Автопортрет с доктором Арриетой
Автопортрет с доктором Арриетой | |
---|---|
![]() Надпись (внизу холста коричневого цвета): Гойя благодарен своему другу Арриете: за успех и заботу, с которой он спас ему жизнь в острой и опасной болезни, перенесенной в конце 1819 года, в возрасте семидесяти трех лет. . Он написал ее в 1820 году. | |
Художник | Франсиско де Гойя |
Год | 1820 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 114,62 см × 76,52 см (45,13 × 30,13 дюйма) |
Расположение | Институт искусств Миннеаполиса , Миннесота |
«Автопортрет с доктором Аррьетой» — английское название картины испанского художника Франсиско Гойи . Работа написана маслом на холсте, написана в 1820 году и в настоящее время хранится в Институте искусств Миннеаполиса , штат Миннесота . Многие ученые видели в произведениях религиозную тематику. Другие интерпретации сравнивают и противопоставляют картину с серией «Черных картин» Гойи , контекстуализируя работу в рамках его карьеры в целом.
Фон
[ редактировать ]В 1792 году у Гойи внезапно развилось серьезное заболевание, которое включало головокружение, слабость, бред, тошноту, боли в животе, глухоту и частичную слепоту. [ 1 ] [ 2 ] К моменту возвращения в Мадрид , в 1793 году, Гойя был полностью глухим. Предлагались различные диагнозы этого заболевания: сифилис , отравление свинцом , цереброваскулярное заболевание , острая инфекция центральной нервной системы и редкое состояние синдрома Фогта-Коянаги-Харады — временное воспаление увеального тракта, связанное с постоянной глухотой. [ 2 ]
В 1819 году у Гойи случилась вторая серьезная болезнь. О природе болезни или лечении, которое проводил Эухенио Гарсиа Арриета, имеется мало информации, за исключением картины « Автопортрет с доктором Аррьетой» . Надпись под рисунками объясняет, почему Гойя сделал картину:
Гойя в благодарность своему другу Арриете: за сострадание и заботу, с которыми он спас ему жизнь во время острой и опасной болезни, которой он перенес в конце 1819 года на семьдесят третьем году жизни . Он написал ее в 1820 году . [ 2 ]
Гойя, возможно, ожидал смерти, но под присмотром Арриеты он выздоровел и прожил еще восемь лет. Таким образом, работа стала подарком Арриете, написанным в благодарность за дар жизни. Однако неизвестно, как долго картина оставалась во владении Арриеты. В 1820 году врач отправился в Африку для изучения бубонной чумы, и вполне вероятно, что картина осталась в Испании. К 1860 году, когда он был выставлен в Мадриде, он находился в коллекции г-на Мартинеса из Мадрида. Позже картина попала в различные частные коллекции Парижа, а затем была приобретена Институтом искусств Миннеаполиса. [ 2 ]
Композиционный анализ
[ редактировать ]На картине Гойя сидит на своей кровати и явно ослаб от болезни. Он хватается за простыню, как будто цепляясь за жизнь, и сзади его поддерживает рука Арриеты. Врач мягко побуждает своего пациента принять лекарство. Темные фигуры на заднем плане кажутся лицами обреченности. [ 2 ]
Весь портрет составлен из контрастов. На переднем плане доктор Арриета и Гойя изображены натуралистично в тусклом свете, а красная простыня внизу картины придает обстановке теплоту. Это тепло сочетается с более темными фосфоресцирующими тонами, используемыми для изображения теневых фигур, появляющихся на заднем плане. [ 3 ] Кроме того, взгляд Арриеты демонстрирует сосредоточенность и решимость: красный оттенок его лица указывает на его хорошее здоровье, тогда как закрытые глаза Гойи означают недостаточную осведомленность и неспособность поддерживать себя, а более серые тона, использованные на лице Гойи, заставляют его выглядеть больным. и угрюмый. [ 4 ] Слабость Гойи подчеркивается его руками, сжимающими постельное белье, и запрокинутой назад головой – поза, контрастирующая с Аррьетой, которая стоит прямо и твердо поддерживает своего пациента, поднося стакан к губам. [ 5 ] Одежда каждой из фигур усиливает их различия: Гойя носит серое одеяние, а Арриета — зеленое — цвет, который, как считается, ассоциируется с надеждой. [ 4 ] [ 6 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Религиозные темы в светском контексте
[ редактировать ]
Надпись, прикрепленная к «Автопортрету с доктором Аррьетой», заставляет многих ученых сравнивать эту работу с экс-вото, которые обычно встречались в церквях того периода, изображая религиозные сцены как демонстрацию благодарности за божественное вмешательство. [ 7 ] Что отличает работы Гойи от этих вотивных подношений, так это светский контекст, в который он помещает сцену. Картина выражает свою благодарность врачу, а не церкви, и приписывает его выздоровление произведениям науки, а не делам богословия. Браун и Галасси предполагают, что такое оформление портрета могло быть сделано с намерением изобразить доктора Аррьету как святого за его помощь в побеге Гойи от смерти. [ 5 ]

Ученые также заметили и другие отсылки к христианству, такие как очевидная тема общения на портрете, которая часто представлялась в светском контексте среди испанских художников того времени. Эта тема читается через действие Арриеты, поднесшей чашу к губам Гойи, напоминающее о сакраментальной Крови Христа, предлагаемой на христианских церемониях причастия. Дополнительно соблюдена и тема Гефсимании , где появляется Христос с ангелом-чашеносцем. За год до написания « Автопортрета с доктором Аррьетой » Гойя завершил работы «Последнее причастие Сан-Хосе де Каласанса» (см. справа) и «Агония в саду» (см. слева), каждая из которых посвящена именно этим религиозным темам. [ 3 ]
Другие связи были установлены между портретом и традиционными религиозными изображениями, такими как Пьета , и религиозными идеями, такими как Ars moriendi . [ 6 ] Несмотря на различные религиозные аллюзии, ученые сходятся во мнении, что все темы представлены на портрете в явно светской форме.
