Сжигание книг
Сожжение книг — это преднамеренное уничтожение огнем книг или других письменных материалов, обычно осуществляемое в публичном контексте. Сожжение книг представляет собой элемент цензуры и обычно происходит из-за культурной, религиозной или политической оппозиции соответствующим материалам. [1] Сожжение книг может быть актом неуважения к содержанию книги или автору, направленным на то, чтобы привлечь более широкое внимание общественности к этому противостоянию, или скрыть от обнародования информацию, содержащуюся в тексте, например дневники или бухгалтерские книги. Сожжение и другие методы уничтожения вместе известны как библиоклазм или либрицид .
В ряде случаев разрушенные произведения невозможно восстановить, а их сожжение наносит серьезный ущерб культурному наследию . Примеры включают сожжение книг и захоронение ученых во времена китайской династии Цинь (213–210 гг. до н. э. ), разрушение Дома Мудрости во время монголами осады Багдада ), уничтожение ацтекских кодексов Ицкоатлем (1258 г. (1430-е гг.), сожжение кодексов майя по приказу епископа Диего де Ланда (1562 г.), [2] и поджог Публичной библиотеки Джафны в Шри-Ланке (1981 г.). [3]
В других случаях, таких как сожжение книг нацистами , копии уничтоженных книг сохраняются, но случай сожжения книг становится символом жесткого и репрессивного режима, который стремится подвергать цензуре или замалчивать некоторые аспекты господствующей культуры.
В наше время другие формы носителей, такие как граммофонные пластинки , видеокассеты и компакт-диски , также сжигаются, измельчаются или измельчаются. Уничтожение произведений искусства связано со сожжением книг как потому, что оно может иметь схожие культурные, религиозные или политические коннотации, так и потому, что в различных исторических случаях книги и произведения искусства уничтожались одновременно.
Когда поджоги носят массовый и систематический характер, уничтожение книг и средств массовой информации может стать важным компонентом культурного геноцида .
Историческая справка [ править ]
Сожжение книг имеет долгую историю как инструмент, используемый властями, как светскими , так и религиозными , в их усилиях по подавлению инакомыслия или еретических взглядов, которые, как считается, представляют угрозу существующему порядку.
Книги, зараженные книжными червями, иногда сжигались в эпоху Средневековья в качестве элементарной формы борьбы с вредителями , а не целенаправленной цензуры. [4]
Еврейская Библия (7 век до н.э. )
Согласно еврейской Библии , в 7 веке до нашей эры царь Иоаким иудейский (см . сжег часть свитка, который Варух бен Нерия написал под пророка Иеремии диктовку Иеремия 36 ).
книг и захоронение ученых в Китае (210–213 гг. до н. э Сожжение . )
В 213 г. до н. э. Цинь Ши Хуан , первый император династии Цинь , приказал сжечь книги и похоронить ученых , а в 210 г. до н. э. он предположительно приказал преждевременно похоронить 460 конфуцианских ученых, чтобы остаться на своем троне. [3] [5] [6] Хотя сожжение книг хорошо известно, живое захоронение ученых оспаривается современными историками, которые сомневаются в деталях истории, которая впервые появилась более века спустя в официальных записках великого историка династии Хань . Сыма Цяня . Некоторые из этих книг были написаны в Шан Сян , высшей школе, основанной в 2208 году до нашей эры. Это событие привело к утрате многих философских трактатов Ста школ мысли . Трактаты, защищавшие официальную философию правительства (« законничество »), сохранились.
Сожжение христианских книг (80–1759 гг. Н. Э. )
В Завета Нового Деяниях апостолов утверждается, что Павел совершил экзорцизм в Ефесе. После того, как людям в Эфесе не удалось совершить тот же подвиг, многие отказались от своего «любопытного искусства» и сожгли книги, потому что, очевидно, они не работали.
И многие уверовавшие пришли и исповедовались и показали дела свои. Многие из них, занимавшиеся любопытством, собрали книги свои и сожгли их пред всеми людьми, и пересчитали цену их, и нашли пятьдесят тысяч сребренников. [7]
После Первого Никейского собора (325 г. н. э.) римский император Константин Великий издал указ против нетринитарных ариан , который включал предписание систематического сжигания книг:
«Кроме того, если будет найдено какое-либо сочинение, сочиненное Арием , его следует предать огню, чтобы не только была уничтожена порочность его учения, но и не осталось ничего, что могло бы напоминать кому-либо о нем. И я настоящим издаем публичное постановление, что если кто-то обнаружит, что спрятал написанное Арием письмо, а не немедленно вынес его и сжег, то наказанием будет смерть, как только он будет обнаружен в этом преступлении. , он должен быть приговорен к смертной казни...." [8]
По словам Элейн Пейджелс , «в 367 году нашей эры Афанасий , ревностный епископ Александрии … издал пасхальное письмо, в котором потребовал, чтобы египетские монахи уничтожили все подобные неприемлемые писания, за исключением тех, которые он специально перечислил как «приемлемые», даже «канонические». '— список, составляющий настоящий «Новый Завет»». [9] (Пейджелс цитирует пасхальное письмо Афанасия (письмо 39) 367 г. н. э., в котором предписывается канон, но ее цитата «очисти церковь от всякой скверны» (стр. 177) явно не появляется в праздничном письме. [10] Еретические тексты не представляются в виде палимпсестов , очищенных и перезаписанных, как это делают многие тексты классической древности . По словам автора Ребекки Кнут, множество раннехристианских текстов были так же тщательно «уничтожены», как если бы их публично сожгли. [11]
В 1759 году папа Климент XIII постановил все книги, написанные шведским биологом Карлом Линнеем . сжечь [12] [13]
несторианских книг (435 г. н. э Сожжение . )
Деятельность Кирилла Александрийского ( ок. 376–444) обожгла почти все сочинения Нестория (386–450) вскоре после 435 г. [14] «Сочинения Нестория изначально были очень многочисленными», [15] однако они не были частью несторианской или восточной богословской учебной программы до середины шестого века, в отличие от текстов его учителя Теодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского , даже тогда они не были ключевыми текстами, поэтому относительно немногие из них сохранились неповрежденными. ср. Баум, Вильгельм и Дитмар В. Винклер. 2003. Церковь Востока: краткая история. Лондон: Рутледж.
арианских книг (587 г. н. э Сожжение . )
Согласно « Хронике Фредегара» , Рекаред , король вестготов (годы правления 586–601) и первый католический король Испании , после своего обращения в католицизм в 587 году приказал все арианские собрать и сжечь книги; и все книги арианского богословия были превращены в пепел вместе с домом, в котором они были намеренно собраны. [16] [17] Какие факты свидетельствуют о том, что указ Константина об арианских произведениях не соблюдался строго, поскольку арианские сочинения или основанное на них богословие сохранились и были сожжены гораздо позже в Испании.
еврейских рукописей во Франции (1244 г. Сожжение ) н.э.
