Джованни Беллини
Джованни Беллини | |
---|---|
Рожденный | в. 14:30 |
Умер | 29 декабря 1516 г. Венеция, Венецианская республика (ныне Венето, Италия) |
Национальность | венецианский |
Известный | Рисование |
Движение | Венецианский Ренессанс |
Подпись | |
Джованни Беллини (англ. Итальянское произношение: [dʒoˈvanni belˈliːni] ; [1] [2] в. 1430 - 29 ноября 1516 г.) [3] был итальянским художником эпохи Возрождения , вероятно, самым известным из семьи венецианских художников Беллини . Он вырос в семье Якопо Беллини , который раньше считался его отцом, но теперь семейные отношения между поколениями подвергаются сомнению. [4] Старший брат Джентиле Беллини при жизни пользовался большим уважением, чем Джованни, но сегодня верно обратное. Его зятем был Андреа Мантенья .
Считалось, что Джованни Беллини произвел революцию в венецианской живописи, переместив ее в сторону более чувственного и колористического стиля. Используя прозрачные, медленно сохнущие масляные краски, Джованни создавал глубокие, насыщенные оттенки и детальные оттенки. Его роскошный колорит и плавные, атмосферные пейзажи оказали большое влияние на венецианскую школу живописи, особенно на его учеников Джорджоне и Тициана . коктейль Беллини . В его честь назван [5]
Жизнь [ править ]
карьера Ранняя
Джованни Беллини родился в Венеции . Художник Якопо Беллини долгое время считался отцом Джованни, но историк искусства Дэниел Уоллес Мэйз выдвинул теорию, что на самом деле Якопо был его гораздо старшим братом. [4] Тем не менее Джованни воспитывался в доме Якопо. Он всегда жил и работал в самых тесных братских отношениях со своим старшим братом Джентиле. Все его картины раннего периода исполнены старинным методом темперы : сцена смягчена новым прекрасным эффектом романтического цвета восхода солнца (как, например, в « Св. Иерониме в пустыне »).
В измененной и более личной манере он рисовал картины «Мертвый Христос» (в наши дни одна из самых частых тем мастера, например, « Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Св. Иоанном» , или «Пьета» ), с меньшей резкостью контуров, более широкой трактовкой формы и драпировки и меньше силы религиозного чувства. [7] [8] Ранние работы Джованни часто композиционно и стилистически были связаны с произведениями Андреа Мантенья, его зятя.
В 1470 году Джованни получил свое первое назначение работать вместе со своим старшим братом Джентиле и другими художниками в Школе Сан-Марко , где, среди прочего, ему было поручено нарисовать Потоп с Ноевым ковчегом . Ни одно из произведений мастера такого рода, будь то написанное для различных школ или братств или для герцогского дворца, не сохранилось.
Зрелость [ править ]
К десятилетию после 1470 года, вероятно, следует отнести « Преображение», которое сейчас находится в музее Каподимонте в Неаполе, повторяя с очень зрелой силой и в гораздо более спокойном духе тему его ранних усилий в Венеции.
Также, вероятно, из этого периода является большой алтарь Коронации Богородицы в Пезаро , который, по-видимому, является его самой ранней попыткой в форме искусства, ранее почти монополизированной в Венеции конкурирующей школой Виварини .
Как и в случае с рядом общественных работ его брата Джентиле того периода, многие из великих общественных работ Джованни теперь утеряны. Еще более знаменитый алтарный образ, написанный темперой для капеллы церкви Сан Джованни и Паоло » Тициана , где он погиб вместе с «Петром Мучеником и Тинторетто » «Распятием в катастрофическом пожаре 1867 года.
После 1479–1480 годов большая часть времени и энергии Джованни, должно быть, также была отнята его обязанностями хранителя картин в большом зале Дворца дожей . Важность этой комиссии можно оценить по полученной Джованни выплате: сначала ему вернули место брокера в Фондако деи Тедески , а затем, в качестве замены, фиксированную годовую пенсию в размере восьмидесяти дукатов. Помимо ремонта и обновления работ своих предшественников, ему было поручено нарисовать ряд новых сюжетов, всего шесть или семь, для дальнейшей иллюстрации роли Венеции в войнах Фридриха Барбароссы и папы. Эти произведения, выполненные с большими перерывами и задержками, были объектом всеобщего восхищения, пока они существовали, но ни следа от них не пережило пожар 1577 года; не сохранилось и других примеров его исторических и процессийных сочинений, которые позволили бы нам сравнить его манеру обращения с такими предметами с манерой его брата Джентиле.
