Сострадание
Пьета ( Итальянское произношение: [pjeta] ; означает « жалость », «сострадание») — сюжет в христианском искусстве, изображающий Пресвятую Деву Марию, качающую мертвое тело Иисуса Христа после Его Схождения с креста . Чаще всего встречается в скульптуре . Пьета — это особая форма Оплакивания Христа , в которой Иисуса оплакивает одна только Дева Мария. Однако на практике работы, называемые Пьета, могут включать ангелов, другие фигуры, обычные для «Плача» , и даже портреты доноров . [ 1 ]
Изображение, состоящее только из мертвого Христа с ангелами, также называется Пьетой, по крайней мере, на немецком языке, где Engelpietà (буквально «Ангел Пьета») — это термин, обозначающий то, что на английском языке обычно называют Мертвым Христом, поддерживаемым ангелами . [ 2 ]
Несколько изображений Пьеты получили папский указ о коронации , в том числе Пьета базилики Святого Петра в Риме, изображения Мариентальской базилики во Франции, францисканской церкви в Левене, Бельгия , Камп-Борнхофене , Германия, и Богоматери Милосердия в Картахене. , Испания .
Контекст и развитие
[ редактировать ]Пьета — одно из трех распространенных художественных изображений скорбящей Девы Марии, два других — Mater Dolorosa («скорбная мать») и Stabat Mater («стоящая мать»). [ 3 ] [ 4 ] Два других изображения чаще всего встречаются в картинах, а не в скульптуре, хотя существуют комбинированные формы. [ 5 ]
Пьета возникла в Германии (где она называется Vesperbild ) около 1300 г., достигла Италии около 1400 г. и была особенно популярна в центральноевропейских Andachtsbilder . [ 6 ] Многие немецкие и польские деревянные образцы XV века подчеркивают раны Христа. Хотя этот предмет был известен в Италии, название, возможно, было принято медленнее, и флорентийский дневник Лука Ландуччи после описания картины в записи за июнь 1482 года добавил: «Которую некоторые называют Пьетой». [ 7 ]
Сложение Христа и Оплакивание или Пьета составляют 13-е из Крестных остановок , а также одно из Семи Скорби Богородицы .
Хотя в «Пьете» чаще всего изображена Дева Мария, держащая Иисуса, есть и другие композиции, в том числе те, где Бог-Отец участвует в держании Иисуса Христа. В Испании Богородица часто держит одну или обе руки, иногда тело Христа падает на пол.
Микеланджело
[ редактировать ]Знаменитый образец мрамора итальянского скульптора Микеланджело находится в базилике Святого Петра в Ватикане . Тело Христа отличается от большинства более ранних статуй Пьеты, которые обычно были меньшего размера и были деревянными. Дева также необычайно молода и находится в состоянии покоя, в отличие от более старой, скорбящей Марии из большинства Пьетас. Она показана молодой по двум причинам: Бог — источник всей красоты, и она одна из самых близких к Богу, а также потому, что внешность мыслится как раскрытие внутреннего; следовательно, дева нравственно прекрасна. Скульптура Микеланджело «Пьета» уникальна еще и тем, что это единственная из его работ, которую он когда-либо подписывал. Услышав, что посетители подумали, что его создал Кристофоро Солари , участник конкурса, он вырезал на поясе Марии свою подпись: «MICHAELA[N]GELUS BONAROTUS FLORENTIN[US] FACIEBA[T]»: «Микеланджело Буонарроти, флорентинец, сделал это». [ 8 ] [ 9 ]
В менее известной работе Микеланджело Пьета «Положение» ( ок. 1547–1555 ) тело Христа держит не Дева Мария, а Никодим (или, возможно, Иосиф Аримафейский ), Мария Магдалина и Дева Мария. Есть некоторые указания на то, что мужчина в капюшоне основан на автопортрете художника. [ 10 ] Скульптура находится в Музее оперы Дуомо во Флоренции и также известна как Флорентийская Пьета .
Поколение спустя испанский художник Луис де Моралес нарисовал ряд очень эмоциональных Пьетов, образцы которых находятся в Лувре и Музее Прадо .
Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами
[ редактировать ]Этот родственный предмет на немецком языке называется Engelpietà (буквально «Ангел Пьета»), и по этой причине он включен сюда. Это вариант andachtsbilder типа Человека Скорби ( Imago Pietatis ), но изображающий Христа, который явно мертв (на изображениях Человека Скорби он старается держать глаза открытыми). Обычно поясное тело мертвого Христа сидит на выступе, поддерживаемое ангелами меньшего размера с каждой стороны. Христос обнажен до набедренной повязки и видны его раны. Но существует множество вариантов этой композиции, особенно примерно после 1500 года. Она была распространена как в скульптуре, так и в живописи с 14 века до Контрреформации , но встречалась и в период барокко. [ 11 ]
Искусство комиксов и популярная культура
[ редактировать ]Иконография Пьеты с фигурой, держащей тело на руках, регулярно использовалась в комиксах, особенно на обложках. [ 12 ] [ 13 ] Одним из самых известных примеров является обложка Crisis on Infinite Earths #7, на которой изображена смерть Супергёрл . [ 14 ] [ 15 ]
Ланы Дель Рей В клипе 2012 года «Born to Die » есть сцена, где мужчина держит труп певицы в позе Пьеты.
Концовку романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева» часто интерпретируют как символ пиеты, где Роза Шарона держит умирающего старика. [ нужна ссылка ]
-
Авиньонская Пьета , Ангерран Шаронтон , 15 век.
-
XV века Немецкая деревянная Пьета из Кельна.
-
Пьета Тондо работы Жана Малуэля, между 1400 и 1410 годами ( Лувр )
-
Австрийская Пьета , ок. 1420
-
Краков , ок. 1450 г.
-
Немецкий или нидерландский 15 век, Пьета , ок. 1450–1500 , Национальная художественная галерея.
-
Пьетро Перуджино , Уффици , 1490 г.
-
Швабская расписная деревянная Пьета ок. 1500
-
Джованни Беллини , ок. 1505
-
Диффлер Пьета, Деревянная скульптура, предположительно 15 или 18 век, бывшая часовня Святого Венделина в Диффлене , Саарский музей , Старая коллекция
-
Пьета Грегорио Фернандеса , 1616–1619, Национальный музей скульптур , расписное дерево для платформы для процессии.
-
Баварский образец XVIII века в рококо . стиле
-
Палестрина Пьета первоначально приписывалась Микеланджело, но, вероятно, была создана другим скульптором.
-
Пьета , 1876, Вильям-Адольф Бугро
-
Пьета из мрамора работы Антона Йозефа Рейсса , 1897 г.
-
Богородица Жалости, Оплакивание в коллегиальной церкви Сен-Сальви д'Альби , Альби , около 1900 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мюррей, Питер и Линда , Оксфордский справочник христианского искусства и архитектуры , стр. 391, 1996, ОУП, ISBN 0198661657
- ^ RDK и Christ mort soutenu par des anges на французском языке; Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами на итальянском языке.
- ^ Артур де Блес, 2004 Как отличить святых в искусстве по их костюмам, символам и атрибутам. ISBN 1-4179-0870-X стр. 35
- ^ Анна Джеймсон, 2006 Легенды о Мадонне: как они представлены в изобразительном искусстве ISBN 1-4286-3499-1 стр. 37
- ^ См . Ноэля Квиллье в Оратории делла Нунциателла.
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. II , 1972, Лунд Хамфрис, Лондон, стр. 179–181, рис. 622–39, ISBN 0-85331-324-5
- ^ Мюррейс, 391
- ^ Уильям Э. Уоллес, Жизнь и ранние произведения 1995 г. (Микеланджело: избранная стипендия на английском языке) ISBN 0-8153-1823-5 стр. 233
- ^ «Пьета Микеланджело» . www.micelangelo.net .
- ^ «Свержение Микеланджело» . www.micelangelo.net .
- ^ ДРК
- ^ "Я не могу исполнять то, чем я являюсь - лучшие каверы на Пьету!" . ЦБ РФ . 23 июня 2008 г. Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Пять лучших актуальных каверов Пьеты» . ЦБ РФ . 13 августа 2009 г. Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Кризис на Бесконечных Землях №7 . Комиксы DC. 1985.
- ^ «Нация DC: #47» . Комиксы DC . 7 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- "RDK" "Engelpietà" Остена, Герта фон дер, в онлайн-издании Reallexikon zur Deutschen Kunstgeschichte (в печати: Том V (1960), стр. 601–621).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Форсайт, Уильям Ф. (1995). Пьета во французской позднеготической скульптуре: региональные вариации . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-681-9 .