Автопортрет в 69 лет
Автопортрет в 69 лет | |
---|---|
Испанский: Автопортрет | |
![]() | |
Художник | Франсиско Гойя |
Год | 1815 |
Середина | масло на панели |
Размеры | 46 × 51 см |
Расположение | Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид |
Автопортрет в 69 лет | |
---|---|
![]() | |
Художник | Франсиско Гойя |
Год | 1815 |
Середина | масло холст, |
Размеры | 45,8 × 35,6 см |
Расположение | Музей Прадо |
Автопортрет в 69 лет ( исп . Autorretrato ) [ 1 ] — картина маслом испанского Франсиско художника Гойи . Сохранилось два оригинальных варианта этого произведения. Одна из картин, написанная на холсте, хранится в коллекции музея Прадо . Другой, созданный на деревянной панели, находится в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Обе картины созданы в 1815 году, в послевоенный период, и изображают очень похожий образ художника. Это один из самых искренних и прямых автопортретов живописца.
Автопортреты Гойи
[ редактировать ]За свою долгую жизнь Гойя создал множество автопортретов – подлинными признаны как минимум пятнадцать, [ 2 ] всего более тридцати. Он использовал различные техники: живопись, гравюру , рисунок . Он также изображал себя по-разному, например, классически перед мольбертами с атрибутами художника: Автопортрет у мольберта по образцу Веласкеса и его «Менины» и со своими важными клиентами: Карл IV Испанский и его семья , Семья инфанта дона Луиса , или Хосе Моньино, 1-го графа Флоридабланки и Франсиско де Гойи . Он также появляется в религиозных сценах, таких как «Проповедь святого Бернардино Сиенского» , таких жанровых сценах, как La novillada («Бой молодых быков») , в рисунке со своей музой, герцогиней Альбой , или в автопортрете с доктором Арриета нарисована как вотивное подношение . [ 3 ] Есть также несколько портретов Гойи, выполненных другими художниками, например, Висенте Лопеса (« Портрет Гойи в 80 лет ). [ 4 ]
Обстоятельства создания
[ редактировать ]1815 год, в котором были созданы эти автопортреты, приходится на трудный послевоенный период после окончания полуостровной войны против французов. В 1811–1812 годах в Мадриде случился трагический голод . После того как Фердинанд VII вернулся на престол в 1814 году и была восстановлена абсолютная монархия , для него начался период обвинений в сотрудничестве с французами, допросов и чисток при королевском дворе. Это принесло разочарование конституционалистам и сторонникам Просвещения, к числу которых принадлежал Гойя. Король проводил процесс «очищения» в своем кругу, в который в качестве придворного художника входил и Гойя . Фердинанд VII также восстановил ненавистную инквизицию , к большому разочарованию общества. В 1815 году Гойя предстал перед трибуналом по обвинению в создании «непристойных произведений» (портрет « Обнаженной Майи »), однако никаких последствий ему не грозило. [ 5 ] Изменилось и его личное положение: в 1812 году скончалась жена, многие друзья уехали, умерли или эмигрировали, опасаясь политических репрессий. [ 6 ] В своей работе он боролся с нехваткой материалов, часто закрашивая готовые работы, чтобы повторно использовать холст. [ 5 ] Цветовая палитра, которую он использовал, стала темной и почти монохромной , в ней преобладали коричневые и черные цвета. [ 7 ] Возможно, Гойя создал этот автопортрет, чтобы подтвердить свои художественные способности, несмотря на невзгоды. [ 6 ]
Неизвестно, был ли « Автопортрет в 69 лет» создан Гойей для себя, для кого-то из своей семьи или близкого окружения, или по заказу. Обе версии подписаны и датированы 1815 годом. Версия в Прадо имеет надпись, вырезанную художником ручкой кисти или стилусом на свежей краске. С левой стороны на уровне шеи видна надпись: О. Гойя Пинтор [?] / Арагонес / Por el mismo / 1815 (о. Гойя Художник [?] / Арагонский / Сам по себе / 1815). [ 2 ] [ 8 ] Дата и полная надпись были раскрыты только в 1993 году, когда картина прошла консервацию и был снят слой старого лака. [ 9 ] (раньше был виден только фрагмент о. Гойи/Арагонского/Самого ). [ 10 ] Ранее эта картина считалась более поздней копией версии в Real Academia de Bellas Artes de San Fernando , но обнаружение даты указывает на то, что обе были созданы примерно в одно и то же время. [ 2 ] Версия в академии имеет более короткую надпись Goya 1815 слева на уровне плеча. [ 11 ] Он был подарен этому учреждению сыном художника Хавьером после смерти отца. Возможно, версия в Прадо также предназначалась для одной из академий изящных искусств, членом которой был Гойя, например, в Валенсии или Сарагосе, или другого учреждения, хотя картина так и не была передана. Об этом свидетельствует официальная подпись, в которой художник называет себя арагонцем. [ 2 ]
