Андреа Мантенья
Андреа Мантенья | |
---|---|
Рожденный | Андреа Мантенья в. 1431 Остров Картуро, Венецианская Республика (ныне Италия) |
Умер | 13 сентября 1506 г. Мантуя (ныне Италия) | ( 1506-09-13 )
Образование | Франческо Скарчоне |
Известный | Живопись , фреска |
Заметная работа | Святой Себастьян Свадебный зал Агония в саду |
Движение | Итальянский Ренессанс |
Супруг | Николозия Беллини |
Андреа Мантенья (англ. Великобритания : / m æ n ˈ t n ɛ j ə / , США : / m ɑː n ˈ t eɪ n j ə / , [2] [3] Итальянский: [anˈdrɛːa manˈteɲɲa] ; в. 1431 — 13 сентября 1506) — итальянский художник эпохи Возрождения , изучавший римскую археологию и зять Якопо Беллини .
Как и другие художники того времени, Мантенья экспериментировал с перспективой , например, опуская горизонт, чтобы создать ощущение большей монументальности. Его кремнистые, металлические пейзажи и несколько каменные фигуры свидетельствуют о принципиально скульптурном подходе к живописи. Он также руководил мастерской, которая до 1500 года была ведущим производителем гравюр в Венеции .
Биография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Молодежь и образование
[ редактировать ]Мантенья родился на острове Изола-ди-Картуро , Венецианская республика , недалеко от Падуи , в семье плотника Бьяджо. В возрасте 11 лет он стал учеником падуанского художника Франческо Скарчоне . Скарчоне, первоначальной профессией которого было портняжное дело, по-видимому, обладал удивительным энтузиазмом к древнему искусству и актерским способностям. Как и его знаменитый соотечественник Петрарка , Скарчоне был энтузиастом Древнего Рима : он путешествовал по Италии, а возможно, и по Греции, собирая античные статуи, рельефы, вазы и т. д., сам делая по ним рисунки, а затем предоставляя свою коллекцию для изучения другим. . Все это время он продолжал выполнять работы по заказу, в чем не меньший, чем он сам, вклад внесли его ученики. [4]
Через школу Скарчоне, основанную около 1440 года и прославившуюся на всю Италию, прошли 137 художников и учеников-изобразителей. Падуя привлекала художников не только из Венето , но и из Тосканы , таких как Паоло Уччелло , Филиппо Липпи и Донателло ; Ранняя карьера Мантеньи сформировалась под впечатлением от флорентийских произведений. В то время Мантенья считался любимым учеником Скарчоне, который учил его латыни и поручил ему изучать фрагменты римской скульптуры . Мастер также предпочитал вынужденную перспективу , воспоминания о которой могут объяснить некоторые более поздние нововведения Мантеньи. Однако в 17 лет Мантенья покинул мастерскую Скарчоне. Позже он утверждал, что Скарчоне получил прибыль от его работы без достаточной оплаты.
Первой работой Мантеньи, ныне утерянной, был алтарь для церкви Санта-София в 1448 году. В том же году он был вызван вместе с Николо Пизоло для работы с большой группой художников, которым было поручено оформление капеллы Оветари в трансепте. Сант -Агостино-дельи-Эремитани . Вероятно, однако, что до этого времени некоторые из учеников Скарчоне, в том числе Мантенья, уже начали серию фресок в часовне Сан-Кристофоро в церкви Эремитани, которые сегодня считаются шедевром. После ряда совпадений Мантенья закончил большую часть работы в одиночку, хотя Ансуино , сотрудничавший с Мантеньей в капелле Оветари, привнес свой стиль из школы живописи Форли. Критически настроенный Скуарчионе придирался к ранним работам этой серии, иллюстрирующим жизнь Святого Иакова; он сказал, что фигуры похожи на людей, сделанных из камня, и их следовало покрасить в цвет камня. [4]
Эта серия была почти полностью потеряна во время бомбардировок Падуи союзниками в 1944 году. Самой драматичной работой цикла фресок стала работа, поставленная в Св перспективе « . Иаков, ведомый к своей казни» . гораздо менее драматичен по своей перспективе, чем картина Святого Иакова , Хотя алтарь Сан-Дзено он был создан примерно в 1455 году, вскоре после завершения цикла Святого Иакова, и в нем используются многие из тех же приемов, включая архитектурную структуру, основанную на классической античности.
