Jump to content

Портрет донора

XV века На этом «Рождестве» работы Рогира ван дер Вейдена изображен модно одетый даритель, интегрированный в главную сцену, центральную панель триптиха .

Портрет донора или портрет по обету - это портрет на более крупной картине или другой работе, показывающий человека, заказавшего и оплатившего изображение, или члена его или (гораздо реже) ее семьи. Портрет донора обычно относится к портрету или портретам только дарителей, как к части более крупного произведения, тогда как вотивный портрет часто может относиться к целому произведению искусства, задуманному как ex-voto , включая, например, Мадонну, особенно если даритель очень заметен. Историки искусства не очень последовательно используют эти термины, как отмечает Анджела Марисоль Робертс: [1] а также может использоваться для небольших религиозных предметов, которые, вероятно, были созданы для того, чтобы оставить их себе комиссару, а не передать в дар церкви.

Портреты доноров очень распространены в религиозных произведениях искусства, особенно в картинах Средневековья и Возрождения , донор обычно изображается стоящим на коленях в стороне, на переднем плане изображения. Часто, даже в конце эпохи Возрождения, портреты доноров, особенно целой семьи, будут иметь гораздо меньший масштаб, чем главные фигуры, вопреки линейной перспективе . К середине XV века доноров стали изображать интегрированными в основную сцену в качестве свидетелей и даже участников.

Размещение

[ редактировать ]
Мужская боковая панель Ганса Мемлинга » « Триптиха Вильгельма Мореля ; отца поддерживает его святой-покровитель , за которым следуют его пять сыновей. Центральная панель находится здесь .

Целью портретов доноров было увековечить память донора и его семьи и особенно побудить к молитвам за них после их смерти. [2] Подарки церкви в виде зданий, алтарей или больших площадей витражей часто сопровождались завещанием или условием, что мессы для дарителя будут проводиться вечно, а портреты заинтересованных лиц, как считалось, поощряли молитвы от их имени во время них. и в другое время. Показ портретов в общественном месте также был выражением социального статуса; портреты доноров совпадали с памятниками на надгробиях в церквях - еще один основной способ достижения этих целей, хотя портреты доноров имели то преимущество, что даритель мог видеть их выставленными при своей жизни.

Мемлинга Женская сторона «Триптиха Вильгельма Мореля» , мать Барбара Ван Хертсвельде поддерживается своей святой-покровительницей , за ней стоят одиннадцать дочерей. [3] Центральная панель находится здесь .

Более того, портреты-доноры в ранней нидерландской живописи предполагают, что их дополнительная цель заключалась в том, чтобы служить образцами для подражания для молящегося смотрящего во время его собственной эмоциональной медитации и молитвы – не для того, чтобы ему подражали идеальным людям, как нарисованные Святые, а чтобы служить зеркалом. чтобы получатель поразмышлял о себе и своем греховном статусе, что в идеале приведет его к познанию себя и Бога. [4] Делать это во время молитвы соответствует позднесредневековым концепциям молитвы, полностью разработанным « Современным благочестием» . Этот процесс может быть усилен, если молящимся смотрящим является сам даритель. [5]

Когда финансировалось все здание, скульптуру покровителя можно было разместить на фасаде или в другом месте здания. Яна ван Эйка « Мадонна Ролина» — это небольшая картина, даритель которой Николя Ролен делит пространство картины поровну с Мадонной с младенцем, но Ролен пожертвовал большие суммы своей приходской церкви, где она была висела, что представлено церковью выше. его молящиеся руки в городском пейзаже позади него. [6]

Иногда, как в Гентском алтаре , дарители изображались на закрытом виде алтаря с подвижными крыльями или на обеих боковых панелях, как в Алтаре Портинари и Мемлингах выше, или только на одной стороне, как в Мероде. Алтарь . Если они находятся по разные стороны, мужчины обычно находятся слева от зрителя, что является почетным правым местом в пространстве изображения. В семейных группах цифры обычно делятся по полу. группы членов братств , иногда со своими женами. Встречаются также [7] Дополнительные члены семьи, родившиеся или вступившие в брак, могли быть добавлены позже, а смерть могла быть записана путем добавления маленьких крестов, которые держали в сложенных руках. [8]

