Алтарь Святого Захарии
Алтарь Святого Захарии | |
---|---|
Художник | Джованни Беллини |
Год | 1505 |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 500 см × 235 см (200 × 93 дюйма) |
Расположение | Сан-Заккария , Венеция |
Алтарь Сан-Заккария (также называемый «Мадонна на троне с младенцем и святыми ») — картина итальянского художника эпохи Возрождения Джованни Беллини , выполненная в 1505 году и расположенная в церкви Сан-Заккария в Венеции .
Покровитель и дата
[ редактировать ]Бенедиктинские монахини церкви Сан-Захария заказали алтарь Сан-Захария (Святой Захарий) Джованни Беллини. [ 1 ] [ 2 ] Это первая работа Беллини, в которой неоспоримо влияние Джорджоне , начинающая последний этап в творчестве художника — тоналистический. [ 3 ] Алтарь оставался на месте (in situ) в церкви с момента его завершения в 1505 году. Работа была упомянута в 1648 году писателем и художником Карло Ридольфи как большое панно, заказанное в память венецианского политика и дипломата Пьетро Каппелло; он описал ее как «одну из самых красивых и нежных работ художника». [ 4 ]
Более поздняя история теперь переплетается с произведением и повторяется во многих источниках: в 1648 году писатель и художник Карло Ридольфи заметил, что работа была заказана в память о Пьетро Капелло (Капелло), венецианском политике и дипломате, охарактеризовав ее как «одна из самых красивых и нежных работ художника». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Однако Пьетро Капелло умер в 1523 году, спустя много времени после того, как Джованни Беллини завершил работу над алтарем в 1505 году. [ 7 ] Пьетро Капелло похоронен в церкви Сан-Заккария, а над его могилой была украшена картина, написанная около 1500 года и созданная в мастерской Джованни Беллини, но на ней было изображено « Введение в храм» (под названием « Обрезание» , которое сейчас находится в Национальной галерее). искусства, Лондон), а не Богородица с Младенцем на троне. [ 1 ] [ 7 ]
Слева от музицирующего ангела находится небольшая чума, известная как картеллино , на которой Беллини подписал и датировал произведение: «IOANNES BELLIVUS/MCCCCCV» (Джованни Беллини, 1505). [ 7 ]
Работа помещена в большую нишу и изображает священный разговор в рамках установленной схемы: Мадонна с Младенцем на троне, ангел-музыкант на ступеньке и четыре святых, расположенные симметрично по бокам. Это Св. Апостол Петр, Св. Екатерина Александрийская, Св. Люсия и Св. Иероним. [ 3 ]
Хотя общий ансамбль не отличается от предыдущих работ, таких как алтарь Сан-Джоббе (который, например, разделяет апсиду с мозаикой), Беллини представил некоторые новинки, такие как боковые проемы с пейзажем, вдохновленные алтарем Альвизе Виварини Баттутии, однажды в Беллуно (ныне утерян). Цвета и свет демонстрируют новую приверженность Беллини цвету и стилю настроения Джорджоне. [ нужна ссылка ]
Яйцо над головой Марии является символом творения, возможно, это цитата из Пьеро делла Франческа алтаря Брера . Люцерна работы внизу напоминает Мантенья Андреа алтарь Сан-Дзено . [ нужна ссылка ]
Материалы
[ редактировать ]Алтарь написан темперой и маслом по дереву. [ 8 ] Темпера — это красящая субстанция на основе яиц, которая быстро сохнет, что упрощает ее использование и нанесение слоев, что было популярным выбором среди художников того периода. [ 9 ] Беллини также использовал масляные краски, чтобы создать большую четкость, глубину, мягкие края, переходы тонов и лучшие цветовые пигменты. [ 9 ]
Часть верха усечена: чуть ниже арки все еще видны повреждения, нанесенные при вывозе французами при Наполеоне (см. ниже: Кража и возврат). [ 10 ] Во Франции картина претерпела серьезную физическую трансформацию: поверхность картины была снята с несущей деревянной панели, а затем наклеена на холст. [ 10 ] [ 11 ] Сегодня картина на холсте установлена в церкви, но над другим алтарем церкви, чем первоначальный, поэтому она не рассматривается на месте. [ 12 ] Картину также обрезали снизу, чтобы она вписывалась в это пространство. [ 12 ] Легко было бы подумать, что это был оригинальный алтарь, поскольку резные каменные колонны и их капители практически повторяют те, что нарисованы на алтарном образе Беллини. [ 12 ]