Валентин Кардерера , художник, коллекционер произведений искусства и один из первых биографов Гойи, написал краткий текст для Real Academia de Bellas Artes de San Fernando , анализируя различные автопортреты Гойи. В нем он сравнивает бюст из академии с « Автопортретом с доктором Аррьетой» , на котором художник изображает себя страдающим от болезни вместе со своим заботливым врачом. Кардерера предположил, что автопортрет из академии был этюдом к этой работе, который мог бы объяснить наклон назад силуэта художника и изображенное душевное состояние. [ 12 ] Граф де Виньяса также считал этот портрет эскизом, утверждая, что голова Гойи первоначально покоилась на подушке, которую художник позже закрасил. [ 13 ] Точно так же Шарль Ириарте каталогизировал эту работу в 1867 году. [ 14 ] Однако болезнь живописца началась в ноябре 1819 года, через несколько лет после создания бюста. [ 5 ] Эта неправильная классификация была позже отвергнута Ксавье Депарме Фитц-Жеральдом и Аурелиано де Беруэте . [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Из всех известных автопортретов Гойи этот — один из самых искренних и прямых. Художник изобразил себя в 69-летнем возрасте, в бюсте на темном фоне в коричневых тонах. [ 15 ] Он носит своего рода мантию из темного красновато-коричневого бархата, которую художники XVIII и XIX веков часто носили для автопортретов, таких как Уильяма Хогарта «Художник и его мопс» . [ 2 ] Похожий наряд носит его ученик на « Портрете Асенсио Хулиа» . Его внешний вид неопрятный, а под мантией виднеется свободно застегнутая белая рубашка. Вся интенсивность портрета сосредоточена на чертах лица, с небольшим акцентом на одежде или фоне. [ 15 ] Голова слегка повернута влево, взгляд напряженный и мрачный. [ 16 ] Лицо окружено взлохмаченными и седеющими волосами, обнажающими высокий лоб, обращенный почти прямо к зрителю. Согласно иконографическому принципу Чезаре Рипа , растрепанные волосы символизируют творческий гений и воображение художника. [ 9 ] Гойя не нарисовал для этого автопортрета типичных атрибутов своей профессии и не подчеркнул свой статус роскошной одеждой, сделав свою фигуру более человечной и доступной зрителю. [ 7 ] [ 3 ]
Старая версия, скорее всего, из академии. Более выраженный наклон головы, почти по диагонали по всей картине, - это поза, которую художник принял бы, рисуя за мольбертом и одновременно наблюдая за собой в зеркале. Во время покраски было внесено видимое изменение – он перекрасил рубашку, которая изначально была застегнута до шеи, в пользу небрежно открытого воротника. [ 5 ] Между тем, в версии Прадо он использовал широкие мазки черной краски, частично закрывая воротник рубашки. [ 17 ] Версия от Prado, вероятно, возникла как адаптация первой, в более спокойном и экспериментальном стиле. Фигура расположена более вертикально. На более поздней картине художник, кажется, носит парик, слегка сдвинутый назад, обнажая седые волосы. [ 5 ] Гойя выглядит усталым, болезненным и несколько ностальгирующим. [ 15 ] На его лице отражены долгие годы труда с его радостями, горестями и бедами. Это также выдает его глухоту, которая почти изолировала его от внешнего мира. [ 7 ] Его душевное состояние – главное отличие этого автопортрета от академической версии. [ 15 ] В академической версии Гойя не выглядит больным, уставшим или таким старым, как на картине Прадо. [ 5 ] Он более спокоен и задумчив, однако в этом состоянии интеллектуальной чувствительности проявляется жизненная энергия. [ 18 ] Его кожа более гладкая, розовая и выглядит моложе своих 69 лет. Губы его потеряли прежнюю свирепость и строгость, изобразив сострадательную полуулыбку. [ 19 ] Живописец, кажется, готов к новым невзгодам, ведь многие он уже преодолел. [ 19 ] [ 20 ] По словам Ксавье Брея , это исследование не старости, а состояния ума. [ 5 ] Валериано Бозал считает, что, как и во многих других произведениях Гойи, истинный герой — время, которое оставило свой след в его чертах лица, взгляде, жесте. [ 21 ]
Простота и строгость, с которой изобразил себя Гойя, имеют предшественников, относящихся к эпохе Возрождения , например, » Тинторетто «Автопортрет примерно 1588 года, а также в 17 веке — Рембрандта «Автопортрет» 1655 года. [ 22 ]