По крайней мере, в Северной Италии, помимо великих алтарных образов и фресок ведущих мастеров, привлекающих наибольшее внимание историков искусства, существовала более многочисленная группа небольших фресок с одним святым и дарителем на боковых стенах, которые, вероятно, были перекрашивались, как только количество зажженных до них свечей уменьшалось или богатому дарителю требовалось место для большого цикла фресок, как это изображено в итальянской сказке XV века: [9]

И обходя с мастером-каменщиком, рассматривая, какие фигуры оставить, а какие уничтожить, священник заметил святого Антония и сказал: «Спасите эту». Затем он нашел фигуру святого Сано и сказал: «От этой фигуры нужно избавиться, поскольку с тех пор, как я был здесь священником, я никогда не видел, чтобы кто-нибудь зажигал перед ней свечу, и никогда не казалось, что она мне полезно; поэтому, каменщик, избавься от этого».

Фрески XIII века из Милана: Мадонна с Младенцем, Святой Амвросий и даритель Бонамико Таверна)

Портреты доноров имеют непрерывную историю, начиная с поздней античности , и портрет в рукописи VI века « Венский Диоскурид» вполне может отражать давно устоявшуюся классическую традицию, так же, как полагают, это делают портреты автора, найденные в той же рукописи. На картине в катакомбах Коммодиллы 528 года изображена Богородица с Младенцем на троне в окружении двух святых, а также Туртура, женщина-донор, перед левой святой, которая держит руку на ее плече; очень похожие композиции создавались тысячелетием позже. [10] Другой традицией, имевшей дохристианский прецедент, были королевские или императорские изображения, изображающие правителя с религиозным деятелем, обычно Христом или Девой Марией в христианских примерах, при этом божественные и королевские фигуры каким-то образом общались друг с другом. Хотя ни один из них не сохранился, существуют литературные свидетельства о портретах дарителей в небольших часовнях раннехристианского периода . [11] вероятно, продолжая традиции языческих храмов.

VI века Мозаичные панели в базилике Сан-Витале в Равенне, изображающие императора Юстиниана I и императрицу Феодору с придворными, не относятся к тем типам, на которых изображен правитель, получающий божественное одобрение, но на каждом из них изображен один из императорской четы, уверенно стоящий с группой служители, глядящие на зрителя. Их масштаб и состав являются единственными среди крупных сохранившихся памятников. Также в Равенне есть небольшая мозаика Юстиниана, возможно, первоначально Теодориха Великого, в базилике Сант-Аполлинаре Нуово . В раннем средневековье группа мозаичных портретов пап в Риме , заказавших строительство или перестройку содержащих их церквей, изображает стоящие фигуры, держащие модели здания, обычно среди группы святых. Постепенно эти традиции распространились по социальной лестнице, особенно в иллюминированных рукописях , где они часто представляют собой портреты владельцев, поскольку рукописи сохранялись для использования лицом, заказавшим их. Например, часовня в В Малсе в Южном Тироле есть две фигуры доноров фресок , датированные до 881 года: одна мирянин, а другая - священнослужитель с постригом, держащий модель здания. [12] В последующие столетия чаще всего донорами, помимо членов королевской семьи, были епископы, аббаты и другое духовенство, и они оставались широко представленными и в более поздние периоды. [13]

Портреты дворян и богатых бизнесменов, сделанные донорами, стали обычным явлением в заказах к 15 веку, в то же время, когда этот класс начал заказывать панельные портреты - хотя, возможно, в более крупных произведениях из церквей, сохранившихся до 1450 года, портретов доноров, возможно, больше. чем панельные портреты. Очень распространенным нидерландским форматом середины века был небольшой диптих с Мадонной с Младенцем, обычно на левом крыле, и «дарителем» на правом - даритель здесь был владельцем, поскольку обычно они предназначались для хранения. в доме субъекта. В них портрет может принять молящуюся позу. [14] или может больше походить на субъект чисто светского портрета. [15] Уилтонский диптих короля английского Ричарда II был их предшественником. В некоторых из этих диптихов портрет первоначального владельца закрашен портретом более позднего. [16]