Предмет
[ редактировать ]Алтарный образ установлен в большой полукруглой нише, известной как апсида , и изображает пирамидальную (треугольную) композицию Богородицы с Младенцем на троне в окружении четырех святых и ангела. [ 3 ] Купол с мозаикой на вершине алтаря создает ощущение глубины помещения и добавляет пространства за троном и предметами. [ 13 ]
Джованни Беллини неоднократно заказывали картину «Богоматерь с младенцем» из-за ее религиозной популярности в этом столетии в Италии, особенно в Венеции. [ 14 ] [ 13 ] Большинство этих религиозных картин, хотя и демонстрируют вариации в иконографических деталях, демонстрируют глубокое влияние византийского искусства и стилистических принципов. [ 10 ] Таким образом, алтарь Сан-Заккария был создан по отношению к двум другим венецианским алтарям Джованни Беллини , включая алтарь Сан-Джоббе (1487 г.) и Триптих Фрари (1488 г.). [ 15 ] Среди этих трех запрестольных образов Беллини есть два общих стилистических знаменателя: во-первых, это включение мозаичной апсиды, которая тем самым служит визуальной связью с мозаиками, расположенными в апсиде и куполах базилики Святого Марка в Венеции. [ 15 ] Второй общий элемент заключается в том, что восседающая на троне Богородица с Младенцем является намеком на византийское изображение Богородицы Одигитрии . [ 15 ] Одно примечательное различие между алтарем Сан-Заккария Беллини 1505 года и более ранними алтарями, алтарем Сан-Джоббе и триптихом Фрари, заключается в том, что архитектурная обстановка открывается пейзажу, наполненному зелеными холмами, тонкими деревьями, пухлыми белыми облаками и голубым небом. . [ 14 ] [ 2 ] [ 9 ] Эта особенность, возможно, была вдохновлена ныне утерянной работой Альвизе Виварини , алтарем, созданным для Санта-Мария-деи-Баттути, Беллуно (бывший Музей Кайзера-Фридриха в Берлине, разрушенный в 1945 году). [ 16 ] [ 17 ]
Богородица и Младенец
[ редактировать ]Дева Мария и Младенец Христос находятся на вершине пирамидальной схемы алтаря, что делает их главным фокусом благодаря линейной перспективе. Мэри изображена без короны, чтобы изобразить ее простой молодой матерью; тот, с кем зритель может чувствовать себя комфортно и, возможно, иметь к нему отношение. [ 10 ] Младенец-Христос поднял правую руку, чтобы благословить молящегося/зрителя перед алтарем. И Дева Мария, и Младенец Христос смотрят вниз, чтобы увидеть всех зрителей, преклонивших колени в молитве перед алтарем. [ 10 ] Кроме того, Мария одета в насыщенное синее одеяние, которое было сделано с использованием ультрамарина, роскошного пигмента того времени. [ 13 ] Использование этого пигмента не только признало церковь местом богатства и власти, но и показало, что Беллини был уважаемым художником. [ 13 ]
Святые и Ангел
[ редактировать ]На картине изображены четыре святых: две пары парных святых мужского и женского пола. Крайний слева от композиции — Святой Петр (на снимке несущий Библию и ключи от рая ). [ 10 ] [ 9 ] Святого Петра также можно увидеть в желто-оранжевой мантии, отделанной минеральным пигментом сульфида мышьяка. [ 13 ] Справа изображена святая Екатерина Александрийская, держащая мученическую пальму и опирающаяся на ломающееся колесо , символ защиты Божией. [ 10 ] Святая Екатерина — это платья темно-зеленых цветов, представляющие собой сочетание свинцово-желтых, свинцовых белил и ярь-медянки; для придания яркости он был покрыт глубокой темно-зеленой глазурью. [ 13 ] Эти пигменты продемонстрировали богатство церкви, а также умение Беллини создавать такие красивые цвета своими красками. [ 13 ]
По другую сторону Марии стоит Святая Люсия , святая света, [ 18 ] также держа в другой руке мученическую ладонь и стеклянную лампу. [ 9 ] Ладонь обоих призвана символизировать страдания, через которые они прошли, когда предпочли веру телу. [ 9 ] Кроме того, стеклянная лампа, которую держит Святая Люсия, отражает тот факт, что Люси часто по ночам раздавала еду бедным, используя лампу для освещения. [ нужна ссылка ]
