Тициан
Тициан | |
---|---|
Рожденный | Тициано Вечеллио в. 1488/90 |
Умер | 27 августа 1576 г. Венеция , Венецианская республика | ( 1576-08-27 )
Национальность | итальянский |
Занятие | Художник |
Движение | Венецианская школа |
Подпись | |
Часть серии о |
Католик Контрреформация |
---|
Католическая Реформация и Возрождение |
Тициано Вечелли или Вечеллио ( произносится [titˈtsjaːno veˈtʃɛlljo] ; в. 1488/90 [1] - 27 августа 1576 г.), [2] Латинизированный как Тициан , поэтому известный на английском языке как Тициан ( / ˈ t ɪ ʃ ən / ТИШ -ən ), итальянский художник эпохи Возрождения . [а] крупнейший художник венецианской живописи эпохи Возрождения . Он родился в Пьеве-ди-Кадоре , недалеко от Беллуно . [4] При жизни его часто называли да Кадоре , «от Кадоре », взятого из его родного региона. [5]
Признанный современниками как «Солнце среди маленьких звезд» (напоминая заключительную строку « Данте Рая» ), Тициан был одним из самых разносторонних итальянских художников, одинаково хорошо владевших портретами, пейзажными фонами, а также мифологическими и религиозными сюжетами. Его методы живописи, особенно в применении и использовании цвета, оказали глубокое влияние не только на художников позднего итальянского Возрождения , но и на будущие поколения западных художников . [6]
Его карьера с самого начала была успешной, и он стал востребован покровителями, сначала из Венеции и ее владений, затем к ним присоединились североитальянские принцы и, наконец, Габсбурги и папство. Наряду с Джорджоне считается основоположником венецианской школы живописи итальянского Возрождения .
За время своей долгой жизни художественная манера Тициана кардинально изменилась. [7] но он на всю жизнь сохранил интерес к цвету. Хотя его зрелые работы, возможно, не содержат ярких, светлых оттенков его ранних произведений, они известны своей свободной манерой письма и тонкостью тонов.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Точное время и дата рождения Тициана неизвестны. Будучи уже стариком, в письме Филиппу II, королю Испании , он утверждал, что родился в 1474 году, но это кажется маловероятным. [8] Другие писатели, современники его преклонного возраста, приводят цифры, соответствующие датам рождения между 1473 и после 1482 года. [9] Большинство современных ученых считают более вероятной дату между 1488 и 1490 годами. [10] хотя его возраст на момент смерти был принят в 20 веке, когда ему было 99 лет. [11]
Он был сыном Грегорио Вечеллио и его жены Люсии, о которых мало что известно. Грегорио был управляющим замком Пьеве-ди-Кадоре и управлял местными рудниками для их владельцев. [12] Грегорио также был выдающимся советником и солдатом. Многие родственники, в том числе дед Тициана, были нотариусами , и семья хорошо обосновалась в районе, которым управляла Венеция.
В возрасте примерно десяти-двенадцати лет Тициан и его брат Франческо (который, возможно, последовал за ними позже) были отправлены к дяде в Венецию, чтобы они прошли обучение у художника. Несовершеннолетний художник Себастьян Зуккато, сыновья которого стали известными мозаичистами и который, возможно, был другом семьи, организовал для братьев вход в студию пожилого Джентиле Беллини , из которой они позже перешли в мастерскую его брата Джованни Беллини . [12] В то время Беллини, особенно Джованни, были ведущими художниками города. Там Тициан нашел группу молодых людей примерно своего возраста, среди которых были Джованни Пальма да Серинальта, Лоренцо Лотто , Себастьяно Лучани и Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне . Франческо Вечеллио , старший брат Тициана, позже стал известным художником в Венеции.
во Говорят , что фреска дворце Геркулеса Морозини была одной из самых ранних работ Тициана. [5] в стиле Беллини . Другими были «Цыганская Мадонна» в Вене [13] и « Посещение Марии и Елизаветы» (из монастыря Сант-Андреа), ныне находящееся в Академии в Венеции. [5]
«Человек со стеганым рукавом» — ранний портрет, написанный около 1509 года и описанный Джорджо Вазари в 1568 году. Ученые долгое время считали, что на нем изображен Лодовико Ариосто , но теперь полагают, что это Джероламо Барбариго. [14] Рембрандт позаимствовал композицию для своих автопортретов.
Тициан присоединился к Джорджоне в качестве ассистента, но многие современные критики уже сочли работы Тициана более впечатляющими - например, внешние фрески (ныне почти полностью разрушенные), над которыми они сотрудничали для Фондако деи Тедески (государственного склада немецких купцов). [5] В их отношениях явно присутствовал значительный элемент соперничества. Различие между их работами в этот период остается предметом научных споров. Значительное количество атрибуций перешло от Джорджоне к Тициану в 20 веке, при этом в обратную сторону движение было небольшим. Одна из самых ранних известных работ Тициана, « Христос, несущий крест в Скуоле Гранде ди Сан-Рокко» , изображающая сцену Ecce Homo . [15] долгое время считался Джорджоне. [16]
Два молодых мастера также были признаны лидерами своей новой школы arte Moderna , для которой характерны картины, сделанные более гибкими, свободными от симметрии и остатков иератических условностей, которые все еще встречаются в работах Джованни Беллини. [ нужна ссылка ]
В 1507–1508 годах Джорджоне получил от государства заказ на создание фресок на вновь возведенном Фондако деи Тедески. Вместе с ним работали Тициан и Морто да Фельтре , сохранились некоторые фрагменты картин, вероятно, Джорджоне. [5] Некоторые из их работ известны, в частности, по гравюрам Фонтаны . После ранней смерти Джорджоне в 1510 году Тициан некоторое время продолжал писать джорджонеские сюжеты, хотя его стиль приобрел свои особенности, в том числе смелую и выразительную манеру письма.
