Кастельфранко Мадонна
Мадонна с Младенцем между Св. Франциском и Св. Никазием | |
---|---|
![]() | |
Художник | Джорджоне |
Год | в. 1503/04 |
Середина | масло на панели |
Размеры | 200,5 см × 144,5 см (78,9 × 56,9 дюйма) |
Расположение | Кафедральный собор Кастельфранко Венето |

Мадонна с Младенцем между Св. Франциском и Св. Никазием , также известная как Мадонна Кастельфранко или Пала ди Кастельфранко , — картина итальянского эпохи Возрождения художника Джорджоне, написанная около 1504 года. Она остается в эквиваленте своей первоначальной обстановки, в боковом углу. часовня собора Кастельфранко Венето , родного города Джорджоне, в Венето , северная Италия , хотя нынешняя церковь датируется 18 веком век.
В картине присутствуют все элементы типичного Sacra Conversazione : Мадонна на троне с младенцем, Св. Франциск справа и Св. Никасий слева. Однако чрезвычайная высота трона весьма необычна и создает совершенно иной эффект, чем картины этого типа Джованни Беллини и других живописцев, где трон лишь слегка приподнят, а фигуры находятся примерно на одном уровне. [ 1 ]
Это одна из немногих картин (возможно, трех), которые можно с уверенностью приписать Джорджоне.
Описание
[ редактировать ]Бронированная фигура ранее была идентифицирована как сражающийся Святой Георгий или Святой Либералис , покровитель Кастельфранко. Маттео и его брат Бруто Муцио были членами Родосских рыцарей , чье знамя носит святой Никасий (святой-мученик, который также принадлежал к ордену госпитальеров). Традиционная схема композиции облегчена новым использованием таких элементов, как трон и пейзаж, занимающий значительную часть фона. Примечательно также отсутствие каких-либо упоминаний о церковных элементах архитектуры.
Техника живописи представляет собой пример того, что Вазари называл «pittura sanza disegno» (живопись без рисунка). Это был новый подход к живописи, который произвел революцию в венецианской школе и широко использовался в «Буре» . Тициан , ученик Джорджоне, позже стал одним из важнейших представителей этого стиля. Фигура святого Франциска очень похожа на фигуру в Джованни Беллини ( алтаре Сан-Джоббе ок. 1487 г.).
История
[ редактировать ]Алтарный образ был заказан кондотьером Туцио Костанцо в память о его сыне Маттео, который умер от лихорадки во время службы Венецианской республике , в 1499 году. Также была заказана семейная часовня с гробницами Маттео и Туцио, встроенная в стены. по обе стороны картины. Впоследствии церковь была снесена и заменена собором Кастельфранко в 1724 году. В новом здании, которое сохранилось и сегодня, находится небольшая часовня, в которой находится картина, и могила Маттео прямо под ней. Герб Костанцо, три пары ребер, можно увидеть на гробнице у подножия трона Богородицы. (Некоторые ученые предполагают, что сам святой Никасий на самом деле является портретом Маттео.)
Работа подвергалась плохой реставрации в прошлые века и была украдена 10 декабря 1972 года. После восстановления она была тщательно отреставрирована в 2002-2003 годах Лабораториями Академии в Венеции и выставлена на главной выставке Le maraviglie dell'arte . прежде чем его вернули в свой дом в Кастельфранко в декабре 2005 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стир, 79-84.
Ссылки
[ редактировать ]- Стир, Джон , Венецианская живопись: краткая история , 1970, Лондон: Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0500201013
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История картины (на итальянском языке)
- Дом-музей Джорджоне
- Центр Гетти: Промежуточные результаты исследования по оценке потребностей в области консервации панно (pdf; стр. 54)
