Римская инквизиция
Часть серии о |
Римская курия |
---|
Портал католицизма |
Римская инквизиция , формально Suprema Congregatio Sanctae Romanae et Universalis Inquisitionis ( на латыни « Высшая Священная Конгрегация Римской и Всемирной Инквизиции »), представляла собой систему партийных трибуналов, разработанную Святым Престолом Католической Церкви во второй половине 16-го века, ответственный за преследование лиц, обвиняемых в широком спектре преступлений в соответствии с католическим законом и доктриной , касающихся католической религиозной жизни или альтернативных религиозных или светских убеждений. Он был основан в 1542 году главой католической церкви папой Павлом III . В период после средневековой инквизиции это было одно из трех различных проявлений более широкой католической инквизиции , двумя другими были испанская инквизиция и португальская инквизиция .
Функция и функционирование
[ редактировать ]Основная функция этого учреждения заключалась в поддержании и исполнении папских булл и других церковных постановлений, в дополнение к их функции применения юридических последствий к отступникам от католической ортодоксальности в государствах, которые сотрудничали с Папой, и якобы демонстрации надлежащих процедур католическим государствам в процессе. формулирования Контрреформации. [1] Папская булла Ad abolendam Луция III предписывала наказания еретическим священнослужителям и мирянам и устанавливала процедуру систематической инквизиции со стороны епископов; третий канон четвертого Латеранского собора (1215 г.) определил процедуры против еретиков и их сообщников. Священнослужители должны были быть лишены своих сана, миряне должны были быть заклеймены как позорные и не допущены к государственным должностям или советам, а также к ведению бизнеса, не имели права составлять завещания и не наследовали имущество. подлежат конфискации. Светский лидер, который «пренебрегает очисткой своей территории от этой еретической грязи», будет отлучен от церкви, а верховный понтифик сможет объявить своих вассалов освобожденными от верности ему и предоставить землю для оккупации католикам, которые будут беспрепятственно владеть ею и сохранять ее в чистота веры. [2]
Организационная система римской инквизиции существенно отличалась от системы средневековой инквизиции. Обычно папа назначал одного кардинала председательствовать на заседаниях Конгрегации. Хотя в исторической литературе их часто называют Великими инквизиторами , эта роль существенно отличалась от роли официально назначенного Великого инквизитора испанской инквизиции. Обычно членами Конгрегации были еще десять кардиналов, а также прелат и два помощника, выбранные из Доминиканского ордена . Священная канцелярия также имела международную группу консультантов ; опытные ученые в области теологии и канонического права , которые давали советы по конкретным вопросам. Конгрегация, в свою очередь, председательствовала на деятельности местных трибуналов.
История
[ редактировать ]Римская инквизиция началась в 1542 году как часть контрреформации католической церкви против распространения протестантизма, но она представляла собой менее суровое дело, чем ранее созданная испанская инквизиция. [3] В 1588 году [4] Папа Сикст V учредил вместе с Immensa Aeterni Dei 15 конгрегаций Римской курии , одной из которых была Верховная Священная Конгрегация Римской и Всемирной инквизиции . В 1908 году конгрегация была переименована в Высшую Священную Конгрегацию Священной Канцелярии , в 1965 году она была вновь переименована в Конгрегацию Доктрины Веры , а в 2022 году вновь переименована в Дикастерию Доктрины Веры . [5]
Хотя римская инквизиция изначально была создана для борьбы с распространением протестантизма в Италии, этот институт пережил свою первоначальную цель, и система трибуналов просуществовала до середины 18 века, когда итальянские государства до объединения начали подавлять местные инквизиции, фактически устранив Право церкви преследовать еретические преступления.
Известные предметы расследования
[ редактировать ]Коперник
[ редактировать ]Николай Коперник распространил на научное обсуждение свою гипотезу о гелиоцентрическом космосе и о Земле, вращающейся вокруг своей оси, сначала в 1514 году в рукописном эссе « Degiothesibus motuum coelestium commentariolus » (Краткий комментарий к гипотезам небесных движений). , а затем более решительно в книге De Revolutionibus orbium coelestium ( «О вращении небесных сфер »), в 1543 году. Книга была посвящена Папе Павлу III , который был известен своими интересами к астрономии . Обе работы были известны в Риме, и ни одна из них не вызвала негативной богословской реакции в шестнадцатом веке.