Цвет и техника
[ редактировать ]В палитре преобладают темные цвета, характерные для этого периода жизни живописца. Белизна его рубашки и цвета лица контрастируют с черным, и лишь легкий малиновый акцент появляется на губах. [ 23 ] Темный фон в оттенках коричневого и охры не такой гладкий, как на других портретах. [ 9 ] [ 22 ] Над тонами охры преобладают охра и терре-верте . [ 24 ] Отчетливо видны одиночные быстрые мазки, образующие вихри света и тени. Они обвивают голову художника, как мучающие его фантастические существа в акватинте Гойи «Сон разума рождает чудовищ» . [ 9 ] [ 22 ] Гойя использовал густую пасту , чтобы осветлить лоб, и короткие мазки, чтобы добиться различных оттенков кожи. Свет, падающий на лицо, создает нежные тени, в результате чего поверхность становится гармоничной. [ 5 ] Фигуре требуется лишь небольшое количество внешнего света, что создает легкую, воздушную атмосферу, типичную для произведений Веласкеса. [ 9 ] Работая над фактурой и цветом, Гойя применил типичную для венецианской живописи технику, подчеркивающую мягкость кожи и исключительную светимость лица. [ 2 ] [ 17 ] Моделирование лица является свидетельством высочайшего мастерства Гойи, сравнимого со стилем Рембрандта . [ 19 ] В случае с версией Прадо лепка более деликатная, импасто светлее, возможно, потому, что эта картина написана на холсте, а не на панели. [ 19 ] Гойя редко пользовался этой опорой, но именно в послевоенный период он использовал панели для написания « Портрета герцога Веллингтона» , этюда головы для «Портрета герцога Сан-Карлоса» , а также портрета его внук Мариано . [ 25 ]
Подобную цветовую палитру и психологическое исследование можно найти в Портрете Хосе Луиса Мунарриса того же года. [ 26 ] В некотором смысле автопортрет Гойи также сродни портрету Риты Луны , бывшей театральной актрисы. Женщина выглядит удрученной, ее лицо выражает печаль и меланхолию. Обе картины имеют почти одинаковый размер и прямой, неформальный характер. Они изображают стареющих художников, изображая человеческую уязвимость, связанную с возрастом – тему, которую Гойя часто исследовал в своих работах. [ 27 ]
Происхождение
[ редактировать ]После смерти Гойи в 1828 году его друг Антонио Бругада по просьбе сына художника подготовил опись работ покойного. Этот документ позволил позднее идентифицировать многие картины, хотя дата его изготовления не ясна. [ а ] Среди перечисленных работ — два автопортрета Гойи в формате бюста. [ б ] Портрет в музее Прадо, скорее всего, тот, который записан в описи под номером 25 как «Портрет Гойи, подпись 1815 года, бюст». [ 8 ] Оба автопортрета унаследовал сын художника Хавьер. [ 5 ]
Хавьер Гойя договорился с Настоящей академией изящных искусств Сан-Фернандо , что он подарит автопортрет после того, как учреждение погасит непогашенные долги перед его отцом. В 1829 году он получил оплату за картину «Фердинанд VII на коне» , которую академия заказала в 1808 году, и подарил академии обещанную работу. [ 11 ] 11 июля того же года. [ 26 ] Картина из академии была выбрана для иллюстрированного собрания важнейших произведений Real Academia de Bellas Artes de San Fernando ( Cuadros selectos de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando ), изданного между 1881 и 1885 годами. Хосе Гальван для этой цели создал рисунок и гравюру по мотивам картины. [ 26 ]
После смерти Хавьера версия из музея Прадо перешла к внуку Гойи Мариано. Разделом имущества художника тогда занимался Федерико Мадрасо . Мариано, который постепенно продал имущество своего деда, чтобы покрыть свои долги, продал его Роману Гаррета-и-Уэрто, зятю Мадрасо. Позже картина была приобретена Королевским указом от 5 апреля 1866 года Музеем Тринидада за четыреста эскудо вместе с Портретом Жозефы Байе и картиной, приписываемой Гойе, «Экзорцизм» . Этот музей был объединен с музеем Прадо , где картина находилась с 1872 года. [ 3 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Более старые источники указывают, что Бругада вернулся из Франции в Испанию уже в год смерти Гойи в 1828 году и в это время каталогизировал его работы. В этом случае позиция в инвентаре могла бы соответствовать автопортрету из академии. Однако, согласно более новым исследованиям Прадо, это возвращение произошло лишь в 1833 году, когда картина уже не принадлежала Хавьеру Гойе, а опись была составлена в 1834 году.
