Портрет донора

Портрет донора или портрет по обету - это портрет на более крупной картине или другой работе, показывающий человека, заказавшего и оплатившего изображение, или члена его или (гораздо реже) ее семьи. Портрет донора обычно относится к портрету или портретам только дарителей, как к части более крупного произведения, тогда как вотивный портрет часто может относиться к целому произведению искусства, задуманному как ex-voto , включая, например, Мадонну, особенно если даритель очень заметен. Историки искусства не очень последовательно используют эти термины, как отмечает Анджела Марисоль Робертс: [1] а также может использоваться для небольших религиозных предметов, которые, вероятно, были созданы для того, чтобы оставить их себе комиссару, а не передать в дар церкви.
Портреты доноров очень распространены в религиозных произведениях искусства, особенно в картинах Средневековья и Возрождения , донор обычно изображается стоящим на коленях в стороне, на переднем плане изображения. Часто, даже в конце эпохи Возрождения, портреты доноров, особенно целой семьи, будут иметь гораздо меньший масштаб, чем главные фигуры, вопреки линейной перспективе . К середине XV века доноров стали изображать интегрированными в основную сцену в качестве свидетелей и даже участников.
Размещение
[ редактировать ]
Целью портретов доноров было увековечить память донора и его семьи и особенно побудить к молитвам за них после их смерти. [2] Подарки церкви в виде зданий, алтарей или больших площадей витражей часто сопровождались завещанием или условием, что мессы для дарителя будут проводиться вечно, а портреты заинтересованных лиц, как считалось, поощряли молитвы от их имени во время них. и в другое время. Показ портретов в общественном месте также был выражением социального статуса; портреты доноров совпадали с памятниками на надгробиях в церквях - еще один основной способ достижения этих целей, хотя портреты доноров имели то преимущество, что даритель мог видеть их выставленными при своей жизни.

Более того, портреты-доноры в ранней нидерландской живописи предполагают, что их дополнительная цель заключалась в том, чтобы служить образцами для подражания для молящегося смотрящего во время его собственной эмоциональной медитации и молитвы – не для того, чтобы ему подражали идеальным людям, как нарисованные Святые, а чтобы служить зеркалом. чтобы получатель поразмышлял о себе и своем греховном статусе, что в идеале приведет его к познанию себя и Бога. [4] Делать это во время молитвы соответствует позднесредневековым концепциям молитвы, полностью разработанным « Современным благочестием» . Этот процесс может быть усилен, если молящимся смотрящим является сам даритель. [5]
Когда финансировалось все здание, скульптуру покровителя можно было разместить на фасаде или в другом месте здания. Яна ван Эйка « Мадонна Ролина» — это небольшая картина, даритель которой Николя Ролен делит пространство картины поровну с Мадонной с младенцем, но Ролен пожертвовал большие суммы своей приходской церкви, где она была висела, что представлено церковью выше. его молящиеся руки в городском пейзаже позади него. [6]
Иногда, как в Гентском алтаре , дарители изображались на закрытом виде алтаря с подвижными крыльями или на обеих боковых панелях, как в Алтаре Портинари и Мемлингах выше, или только на одной стороне, как в Мероде. Алтарь . Если они находятся по разные стороны, мужчины обычно находятся слева от зрителя, что является почетным правым местом в пространстве изображения. В семейных группах цифры обычно делятся по полу. группы членов братств , иногда со своими женами. Встречаются также [7] Дополнительные члены семьи, родившиеся или вступившие в брак, могли быть добавлены позже, а смерть могла быть записана путем добавления маленьких крестов, которые держали в сложенных руках. [8]
По крайней мере, в Северной Италии, помимо великих алтарных образов и фресок ведущих мастеров, привлекающих наибольшее внимание историков искусства, существовала более многочисленная группа небольших фресок с одним святым и дарителем на боковых стенах, которые, вероятно, были перекрашивались, как только количество зажженных до них свечей уменьшалось или богатому дарителю требовалось место для большого цикла фресок, как это изображено в итальянской сказке XV века: [9]
И обходя с мастером-каменщиком, рассматривая, какие фигуры оставить, а какие уничтожить, священник заметил святого Антония и сказал: «Спасите эту». Затем он нашел фигуру святого Сано и сказал: «От этой фигуры нужно избавиться, поскольку с тех пор, как я был здесь священником, я никогда не видел, чтобы кто-нибудь зажигал перед ней свечу, и никогда не казалось, что она мне полезно; поэтому, каменщик, избавься от этого».
