Чехословацкий миф
Чехословацкий миф представляет собой повествование о том, что Чехословакия между 1918 и 1938 годами была толерантной и либерально-демократической страной, ориентированной на Западную Европу и свободной от антисемитизма по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы . Например, страну описывали как «гостеприимное и толерантное место для евреев» и «островок демократии в Восточной Европе». [1]
Еврейский аспект
[ редактировать ]Предполагаемыми создателями мифа были Томаш Гарриг Масарик и Эдвард Бенеш . Татьяна Лихтенштейн отмечает, что этих политиков «часто изображали толерантными, прогрессивными и политически опытными стратегами, дающими права «своим» евреям». [2] Однако Масарик поддержал антисемитские теории о еврейском контроле над прессой , написав Бенешу в октябре 1918 года: « Хильснер теперь нам очень помог: сионисты и другие евреи публично приняли нашу программу». [3] Бенеш отказался подписать договор, гарантирующий права меньшинств чехословацким евреям, поскольку заявил, что это форма диффамации Чехословакии. Когда еврейские активисты подняли этот вопрос, Бенеш сослался на рост антисемитизма в Чехословакии и предупредил, что дальнейшие требования могут «спровоцировать новые взаимные обвинения с той или иной стороны». [2] [4] Миф о чехословацкой исключительности пропагандировался в полемической форме и использовался в политических целях чехословацкими политиками, начиная с Парижской мирной конференции после Первой мировой войны , во всей Первой Чехословацкой республике и чехословацком правительстве в изгнании , а также в Третьей Чехословацкой республике вплоть до Коммунистический переворот 1948 года . [5] Ян Ланичек подчеркивает важность выпуска Jewish Daily Bulletin 1930 года , посвященного Масарику и содержащего похвалу со стороны американских еврейских лидеров Стивена Сэмюэля Уайза и Феликса Франкфуртера , а также сиониста Владимира Жаботинского и американского вице-президента Чарльза Кертиса , особенно за поддержку Масарика. для сионизма. [4]
«Культ Масарика»
[ редактировать ]По мнению Андреа Орзофф , «культ Масарика», элемент чехословацкого мифа, преувеличивает важность и положительные качества Масарика, преуменьшая при этом роль, которую внутреннее сопротивление сыграло в обеспечении независимости Чехословакии. [6] [7] [8] Однако историки расходятся во мнениях относительно того, является ли термин « культ личности » правильным, отмечая различия между Масариком и Иосифом Сталиным . [9]
Историчность
[ редактировать ]Орзофф отмечает, что «все успешные мифы включают в себя элементы общепризнанной истины»: Чехословакия была последним центральноевропейским государством, сохранившим свою демократию вплоть до 1938 года; ее меньшинства пользуются большей защитой, чем в других странах; а Чехословакия во многих отношениях была ближе к Западной Европе, чем ее соседи. [10] Она не хочет, чтобы термин «миф» был уничижительным : «Скорее, термин «миф» помогает подчеркнуть эссенциалистское, баснословное повествование, подчеркивающее политический и академический дискурс о «исконно демократических» чехах и Чехословакии с 1918 года». [11] Однако это повествование не соответствует некоторым событиям в истории Чехословакии, таким как антисемитское насилие между 1918 и 1920 годами . [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лихтенштейн 2014 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Лихтенштейн 2014 , с. 3.
- ^ Ланичек 2013 , стр. 4, 10.
- ^ Jump up to: а б Ланичек 2013 , стр. 5.
- ^ Орзофф 2009 , стр. 18–20.
- ^ Орзофф, Андреа (28 апреля 2009 г. б). «Земледелец: культ лидера Томаша Масарика в межвоенной Чехословакии». Ежегодник истории Австрии . 39 : 121–137. дои : 10.1017/S0667237808000072 . S2CID 144231156 .
- ^ Хайкова, Дагмар; Вингфилд, Нэнси (2010). «Чешские (-ословацкие) национальные поминки в межвоенный период: Томаш Г. Масарик и отмщение за битву при Белой горе» . Acta Historiae . 18 (3): 425–452.
- ^ Влнас, «Мифы и китчи Первой республики», Nová Přítomnost 8 (1991): 28–29.
- ^ Вондра, Павел (14 сентября 2007 г.). «Историк: Культ личности, подходящий Сталину, а не ТГМ» . Aktuálně.cz (на чешском языке) . Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ Орзофф 2009 , с. 21.
- ^ Орзофф 2009 , с. 14.
- ^ Ланичек 2013 , стр. 5–6.
Источники
[ редактировать ]- Ланичек, Ян (2013). Чехи, словаки и евреи, 1938–48: за пределами идеализации и осуждения . Нью-Йорк: Спрингер . ISBN 978-1-137-31747-6 .
- Лихтенштейн, Татьяна (2014). «Еврейская власть и бессилие: пражские сионисты и Парижская мирная конференция». Восточноевропейские еврейские дела . 44 (1): 2–20. дои : 10.1080/13501674.2014.904583 . S2CID 143998973 .
- Орзофф, Андреа (2009). Битва за Замок: Миф о Чехословакии в Европе, 1914-1948 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-970995-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чапкова, Катерина (2012). Чехи, немцы, евреи?: Национальная идентичность и евреи Богемии . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-0-85745-475-1 .
- Франкл, Михал ; Сабо, Милослав (2015). Построение государства без антисемитизма?: насилие, дискурс лояльности и создание Чехословакии [ Построение государства без антисемитизма?: насилие, дискурс лояльности и создание Чехословакии ] (на чешском языке). Издательство «Лидовые новины» . ISBN 978-80-7422-422-5 .
- Копечек, Михал (2019). «Чехословацкая межвоенная демократия и ее критический анализ» . Журнал современной европейской истории . 17 (1): 7–15. дои : 10.1177/1611894418820217 .
- Пинсент, Роберт Б. (1994). Вопросы идентичности: чешские и словацкие представления о национальности и личности . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-1-85866-005-9 .
- Блейв, Мюриэл (2016). «Национальные нарративы чешской идентичности с XIX века до наших дней» . У Антона Пелинки; и др. (ред.). Книга истории Центральной Европы. От конца века до наших дней . Новая академическая пресса. стр. 161–189.
- Штрама, Владимир (2023). «Чешский вопрос как ответ? Проблема непредсказуемости национальных мифов» . Международный журнал истории, культуры и современности : 1–26. дои : 10.1163/22130624-20230008 .