Эскиз фрески Святого Стефана сохранился и является самым ранним известным предварительным эскизом, который до сих пор сохранился для сравнения с соответствующей фреской. Рисунок является доказательством того, что обнаженные фигуры, которые позже были нарисованы одетыми, использовались в концепции произведений раннего Возрождения . Однако в предварительном наброске перспектива менее развита и ближе к более средней точке зрения. Несмотря на аутентичный классический вид памятника, он не является копией какого-либо известного римского сооружения. Мантенья также перенял образцы влажной драпировки римлян, которые взяли форму из греческого изобретения, для одежды своих фигур, хотя напряженные фигуры и взаимодействия заимствованы у Донателло .
Среди других ранних фресок Мантеньи - два святых над входным крыльцом церкви Сант-Антонио в Падуе, 1452 год, и алтарь Сан-Лука 1453 года со Святым Лукой и другими святыми для церкви Сан-Джустина и сейчас. в галерее Брера в Милане . По мере продвижения в творчестве молодой художник попал под влияние Якопо Беллини , отца знаменитых художников Джованни Беллини и Джентиле Беллини , и познакомился с его дочерью Николозией. В 1453 году Якопо дал согласие на брак Николосии и Мантеньи. [4]
Эстетический
[ редактировать ]Мантенью критиковали за слишком статную форму тела. Однако его искусство различает древнюю классическую эстетику в обнаженных формах и целенаправленные изображения скульптурных иллюзий. Вековая критика исходит от главного учителя Мантеньи Франческо Скуарчоне из Падуи, описанного в « Жизнеописаниях самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари. Относительно фресок капеллы Оветари в церкви Эремитани Вазари пишет, что Скуарчоне язвительно заметил, что «Андреа справился бы с этими фигурами гораздо лучше, если бы он придал им оттенок мрамора, а не все эти цвета; они были бы ближе к совершенством, поскольку они не имели никакого сходства с жизнью». [5] Это иронично, поскольку, по мнению Вазари, именно любовь Сварчоне к древнеримскому искусству повлияла на Мантенью. Считается, что Мантенья изучал репродукции этих скульптур в студии Скварчоне. На него также повлияли работы Донателло и модели, которые он сам лепил, чтобы передать анатомию. [6] Позже он был в Риме с 1488 по 1490 год, где также изучал шедевры скульптуры. [7]
Андреа, кажется, находился под влиянием критики своего старого наставника, хотя его более поздние предметы, например, из легенды о святом Христофоре , сочетают в себе его скульптурный стиль с большим чувством натурализма и живости. Обученный изучению мрамора и строгости античности, Мантенья открыто признавал, что считает древнее искусство превосходящим природу, поскольку оно более эклектично по форме. В результате художник проявил точность в очертаниях, отдав предпочтение фигуре. В целом работы Мантеньи, таким образом, имели тенденцию к жесткости, демонстрируя скорее строгую целостность, чем изящную чувствительность выражения. Его драпировки плотно и плотно сложены, и их изучают (говорят) по моделям, задрапированным в бумагу и тканые ткани, приклеенные на место. Его фигуры стройны, мускулисты и костлявы; действие стремительное, но с остановленной энергией. Наконец, желтовато-коричневый пейзаж, усеянный камешками, подчеркивает спортивное высокомерие его стиля. [4]
Мантенья никогда не менял манеры, которую он принял в Падуе, хотя его колорит, поначалу нейтральный и нерешительный, окреп и повзрослел. Во всех его работах больше сбалансированности цвета, чем тонкости тона. Одной из его великих целей была оптическая иллюзия, достигаемая посредством владения перспективой, которая, хотя и не всегда математически правильная, имела поразительный для того времени эффект.