История
[ редактировать ]
Портреты доноров имеют непрерывную историю, начиная с поздней античности , и портрет в рукописи VI века « Венский Диоскурид» вполне может отражать давно устоявшуюся классическую традицию, так же, как полагают, это делают портреты автора, найденные в той же рукописи. На картине в катакомбах Коммодиллы 528 года изображена Богородица с Младенцем на троне в окружении двух святых, а также Туртура, женщина-донор, перед левой святой, которая держит руку на ее плече; очень похожие композиции создавались тысячелетием позже. [10] Другой традицией, имевшей дохристианский прецедент, были королевские или императорские изображения, изображающие правителя с религиозным деятелем, обычно Христом или Девой Марией в христианских примерах, при этом божественные и королевские фигуры каким-то образом общались друг с другом. Хотя ни один из них не сохранился, существуют литературные свидетельства о портретах дарителей в небольших часовнях раннехристианского периода . [11] вероятно, продолжая традиции языческих храмов.
VI века Мозаичные панели в базилике Сан-Витале в Равенне, изображающие императора Юстиниана I и императрицу Феодору с придворными, не относятся к тем типам, на которых изображен правитель, получающий божественное одобрение, но на каждом из них изображен один из императорской четы, уверенно стоящий с группой служители, глядящие на зрителя. Их масштаб и состав являются единственными среди крупных сохранившихся памятников. Также в Равенне есть небольшая мозаика Юстиниана, возможно, первоначально Теодориха Великого, в базилике Сант-Аполлинаре Нуово . В раннем средневековье группа мозаичных портретов пап в Риме , заказавших строительство или перестройку содержащих их церквей, изображает стоящие фигуры, держащие модели здания, обычно среди группы святых. Постепенно эти традиции распространились по социальной лестнице, особенно в иллюминированных рукописях , где они часто представляют собой портреты владельцев, поскольку рукописи сохранялись для использования лицом, заказавшим их. Например, часовня в В Малсе в Южном Тироле есть две фигуры доноров фресок , датированные до 881 года: одна мирянин, а другая - священнослужитель с постригом, держащий модель здания. [12] В последующие столетия чаще всего донорами, помимо членов королевской семьи, были епископы, аббаты и другое духовенство, и они оставались широко представленными и в более поздние периоды. [13]
Портреты дворян и богатых бизнесменов, сделанные донорами, стали обычным явлением в заказах к 15 веку, в то же время, когда этот класс начал заказывать панельные портреты - хотя, возможно, в более крупных произведениях из церквей, сохранившихся до 1450 года, портретов доноров, возможно, больше. чем панельные портреты. Очень распространенным нидерландским форматом середины века был небольшой диптих с Мадонной с Младенцем, обычно на левом крыле, и «дарителем» на правом - даритель здесь был владельцем, поскольку обычно они предназначались для хранения. в доме субъекта. В них портрет может принять молящуюся позу. [14] или может больше походить на субъект чисто светского портрета. [15] Уилтонский диптих короля английского Ричарда II был их предшественником. В некоторых из этих диптихов портрет первоначального владельца закрашен портретом более позднего. [16]
Особым обычаем в иллюминированных рукописях был «презентационный портрет», где рукопись начиналась с фигуры, часто стоящей на коленях и представляющей рукопись ее владельцу, а иногда и владельцу, заказывающему книгу. Представляющий может быть придворным, делающим подарок своему принцу, но часто является автором или писцом, и в этом случае получатель фактически заплатил за рукопись. [17]
Иконография раскрашенных фигур доноров
[ редактировать ]
В средние века фигуры дарителей часто изображались в гораздо меньшем масштабе, чем священные фигуры; изменение датировано Дирком Коксом 14 веком, хотя в рукописях можно найти более ранние примеры. [18] Более позднее соглашение предусматривало использование фигур размером примерно в три четверти размера основных. XV века, Ранние нидерландские художники такие как Ян ван Эйк, с разной степенью тонкости интегрировали донорские портреты в пространство главной сцены алтарных образов в том же масштабе, что и главные фигуры.
