Гертген тот Синт Янс
Гертген тот Синт Янс | |
---|---|
Рожденный | в. 1465 |
Умер | в. 1495 г. (около 28 лет) |
Национальность | Голландский |
Образование | Альберт ван Оуватер |
Известный | Рисование |
Движение | Ранняя нидерландская живопись |
Гертген тот Синт Янс (ок. 1465 – ок. 1495), также известный как Гертген ван Харлем , [1] [2] Геррит ван Харлем, Геррит Герритц, Гертген, [3] Геррит, [2] Геррит, [3] или любая другая уменьшительная форма имени Джеральд, [4] был ранним нидерландским художником из северных Нидерландов Священной Римской империи . Никаких современных документов о его жизни не обнаружено, а самое раннее опубликованное описание его жизни и деятельности относится к 1604 году в Карела ван Мандера «Шильдербоке» . [5]
По словам ван Мандера, Гертген, вероятно, был учеником Альберта ван Оувотера . [6] один из первых художников маслом в северных Нидерландах . Оба художника жили в городе Харлеме . [7] где Гертген был прикреплен к дому рыцарей Святого Иоанна , возможно, как брат-мирянин , для которого он нарисовал алтарь . В книге ван Мандера он утверждает, что Гертген взял имя Святого Иоанна, не присоединяясь к ордену, поэтому его фамилия «тот Синт Янс» произошла от названия ордена и означает «Святому Иоанну». [6]
Биография
[ редактировать ]Хотя ван Мандер называет его Гертген тот Синт Янс, художник из Харлема , указывая, что он был из Харлема, вполне возможно, что он, возможно, родился в Лейдене , затем в Бургундских Нидерландах в Священной Римской империи , около 1465 года. [6] Назначение Лейдена местом его рождения можно проследить по гравюре Якоба Мэтема 17-го века , где он упоминается как Герардус ван Лейданус . Никаких известных архивных свидетельств этого утверждения Мэтема нет. На этом гравюре « Оплакивания Христа» 1620 года в левом нижнем углу изображено « Cum privil. Sa Cae. M. – Gerardus Leydanus Pictor ad S. Ia Bapt. Harlemi pinxit », что указывает на то, что он был художником из Лейдена в церкви Святого Иоанна Крестителя. в Харлеме. В правом нижнем углу написано « Theodorus Matham Sculpsit. Iac Matham excud. », что означает, что сын Тео сделал эскиз с картины, а отец Якоб Матам выгравировал его. Она была напечатана в Харлеме в 1620 году, что указывает на то, что в то время картина все еще находилась там. По словам ван Мандера, эта картина « Оплакивания» из деревянных панелей изначально находилась на внутренней правой двери триптиха главного алтаря церкви Св. Иоанна в Харлеме, а две боковые панели были отпилены от центральной панели на две части. отдельные картины после Протестантская Реформация . Обе боковые панели довольно хрупкие и сегодня находятся в отдельных музеях. Современное признание Лейдена местом рождения Гертгена примерно восходит к диссертации Иоганна Кесслера 1930 года. [8]
Он умер, вероятно, еще не достигнув двадцати с небольшим лет, около 1495 года в Харлеме, где был похоронен в комендатуре. [3] [6] Современные ученые попытались вычислить дату смерти художника, используя информацию из «Книги картин» ( среднеголландский : Het Schilder-boeck ) Карела ван Мандера , опубликованной в 1604 году. Реконструкция дат активности Гертгена недавно была сделана Кемпердиком и Сандером. в 2007 году заявив:
- Две картины (Гертгена) в Вене указывают на уверенного в себе художника; Из произведений, приписываемых Гертгену, они, безусловно, относятся к числу наиболее зрелых и независимых. Если художнику на самом деле было всего двадцать восемь лет, когда он умер, то алтарный образ начался примерно в тринадцать лет и длился от четырех до шести лет, так что Гертген мог закончить свое обучение самое раннее к восемнадцати годам. Если бы он пошел работать на один или два года подмастерьем, то возраст, в котором он начал жить своим искусством, соответственно повышается. Соответственно, Гертген проработал максимум десять лет самостоятельно. [9] ...Если теперь датировать алтарь рыцарей Святого Иоанна примерно 1490 годом, то Гертген должен был, грубо говоря, родиться около 1462/1467 года - по надписи на гравюре Матама в Лейдене. [10] - и начал бы свое обучение около 1475/80 года. [11]
В 14 веке Харлем был крупным городом. Это был второй по величине город в исторической Голландии после Дордрехта и перед Делфтом , Лейденом , Амстердамом , Гаудой и Роттердамом . В 1429 году город получил право взимать пошлины, в том числе с кораблей, проходящих через город по реке Спаарне. В конце средневековья Харлем был процветающим городом с крупной текстильной промышленностью, верфями и пивоварнями.