Из другого, религиозного класса его произведений, включающего как многофигурные запрестольные образы, так и простые Мадонны, сохранилось немалое количество. Они показывают, как он постепенно сбрасывает с себя последние ограничения манеры кватроченто ; постепенно приобретая полное владение новым масляным средством, введенным в Венеции Антонелло да Мессина около 1473 года, и овладевая с его помощью всеми или почти всеми секретами идеального слияния красок и атмосферной градации тонов. Прежний накал патетического и благочестивого чувства постепенно угасает и уступает место благородному, хотя и более мирскому, безмятежности и очарованию. Возведенная на трон Дева и Младенец (например, тот, что слева) становятся спокойными и властными в своей сладости; персонажи сопутствующих святых приобретают силу, присутствие и индивидуальность; очаровательные группы поющих и играющих на скрипке ангелов символизируют и дополняют гармонию сцены. Полное великолепие венецианского цвета окутывает фигуры, их архитектурный каркас, пейзаж и небо.
Высокое Возрождение [ править ]
Промежуток в несколько лет, несомненно, в основном занятый работой в Зале Великого Совета , по-видимому, отделяет алтарь Сан-Джоббе от алтаря церкви Сан-Заккария в Венеции . Формально произведения очень похожи, поэтому сравнение между ними служит иллюстрацией изменений в творчестве Беллини за последнее десятилетие пятнадцатого века. Обе картины относятся к типу «Священная беседа» (священный разговор Мадонны со святыми). На обоих изображена Мадонна, сидящая на троне (считается, что это намек на трон Соломона ) между классическими колоннами. Оба помещают святые фигуры под с золотой мозаикой полукупол , напоминающий византийскую архитектуру базилики Св. Марка .
В более поздней работе Беллини изображает Богородицу в окружении (слева направо): Св. Петра, держащего ключи и Книгу Мудрости ; девственные святые Екатерина и святая Люсия ближайшие к Богородице , каждая из которых держит мученическую ладонь и свое орудие пыток (Екатерина — ломающееся колесо , а Люсия — блюдо с глазами); Святой Иероним с книгой, символизирующей его работу над Вульгатой .
Стилистически освещение в Сан-Заккарии стало настолько мягким и рассеянным, что освещение в Сан-Джоббе кажется почти резким контрастом. Использование Джованни масляной среды стало более зрелым, и святые фигуры кажутся окутанными неподвижным, разреженным воздухом. Сан- Заккария считается, пожалуй, самым красивым и впечатляющим из всех запрестольных образов Джованни и датируется 1505 годом, годом после создания Мадонны Кастельфранко Джорджоне .
Среди других поздних алтарей со святыми - алтарь церкви Сан-Франческо делла Винья в Венеции, 1507 год; Ла Корона в Виченце , Крещение Христа в пейзаже, 1510 год; и Сан-Джованни Крисостомо в Венеции 1513 года.
От деятельности Джованни в промежутке между алтарями Сан-Джоббе и Сан-Заккария сохранилось несколько второстепенных работ, хотя большая часть его произведений погибла при пожаре Дворца дожей в 1577 году. Последние десять или двенадцать лет В жизни мастера на него было возложено больше заказов, чем он мог выполнить. Уже в 1501–1504 годах маркиза Изабелла Гонзага Мантуанская . столкнулась с большими трудностями при получении от него картины с изображением Мадонны и святых (ныне утерянной), часть которой была оплачена заранее
В 1505 году она попыталась через кардинала Бембо получить от него еще одну картину, на этот раз светского или мифологического характера. Какова была тема этого произведения и было ли оно доставлено, мы не знаем.
Альбрехт Дюрер , во второй раз посетивший Венецию в 1506 году, описывает Джованни Беллини как до сих пор лучшего живописца в городе, полного всякой учтивости и великодушия по отношению к иностранным собратьям кисти.
В 1507 году умер брат Беллини Джентиле, и Джованни завершил картину « Проповедь святого Марка» , которую его брат оставил незавершенной; задание, выполнением которого было обусловлено завещание старшего брата младшему альбома Якопо.
В 1513 году положение Джованни как единственного мастера (после смерти Джентиле и Альвизе Виварини ), ответственного за картины в Зале Великого Совета, оказалось под угрозой со стороны одного из его бывших учеников. Молодой Тициан желал получить долю в том же предприятии, но за нее заплатили бы на тех же условиях. Заявление Тициана было удовлетворено, затем через год отозвано, а затем еще через год или два удовлетворено снова; и престарелый учитель, без сомнения, должен был испытывать некоторое раздражение от действий своего бывшего ученика. В 1514 году Джованни взялся написать «Пир богов» для герцога Альфонсо I Феррарского .