В 1244 году в результате Парижского диспута двадцать четыре вагона с Талмудом и другими еврейскими религиозными рукописями были подожжены французскими офицерами закона на улицах Парижа. [18] [19]
рукописей ацтеков и майя в Испании (1560-е гг. Сожжение н.э. )
Во время испанской колонизации Америки многочисленные книги, написанные коренными народами испанцы сожгли . Несколько книг [ количественно ] написанные ацтеками , были сожжены испанскими конкистадорами и священниками во время испанского завоевания Юкатана . Несмотря на противодействие со стороны католического монаха Бартоломе де лас Касаса , многочисленные книги, найденные испанцами на Юкатане, были сожжены по приказу епископа Диего де Ланда в 1562 году. [2] [20] Де Ланда написал об этом инциденте: «Мы нашли большое количество книг с этими персонажами, и, поскольку в них не было ничего, что можно было бы рассматривать как суеверие и ложь дьявола, мы сожгли их все, что они ( майя ) сожалели в поразительной степени, и это причинило им много страданий». [2] [21]
Сожжение книг в Англии времен Тюдоров и Стюартов (16 н.э. век )
Основание англиканской церкви после короля Генриха VIII отделения английских католиков на от католической церкви привело к нападениям протестантов . В периоды Тюдоров и Стюартов протестантские граждане, лояльные короне, нападали на католические религиозные объекты по всей Англии, часто сжигая любые найденные религиозные тексты. Эти действия были поддержаны Короной, которая оказывала давление на широкую общественность, чтобы она приняла участие в таких «зрелищах». По словам американского историка Дэвида Кресси, «на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков сжигание книг превратилось из редкого в случайное явление, переместилось из процедуры на открытом воздухе в закрытую процедуру и превратилось из бюрократического в квазитеатральное представление». [22]
После запрета епископов 1599 года архиепископ Кентерберийский и епископ Лондона приказали положить конец производству стиховой сатиры, а также конфисковать и сжечь конкретные дошедшие до нас произведения, включая произведения Джона Марстона и Томаса Миддлтона . Девять книг были специально выделены для уничтожения. Ученые расходятся во мнениях относительно того, какие общие свойства этих девяти книг могут вызывать официальные правонарушения.
книг Вольтера (18 век н. э Сожжение ) .
В течение XVIII века произведения французского философа и писателя Вольтера неоднократно сжигались государственными чиновниками в королевствах Франции и Пруссии . В 1734 году публикация его «Философских писем» в городе Руане вызвала общественный резонанс, поскольку была воспринята как нападение на старый режим Франции. В ответ французские власти приказали публично конфисковать и сжечь экземпляры книги, а Вольтер был вынужден бежать из Парижа . В 1751 году король Пруссии Фридрих Великий брошюру, написанную Вольтером, под названием «Доктор Акакия» приказал публично сжечь , поскольку она оскорбляла Пьера Луи Мопертюи , президента Прусской академии наук в Берлине , чьим значительным покровителем был Фридрих. [23]
аболиционистских книг на Юге Америки (1859–60 гг. Н. Сожжение ) Э.
После рейда Джона Брауна на Харперс-Ферри в 1859 году рабовладельцы и их сторонники сеяли панику по поводу аболиционизма , полагая, что заговоры против рабства приведут к широкомасштабным восстаниям рабов. Южане, выступающие за рабство, сжигали книги в Миссисипи , Южной Каролине и Техасе , в том числе учебники из государственных школ. Книги, критикующие рабство или недостаточно поддерживающие его, рассматривались сжигателями книг как «антиюжные». [24]
в США (1873–1950 гг. Сожжение книг Комстока н.э. )
, основанное Энтони Комстоком , Нью-йоркское общество по подавлению порока основанное в 1873 году, записало на своей печати сожжение книг как достойную цель, которую необходимо достичь. [2] По оценкам, общим достижением Комстока за его долгую и влиятельную карьеру стало уничтожение около 15 тонн книг, 284 000 фунтов пластин для печати таких «нежелательных» книг и почти 4 000 000 фотографий. Весь этот материал был определен как « непристойный » в соответствии с очень широким определением этого термина, которое Комсток и его коллеги успешно лоббировали в Конгрессе США , чтобы включить в Закон Комстока . [25]
Нацистский режим (1933 г. н. . э )
Нацистское правительство установило широкие основания для сжигания материалов, «которые действуют подрывно на будущее нацистской Германии или наносят удар по корням немецкой мысли, немецкому дому и движущим силам немецкого народа». [1] [26] [27]
оккупация Японии (1945–1952 гг. Н. Союзная Э. )
союзниками Во время оккупации Японии . чиновники Ставки запретили любую критику союзников или «реакционные» политические идеи, а многие книги были конфискованы и сожжены Было уничтожено более 7000 книг. [28]
библиотек Известные книг и разрушение сожжения
Сожжения авторов [ править ]
В 1588 году изгнанный английский католик Уильям кардинал Аллен написал « Наставление дворянству и народу Англии », произведение, резко критикующее королеву Елизавету I. Он должен был быть опубликован в оккупированной испанцами Англии в случае успеха испанской армады во вторжении. После разгрома Армады Аллен предусмотрительно предал огню свою публикацию, и о ней стало известно только от одного из шпионов Элизабет, который украл копию. [29]
Карло Гольдони , как известно, сжег свою первую пьесу, трагедию « Амаласунта » в 1730-х годах, столкнувшись с неблагоприятной критикой.
раввин Сообщается , что хасидский Нахман из Бреслова написал книгу, которую он сам сжег в 1808 году. По сей день его последователи оплакивают «Сожженную книгу» и ищут в сохранившихся сочинениях своего раввина ключ к разгадке того, что содержалось в утраченном томе и почему. оно было уничтожено. [30]
Николай Гоголь сжег вторую половину своего великого опуса 1842 года « Мертвые души» , попав под влияние священника, который убедил его в греховности его творчества; Позже Гоголь назвал это ошибкой.
Как отмечается в тщательно исследованной Клэр Томалин книге «Невидимая женщина», Чарльз Диккенс , как известно, разжигал большой костер из своих писем и частных бумаг, а также просил друзей и знакомых либо вернуть письма, которые он им написал, либо сами уничтожить письма – и большинство из них выполнили его просьбу в 1850-х и 1860-х годах. Целью Диккенса было уничтожить доказательства его романа с актрисой Нелли Тернан. Судя по сохранившимся письмам Диккенса, уничтоженный материал, даже если он не предназначался для публикации, мог иметь значительную литературную ценность.
Мартин Гарднер , известный эксперт по творчеству Льюиса Кэрролла , считает, что Кэрролл написал в 1860-х годах более раннюю версию « Алисы в стране чудес» , которую он позже уничтожил после написания более сложной версии, которую он подарил ребенку Алисе, вдохновившему ее на создание книга. [31]
В 1870-е годы Чайковский уничтожил полную рукопись своей первой оперы «Воевода» . Спустя десятилетия, в советский период, «Воевода» была посмертно реконструирована по сохранившимся оркестровым и вокальным партиям и эскизам композитора.