Талант Тициана во фресках проявляется в тех картинах, которые он написал в 1511 году в Падуе в церкви кармелитов и в Скуоле дель Санто , некоторые из которых сохранились, в том числе « Встреча у Золотых ворот » и трёх сценах ( «Мираколи ди Сант’Антонио»). ) из жития святого Антония Падуанского , «Чудо о ревнивом муже», где изображено убийство молодой женщины ее мужем , [17] Ребенок, свидетельствующий о невиновности своей матери , и Святой, исцеляющий юношу со сломанной конечностью . «Воскресший Христос» (Уффици) также датируется 1511-1512 годами.
В 1512 году Тициан вернулся в Венецию из Падуи; в 1513 году он получил La Senseria (выгодную привилегию, очень желанную для художников) в Фондако деи Тедески. [18] Он стал суперинтендантом правительственных работ, особенно ему было поручено завершить картины, оставленные Джованни Беллини незавершенными в зале большого совета в герцогском дворце . Он открыл ателье на Большом канале в Сан-Самуэле, точное место которого сейчас неизвестно. Лишь в 1516 году, после смерти Джованни Беллини, он по-настоящему воспользовался своим патентом. В то же время он заключил эксклюзивную договоренность о живописи. Патент давал ему хорошую ренту в размере 20 крон и освобождал его от некоторых налогов. Взамен он был обязан рисовать изображения последующих дожей своего времени по фиксированной цене в восемь крон за каждого. Фактическое число, которое он нарисовал, было пять. [5]
Рост
[ редактировать ]В этот период (1516–1530), который можно назвать периодом его мастерства и зрелости, художник отошел от своего раннего Джорджионескского стиля, взялся за более крупные и сложные сюжеты и впервые попробовал монументальный стиль. Джорджоне умер в 1510 году, а Джованни Беллини — в 1516 году, оставив Тициану непревзойденного представителя венецианской школы. На протяжении шестидесяти лет он был бесспорным мастером венецианской живописи.
В 1516 году он завершил свой знаменитый шедевр « Успение Богородицы » для главного алтаря базилики Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари . [5] где он все еще находится на месте . Этот образец колоризма, выполненный в таком большом масштабе, который редко когда-либо видели в Италии, произвел фурор. [19] Синьория обратила внимание и заметила , что Тициан пренебрегает своей работой в зале великого совета. [5] но в 1516 году он сменил своего хозяина Джованни Беллини в получении пенсии от Сената. [20] Кроме того, он написал аналогичную картину Успения Богородицы над алтарем собора Дубровника в Рагузе , тогдашней Венецианской республике (ныне Хорватия ).
Изобразительная структура Успения , объединяющая в одной композиции две или три сцены, наложенные на разные уровни, землю и небо, временное и бесконечное, была продолжена в серии работ, таких как ретабль Сан-Доменико в Анконе ( 1520 г.), ретабль Брешии (1522 г.) и ретабль Сан-Никколо (1523 г.) в музеях Ватикана , каждый раз достигая более высокой и совершенной концепции. Наконец он достиг классической формулы в Мадонне Пезаро , более известной как Мадонна ди Ка' Пезаро (ок. 1519–1526), также для церкви Фрари. Это, пожалуй, его самая изученная работа, терпеливо разработанный план которой изложен с высочайшей демонстрацией порядка и свободы, оригинальности и стиля. Здесь Тициан дал новую концепцию традиционных групп дарителей и святых, перемещающихся в воздушном пространстве, планы и различные степени, заключенные в архитектурные рамки. [21]
Тициан был тогда на пике своей славы, и ближе к 1521 году, после изготовления фигуры Святого Себастьяна для папского легата в Брешии (которой существует множество копий), покупатели стали требовать его работы. [5]
К этому периоду относится более выдающееся произведение « Убийство святого мученика Петра» (1530 г.), находившееся ранее в доминиканской церкви Сан-Заниполо и разрушенное австрийским снарядом в 1867 г. Сохранились только копии и гравюры с этой картины в стиле протобарокко . Он сочетал в себе чрезвычайное насилие и пейзаж, в основном состоящий из огромного дерева, которое врезалось в сцену и, кажется, подчеркивало драму в духе барокко. [22]
Одновременно художник продолжил серию маленьких Мадонн , которые он разместил среди прекрасных пейзажей, в манере жанровых картин или поэтической пасторали. Богоматерь с Кроликом в Лувре — законченный тип этих картин. Еще одна работа того же периода, также находящаяся в Лувре , — «Положение во гроб» . Это был также период трех крупных и знаменитых мифологических сцен для камерино Альфонсо д'Эсте в Ферраре : « Вакханалия Андрианцев» и « Поклонение Венере» в Музее Прадо и «Вакх и Ариадна» (1520–23) в Лондон , [23] «возможно, самые блестящие произведения неоязыческой культуры или «александризма» эпохи Возрождения , которым много раз подражал, но никогда не превзошел даже сам Рубенс ». [24]
Наконец, это был период, когда Тициан сочинял поясные фигуры и бюсты молодых женщин, такие как «Флора» в Уффици и «Женщина с зеркалом» в Лувре. По крайней мере, согласно популярной легенде, их смоделировали некоторые из знаменитых венецианских куртизанок .