Беллини умер 29 ноября 1516 г. [10] (дата указана Марином Санудо в его дневнике). Он был похоронен в базилике Сан-Джованни э Паоло , традиционном месте захоронения дожей.
Оценка [ править ]
Как в художественном, так и в житейском смысле карьера Беллини в целом сложилась весьма благополучно. Его долгая карьера началась со стилем кватроченто , но переросла в прогрессивные стили пост-Джорджионе Возрождения. Он дожил до того, чтобы увидеть, как его собственная школа далеко затмила школу его соперников, Виварини Мурано; он воплотил с растущей и взрослеющей силой всю религиозную серьезность, а также многое из мирского великолепия Венеции своего времени; и он видел, как его влияние распространялось множеством учеников, по крайней мере двое из которых, Джорджоне и Тициан, равнялись или даже превосходили своего учителя. Беллини пережил Джорджоне на пять лет; Тициан, как мы видели, бросил ему вызов, претендуя на равное место рядом со своим учителем. Среди других учеников студии Беллини были Джироламо Галицци да Сантакроче , Витторе Беллиниано , Рокко Маркони , Андреа Превитали. [11] и, возможно, Бернардино Лицинио .
Беллини сыграл важную роль в развитии итальянского Возрождения, поскольку он вобрал в себя эстетику Северной Европы. Под значительным влиянием Антонелло да Мессина и современных тенденций, таких как живопись маслом, Беллини представил венецианскому обществу пала или однопанельные алтари своей работой « Коронация Богородицы» . Некоторые детали этого произведения, такие как перерывы в моделировании фигур и теней, подразумевают, что Беллини все еще работал над освоением искусства использования масла. Эта картина также отличается от предыдущих сцен коронации, поскольку она выглядит как «окно» в естественную сцену и исключает типичных сопровождающих райских хозяев. Простые декорации позволяют зрителям легче воспринимать саму сцену, чем раньше, отражая гуманистические концепции Альберти и изобретательность. [12] Он также использовал замаскированную символику, неотъемлемую часть Северного Возрождения . Беллини смог овладеть стилем масляной живописи и фактуры поверхности Антонелло и использовать это мастерство для создания изысканного и отчетливо венецианского подхода к живописи. Он сочетает эту новую технику с венецианскими и византийскими традициями (ранее влиявшими на искусство города) иконографии и цвета, чтобы создать духовную тему, которой нет в произведениях Антонелло. Реализм масляной живописи в сочетании с религиозными традициями Венеции были уникальными элементами стиля Беллини, которые выделяли его как одного из самых новаторских художников венецианского Возрождения . [13] [14] [15] Как показано в таких работах, как «Святой Франциск в экстазе» (около 1480 г.) и « Алтарь Сан-Джоббе» (ок. 1478 г.), Беллини использует религиозную символику через природные элементы, такие как виноградные лозы и камни. Однако его самый важный вклад в искусство заключается в его экспериментах с использованием цвета и атмосферы в масляной живописи.
В 1822 году немецкая художница и композитор Тереза Эмили Генриетта Винкель скопировала работу Беллини «Благословение Христа» для алтаря церкви Броквиц в Дрездене, Германия, который сохранился до сих пор. [16]
Испанские музеи владеют немногочисленным, но качественным собранием его работ. В музее Прадо хранится « Богоматерь с младенцем между двумя святыми» , созданная в сотрудничестве с мастерской. [17] В музее Тиссена-Борнемисы хранится Nunc Dimittis . [18] и Настоящая Академия изящных искусств Сан-Фернандо держит Спасителя . [19]
Ссылки [ править ]
- ^ Лучано Канепари . «Джованни» . DiPI Online (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 21 октября 2018 года . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Лучано Канепари. «Беллини» . DiPI Online (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 21 октября 2018 года . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Хамфри, Питер (2008). «Введение» (PDF) . В Хамфри, Питер (ред.). Кембриджский компаньон Джованни Беллини . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–12. ISBN 978-0-521-72855-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джованни Беллини — биография и наследие» . История искусства . Проверено 28 ноября 2020 г. ; Мейз, Дэниел Уоллес (2013). «Джованни Беллини: рождение, происхождение и независимость». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 66 (3): 783–823. дои : 10.1086/673583 . JSTOR 10.1086/673583 . S2CID 191485612 .