- ^ Второй бюст из инвентарного номера 6 идентифицирован в каталоге Уилсона и Гасье , а также Ксавье де Саласа , как более ранний Автопортрет (1783) из коллекции Музея Изобразительное искусство в Ажене .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаген, Роуз Мари; Хаген, Райнер (2003). Франсиско Гойя . Варшава: Ташен. п. 65. ИСБН 83-89192-40-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мена, Мануэла , изд. (2008). Гойя во время войны . Мадрид: Музей Прадо. стр. 442, кат. 160. ИСБН 978-84-95241-55-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Луна, Хуан Дж.; де лас Эрас, Маргарита Морено (1996). Гойя. 250-летний юбилей . Мадрид: Музей Прадо. стр. 416, кат. 147. ИСБН 84-8731-748-0 .
- ^ Беттаньо, Александр; Браун, Кристофер; Серраллер, Франсиско Кальво ; Хаскелл, Фрэнсис; Санчес, Альфонсо Перес (2011). Музей Прадо. Шедевры живописи . Варшава: Издательство «Аркадий». стр. 581, 583. ISBN. 978-83-213-4421-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Брей, Ксавье (2015). Гойя: Портреты . Лондон: Книги Тернера. стр. 183–206. ISBN 978-84-1635-484-9 .
- ^ Jump up to: а б Степанек, Стефани; Ильчман, Фредерик; Томлинсон, Дженис; Экли, Клиффорд; Браун, Джейн (2014). Гойя: Порядок и беспорядок . Бостон: Музей изящных искусств, Бостон . стр. 93–94. ISBN 978-0-87846-808-9 .
- ^ Jump up to: а б с «Авторретрато (Прадо)» . ArteHistoria (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Автопортрет» . Национальный музей Прадо (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мена, Мануэла (2012). Матилла, Хосе Мануэль (ред.). Гойя. Света и тени . Мадрид: Obra Social «la Caixa» и Национальный музей Прадо. стр. 306–307. ISBN 978-84-9900-057-2 .
- ^ де Салас, Ксавье (1980). «Примечания к некоторым портретам Гойи» (PDF) . Академия. Бюллетень Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (50). Мадрид: Королевская академия Сан-Фернандо: 47–52.
- ^ Jump up to: а б «Автопортрет (Академия)» . Фонд Гойи в Арагоне (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Кардерера, Валентин (1870). «Портрет Гойи». Избранные картины из Академии трёх благородных искусств Сан-Фернандо . Мадрид: Королевская академия Сан-Фернандо.
- ^ Муньос, Чиприано (1887). Гойя. Его время, его жизнь, его произведения . Мадрид: Топография Мануэля Г. Эрнандеса ( факсимильное издание Fundación Goya в Арагоне и правительства Арагона, 2011 г.). стр. 254–255. ISBN 978-84-8380-253-3 .
- ^ Ириарте, Чарльз (1867). Гойя . Париж: Анри Плон. п. 133.
- ^ Jump up to: а б с д «Автопортрет (Прадо)» . Фонд Гойи в Арагоне (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Гудиоль, Хосе (1970). Гойя, 1746 – 1828. Биография, аналитическое исследование и каталог его картин . Том I. Полиграф. п. 363, кат. 638.
- ^ Jump up to: а б де Салас, Ксавье (1980). Гойя и живопись XVIII века . Мадрид: Оргас. стр. 266–26. ISBN 84-85407-01-6 .
- ^ Аснар, Хосе Камон (1980). Фрэн. по Гойе . Том IV. Сарагоса: Сберегательный банк Сарагосы, Арагона и Риохи. п. 34. ISBN 84-500-4165-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Гальего, Хулиан (1978). Автопортреты Гойи . Сарагоса: Иберкая. стр. 74–78. ISBN 84-500-2952-Х .
- ^ Райт, Патрисия (1993). Свидетельства искусства: Гойя . Вроцлав: Wydawnictwo Dolnośląskie. стр. 43. ISBN 83-7023-300-7 .
- ^ Мордочка, Валериана ; Ломба, Конча (2008). Гойя и современный мир . Сарагоса: Фонд Гойи в Арагоне, Музей Сарагосы. п. 88. ИСБН 978-84-9785-549-5 .