Наконец, в крайнем правом углу изображен Святой Иероним в красном цвете, читающий книгу, которая может представлять собой Вульгату или латинский перевод Библии, который Святой Иероним перевел сам. [ 9 ] Одеяние святого Иеронима было расписано красками красного озера и киновари. [ 13 ]
Развевающиеся одежды святых Петра и святого Иеронима были нарисованы объемно и тени, чтобы подчеркнуть их размер и мужскую фигуру, контрастируя со святыми женщинами. [ 10 ] [ 11 ] Двусторонне-симметричное расположение святых усиливается тем фактом, что две святые-женщины показаны в профиль и ближе всего к Мадонне, в то время как два святых-мужчины, расположенные на внешних краях композиции, показаны лицом вперед, а их взгляды обращены к Мадонне. бросить вниз. [ 10 ] [ 18 ]
Наконец, в центре на нижней ступеньке мраморного трона сидит ангел, играющий на лире де браччо, инструменте, похожем на скрипку. [ 10 ] [ 9 ] Инструмент показан с семью струнами вместо типичных девяти струн на других инструментах, которые предназначены для обозначения семи других планет. [ 18 ] Музыкальный ангел изображен с лирой де браччо, чтобы позволить зрителям представить его умиротворяющую мелодию в спокойной обстановке и обеспечить комфорт. [ 19 ] Ангел одет в сочетание холодного зеленого и теплого розового, цветов и тонов, которые наблюдаются на протяжении всей картины: в мозаике выше, близлежащем пейзаже и окружающей архитектуре. [ 10 ] [ 18 ] Каждая фигура на картине служит своей цели, но ангел — единственная фигура, ясно смотрящая на зрителя, добавляющая интонации. [ 11 ]
Священный разговор
[ редактировать ]Sacra conversazione (священная беседа), первоначально разработанная во Флоренции и популяризированная в Венеции, представляет собой жанр религиозных религиозных произведений, изображающий Деву Марию с младенцем Христом на троне в окружении святых и ангелов, объединяющих их всех в одно пространство гармонии. [ 10 ] [ 20 ] [ 21 ] Sacra conversazione отмечена яркими красками в алтаре Сан-Заккария и была написана с намерением создать красивое пространство для поклонения. [ 11 ] Каждая представленная фигура находится в разном времени и пространстве; алтарь был общей встречей для всех. [ 10 ] Причем фигуры алтаря показаны в спокойном, задумчивом состоянии; все движение остановилось, призывая зрителя остановиться для молитвы или размышления. [ 19 ] [ 21 ] Единство алтаря приносит своего рода молчаливое общение; ангелы означают трансцендентность, а трубы представляют гармонию. [ 10 ] Беллини был также известен тем, что писал различные интерпретации Sacra Conversazione . Алтарь Сан-Заккария был последней работой, в которой он использовал этот жанр. [ 18 ]
Символизм
[ редактировать ]На вершине трона находится резная голова Соломона, олицетворяющая божественную мудрость. Позади Соломона находится лиственная маска, расположенная прямо над троном Девы Марии. Маска из листьев — отличительная черта эпохи Возрождения, которая также добавляет алтарному образу описательный и элегантный словарный запас. [ 13 ] Маска обрамлена короной и ореолом из листьев граната, напечатанным на парчовой ткани , как почетная дань уважения Богу. [ 13 ] Это также очень хорошо отражает символику Саломона. Символика Бога над престолом действует как защитная сетка над престолом, алтарем и Sacra Conversazione. [ 13 ]
На самом верху центральной арки также изображена хрустальная лампа, подвешенная к висящему страусиному яйцу, что символизирует непорочное зачатие . [ 9 ] Страусиные яйца обычно вешали над алтарями, посвященными Деве Марии, и их можно найти на более ранних картинах итальянского Возрождения, в том числе на Мантенья Андреа «Алтаре Сан-Дзено» (ок. 1456–1459) и Пьеро делла Франчески » «Мадонне Брера (1472). . [ 22 ] Страусиное яйцо также могло быть символом Воскресения Христа и божественной жизни. [ 18 ] Страусиное яйцо также могло служить символом богатства церкви, поскольку страусиные яйца не были широко представлены в обществе. [ 10 ]
По левому краю алтаря – смоковница, по правому краю – акация; оба представляют страсть и искупление, которые приходят на жизненном пути. [ 18 ] В украшение золотой мозаики входит листва аканта и куропатки , символизирующие познание Христа. [ 13 ]
Стиль