Примерно через семь десятилетий после смерти Коперника специалисты по математике, философии и католической теологии, с которыми консультировалась римская инквизиция в ответ на жалобы, поданные против Галилея в 1616 году, высказали мнение о том, что Солнце неподвижно и находится в центре Вселенной и что Земля вращается вокруг нее, что является «глупым и абсурдным с философской точки зрения» и что первое было «формально еретическим», а второе было «по крайней мере ошибочным в вере». [примечание 1] [6]
Хотя инквизиция воздержалась от осуждения Коперника или его книги (или Галилея) на основании этой оценки, несколько богословских утверждений в De Revolutionibus было приказано исключить из будущих публикаций. Неочищенные версии « О вращении небесных сфер» были помещены в Index Librorum Prohibitorum (Индекс запрещенных книг).
Галилео
[ редактировать ]Галилео Галилей пересмотрел теории Коперника и был упрек за свои взгляды на гелиоцентризм в 1615 году. Римская инквизиция пришла к выводу, что его теорию можно поддерживать только как возможность, а не как установленный факт. [7] Позже Галилей защищал свои взгляды в «Диалоге о двух главных мировых системах» (1632 г.), который напал на Папу Урбана VIII и, таким образом, оттолкнул его и иезуитов , которые до этого момента оба поддерживали Галилея. [7]
В 1633 году его судила инквизиция. Галилея признали «яростно подозреваемым в ереси», заставили отречься, а « Диалог о двух главных мировых системах» был внесен в Index Librorum Prohibitorum (Индекс запрещенных книг). Остаток жизни он провел под домашним арестом на своей вилле в Арчетри недалеко от города Флоренции . [8]
Джон Баргрейв
[ редактировать ]Английский путешественник и писатель 17 века Джон Баргрейв рассказал о своем взаимодействии с римской инквизицией. [9] Прибыв в город Реджо (приехав из Модены ), Баргрейв был остановлен городской стражей , которая проверяла его книги на подозрении, что некоторые из них могли входить в Index Librorum Prohibitorum . города Баргрейва предстали перед главным инквизитором , который предложил им говорить на латыни, а не на итальянском, чтобы охрана не могла их понять. Инквизитор сказал ему, что инквизиция не привыкла останавливать посетителей или путешественников, если кто-то не предложил им это сделать (Баргрейв подозревал, что иезуиты в Риме выдвинули против него обвинения). Тем не менее Баргрейву сказали, что он должен иметь лицензию инквизиции. Даже имея лицензию, Баргрейву было запрещено носить с собой любые книги, «напечатанные в любом еретическом городе, таком как Женева , Амстердам , Лейден , Лондон и т.п.». [9] Баргрейв предоставил каталог инквизиции своих книг и получил лицензию на их ношение до конца своего путешествия.
Другие
[ редактировать ]Среди подданных этой инквизиции были Франциск Патриций , Джордано Бруно , Томмазо Кампанелла , Джероламо Кардано , Чезаре Кремонини и Камилла Эркулиани, итальянский аптекарь, писатель, натурфилософ и защитник прав женщин. Из них только Бруно был казнен в 1600 году. Мельник Доменико Сканделла также был сожжен на костре по приказу папы Климента VIII в 1599 году за свою веру в то, что Бог был создан из хаоса. [10] Монах Фульгенцио Манфреди , проповедовавший против папы, был осужден инквизицией и казнен в 1610 году.
Инквизиция также занималась Бенанданти в регионе Фриули , но считала их меньшей опасностью, чем протестантскую Реформацию , и выносила лишь легкие приговоры.