Особым обычаем в иллюминированных рукописях был «презентационный портрет», где рукопись начиналась с фигуры, часто стоящей на коленях и представляющей рукопись ее владельцу, а иногда и владельцу, заказывающему книгу. Представляющий может быть придворным, делающим подарок своему принцу, но часто является автором или писцом, и в этом случае получатель фактически заплатил за рукопись. [17]

Иконография раскрашенных фигур доноров

[ редактировать ]
Распятие Альбрехта Альтдорфера , ок. 1514 г., с крошечной парой доноров среди ног главных фигур. Альтдорфер был одним из последних крупных художников, сохранивших эту условность.

В средние века фигуры дарителей часто изображались в гораздо меньшем масштабе, чем священные фигуры; изменение датировано Дирком Коксом 14 веком, хотя в рукописях можно найти более ранние примеры. [18] Более позднее соглашение предусматривало использование фигур размером примерно в три четверти размера основных. XV века, Ранние нидерландские художники такие как Ян ван Эйк, с разной степенью тонкости интегрировали донорские портреты в пространство главной сцены алтарных образов в том же масштабе, что и главные фигуры.

Похожий стиль можно найти во флорентийской живописи того же времени, что и в « » Мазаччо Святой Троице (1425–1428 гг.) в Санта-Мария-Новелла , где, однако, дарители изображены стоящими на коленях на подоконнике снаружи и под основным архитектурным декором. [19] Однако это нововведение появилось в венецианской живописи только на рубеже следующего столетия. [20] Обычно главные персонажи игнорируют присутствие злоумышленников в повествовательных сценах, хотя стоящие рядом святые могут положить руку на плечо на боковой панели. Но в религиозных предметах, таких как Мадонна с Младенцем , которые, скорее всего, предназначались для дома дарителя, главные фигуры могут смотреть на дарителя или благословлять его, как в показанном Мемлинге.

До 15 века физическое сходство, возможно, не часто предпринималось или достигалось; изображенные лица в любом случае часто могли быть недоступны художнику или даже живы. [21] К середине 15-го века это уже не так, и доноров, чьи другие изображения сохранились, часто можно увидеть тщательно изображенными, хотя, как и в приведенном выше случае с Мемлингом, дочери, в частности, часто предстают как стандартизированные красавицы в стиле день. [22]

Сретение Христа , около 1470 года. Стоящие рядом со Святым Семейством две модно одетые девушки и, вероятно, молодой человек справа являются портретами дарителей. [23]

В повествовательных сценах их стали прорабатывать в фигурах изображенной сцены, возможно, новация Рогира ван дер Вейдена , где их часто можно отличить по дорогому современному платью. Во Флоренции, где уже существовала традиция включать в массовые сцены портреты городских знатных людей (упоминается Леоном Баттистой Альберти ), « Шествие волхвов» Беноццо Гоццоли (1459–1461), которое, по общему признанию, проходило в частной часовне Палаццо Медичи , во власти гламурной процессии, содержащей больше портретов Медичи и их союзников, чем сейчас можно идентифицировать. К 1490 году, когда был завершен большой в часовне Торнабуони цикл фресок Доменико Гирландайо , члены семьи и политические союзники Торнабуони в значительном количестве заселили несколько сцен, в дополнение к обычным коленопреклоненным портретам Джованни Торнабуони и его жены. [24] В часто цитируемом отрывке Джон Поуп-Хеннесси карикатурно изобразил итальянских доноров XVI века: [25]

мода на коллективный портрет росла и росла... статус и портретная живопись стали неразрывно переплетены, и покровители почти ничего не делали, чтобы вторгнуться в картины; побивали камнями женщин, взятых в прелюбодеянии, убирали после мученических кончин, служили за столом в Эммаусе или в доме фарисея. Старейшины в истории Сюзанны были одними из немногих фигур, которых респектабельные венецианцы не хотели выдавать за себя. ... единственное непредвиденное обстоятельство, которое они не предусмотрели, - это то, что произошло на самом деле: их лица выживут, но имена затеряются.