20 век [ править ]
Альберто Сантос-Дюмон , после того как французское правительство в 1914 году сочло его шпионом, а затем полиция оправдала этот обман, он уничтожил все свои авиационные документы. [32] В следующем году в послесловии к историческому роману «De gevleugelde» Артур Жапен рассказывает, что, когда Дюмон вернулся в Бразилию, он «сжег все свои дневники, письма и рисунки». [33]
После того, как Гектор Хью Манро (более известный под псевдонимом Саки ) был убит во время Первой мировой войны в ноябре 1916 года, его сестра Этель уничтожила большую часть его документов.
Есть веские доказательства того, что финский композитор Ян Сибелиус работал над Восьмой симфонией. Премьеру этой симфонии он обещал Сержу Кусевицкому в 1931 и 1932 годах, а о выступлении в Лондоне в 1933 году под управлением Бэзила Кэмерона даже было объявлено публике. Однако ни одна такая симфония так и не была исполнена, и единственным конкретным свидетельством существования симфонии на бумаге является счет 1933 года за чистовую копию первой части и короткие черновые фрагменты, впервые опубликованные и сыгранные в 2011 году. [34] [35] [36] [37] Сибелиус всегда был весьма самокритичен; он заметил своим близким друзьям: «Если я не смогу написать лучшую симфонию, чем моя Седьмая, то она будет моей последней». Поскольку ни одна рукопись не сохранилась, источники считают вероятным, что Сибелиус уничтожил большую часть следов партитуры, вероятно, в 1945 году, в течение которого он определенно предал огню очень много бумаг. [38]
[где жила чета Сибелиусов] было большое аутодафе Айно, жена Сибелиуса, вспоминала: «В 1940-х годах в Айноле . Мой муж собрал несколько рукописей в корзину для белья и сжег их на открытом огне в Часть столовой «Карельской сюиты» была разрушена — я потом видел остатки вырванных страниц — и многого другого, у меня не было сил присутствовать, и я поэтому не знаю, что он. бросил в огонь. Но после этого мой муж стал спокойнее и понемногу легче в настроении». Предполагается, что среди уничтоженных бумаг оказался черновик Восьмой симфонии Сибелиуса, над которой он работал в начале 1930-х годов, но которая его не удовлетворила. [39]
Джо Шустер , который вместе с Джерри Сигелом создал вымышленного супергероя Супермена , в 1938 году сжег первую историю о Супермене, когда был уверен, что она не найдет издателя.
Аксель Йенсен дебютировал как писатель в Осло в 1955 году с романом Dyretemmerens kors , но позже сжег оставшиеся непроданные экземпляры книги.
В августе 1963 года, когда К.С. Льюис ушел из колледжа Магдалины в Кембридже и его комнаты там были убраны, Льюис дал указание Дугласу Грешэму уничтожить все его незаконченные или неполные фрагменты рукописи - что ученые, исследующие работу Льюиса, считают тяжелой утратой. . [40]
В 1976 году недоброжелатели венесуэльского либерального писателя Карлоса Ранхеля публично сожгли копии его книги «От благородного дикаря к благородному революционеру» в год ее публикации в Центральном университете Венесуэлы . [41] [42]
Книги спасены от сожжения [ править ]
В католической агиографии святой Винсент Сарагосский упоминается как которому предложили жизнь при условии, что он предает Священное Писание огню; он отказался и принял мученическую смерть. Его часто изображают с книгой, которую он защищал ценой своей жизни.
Еще одним католическим святым, спасающим книги, является святая Виборада, жившая в 10 веке . Ей приписывают предсказание в 925 году вторжения венгров-язычников в ее регион в Швейцарии. Ее предупреждение позволило священникам и монахам Св. Галла и Св. Магнуса спрятать свои книги и вино и скрыться в пещерах на близлежащих холмах. [43] Сама Виборада отказалась бежать и была убита мародерами, а затем канонизирована. В искусстве ее обычно изображают держащей в руках книгу, символизирующую спасенную ею библиотеку, и она считается покровительницей библиотек и библиотекарей.
Во время турне по Тюрингии в 1525 году Мартин Лютер пришел в ярость из-за повсеместных поджогов библиотек и других зданий во время немецкой крестьянской войны , написав Против убийственных, воровских орд крестьян» . в ответ « [44]
Во время революций 1848 года в Австрийской империи Императорская придворная библиотека (ныне Австрийская национальная библиотека ) находилась в крайней опасности, когда бомбардировка Вены привела к сожжению Хофбурга , в котором располагалась Императорская библиотека. Пожар удалось вовремя остановить, сохранив бесчисленное множество незаменимых книг, старательно собиравшихся многими поколениями императоров Габсбургов и находившимися у них учёными.
В начале битвы при Монте-Кассино во Второй мировой войне два немецких офицера — уроженец Вены подполковник Юлиус Шлегель (католик) и капитан Максимилиан Беккер (протестант) — предусмотрительно передали Монте-Кассино. архивы в Ватикан. В противном случае архивы, содержащие огромное количество документов, относящихся к 1500-летней истории аббатства, а также около 1400 незаменимых рукописных кодексов , в основном святоотеческих и исторических, были бы уничтожены в результате бомбардировки союзников с воздуха, которая почти полностью разрушила аббатство. вскоре после этого. Благодаря быстрым действиям двух офицеров были также спасены коллекции Мемориального дома Китса-Шелли в Риме, которые в декабре 1942 года были отправлены в аббатство в целях безопасности.
Сараевская Агада – одна из старейших и наиболее ценных еврейских иллюстрированных рукописей , имеющая огромную историческую и культурную ценность – была спрятана от нацистов и их усташей -соратников Дервишем Коркутом , главным библиотекарем Национального музея в Сараево . Рискуя собственной жизнью, Коркут тайно вывез Агаду из Сараево и передал ее на хранение мусульманскому священнослужителю в Зенице , где она до конца войны была спрятана под половицами мечети или мусульманского дома. Агада снова пережила разрушение во время войн, последовавших за распадом Югославии . [45]
В 1940-х годах во Франции группа изгнанников-антифашистов создала Библиотеку сожжённых книг, в которой хранились все книги, Адольфом Гитлером уничтожённые . В этой библиотеке хранились копии изданий, которые были сожжены нацистами в их кампании по очищению немецкой культуры от еврейских и иностранных влияний, таких как пацифистская и декадентская литература. Сами нацисты планировали создать «музей» иудаизма, как только « Окончательное решение» будет завершено, чтобы разместить в нем определенные книги, которые они спасли. [46]
Посмертное уничтожение произведений [ править ]
Когда Вергилий умер, он оставил указание его рукопись «Энеиды» , сжечь так как это был черновой вариант с неисправленными ошибками, а не окончательный вариант для выпуска. Однако это указание было проигнорировано. В основном именно « Энеиде» , опубликованной в этой «несовершенной» форме, Виргилий обязан своей непреходящей славой – и она считается одним из величайших шедевров классической литературы в целом. [47] [48]
Перед смертью Франц Кафка писал своему другу и литературному исполнителю Максу Броду : «Дорогой Макс, моя последняя просьба: все, что я оставляю после себя... в виде дневников, рукописей, писем (своих и чужих), зарисовок. и так далее, [должно быть сожжено непрочитанным». [49] [50] Брод отверг желания Кафки, полагая, что Кафка дал ему эти указания именно потому, что Кафка знал, что он не будет их соблюдать - Брод сказал ему об этом. Если бы Брод выполнил указания Кафки, практически все творчество Кафки – за исключением нескольких рассказов, опубликованных при его жизни – было бы потеряно навсегда. Большинство критиков того времени и до сих пор оправдывают решение Брода. [47] В предисловии к «Замку» Кафки Брод отмечал, что, войдя в квартиру Кафки после его смерти, он обнаружил несколько больших пустых папок и следы сгоревшей бумаги — рукописи, находившиеся в этих папках, очевидно, были уничтожены самим Кафкой перед смертью. Брод выразил боль от безвозвратной утраты этого материала и радость от того, что спас так много произведений Кафки от безжалостности его создателя.
