Jump to content

Теория двойного геноцида

Согласно теории двойного геноцида ( литовский : Dvigubo genocido požiūris , букв. «Подход двойного геноцида»), произошли два геноцида одинаковой степени тяжести в Восточной Европе : Холокост против евреев , совершенный нацистской Германией , и второй геноцид Советского Союза . Впервые эта теория стала популярной в постсоветской Литве, в дискуссиях о Холокосте в Литве . [1] Более явно антисемитская версия теории обвиняет евреев в соучастии в советских репрессиях и характеризует местное участие в Холокосте как возмездие, особенно в Литве, восточной Польше и северной Румынии. [2] [3] [4] [5] Теория двойного геноцида подверглась критике со стороны ученых как форма тривиализации Холокоста .

История [ править ]

После распада Советского Союза многие постсоветские государства, особенно страны Балтии , построили мемориалы жертвам советской оккупации, вручили посмертные почести нацистским коллаборационистам и выделили государственные ресурсы историческим комитетам, которые уделяли первоочередное внимание страданиям своих народов под советской властью. оккупации из-за страданий евреев своей страны в условиях нацистской оккупации. [6] [7]

В Литве Музей жертв геноцида (ныне Музей оккупаций и борьбы за свободу) был открыт в 1992 году, увековечивая память жертв преступлений против человечества во время советской оккупации , но редко упоминает Холокост в Литве . До 2011 года Холокост упоминался во всем музее только один раз, по сравнению с двумя залами, посвященными советской оккупации . По словам Лиляны Радонич , политолога, специализирующегося на национальной памяти, сказала, что «то, как там изображаются еврейские жертвы, показывает, что эта ссылка на Холокост является просто формальным». [8] В главном здании Литовского государственного еврейского музея висит мемориальная доска с надписью: «Первые убийства евреев были совершены в условиях военного хаоса ». В этом контексте были разработаны некоторые основные постулаты теории двойного геноцида. Литовские националисты, поддерживаемые государством, ложно утверждали, что различные националистические коллаборационисты были антисоветскими героями, что еврейские жертвы были всего лишь побочным ущербом в тумане войны, а любая документация, опровергающая это, является советской пропагандой. [9] Однако исторические данные показывают, что литовские евреи подвергались истреблению – по признаку их этнической принадлежности – как со стороны нацистов, так и местных националистических сил, причем местные националисты играли ведущую роль в геноциде. [10]

Литовский историк Витаутас Беренис отметил, что теория двойного геноцида имеет значительное влияние в литовской историографии и журналистике. Беренис заявляет, что литовские националисты оправдывают сотрудничество своей страны, утверждая, что коллаборационисты просто мстят « еврейским коммунистам », которые, как утверждается, были чрезмерно представлены в рядах НКВД и кадров коммунистической партии. Беренис говорит, что эта теория неверна по существу. Многие евреи не поддерживали Советы — непропорционально большое количество евреев стали жертвами советских депортаций. Кроме того, в октябре 1940 года 68,49 процента членов Коммунистической партии Литвы были этническими литовцами, а 16,24 процента - евреями, но почти все жертвы националистических злодеяний были евреями. [11] [12] Поэт и диссидент Томас Венцлова раскритиковал концепцию двойного геноцида в своем эссе 1975 года «Žydai irlietuviai» («Евреи и литовцы») и последующих публикациях. По словам Венцловой, теория затушевывает роль литовцев в преступлениях против человечности, совершенных в Литве, возлагая всю вину на нелитовских субъектов. [13]

В 2010 году политолог Евгений Финкель прокомментировал: «Едва ли найдется страна в огромном регионе от Эстонии на севере до Казахстана на юге, в которой либо власти, либо оппозиция всерьез не рассматривали бы идею официального признания прошлых страданий геноцидом». , часто находя творческие способы согласовать юридическое определение понятия ... и исторические записи». [2]

Анализ [ править ]

По мнению Майкла Шафира , теория двойного геноцида – это в худшем случае запутывание Холокоста. [14] Политолог Клеменс Хени [ де ] рассматривает это как форму тривиализации Холокоста . [15] Историк Александр Карн пишет, что идея двойного геноцида «зависит от искоренения участия Литвы в Холокосте». [16] Этнолог Кэрол Леме считает это симптомом стойкого антисемитизма . [17]