Похожий стиль можно найти во флорентийской живописи того же времени, что и в « » Мазаччо Святой Троице (1425–1428 гг.) в Санта-Мария-Новелла , где, однако, дарители изображены стоящими на коленях на подоконнике снаружи и под основным архитектурным декором. [19] Однако это нововведение появилось в венецианской живописи только на рубеже следующего столетия. [20] Обычно главные персонажи игнорируют присутствие злоумышленников в повествовательных сценах, хотя стоящие рядом святые могут положить руку на плечо на боковой панели. Но в религиозных предметах, таких как Мадонна с Младенцем , которые, скорее всего, предназначались для дома дарителя, главные фигуры могут смотреть на дарителя или благословлять его, как в показанном Мемлинге.
До 15 века физическое сходство, возможно, не часто предпринималось или достигалось; изображенные лица в любом случае часто могли быть недоступны художнику или даже живы. [21] К середине 15-го века это уже не так, и доноров, чьи другие изображения сохранились, часто можно увидеть тщательно изображенными, хотя, как и в приведенном выше случае с Мемлингом, дочери, в частности, часто предстают как стандартизированные красавицы в стиле день. [22]

В повествовательных сценах их стали прорабатывать в фигурах изображенной сцены, возможно, новация Рогира ван дер Вейдена , где их часто можно отличить по дорогому современному платью. Во Флоренции, где уже существовала традиция включать в массовые сцены портреты городских знатных людей (упоминается Леоном Баттистой Альберти ), « Шествие волхвов» Беноццо Гоццоли (1459–1461), которое, по общему признанию, проходило в частной часовне Палаццо Медичи , во власти гламурной процессии, содержащей больше портретов Медичи и их союзников, чем сейчас можно идентифицировать. К 1490 году, когда был завершен большой в часовне Торнабуони цикл фресок Доменико Гирландайо , члены семьи и политические союзники Торнабуони в значительном количестве заселили несколько сцен, в дополнение к обычным коленопреклоненным портретам Джованни Торнабуони и его жены. [24] В часто цитируемом отрывке Джон Поуп-Хеннесси карикатурно изобразил итальянских доноров XVI века: [25]
мода на коллективный портрет росла и росла... статус и портретная живопись стали неразрывно переплетены, и покровители почти ничего не делали, чтобы вторгнуться в картины; побивали камнями женщин, взятых в прелюбодеянии, убирали после мученических кончин, служили за столом в Эммаусе или в доме фарисея. Старейшины в истории Сюзанны были одними из немногих фигур, которых респектабельные венецианцы не хотели выдавать за себя. ... единственное непредвиденное обстоятельство, которое они не предусмотрели, - это то, что произошло на самом деле: их лица выживут, но имена затеряются.
В Италии дарители или владельцы редко изображались в качестве крупных религиозных деятелей, но в судах Северной Европы есть несколько примеров этого в конце 15 - начале 16 веков, в основном на небольших панно, не предназначенных для публичного просмотра. [8] [26] Самым известным из них является изображение в виде девственных лактанов (или просто постлактанов ) Аньес Сорель (умерла в 1450 году), любовницы французского короля Карла VII , на панно Жана Фуке . [27]

Портреты доноров в работах для церквей и чрезмерно выдающаяся геральдика не одобрялись клерикальными толкователями расплывчатых указов Тридентского собора об искусстве , такими как святой Карл Борромео , [28] но хорошо пережил период барокко и разработал светский эквивалент в исторической живописи , хотя здесь часто главным фигурам придавались черты комиссара. Очень поздний образец триптиха старого нидерландского формата с дарителями на панелях крыла - это 1613–1615 Рубенса Триптих Рококса годов, когда-то находившийся в церкви над надгробием дарителей, а теперь находящийся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. . На центральной панели изображена « Недоверчивость Фомы» («Сомневающийся Фома»), и работа в целом неоднозначна относительно того, представлены ли дарители занимающими то же пространство, что и священная сцена, с разными указаниями в обоих направлениях. [29]
Дальнейшим светским развитием стала история портретов , где группы натурщиков изображали из себя исторические или мифологические фигуры. Одна из самых известных и ярких групп портретов дарителей в стиле барокко — это портреты мужчин из семьи Корнаро , которые сидят в ложах, как будто в театре, по обе стороны от скульптурного алтаря из « Джана Лоренцо Бернини » Экстаза святой Терезы ( 1652). Они были заимствованы из фресок Пеллегрино Тибальди, созданных столетием раньше, в которых используется то же самомнение. [30]
Хотя портреты доноров относительно мало изучались как отдельный жанр, в последние годы наблюдается больший интерес и споры по поводу их связи в Италии с подъемом индивидуализма в эпоху Раннего Возрождения, а также по поводу изменений в их иконографии. после Черной смерти середины 14 века. [31]
Галерея
[ редактировать ]- Папа Гонорий I (умер в 638 г.), мозаика в Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме, несущая модель построенной им церкви.