Зрелость
[ редактировать ]Мастерство Тициана в работе с цветом иллюстрируется его «Даная» , одной из нескольких мифологических картин, или «poesie» («стихотворений»), как их называл художник. Эта картина была написана для Алессандро Фарнезе, но более поздний вариант был создан для Филиппа II, для которого Тициан написал многие из своих самых важных мифологических картин. Хотя Микеланджело счел это произведение несовершенным с точки зрения рисунка, Тициан и его студия создали несколько версий для других покровителей.
Другая известная картина — «Вакх и Ариадна» , изображающая Тесея , чей корабль показан вдали и который только что покинул Ариадну на Наксосе, когда прибывает Вакх, спрыгивает со своей колесницы, запряженной двумя гепардами, и сразу же влюбляется в Ариадну. Вакх вознес ее на небо. На небе изображено ее созвездие. Картина принадлежит к серии, заказанной Беллини, Тициану и Доссо Досси для Камерино д'Алабастро (Алебастровой комнаты) герцогского дворца в Ферраре Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары , который в 1510 году даже пытался комиссия Микеланджело и Рафаэля .
В следующий период (1530–1550) Тициан развил стиль, представленный его драматической « Смертью святого мученика Петра» . В 1538 году венецианское правительство, недовольное пренебрежением Тициана к своей работе для герцогского дворца, приказало ему вернуть полученные деньги, и на его место был поставлен Иль Порденоне , его соперник последних лет. Однако в конце года Порденоне умер, а Тициан, который тем временем усердно писал в зале « Битву при Кадоре» , был восстановлен в должности. [25]
Эта главная батальная сцена была потеряна, как и многие другие крупные произведения венецианских художников, во время пожара 1577 года, уничтожившего все старые картины в больших залах Дворца дожей. На нем в натуральную величину был изображен момент, когда венецианский генерал д'Альвиано атаковал врага, когда лошади и люди падали в ручей. [25] Это была самая важная попытка Тициана создать бурную и героическую сцену движения, способную соперничать с Рафаэля « Битвой при Константине» , столь же злополучной «Битвой при Кашине» Микеланджело и » Леонардо да Винчи ( «Битвой при Ангиари две последние незакончены). Осталась лишь бедная, неполная копия в Уффици и посредственная гравюра Фонтаны. Речь маркиза дель Васто (Мадрид, 1541 г.) также была частично уничтожена пожаром. Но этот период творчества мастера до сих пор представлен «Сретением Пресвятой Богородицы» (Венеция, 1539), одним из самых популярных его полотен, и « Ecce Homo» ( Вена , 1541). Несмотря на утрату, картина оказала большое влияние на болонское искусство и Рубенса как в обработке деталей, так и в общем эффекте лошадей, солдат, ликторов, мощного движения толпы у подножия лестницы, освещенной факелами с хлопающими крыльями. баннеров на фоне неба.
Менее удачными оказались подвески купола Санта-Мария-делла-Салюте ( Смерть Авеля , Жертвоприношение Авраама , Давида и Голиафа ). Эти жестокие сцены, рассматриваемые снизу, по своей природе были в неблагоприятных ситуациях. Тем не менее, ими очень восхищались и им подражали, Рубенс, среди других, применил эту систему к своим сорока потолкам (сохранились только эскизы) иезуитской церкви в Антверпене.
В это же время, во время своего визита в Рим , художник начал серию лежащих Венер: « Венера Урбино» из Уффици, «Венера и Любовь» в том же музее, «Венера — и органист» в Мадриде, что свидетельствует о влиянии контакта с древней скульптурой. Джорджоне уже затрагивал эту тему в своей дрезденской картине, законченной Тицианом, но здесь пурпурная драпировка, заменившая пейзажный фон, изменила своим гармоничным колоритом весь смысл сцены.
С самого начала своей карьеры Тициан был искусным портретистом, создавая такие работы, как «Белла» (Элеонора де Гонзага, герцогиня Урбино, во дворце Питти ). Он рисовал изображения принцев или дожей, кардиналов и монахов, художников и писателей. «...ни один другой художник не сумел так удачно извлечь из каждой физиономии столько черт одновременно характерных и прекрасных». [26] Среди портретистов Тициана сравнивают с Рембрандтом и Веласкесом по внутренней жизни первого и ясности, достоверности и очевидности второго.