Несмотря на успех и восхищение, Мантенья покинул свою родную Падую в раннем возрасте и больше туда не вернулся; В качестве причины была названа враждебность Скарчоне. Остаток жизни он провел в Вероне , Мантуе и Риме; не подтверждено, что он также останавливался в Венеции и Флоренции. [4] В Вероне между 1457 и 1459 годами он написал большой алтарь для церкви Сан-Дзено-Маджоре , изображающий Мадонну и ангелов с четырьмя святыми с каждой стороны на алтаре Сан-Дзено , центральная панель, Сан-Дзено, Верона . Вероятно, это был первый хороший образец искусства эпохи Возрождения в Вероне, вдохновивший веронского художника Джироламо даи Либри на создание аналогичной картины . [9]
Работа в Мантуе
[ редактировать ]Маркиз Людовико III Гонзага Мантуанский в течение некоторого времени уговаривал Мантенью поступить к нему на службу; а в следующем, 1460 году, Мантенья был назначен придворным художником . [6] Сначала он время от времени проживал в Гойто , но с декабря 1466 года переехал со своей семьей в Мантую. Его нанимали за зарплату в 75 лир в месяц, сумму настолько большую для того периода, что она явно подчеркивала высокое уважение, с которым пользовалось его искусство. Фактически он был первым выдающимся художником, жившим в Мантуе. [10]
Его мантуанский шедевр был написан для двора Мантуи, в квартире городского замка, сегодня известного как Камера дельи Спози (буквально «Свадебная палата») Палаццо Дукале , Мантуя: серия полных фресковых композиций, включая различные портреты семьи Гонзага , некоторые гении и другие. [10] Инновационная пространственная конструкция фресок, особенно окулус на потолке, оказала глубокое влияние на Антонио да Корреджо . [6]
Украшение палаты было закончено предположительно в 1474 году. Последующие десять лет были несчастливыми для Мантеньи и Мантуи: Мантенья стал раздражительным, умер его сын Бернардино, а также маркиз Людовико, его жена Барбара и его преемник Федерико (прозванный Mantegna cavaliere , «рыцарь»). Только с избранием Франческо II из Дома Гонзага работа художественных комиссий в Мантуе возобновилась. Он построил величественный дом в районе церкви Сан-Себастьяно и украсил его множеством картин. Дом можно увидеть и сегодня, хотя фотографий уже не сохранилось. В этот период он начал собирать несколько древнеримских бюстов (которые были подарены Лоренцо Медичи , когда флорентийский лидер посетил Мантую в 1483 году), написал несколько архитектурных и декоративных фрагментов и завершил интенсивную работу Святого Себастьяна, которая сейчас находится в Лувре ( коробка вверху ).
призвал Мантенью В 1488 году Папа Иннокентий VIII написать фрески в часовне Бельведер в Ватикане . Эта серия фресок, в том числе знаменитое «Крещение Христа» , была позже уничтожена Пием VI в 1780 году. Папа обращался с Мантеньей с меньшей щедростью, чем он привык при мантуанском дворе; но, учитывая все обстоятельства, их связь, прекратившаяся в 1500 году, не была неудовлетворительной ни для одной из сторон. [10] Мантенья также встретился со знаменитым турецким заложником Джемом и внимательно изучил древние памятники Рима, но в целом его впечатление от города было неутешительным. Вернувшись в Мантую в 1490 году, он снова принял свое более литературное и горькое видение античности и установил прочные связи с новой маркизой, культурной и умной Изабеллой д'Эсте . Однако Изабелле не понравилась его попытка нарисовать ее портрет в 1493 году. Она сказала, что «художник сделал это так плохо, что в нем нет таких черт, как наши». [11]
В том месте, которое теперь было его городом, он продолжил работу над девятью темперными картинами « Триумфы Цезаря» , которые он, вероятно, начал еще до отъезда в Рим и закончил около 1492 года. Эти великолепно придуманные и задуманные композиции великолепны своим великолепием. их предмет, и с классической ученостью и энтузиазмом одного из мастеров того времени. Считающиеся лучшими работами Мантеньи, они были проданы в 1628 году вместе с большей частью художественных сокровищ Мантуи королю Англии Карлу I. [10]
Спустя годы
[ редактировать ]Несмотря на ухудшение здоровья, Мантенья продолжал рисовать. Другие работы этого периода включают « Мадонну в пещерах» , « Св. Себастьяна» и знаменитую «Оплакивание мертвого Христа» , вероятно, написанную для его личной погребальной часовни. [ нужна ссылка ] Еще одной работой последних лет Мантеньи была то, что известно как Мадонна делла Виттория , сейчас находится в Лувре. Он был написан темперой около 1495 года в память о битве при Форново , сомнительный исход которой Франческо Гонзага стремился представить как победу Итальянской лиги; церковь, в которой первоначально размещалась картина, была построена по собственному проекту Мантеньи. Здесь Мадонна изображена с различными святыми, архангелом Михаилом и святым Морисом, держащими ее мантию, накинутую на коленопреклоненного Франческо Гонзага, среди обилия богатых гирлянд и других аксессуаров. Хотя это не во всех отношениях его высочайшее качество исполнения, оно считается одним из наиболее явно прекрасных произведений Мантеньи, в которых качества красоты и привлекательности менее выражены, чем в других совершенствах, более свойственных его суровому гению, напряженной энергии, переходящей в измученную страсть. . [10]
поручила Мантенье После 1497 года Изабелла д'Эсте перевести мифологические темы, написанные придворным поэтом Париде Чересарой, в картины для ее частной квартиры ( studiolo ) в Палаццо Дукале . Эти картины в последующие годы разошлись: одна из них, «Легенда о боге Комусе», осталась незавершенной Мантеньей и завершена его преемником на посту придворного художника в Мантуе Лоренцо Костой . Другими художниками, которых Изабелла наняла для своей студии, были Перуджино и Корреджо .