- VI века Дарительский портрет Аникии Юлианы , византийской принцессы, заказавшей иллюминированную рукопись, известную как Венский Диоскурид .
- Фреска XII века с портретом дарителя короля Дании Канута VI в церкви Стехаг , Швеция.
- Витраж, изображающий Беатрис Фалькенбургскую (умерла в 1277 г.) как благодетельницу францисканцев, является самым ранним сохранившимся портретом донора витража ( Коллекция Баррелла ).
- Маленький донор с Мадонной на троне с Младенцем, ок. 1335 г.
- Джованни ди Паоло с Распятие дарителем Якопо ди Бартоломео, имя которого указано в надписи, и его герб слева.
- Вышшибродский мастер , чешский мастер, ок. 1350 г., с донорским портретом Карла IV, императора Священной Римской империи , держащего миниатюрную церковь, поскольку он предположительно заплатил за все здание, для которого предназначалась картина.
- Ганс Мемлинг; Мадонна благосклонно смотрит на дарителя, которого представляет святой Антоний Великий и благословляет Младенец Христос.
- Гертген тот Синт Янс , Воскрешение Лазаря , с пятью коленопреклоненными портретами дарителей (и, возможно, собакой дарителя). Очень маленькая девочка, возможно, была младенческой смертью или более поздним дополнением к семье и картине.
- Рубенс , Триптих Рококса , 1613–1615 гг.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Робертс, стр. 1–3, 22.
- ^ См., в частности, Roberts, 22–24, где представлен обзор историографии мотивов доноров.
- ^ Джеймс УИЛ, Генеалогия семьи Моралес, в The Bellfry, 1864–1865, стр. 179–196.
- ^ Шил, Йоханна, Старый голландский образ донора. Эмоциональные стратегии видения и самопознания , стр. 172–180, 241–249, Gebr.
- ^ Шил, Йоханна, Старый голландский образ донора. Эмоциональные стратегии видения и самопознания , стр. 317–318, Gebr.
- ^ Харбисон, Крейг, Ян ван Эйк, Игра реализма , стр. 112, Reaktion Books, Лондон, 1991, ISBN 0-948462-18-3
- ↑ Фактически половина из 83 венецианских изображений XIV века, входящих в полный каталог Робертса, относятся к этому типу группы. Робертс, 32 года
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйнсворт, Мэриан В. «Намеренные изменения ранней нидерландской живописи» . В хронологии истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. По состоянию на 10 сентября 2008 г.
- ^ Робертс, 16–19. Цитата на стр. 19, примечание 63, из I Motti e facezie del Piovano Arlotto, популярного сборника комических рассказов XV века, приписываемого настоящему Пиовано Арлотто , священнику из Пратолино недалеко от Флоренции.
- ^ Справочник, 67.
- ^ Раннехристианские часовни на Западе: украшение, функции и покровительство , стр. 97–99; Джиллиан Вэлланс Маки, Джиллиан Маки; Университет Торонто Пресс, 2003 г., ISBN 0-8020-3504-3
- ^ Додуэлл, 46 лет.
- ^ Робертс, 5–19 рассматривает традицию.
- ^ «пример из NGA WAshington» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 г. Проверено 10 сентября 2008 г.
- ↑ Пример из NGA Washington. Архивировано 18 октября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Джон Оливер Хэнд, Кэтрин Мецгер, Рон Спронк; Молитвы и портреты: разворачивание нидерландского диптиха , кот № 40, (Национальная художественная галерея (США), Королевский музей изящных искусств (Бельгия)), Yale University Press, 2006, ISBN 0-300-12155-5 - диптих в Музее Фогга в Гарварде.
