубенс реализовал это важное поручение при содействии большого количества антверпенских художников, таких как Якоб Йорданс , Корнелис де Вос , Ян Коссьерс , Питер Снайерс , Томас Виллебуртс Босхарт , Теодор ван Тульден , Ян Бекхорст , Якоб Петер Гоуи , Ян Баптист Боррекенс и другие. , работавший по эскизам Рубенса. Ряд последних картин Рубенс выполнил сам. Это случай «Похищения Ганимеда» . [ 5 ]

Подготовительные проекты для серии картин находятся в коллекциях различных музеев, в том числе в Музее Прадо в Мадриде, Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме, Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе и Художественном музее Принстонского университета . Эскиз к «Похищению Ганимеда» хранится в Художественном музее Принстонского университета . [ 3 ] Возможно, существует еще один подготовительный эскиз к картине, находившийся в коллекции художника и рисовальщика Ричарда Косвея (1742–1821), поклонника Рубенса. [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]Рубенс изображает момент, когда орел ловит юношу и резко поднимает его в воздух. Удар молнии на заднем плане усиливает драматический эффект и намекает на силу и ярость, с которой происходит похищение. Диагональная композиция подчеркивает движение фигур вверх. Рубенс создал фигуры на основе классической скульптуры, которую он нарисовал во время своего пребывания в Риме несколько десятилетий назад. Фигура Ганимеда основана на образе одного из детей эллинистической группы Лаокоона в Музее Ватикана. Фигура орла основана на некоторых его собственных композициях, таких как « Привязанный Прометей» . [ 2 ]
Высокий вертикальный формат готовой картины в Прадо предполагает, что ее предназначалось для размещения между окнами королевского охотничьего домика. Предварительный эскиз в Художественном музее Принстонского университета и окончательная версия в Прадо демонстрируют различные различия, в том числе в выражении лица и телосложении Ганимеда, добавлении колчана со стрелами и положении орла, чей клюв цепляется за ремень колчана, а не небольшой кусок красной ткани на эскизе. Рубенс также добавил молнию Юпитера в небе. В окончательном варианте левая рука Ганимеда покоится на раскинутом крыле орла, что, возможно, было навеяно трактовкой этого предмета Микеланджело . [ 3 ] В законченной работе Ганимед выглядит более встревоженным. Возможно, это связано с тем, что Рубенс считал орла не самим Юпитером, а своим посланником, как в рассказе Вергилия. В последней работе Ганимед смотрит вверх на молнию, которая олицетворяет Юпитер наверху. [ 4 ] Колчан, добавленный в окончательную версию, расположен и изображен таким образом, что очень напоминает прямой мужской член и ясно указывает на эротический подтекст истории. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Пауль Рубенс, Похищение Ганимеда в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Jump up to: а б Питер Пауль Рубенс, «Похищение Ганимеда» в Музее Прадо
- ^ Jump up to: а б с д Картина Питера Пауля Рубенса «Похищение Ганимеда» в Художественном музее Принстонского университета.
- ^ Jump up to: а б с Питер Пауль Рубенс, «Похищение Ганимеда» на аукционе Sotheby's
- ^ Хавьер Портус Перес, Торре де ла Парада на сайте Прадо (на испанском языке)
- ^ Греческие боги и герои в эпоху Рубенса и Рембрандта , Дордрехтский музей, Национальная галерея / Музей Александроса Соутзоса, 2000, с. 101