- ^ Jump up to: а б с Мена, Мануэла ; Хофманн, Вернер (2005). «Авторретрато. Селбстрпотрат». Гойя – пророк современности . Берлин: Музей истории искусств. стр. 294–295, кат. 127. ИСБН 978-3-8321-7563-4 .
- ^ Феррари, Энрике Лафуэнте (1983). Гойя в мадридских коллекциях . Мадрид: Музей Прадо. стр. 210–211. ISBN 84-300-9033-9 .
- ^ Фустер, Антонио Ф. (1965). Гойя . Том. Портреты. Мадрид: Hispano-Inglesa de Reaseguros, SA, стр. 97–98.
- ^ Батикл, Жаннин (2004). Гойя . ABC SL стр. 330.
- ^ Jump up to: а б с Пикеро Лопес, Мария Анхелес Бланка; де Амесуа и дель Пино, Мерседес Гонсалес (2016). Гойя в музее Академии . Мадрид: Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо . стр. 38–39. ISBN 978-84-96406-41-4 .
- ^ «Портрет актрисы Риты Луны». Важные картины старых мастеров и произведения европейского искусства Sotheby's (PDF) . Сотбис. 25 января 2007 г. Проверено 16 мая 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фитц-Жеральд, Ксавье Депарме (1928–1950). Картина Гойи . Том. II. Париж: Ф. де Нобель. стр. 211, кат. 500.
- де Анжелис, Рита (1974). Полное собрание живописи Гойи . Милан: Риццоли. стр. 129, кат. 585.
- Гасье, Пьер; Баро, Джульетта Уилсон (1974). Жизнь и творчество Франсиско Гойи: воспроизведение всего его творчества, картин, рисунков и гравюр . Барселона: Молодёжь. стр. 297–298, кат. 1551, 1552. ISBN. 8426156827 .
- Опера, Хосе Альварес; Глендиннинг, Найджел (2004). «Франсиско де Гойя. Автопортрет». Испанский портрет: от грека до Пикассо . Мадрид: Национальный музей Прадо. стр. 364, кат. 65. ИСБН 978-84-1635-484-9 .
- Франсиско Гойя . Большая коллекция известных художников. Том 11. Познань: Оксфорд Образовательный. 2006. ISBN 83-7425-497-1 .
- Грешник, Стивен; Зуффи, Стефано (2006). Играйте в Классику: Гойя . Варшава: Издательство «Аркадий». п. 107. ИСБН 83-60529-14-0 . OCLC 749548628 .
- Гамбрель, Фабьен (1998–2005). «Франсиско Гойя». Великие художники, их жизнь, вдохновение и творчество . 77 . Варшава: Иглмосс Польша: 6–7. ISSN 1505-9464 .
- Суонстон, Питер, изд. (2005). Франсиско Гойя . Том. 25. Варшава: Де Агостини Польска. п. 3. ISBN 83-7398-185-3 .
- Санчес, Альфонсо Э. Перес (2009). Гойя . Варшава: Oficina Ginger. п. 147. ИСБН 9788360334713 .
- де Салас, Ксавье (1978). Гойя в Мадриде . Мадрид: Оргас. стр. 95–96. ISBN 8485407121 .
- Диас, Мария Хесус, изд. (2010). Гойя . Мадрид: Сусаэта Эдиционес. п. 200. ИСБН 978-84-9928-021-9 .
- Суреда, Джоан (2008). Миры Гойи . Мадрид: Сусаэта Эдиционес. стр. 302–304. ISBN 978-84-9785-512-9 .
- Тарабра, Даниэла (2005). Музеи мира. Прадо. Мадрид . Варшава: Свят Ксенжки. стр. 136. ISBN 8373915621 .
- Вверху Ферран; Руйдера, Франческ; Альтафуя, Луи; Кастильо, Роберто; Костанеда, Ксавьер (2006). Гойя: его время, его жизнь, его творчество . Мадрид: ЛИБСА. п. 366. ИСБН 84-662-1405-4 .
- Санчес, Альфонсо Э. Перес (1994). Музей Прадо . Варшава: Издательство «Аркадий». п. 77. ИСБН 8321337201 .
- Диас, Мария Хесус, изд. (2010). Гойя . Мадрид: Сусаэта Эдиционес. п. 200. ИСБН 978-84-9928-021-9 .
- Глендиннинг, Найджел; Сеговия, Эдуардо; Сарагоса, Тереза; Медина, Алисия Гарсия; Вега, Хесуса (2002). Гойя 1900: иллюстрированный каталог и исследование выставки в Министерстве народного просвещения и изящных искусств . Том II. Мадрид: Министерство культуры. стр. 32, кат. 10. ISBN 8436935527 .