Пьета Вильнев-ле-Авиньон

«Пьета Вильнёв-ле-Авиньон» — картина маслом середины 15 века, считающаяся одним из выдающихся произведений искусства позднего средневековья . После его появления на выставке в 1904 году его авторство было оспорено, хотя с тех пор оно было признано произведением Ангеррана Куартона . Сейчас он находится в Лувре .
Пьета , где мертвого Христа поддерживает его скорбящая мать, является общей темой религиозного искусства позднего Средневековья, но это одно из самых ярких изображений, «возможно, величайший шедевр, созданный во Франции в 15 веке» ( Эдвард Люси-Смит ). [ 1 ] Оно отличается от предыдущих изображений объекта, которые часто характеризовались явным проявлением горя и травмы, своей сдержанностью. Композиция устойчива: руки Богородицы вместе молятся, а не сжимают тело Христа. [ 2 ] Изогнутая назад форма тела Христа весьма оригинальна, а суровое, неподвижное достоинство других фигур сильно отличается от итальянских или нидерландских изображений. Стиль картины уникален для своего времени: группировка фигур выглядит несколько примитивной, однако замысел сочетает в себе большую широту и тонкость, причем последнее качество особенно проявляется в своеобразии портретов и изящном жесте рук св. Иоанна. у головы Христа. [ 3 ]
Голый фоновый пейзаж спускается к горизонту, изрезанному постройками Иерусалима , но вместо неба — простое сусальное золото с штампованными и прорезанными нимбами , бордюрами и надписями. Священник -донор , изображенный в нидерландском реализме, становится на колени слева. Картина прибыла из Вильнев-ле-Авиньон , прямо через Рону от Авиньона , и иногда ее называют «Вильнев-Пьета». Можно также предположить, что здания, изображенные на левом фоне, являются воображаемым изображением Стамбула и церкви Святой Софии . Город пал под властью османов в 1453 году, за несколько лет до предполагаемого создания картины, и главный сюжет (Пьета) можно рассматривать как оплакивание падения восточной части христианского мира.
До того, как было широко принято приписывание Квартону, некоторые историки искусства считали, что картина могла быть написана каталонским или португальским мастером; По словам историка искусства Лоуренса Гоуинга , это было «предметом спора между сторонниками каждой школы на побережье между Лиссабоном и Мессиной». [ 4 ] Квартон, который, как известно, работал в Авиньоне в 1447 году, в начале 1450-х годов написал там две картины, которые можно сравнить с этой картиной. [ 3 ]
Для Гоуинга,
Агония картины переносится с редкой сдержанностью. Никакое демонстративное выражение лица не могло сравниться с трагедией этого тела, раздутого, словно во сне. Мы находимся перед простотой печали. На фоне голого горизонта, в серо-золоте средневековых сумерек сцена кажется невыразимо величественной. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Люси-Смит, Эдвард. Краткая история французской живописи , с. 26, Темза и Гудзон, Лондон, 1971 год.
- ^ Денни, Дон. Заметки об Авиньонской Пьете, Speculum , Средневековая Академия Америки, 1969.
- ^ Перейти обратно: а б с Гоуинг, 1987 год .
- ^ Гоуинг 1987 , с. 72.
Ссылки
[ редактировать ]- Гоуинг, Лоуренс (1987). Картины в Лувре . Нью-Йорк: Стюарт, Табори и Чанг. ISBN 1-55670-007-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- « Милосердие Вильнев-ле-Авиньон » (на французском языке). Париж: Лувр. 1450.