Инквизиция в Италии и на Мальте
[ редактировать ]Инквизиция на Мальте (1561–1798 гг.) обычно считается более мягкой. [11]
По оценкам итальянского историка Андреа Дель Кол, из 51 000–75 000 дел, рассмотренных инквизицией в Италии после 1542 года, около 1250 закончились смертными приговорами . [12]
Историография и обвинения в колдовстве
[ редактировать ]Инквизиция долгое время была одной из основных тем научных дебатов по поводу обвинений в колдовстве в период раннего Нового времени. Историк Генри Чарльз Ли уделяет особое внимание методам пыток, применяемым для вынуждения осужденных к признанию. [13] Карло Гинзбург в «Ночных битвах » рассказал, как инквизиторская пропаганда демонологии исказила популярные народные верования. [14] В аналогичном свете Эллиот П. Карри рассматривал инквизицию как одно уникальное, продолжающееся явление, которое довело охоту на ведьм до ее апогея. Карри утверждал, что методы, впервые предложенные инквизицией, косвенно привели континентальную Европу к серии преследований, мотивированных корыстью. Феминизм второй волны также пережил всплеск исторической интерпретации охоты на ведьм. [15] Было проведено от 100 000 до 9 000 000 казней, все из которых были приписаны инквизиции. Ученые-феминистки Клаудия Онегер и Нелли Мойя рассматривали увлечение ведьмами раннего Нового времени как продукт влияния инквизиции, а именно Malleus Maleficarum . [16] [17] Писательницы-феминистки Мэри Дейли, Барбара Уокер и Ведьма Стархок утверждали, что инквизиция несет ответственность за бесчисленные, «сотни тысяч, возможно, миллионы» смертей, большинство из которых - женщины. Эту идею также поддержала писательница-феминистка Третьей волны Элизабет Коннор, которая согласилась с понятием «гиноцида» или «охоты на женщин», введенным в действие Маллеусом . [13] То же мнение относительно пресловутой репутации пыток инквизиции разделял американский писатель и адвокат Джонатан Кирш. В своей книге « Руководство Великого Инквизитора: История террора во имя Бога » Кирш утверждал, что применение пыток инквизицией применялось не только к повальному увлечению ведьмами, которое достигло пика в начале 17 века, но и к судам над ведьмами в Салеме . Эта модель репрессивной системы, утверждал Кирш, также применялась в нацизме , Советской России, японских лагерях для интернированных , маккартизме и, совсем недавно, в войне с террором . [18]
Благодаря дальнейшим исследованиям и имеющимся доказательствам римская инквизиция предстала в ином свете. В отличие от феминистских аргументов, такие историки, как Кларк Гарретт, Брайан П. Левак , Джон Тедески, Маттео Дуни и Дайан Пуркисс, отмечали, что большинство процессов и казней над ведьмами проводились местными и светскими властями. [19] [20] [21] [22] [23] Кларк Гарретт упомянул быстрый упадок и незначительность Malleus Maleficarum . Углубленное историческое исследование мелких деталей различных типов магии, теологических ересей и политического климата Реформации также показало, что инквизиторские процедуры значительно ограничивали охоту на ведьм в Италии. Ученые, специализирующиеся на эпохе Возрождения и раннего Нового времени, такие как Гвидо Руджеро , Кристофер Ф. Блэк и Мэри О'Нил, также обсуждали важность правильных процедур и редкого применения пыток. Низкий уровень пыток и законных допросов, по мнению Блэка, означает, что судебные процессы, как правило, больше сосредотачиваются на индивидуальных обвинениях, а не на групповых. По той же причине понятие Black Sabbath было гораздо менее принято в современной итальянской популярной культуре. [24] [25] [26] Функция Священной канцелярии по разочарованию в массовой культуре также помогла продвинуть рационализм, избавившись от суеверий. Джеффри Р. Уотт опровергает утверждение феминисток о том, что инквизиция несет ответственность за смерть стольких женщин. Ватт отмечает, что в 1588 году Римская курия заявила, что разрешает давать показания об участии в шабаше только самим практикующим, а не внешним свидетелям. Кроме того, инквизиция в конечном итоге запретила пытки для получения признания в колдовстве. Священная канцелярия также начала добиваться менее сурового наказания для ведьм и рассматривала ведьм как тех, кто просто сбился с пути и кого можно искупить, а не как отступников, заслуживающих смерти. [ когда? ] [27]
Историки, которые склонялись к аргументу об ограничении охоты на ведьм, были более склонны различать разные инквизиции и часто проводили контраст между Италией и Центральной Европой. Число казненных ведьм также значительно сократилось - от 45 000 до 60 000. Те, кто аргументирует вину Инквизиции в повальном увлечении ведьмами, скорее всего, противопоставят континентальную Европу Англии, а также рассматривают Инквизицию как одно единственное событие, которое длилось 600 лет с момента ее основания в 11 или 12 веке. Значение и акцент Malleus Maleficarum чаще всего проявляется в аргументах, которые возлагают на инквизицию ответственность за повальное увлечение ведьмами.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Оригинальный документ об оценке Инквизиции был обнародован в 2014 году.