Около 1428 года город был осажден армией Жаклин, графини Эно . Харлем встал на сторону трески в войнах Крюка и Трески и, таким образом, выступил против Якобы Баварского. Весь лес Харлеммерхаута был сожжен противником. В 1469 году командование Св. Иоанна в Харлеме получило особый статус, который подчинялся непосредственно великому приору Германии. До этого это было подчиненное командование Балиджа Утрехта, которому подчинялись 12 командований. Командование Св. Иоанна стало весьма богатым за счет пожертвований местных семей Беркенроде , Ассендельфт , ван Бредероде , Тетроде , Шотен и Адрихем . В Шотене также находилась церковь Св. Лазаря (в настоящее время часть Музея ван де Геста ), которая позже перешла во владение Св. Янскерк.Гертген написал «Оплакивание Христа» для алтаря церкви рыцарей Святого Иоанна в Харлеме. Картина «Плач» была скопирована Якобом Мэтемом в 1620 году и представляла собой зеркальное изображение гравюры, включающей латинское стихотворение Джоан Альберт Бан , посвящение Якобу ван Кампену и латинская цитата Альбрехта Дюрера , показывающая, что эта картина вдохновила троих мужчин. На другой стороне этого алтаря изображено сожжение костей Святого Иоанна и, вероятно, находится групповой портрет харлемских членов ордена Святого Иоанна, где Командор или Наставник держит палец Святого Иоанна. В церкви Святого Иоанна в Харлеме эта картина стала главным алтарем, в котором в настоящее время находится Архив Северной Голландии.
- Оплакивание Христа
- Подробно Плач
Рисование
[ редактировать ]Из картин, упомянутых Ван Мандером, сохранилось только одно крыло его триптиха для алтаря рыцарей Св. Иоанна в Харлеме, две стороны которого были распилены примерно в 1600 году и сейчас находятся в Вене как Сказание о мощах Иоанна Предтечи , [я] и Оплакивание Иисуса . Остальное было разрушено во время осады Харлема в 1573 году.
Как это типично для искусства того времени, оно выполнялось преимущественно на дубовых панелях масляными красками, полученными путем смешивания пигментов с олифой. Это позволило художнику наращивать слои краски для создания различных визуальных эффектов.
Количество приписываемых ему работ (от 12 до 16) является предметом споров среди ученых, обсуждающих художника (Кесслер, Бун, Снайдер, Шатле, Фиеро и Кох).
Его картины находятся в собраниях Рейксмузеума в Амстердаме, Gemäldegalerie в Берлине , Национальной галереи в Лондоне ( «Рождество ночью» ), Музея Лувра ( «Воскрешение Лазаря ») в Париже , Музея Catharijneconvent в Утрехте ( «Человек скорби» ). и Художественно-исторический музей в Вене .
Прием
[ редактировать ]Ван Мандер утверждает, что Альбрехт Дюрер сказал о Гертгене: «Воистину он был художником в утробе матери», хотя в дневнике Дюрера о его путешествиях по Нидерландам художник не упоминается, и было высказано предположение, что Ван Мандер использовал форму эпидейктической риторики. чтобы вызвать уважение к своему товарищу из Харлемера. [ii]
Техника
[ редактировать ]Как и большинство живописцев своего времени, он рисовал масляной краской на деревянных панелях . Его картины изображают сцены из Нового Завета и принадлежат ранней голландской школе . Некоторые из его картин были уничтожены во время Реформации . Ему приписывают около двенадцати сохранившихся картин (см. Ниже), а другие считают копиями утерянных им оригиналов. Живопись в то время была профессией, в которую можно было попасть в ученики в молодом возрасте в существующей мастерской. Благодаря современным технологиям теперь можно увидеть некоторые рисунки , которые Гертген сделал на своих панелях.
Изображение музыки
[ редактировать ]В его «Прославлении Богородицы» , также известном как «Мадонна с музыкальными ангелами» и первоначально являвшемся частью так называемого Роттердамско-Эдинбургского диптиха , фигуры Марии и младенца Иисуса окружены тремя концентрическими кольцами, которые кажутся окружающими центральный ореол. . Этот «ореол» обычно ассоциируется с библейским стихом в Книге Откровения, в котором говорится о женщине, одетой в Солнце, что интерпретируется как изображение Мадонны на небесах. [12]
Оригинальный диптих сначала был представлен левой панелью идентичного размера, обычно называемой « Страсти Христовы» Гертгена . Внутри концентрических колец нимба на панно «Мадонна с музыкальными ангелами» расположены разнообразные музыкальные инструменты. На этой картине изображены одни из старейших изображений музыкальных инструментов, известных в Нидерландах (ок. 1480–1490). На центральном изображении младенца Иисуса с Мадонной младенец Иисус изображен играющим на двух колокольчиках и, кажется, играющим музыку, как будто в ответ на слова одного из ангелов в самом дальнем концентрическом кольце, держащего идентичный набор колокольчиков. колокольчики и глядя прямо на младенца Иисуса. [12]
Список работ
[ редактировать ]- Воскрешение Лазаря (1480-е гг.) [13]
- Святой Бавон с соколом (ок. 1490 г.) [14]
- Оплакивание Христа (после 1484 г.) [15]
- Святое родство (ок. 1485–1496) [16]
- Поклонение волхвов (ок. 1480–1485) [17]
- Поклонение королей (ок. 1485 г.) [14]
- Святой Бавон с дарителем – левая сторона Поклонения царей ок. 1485 [14]
- Св. Адриан с дарителем – правая сторона Поклонения царей ок. 1485 [14]
- Мадонна с младенцем (ок. 1490 г.) [14]
- Иоанн Креститель в пустыне (ок. 1490 г.) [18]
- Прославление Богородицы (ок. 1490–1495), [19] также названный Девой и Младенцем [20]
- Рождество ночью (ок. 1490?) [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Запись Getty ULAN. Возможно, он также был известен как Геррит Герритц - см. Кэмпбелл, 232.