Американский исследователь идиша Довид Кац описывает теорию двойного геноцида как форму ревизионизма Холокоста, дебаты которого вызваны «движением в Европе, которое считает, что преступления – моральные и этические – нацизма и коммунизма абсолютно равны, и что те из нас, кто не признает Я не думаю, что они абсолютно равны, возможно, они мягки по отношению к коммунизму». [18] По словам Каца, теория двойного геноцида — это «относительно недавняя инициатива (хотя и коренящаяся в более старой апологетике Холокоста), которая стремится создать моральную эквивалентность между советскими зверствами, совершенными против Балтийского региона, и Холокостом в европейской истории». [18] Кац далее пишет, что «дебаты приобрели политическую поддержку и актуальность с тех пор, как страны Балтии присоединились к Европейскому Союзу в 2004 году. С момента вступления в ЕС страны Балтии пытались преуменьшить масштабное сотрудничество своих стран с нацистами и привлечь Запад пересмотр истории в направлении мышления о двойном геноциде». [18] Кац рекомендует, чтобы «государства региона чтили жертв коммунизма и разоблачали зло коммунизма как уникальные проблемы, «без знака равенства». [18]

Кровавые земли Холокоста об уникальности дебаты и

Тимоти Снайдера Книга «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» (2010) вызвала научную критику за то, что она рассматривается как предполагающая моральную эквивалентность между советскими массовыми убийствами и нацистским Холокостом. Историк Ричард Дж. Эванс прокомментировал: «Мне кажется, что он просто приравнивает нацистский геноцид к массовым убийствам, совершенным в Советском Союзе при Сталине... В сравнении нет ничего плохого. Это уравнение меня очень беспокоит. ." [19] Эфраим Зурофф называет книгу «уткой эквивалентности». [20] В ходе публичных дебатов в газете The Guardian , начавшихся в сентябре 2010 года, Зурофф обвинил Снайдера в том, что он предоставил научную основу для «исторически неточных теорий «двойного геноцида», подчеркнув Пакт Молотова-Риббентропа и сняв всю вину с главного виновника мирового геноцида». Вторая война. [21] Кац прокомментировал, что «Снайдер заигрывает с совершенно неправильным моральным равенством между Гитлером и Сталиным». [19] на что Снайдер ответил: «Я согласен с Зуровым и Кацем в отношении центральной роли Холокоста, но мы не должны упускать из виду, как Сталин способствовал преступлениям Гитлера ». [22] Кац говорит, что историческая переоценка Снайдером нацистско-советского пакта совпадает с программами ультранационалистов стран Балтии. [23]

По словам историка Томаса Кюне , возвращаясь к Historikerstreit , консервативным интеллектуалам, таким как Эрнст Нольте , и дебатам об уникальности Холокоста , попытки связать советские и нацистские преступления Снайдера , ссылаясь на такие книги, как «Кровавые земли» , в качестве ярких примеров, «столь же политически сложны сегодня, как и Это было тогда, поскольку это, по-видимому, снижает ответственность нацистов и их пособников, сторонников и клакеров, и это приветствуется в правых кругах разных типов: немецких консерваторах 1980-х годов, которые хотели «нормализовать» немецкое прошлое, и восточных. Европейские и ультранационалисты сегодня, которые преуменьшают значение преступлений нацистов и преувеличивают преступления коммунистов, чтобы продвигать общую европейскую память, которая объединяет нацизм и сталинизм в теорию «двойного геноцида», которая ставит страдания Восточной Европы выше страданий евреев, затуманивает различие между преступниками. и жертв, а также избавляет от горького наследия сотрудничества восточноевропейцев в нацистском геноциде». [24]