Эти качества проявляются в Портрете Папы Павла III Неаполитанского из или эскизе того же Папы Павла III и его внуков , Портрете Пьетро Аретино дворца Питти, Портрете Изабеллы Португальской (Мадрид) и серии Император Карл V из того же музея, « Карл V с борзой» (1533 г.) и особенно « Конный портрет Карла V» (1548 г.), конная картина в симфонии пурпурных цветов. Этот государственный портрет Карла V (1548 г.) в битве при Мюльберге положил начало новому жанру - большому конному портрету. Композиция пропитана как римской традицией конной скульптуры , так и средневековыми изображениями идеального христианского рыцаря, но утомленная фигура и лицо обладают утонченностью, на которую способны лишь немногие подобные изображения. В 1532 году, после написания портрета императора Карла V в Болонье, он был произведён в пфальцграфы и рыцари Золотой шпоры . Его дети также были пожалованы дворянами Империи, что для художника было исключительной честью. [25]
Это назначение позволило ему получить королевское покровительство и работать над престижными заказами. [27] Что касается профессионального и мирового успеха, его положение примерно с этого времени считается равным только положению Рафаэля , Микеланджело и, позднее, Рубенса. В 1540 году он получил пенсию от д'Авалоса, маркиза дель Васто, и ренту в размере 200 крон (которая впоследствии была удвоена) от Карла V из казны Милана . Другим источником прибыли, ибо он всегда знал о деньгах, был полученный в 1542 году контракт на поставку зерна в Кадоре, куда он бывал почти каждый год и где был одновременно щедр и влиятелен. [25]
У Тициана была любимая вилла на соседнем холме Манца (напротив церкви Кастелло Роганцуоло ), откуда (как можно предположить) он делал свои основные наблюдения за формой и эффектом пейзажа. Так называемая мельница Тициана, постоянно видимая в его исследованиях, находится в Коллонтоле, недалеко от Беллуно. [28] [25]
Он посетил Рим в 1546 году и получил свободу города — его непосредственным предшественником в этой чести был Микеланджело в 1537 году. В то же время он мог стать преемником художника Себастьяно дель Пьомбо в его прибыльной должности держателя пиомбо или папской печати. он был готов принять священный сан и для этой цели ; но проект провалился из-за того, что в 1547 году его вызвали из Венеции, чтобы нарисовать Карла V и других в Аугсбурге . Он снова был там в 1550 году и выполнил портрет Филиппа II , который был отправлен в Англию и пригодился в костюме Филиппа для руки королевы Марии . [25]
Последние годы
[ редактировать ]В течение последних двадцати шести лет своей жизни (1550–1576) Тициан работал в основном у Филиппа II и как портретист. Он стал более самокритичным, ненасытным перфекционистом, храня некоторые картины в своей мастерской по десять лет, возвращаясь к ним и ретушируя их, постоянно добавляя новые выражения, одновременно более изысканные, лаконичные и тонкие. Он также закончил множество копий, сделанных его учениками с его более ранних работ. Это вызвало проблемы с атрибуцией и приоритетом среди версий его работ, которые также широко копировались и подделывались за пределами его студии при его жизни и впоследствии.
Для Филиппа II он написал серию больших мифологических картин, известных как «Поэзия», в основном из Овидия , которые ученые считают одними из его величайших произведений. [29] Из-за ханжества преемников Филиппа позже их по большей части преподнесли в качестве подарков, и в Прадо осталось только два. В то же время Тициан создавал религиозные произведения для Филиппа, некоторые из которых, как известно, внутри дворца Рибейра , были разрушены во время Лиссабонского землетрясения 1755 года . В серию «Поэзия» вошли следующие произведения:
- Даная , посланная Филиппу в 1553 году. [30] теперь в коллекции Веллингтона, с более ранними и более поздними версиями
- Венера и Адонис , самая ранняя сохранившаяся версия которой, выпущенная в 1554 году, находится в Прадо, но существует несколько версий.
- Персей и Андромеда ( Коллекция Уоллеса , ныне повреждена)
- Диана и Актеон , совместно принадлежащие Национальной галерее в Лондоне и Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
- Диана и Каллисто были отправлены в 1559 году и принадлежат совместно Национальной галерее и Национальной галерее Шотландии.
- Похищение Европы (Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер ), доставлено в 1562 году.
- «Смерть Актеона» , сейчас находящаяся в Национальной галерее в Лондоне, началась в 1559 году, но продолжалась много лет и так и не была завершена или поставлена. [31]
Поэзия, за исключением «Смерти Актеона» , была собрана впервые за почти 500 лет на выставке в 2020 и 2021 годах, которая прошла от Национальной галереи в Лондоне до Музея Прадо в Мадриде и музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Музей в Бостоне, который закрылся 2 января 2022 года. [32] [33] [34]
Другая картина, которая, очевидно, осталась в его мастерской после его смерти и была гораздо менее известна до последних десятилетий, — это мощное, даже «отталкивающее» « Снятие свежести с Марсия » ( Кромержиж , Чехия ). [35] Еще один жестокий шедевр — «Тарквиний и Лукреция» ( Кембридж , Музей Фицуильяма ). [36]
Для каждой проблемы, которую он решал, он предлагал новую, более совершенную формулу. Он никогда больше не мог сравниться по эмоциональности и трагедии с «Терновым венчанием» (Лувр); в выражении таинственного и божественного он никогда не мог сравниться с поэзией паломников Эммауса ; хотя в великолепном и героическом блеске он никогда больше не создавал ничего более грандиозного, чем «Дож Гримани, поклоняющийся Вере» (Венеция, Дворец дожей) или « Троица » в Мадриде. С другой стороны, с точки зрения телесных оттенков, наиболее трогательными являются его картины старости, такие как поэзия и «Антиопа» из Лувра. Он даже пробовал задачи светотени в фантастических ночных эффектах ( «Мученичество Св. Лаврентия» , церковь иезуитов, Венеция; «Св. Иероним» , Лувр; «Распятие» , церковь Сан-Доменико, Анкона).