Похожий случай касается известной американской поэтессы Эмили Дикинсон , которая умерла в 1886 году и оставила своей сестре Лавинии указание сжечь все свои бумаги. Лавиния Дикинсон сожгла почти всю корреспонденцию своей сестры, но интерпретировала завещание как не включающее сорок блокнотов и отдельных листов, заполненных почти 1800 стихами; эти Лавиния сохранила и в том же году начала публиковать стихи. Если бы Лавиния Дикинсон была более строгой в исполнении воли своей сестры, все поэтические произведения Эмили Дикинсон, за исключением небольшой горстки, были бы потеряны. [51] [52]
В начале 1964 года, через несколько месяцев после смерти К.С. Льюиса , литературный душеприказчик Льюиса Уолтер Хупер спас 64-страничную рукопись из костра сочинений автора – сожжение было произведено по завещанию Льюиса. [53] В 1977 году Хупер опубликовал ее под названием «Темная башня» . Льюиса Судя по всему, он был задуман как часть космической трилогии . Хотя она была неполной и, очевидно, представляла собой ранний проект, от которого Льюис отказался, ее публикация вызвала большой интерес и продолжающуюся дискуссию среди поклонников Льюиса и ученых, исследующих его работу.
Современный библиоклазм [ править ]
Хотя акт уничтожения книг осуждается большинством мировых обществ, сжигание книг по-прежнему происходит в малых или больших масштабах.
20 век [ править ]
В Азербайджане , когда был принят модифицированный латинский алфавит, книги, изданные арабской графикой, были сожжены, особенно изданные в конце 1920-х и 1930-х годах. [54] Тексты не ограничивались Кораном; Были также уничтожены медицинские и исторические рукописи. [55]
Сожжения книг регулярно организовывались в нацистской Германии в 1930-х годах штурмовиками , чтобы можно было уничтожить «дегенеративные» произведения, особенно произведения, написанные еврейскими авторами, такими как Томас Манн , Марсель Пруст и Карл Маркс . Одно из самых печально известных сожжений книг в 20 веке произошло во Франкфурте, Германия, 10 мая 1933 года. [1] Организованное Йозефом Геббельсом праздничное сожжение книг сопровождалось оркестрами, участниками марша и песнями. Стремясь «очистить» немецкую культуру от «негерманского» духа, Геббельс заставлял студентов (подстрекаемых профессорами) сжигать книги. Некоторым это можно было бы легко счесть ребяческими действиями молодежи, но для многих в Европе и Америке это было ужасающей демонстрацией силы и неуважения. [56] Во время денацификации , последовавшей за войной, литература, конфискованная союзниками, была превращена в кашу, а не сожжена.
В 1937 году, во время диктатуры Жетулиу Варгаса в Бразилии , несколько книг таких авторов, как Хорхе Амадо и Хосе Линс ду Рего, были сожжены в результате антикоммунистического акта. [57]
В Китайской Народной Республике с 1940-х годов по настоящее время сотрудники библиотеки пропагандируют сожжение «незаконных изданий, религиозных изданий». [58]
В 1942 году местные католические священники заставили ирландского рассказчика Тимоти Бакли сжечь книгу Портной и Ансти» « Эрика Кросса о Бакли и его жене из-за ее сексуальной откровенности. [59]
более шести тонн книг Уильяма Райха . В 1950-х годах в США по решению суда было сожжено [60] В 1954 году произведения Мордехая Каплана были сожжены ортодоксальными еврейскими раввинами в Америке, после отлучения Каплана от церкви . [61]
В Дании костер , 23 июня 1955 года произошло сожжение комиксов. Это был состоявший из комиксов, увенчанный картонным вырезом Призрака в натуральную величину . [62]
Во время военной диктатуры в Бразилии (1964-1985) использовалось несколько методов порицания, среди них пытки и сжигание книг пожарными. [63]
Некоторые сторонники отмечали случаи сожжения книг в искусстве и других средствах массовой информации. Так произошло в Италии в 1973 году с «Сожжение еретических книг» над боковой дверью на фасаде церкви Санта-Мария-Маджоре барельефом Джованни Баттисты Майни в Риме , изображающим сожжение «еретических» книг как триумф праведность. [64]
В годы чилийской военной диктатуры Аугусто Пиночета с 1973 по 1990 год сотни книг были сожжены в качестве способа репрессий и цензуры левой литературы. [65] [66] В некоторых случаях даже книги по кубизму сжигались, потому что солдаты думали, что это связано с Кубинской революцией . [67] [68]
В 1981 году публичная библиотека Джафны в Джафне, Шри-Ланка, была сожжена сингальской полицией и военизированными формированиями во время погрома против тамильского меньшинства. На момент сожжения в нем хранилось почти 100 000 тамильских книг и редких документов. [3] [11]
Хьелл Людвик Квавик, высокопоставленный норвежский чиновник, имел склонность удалять карты и другие страницы из редких книг, и в январе 1983 года его заметил молодой студент колледжа. Студент Барбро Анденаес сообщил о действиях высокопоставленного чиновника заведующему читальным залом, а затем сообщил о них главному библиотекарю университетской библиотеки в Осло. Не решаясь обнародовать обвинение против Квавика, поскольку оно нанесет серьезный ущерб его карьере, даже если оно окажется ложным, средства массовой информации не разглашали его имя до тех пор, пока в его доме не обыскала полиция. Власти изъяли 470 карт и гравюр, а также 112 книг, которые Квавик незаконно получил. Хотя это, возможно, и не была широкомасштабная жестокая демонстрация, которая обычно происходит во время войн , пренебрежение Квавика к библиотекам и книгам показывает, что уничтожение книг в любом масштабе может затронуть всю страну. Здесь высокопоставленный чиновник норвежского правительства был опозорен, а университетской библиотеке была возмещена лишь небольшая часть расходов, которые она понесла из-за потери и уничтожения редких материалов, а также изменений в системе безопасности, которые пришлось внести в результате это. В данном случае причинами порчи редких книг и карт были корысть личной выгоды и желание пополнить собственную коллекцию. Хотя главной целью было не разрушение ради разрушения, ущерб, нанесенный однодневкам, по-прежнему имеет вес в библиотечном сообществе. [69]
В 1984 году в Южноафриканский институт Амстердама проникла организованная группа, стремившаяся привлечь внимание к неравенству в условиях апартеида . Хорошо организованные и заверяющие посетителей библиотеки, что им не причинят никакого вреда, члены группы систематически разбивали микрофишные машины и бросали книги в близлежащий водный путь. Без разбора в отношении уничтожаемого содержимого полка за полкой очищалась от содержимого, пока группа не ушла. Сотрудники вылавливали книги из воды в надежде спасти редкие издания книг о путешествиях , документы о англо-бурских войнах и современные материалы, которые выступали как за, так и против апартеида. Многие из этих материалов были уничтожены маслом, чернилами и краской, которыми демонстранты против апартеида разбросали библиотеку. Мир был возмущен потерей знаний, вызванной этими демонстрантами, и вместо того, чтобы поддержать их дело и привлечь внимание людей к проблеме апартеида, международное сообщество осудило их действия в Южноафриканском институте в Амстердаме. Некоторые из демонстрантов выступили и попытались оправдать свои действия, обвинив институт в поддержке апартеида и заявив, что ничего не делается для изменения режима апартеида. статус-кво в Южной Африке . [11]