- ^ Чиприани, Арриго (2010). Бар Harry's, венецианская легенда . Италия: Альционе Эдиторе. стр. 86–87. ISBN 978-88-88669-18-2 .
- ^ «Институт изящных искусств Барбера, Геологический музей Лапуорта и коллекции Бирмингемского университета - предметы» . Mimsy.bham.ac.uk. 23 июля 1948 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Сомов, Георгий Ю (январь 2010 г.). «Организация коннотаций в произведениях изобразительного искусства (на примере произведений Джованни Беллини)» . Семиотика . 2010 (180). дои : 10.1515/semi.2010.035 . S2CID 170323170 .
- ^ Коффи, Розмари Аннетт (1987). «Человек скорби» Джованни Беллини: источники и значение (Диссертация). OCLC 1194824100 . ПроКвест 303638207 .
- ^ «Праздник богов» . Нга.gov. 9 января 1942 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Гиббонс, Фелтон (июнь 1962 г.). «Джованни Беллини и Рокко Маркони». Художественный вестник . 44 (2): 127–130. дои : 10.1080/00043079.1962.10789029 .
- ^ Фридберг, Сидней Дж. Живопись в Италии, 1500–1600 , с. 169, 3-е изд. 1993, Йель, ISBN 0300055870 С.Дж. Фридберг, стр. 171.
- ^ Хамфри, Питер (2003). «Семья Беллини». Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T007643 . ISBN 978-1-884446-05-4 .
- ^ Хамфри [ нужна полная цитата ]
- ^ Стивен Дж. Кэмпбелл и Майкл В. Коул, Искусство итальянского Возрождения. (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Thames and Hudson Inc., 2012), 239–244.
- ^ Джон Т. Паолетти и Гэри М. Радке, Искусство в Италии эпохи Возрождения. (Аппер-Сэддл-Ривер, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл, 2012), 322–326.
- ^ Нерлих, Франция; Савой, Бенедикт; Бертине, Арно, ред. (2013). Годы парижского ученичества: энциклопедия по обучению немецких художников во французской столице . Берлин ; Бостон: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-029057-8 . OCLC 816818794 .
- ^ «Мадонна с Младенцем между двумя святыми – Коллекция – Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Теперь ты отпустишь » . Национальный музей Тиссена- Борнемиса Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Фернандо, Королевская академия BBAA Сан. «Беллини, Джованни — Сальвадор» . Академические коллекции (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Роджер Фрай , Джованни Беллини (Под знаком единорога, 1899; Ursus Press, 1995).
- Рона Гоффен, Джованни Беллини (издательство Йельского университета, 1989).
- Ронда Касл, редактор, Джованни Беллини и искусство преданности (Художественный музей Индианаполиса, 2004)
- Оскар Бачманн, Джованни Беллини (Лондон, Reaction Books, 2008).
- Антонио Маццотта, Мадонна Дадли Джованни Беллини (издательство Пола Холбертона, 2012)
- Кэролин С. Уилсон (редактор), Исследование Джованни Беллини: искусство «более человечное и более божественное» (Brepols, 2015). ( ISBN 978-2-503-53570-8 ) [1]
- Джорджо Вазари , Карло Ридольфи , Марко Боскини , Изабелла д'Эсте , Жизнеописания Джованни Беллини , Фрэнк Дабелл, пер., Давиде Гаспаротто, изд. ( Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес, 2018)
- Питер Хамфри, Джованни Беллини: Введение (Marsilio Editori, 2021). ( ISBN 978-8829709434 )
Внешние ссылки [ править ]
- Биография, стиль и критический прием Джованни Беллини
- Джованни Беллини во «Всемирной истории искусства».
- Национальная галерея
- Интернет-галерея искусств
- Библейское искусство Беллини
- Национальная галерея искусств
- Магистр искусств онлайн
- Карл Брэндон Стрелке, « Мадонна с младенцем» Джованни Беллини (кат. 165) [ постоянная мертвая ссылка ] » в коллекции Джона Дж. Джонсона: история и избранные произведения. [ постоянная мертвая ссылка ] , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.
- Итальянские художники эпохи Возрождения.
- Художники кватроченто
- Художники из Венеции.
- 1430-е годы рождения
- 1516 смертей
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские католики
- Итальянские художники XV века.
- Итальянские художники XVI века.
- Венецианцы XV века
- Венецианцы XVI века
- Братья и сестры-художники
- Католические художники
- Похороны в Санти Джованни э Паоло, Венеция.