В Италии дарители или владельцы редко изображались в качестве крупных религиозных деятелей, но в судах Северной Европы есть несколько примеров этого в конце 15 - начале 16 веков, в основном на небольших панно, не предназначенных для публичного просмотра. [8] [26] Самым известным из них является изображение в виде девственных лактанов (или просто постлактанов ) Аньес Сорель (умерла в 1450 году), любовницы французского короля Карла VII , на панно Жана Фуке . [27]

» Джана Лоренцо Бернини « Экстаз святой Терезы , Санта-Мария-делла-Виттория, Рим .

Портреты доноров в работах для церквей и чрезмерно выдающаяся геральдика не одобрялись клерикальными толкователями расплывчатых указов Тридентского собора об искусстве , такими как святой Карл Борромео , [28] но хорошо пережил период барокко и разработал светский эквивалент в исторической живописи , хотя здесь часто главным фигурам придавались черты комиссара. Очень поздний образец триптиха старого нидерландского формата с дарителями на панелях крыла - это 1613–1615 Рубенса Триптих Рококса годов, когда-то находившийся в церкви над надгробием дарителей, а теперь находящийся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. . На центральной панели изображена « Недоверчивость Фомы» («Сомневающийся Фома»), и работа в целом неоднозначна относительно того, представлены ли дарители занимающими то же пространство, что и священная сцена, с разными указаниями в обоих направлениях. [29]

Дальнейшим светским развитием стала история портретов , где группы натурщиков изображали из себя исторические или мифологические фигуры. Одна из самых известных и ярких групп портретов дарителей в стиле барокко — это портреты мужчин из семьи Корнаро , которые сидят в ложах, как будто в театре, по обе стороны от скульптурного алтаря из « Джана Лоренцо Бернини » Экстаза святой Терезы ( 1652). Они были заимствованы из фресок Пеллегрино Тибальди, созданных столетием раньше, в которых используется то же самомнение. [30]