См. также
[ редактировать ]- Помпонио Алжирио привлек внимание инквизиции и в конце концов казнен гражданскими властями.
- Франческо Барберини (1597–1679), секретарь инквизиции 1633–1679 гг.
- Себастьян Бурдон (1616–1671), французский художник-протестант, вынужденный бежать из Италии.
- Корнелио да Монтальчино , монах-францисканец, принявший иудаизм и сожженный заживо на Кампо деи Фьори.
- Контрреформация
- Томмазо Крудели , масон, заключенный в тюрьму инквизиции
- Диего де Энзинас , протестант, сожженный на костре в 1547 году.
- Дома Мадонны Ориенте в 1390 году.
- Пьетро Оттобони (1667–1740), секретарь инквизиции 1726–1740 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Католическая энциклопедия. «Четвертый Латеранский собор (1215 г.)» . ewtn.com . Телевизионная сеть «Вечное слово», Inc.
- ^ Стивен Крейс, Четвертый Латеранский собор (1215 г.): Канон 3 - О ереси , Путеводитель по истории - Лекции по древней и средневековой европейской истории, 2006.
- ^ «Сюй, Джереми. «Sloppy Records представила суд над Галилеем в новом свете», Live Science , 30 сентября 2010 г.» . Живая наука . 30 сентября 2010 г.
- ^ [1] Архивировано 2015 г. в 22 января диссертации К. Боде , Католический университет Америки, 2010 г.
- ^ « Предикат Евангелия» о Римской курии и ее служении Церкви и миру (19 марта 2022 г.) | Франциск» . www.vatican.va . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ↑ Домингес, Нуньо (28 февраля 2014 г.). «Ошибка, воспроизводимая веками, меняет церковную цензуру Галилея». ЭсМатерия.com.; также arXiv:1402.6168
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ханнэм, Джеймс. «Генезис науки». 2011. стр. 329–344.
- ^ Финноккьяро, Морис (1989). Дело Галилея . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Папа Александр Седьмой и Коллегия кардиналов под Джона Баргрейва редакцией Джеймса Крейги Робертсона (переиздание; 2009 г.)
- ^ Гинзбург, Карло (1980) Сыр и черви: Космос Миллера шестнадцатого века (перевод Джона и Энн Тедески), Johns Hopkins University Press, Балтимор, ISBN 0-8018-4387-1
- ^ «Архивы римской инквизиции на Мальте» . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 г. Проверено 27 августа 2008 г.
- ^ Андреа Дель Кол: Инквизиция в Италии. Милан: Оскар Мондадори , 2010, стр. 779–780. ISBN 978-88-04-53433-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннор, Э. (31 января 1990 г.). «Жгучие времена: царство террора инквизиции». WomenWise , 12, 5
- ^ Гинзбург, Карло. 1983. Ночные битвы: колдовство и аграрные культы в шестнадцатом и семнадцатом веках . Лондон; Мельбурн: Рутледж и Кеган Пол.
- ^ Карри, Эллиотт П.. 1968. «Преступления без преступников: колдовство и контроль над ним в Европе эпохи Возрождения». Обзор закона и общества 3 (1). [Уайли, Ассоциация права и общества]: 7–32.
- ^ Онеггер, Клаудия. 1979. «Комментарий к книге Гаррета «Женщины и ведьмы»». Знаки 4 (4). Издательство Чикагского университета: 792–798.