- ^ Бургундские фронтисписы
- ^ Кинг, 129. Кокса см. Дополнительную литературу.
- ^ Кинг, 131
- ↑ Пенни, 110 лет, обсуждает это . Архивировано 16 января 2017 г. в Wayback Machine и еще один пример Марко Марциале.
- ↑ Мемлинг, похоже, заменил обобщенный портрет жены сэра Джона Донна на более личный, возможно, после того, как леди Донн поехала в Брюгге, или же в Кале для него был сделан рисунок. См. запись о картине в каталогах Национальной галереи: «Нидерландские картины пятнадцатого века» Лорна Кэмпбелла, 1998 г., ISBN 1-85709-171-X , ОЛ 392219М , OCLC 40732051 , LCCN 98-66510 (также называется «Нидерландские школы пятнадцатого века »)
- ↑ Старшие сыновья также очень похожи на младшие версии портрета своего отца.
- ^ Джо Хэнд и М. Вольф, Ранняя нидерландская живопись , стр. 155–161, Национальная галерея искусств, Вашингтон (каталог) / Кембридж, UP, 1986, ISBN 0-521-34016-0 . Мать девочек может находиться в Рождестве в Бирмингеме, если оно действительно из того же алтаря. Вашингтон приписывает эту работу « Мастеру Прадо «Поклонение волхвов », но обратите внимание, что многие приписывают одних только девушек Рогиру ван дер Вейдену , другому мастеру.
- ^ Паола Тинагли, Женщины в итальянском искусстве эпохи Возрождения: пол, репрезентация, идентичность , Manchester University Press, стр. 64–72 1997, ISBN 0-7190-4054-X , подробно обсуждаются портреты доноров в цикле (особенно женские).
- ^ Джон Поуп-Хеннесси (см. Дальнейшую литературу), 22–23, цитируется в Roberts, 27, примечание 83. Приговор о Сюзанне от M1 Berger & Berger, здесь
- ^ Кэмпбелл, 3–4 и 137
- ^ Кэмпбелл, 3–4
- ^ Пенни, 108
- ^ Джейкобс, 311–312.
- ^ Ширман, 182. Фрески находятся в капелле Поджи в Сан-Джакомо-Маджоре, Болонья .
- ^ Робертс, 20–24.
- ^ Вальтер А. Фридрих: Корни северочешской стекольной промышленности и семьи производителей стекла Фридрихов (доступно только на немецком языке), стр. 233, Фюрт 2005 г., ISBN 3-00-015752-2
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Лорн, Портреты эпохи Возрождения, Европейская портретная живопись 14, 15 и 16 веков , с. 151, 1990, Йель, ISBN 0-300-04675-8
- Додуэлл, Чехия ; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
- «Справочник». Искусство в христианском мире, 300–1500; «Справочник стилей и форм» , Ив Крист и другие, Фабер и Фабер, 1982, ISBN 0-571-11941-7
- Джейкобс, Линн Ф., «Рубенс и северное прошлое: Триптих Михильсена и пороги современности», The Art Bulletin , Vol. 91, № 3 (сентябрь 2009 г.), стр. 302–24, JSTOR 40645509.
- Король, Кэтрин. Женщины-покровительницы эпохи Возрождения , Издательство Манчестерского университета, 1998, ISBN 0-7190-5289-0 . Портреты доноров обсуждаются на стр. 129–144.
- Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том I , 2004, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1-85709-908-7
- Робертс, Анджела Марисоль; Портреты доноров в позднесредневековой Венеции, около 1280–1413 гг. , Кандидатская диссертация, 2007 г., Университет Квинса, Канада (большой файл)
- Йоханна Шил , Фотография донора «Старый голландский». Эмоциональные стратегии видения и самопознания , Gebr Mann, Берлин, 2013, ISBN 978-3-7861-2695-9
- Ширман, Джон . Маньеризм , 1967, Пеликан, Лондон, ISBN 0-14-020808-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Дирк Кокс, Изображение дарителя в итальянской живописи XIII-XV веков. Век (Портрет донора в итальянской живописи 13-15 веков), Кельн, 1971 г.
- Джон Поуп-Хеннесси ; Портрет в искусстве эпохи Возрождения , Лондон, 1966 г.
- Йоханна Шил, Старый голландский образ донора. Эмоциональные стратегии видения и самопознания , Берлин, 2013 г.