[ редактировать ]Алтарь Сан-Заккария считается одним из самых известных его алтарей, который он завершил в возрасте семидесяти четырех лет. [ 10 ] [ 14 ] [ 13 ] Даже в таком преклонном для этого проекта возрасте впечатляющие живописные и наблюдательные способности Беллини, похоже, не уменьшились. [ 14 ] Более того, алтарь Сан-Заккария признан ярким примером многолетнего исследования Беллини эффектов света и цвета, а также впечатляющего реализма, который сочетается с архитектурными компонентами в классическом стиле, отражая кульминацию его стиля. [ 10 ] [ 19 ] [ 13 ] [ 15 ] Хотя Беллини использует яркие, насыщенные цвета, настроение алтаря Сан-Заккария отражает тихий, сдержанный и священный тон. [ 19 ] В частности, этот алтарный образ был описан как поэтический, поскольку священная атмосфера произведения приглашает зрителя в созерцательное пространство. [ 2 ]
Художник Джорджоне был одним из учеников Беллини. [ 10 ] В то время, когда Беллини работал над алтарем Сан-Заккария, Джорджоне завершал Мадонну Кастельфранко . около 1504 года [ 2 ] Хотя остается неясным, кто кого вдохновил, поскольку оба художника работали одновременно, работы каждого демонстрируют схожий подход к фигурам: оба художника уменьшили количество фигур в композиции, поместив их дальше на средний и передний планы, а также опуская взгляды фигур или отбрасывая тени на их лица, слегка скрывая их. [ 2 ]
Архитектурная обстановка
[ редактировать ]В частности, одним из интригующих аспектов этого алтаря является архитектура вокруг него. Алтарь и окружающая его архитектура были спроектированы так, чтобы произведение выглядело так, как будто оно является частью самого здания, где архитектура и искусство работают вместе. [ 18 ] Глубина произведения искусства, созданная линейной перспективой, и резные колонны, окружающие алтарь, делают рамку входом в само изображение. [ 23 ] Беллини позаботился о том, чтобы добавить изысканность орнаментов, яркие цвета и роскошные материалы как дань уважения архитектору церкви Мауро Кодусси. [ 13 ] Кроме того, это совпадает со склонностью Беллини создавать мягкую и глубокую внутреннюю обстановку. [ 13 ]
Свет и иллюзионизм
[ редактировать ]Беллини добавляет сцены природы по обе стороны самой работы. Это был его первый алтарь, в котором используется естественное освещение внутри архитектурного окружения. [ 13 ] Добавление солнечного света усиливает яркость красочной работы, а тени, отбрасываемые за объектами, добавляют трехмерности произведению. [ 13 ] Однако добавление наружной стороны к обеим сторонам алтаря лишает иллюзионистского продолжения фрагмента внутри церковной архитектуры. [ 21 ] Наконец, расположение предметов добавляет глубины. То, как выстроены святые, почти создает проход к центру изображения, где изображена Дева Мария, держащая ребенка Христа. [ нужна ссылка ]
Беллини также использовал металлические контуры и эмаль, чтобы подчеркнуть определенные аспекты своего искусства. [ 9 ] Контуры фигур и предметов размыты на свету и в тенях, но каждая фигура остается твердой и четкой. [ 14 ] Алтарный образ похож на Триптих Фрари, потому что в произведении использовалась как внутренняя, так и внешняя перспектива; это обычная техника Беллини. [ 24 ]
Кража и возврат
[ редактировать ]В 1787 году Наполеон, разграбив город Венецию, вырезал алтарь Сан-Заккария из рамы, украв его и увез с собой во Францию; Позже он был возвращен церкви Сан-Заккария. [ 10 ] [ 7 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Дева Мария держит Сына Христа
-
Ангел, играющий на лире де арм
-
Святой Петр и Святая Екатерина
-
Святая Люси и Святой Иероним
-
Маска из листьев над троном алтаря Сан-Заккария
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кроу, Джозеф Арчер; Кавалькаселле, Джованни Баттиста (1871). История живописи северной Италии: Венеция. Падуя, Виченца, Верона, Феррара, Милан... с 14 по 15 века . Лондон: Дж. Мюррей. С. 23, 290. OCLC 79230190 .
- ^ Jump up to: а б с д и Паолетти, Джон Т.; Радке, Гэри М. (2012). Искусство в Италии эпохи Возрождения (4-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. стр. 469–470. ISBN 978-0-205-01047-9 . OCLC 695561406 .