Тициан обручил свою дочь Лавинию, красивую девушку, которую он глубоко любил и которую неоднократно писал, с Корнелио Сарчинелли из Серравалле. Она сменила свою тетю Орсу, тогда умершую, на посту управляющей домом, что, с учетом барского дохода, который Тициан получал к этому времени, поставило ее на соответствующее положение. Брак Лавинии с Корнелио состоялся в 1554 году. Она умерла при родах в 1560 году. [25]
Тициан присутствовал на Тридентском соборе около 1555 года, готовый набросок которого хранится в Лувре. Его друг Аретино внезапно умер в 1556 году, а другой близкий человек, скульптор и архитектор Якопо Сансовино , - в 1570 году. В сентябре 1565 года Тициан отправился в Кадоре и разработал украшения для церкви в Пьеве, частично выполненные его учениками. Одно из них — «Преображение», другое — « Благовещение» (ныне в Сан-Сальваторе, Венеция), написанное Тицианом fecit в знак протеста (говорят) против унижения некоторых людей, которые придирались к неудачному мастерству ветерана. [25]
Около 1560 г. [37] Тициан написал маслом на холсте Мадонну с Младенцем со святыми Лукой и Екатериной Александрийской , производную от мотива Мадонны с Младенцем . Предполагается, что занавес и Люка, вероятно, расписывали члены венецианской мастерской Тициана из-за более низкого качества этих частей. [38]
Он продолжал принимать заказы до конца своей жизни. Как и многие из его поздних работ, последняя картина Тициана, « Пьета» , представляет собой драматическую ночную сцену страданий. Очевидно, он предназначал его для своей часовни-гробницы. Местом своего захоронения он выбрал часовню Распятия в базилике Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, церкви францисканского ордена. В качестве платы за могилу он предложил францисканцам картину Пьеты , на которой были изображены он сам и его сын Орацио с сивиллой перед Спасителем. Он почти закончил эту работу, но по поводу нее возникли разногласия, и он решил быть похороненным в родном Пьеве. [25]
Смерть
[ редактировать ]Пока в Венеции свирепствовала чума , 27 августа 1576 года Тициан умер. [39] В зависимости от его неизвестной даты рождения (см. выше), ему было где-то около восьмидесяти или даже около 100 лет. Тициан был похоронен во Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari ), как и предполагалось вначале, и его Пьета была закончена Пальма иль Джоване . Он лежит возле своей знаменитой картины « Мадонна ди Ка Пезаро». На его могиле не было мемориала. Намного позже австрийские правители Венеции поручили Антонио Канове вылепить большой памятник, который до сих пор находится в церкви. [25]
Вскоре после смерти Тициана его сын, помощник и единственный наследник Орацио , также умер от чумы, что значительно усложнило урегулирование его имущества, поскольку он не составил завещания. [40]
Эстамп
[ редактировать ]Тициан никогда не пробовал гравировать , но он прекрасно осознавал важность гравюры как средства расширения своей репутации. В период 1515–1520 годов он создал ряд гравюр на дереве , в том числе огромную и впечатляющую « Затопление армии фараона в Красном море » в двенадцати блоках, предназначенных для украшения стен вместо картин; [41] и сотрудничал с Доменико Кампаньолой и другими, которые создали дополнительные гравюры на основе его картин и рисунков. Намного позже он предоставил рисунки на основе своих картин Корнелису Корту из Нидерландов, который их выгравировал. Мартино Рота следовал за Кортом примерно с 1558 по 1568 год. [42]
Лакокрасочные материалы
[ редактировать ]Тициан использовал обширный набор пигментов, и можно сказать, что он использовал практически все доступные пигменты своего времени. [43] Помимо распространенных пигментов периода Возрождения, таких как ультрамарин , киноварь , свинцово-оловянно-желтый , охра и азурит , он также использовал редкие пигменты реальгар и аурипигмент . [44]
Семья и мастерская
[ редактировать ]Жена Тициана, Сесилия, была дочерью цирюльника из его родной деревни Кадоре . В молодости она была его экономкой и любовницей около пяти лет. Чечилия уже родила Тициану двух прекрасных сыновей, Помпонио и Орацио , когда в 1525 году серьезно заболела. Тициан, желая узаконить детей, женился на ней. Сесилия выздоровела, брак оказался счастливым, у них родилась еще одна дочь, умершая в младенчестве. [45] В августе 1530 года Сесилия умерла. Тициан женился повторно, но о его второй жене известно мало сведений; возможно, она была матерью его дочери Лавинии. [46] У Тициана родился четвертый ребенок, Эмилия, в результате романа, возможно, с экономкой. [47] Его любимым ребенком был Орацио, который стал его помощником.
В августе 1530 года Тициан перевез двух своих сыновей и маленькую дочь в новый дом и убедил свою сестру Орсу приехать из Кадоре и взять на себя управление домашним хозяйством. Особняк, который сейчас трудно найти, находится в Бири-Гранде, тогда модном пригороде, на самом краю Венеции, на берегу моря, с прекрасными садами и видом на Мурано . Примерно в 1526 году он познакомился, а вскоре и стал близким другом, с Пьетро Аретино , влиятельной и смелой фигурой, которая так странно фигурирует в хрониках того времени. [48] Тициан отправил его портрет Гонзаге, герцогу Мантуи . [5]
Когда он был очень молод, знаменитый итальянский художник Тинторетто был приведен в студию Тициана его отцом. Предположительно это было около 1533 года, когда Тициану было (по общепринятым данным) более 40 лет. Тинторетто пробыл в студии всего десять дней, когда Тициан навсегда отправил его домой, потому что великий мастер увидел несколько очень энергичных рисунков, которые, как он узнал, были произведением Тинторетто; Предполагается, что он сразу же позавидовал столь многообещающему студенту. Однако это всего лишь предположение; и, возможно, было бы справедливее предположить, что рисунки демонстрировали настолько большую независимость манеры, что Тициан решил, что молодой Якопо, хотя и может стать художником, никогда не станет учеником по-настоящему. С этого времени они всегда оставались в отдаленных отношениях, хотя Тинторетто действительно был явным и горячим поклонником Тициана, но никогда не был другом, и Тициан и его сторонники относились к нему холодно. Было и активное унижение, но оно прошло незамеченным Тинторетто.