и Холокост в Восточной Европе Политика памяти

Красный Холокост был придуман Институтом современной истории ( Мюнхенский институт современной истории ) в Мюнхене. [25] [26] советских и коммунистических исследований Исследователь Стивен Роузфилд называл « красным холокостом » все «убийства в мирное время» в коммунистических государствах . [27] По словам историка Йорга Хакмана [ де ] , этот термин не популярен среди ученых в Германии и за рубежом. [26] Историк Александра Лайнел-Лавастин пишет, что использование этого термина «позволяет реальности, которую он описывает, немедленно достичь в западном сознании статуса, равного статусу истребления евреев нацистским режимом ». [28] [29] Шафир заявляет, что использование этого термина поддерживает «компонент соревновательного мученичества в двойном геноциде». [29] Политолог Джордж Войку пишет, что Леон Волович «справедливо осудил злоупотребление этой концепцией как попытку «узурпировать» и подорвать символ, характерный для истории европейских евреев ». [30] По словам политолога Елены Суботич , память о Холокосте была похищена в посткоммунистических государствах в попытке стереть фашистские преступления и местное участие в Холокосте, а также использовать их образы для представления реальных или воображаемых преступлений коммунистических государств в качестве присвоения памяти. [31]

По мнению американского этнографа и профессора российских и восточноевропейских исследований Пенсильванского университета Кристен Годси , усилия по институционализации «тезиса о двойном геноциде», или моральной эквивалентности между нацистским Холокостом (расовые убийства) и жертвами коммунизма (классовые убийства) ), в частности стремление в начале мирового финансового кризиса отметить последний в Европе, можно рассматривать как ответ экономической и политической элиты на опасения возрождения левых сил перед лицом опустошенной экономики и крайнего социального неравенства в Европе. как в восточном , так и в западном мире в результате эксцессов неолиберального капитализма . Она говорит, что любое обсуждение достижений коммунистических государств , включая грамотность, образование, права женщин и социальное обеспечение, обычно замалчивается, а любой дискурс на тему коммунизма сосредоточен почти исключительно на преступлениях Иосифа Сталина и «двойном геноциде». тезис», интеллектуальная парадигма резюмируется следующим образом: «1) любое движение к перераспределению и отходу от полностью свободного рынка рассматривается как коммунистическое; 2) все коммунистическое неизбежно ведет к классовому убийству и 3) классовое убийство является моральным эквивалентом; Холокост». Связывая все левые и социалистические идеалы с крайностями Сталинизм , Годси утверждает, что элиты надеются дискредитировать и маргинализировать все политические идеологии, которые могут «угрожать главенству частной собственности и свободного рынка». [32]

В книге «Шаблон Холокоста/геноцида в Восточной Европе » (2020) политолог Лиляна Радонич ходе посткоммунистического пересказа истории с 1989 года и нынешняя авторитарная реакция» и как « обсуждает, как «войны памяти» в «Мнемонические воины» используют «шаблон Холокоста» и концепцию геноцида тенденциозными способами для оправдания радикальной политики и экстернализации вины за свою международную изоляцию и ухудшение социальных и экономических условий внутри страны». [33] В этом смысле «парадигма «двойного геноцида»... фокусируется на «наших» национальных страданиях под воздействием – якобы «одинаково» зла – нацизма и коммунизма». [33] Радонич утверждает, что эта теория и обвинения в коммунистическом геноциде исходят из «стабильного антикоммунистического эмигрантского лексикона с 1950-х годов, а в последнее время ревизионистских политиков и ученых», а также из «сравнительной тривиализации» Холокоста, которая «является результатом многочисленных послевоенных убийств». предполагаемых пособников Оси и противников режима Тито в ту же концептуальную структуру, что и убийство нацистами шести миллионов евреев», описывая это как «попытку демонизировать коммунизм в более широком смысле как идеологию, родственную нацизму». [33]

Известные случаи [ править ]

В 2006 году историк Ицхак Арад , бывший узником Виленского гетто и сбежавший, присоединившись к советским партизанам , [34] » назвала его «штурмовиком НКВД» Литовская газета « Республика . В 2008 году две пожилые еврейки были привлечены к ответственности за их партизанскую деятельность. Арад назвал эти преследования вытекающими из теории двойного геноцида, концепция которой описывается следующим образом: «Чтобы оправдать участие литовцев в массовых убийствах евреев, существовала осознанная необходимость выдумать евреев, которые аналогичным образом убивали литовцев». [35] В ответ на расследование, [36] Кац описал это как форму запутывания Холокоста, другого термина для теории двойного геноцида, которая «включает в себя ряд ложных моральных эквивалентов: евреи были нелояльными гражданами довоенной Литвы, помогали советским оккупантам в 1940 году и, следовательно, были частично виноваты в своей судьбе, а геноцид, который действительно имеет значение, - это тот геноцид, который литовский народ пережил от рук Советского Союза после 1944 года». [37]