21 век [ править ]
Наступление цифровой эпохи привело к каталогизации огромной коллекции письменных произведений исключительно или преимущественно в цифровой форме. Намеренное удаление или удаление этих произведений часто называют новой формой сжигания книг. [70] Например, Amazon , крупнейший в мире онлайн-рынок, все чаще запрещает продажу спорных книг. В статье в The New York Times сообщалось, что «книготорговцы, продающие книги на Amazon, говорят, что у ритейлера нет внятной философии относительно того, что он решает запретить, и, похоже, в основном руководствуется жалобами общественности». [71]
Библиотечный инцидент произошел в Малламбимби , Новый Южный Уэльс , Австралия, в 2009 году. Церемония сожжения книг, описываемая как «так же, как ритуальное сожжение книг в нацистской Германии», была проведена студентами «социально вредного культа» « Универсальная медицина », эзотерический целительский бизнес, принадлежавший Сержу Бенайону. [72] Студентам было предложено бросить свои книги в костёр . Большинство томов посвящено китайской медицине , кинезиологии , иглоукалыванию , гомеопатии и другим альтернативным методам лечения, все из которых Бенхайон провозгласил злом или « праной ». [73]
Российские националисты сожгли украинские книги по истории в Крыму в 2010 году. [74] Пророссийские демонстранты жгли книги на востоке Украины, 2014 год. [75]
После неудавшегося государственного переворота в Турции в 2016 году турецкое правительство сожгло 301 878 книг, которые считались связанными с переворотом или его предполагаемым лидером Фетхуллахом Гюленом , в том числе 18 учебников со словом « Пенсильвания » в них. Фотографии сожженных книг стали вирусной сенсацией в Интернете после того, как их опубликовал сайт Kronos27. [76] [77] [78]
В апреле 2019 года в Польше священники в Гданьске сожгли книги о Гарри Поттере . [79]
В 2019 году совет франкоязычных католических школ Провиденса на юго-западе Онтарио провел церемонию «огненного очищения» и сжег около тридцати недавно запрещенных детских книг. Зола использовалась в качестве удобрения для посадки деревьев, и, по словам участников, акция заключалась в том, чтобы «превратить негатив в позитив». Книги включали Тинтина и Астерикса и были сочтены вредными для коренных народов. [80]
С момента принятия спорного закона о национальной безопасности в 2020 году сообщалось о многочисленных случаях библиоклазма. Вскоре после принятия нового закона книги, написанные видными деятелями демократического движения Гонконга, в том числе Джошуа Вонгом и Таней Чан , были изъяты из публичных библиотек . [81] В 2021 году 29 ранее доступных наименований о резне на Тяньаньмэнь будут полностью удалены из публичных библиотек, а 94 из оставшихся 120 наименований будут доступны только по запросу. [82] В 2022 году, как сообщают местные СМИ, с июня 2021 года в трех средних школах изъяли более 400 книг. [83] В отличие от двух сожжений книг, произошедших в публичных библиотеках, школам не предъявлялись какие-либо конкретные критерии, и школы должны были сами осуществлять самоцензуру . [83] Были удалены заголовки, связанные с протестами в Гонконге в 2019–2020 годах , резней на площади Тяньаньмэнь и заключенными в тюрьму активистами. [83] В том же году правительство Гонконга также отказалось предоставить список книг, изъятых из публичных библиотек. [84]
В феврале 2021 года некоторые религиозные общины в США начали проводить церемонии сожжения книг, чтобы привлечь внимание и публично осудить еретические убеждения. В Теннесси пастор Грег Локк произнес проповедь по поводу сожжения таких книг, как «Гарри Поттер» и «Сумерки». [85] Эта тенденция призывать к сожжению книг, с которыми конфликтует идеология, распространилась и на политическую сферу. Два члена школьного совета Вирджинии Рабих Абуисмаил и Кирк Твигг потворствовали сожжению недавно запрещенных книг, чтобы скрыть свои идеи от сознания общественности. [86] [87] В сентябре 2023 года сенатор штата Миссури и кандидат в губернаторы Билл Эйгель продемонстрировал огнемет на предвыборном мероприятии и поклялся сжечь «пробуждающие порнографические книги [...] на лужайке перед особняком губернатора» в случае своего избрания. [88]
Во время российского вторжения в Украину известны факты уничтожения украинских книг, особенно по истории Украины и истории российско-украинской войны. В Мариуполе россияне сожгли все книги из библиотеки церкви Петра Могилы. [89] Во временно оккупированном Мариуполе российские оккупанты выбрасывают книги из библиотечного фонда Приазовского государственного технического университета. [90] Российская «военная полиция» изымает и уничтожает книги по украинской истории и культуре на оккупированных территориях северо-востока Украины. Также известны случаи уничтожения и повреждения украинских архивов с документами о советских репрессиях и попытках внедрения российских программ перевоспитания в Мелитополе. [91]
книг сжигание Сикхское
В религии сикхов любые копии их священной книги «Гуру Грантх Сахиб» кремируются , которые слишком сильно повреждены, чтобы их можно было использовать, а также любые отходы принтера, на которых есть какой-либо ее текст. Этот ритуал называется Аган Бхет , и он похож на ритуал, который проводится при кремации умершего сикха. [92] [93] [94] [95]
Сожжение книг популярной в культуре
- В главах 6 и 7 первой части « Дон Кихота » [96] Друзья главного героя осматривают его библиотеку, полную рыцарских романов и других книг, и решают сжечь большую часть из них и запечатать комнату. Комментарии священника позволяют автору Сервантесу хвалить или осуждать книги. [97] [98]
- В своей пьесе 1821 года «Альмансор » немецкий писатель Генрих Гейне , имея в виду сожжение мусульманской священной книги Корана во время испанской инквизиции , написал: «Где они сжигают книги, там же в конце концов будут сжигать и людей. ." (« wo man Bücher verbrennt, verbrennt man auch am Ende Menschen». ) Более века спустя собственные книги Гейне оказались среди тысяч томов, сожженных нацистами Dort , на берлинской Опернплац , даже когда его стихотворение «Лорелей» продолжал печататься в немецких учебниках как «неизвестный автор». [99]
- Сожжение книг сыграло небольшую роль в произведении Жюля Верна 1864 года «Путешествие к центру Земли» . После того, как профессор Лиденброк расшифровывает сочинения Арне Сакнуссема и пытается воссоздать его предполагаемое подземное путешествие, его племянник Аксель протестует, что им следует больше изучить его работы, прежде чем принимать какие-либо поспешные решения. Профессор Лиденброк объясняет, что это невозможно: Сакнуссем был в немилости в своей родной стране, лидеры которой приказали сжечь все его сочинения после его смерти.