После смерти жены Мантенья в преклонном возрасте стал отцом внебрачного сына Джованни Андреа; и, наконец, хотя он продолжал предпринимать различные расходы и планы, у него были серьезные несчастья, такие как изгнание из Мантуи его сына Франческо, вызвавшее неудовольствие маркизов. Тяжелое положение престарелого мастера и ценителя потребовало тяжелой необходимости расстаться с любимым антикварным бюстом Фаустины. [10]
Очень скоро после этой сделки он умер в Мантуе, 13 сентября 1506 года. В 1516 году его сыновья поставили ему красивый памятник в церкви Сант-Андреа , где он расписал алтарь погребальной капеллы. [10] Купол украшен Корреджо .
Гравюры
[ редактировать ]Мантенья был не менее выдающимся гравером , хотя его история в этом отношении несколько неясна, отчасти потому, что он никогда не подписывал и не датировал ни одну из своих пластин, за исключением единственного спорного экземпляра 1472 года. Сообщение, дошедшее до нас от Вазари (который, как обычно, стремился утверждать, что все вытекает из Флоренции), заключается в том, что Мантенья начал гравюру в Риме, вдохновленный гравюрами, созданными флорентийцем Баччо Бальдини по мотивам Сандро Боттичелли . Сейчас это считается маловероятным, поскольку в результате все многочисленные и тщательно продуманные гравюры, сделанные Мантеньей, были бы отнесены к последним шестнадцати или семнадцати годам его жизни, которые кажутся для них коротким периодом. Кроме того, более ранние гравюры отражают более ранний период его художественного стиля. Вполне возможно, что Мантенья начал гравировать еще в Падуе , под руководством выдающегося ювелира Никколо. Он и его мастерская гравировали около тридцати пластин, по обычному подсчету; большой, полный фигур и хорошо изученный. Сейчас считается, что либо он сам выгравировал только семь, либо ни одного. [10] Еще одним художником мастерской, изготовившим несколько тарелок, обычно называют Джованни Антонио да Брешиа (он же Зоан Андреа).
Среди основных примеров: «Битва морских чудовищ» , «Мадонна с младенцем». [ постоянная мертвая ссылка ] , Вакханалия , Геракл и Антей , Морские боги , Юдифь с головой Олоферна , Снятие с креста , Погребение , Воскресение , Муж скорбей , Богородица в гроте и несколько сцен из Триумфа Юлия Цезарь после своих картин. Предполагается, что некоторые из его гравюр выполнены на металле менее твердом, чем медь. Техника его и его последователей характеризуется четко выраженными формами рисунка и параллельной штриховкой, используемой для создания теней. Чем ближе параллельные отметки, тем темнее были тени. Отпечатки часто можно найти в двух штатах или изданиях. В первом случае отпечатки наносились валиком или даже вручную и имели слабый оттенок; во втором использован печатный станок, и чернила более прочные. [10]
Сейчас считается, что ни Мантенья, ни его мастерская не производили так называемые карты Мантенья Тарочки .
- Вакханалия с винным чаном , гравюра Мантеньи, ок. 1475, 278×422 мм
- Оплакивание мертвого Христа
Холст, темпера, 68х81 см, 1490 г.; Художественная галерея Брера , Милан.