Исторический музей Сербии открыл широко разрекламированную выставку «Во имя народа – Политические репрессии в Сербии 1944–1953 гг.», которая, по словам Суботича, «обещала представить новые исторические документы и доказательства коммунистических преступлений, начиная от убийств и заканчивая похищения и задержания в лагерях для коллективизации, политических процессов и репрессий», но на самом деле показал «случайные и полностью вырванные из контекста фотографии «жертв коммунизма», среди которых были невиновные люди, а также многие доказанные фашистские пособники, члены квислинговского правительства , правые ополченцы и союзное Оси движение четников ». Другой пример — известная фотография узников концлагеря Бухенвальд , которая была выставлена ​​в разделе, посвященном лагерю коммунистической эпохи для политических заключенных на адриатическом острове Голи-Оток , описывая ее как «пример условий жизни Заключенные Голи Оток", и не исправил его после того, как была раскрыта ложь. После протестов историков Холокоста под надписью на стенде была приклеена небольшая записка: «Двухъярусные кровати заключенных в лагере Дахау». По словам Суботича, эта форма ревизионизма «стала настолько распространенной и спонсируемой государством, что в 2018 году президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович призвала к созданию международной комиссии для установления истины о лагере между 1941 и 1945 годами, «но и после», указывая на то, что версия о том, что Ясеновац был коммунистическим лагерем после войны, теперь была принята на вершине власть." [31]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Шафир, Майкл (декабрь 2018 г.). «Природа посткоммунистического антисемитизма в Центрально-Восточной Европе: возвращение идеологии через черный ход». Журнал современного антисемитизма . 1 (2): 33–62 [40–42]. дои : 10.26613/jca/1.2.12 . S2CID   158144987 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финкель, Евгений (январь 2010 г.). «В поисках утраченного геноцида: историческая политика и международная политика в Восточной Европе после 1989 года». Глобальное общество . 24 (1): 51–70. дои : 10.1080/13600820903432027 . S2CID   144068609 . В странах Балтии — Литве, Латвии и Эстонии — многие люди рассматривают коммунистическую эпоху, и особенно 1940-е годы, как период советского геноцида против местного населения. Более того, некоторые прибалтийские интеллектуалы и политические деятели, такие как выдающийся литовский писатель Йонас Микелинскас [ lt ] , утверждали, что регион подвергся «двойному геноциду» — одному, совершенному Советами, и Холокосту, совершенному нацистской Германией. Сторонники этой теории, ставшей очень популярной в середине 1990-х годов, утверждали, что литовские евреи активно участвовали в репрессиях против местного населения, а потому сотрудничество с нацистами и участие в Холокосте были всего лишь актами мести.
  3. ^ Моисей, Энтони Дирк (май 2012 г.). «Канадский музей прав человека:« Уникальность Холокоста »и вопрос геноцида». Журнал исследований геноцида . 14 (2): 215–238. дои : 10.1080/14623528.2012.677762 . S2CID   216139226 . Его последняя итерация сосредоточена на восточно-центральной Европе – и особенно в Литве – в форме «тезиса о двойном геноциде», который утверждает, что советский и нацистский режимы совершали геноциды одинаковой тяжести против балтийских, славянских и еврейских жителей Тимофея. Снайдер называет это «кровавыми землями».