- В романе Рэя Брэдбери 1953 года «451 градус по Фаренгейту» о культуре, которая поставила книги вне закона из-за презрения к учебе, книги сжигаются вместе с домами, в которых они спрятаны. [3] [97]
См. также [ править ]
- Запрещенные книги
- Библиофобия
- Костер тщеславия
- Библиотечные пожары
- Список инцидентов сожжения книг
- Список уничтоженных библиотек
- Кодексы Майя
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Чиваллеро, Эдгардо. Когда память превращается в пепел... Меморицид в XX веке. Архивировано 27 сентября 2011 года в Wayback Machine . ДОИ .
- Кнут, Ребекка (2006). Сожжение книг и выравнивание библиотек: экстремистское насилие и культурное разрушение . Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
- Кнут, Ребекка. Либрицид: спонсируемое режимом уничтожение книг и библиотек в двадцатом веке . ISBN 0-275-98088-X
- Овенден, Ричард Сжигание книг . Лондон: Джон Мюррей [100]
- Поластрон, Люсьен X. 2007. Книги в огне: разрушение библиотек на протяжении всей истории. Рочестер, Вирджиния: Внутренние традиции.
- Проект по сбору боснийских рукописей – призыв к сбору боснийских рукописей
- Люсьен , Поластрон библиотекарь, ISBN 968-16-8398-6 . [1]
- Поластрон, Люсьен X. Книги в огне: разрушение библиотек на протяжении всей истории . ISBN 978-1-59477-167-5
- Рэйвен, Джеймс. (2004). Затерянные библиотеки: уничтожение великих книжных коллекций со времен античности. Пэлгрейв Макмиллан Лимитед.
- ЮНЕСКО. Потерянная память – Библиотеки и архивы уничтожены в двадцатом веке.
- Книги в огне: разрушение библиотек на протяжении всей истории . Люсьен Ксавье Поластрон. Перевод Джона Э. Грэма. Внутренние традиции. ISBN 978-1-59477-167-5 . ISBN 1-59477-167-7 .
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Сожжение книги» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брокелл, Джиллиан. «Сжигание книг: 6 возмутительных, трагических и странных примеров в истории» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Буассоно, Лотарингия (31 августа 2017 г.). «Краткая история сжигания книг: от типографии до интернет-архивов» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Саич, Андрияна. «Лучший враг книги» . Met Museum , 24 февраля 2016 г. Дата обращения 7 мая 2024 г.
- ^ «Цинь Шихуан: Безжалостный император, сжигавший книги» . Новости Би-би-си . 15 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2022 г. . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ «Первый император Китая уничтожил большинство записей прошлого вместе с 460 или более учёными» . История информации . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Деяния 19: 18–20.
- ^ Афанасий (23 января 2010 г.). «Христианство четвертого века» Часть указа против Ария и его последователей» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж . Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Пейджелс, Элейн Х. (2003). За пределами веры: тайное Евангелие от Фомы (1-е изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус . стр. 176–177. ISBN 978-1-4000-7908-7 . OCLC 55641434 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ «НПНФ2-04. Афанасий: Избранные произведения и письма» . Ccel.org. 13 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2019 г. . Проверено 21 января 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кнут, Ребекка (2006). Сжигание книг и разрушение библиотек: экстремистское насилие и культурное разрушение . Лондон: Издательство Praeger. ISBN 9780275990077 . OCLC 440955600 .
- ^ Даунинг, Элисон; Этвелл, Брайан; Даунинг, Кевин. « Сигесбекия восточная » (PDF) . Биологический университет Маккуори . Отдел биологических наук. Архивировано (PDF) из оригинала 19 ноября 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Иоганн Георг Зигесбек» . Глобальные растения . JTSOR. Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Монахи Хубилай-хана» . Айна.орг. Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Чепмен, Джон (1911). «Несторий и несторианство» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 25 января 2018 г. - через New Advent .
- ^ Макмиллан, Дункан; ван Эмден, Вольфганг; Беннетт, Филип Э; Керр, Александр; Сосьете Ренсесваль (1984). Гийом д'Оранж и шансон де жест: эссе, подаренные Дункану Макмиллану на праздновании его семидесятилетия его друзьями и коллегами из Société Rencesvals . Ридинг: Университет Рединга. ISBN 978-0-7049-0927-4 . OCLC 18225186 .
- ^ Гиббон, Эдвард (1994). История упадка и падения Римской империи . Дэвид Уомерсли. Лондон: Аллен Лейн, Penguin Press. ISBN 0-7139-9124-0 . ОСЛК 32017316 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Родкинсон, Майкл Леви (1918). История Талмуда с момента его создания, около 200 г. до н.э. Талмудское общество. стр. 66–75.
- ^ Маккоби, Хайам (1982). Иудаизм на суде: еврейско-христианские диспуты в средние века . Ассошиэйтед Юниверсити Прессс. ISBN 9780838630532 .
- ^ Фери, Жорж (23 октября 2020 г.). «Сожжение книг майя: трагедия 1562 года в Мани» . Популярная археология . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 года . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека: иллюстрированная история . Николас А. Басбейнс, Американская библиотечная ассоциация. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Skyhorse Publishing . п. 158. ИСБН 978-1-60239-706-4 . ОСЛК 277203534 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Кресси, Дэвид (2005). «Сожжение книг в Англии времен Тюдоров и Стюартов». Журнал шестнадцатого века . 36 (2): 359–374. дои : 10.2307/20477359 . JSTOR 20477359 . S2CID 190209868 .
- ^ Пирсон, Роджер (2005). Всемогущий Вольтер: Жизнь в поисках свободы . Блумсбери. ISBN 978-1-58234-630-4 .