Фигуры на заднем плане и «Черные картины» Гойи.
[ редактировать ]
Некоторые интерпретации « Автопортрета» предполагают, что фигуры, появляющиеся на заднем плане, должны восприниматься как люди: фигура в левой части картины воспринимается как женщина, предлагающая помощь, а фигура справа — как соседка, проявляющая заботу о пациент; другие рассматривают крайнюю левую фигуру как священника, готовящегося практиковать обычные христианские предсмертные ритуалы. [ 5 ] [ 8 ] Тем не менее, есть также группа ученых, которые считают, что эти темные и похожие на тени фигуры означают связь между «Автопортретом с доктором Аррьетой» и более поздней коллекцией «Черных картин» Гойи. [ 7 ] Эта интерпретация сравнивает фигуры на заднем плане « Автопортрета» с лихорадочными видениями, изображенными на «Черных картинах», — видениями, которые, как полагают, возникли в результате болезней художника. С этой точки зрения « Автопортрет» рассматривается как окно в переживания Гойи, связанные с болезнью, поскольку картина явно затрагивает именно эту тему. [ 3 ]
Однако четкого консенсуса нет; не рассматривается как нечто подобное, а Болдуин, например, вместо этого выдвигает идею о том, что «Автопортрет» контрастирует с «Черными картинами». В то время как «Черные картины» явно затрагивают темы насилия и конфликтов в общественной сфере, сцена в « Автопортрете» показывает, как мужчины заботятся и исцеляют друг друга в частной сфере. Таким образом, «Автопортрет с доктором Аррьетой» не является пессимистичным или кошмарным, а рассматривается как картина о надежде. [ 8 ]
Значение
[ редактировать ]Гойи Автопортрет с доктором Аррьетой был описан как символ сдвига в испанской портретной живописи как в сторону современного периода, так и в сторону секуляризации портретов. [ 5 ] Кроме того, картина также демонстрирует сдвиг в собственной портретной живописи Гойи, особенно в его изображении себя до и после встречи с болезнью. На рисунке, завершенном Гойей где-то до 1792 года – до его первой встречи со смертью – использование художником четких линий и отчетливых теней изображает его в юношеской, живой манере. Это изображение заметно отличается от того, как изображает себя Гойя в «Автопортрете» , с отвисшей челюстью и ослабленным телом. [ 6 ] Таким образом, портрет, особенно если рассматривать его по отношению к более ранним работам, помогает проанализировать и отследить этот сдвиг в искусстве Гойи.
Кроме того, «Автопортрет с доктором Аррьетой» можно поместить в контекст тем, проходящих через всю творческую карьеру Гойи. Как отмечает Болдуин, во многих произведениях Гойи существует постоянное взаимодействие между контрастирующими идеями пессимизма и надежды, забвения и переобучения, разрушения и спасения. «Автопортрет» имеет важное значение в этом контексте, поскольку он представляет сцену слабости и смерти, но одновременно дает надежду и ожидание исцеления. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фой Дж. Л. Глухота и безумие Гойи: сознательное и бессознательное выразительное искусство . Том 3. Базель: Каргер, 1971. (Цитируется по MP Park и RHR Park, «Изобразительное искусство отношений между врачом и пациентом». BMJ 329 (2004): стр. 1475 и примечания 1, 2.) https:// www.bmj.com/content/329/7480/1475.abstract
- ^ Jump up to: а б с д и Коуторн, Терренс. «Болезнь Гойи». Труды Королевского медицинского общества 55 (март 1962 г.): 213–217. https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/003591576205500308
- ^ Jump up to: а б с Лихт, Фред (1973). Гойя в перспективе . Книга Спектр. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN 978-0-13-361956-0 .
- ^ Jump up to: а б Томлинсон, Дженис А. (2020). Гойя: Портрет художника . Издательство Принстонского университета. п. 276. дои : 10.2307/j.ctvz938wp . ISBN 978-0-691-19204-8 . JSTOR j.ctvz938wp .
- ^ Jump up to: а б с д Портус Перес, Хавьер; Музей Прадо (2004 г.). Испанский портрет: от Эль Греко до Пикассо . Лондон: Скала. ISBN 978-1-85759-374-7 .
- ^ Jump up to: а б с Браун, Джонатан; Галасси, Сьюзан Грейс (2006). Последние произведения Гойи . Нью-Йорк, Нью-Хейвен: Коллекция Фрика, совместно с издательством Йельского университета. ISBN 978-0-300-11767-7 .
- ^ Jump up to: а б Мюллер, Присцилла Э. (1984). «Черные» картины Гойи: истина и разум в свете и свободе . Испаноязычные заметки и монографии. Полуостровная серия. Нью-Йорк: Испаноязычное общество Америки. ISBN 978-0-87535-135-3 .
- ^ Jump up to: а б с Болдуин, Роберт В. (1985). «Исцеление и надежда в «Автопортрете с доктором Аррьетой» Гойи » . Заметки по истории искусства . 4 (4). Издательство Чикагского университета: 31–36. JSTOR 23202292 – через JSTOR.
Источники
[ редактировать ]- www.ncbi.nlm.nih.gov – Тонкое искусство взаимоотношений пациента и врача
- Джон Дж. Чиофало. «Художник в непосредственной близости от смерти». Автопортреты Франсиско Гойи (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2001)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Автопортретом с доктором Аррьетой (Гойя) на Викискладе?