  4. ^ Будрите, Довиле (2018). «Память, война и мнемоническая безопасность: сравнение Литвы и Украины». В Будрите, Довиле; Бухари-Гульмез, Дидем; Ресенде, Эрика (ред.). Кризис и изменения в глобальной политике после холодной войны: Украина в сравнительной перспективе . Международное издательство Спрингер. стр. 155–177. дои : 10.1007/978-3-319-78589-9_7 . ISBN  978-3-319-78589-9 . Согласно этой «теории», в Литве произошло два крупных геноцида: советский (состоивший из депортаций и репрессий) и Холокост. Оба события были крайне трагическими, и, по мнению некоторых защитников памяти, их следует даже рассматривать как равные. Однако некоторые сторонники этой «теории» пошли еще дальше, чем простое утверждение о том, что в Литве произошли два одинаково трагических события. Они утверждали, что некоторые литовские евреи поддерживали оккупационные советские войска, а те литовцы, которые участвовали в Холокосте, мстили за потери, понесенные во время первой советской оккупации. Другими словами, некоторые евреи участвовали в «советском геноциде» литовцев. Излишне говорить, что эта «теория» ошибочна на многих разных уровнях. Однако это действительно отражало относительно популярный образ мышления в середине и конце 1990-х годов.
  5. ^ Розетт, Роберт (июль 2019 г.). «Искажение истории Холокоста и обеление: к типологии». Израильский журнал иностранных дел : 1–14. дои : 10.1080/23739770.2019.1638076 . S2CID   199137931 .
  6. ^ Моисей, А. Дирк; Ротберг, Майкл (01 апреля 2014 г.), Диалог об этике и политике транскультурной памяти , Де Грюйтер, стр. 29–38, doi : 10.1515/9783110337617.29 , ISBN  978-3-11-033761-7 , получено 15 июня 2023 г.
  7. ^ Брук, Дэниел (26 июля 2015 г.). «Двойной геноцид» . Сланец . ISSN   1091-2339 . Проверено 15 июня 2023 г.
  8. ^ Радонич, Лиляна (2 октября 2018 г.). «От «двойного геноцида» к «новым евреям»: Холокост, геноцид и массовое насилие в посткоммунистических мемориальных музеях» . Журнал исследований геноцида . 20 (4): 510–529. дои : 10.1080/14623528.2018.1522831 . ISSN   1462-3528 . S2CID   80720034 .
  9. ^ Кац, Довид (2016). «Достигает ли восточноевропейский ревизионизм «двойного геноцида» музеев?» . Дапим: Исследования Холокоста . 30 (3): 191–220. дои : 10.1080/23256249.2016.1242043 . ISSN   2325-6249 . S2CID   157910635 .
  10. ^ Вайман, Дэвид С.; Розенцвейг, Чарльз Х. (24 сентября 1996 г.). Мировая реакция на Холокост . Джу Пресс. стр. 325–353. ISBN  978-0-8018-4969-5 .
  11. ^ Беренис, Витаутас (2000). «Холокост и литовская историческая фантастика» (PDF) . Политология (на литовском языке). 3 (19): 3–24. В литовской историографии большое влияние имеет теория «двух геноцидов», которую можно назвать преобладающей. В этом смысле исторические аргументы теории «двух геноцидов» или «двойной симметрии» заключаются в следующем: 1) евреи активно участвовали в коммунистическом движении; 2) евреи ждали прихода Красной Армии, отсюда оккупация Литвы; 3) Евреи участвовали в коммунистических репрессиях и работали в репрессивных структурах. Такие аргументы, как мои авторы, должны объяснить «стихийный» прорыв литовской армии в первые дни войны. Надо признать, что эта концепция, хотя и возрождается до сих пор, не имеет большого влияния в литовской историографии. Но она преуспевает в исторической журналистике, утверждая, что в 1940 г. евреи сыграли катастрофическую роль, скомпрометировали себя как граждане Литвы и потеряли доверие местного населения. На аргументированном языке фактов было доказано, что большинство евреев не поддержали большевистскую систему в Литве или вскоре разочаровались в ней. Факты доказали, что в 1941 г. 14 июня депортации затронули ряд литовских евреев.