- ^ Jump up to: а б с Оливари, Мариолина (2007). «Джованни Беллини». Художники эпохи Возрождения . Флоренция: Скала. ISBN 978-8881170999 .
- ^ Jump up to: а б Ридольфи, К. (1648). Чудеса искусства из жизни прославленных венецианских и государственных художников . Том I. Венеция. п. 54.
- ^ Беллини, Джованни; Рассел, Питер (2017). Джованни Беллини . Гастингс, Восточный Суссекс. ISBN 978-1-78656-506-8 . OCLC 1295114343 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рассел, Питер (2017). Delphi Полное собрание сочинений Джованни Беллини (иллюстрировано) . ПубликацияДрайв, Чорна. ISBN 9781786565068 .
- ^ Jump up to: а б с д Гоффен, Рона (1989). Джованни Беллини . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 171, 178, 270, 314–315. ISBN 0-300-04334-1 . OCLC 19629704 .
- ^ «Алтарь Сан-Заккария работы Джованни Беллини» . www.thehistoryofart.org . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Делл, Кристофер, изд. (2010). Что делает шедевр: художники, писатели и кураторы о величайших произведениях искусства мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-23879-0 . OCLC 601098680 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Хиксон, Салли. «Джованни Беллини, Алтарь Сан-Заккария» . smarthistory.org . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Браун, Дэвид Алан (2019). Джованни Беллини: Последние дела . Милан, Италия: Скира. стр. 45–48. ISBN 978-88-572-3996-5 . OCLC 1091647058 .
- ^ Jump up to: а б с «Национальная галерея, Лондон: переосмысление Беллини» . Блог «Фрейм» . 11 ноября 2018 г. Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хамфри, Питер (2004). Кембриджский компаньон Джованни Беллини . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 99, 137, 143, 160–162, 217–218, 224, 262, 264, 269. ISBN. 0-521-66296-6 . OCLC 51251597 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хартт, Фредерик; Уилкинс, Дэвид Г. (2007). История итальянского искусства Возрождения: живопись, скульптура, архитектура (7-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. стр. 415–421. ISBN 978-0-205-70581-8 . OCLC 430523019 .
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, Кэролайн; Чонг, Алан (2005). Беллини и Восток . Лондон; Бостон: Компания Национальной галереи; Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. п. 54. ИСБН 1-85709-376-3 . OCLC 62089386 .
- ^ «Альвизе Виварини | Биография» . www.nga.gov . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Оливари, Мариолина (2004). «Джованни Беллини». Художники эпохи Возрождения . Главные герои итальянского искусства. Флоренция: Скала. п. 466. ИСБН 978-8881170999 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бетчманн, Оскар (2008). Джованни Беллини . Лондон. стр. 90, 160, 166, 176, 187–91. ISBN 978-1-86189-357-4 . OCLC 156891535 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, Стивен Дж.; Коул, Майкл В. (2012). Искусство итальянского Возрождения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 362–363. ISBN 978-0-500-28943-3 . OCLC 755982774 .
- ^ Уэст, Ширер, изд. (1996). «Sacra conversazione (мн. ч. sacre conversazioni)» . Путеводитель Блумсбери по искусству . Проверено 24 февраля 2023 г. - через Credo Reference.
- ^ Jump up to: а б с Пяхт, Отто; Пяхт, Майкл; Вёрал-Чапка, Маргарета (2003). Венецианская живопись XV века: Якопо, Джентиле и Джованни Беллини и Андреа Мантенья . Лондон: Харви Миллер. С. 92–93, 102, 205, 207, 228, 230, 92–93. ISBN 9781872501543 . OCLC 53300074 .
- ^ Хартт, Фредерик; Уилкинс, Дэвид Г. (2011). История искусства итальянского Возрождения: живопись, скульптура, архитектура (7-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 290. ИСБН 978-0-205-70581-8 . OCLC 430523019 .
- ^ Нагель, Александр (2003). «Алтарь» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T002082 . ISBN 9781884446054 . Проверено 24 февраля 2023 г. - через Oxford Art Online.
- ^ Гоффен, Рона (1985). «Алтари Беллини внутри и снаружи» . Источник: Записки по истории искусства . 5 (1): 23–28. дои : 10.1086/су.5.1.23202259 . ISSN 0737-4453 . JSTOR 23202259 . S2CID 192969185 — через JSTOR.
Источники
[ редактировать ]- Оливари, Мариолина (2007). «Джованни Беллини». Художники эпохи Возрождения . Флоренция: Скала.