- ^ Рейнольдс, Дональд Э. (2007). Техасский террор: паника восстания рабов 1860 года и отделение Нижнего Юга . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. стр. 20–21. ISBN 9780807135341 . OCLC 646807069 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Рот против Соединенных Штатов , 354 США 476 (2-й округ, 1957 г.).
- ^ «Сожжение книг» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие. 1998. Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ «Сожжения книг в Германии, 1933 год» . ПБС . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Нисио, кандзи (2008) kaifū (на японском языке: Tokuma Shoten). GHQ funsho tosho 978-4-19-862516-0 . OCLC 427545621 .
- ^ Пыльца, Джон Хангерфорд (1907). «Испанская армада» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г. - через New Advent .
- ^ «Эктор - путеводители по городу Акко и всей стране | путеводитель | туристические маршруты для групп на иврите и французском языке» . Acco-tour.50webs.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 21 января 2012 г.
- ^ Гарднер, Мартин (2000). Алиса с аннотациями: Полное издание . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-04847-6 .
- ^ Хоффман, Пол (2003). Крылья безумия . Книги Гипериона . п. 277. ИСБН 0-7868-8571-8 .
- ^ Джапин, Артур (2016). Человек с крыльями (на бразильском португальском языке). Перевод До Амарала, Криштиану Цвизеле. Сан-Паулу: Planeta do Brasil. п. 285. ИСБН 978-85-422-0754-5 . OCLC 1063970649 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Килпеляйнен, Кари (1 декабря 1995 г.). «Сибелиус Восемь. Что с ним случилось?» . Ежеквартальный журнал финской музыки (4). ISSN 0782-1069 . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Сирен, Веса [на финском языке] (30 октября 2011 г.). «Это звук утраченной Восьмой симфонии Сибелиуса?» . Helsingin Sanomat International Edition . ISSN 1239-257X . Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Сирен, Веса [на финском языке] (30 октября 2011 г.). «В видео HS.fi играет потерянная симфония Сибелиуса?» . Helsingin Sanomat (на финском языке). ISSN 1239-257X . Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Стернс, Дэвид Патрик (3 января 2012 г.). «Все-таки последняя симфония Сибелиуса?» . Филадельфийский исследователь . ISSN 2165-1728 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ «Война и гибель Восьмой симфонии 1939–1945» . Жан Сибелиус . Финский клуб Хельсинки. Архивировано из оригинала 8 февраля 2019 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ Росс, Алекс (2008). Остальное — шум: слушая двадцатый век (3-е изд.). Лондон: Харпер Многолетник . ISBN 978-1-84115-476-3 . ОСЛК 236120279 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Линдскуг, Кэтрин Энн (2001). Слежение К.С. Льюис: больше Света в стране теней . Издательство Университета Мерсера . стр. 111–12. ISBN 9780865547308 . ОСЛК 45963041 .
- ^ Перес, Омар Альберто. «Рангель, Карлос | Полярный фонд Эмпресас» . Библиотека Полярного фонда (на испанском языке). Архивировано из оригинала 3 июля 2021 года . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Вилласмил-Прието, Густаво Х (19 октября 2019 г.). «Еврейский профессор, Густаво Дж. Вилласмил Прието» . Таль Куаль (на испанском языке). Архивировано из оригинала 3 мая 2022 года . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ О'Доннелл, Джим (20 ноября 2003 г.). «Святые покровители» . [электронная почта защищена] (список рассылки). Джорджтаунский университет . Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года . Проверено 2 мая 2007 г.
- ^ Лютер, Мартин; Пеликан, Ярослав; Освальд, Хилтон С; Леманн, Хельмут Т; Браун, Кристофер Бойд; Мэйес, Бенджамин Т.Г. (1955). Работы Лютера . Том. 46. Издательство «Конкордия» . стр. 50–51. ISBN 978-0-570-06410-7 . OCLC 13839632 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Брукс, Джеральдин (3 декабря 2007 г.). «Книга Исхода: двойное спасение в Сараево во время войны» (PDF) . Житель Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 31 марта 2012 г.
- ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: Живая история . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. стр. 200–201. ISBN 9781606060834 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кирш, Адам (6 сентября 2018 г.). «Кафка хотел, чтобы все его работы были уничтожены после его смерти. Или он это сделал?» . Финансовый обзор . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Мендельсон, Дэниел (8 октября 2018 г.). «Энеида» — это прославление Империи или критика?» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Кафка, Франц (1967). Das Schloss: римский . Нью-Йорк: Schocken Books. Примечание издателя. OCLC 1023834801 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Батуман, Элиф (22 сентября 2010 г.). «Последний суд Кафки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Хабеггер, Альфред (2001). Мои войны изложены в книгах: Жизнь Эмили Дикинсон . Случайный дом. п. 604 . ISBN 9780679449867 .
- ^ Фарр, Джудит, изд. (1996). Эмили Дикинсон: Сборник критических очерков . Международные издания Прентис Холл в мягкой обложке. п. 3. ISBN 978-0-13-033524-1 .
- ^ острый, Роб (4 марта 2011 г.). «Спасенная из костра утраченная работа К.С. Льюиса» . Независимый . Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года . Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Джафарзаде, Азиза (2006). «14.1 - Мемуары 1937 года - Сжигаем наши книги - Арабская письменность горит» . Азербайджанский международный . Соединенные Штаты. том. 14:1 с. 24-25. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Рустамов, Асаф (1999). «7.3 День, когда они сожгли наши книги» . Азербайджанский международный . Соединенные Штаты. том 7:3, стр. 74–75. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Бейкер, Кеннет (9 сентября 2016 г.). «Горящие книги» . История сегодня . Том. 66, нет. 9. с. 44. Архивировано из оригинала 14 сентября 2019 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Рамос, Хорхе (12 августа 2012 г.). «Диктатура Варгаса сожгла на городской площади 1640 книг Хорхе Амадо» . Jornal Correio (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Ши, Джерри (9 декабря 2019 г.). «Руководители китайских библиотек сжигают книги, которые расходятся с идеологией Коммунистической партии» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Китинг, Сара (1 января 2006 г.). «Возвращение сказок о портном домой» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Шараф (13 июля 1956 г.). «ПОРЯДОК НА КНИГУ ПОДАН АПЕЛЛЯЦИИ; Отдел свобод просит нас не уничтожать сочинения Райха» . Нью-Йорк Таймс . стр. 419, 460–461. Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года.
- ^ Сильвер, Закари (3 июня 2005 г.). «Взгляд назад на сжигание другой книги» . Форвард . Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ «Фантомет в 1955 году» . danmarkshistorien.dk (на датском языке). Орхусский университет . 9 апреля 1940 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2016 года . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Гринхал, Рафаэль Диего (29 сентября 2020 г.). «Книги и цензура в Бразилиа во время военной диктатуры (1964-1985)» [Книги и цензура в Бразилиа во время военной диктатуры (1964-1985)] (PDF) . Информация и общество: исследования (на бразильском португальском языке). 30 (3): 1–15. дои : 10.22478/ufpb.1809-4783.2020v30n3.52231 . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Туристический клуб «Итальяно» (1977). Roma e dintorni (на итальянском языке). Милан: Итальянский туристический клуб. п. 344. OCLC 863551761 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Босмаджян, Хейг (2006). Горящие книги . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. 141. ИСБН 9780786422081 . OCLC 62697065 .