- ^ Мойя, Нелли. 1979. «Комментарий к книге Гаррета «Женщины и ведьмы » . Знаки 4 (4). Издательство Чикагского университета: 798–802.
- ^ Кирш, Джонатан. 2008. Руководство Великого Инквизитора: История террора во имя Бога . Нью-Йорк: HarperOne.
- ^ Тедески, Джон (1983). «Римская инквизиция и колдовство: «Инструкция» начала семнадцатого века по правильной процедуре судебного разбирательства». Ревю истории религий . 200 (2). Арман Колен: 163–188. дои : 10.3406/rhr.1983.4520 .
- ^ Гаррет, Кларк. 1979. «Ответ Онеггеру и Мойе». Знаки 4 (4). Издательство Чикагского университета: 802–804.
- ^ Пуркисс, Дайан. «Собственный Холокост: миф о горящих временах». Ведьма в истории . Рутледж, Лондон: 1996.
- ^ Бейли., Майкл Д. (2009). «Под чарами дьявола: ведьмы, колдуны и инквизиция в Италии эпохи Возрождения (обзор)» . Магия, ритуалы и колдовство . 4 (1): 104–107. дои : 10.1353/mrw.0.0133 . S2CID 54861464 .
- ^ Бейли, Майкл Д. (2007). «Охота на ведьм в Европе раннего Нового времени (обзор)» . Магия, ритуалы и колдовство . 2 (1): 101–103. дои : 10.1353/mrw.0.0133 . S2CID 54861464 .
- ^ Блэк, Кристофер Ф. 2009. Итальянская инквизиция. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ Руджеро, Гвидо (1993). Связывающие страсти: рассказы о магии, браке и власти в конце эпохи Возрождения . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Халицер, Стивен (1986). Инквизиция и общество в Европе раннего Нового времени . Лондон: Крум Хелм.
- ^ Ватт, Джеффри (2012). «Обзор итальянской инквизиции Кристофера Ф. Блэка». Английский исторический обзор . 524 : 164.
Краткая библиография
[ редактировать ]- Кристофер Блэк, Итальянская инквизиция , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен – Лондон, 2009 г.
- Константино Корвизьери, «Сборник судебных процессов над Святой Канцелярией Рима (от Павла III до Павла IV)», Архив Римского общества отечественной истории 3 (1880), 261–290; 449-471
- Андреа Дель Кол, Инквизиция в Италии. С 11 по 21 век , Мондадори, Милан, 2006 г.
- Исторический словарь инквизиции под редакцией В. Лавения, А. Проспери, Дж. Тедески, 4 т., Edizioni della Normale, Пиза, 2010 г.
- Массимо Фирпо, Римская инквизиция и контрреформация. Исследования кардинала Джованни Мороне (1509–1580) и суда над ним по делу о ереси , 2-е издание, Морчеллиана, Брешия, 2005 г.
- Массимо Фирпо, епископ Витторе Сорансо и еретик. Реформа церкви и инквизиции в Италии шестнадцатого века , Латерца, Рим – Бари, 2006 г.
- Джованни Ромео , Инквизиторы, экзорцисты и ведьмы в контрреформационной Италии , Сансони, Флоренция, 1990 г.
- Джованни Ромео , Исследование исповедания грехов и инквизиции в Италии шестнадцатого века , La Città del Sole, Неаполь, 1997 г.
- Джованни Ромео , Инквизиция в современной Италии , Латерца, Рим-Бари, 2002 г.
- Джованни Ромео , «Запретная любовь». Наложницы между церковью и инквизицией , Латерца, Рим-Бари, 2008 г.
- Джон Тедески, Преследование ереси: сборник исследований инквизиции в Италии раннего Нового времени , Тексты и исследования Средневековья и Возрождения, Бингемтон, Нью-Йорк, 1991.
- Мария Франческа Тьеполо, «Венеция», Общее руководство государственных архивов , IV, Министерство культурного и экологического наследия, Центральное управление архивного наследия, Рим, 1994 г., стр. 857–1014, 1062–1070, 1076–1140
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Римской инквизиции или о ней в Интернет-архиве
- Работы римской инквизиции в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)