Оценка и наследие
[ редактировать ]Джорджо Вазари восхваляет Мантенью, хотя и указывает на его спорный характер. Он любил своих однокурсников в Падуе: и с двумя из них, Дарио да Тревиги и Марко Дзоппо , он сохранил крепкую дружбу. Мантенья стал очень дорогим из-за своих привычек, временами попадал в финансовые трудности, и ему приходилось доводить до сведения маркизе свои обоснованные требования о выплате. [10]
С точки зрения классического вкуса Мантенья обогнал всех современных конкурентов. Хотя его работы в значительной степени связаны с 15 веком, его влияние на стиль и тенденции своего времени было очень заметным в итальянском искусстве в целом. Джованни Беллини в своих ранних работах явно следовал примеру своего зятя Андреа. [10] Альбрехт Дюрер находился под влиянием его стиля во время двух своих поездок в Италию, воспроизводя несколько его гравюр. [12] Леонардо да Винчи перенял от Мантеньи использование украшений с гирляндами и фруктами.
Главным наследием Мантеньи считается внедрение пространственного иллюзионизма как во фрески, так и в картины Sacra Conversazione : его традиции украшения потолка соблюдались почти три столетия. Начав со слабого купола Камеры дельи Спози , Корреджо опирался на исследования своего мастера и сотрудника на перспективные конструкции, в конечном итоге создав шедевр, подобный куполу Пармского собора .
Основные работы
[ редактировать ]- Святой Иероним в пустыне (ок. 1448–1451) — Дерево, темпера, 48×36 см, Художественный музей Сан-Паулу , Сан-Паулу , Бразилия
- Поклонение пастухов (ок. 1451–1453) — Холст, темпера, переведённый с дерева , 40×55,6 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Алтарь Святого Луки (1453 г.) – Панель, 177 × 230 см, Пинакотека Брера , Милан
- Святая Евфимия (1454 г.) – Холст, темпера, клей, 171 × 78 см, Национальный музей Каподимонте , Неаполь.
- Введение во храм (ок. 1455 г.) - Дерево, темпера, 68,9 × 86,3 см, Государственные музеи, Берлин, Германия
- Мадонна с Младенцем со святыми Иеронимом и святым Людовиком Тулузским (ок. 1455 г.) - Панель, темпера, Музей Жакмара-Андре, Париж
- Распятие (1457–1459) — Дерево, 67×93 см, Лувр , Париж
- Христос как страдающий Искупитель (1495–1500) - Дерево, темпера, 78 × 48 см, Государственный художественный музей , Копенгаген, Дания
- Агония в саду (ок. 1459 г.) — Дерево, темпера, 63 × 80 см, Национальная галерея , Лондон
- Портрет кардинала Людовико Тревизана , (ок. 1459–1460) — Дерево, темпера, 44 × 33 см, Государственные музеи , Берлин
- Святой Бернардино Сиенский между двумя ангелами , (приписывается, 1460) — Холст, темпера, 385 × 220 см, Пинакотека Брера , Милан
- Портрет мужчины (ок. 1460–1470) — Дерево, 24,2 × 19 см, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия, США.
- Смерть Богородицы (ок. 1461 г.) — Панно, 54 × 42 см, Музей Прадо , Мадрид
- Портрет Франческо Гонзаги (ок. 1461 г.) – Панно, 25 × 18 см, Музей Каподимонте , Неаполь.
- Мадонна со спящим младенцем (ок. 1465–1470) - Холст, масло, 43х32 см, Государственные музеи, Берлин
- Святой Георгий (ок. 1460) — Панель, темпера, 66 × 32 см, Галерея Академии , Венеция.
- Алтарь Сан-Дзено (1457–1460) – Панель, 480 × 450 см, Сан-Дзено , Верона
- Святой Себастьян (ок. 1457–1459) — Дерево, 68×30 см, Художественно-исторический музей , Вена [13]
- Святой Себастьян – Панно, 255 × 140 см, Лувр, Париж
- Поклонение волхвов (1462 г.) - Панель, темпера, 76 × 76,5 см, Уффици, Флоренция
- Вознесение (1462 г.) - Панель, темпера, 86 × 42,5 см, Уффици, Флоренция.
- Обрезание (1462–1464) - Панель, темпера, 86 × 42,5 см, Уффици, Флоренция.
- Портрет Карло Медичи (ок. 1459–1466) — Панель, темпера, 40,6 × 29,5 см, Уффици , Флоренция.
- Мадонна Херувимов (ок. 1485 г.) – Панно, 88 × 70 см, Пинакотека Брера , Милан
- Триумфы Цезаря (ок. 1486 г.) — Дворец Хэмптон-Корт , Англия
- Оплакивание мертвого Христа (ок. 1490) — Холст, темпера, 68 × 81 см, Пинакотека Брера, Милан [14]
- Мадонна в пещерах (1489–1490) – Уффици, Флоренция.