За Тицианом последовали еще несколько художников семьи Вечелли. Франческо Вечеллио , его старший брат, был приобщен к живописи Тицианом (говорят, что в двенадцатилетнем возрасте, но хронология вряд ли допускает этого) и написал в церкви Сан Вито в Кадоре картину титулярного святого, вооруженного . Это было примечательное выступление, которому Тициан (обычная история) позавидовал; поэтому Франческо от живописи перешел на военную службу, а затем на торговую жизнь. [49]
Марко Вечеллио , прозванный Марко ди Тициано, родившийся в 1545 году, был племянником Тициана и постоянно находился рядом с мастером в его старости, изучая его методы работы. Он оставил несколько достойных постановок в герцогском дворце: « Встреча Карла V и Климента VII в 1529 году »; в Сан-Джакомо-ди-Риальто Благовещение — ; в Санти Джованни и Паоло , Молниеносный Христос . Сын Марко по имени Тициано (или Тицианелло) писал картины в начале 17 века. [49]
Из другой ветви семьи происходил Фабрицио ди Этторе, художник, умерший в 1580 году. Его брат Чезаре, также оставивший несколько картин, хорошо известен своей книгой гравированных костюмов Abiti antichi e Moderni . Томмазо Вечелли, тоже живописец, умер в 1620 году. Был еще один родственник, Джироламо Данте, которого, будучи ученым и помощником Тициана, звали Джироламо ди Тициано . Различные его картины были подкрашены мастером и их трудно отличить от оригиналов. [49]
Лишь немногие из учеников и помощников Тициана стали широко известны сами по себе; для некоторых быть его помощником, вероятно, было карьерой на всю жизнь. Пэрис Бордоне и Бонифацио Веронезе были его помощниками на каком-то этапе своей карьеры. Джулио Кловио сказал, что Тициан нанял Эль Греко (или Доминикоса Теотокопулоса) в свои последние годы. Говорят, что Полидоро да Ланчано был последователем или учеником Тициана. Другими последователями были Надалино да Мурано , [50] Дамиано Мацца , [51] и Гаспаре Нервеса. [52]
Сегодняшний день
[ редактировать ]По современным оценкам, Тициану принадлежит около 400 работ, из которых около 300 сохранились. [54] Две работы Тициана, находящиеся в частных руках, были выставлены на продажу в 2008 году. Одна из них, «Диана и Актеон» , была куплена Национальной галереей в Лондоне и Национальными галереями Шотландии 2 февраля 2009 года за 50 миллионов фунтов стерлингов. [55] Галереи должны были совершить покупку до 31 декабря 2008 года, прежде чем работа будет предложена частным коллекционерам, но срок был продлен. Продажа вызвала разногласия среди политиков, которые утверждали, что деньги можно было потратить более разумно во время углубляющейся рецессии. Правительство Шотландии предложило 12,5 миллионов фунтов стерлингов, а 10 миллионов фунтов стерлингов поступили из Мемориального фонда национального наследия . Остальные деньги поступили от Национальной галереи и частных пожертвований. [56] Другая картина, «Диана и Каллисто» , продавалась за ту же сумму до 2012 года, прежде чем была предложена частным коллекционерам.
Тициан волосы
[ редактировать ]Волосы Тициана использовались для описания рыжих волос, почти всегда у женщин, с 19 века. Энн Ширли из романа Люси Мод Монтгомери 1908 года «Анна из Зеленых Мезонинов » описывается как обладательница волос Тициана в 15 лет:
Ну, мы слышали, как он сказал — не так ли, Джейн? — «Кто эта девушка на платформе с великолепными тициановскими волосами?» У нее есть лицо, которое мне хотелось бы нарисовать». Ну вот, Энн. Но что означают волосы Тициана?»«Думаю, в переводе это означает просто красный цвет», - засмеялась Энн. «Тициан был очень известным художником, который любил рисовать рыжеволосых женщин». [57]
- Л. М. Монтгомери , Энн из Зеленых Мезонинов
Галерея работ
[ редактировать ]- Портрет дамы ( «Скьявона» ) 1510-12 гг.
- Noli me tangere , 1511–1515, Национальная галерея Лондона.
- Портрет Якопо Санназаро , 1514–1818, Королевская коллекция , Великобритания.
- Мужчина в перчатке , гр. 1520, Лувр , Париж.
- Давид и Голиаф , 1542–1544 гг., Санта-Мария-делла-Салюте , Венеция.
- Святой Иероним в покаянии , ок. 1552 г.
- Алтарь Иакова Великого , 1558 год, церковь Сан-Лио, Венеция.
- Погребение , ок. 1572, Музей Прадо , Мадрид.
- Снятие кожи с Марсия , 1570-е гг.
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. ниже; в. 1488/1490 является общепринятым, несмотря на заявления при жизни о том, что он был старше, в списке имен художников Союза Гетти и временной шкале Метрополитен-музея, полученных 11 февраля 2009 г., оба используют c. 1488. См. обсуждение этого вопроса ниже и в книге « Когда родился Тициан?». , в котором излагаются доказательства и подтверждается 1477 год — необычная точка зрения сегодня. Гулд (стр. 264–66) также излагает большую часть доказательств, не приходя к каким-либо выводам. Чарльз Хоуп в Яффе (стр. 11) также обсуждает этот вопрос, отдавая предпочтение дате «в 1490 году или незадолго до него», а не гораздо более ранним датам, как и Пенни (стр. 201) «вероятно, в 1490 году или немного раньше». Этот вопрос оказался в центре до сих пор спорного разделения произведений между Джорджоне и молодым Тицианом.