  12. ^ Беренис, Витаутас (2006). «Историческая традиция и вызовы современной истории». Культурология (на литовском языке) (13): 10–28. ISSN   1822-2242 . CEEOL   254316 . Такая оценка вызвала резкую реакцию в литовской эмиграции в США. Они служили в литовских батальонах самообороны, полиции или самоуправления, у них были свои 1941-1944 годы. схема интерпретации. После того как Литва восстановила свою независимость и начала обсуждать эти вопросы, оценка иммигрантов перешла в местный историографический дискурс. Общая характеристика политики уничтожения евреев в 1941-1944 гг. а участие литовцев в нем объяснялось и оценивалось по теоретической схеме «двух геноцидов»: 1. евреи активно участвовали в коммунистическом движении; 2. Ждали прихода Красной Армии, а это означает оккупацию Литвы; 3. Евреи активно участвовали в репрессиях литовцев и работали в структурах НКВД. Такие «аргументы», как полагают сторонники такого подхода, должны были объяснить стихийный реванш литовцев против евреев в первые дни войны. , чтобы попытаться оправдать сотрудничество с нацистами в годы оккупации. Свою «историографическую защиту» они пытались подкрепить двумя аргументами: литовцы способствовали ликвидации только евреев-коммунистов, а массовые убийства евреев были организованы немецкими нацистами и в них участвовали только «отбросы» литовского общества. Евреи составляли большинство литовских коммунистов в местных органах власти и репрессивных структурах. Например, литовские историки фактами доказали ошибочность теории «двух геноцидов», а в октябре 1940 г. В Коммунистической партии Литвы — 68,49 процента. было литовцев, 16,24 - евреев, 11,97 - русских. в структурах НКВД в 1941 г. на начало июня - 52,2 процента. составляют русские - 31,2 процента. – литовцы – 16,6 процента. -Евреи, в Литовской комсомольской организации евреи составляли 23,8 процента.
  13. ^ Эйдукявичене, Рута (2011). «Тематизация литовской истории и исторической памяти в новейшей австрийской литературе» (PDF) . Работы и дни (на литовском языке) (56): 9–33. ISSN   1392-0588 . CEEOL   207959 . Литовцы также склонны воспринимать себя лишь как жертвы двух тоталитарных режимов, а именно нацистской Германии и Советского Союза, и по-прежнему избегают более внимательной оценки своей роли в событиях военных лет и признают преступления, совершенные литовцами. Подобно Й. Хаслингеру в Австрии, Томас Венцлова в Литве критикует характерное для его соотечественников отрицание какой-либо вины и до сих пор популярную теорию «двух геноцидов». Критический подход выражен в одном из самых известных его эссе «Евреи и литовцы» (1975) и развит в последующих публикациях.
  14. ^ Шафир, Майкл (лето 2016 г.). «Идеология, память и религия в посткоммунистической Восточной и Центральной Европе: сравнительное исследование, посвященное периоду после Холокоста» . Журнал по изучению религий и идеологий . 15 (44): 52–110.
  15. ^ Хени, Клеменс (26 октября 2009 г.). «Пражская декларация, пропаганда Холокоста и антисемитизм» . Wissenschaft und Publizistik Als Kritik . Проверено 28 января 2022 г. ... в тривиализации Холокоста, представив этот процесс как исследование полностью «равных» тоталитарных режимов, или, как его кратко назвали критики, «красное равно коричневому».
  16. ^ Карн, Александр (2015). Исправляя прошлое: европейские комиссии по Холокосту и право на историю . Университет Висконсина Пресс. п. 141 . ISBN  978-0-299-30554-3 .
  17. ^ Леме, Кэрол (апрель 2018 г.). «История-память литваковских идишских пространств после Холокоста: между мирами жизни и мирами убийств». Французская этнология . 170 (2): 225–242. дои : 10.3917/ethn.182.0225 . JSTOR   44971741 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лиди, Эми Шеннон; Рубль, Блэр (7 марта 2011 г.). «Ревизионизм Холокоста, ультранационализм и дебаты о нацистско-советском «двойном геноциде» в Восточной Европе» . Центр Вильсона . Проверено 14 ноября 2020 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беккерман, Гал (13 марта 2011 г.). «Исследование «Кровавых земель» » . Бостон Глобус . Проверено 28 января 2022 г.
  20. ^ Зурофф, Эфраим (11 мая 2011 г.). «Утка эквивалентности» . Гаарец . Проверено 28 января 2022 г.
  21. ^ Зурофф, Эфраим (29 сентября 2010 г.). «Опасный нацистско-советский эквивалент» . Хранитель . Проверено 28 января 2022 г.