Хотя портреты доноров относительно мало изучались как отдельный жанр, в последние годы наблюдается больший интерес и споры по поводу их связи в Италии с подъемом индивидуализма в эпоху Раннего Возрождения, а также по поводу изменений в их иконографии. после Черной смерти середины 14 века. [31]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Робертс, стр. 1–3, 22.
  2. ^ См., в частности, Roberts, 22–24, где представлен обзор историографии мотивов доноров.
  3. ^ Джеймс УИЛ, Генеалогия семьи Моралес, в The Bellfry, 1864–1865, стр. 179–196.
  4. ^ Шил, Йоханна, Старый голландский образ донора. Эмоциональные стратегии видения и самопознания , стр. 172–180, 241–249, Gebr.
  5. ^ Шил, Йоханна, Старый голландский образ донора. Эмоциональные стратегии видения и самопознания , стр. 317–318, Gebr.
  6. ^ Харбисон, Крейг, Ян ван Эйк, Игра реализма , стр. 112, Reaktion Books, Лондон, 1991, ISBN   0-948462-18-3
  7. Фактически половина из 83 венецианских изображений XIV века, входящих в полный каталог Робертса, относятся к этому типу группы. Робертс, 32 года
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйнсворт, Мэриан В. «Намеренные изменения ранней нидерландской живописи» . В хронологии истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. По состоянию на 10 сентября 2008 г.
  9. ^ Робертс, 16–19. Цитата на стр. 19, примечание 63, из I Motti e facezie del Piovano Arlotto, популярного сборника комических рассказов XV века, приписываемого настоящему Пиовано Арлотто , священнику из Пратолино недалеко от Флоренции.
  10. ^ Справочник, 67.
  11. ^ Раннехристианские часовни на Западе: украшение, функции и покровительство , стр. 97–99; Джиллиан Вэлланс Маки, Джиллиан Маки; Университет Торонто Пресс, 2003 г., ISBN   0-8020-3504-3
  12. ^ Додуэлл, 46 лет.
  13. ^ Робертс, 5–19 рассматривает традицию.
  14. ^ «пример из NGA WAshington» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 г. Проверено 10 сентября 2008 г.
  15. Пример из NGA Washington. Архивировано 18 октября 2008 г., в Wayback Machine.
  16. ^ Джон Оливер Хэнд, Кэтрин Мецгер, Рон Спронк; Молитвы и портреты: разворачивание нидерландского диптиха , кот № 40, (Национальная художественная галерея (США), Королевский музей изящных искусств (Бельгия)), Yale University Press, 2006, ISBN   0-300-12155-5 - диптих в Музее Фогга в Гарварде.
  17. ^ Бургундские фронтисписы
  18. ^ Кинг, 129. Кокса см. Дополнительную литературу.
  19. ^ Кинг, 131
  20. Пенни, 110 лет, обсуждает это . Архивировано 16 января 2017 г. в Wayback Machine и еще один пример Марко Марциале.
  21. Мемлинг, похоже, заменил обобщенный портрет жены сэра Джона Донна на более личный, возможно, после того, как леди Донн поехала в Брюгге, или же в Кале для него был сделан рисунок. См. запись о картине в каталогах Национальной галереи: «Нидерландские картины пятнадцатого века» Лорна Кэмпбелла, 1998 г., ISBN   1-85709-171-X , ОЛ   392219М , OCLC   40732051 , LCCN   98-66510 (также называется «Нидерландские школы пятнадцатого века »)
  22. Старшие сыновья также очень похожи на младшие версии портрета своего отца.
  23. ^ Джо Хэнд и М. Вольф, Ранняя нидерландская живопись , стр. 155–161, Национальная галерея искусств, Вашингтон (каталог) / Кембридж, UP, 1986, ISBN   0-521-34016-0 . Мать девочек может находиться в Рождестве в Бирмингеме, если оно действительно из того же алтаря. Вашингтон приписывает эту работу « Мастеру Прадо «Поклонение волхвов », но обратите внимание, что многие приписывают одних только девушек Рогиру ван дер Вейдену , другому мастеру.
  24. ^ Паола Тинагли, Женщины в итальянском искусстве эпохи Возрождения: пол, репрезентация, идентичность , Manchester University Press, стр. 64–72 1997, ISBN   0-7190-4054-X , подробно обсуждаются портреты доноров в цикле (особенно женские).
  25. ^ Джон Поуп-Хеннесси (см. Дальнейшую литературу), 22–23, цитируется в Roberts, 27, примечание 83. Приговор о Сюзанне от M1 Berger & Berger, здесь
  26. ^ Кэмпбелл, 3–4 и 137
  27. ^ Кэмпбелл, 3–4
  28. ^ Пенни, 108
  29. ^ Джейкобс, 311–312.
  30. ^ Ширман, 182. Фрески находятся в капелле Поджи в Сан-Джакомо-Маджоре, Болонья .
  31. ^ Робертс, 20–24.
  32. ^ Вальтер А. Фридрих: Корни северочешской стекольной промышленности и семьи производителей стекла Фридрихов (доступно только на немецком языке), стр. 233, Фюрт 2005 г., ISBN   3-00-015752-2

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дирк Кокс, Изображение дарителя в итальянской живописи XIII-XV веков. Век (Портрет донора в итальянской живописи 13-15 веков), Кельн, 1971 г.
  • Джон Поуп-Хеннесси ; Портрет в искусстве эпохи Возрождения , Лондон, 1966 г.
  • Йоханна Шил, Старый голландский образ донора. Эмоциональные стратегии видения и самопознания , Берлин, 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac2009b64b349e637f5d128d40d873e8__1709457300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/e8/ac2009b64b349e637f5d128d40d873e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Donor portrait - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)