- ^ Шварц, Дэниел (10 сентября 2010 г.). «Книги горели» . Новости ЦБК . Канадская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Эдвардс, Хорхе (1 апреля 1984 г.). «Книги в Чили» . Индекс цензуры . 13 (2): 20–22. дои : 10.1080/03064228408533696 . ISSN 0306-4220 . S2CID 144952930 . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Андрен, Чарльз Ф. (2011). Политические перемены в странах третьего мира . Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 186. ИСБН 978-1-136-85889-5 . OCLC 811384331 .
- ^ Томпсон, Лоуренс С. (1985). «Библиоклизма в Норвегии» . Библиотечная и архивная безопасность . 6 (4): 13–16. дои : 10.1300/j114v06n04_02 . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Руджеро, Люсия (9 июля 2013 г.). «Цифровые книги; могут ли они облегчить цензуру и «сжигание книг»? | Цифровые технологии встречаются с культурой» . Цифровые технологии встречаются с культурой . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ Стрейтфельд, Дэвид (17 марта 2020 г.). «Амазонка запрещает, а затем восстанавливает гитлеровскую «Майн кампф» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 1553-8095 . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года.
- ^ Уитборн, Микаэла (15 октября 2018 г.). «Самозванный целитель Серж Бенайон возглавляет «социально вредный культ»: жюри» . Сидней Морнинг Геральд . Фэрфакс Медиа. Архивировано из оригинала 15 октября 2018 года . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ Лезер, Дэвид (25 августа 2012 г.). «Режим да Винчи» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Сожжение книг в Украине разжигает споры об истории» . Голос Америки . 16 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2022 г. Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ «Пророссийские демонстранты жгут книги и штурмуют здания на востоке Украины» . Рейтер . 16 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Элисон, Флад (6 августа 2019 г.). «Правительство Турции уничтожило более 300 000 книг» . Хранитель . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ П., Джиной Хосе (8 августа 2019 г.). «Когда в Турции было уничтожено 301 878 книг…» The Hindu Business Line . Архивировано из оригинала 8 августа 2019 года . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Андрей, Михай (7 августа 2019 г.). «Турция сжигает 300 000 книг из школ и публичных библиотек» . ЗМЭ Наука . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Книги о Гарри Поттере сожжены польскими священниками, встревоженными магией , BBC News, 1 апреля 2019 г. , дата обращения 1 апреля 2019 г.
- ^ Гербет, Томас (7 сентября 2021 г.). «Школы уничтожают 5000 книг, которые считаются вредными для коренных народов, включая Тинтина и Астерикса]. Radio-Canada.ca (на канадском французском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «Книги демократических активистов недоступны в библиотеках Гонконга после принятия нового закона» . Рейтер . 5 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Ченг, Селина (21 ноября 2021 г.). «Эксклюзив: публичные библиотеки Гонконга убрали с полок 29 наименований о резне на площади Тяньаньмэнь» . Свободная пресса Гонконга . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли, Миндаль (6 июня 2022 г.). «Школы Гонконга должны убрать книги, которые ставят под угрозу национальную безопасность, — говорит министр образования» . Свободная пресса Гонконга . Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Чау, Кэндис (7 апреля 2022 г.). «Правительство Гонконга отказывается сообщить, какие библиотечные книги запрещены законом о национальной безопасности» . Свободная пресса Гонконга . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ «Пастор из Теннесси возглавляет сожжение романов о Гарри Поттере и Сумерках» . Хранитель . 4 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Сожжение книг по призыву членов школьного совета Спотсильвании» . Фредериксбург, штат Вирджиния Патч . 10 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Берк, Тимоти [@bubbaprog] (10 ноября 2021 г.). «Вам нужно *увидеть* и *услышать*, как выборные должностные лица Вирджинии изложили свой план по сожжению книг, против которых они выступают, — одну из которых Американская библиотечная ассоциация назвала «Лучшей книгой для молодежи». Марш этой страны к фашизму превращается в полный спринт https://t.co/jgmfSaAHGU» ( твит ). Архивировано из оригинала 18 декабря 2022 года . Проверено 16 января 2023 г. - через Twitter .
- ^ Бэйлесс, Касен (18 сентября 2023 г.). «Кандидат от республиканской партии на пост губернатора Миссури клянется сжечь книги после вирусного видео с огнеметом» . Звезда Канзас-Сити . Архивировано из оригинала 18 сентября 2023 года . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «В Мариуполе оккупанты сожгли все книги из библиотеки церкви Петра Могилы» . Национальный музей Голодомора-геноцида . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ «Оккупанты выбрасывают книги из университетской библиотеки в Мариуполе» . chytomo.com . 25 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ «Российские оккупанты развязывают войну против украинской истории, сжигая книги и уничтожая архивы» . Евромайдан Пресс . Апрель 2022 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2023 г.
- ^ «Пресс-релиз сикхской общины Британской Колумбии» (PDF) . Harjas.com. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2007 года.
- ^ «Сева после ураганного удара один-два» . Сикхская новостная сеть . 27 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2007 г.
- ^ Каур, Гурмит. «на Никобарских островах после цунами 2004 года» . ГАНАЯ . конец страницы. Архивировано из оригинала 28 марта 2022 года.
- ^ «Запрос в блоге о скоплении загружаемых распечаток сикхского священного текста» . Mrsikhnet.com. Архивировано из оригинала 10 января 2008 года.
- ^ Сервантес, Мигель де. Дон Кихот . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ромера, Анхель (март 2005 г.). Агирре, Хоакин Мария (ред.). «Внимательное рассмотрение. Стела библиокоста, порожденная главой Дон Кихота» . Зеркало (на испанском языке) (29). Мадрид: Университет Комплутенсе. Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Пенья, Мануэль (30 декабря 2005 г.). «El «donoso y grande escrutinio» o las caras de la censura» [«Отвлекающее и важное рассмотрение» или лица цензуры]. Испания (на испанском языке). 65 (221). CSIC: 939–955. doi : 10.3989/hispania.2005.v65.i221 . Архивировано из оригинала 23 октября 2016 года . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Хенли, Джон (10 сентября 2010 г.). «Сожжение книг: разжигание пламени ненависти» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Кук, Рэйчел (31 августа 2020 г.). «Обзор Ричарда Овендена «Сжигание книг» – библиотеки, которые мы потеряли» . Хранитель . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- «О сожжении книг и сжигании книг: размышления о силе (и бессилии) идей», Ганс Дж. Хиллербранд
- «Горящие книги» Хейга А. Босмаджяна
- «Запреты и сожжения в истории» - Книжный и периодический совет (Канада)
- «Книги горят: график» Дэниела Шварца, CBC News. Обновлено 10 сентября 2010 г.