- ^ «Тициан (ок. 1485/90?–1576)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей. Октябрь 2003 года . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Плиний Младший , Письма 9.23.
- ^ Вольф, Норберт (2006). Я, Тициан . Нью-Йорк и Лондон: Престель. ISBN 9783791333847 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Россетти 1911 , с. 1023.
- ^ Фосси, Глория, Итальянское искусство: живопись, скульптура, архитектура от истоков до наших дней , с. 194. Джунти, 2000. ISBN 88-09-01771-4
- ↑ Контуры в ранних работах можно охарактеризовать как «четкие и ясные», а о его поздних методах говорили, что «он больше рисовал пальцами, чем кистями». Дункертон, Джилл и др., От Дюрера до Веронезе: живопись шестнадцатого века в Национальной галерее , стр. 281–286. Йельский университет, Публикации Национальной галереи, 1999. ISBN 0-300-07220-1
- ^ Сесил Гулд , Итальянские школы шестнадцатого века, Каталоги Национальной галереи, стр. 265, Лондон, 1975 г., ISBN 0-947645-22-5
- ^ «Когда родился Тициан?» . Lafrusta.homestead.com. 4 ноября 2002 г. Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Хейл, 5-6; также см. ссылки выше
- ^ Дюрант, Уилл (1953). Ренессанс . История цивилизации . Том. 5. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 667.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Яффе (редактор), Тициан, Компания Национальной галереи / Йельский университет, стр. 11, Лондон 2003, ISBN 1-85709-903-6
- ^ Джаффе № 1, стр. 74–75, изображение.
- ^ «Портрет Джероламо (?) Барбариго, около 1510, Тициан» . Национальная галерея . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Ольга Матаева. «Эссе гомо» . Abcgallery.com . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Чарльз Хоуп, в Яффе, стр. 11–14.
- ^ «Новые открытия в технике фрески Тициана в Скуоле дель Санто в Падуе», The Art Bulletin , март 1999 г., том LXXXI, номер 1, автор Серджио Россетти Морозини
- ^ Сетре, Джанет (8 января 2020 г.). Венеция: Мать и дитя душ . Агентство стратегического книгоиздания и прав. ISBN 9781951530242 – через Google Книги.
- ^ Чарльз Хоуп, в Jaffé, стр. 14
- ^ Чарльз Хоуп, в Jaffé, стр. 15
- ^ Чарльз Хоуп, в Яффе, стр. 16–17.
- ^ Чарльз Хоуп, в Jaffé, стр. 17 Гравюра картины
- ^ Яффе, стр. 100–111.
- ^ Луи Жилле (1913). «Тициан» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 30 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Россетти 1911 , с. 1024.
- ^ «Тициан», Католическая энциклопедия.
- ^ «Тициан» . Nationalgallery.org.uk/ . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ РФ Хит, Жизнь Тициана , с. 5.
- ^ Пенни, 204
- ^ Museo del Prado, Каталог картин , 1996, с. 402, Министерство образования и культуры, Мадрид, ISBN 84-87317-53-7
- ^ Пенни, 249–50.
- ^ «Разлученные на столетия, «Поэзия» Тициана воссоединяется в музее Гарднера на мощной выставке» . ВБУР . 16 августа 2021 г.
- ^ Коттер, Голландия (12 августа 2021 г.). «Можем ли мы когда-нибудь снова смотреть на картины Тициана так же?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ "Тициан приходит вместе"
- ^ Джайлз Робертсон в Джейн Мартино, изд., Гений Венеции, 1500–1600 , стр. 231–233, 1983, Королевская академия художеств, Лондон.
- ^ Робертсон, стр. 229–230.
- ^ «Мадонна Тициана с младенцем продана за рекордные 16,9 миллиона долларов» . Новости BBC онлайн . 28 января 2011 года . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ «Искусство и Библия» . Artbible.info . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Кеннеди, Ян (2006). Тициан . Сумки. п. 95. ИСБН 9783822849125 .
- ↑ Дом, 722–723.
- ^ Шмидт, Сюзанна Карр. «Печатные тела и материальность ранних современных гравюр», архивировано 24 октября 2020 г. в Wayback Machine Art in Print Vol. 1 № 1 (май – июнь 2011 г.), с. 26.
- ^ Ландау, 304–305, а также в следующих записях каталога. Гораздо более подробное рассмотрение дается в различных местах: Дэвид Ландау и Питер Паршалл, The Renaissance Print , Йель, 1996, ISBN 0-300-06883-2
- ^ Джилл Данкертон и Марика Спринг, при участии Рэйчел Биллиндж, Камиллы Калининой, Рэйчел Моррисон, Габриэллы Макаро, Дэвида Пегги и Ашока Роя, Техника живописи Тициана в ок. 1540, Технический бюллетень Национальной галереи, том 34, 2013 г., стр. 4–31. Каталог I и II.
- ^ Пигменты, используемые Тицианом , ColourLex.
- ^ Дом, 215
- ^ Дом, 249
- ^ Дом, 486
- ^ "Отношения между писателем и художником стали особенно близкими за почти тридцать лет, проведенных Аретино в Венеции". Ксавье Саломон , «Пьетро Аретино» Тициана (2020), с. 38. Аретино стал «ближайшим спутником жизни Тициана, его самым чувствительным критиком, а также его советником, агентом, публицистом, сборщиком долгов, писцом и прихлебателем». Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (2012), с. 229.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Россетти 1911 , с. 1025.
- ^ [Чудеса искусства: или Жизнь прославленных художников], Том 1, Карло Ридольфи, Джузеппе Ведова, стр. 288.