- Святой Себастьян (1490 г.) - Панно, 68 × 30 см, Ка' д'Оро , Венеция
- Мадонна Победы (1495) – Холст, темпера, 285 × 168 см, Лувр, Париж
- Ecce homo (1500) — Холст, темпера, 54 × 72 см, Музей Жакмара-Андре , Париж
- Святое Семейство (ок. 1495–1500) — Холст, темпера, 75,5×61,5 см, Дрезденская галерея , Дрезден
- Юдифь и Олоферн (1495) - Дерево, яичная темпера, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Мадонна Тривульцио (1497) - Холст, темпера, 287 × 214 см, Гражданский музей античного искусства, Милан
- Парнас (Марс и Венера) (1497) – Холст, 160×192 см, Лувр, Париж
- Минерва гонит пороки из сада добродетели (ок. 1502) Холст, масло, 160 × 192 см, Лувр, Париж
Единственная известная скульптура Мантеньи — это Сант-Эуфемия в соборе Ирсина в Базиликате .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Декер, Генрих (1969) [1967]. Эпоха Возрождения в Италии: Архитектура • Скульптура • Фрески . Нью-Йорк: Викинг Пресс. п. 109.
- ^ «Мантенья, Андреа» (США) и «Мантенья, Андреа» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 г.
- ^ «Мантенья» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Россетти 1911 , с. 602.
- ^ Вазари, Джорджо (1912). Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Лондон: Macmillan and Co. Ltd. и The Medici Society Ltd., с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б с «Андреа Мантенья», Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ «Вакханалия с винным чаном» . Метрополитен-музей . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «Христос как страдающий Искупитель» . Архивировано из оригинала 11 марта 2014 года.
- ^ metmuseum Мадонна с младенцем и святыми Джироламо даи Либри (Италия, Верона, 1474–1555 гг., Верона) редактировать: 2000, 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Россетти 1911 , с. 603.
- ^ Шемек, Дина (ред., пер.). Избелла д'Эсте: Избранные письма. 2017. Iter Press, Торонто, Онтарио. п. 56
- ^ Кэмпбелл, Анджела и Рафтери, Эндрю. «Переделка Дюрера: исследование мастерских гравюр с помощью мастерской гравюры», Art in Print Vol. 2 № 4 (ноябрь – декабрь 2012 г.).
- ^ «Святой Себастьян работы Мантеньи (в Музее истории искусств)» . Интернет-галерея искусств . Архивировано из оригинала 29 июня 2023 года.
- ^ «Оплакивание мертвого Христа Андреа Мантенья» . Интернет-галерея искусств . Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Мантенья, Андреа ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 602–603. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Янсон, Х.В., Янсон, Энтони Ф. История искусства . Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство. 6 издание. 1 января 2005 г. ISBN 0-13-182895-9
- Ранние итальянские гравюры из Национальной галереи искусств ; Дж. А. Левинсон (редактор); Национальная художественная галерея, 1973, LOC 7379624.
- Мартино, Джейн (ред.), Сюзанна Бурш (ред.). Андреа Мантенья (Нью-Йорк: Метрополитен-музей; Лондон: Королевская академия художеств, 1992) Каталог выставки: Метрополитен-музей; Королевская академия художеств
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Бергер, Джон и Катя, ложась спать . Коррейни Эдизиони. 2010. ISBN 9788875702618
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ссылки на все гравюры; см. раздел Б
- о Святом Себастьяне (на французском языке) Видео Андреа Мантенья
- Краткая биография Мантеньи из Интернет-галереи искусств.
- Гравюры и люди: Социальная история печатных изображений , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Мантенье (см. Указатель)
- Работы Андреа Мантенья в Национальной галерее, Лондон.
- Андреа Мантенья в Национальной галерее искусств
- Андреа Мантенья
- Антиквары 15 века
- граверы XV века
- Итальянские художники XV века.
- Антиквары XVI века
- Итальянские художники XVI века.
- 1430-е годы рождения
- 1506 смертей
- Католические граверы
- Католические художники
- Придворные художники
- Итальянские граверы
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские художники эпохи Возрождения.
- Итальянские католики
- Люди из провинции Падуя
- Художники кватроченто