  22. ^ Снайдер, Тимоти (5 октября 2010 г.). «Роковой факт советско-фашистского пакта» . Хранитель . Проверено 28 января 2022 г.
  23. ^ Кац, Довид (30 сентября 2010 г.). «Почему в Прибалтике красный не коричневый» . Хранитель . Проверено 28 января 2022 г.
  24. ^ Кюне, Томас (май 2012 г.). «Великие люди и большие числа: недооценка истории массовых убийств». Современная европейская история . 21 (2): 133–143. дои : 10.1017/S0960777312000070 . ISSN   0960-7773 . JSTOR   41485456 . S2CID   143701601 .
  25. ^ Мёллер, Хорст (1999). Холокост и немцы: дебаты о «Черной книге коммунизма» (на немецком языке Красный ). Мюнхен: Пайпер Верлаг. ISBN  978-3-492-04119-5 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хакманн, Йорг (март 2009 г.). «От национальных жертв к транснациональным наблюдателям? Меняющиеся воспоминания о Второй мировой войне в Центральной и Восточной Европе». Созвездия . 16 (1): 167–181. дои : 10.1111/j.1467-8675.2009.00526.x . Представление о коммунизме как о «красном Холокосте», предложенное Мюнхенским институтом Zeitgeschichte , не нашло особого обоснования ни в Германии, ни где-либо еще в международных дискуссиях.
  27. ^ Роузфилд, Стивен (2010). Красный Холокост . Лондон: Рутледж. п. 3. ISBN  978-0-415-77757-5 .
  28. ^ Гослан, Ричард Джозеф; Руссо, Генри, ред. (2004). Сталинизм и нацизм: сравнение истории и памяти . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN  978-0-803-29000-6 . Цитата на стр. 157.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шафир, Майкл (лето 2016 г.). «Идеология, память и религия в посткоммунистической Восточной и Центральной Европе: сравнительное исследование, посвященное периоду после Холокоста» . Журнал по изучению религий и идеологий . 15 (44): 52–110. Цитата на стр. 64 и 74.
  30. ^ Войку, Джордж (2018). «Ведущие общественные интеллектуалы посткоммунистической Румынии и Холокост». Во Флориане, Александру (ред.). Общественная память о Холокосте в посткоммунистической Румынии, Исследования антисемитизма . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 41–71. ISBN  978-0-253-03274-4 . Цитата на стр. 46
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суботич, Елена (18 ноября 2019 г.). «Как память о Холокосте была похищена в посткоммунистических государствах» . Балканский взгляд . Проверено 3 августа 2021 г.
  32. ^ Годси, Кристен (осень 2014 г.). «Повесть о« двух тоталитаризмах »: кризис капитализма и историческая память о коммунизме» (PDF) . История настоящего . 4 (2): 115–142. doi : 10.5406/historypresent.4.2.0115 . JSTOR   10.5406/historypresent.4.2.0115 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Радонич, Лиляна (2020). Шаблон Холокоста/геноцида в Восточной Европе . Лондон: Рутледж. ISBN  978-1-000-71212-4 .
  34. ^ Малинаускайте, Гинтаре. «Перевернутые воспоминания о Второй мировой войне» . Память о Холокосте и антисемитизм в Литве: Память о Холокосте и антисемитизм в Литве. Материалы / Международная конференция «Антисемитизм в Европе сегодня: явления, конфликты» 8–9 ноября 2013 г. Организаторы: Еврейский музей в Берлине, Фонд «Память, ответственность и будущее» и Центр исследований антисемитизма в Берлине . Еврейский музей в Берлине. п. 5.
  35. ^ Лазар, Даниэль (9 сентября 2014 г.). «Ложь Тимоти Снайдера» . Якобинец . Проверено 4 августа 2021 г.
  36. ^ «Очернение евреев и искажение истории в Литве» . Политик . 28 августа 2008 года . Проверено 28 января 2022 г.
  37. ^ «Преследование и преследование – Литва должна перестать обвинять жертв» . Экономист . 21 августа 2008 года . Проверено 28 января 2022 г.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a7028d7691253b8e14ffaff28d5ab92__1712856720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/92/1a7028d7691253b8e14ffaff28d5ab92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Double genocide theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)