- ^ Ридольфи и Ведова, стр. 289.
- ^ Бони, Филиппо де' (1840). Биографии художников, методический биографический центр, один том . Венеция: Ко Типи ди Гондольери. п. 703.
- ^ Научные изображения этой картины с пояснениями доступны на сайте Французского центра исследований и реставрации музеев Франции).
- ^ Марк Хадсон, Тициан: Последние дни , Уокер и компания, Нью-Йорк, 2000, стр. 10–11.
- ^ Каррелл, Северин (2 февраля 2009 г.). «Диана и Актеон Тициана спасены для нации» . Хранитель .
- ^ «Yahoo.com» .
- ^ Монтгомери, Люси. Энн из Зеленых Мезонинов . Питман.
- ^ Хотя современная Итальянская Республика еще не была создана, латинский эквивалент термина «итальянский» использовался для коренных жителей региона с древности. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- Коул, Брюс , Тициан и венецианская живопись, 1450–1590 , Westview Press, Боулдер, Колорадо, 1999, ISBN 0-8133-9043-5
- Гулд, Сесил , Итальянские школы шестнадцатого века , Каталоги Национальной галереи, Лондон, 1975, ISBN 0-947645-22-5
- Хейл, Шейла, Тициан: Его жизнь , HarperCollins, Нью-Йорк, 2012 г., ISBN 978-0-00717582-6
- Яффе, Дэвид (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003 г., ISBN 1-85709-903-6
- Ландау, Дэвид, в книге Джейн Мартино и Чарльза Хоупа (ред.), Гений Венеции, 1500–1600 , Королевская академия художеств, Лондон, 1983, ISBN 0810909855 , ISBN 0297783238
- Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том II, Венеция 1540–1600 , 2008, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1-85709-913-3
- Ридольфи, Карло (1594–1658); Жизнь Тициана в переводе Джулии Конэуэй Бонданеллы и Питера Э. Бонданеллы , Penn State Press, 1996, ISBN 0-271-01627-2 , ISBN 978-0-271-01627-6 Google Книги
- свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Тициан ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1023–1026. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Список работ Тициана
- Кроу, Джозеф Арчер и Кавальказель, Джованни Баттиста , Тициан: его жизнь и времена. С некоторыми сведениями о его семье, в основном из новых и неопубликованных записей . Том I (Лондон: Джон Мюррей , 1877 г.)
- Жизнь и времена Тициана. С некоторыми сведениями о своей семье . Том II (Лондон: Джон Мюррей, 1881).
- Далвит, Джулио и Пейтон, Элизабет , Тициан «Человек в красной шляпе» , Коллекция Фрика , 2022, ISBN 978-1-913875-30-5
- Хадсон, Марк, Тициан: Последние дни , Нью-Йорк: Уокер и компания, 2009. ISBN 978-0-8027-1076-5
- Ло, Мария Х., Прикосновение Тициана: искусство, магия и философия , Лондон: Reaktion Books, 2019, ISBN 978-1789140828 , ISBN 178914082X
- Панофски, Эрвин (1969). Проблемы Тициана, в основном иконографические . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0714813257 .
- Николс, Том, Тициан и конец венецианского Возрождения , Лондон: Reaktion Books, 2013. ISBN 978 1 78023 186 0
- Проза, Франсин и Саломон, Ксавье Ф. , Тициан «Пьетро Аретино» , Коллекция Фрика , 2020, ISBN 978-1-911-282-71-6
- Россетти, Уильям Майкл (1888). " энциклопедия Британская Том. XXIII (9-е изд.). стр. 100-1 413–417.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 139 произведений Тициана или после него на Art UK сайте
- Более пристальный взгляд на мультимедийный фильм «Мадонна с кроликом» , официальный сайт Лувра (английская версия)
- Фонд Тициана Изображения 168 картин художника.
- Картины Тициана
- Тициано Вечеллио в Интернет-галерее искусств
- Анонс распродажи Christie’s недавно отреставрированной картины «Мать и дитя»
- Белл, Малькольм. Ранние работы Тициана в Интернет-архиве.
- Тициан в виртуальной художественной галерее Паноптикум
- Как рисовать как Тициан Джеймса Фентона Эссе о Тициане из The New York Review of Books
- Тициано Вечеллио – один из величайших художников всех времен
- Тициана Интерактивные научные изображения высокого разрешения «Портрета женщины с зеркалом» из C2RMF.
- Тициан: общие ресурсы, его картины и использованные пигменты , ColourLex
- Тереза Линьелли, " Архиепископ Филиппо Арчинто" Тициана (кат. 204) [ постоянная мертвая ссылка ] » в « Собрании Джона Дж. Джонсона: история и избранные произведения». [ постоянная мертвая ссылка ] , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.
- Filppo Archinto Тициана в Метрополитен-музее
- Выставка поэзии в Национальной галерее в Лондоне (16 марта 2020 г. - 17 января 2021 г.) , Музее Прадо в Мадриде (2 марта 2021 г. - 4 июля 2021 г.) и Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (12 августа 2021 г. - 2 января). 2022)
- Тициан
- Итальянские художники эпохи Возрождения.
- Художники Венецианской Республики.
- 1480-е годы рождения
- 1576 смертей
- Смертность от чумы (болезни) в XVI веке
- Смертность от инфекционных заболеваний в Италии
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские католики
- Жители провинции Беллуно
- Художники Венецианской Республики
- Венецианцы XV века
- Венецианцы XVI века
- Итальянские художники XV века.
- Итальянские художники XVI века.
- Католические художники
- Похороны в Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.