- ^ Перейти обратно: а б Стехов, Вольфганг (1966). Гертген ван Харлем . Издательство Северо-Западного университета . ISBN 9780810108493 . Проверено 6 апреля 2008 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с Мандер, Карел ван (1604). «Жизнь от Гертгена до С. Янса, художника из Херлема» . [Het Schilder-Boeck] (на голландском языке). [Цифровая библиотека голландской литературы] . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ Кэмпбелл, 232.
- ^ Шильдербёк в Цифровой библиотеке голландской литературы ( DBNL , «Цифровая библиотека голландской литературы»)
- ^ Перейти обратно: а б с д «Гертген тот Синт Янс» . [www.rijksmuseum.nl] . Рейксмузеум Амстердама . Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 г. Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ Мандер, Карел ван (1604). «Жизнь Альберта ван Уотера, художника из Херлема» . [Het Schilder-Boeck] (на голландском языке). [Цифровая библиотека голландской литературы] . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ Иоганн Генрих Кесслер. Гертген тот Синт Янс: его происхождение и влияние в Голландии , Утрехт, 1930.
- ^ Как добавляет Кемпердик: «По крайней мере, это предполагалось в более старых исследованиях, например, Фридлендером 1923, в то время как Снайдер 1996, стр. 231, без объяснения причин, предполагает двадцатилетнюю карьеру и, следовательно, не может доверять возрастным данным Ван Мандера. "
- ^ Дано Кемпердиком как: « Gerardus Leydanus Pictor ad W. Io. Bapt. Harlemi pinxit . Эта спецификация происхождения кажется правдоподобной (ср. Van Bueren 1993, стр. 379.)»
- ^ Венит Адоремус . Кемпердик и Сандер, стр. 34–35. Издательство Хирмер. Менхен.
- ^ Перейти обратно: а б Технология спасения и искусство Гертгена Тота Синт Янса. Глава 2, стр. 37–60.
- ^ «Воскресение Лазаря» . [www.artbible.info] . Искусство и Библия . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Venite, adoremus. Гертген тот Синт Янс и поклонение королей» . [www.roemerholz.ch] . Коллекция Оскара Рейнхарта «Ам Рёмерхольц» . Проверено 7 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Оплакивание Христа» . [www.artbible.info] . Искусство и Библия . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ «Святое родство» . Рейксмузеум Амстердама . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г. Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ «Поклонение волхвов» . Рейксмузеум Амстердам. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г. Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ «Иоанн Креститель в пустыне» . [www.artbible.info] . Искусство и Библия . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ «Прославление Марии» . [www.boijmans.nl] . Музей Бойманса Ван Бёнингена . Архивировано из оригинала 28 мая 2008 г. Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ «Богоматерь с Младенцем» . [www.artbible.info] . Искусство и Библия . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ «Рождество ночью» . [www.nationalgallery.org.uk] . Национальная галерея . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 г. Проверено 5 апреля 2008 г.
- я Название: « История костей Иоанна Крестителя» на голландском языке .
- ii Дополнительную информацию о «националистическом» проекте Карела ван Мандера см. в книге Уолтера Мелиона « Формирование нидерландского канона» .
Ссылки
[ редактировать ]- Каталоги Национальной галереи (новая серия): Нидерландские картины пятнадцатого века , Лорн Кэмпбелл, 1998, ISBN 1-85709-171-X
- Добродетель выше насилия, История Харлема, 1245–1995 гг., Под редакцией Гинеке ван дер Ри-Шолтенс, 1995 г., ISBN 90-6550-504-0
- Гертген был здесь: мастер-художник, мирянин и вдохновитель, 2009, каталог выставки под редакцией Маартена Брока, Амстелвен, ISBN 978-94-90349-01-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гертгеном и Синт-Янсом, на Викискладе?
- Гертген тот Синт Янс в Рейксмузеуме Амстердама
- Гертген ван Харлем в искусстве Северного Возрождения (1966) Вольфганга Стехова
- (на голландском языке) Жизнь Гертгена С. Янсу, художнику ван Херлему в Het Painter-Boeck (1604) Карела ван Мандера
- Литература о Гертгене и Синт-Янсе